212
Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (2), с. 212-217
УДК 343.13
ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ КАК ИНСТИТУТ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПРАВОСУДИЯ
© 2014 г. С.В. Соловьева 1, Е.В. Ершова 2
1 Нижегородский госуниверситет им Н.И. Лобачевского 2 Государственное казенное учреждение социальной реабилитации для несовершеннолетних, Н. Новгород
Поступила в редакцию 10.10.2014
Анализируются проблемы становления института медиации и восстановительного правосудия в рамках школьных служб медиации. Зарубежный и российский опыт свидетельствуют об эффективных результатах медиации, как одного из мощнейших средств восстановительного правосудия, однако без активной поддержки государства внедрение данной инновации в России достаточно проблематично. С другой стороны, использование основных медиативных принципов может помочь удержать процедуру медиации в школах от превращения её в бюрократический и формальный механизм.
Ключевые слова: медиация, восстановительное правосудие, метод школьной медиации, примирение сторон, несовершеннолетние.
В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения [1].
Нарушение законных прав и свобод человека, принадлежавших ему от рождения и подтвержденных государством, с древних времен строго карается институтами государственной власти.
В Российской Федерации задачами уголовного судопроизводства являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступления [2].
Однако, потерпевший, попадая в ситуацию, когда против него совершается преступление, в дальнейшем включается в целую систему уголовного правосудия, где ему присваивают статус жертвы преступления. На защиту его прав и интересов встает государственная машина, первичной целью которой является наказание виновного, а сам потерпевший практически теряет контроль над ситуацией.
Для практики российского законодательства не характерно говорить о примирении сторон в сфере уголовного судопроизводства. Однако в данной статье речь пойдет о посредничестве в ювенальной юстиции, где, по нашему мнению, медиация как альтерна-
тивный метод разрешения конфликта между правонарушителем и потерпевшим имеет большую целесообразность.
Минимальный возраст несовершеннолетнего определяется ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), которая предусматривает, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. За некоторые преступления, перечень которых установлен в ч. 2 ст. 20 УК РФ, установлен пониженный возраст уголовной ответственности - четырнадцать лет. Психологически к этому моменту личность еще окончательно не сформирована, она еще ищет себя, поэтому медиация в данном случае может стать той «рукой помощи», которая позволит подняться оступившемуся подростку.
Институт примирения в уголовном процессе предусмотрен ч. 2 ст. 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) [3] по делам частного обвинения, а также по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести - ст. 25 УПК РФ в случаях, предусмотренных ст. 76 УК РФ. Однако напрямую в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [4] пока не указана возможность применения медиации как способа примирения сторон в сфере уголовных правоотношений. И несмотря на положительный опыт, как зарубежный, так и российский, применения посредничества в уголовных делах частного обвинения, дискуссия о целесообразности дан-
ного подхода в современной правовой науке не прекращается.
Действующие сегодня нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства позволяют освобождать от уголовной ответственности как до передачи дела в суд, так и в процессе судебного разбирательства. Эти нормы предусматривают право государства в установленных законом случаях отказаться от уголовного преследования. Условия такого отказа практически совпадают с теми, которые позволяют обычно прибегнуть к средствам восстановительного правосудия: раскаяние, возмещение вреда, признание возможности исправить ситуацию возникшего правового конфликта средствами общественного воздействия и общественной поддержки.
Если говорить о несовершеннолетних нарушителях закона, то надо учитывать, что еще до совершения преступления будущий правонарушитель оказывается психологически отделенным от общества, у него уже нарушены социальные связи и взаимодействия. Попадая в ситуацию судебного (государственного) разбирательства, несовершеннолетний может окончательно причислить себя к его криминальным слоям. В этот момент важно, чтобы взрослые, в лице медиаторов, учителей, правоохранительных органов, донося до него всю суть его преступления, не оценивали его как личность, которую уже не исправишь.
