Научная статья на тему 'СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ (МЕДИАЦИИ) КАК КОЛЛЕКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ (МЕДИАЦИИ) КАК КОЛЛЕКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
служба примирения (медиации) / восстановительная медиация / воспитательный потенциал / воспитательная система / коллективный субъект / адаптивное управление / reconciliation (mediation) ser-vice / restorative mediation / educational potential / educational system / collective subject / adaptive management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оськина Светлана Владимировна

Службу примирения (медиации) (далее – СП(М)) целесообразно рассматривать в образовательной организации как элемент воспитательной системы. СП(М) представляет модель восстановительной медиации, нацеленной на восстановление способностей субъектов образовательного процесса понимать друг друга и мирно разрешать возникающие проблемы. В результате исследования материалов по организации деятельности СП(М) в образовании описан воспитательный потенциал СП(М) и предложен алгоритм действий по интегра-ции СП(М) в гуманистическую воспитательную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оськина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reconciliation (mediation) service as a collective subject of the humanistic educational system of an educational organization

The reconciliation (mediation) service (herei-nafter referred to as the R(M)S) should be consi-dered in an educational organization as an ele-ment of the educational system. R(M)S presents a model of restorative mediation aimed at re-storing the abilities of subjects of the educational process to understand each other and peacefully resolve emerging problems. As a result of the study of materials on the organization of R(M)S activities in education, the educational potential of R(M)S is described, an algorithm of actions for the integration of R(M)S into the educational system is proposed.

Текст научной работы на тему «СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ (МЕДИАЦИИ) КАК КОЛЛЕКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

10. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 07.10.2022) // СЗ РФ. 2012 г. № 53 (часть Г), ст. 7598.

11. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектированию образования // Высшее образование в России. - 2017. - № 12. -С. 85-91.

12. Универсальный справочник компетенций персонала: справочник [Электронный ресурс]. - URL: https://www.trn.ua/articles/4509/ (дата обращения: 12.11.2019).

13. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Sympo sium Berne (Berne, 27-30 March, 1996). Counsil for Cultural Coop eration (CDCC) a Secondary Education for Europe. - Stretaburg, 1997. - P. 27-31.

Ш]

С. В. Оськина

УДК 37.075

СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ

(МЕДИАЦИИ)

КАК КОЛЛЕКТИВНЫЙ

СУБЪЕКТ

ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Оведение. Противоречия современного мира, несомненно, оказывают влияние на жизнь образовательной организации. Конфликт для нее - это неизбежное явление, т. к. участники образовательного процесса как никогда находятся в ситуации взаимных требований.

В течение 12 лет принимались программные федеральные и региональные документы, регулирующие деятельность служб примирения (медиации) (далее - СП(М)). Например, 17 мая 2023 года Указом Президента РФ была введена в действие Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, которая предусматривает реализацию «восстановительных технологий при работе с детьми (в том числе совершившими общественно опасные деяния, но не достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность), включая развитие служб медиации (примирения) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» [18].

Сегодня активно занимаются разработкой методических и практических материалов с опорой на зарубежный опыт Центр «Судебно-правовая реформа» (А. Ю. Коновалов, Н. В. Пу-тинцева, Р. Р. Максудов, И. С. Маловичко и др.), Центр медиации и права (Ц. А. Шамли-кашвили и др.) и публикаций, определяющих векторы развития, правовые основы СП(М), исходя из нормативных и методических документов.

На современном этапе требуется научное осмысление психолого-педагогической значимости СП(М) в современной образовательной организации, ее роли в достижении личностных результатов обучающихся в соответствии с ФГОС.

Цель статьи - охарактеризовать СП(М) как коллективный субъект гуманистической воспитательной системы, описав его воспитательный потенциал и алгоритм действий по его включению в гуманистическую воспитательную систему.

