Научная статья на тему 'Примирительные технологии в разрешении конфликтов в образовательной среде'

Примирительные технологии в разрешении конфликтов в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
769
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ (ПРИМИРЕНИЯ) / КРУГИ ПРИМИРЕНИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ / КРУГ ЦЕННОСТЕЙ / СЕМЕЙНАЯ ГРУППОВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / CONCILIATORY TECHNOLOGIES / RECOVERY APPROACH / SCHOOL SERVICE OF MEDIATION (RECONCILIATION) / RECONCILIATION CIRCLES / INTERPERSONAL CONFLICTS / CIRCLE OF VALUES / FAMILY GROUP CONFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митяева А.М.

Примирительные технологии в разрешении педагогических конфликтов осуществляются на основе восстановительного подхода. В данной статье он рассматривается через такие формы работы, как семейная групповая конференция, медиация, круг ценностей, круги примирения и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCILIATORY TECHNOLOGIES IN RESOLUTION OF CONFLICTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Conciliatory technologies in permission of the pedagogical conflicts are carried out on the basis of recovery approach. In this article it is considered through such forms of work as a family group conference, mediation, a circle of values, reconciliation circles, etc.

Текст научной работы на тему «Примирительные технологии в разрешении конфликтов в образовательной среде»

УДК 378.14 МИТЯЕВА А.М.

доктор педагогических наук, профессор, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: annamm@inbox.ru

UDC 378.14 MITYAEVA A.M.

Doctor of pedagogical sciences, professor, Orel State

University E-mail: annamm@inbox.ru

ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ CONCILIATORY TECHNOLOGIES IN RESOLUTION OF CONFLICTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Примирительные технологии в разрешении педагогических конфликтов осуществляются на основе восстановительного подхода. В данной статье он рассматривается через такие формы работы, как семейная групповая конференция, медиация, круг ценностей, круги примирения и др.

Ключевые слова: примирительные технологии, восстановительный подход, школьная служба медиации (примирения), круги примирения, межличностные конфликты, круг ценностей, семейная групповая конференция.

Conciliatory technologies in permission of the pedagogical conflicts are carried out on the basis of recovery approach. In this article it is considered through such forms of work as a family group conference, mediation, a circle of values, reconciliation circles, etc.

Keywords: conciliatory technologies, recovery approach, school service of mediation (reconciliation), reconciliation circles, interpersonal conflicts, circle of values, family group conference.

Примирительные технологии возникли и развивались в рамках восстановительного подхода. Анализ теории и методики реализации примирительных технологий («восстановительная медиация», «программа примирения в семье», «круг заботы», «школьная конференция», «семейная конференция» и др.) показал, что они могут с успехом применяться для решения школьных споров.

Необходимым условием применения восстановительных (примирительных) технологий в качестве ресурса для разрешения споров является принятие всем коллективом образовательного учреждения ценностей восстановительного подхода. Работающие в рамках восстановительного подхода специалисты, используя особые коммуникативные техники, помогают сторонам спора избавиться от сильных переживаний и сформулировать «запрос» на программу примирения. При этом отношения с участниками конфликта строятся на основе доверия, сотрудничества, уважения, что создает условия для формирования у них ответственного поведения. Ученики получают возможность самостоятельно в ходе переговоров найти выход из создавшейся конфликтной ситуации.

Школьная служба медиации (примирения) ШСП — это одна из новейших технологий разрешения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей; форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся. Ее задачи - проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе; научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят; популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей. Принципы - добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное

согласие сторон, вовлеченных в конфликт); конфиденциальность; нейтральность.

Восстановительный подход предполагает - восстановление взаимоотношений, способности к взаимопониманию, восстановление понимания ценности примирения, понимание ответственности. Школьная служба примирения - представляет собой объединение программ восстановительного урегулирования и разрешения споров, конфликтных и криминальных ситуаций [2].

Цель школьной службы примирения - создать благоприятные условия для успешного и эффективного проведения программ восстановительного разрешения споров, конфликтных и криминальных ситуаций.

Деятельность службы зафиксирована в соответствующем документе, который утверждается руководителем образовательного учреждения. Главной задачей службы примирения является восстановление и закрепление в школьном коллективе способностей к взаимопониманию и нормализации взаимоотношений.

Школьная служба примирения сопровождает следующие процессы в школе:

- Формирование нового типа реагирования на конфликт.

- Изменение сложившихся стереотипов и установок о спорах, конфликтах у школьников, администрации и педагогов. Представители службы примирения не только используют новые мирные технологии, но и обучают восстановительной коммуникации всех членов школьного коллектива.