Несовершеннолетние достаточно легко и быстро, учитывая психологические особенности детского организма (потребность в самореализации, неустойчивость идей и ценностей и др.) и отсутствие знания правовых норм, могут быть вовлечены и умело спровоцированы на антиобщественные действия. Предупреждение преступности несовершеннолетних - государственная задача.
Безусловно, наиболее действенным путем решения этой проблемы является разработка государственной политики предупреждения правонарушений несовершеннолетних, основные положения которой должны быть закреплены законодательно и основаны на последовательных действиях учреждений разных ведомств и органов управления.
Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» разработаны меры на создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия, одними из которых является создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей,
и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку [5]. Одним из таких мероприятий является создание сети школьных служб примирения, в том числе в рамках восстановительного подхода.
Школа - это зеркальное отражение «большого» общества. Школа является мини-социумом и оттого, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме.
Школьная служба медиации, или примирения, как ее чаще называют, - это служба, в которой медиаторами выступают, прежде всего, сами учащиеся, обученные для этого сертифицированными тренерами-медиаторами. Что дает такое направление деятельности в школе? Прежде всего, учащиеся учатся уважать других и себя, общаться, в том числе и в конфликтной ситуации, причем не с позиции силы, а принимая и понимания своего оппонента. Таким образом, школьные службы примирения с успехом реализуют политику восстановительного правосудия, о котором в последнее время в России говорят все больше.
Но следует сразу оговориться, что «школьная медиация» - понятие, а не термин, и оно многогранно. Речь здесь идет не только о разрешении конфликтов в школьной жизни. Понятие «школьной медиации» значительно шире. Оно подразумевает и создание взаимопонимания между взрослыми (например, между родителями и учителями), а также между взрослыми и детьми, между группами детей и так далее [6]. Охватывая такую широкую сферу человеческих взаимоотношений, медиация становится альтернативой государственным механизмам разрешения и уголовно-правовых споров, где задействованы несовершеннолетние.
Идея восстановительного правосудия состоит в том, что всякое преступление должно повлечь обязательства виновного по возмещению и заглаживанию вреда, нанесенного потерпевшему. Государство и социальное окружение потерпевшего и преступника должны создавать для этого необходимые условия. Восстановительный подход предполагает вовлечение и активное участие потерпевшего и виновного в деятельность по разрешению возникших в результате совершенного преступления проблем [7].
Восстановительным правосудием был назван целый ряд разнообразных мер (извинения, возмещение вреда и признание причинения вреда и повреждений и др.). Восстановительное правосудие, как правило, связано с прямым общени-
ем, либо с общением с участием посредника, помогающего осуществлять коммуникацию между потерпевшим и правонарушителем, в присутствии части или всех затрагиваемых субъектов. Цель такого общения - создание обстановки для признания вины правонарушителем и возможности возмещения вреда в различных формах, а также возможность иного взаимопонимания, прощения и новых перспектив для улучшения поведения.
В самой идеальной форме существуют четыре «В» восстановительного правосудия: выправить, восстановить, вернуть мир, воссоединить правонарушителей и потерпевших между собой и их социальной общностью [8].
По мнению профессора К. Менкель-Мидоу, одного из ведущих специалистов по восстановительному правосудию в США, чтобы оценить эффективность и целесообразность восстановительного подхода, необходимо ответить для себя на следующие вопросы: должно ли исправление правонарушения ориентироваться на прошлое (наказание и юридическая справедливость) или на будущее (примирение, восстановление и социальная справедливость)? Особенно если речь идет о несовершеннолетних правонарушителях.
Юридические процессы часто могут носить бюрократический характер, что приводит к их неэффективности, отрывает правонарушителя от последствий его деяния в жизни потерпевшего, сосредотачивая все внимание на процедурной стороне разбирательства. При этом не учитывается индивидуальность противоправного деяния, скрытые мотивы правонарушителя и возможное восполнение нанесенного вреда потерпевшему.