Изложение основного материала статьи. СП(М) будет тогда действенной, когда органично войдет в систему образовательной организации как ее компонент. СП(М) реализует восстановительные программы: восстановительную медиацию, круги сообщества, школьную конференцию и др. Она обладает воспитательным потенциалом, т.е. возможностями и средствами для решения воспитательных за-

Таблица 1

Воспитательный потенциал СП(М)

Компоненты воспитательного потенциала Описание компонента

Аксиологический компонент СП(М) является проводником ценностей восстановительной медиации: сотрудничества, поддержки, договора, справедливости [15]. В ряду общечеловеческих ценностей особое место занимают Человек и Мир

Телеологический компонент СП(М) может ставить следующие воспитательные цели. Во -первых, «способствовать складыванию и развитию в школьном сообществе способности к взаимопониманию, к мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций и закреплению этого как культурной традиции» [5, с. 6] или складыванию восстановительной культуры. «Восстановительная культура «усиливает» воспитательное пространство, позволяет грамотно и эффективно выстраивать воспитательные отношения в образовательной организации любого уровня от дошкольного учреждения до вуза. Восстановительная культура формируется тогда, когда у субъектов образовательного процесса появляется устойчивое позитивное отношение к вышеуказанным ценностям» [14, с. 185]. Во -вторых, содействовать личностному росту обучающихся в присвоении названных ценностей, и как следствие этого профилактика асоциальных явлений в образовательной среде. В-третьих, обеспечить благоприятное развитие коллективов обучающихся в процессе реализации восстановительной программы «круг сообщества», которая позволяет сплотить членов классного коллектива вокруг решения возникающих проблем, выработать правила жизнедеятельности, проявить свою и позицию и услышать каждого, т. е. войти в «полипозиционное общение» (Д. В. Григорьев)

Концептуальный компонент В основе СП(М) деятельности лежат идеи восстановительного правосудия, которое подразумевает ненасильственную реакцию на совершение правонарушения, восстановление нарушенных прав, состояния, т. е. заглаживание вреда и возмещение нанесенного ущерба. В широком смысле восстановительный подход предполагает, что при возникновении расхождений во мнениях, позициях людей возможно обращаться к ненасильственному общению или восстановительной коммуникации. Взаимодействие осуществляется на принципах сотрудничества, добровольности, равенства, конфиденциальности, нейтральности медиатора (ведущего программы), ответственности за принятые решения. Все участники проблемной (конфликтной) ситуации ставятся в рефлексивную позицию, они анализируют свои чувства и чувства другого, последствия произошедшего, варианты взаимовыгодного решения. Между участниками восстанавливается способность договариваться, совместно прогнозировать будущее без негативных эмоций

Таблица 1 (продолжение) Воспитательный потенциал СП(М)

Компоненты воспитательного потенциала Описание компонента

Методический компонент Современная восстановительная практика расширила свой арсенал, и сегодня выделяют следующие программы, которые ведут к достижению поставленных целей: - программа примирения (примирение между школьниками); - восстановительная медиация (урегулирование споров (конфликтов) между педагогами и родителями, педагогами и обучающимися); - круг сообщества; - «Семейный совет»; - «Программа по заглаживанию вреда»; - «Школьно--родительский совет» (в формате Круга); - восстановительный подход к управлению дисциплиной в классе; - восстановительный подход к управлению и развитию образовательной организации [6]

Интерактивный компонент СП(М) - структурное подразделение образовательной организации, поэтому напрямую взаимодействует со всеми субъектами образовательного процесса: - классными руководителями при отборе волонтеров, конфликтных ситуациях с участием учеников и родителей их класса, проведении кругов сообщества; - педагогами-предметниками при возникновении конфликтных ситуаций и их участии в кругах сообщества; - педагогами-психологами и социальными педагогами при реализации восстановительных программ; - администрацией при решении организационных вопросов по проведению восстановительных программ и обучению членов и волонтеров СП(М), конфликтов и совершении дисциплинарных проступков и т.п.; - родителями при реализации всех восстановительных программ и участии в работе СП(М) в качестве волонтеров. За пределами образовательной организации социальное партнерство может складываться: - с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительными органами по поводу правонарушений со стороны обучающихся и их родителей; - территориальной службой примирения (медиацией) при конфликтах, выходящих за пределы образовательной организации и реализации восстановительных программ; - детскими и молодежными общественными объединениями при проведении конкурсов, фестивалей, форумов, посвященных проблемам профилактики конфликтов, буллинга и т. п.

дач. Нам представляется допустимым кратко описать воспитательный потенциал СП(М) в соответствии с моделью, разработанной авторским коллективом Центра теории воспитания ИТИП РАО (ныне - Лаборатория развития

личности в системе образования Института стратегии развития образования) (табл. 1).

При таком подходе к воспитательному потенциалу СП(М) логично считать ее элементом гуманистической воспитательной системы.