- Помогает развитию новых форм воспитания, которые основываются на восстановительном подходе [3].

Школьная служба примирения состоит из группы кураторов, в которую входят: заместитель директора по

© Митяева А.М. © Mityaeva A.M.

учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог, несколько учителей и учащиеся старших классов. Учащиеся старших классов являются волонтерами и могут стать посредниками только при собственном согласии, пройдя соответствующую подготовку.

Работая в службах примирения, школьники приобретают опыт конструктивного общения и взаимодействия. Так же школьникам легче построить разговор со сверстниками. Они действуют по принципу равный - равному, что намного эффективнее, чем при вмешательстве учителя.

Выделяют следующие направления кураторов службы примирения: внедрение в образовательное учреждение восстановительных технологий; организация школьной службы примирения; организация школьной службы примирения по конкретному случаю; взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав; региональной ассоциацией медиаторов.

Одной из главных задач службы примирения является создание конструктивных взаимоотношений в классе, которые строятся на взаимопомощи и взаимопонимании. Обучаются некоторые представители из класса, которые замечают проблемы друг друга и пытаются помочь. В классе создаются доверительные отношения [6].

Функции школьной службы примирения:

1. Восстановительная функция - служба оказывает помощь пострадавшему в улучшении его состояния, в отношениях с окружающими: с учителями, родителями, ровесниками.

2. Образовательная функция - предполагает установление контакта между учителями и учениками, способствует повышению уровня квалификации преподавателей.

3. Воспитательная функция - участники конфликта учатся строить конструктивную коммуникацию, принимать ответственность за поступки и решения на себя.

4. Профилактическая функция - предполагает осознание важности человеческих взаимоотношений, восстановление оппонентов и их отношений, заглаживание причиненного друг другу вреда [7].

Выделяют следующие особенности восстановительного подхода: конфликты разрешаются добровольно - без применения силы; оппоненты исцеляются душевно; стороны несут ответственность за свои действия и причиненный вред; устанавливаются взаимоотношения и взаимопонимание между участниками; установки при реагировании на конфликт меняются с карательных на восстановительные; стороны конфликта сами находят выход из конфликтной ситуации; взаимоотношения в коллективе улучшаются [8].

Этот простой в исполнении и демократичный механизм оценки оказался достоверным и очень действенным.

Можно выделить факторы, подтверждающие эффективность участия подростков в школьной службе примирения в качестве медиаторов при поддержке взрослого - куратора: ученики - медиаторы начали лучше осознавать происходящее в школе; роль ведущего примирительных процедур способствует личностному росту учеников, так как они проявляют толерантность к участникам примирительных программ, выслушивают разные мнения, способствуют выработке совместного решения проблемы, помогают сторонам узнать сущность и истинные причины поведения сторон; служба примирения в школе стала органом самоуправления школьников, так как некоторые пол-

номочия взрослых - разрешение проблемных ситуаций, применение примирительных процедур перешли в полномочия учеников [9].

Школьная служба примирения проводит открытые лекции, флэшмобы и другую рекламную деятельность для привлечения новых подростков - медиаторов [8]/

Можно выделить основные показатели эффективности реализации школьных служб примирения:

- организация самостоятельного самоуправления школьников;

- установление неформального управления конфликтами;

- снижение уровня конфликтности школьников;

- повышение социальной активности подростков, снижение количества конфликтных учеников;

- снижение количества конфликтов на территории школы;

- повышение активного поведения учителей, родителей и представителей администрации;

- развитие нового образа мышления;

- изменение отношения учеников и родителей к процессу образования, к учителям и к самой школе [6].

Можно выделить показатели эффективности работы ШСП: отношение количества начатых примирительных программ к количеству имеющихся конфликтов; отношение количества проведенных примирительных встреч к количеству начатых примирительных программ; отношение количества начатых примирительных программ к числу успешных завершенных дел; увеличение количества участников примирительных встреч; проведение информационно-рекламных встреч по задачам и итогам работы школьных служб примирения; расширение зоны заявлений в ШСП; организация регулярных семинаров со школьниками, социальными работниками, родителями и представителями школьной администрации [2].

Можно выделить некоторые проблемы и риски при реализации программы школьной службы примирения: низкий уровень доверия к способностям учеников самостоятельно разрешать проблемные ситуации; мнения о том, что программы примирения - без наказания - могут показать детям, что любое конфликтное поведение может остаться безнаказанным; участники, неудовлетворенные результатом встречи, могут высказывать окружающим о своем негативном отношении к примирительным программам или к ведущим программ, и тем самым зарождать такое мнение у окружающих [3].