Восстановительное правосудие и процедура медиации позволяют оценить уровень удовлетворенности потерпевшего исходя из индивидуальности каждого конфликта, размера причиненного вреда и того, как этот вред видит сам потерпевший.
Восстановительное правосудие - это, скорее, идея, философия, система ценностей или самосознание, нежели конкретный однородный набор методов или процессов.
В странах, где восстановительное правосудие пользуется большей популярностью, нежели в России, в некоторых условиях оно применяется только к потерпевшему и правонарушителю, обещая безопасность, конфиденциальность и персонализированные восстановительные и примиряющие результаты. В других обстоятельствах очень важно большее общественное участие (тех, кого затронуло противоправное поведение, членов семей, друзей, специали-
стов-участников). Таким образом, видно, что восстановительное правосудие предполагает в своем применении достаточную гибкость [9].
Чем медиация, используемая в рамках школьных служб медиации, или примирения, может помочь несовершеннолетнему правонарушителю и потерпевшему? Медиация, применяемая в любой сфере, ищет взаимоприемлемое решение проблем сторон. Задача медиатора состоит не в том, чтобы вынести решение третейского суда или приговор. Скорее от самих сторон конфликта зависит выработка решения, оптимально соответствующего их интересам. Медиация может быть удачной даже тогда, когда конфликтующие стороны находятся в очевидном тупике. Посредники выслушивают проблемы всех участников, дают им выразить свои чувства и помогают выяснить истинные интересы конфликтующих сторон, а в случае с нарушенными правами, найти те меры, которые смогли бы удовлетворить и восстановить потерпевшего [10].
В своем письме от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 Министерство образования и науки Российской Федерации в соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р опубликовало рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях. Согласно им метод «Школьная медиация» вобрал в себя все лучшее, что накоплено за несколько десятилетий применения процедуры медиации в мире. В его основе лежит чело-векоцентристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка [11].
Таким образом, если говорить о школьной медиации с более широкой точки зрения, то видно, что она может быть применена не только в сфере восстановительного правосудия, но и в конфликтах между учениками и родителями, родителями и учителями, самим преподавательским составом.
К сожалению, на данный момент институт восстановительного правосудия, как и медиация, в России находятся в стадии становления, отсутствует достаточная правовая регламентация этих форм разрешения конфликтов.
Однако движение в сторону восстановительного подхода в России есть. В 2009 году был
создан Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа», в рамках которого были организованы службы примирения, работающие в том числе с несовершеннолетними, совершившими преступления и другие общественно опасные деяния.
В настоящий момент в рамках вышеуказанной Национальной стратегии, Министерством юстиции Российской Федерации предлагается Концепция развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия, в том числе в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации до 2017 года, где предлагается целый ряд мероприятий под эгидой ФИМ (ФГБУ «Федеральный институт медиации»).
По нашему мнению, хорошо организованная государственная площадка необходима для активного продвижения восстановительного правосудия и медиации в образовательных учреждениях. Инертность и эмоциональное выгорание школьных специалистов являются тяжелым испытанием для введения данных новаций в сферу образовательного процесса, что действительно тормозит развитие не только примирительных процедур, но и развитие самой личности. Однако, широко включая механизм государственного воздействия, в первую очередь необходимо помнить о целях, которые ставит перед собой государство и общество, обращаясь к применению восстановительно-медиативного подхода. Основные принципы медиации, такие как принятие, уважение, разделение ответственности, по нашему мнению, здесь могут помочь удержать процедуру медиации в школах от превращения её в бюрократический и формальный механизм.
Ответить на вопрос: «А подходит ли нам, гражданам России, с нашим менталитетом данный механизм разрешения споров?» помогает опыт Пермского края в отношении внедрения примирительных процедур.