Мы придерживаемся идей научной школы академика Л. И. Новиковой, рассматривая понятие воспитательной системы как «целостного социального организма, возникающего в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающего такими инте-гративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат» [20, с. 40]. Интеграцию всех компонентов системы в целостности обеспечивает управление, которое предусматривает три вектора: управление процессом развития; управление, ориентированное на создание и укрепление целостности; корректирующее управление, способствующее включению каждого субъекта «в систему коллективных дел и отношений в наиболее благоприятной для него позиции» [19, с. 17].

Так как СП(М) создаются во многих образовательных организациях, то возникает проблема интеграции этого коллективного субъекта в сложившеюся систему.

Мы рассматриваем понятие «коллективный субъект» «с позиции его связи с другими людьми в контексте некоторой общности. Общность представляется как взаимозависимая, взаимосвязанная, объединенная совместной деятельностью группа людей» [1, с. 140]. СП(М) как раз является такой общностью, включающий администраторов, педагогов, родителей, обучающихся, т. е. детско-взрослой общностью.

Отталкиваясь от характеристики детско -взрослой общности И. Ю. Шустовой, в СП(М) имеют место общие потребности и интересы, осуществляется пересечение ценностей и смыслов участников в совместной деятельности и общении по созданию безопасной образовательной среды, развитию ненасильственного урегулирования конфликтов, реализации принципа сотрудничества и т. п.

В процессе интеграции СП(М) мы ориентируемся на адаптивное управление. Под адаптивностью в теории управления понимают способность системы эффективно адаптироваться к ситуации, среде, к новым требованиям объекта и ситуации. Для воспитательной системы важна адаптация к людям, детям и взрослым, сообществу [9, с. 14-15].

Первый этап по интеграции СП(М) в воспитательную систему - это создание проектной команды из субъектов воспитательной системы: представителей администрации, педагогов, обучающихся, родителей. А. М. Моисеев хорошо отразил специфику проектных команд в образовательных организациях; в нашем случае команда характеризуется смешанным составом, ориентирована на «оптимизацию функционирования школы, осуществление новшеств» [10, с. 67].

Состав проектной команды определяется в процессе наблюдения, анкетирования, собеседования. Это люди, которые являются носителями гуманистических ценностей, ориентированные на внутреннее урегулирование возникающих проблем.

Второй этап - соотнесение системообразующей деятельности воспитательной системы и деятельности СП(М). Например, в основе деятельности образовательной организации лежит здоровьесбережение («Школа здоровья»). Перед проектной командой возникает вопрос: каким образом СП(М) будет встроена в реализацию этой идеи? Очевидно, что конфликт, как правило, наносит ущерб психологическому здоровью человека, а умение его конструктивно разрешать помогает чувствовать себя комфортно. Из этого тезиса строится обоснование деятельности СП(М). Или «Школа индивидуального выбора», которая стремится к созданию условий для самопознания, самореализации, самоутверждения во всех видах деятельности, где главной ценностью выступает свободный индивидуальный выбор. В проблемной ситуации (ситуации конфликта) мы всегда делаем выбор: что сказать, каким образом поступить, и т. п. СП(М), создавая пространство для рефлексии и диалога, предоставляет возможность ответить на эти вопросы.

Третий этап - разработка проекта. Для понимания сущности проекта мы опираемся на определение А. М. Моисеева, что это - «комплексная деятельность временного коллектива специалистов в условиях активного взаимодействия с внешней средой, которая направлена на выполнение четко обозначенной цели и

получение конкретного результата (изменения) в заданный промежуток времени с использованием ограниченных финансовых и других ресурсов» [11]. В нашем случае цель - это создание и развитие СП(М) с определением ее направлений работы и позиции в воспитательной системе образовательной организации.

Этап создания проекта включает осуществление управленческих функций как целепо-лагание и планирование с пониманием организационной деятельности. В проекте могут быть отражены критерии и показатели контроля.

С 2021 года в г. Туле реализуется проект «Командная медиация» (руководитель проекта И. С. Дорошенко, Ассоциация дополнительного профессионального образования «Научно-исследовательский образовательный центр»). За два года прошли обучение по основам школьной медиации и разработали проект СП(М) Центра образования 420 человек (22 команды из образовательных организаций), в числе которых администраторы, педагоги и родители, обучающиеся.