В процессе работы школьных служб примирения выявляются конфликты с родителями, для разрешения которых могут привлекаться специалисты других организаций. Это дает возможность расширения зоны деятельности школьной службы примирения. Для учителей и администрации школы необходимо регулярно проводить обучающие лекции и семинары, направленные на профилактику конфликтов, как среди учеников, так и детско-родитель-ских конфликтов [4].

В основе деятельности школьных служб примирения лежит восстановительный подход. Приведем некоторые мероприятия и формы работы в рамках восстановительного подхода.

Тематический круг

Тематика и вопросы круга согласовываются с его

участниками. Ведущий может заранее спросить участников о том, что именно их интересует, или задать такой вопрос во время проведения круга.

Приведем примеры возможных для профилактики конфликтов кругов:

- всегда ли я хороший - целью данного круга является осознание школьниками своего отношения к одноклассникам, к учителям и ко всем окружающим, формирование адекватной самооценки.

- гармония с собой - целью данного круга является формирование навыков адекватного самоанализа, развитие навыков саморегуляции.

- благополучное семейное самочувствие - целью данного круга является развитие навыков рационального семейного общения, формирование позиций семейного благополучия и согласия.

Круг ценностей

Данный метод разрешения конфликтов обеспечивает более тесный контакт между его участниками. Имеется возможность построения конструктивных взаимоотношений. Каждый участник имеет возможность как высказать свое мнение, так и быть услышанным всеми остальными участниками. В начале проводится ритуал открытия круга, затем каждый участник называет одно, самое важное, по его мнению, качество, а ведущий записывает их. Таким образом сформировались ценности, которые важны для участников. Далее идет обсуждение волнующих вопросов, относительно списка ценностей [6].

Медиация

Цель данной программы - создать благоприятные условия для конструктивного диалога между оппонентами. У них появляется возможность услышать и понять друг друга, принять на себя ответственность за произошедшее и за результат проведения медиации, вместе выработать решение конфликта, самостоятельно наметить способы заглаживания вреда и налаживания дальнейших отношений. Перед совместной встречей оппонентов, медиатор должен провести отдельные встречи с каждой из сторон [7].

Программа по заглаживанию вреда

Специалист организует встречу сторон, на которой обсуждаются вопросы о заглаживании вреда, если на нее согласны обе стороны. Ведущий является нейтральной стороной и способствует налаживанию конструктивного диалога между участниками. Данная программа позволяет школьникам осознать причины своего поведения, осознать последствия своих поступков, получают возможность загладить причиненный вред [9].

Медиация «Комбинаторика пар»

Данный вид работы состоит из параллельных и последовательных этапов работы, проводимых двумя медиаторами.

Этап 1. Индивидуальная беседа - на данном этапе медиаторы работают с участниками конфликта одновременно в разных комнатах. Оппоненты рассказывают суть проблемы, источники, возможные варианты решения.

Этап 2. Отзеркаливание историй - медиаторы, в присутствии сторон, по очереди пересказывают их истории друг другу. Это позволяет оппонентам взглянуть на ситуацию со стороны и обнаружить наиболее острые зоны конфликта.

Этап 3. Наблюдение - стороны получают возможность прокомментировать рассказы медиаторов.

Этап 4. Рефлексия команды - медиаторы общаются между собой, пресекают любую активность сторон. Следят за поведением оппонентов. Концентрируют внимание на информации, важной для решения проблемы. Медиаторы могут задавать вопросы обеим сторонам. Возникает диагональное общение. Это продолжается пока стороны не придут к какому-либо решению. Затем оппонентам предлагается заключить договор [8].

Круги примирения

В основном состоят из четырех этапов.

Первый этап - определение пригодности круга примирения для данного конфликта. Решается вопрос - является ли предложенный метод лучшим для данного дела. Рассматриваются другие программы для наилучшего удовлетворения потребностей всех участников конфликта.

Второй этап - подготовка. Все участники нуждаются в подготовке. Основные участники нуждаются в специальной, длительной подготовке.

Третий этап - круг примирения - поиск консенсуса для выработки соглашения. Основывается на той информации, которая была получена на предварительных встречах. На данном этапе все участники конфликта должны придти к взаимовыгодному соглашению.

Четвертый этап - дальнейшие шаги - проверка выполнения соглашения. На данном этапе определяются возможные меры наказания. Эффективность кругов определяется выполнением соглашения между всеми участниками. Важно предусмотреть и определить шаги и меры наказания в случае нарушения соглашения. Таким образом, доверие к кругам примирения возрастает.