В Пермском крае примирительные процедуры в работе с несовершеннолетними внедряются с 2006 года. На ранней стадии профилактики детского и семейного неблагополучия особая роль отводится школьным службам примирения, которые созданы в образовательных учреждениях. В крае их более 480, то есть практически в каждой второй школе. Типы конфликтов, которые разрешаются в ШСП: межличностные конфликты, взаимные оскорбления, обиды, угрозы, причинение незначительного материального ущерба. В 2011 году в ШСП было от-
работано 1 274 случая. Из них - 80% закончились примирением конфликтующих сторон, 14% конфликтов разрешились без примирительной встречи.
Программы примирения проводятся с несовершеннолетними, совершившими преступления и правонарушения, с обоюдного согласия потерпевшего и правонарушителя. Цель - помочь подростку осознать тяжесть содеянного и не совершить новое преступление или правонарушение. В 2011 году медиаторами муниципальных служб примирения было отработано 922 случая. Из них - 373 закончились примирением сторон, 197 - разрешились без примирительной встречи [12].
Индустриальный район города Перми стал одним из двух экспериментальных площадок пилотного проекта по внедрению восстановительного подхода в работу с несовершеннолетними по профилактике правонарушений, целью которого была разработка и реализация мер, направленных на предупреждение безнадзорности подростковой преступности. В 2006 году положительные результаты этого проекта легли в основу краевого проекта «Внедрение восстановительных технологий в систему профилактики несовершеннолетних в Пермском крае (2007-2010 гг.)».
В сентябре 2010 года психологические центры города были реорганизованы в единый городской центр в единую муниципальную службу примирения. Работа специалистов ведется в следующих направлениях:
- работа с «жертвой» по восстановлению самооценки в социуме и безопасности личных границ;
- семейные конфликты, где существует угроза безопасности несовершеннолетним детям, которые либо вовлечены в сам конфликт, либо используются взрослыми для достижения своих целей [13].
Не только в Пермском крае, но и по всей России идет интенсивный процесс развитии восстановительных практик в форме территориальных и школьных служб примирения: к нему присоединяются новые регионы, создаются ассоциации специалистов, складываются местные модели восстановительных практик, развивается инструментарий восстановительных программ. В 2009-2012 гг. при поддержке Центра «Судебно-правовая реформа» в Москве, Тюмени, Волгограде, Новосибирске, Перми, Кирове, Казани, Самаре, Липецке, Череповце и Чебоксарах созданы региональные ассоциации медиаторов, работающих с ситуациями преступлений и уголовно наказуемых деяний несо-
вершеннолетних, поддерживающие создание школьных служб примирения [14].
Все это говорит о том, что восстановительное правосудие и медиация, как одно из мощнейших средств примирения, не просто имеет право на существование в российской действительности, но и дает эффективные результаты, способствуя развитию гражданского общества в сторону согласия и доверия.
В Нижегородской области на данный момент медиация вообще, и применение медиации в рамках восстановительного правосудия в частности, находится в зачаточном состоянии. Нет опыта и организации школьных служб медиации. Остается надеяться, что региональные власти обратят внимание на попытки академического сообщества, а также зарождающегося института частных медиаторов, внедрить и развить в Нижегородской области альтернативные способы разрешения споров и поддержат эту инициативу.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. (в ред. от 05 мая 2014 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. (в ред. от 4 июня 2014 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.
4. ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.
5. Указ Президента РФ от 01 июня 2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.
6. Журнал «Медиация и право». 2008. № 2(8). С. 16.
7. mediators.ru>rus/regional_mediation/tambov/ news
8. Керри Менкель-Мидоу Восстановительное правосудие. Что это такое и действует ли оно? // Медиация и право. 2014. № 1 (31). С. 27.
9. Там же. С. 27-53.
10. Христов Бесемер. Медиация. Посредничество в конфликтах. С. 140.
11. Официальные документы в образовании. № 2. 2014, январь.
12. Бербер Е.В. Опыт Пермского края по внедрению примирительных программ в работе с несовершеннолетними // Медиация как культура согласия и ресурс развития регионов России: Сб. материалов научно-практической конференции 27-28 марта 2012 года (Пермь). Информационно-методические материалы / Сост. Марголина Т.И., Ясырева Л.А. Пермь, 2012. С. 6, 25-26.