Разработка проекта осуществлялась командой в режиме мозгового штурма («шторма»). В основу проектного семинара мы положили структуру работы над проектом Е. М. Белякова, А Н. Иоффе и Н. М. Воскресенской [2]. С перспективой дальнейшего осмысления проекта в логике жизненного цикла А. М. Моисеева [11].

Отметим, что роль ведущего проектного семинара схожа с ролью медиатора, его задача - поддержать команду в поиске решения, организовать работу на принципе сотрудничества и взаимной ответственности; соответственно, он задает вопросы, резюмирует, перефразирует, отражает чувства и т. п.

Проектный семинар - это запуск системной работы команды СП(М).

С 2022 года в курсах участвуют обучающиеся 8-11 классов. Включение волонтеров СП(М) в процесс совместного обучения стало «импульсом, порождающим детско-взрослую общность» [21, с. 3], т. к. в процессе проектного семинара происходило «непосредственное общение и взаимодействие при коллективном

обсуждении общих целей и задач, нахождение совместных решений...» [21, с. 3]. Деятельность СП(М) становится значимой для всех участников проекта. В ходе обсуждения обучающиеся стимулируют активную мыследея-тельность взрослых членов команды. Педагоги и родители видят потенциал обучающихся в работе СП(М).

Участвуя в проектном семинаре, волонтеры понимают свои возможности в принятии совместных решений, что их, в свою очередь, стимулирует их к распространению практики сотрудничества в своих классных коллективах.

Выводы. В процессе наблюдения за последующей деятельностью команд СП(М) в течение нескольких месяцев нам удалось выявить ряд проблем:

1. Заданная многозадачность деятельности администраторов и педагогов образовательной организации, постановка ситуативных задач не позволяют сосредоточиться на внутренних проектах, возникает трудность в расстановке приоритетов.

2. Команда была создана «сверху». На занятиях появился интерес к проблеме, но мотивация к действию не сформировалась. Например, классный руководитель применяет полученные знания на уровне класса, но не считает себя членом команды.

3. Представители администрации не берут на себя роль лидера проекта (не обязательно руководителя, а именно лидера). Так, личность директора - лидера команды играет в проектировании ведущую роль. Эту роль можно описать как вдохновляющую.

4. Членам команды трудно принять то, что выходит за рамки их обычной профессиональной деятельности. Отсюда перенос сроков проведения запланированных мероприятий, реальное сокращение членов команды, возврат к исходному состоянию.

5. Коммуникативные трудности при взаимодействии взрослых и детей. Волонтерам, не имеющим опыт в проектной деятельности, сложно отвечать на вопросы. Не все взрослые могут сразу перейти на равную позицию с обучающимися.

Мы видим перспективу решения этих проблем в следующем:

- в педагогизации дополнительных профессиональных программ по проблемам медиации, включении в соответствующие программы для руководителей образовательных организаций модуля по управлению развитием СП(М);

- в логико-структурированном научно -практическом обосновании повышения эффективности гуманистической воспитательной системы при наличии такого коллективного субъекта как СП(М);

- в методическом сопровождении проектирования СП(М) в образовательных организациях;

- в согласованности приоритетов и действий образовательной организации и муниципальных органов управления в сфере образования, в том числе по организации и развитию СП(М);

- в расширении курса занятий для обучающихся по проектированию и совместным занятиям по восстановительной коммуникации.

Таким образом, мы полагаем, что СП(М) как коллективный субъект, обладающий значимым воспитательным потенциалом, может гармонично интегрироваться в гуманистическую воспитательную систему образовательной организации, что обеспечит ее наиболее эффективное функционирование, нацеленное на личностный рост обучающегося посредством создания пространства взаимопонимания и доверия. Позиция коллективного субъекта СП(М) в этом играет ключевую роль. Мотивация администрации и педагогов, реализация проектного подхода к управлению, возможность глубокого проникновения в проблему позволят прийти к желаемому результату.

АННОТАЦИЯ

Службу примирения (медиации) (далее -СП(М)) целесообразно рассматривать в образовательной организации как элемент воспитательной системы. СП(М) представляет модель восстановительной медиации, нацеленной на восстановление способностей субъектов образовательного процесса понимать друг друга и мирно разрешать возникающие проблемы. В результате исследования материалов по

организации деятельности СП(М) в образовании описан воспитательный потенциал СП(М) и предложен алгоритм действий по интеграции СП(М) в гуманистическую воспитательную систему.