Таким образом, в практике ШСП встречаются как конфликтные, так и трудные, проблемные ситуации. При разрешении таких ситуаций необходимо рассмотреть все аспекты, изучить специфику определенного спора.

Библиографический список

1. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. М., 2000

2. Карнозова Л.М. Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на преступление). М.: Проспект, 2014.

3. Коновалов А. Служба примирения: ее место и роль в справедливом разрешении конфликтных ситуаций // Директор школы. 2004. № 4. С. 21-28.

4. Митяева А.М. Формирование профессиональной компетентности студентов в вузе.//Компетентностно-модульный подход в системе среднего и высшего профессионального образования. Материалы международной научно-практической конференции. Брянск: «Курсив», 2010. С.124-130.

5. Митяева А.М. Профилактика конфликтного взаимодействия в образовательной среде.// Инновационные технологии довузовского образования. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием г. Орел: Типография "Модуль-К", 2016. C. 26-30.

6. Митяева А.М. Семейная групповая конференция как эффективный способ разрешения конфликтов в подростковом возрасте.// VI Международная научно-практическая конференция "Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире". Социальный мир человека. Ижевск: Издательский дом ERGO, 2016. C. 349-354.

7. Митяева А.М. Школьные службы примирения как эффективная технология разрешения конфликтов в подростковой среде // Конфликтология и конфликты в современном мире. Омск: материалы международной конференции. ОмГПТУ 2017. C. 171-176.

8. Митяева А.М. Особенности реализации программы школьных служб примирения//Сборник научных трудов участников III международной научно-практической конференции./ под ред. А.М. Митяевой, С.В. Мурашевой. Орел. ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева» 2018. С.176-181.

9. Хананашвили Н.Л. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. М: Фонд «Новая Евразия», 2012. - 90 с.

10. MityaevaA.M., PuzankovaE.N., EgorychevA.M., Fomina S.N., Pravdyuk V.N. Interethnic communication and interaction of students in their professional training // The Social Sciences (Pakistan). 2016. Т. 11. № S3. С. 6511-6515.

11. Mityaeva A.M., Fomina S.N., Khovanskaya E.A., Egorychev A.M. Integration as Condition of Sustainable Development of Society and Education // Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities (CILDIAH 2017): Proceedings of the 7th. CILDIAH 2017. С. 187-193.

References

1. DmitriyevA.V. Conflictology: Manual. - M, 2000

2. KarnozovaL.M. Introduction to recovery justice (mediation in response to crime). M.: Avenue, 2014.

3. KonovalovA. Service of reconciliation: its place and a role in fair permission of conflict situations//the Principal. 2004. No. 4. Pp. 21-28.

4. Mityaeva A.M. Formation of professional competence of students of higher education institution.//Competence-based and modular approach in the system of an average and higher education. Materials of the international scientific and practical conference. Bryansk: "Italics", 2010. Pp. 124-130.

5. Mityaeva A.M. Prophylaxis of conflict interaction in educational medium.//Innovative technologies of pre-university education. Materials III of the All-Russian scientific and practical conference with the international participation of Oryol: Modul-K printing house, 2016. C. 26-30.

6. Mityaeva A.M. A family group conference as an effective way of resolution of conflicts at teenage age.//VI International scientific and practical conference "Person and world: a mirosozidaniye, the conflict and mediation in the interkulturny world". Social world of the person. Izhevsk: ERGO, 2016 publishing house. Pp. 349-354.

7. Mityaeva A.M. School services of reconciliation as effective technology of resolution of conflicts among teenagers//Conflictology and the conflicts in the modern world. Omsk: materials of the international conference. ОмГПТУ 2017. C. 171-176.

8. Mityaeva A.M. Features of implementation of the program of school services of reconciliation//Collection of scientific works of participants of the III international scientific and practical conference. / under the editorship of A.M. Mityaeva, S.V. Murasheva. Eagle. FGBOOU WAUGH of "regional public institution of I.S. Turgenev" of 2018. Pp. 176-181.

9. HananashviliN.L. School services of reconciliation. Methods, researches, procedures. Collection of materials. М: New Eurasia fund, 2012.

90 p.

10. Mityaeva A.M., Puzankova E.N., Egorychev A.M., Fomina S.N., Pravdyuk V.N. Interethnic communication and interaction of students in their professional training // The Social Sciences (Pakistan). 2016. Т. 11. № S3. Pp. 6511-6515.

11. Mityaeva A.M., Fomina S.N., Khovanskaya E.A., Egorychev A.M. Integration as Condition of Sustainable Development of Society and Education // Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities (CILDIAH 2017): Proceedings of the 7th. CILDIAH 2017. Pp. 187-193.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.