13. Степанова И.Н. Практика применения восстановительной медиации в работе с подростками на опыте Индустриального района г. Перми // Медиация как культура согласия и ресурс развития регионов России. Сб. материалов научно-практической конференции 27-28 марта 2012 года (Пермь). Информационно-методические материалы / Составители: Марголина Т.И., Ясырева Л.А. Пермь, 2012. С. 104-107.
14. Максудов Р.Р. Стратегические ориентиры центра «Судебно-правовая реформа» в области восстановительного правосудия в России. С. 36-37.
SCHOOL MEDIATION SERVICE AS AN INSTITUTION OF RESTORATIVE JUSTICE
S. V. Solovyeva, E. V. Ershova
We analyze some problems of the mediation institution and restorative justice development within the framework of school mediation services. Foreign and Russian experience demonstrates the effectiveness of the results of mediation as one of the most powerful tools of restorative justice. However, the implementation of this innovation in Russia is quite problematic without an active support on the part of the state On the other hand, the use of the basic principles of mediation can prevent school mediation procedure from turning into a formal bureaucratic mechanism.
Keywords: mediation, restorative justice, school mediation method, conciliation of parties, minors.
Referemes
1. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii // Ros-siiskaia gazeta. 1993. 25 dekabria.
2. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13 iiunia 1996 g. (v red. ot 05 maia 2014 g.) // SZ RF. 1996. № 25. St. 2954.
3. Ugolovno-protsessual'nyi kodeks Ros-siiskoi Federatsii ot 18 dekabria 2001 g. (v red. ot 4 iiunia 2014 g.) // SZ RF. 2001. № 52 (ch. 1). St. 4921.
4. FZ «Ob al'ternativnoi protsedure uregulirovaniia sporov s uchastiem posrednika (protsedure mediatsii)» // SZ RF. 2010. № 31. St. 4162.
5. Ukaz Prezidenta RF ot 01 iiunia 2012 g. «O Natsional'noi strategii deistvii v interesakh detei na 2012-2017 gody» // SZ RF. 2012. № 23. St. 2994.
6. Zhurnal «Mediatsiia i pravo». 2008. № 2(8). S. 16.
7. mediators.ru>rus/regional_mediation/tambov/ news
8. Kerri Menkel'-Midou Vosstanovitel'noe pra-vosudie. Chto eto takoe i deistvuet li ono? // Mediatsiia i pravo. 2014. № 1 (31). S. 27.
9. Tam zhe. S. 27-53.
10. Khristov Besemer. Mediatsiia. Posredniche-stvo v konfliktakh. S. 140.
11. Ofitsial'nye dokumenty v obrazovanii. № 2. 2014, ianvar'.
12. Berber E.V. Opyt Permskogo kraia po vnedreniiu primiritel'nykh programm v rabote s nesovershennolet-nimi // Mediatsiia kak kul'tura soglasiia i resurs razvitiia regionov Rossii: Sb. materialov nauchno-prakticheskoi konferentsii 27-28 marta 2012 goda (Perm'). Infor-
matsionno-metodicheskie materialy / Sost. Margolina T.I., Iasyreva L.A. Perm', 2012. S. 6, 25-26.
13. Stepanova I.N. Praktika primeneniia vosstanov-itel'noi mediatsii v rabote s podrostkami na opyte Indus-trial'nogo raiona g. Permi // Mediatsiia kak kul'tura soglasiia i resurs razvitiia regionov Rossii. Sb. materi-alov nauchno-prakticheskoi konferentsii 27-28 marta 2012 goda (Perm'). Informatsionno-metodicheskie materialy / Sostaviteli: Margolina T.I., Iasyreva L.A. Perm', 2012. S. 104-107.
14. Maksudov R.R. Strategicheskie orientiry tsentra «Sudebno-pravovaia reforma» v oblasti vosstanov-itel'nogo pravosudiia v Rossii. S. 36-37.