Ключевые слова: служба примирения (медиации), восстановительная медиация, воспитательный потенциал, воспитательная система, коллективный субъект, адаптивное управление.

SUMMARY

The reconciliation (mediation) service (hereinafter referred to as the R(M)S) should be considered in an educational organization as an element of the educational system. R(M)S presents a model of restorative mediation aimed at restoring the abilities of subjects of the educational process to understand each other and peacefully resolve emerging problems. As a result of the study of materials on the organization of R(M)S activities in education, the educational potential of R(M)S is described, an algorithm of actions for the integration of R(M)S into the educational system is proposed.

Key words: reconciliation (mediation) service, restorative mediation, educational potential, educational system, collective subject, adaptive management.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балакирева Е. И., Лексакова Н. В. Коллективный педагогический субъект: сущностные характеристики понятия // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2018. - Т. 7. - № 3(24) - С. 139-142.

2. Беляков Е. М., Иоффе А. Н., Воскресенская Н. М. Проектная деятельность в образовании // Проблемы современного образования. - 2011. - № 3. - С. 62-67.

3. Биккузина А. Х., Хайруллина Г. Х. Применение примирительных процедур при регулировании образовательных отношений // Педагогический журнал Башкортостана. -2021. - № 4 (94). - С. 144-156.

4. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

5. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руковдство. -М: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. - 306 с.

6. Коновалов А. Ю. Практики восстановительной медиации в формате онлайн // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные и социальные науки. - 2020. -№ 13 (9). - С. 1510-1516.

7. Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организацях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», направленные Министерством просвещения Российской Федерации от 28 апреля 2020 года № ДГ-375/07 [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/564920705. (дата обращения: 21.07.2023).

8. Мигунова А. В. Школьные службы медиации и примирения: текущее состояние и перспективы развития // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2021. - № 4 (64). -С. 97-104.

9. Моисеев А. М. Важнейшие современные требования к системе управления процессом развития воспитания // Адаптивное управление в сфере воспитания: сб. научных трудов / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. -Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2007. - 124 с.

10. Моисеев А. М. Научно-методическое руководство по разработке управленческих проектов создания личностно-развивающей образовательной среды (с учетом опыта и примерами регионов-участников). - М.: Московский городской педагогический университет, 2020. - 142 с.

11. Моисеев А. М., Моисеева О. М. Проектное управление в образовании: учеб.-метод. комплект матер. для подготовки тьюторов. -М.: АПК и ППРО, 2007. - 124 с.

12. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы: утвер. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.rU/acts/ ЬаПк/ 35418. (дата обращения: 23.05.2023).

13. Орлова А. В., Шарапов В. Н., Шарапова А. А. Правовая природа медиации в об-

разовании // Образование и право. - 2021. -№ 8. - С. 149-153.

14. Оськина С. В. Урегулирование конфликтных ситуаций в воспитательном пространстве образовательной организации: ценностный аспект // Проблемы современного образования. - 2023. - № 1. - С. 182-190.

15. Пентин А. А. Восстановительная культура в школе. Продолжение дискуссии // Психологическая наука и образование [Электронный ресурс]. - URL: http://psyedu.ru/jour-nal/2014/1/Pentin.phtml (дата обращения: 23.05.2023).

16. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности (концепция) / ред. Н. Л. Селиванова. - М.: ИТИП, 2009. - 64 с.

17. Степанов П. В. Модель адаптивного управления воспитательной системы школы // Адаптивное управление в сфере воспитания: сб. научных трудов / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. - Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2007. - 124 с.

18. Стратегия комплексной безопаснсти детей в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_447320/ (дата обращения: 21.05.2023).

19. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. - М., 2010. - 306 с.

20. Шакурова М. В., Степанов П. В., Селиванова Н. Л. Научная школа Л. И. Новиковой: Основные идеи и перспективы развития // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 1 (16). - С. 37-45.

21. Шустова И. Ю. Воспитание в детс-ко-взрослой общности: формирования личностных результатов обучающихся [Электронный ресурс] // Международные Лихачевские научные чтения. - 2022. - URL: https://www.li-hachev.ru/pic/site/iiles/lihcht/ 2022/dokladi/Shu-stova.pdf (дата обращения: 02.07.2023).

22. Шустова И. Ю. Детско-взрослая общность как условие становления ценностно-смысловой ориентации ребенка // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2013. -Вып. 1 (28). - С. 51-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.