Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ МЕДИАЦИИ/ПРИМИРЕНИЯ, КАК ИНСТРУМЕНТА СОЗДАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ МЕДИАЦИИ/ПРИМИРЕНИЯ, КАК ИНСТРУМЕНТА СОЗДАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ / ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / MEDIATION / SCHOOL MEDIATION SERVICE / SCHOOL RECONCILIATION SERVICE / SAFETY OF MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власенко Мария Сергеевна

Целью статьи является анализ международных и отечественных источников правового регулирования применения медиативных и восстановительных процедур, деятельности служб медиации/примирения и направления развития законодательства об обеспечении безопасной среды в образовательных организациях в Российской Федерации. Автор приходит к выводу о том, что полноценное функционирование школьных служб медиации/примирения создает основу для формирования безопасной среды в конкретном образовательном учреждении. В ходе исследования были выявлены проблемы, связанные с применения медиативных и восстановительных процедур, деятельности служб медиации /примирения в образовательных учреждениях, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FOUNDATIONS OF MEDIATION/RECONCILIATION SERVICES AS A TOOL FOR CREATING A SAFE ENVIRONMENT IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The Article is devoted to the study of the legal regulation of the use of mediation and rehabilitation procedures, the activities of mediation /reconciliation services in educational institutions, organizations for orphans and children left without parental care. The author comes to the conclusion that the full functioning of school mediation/reconciliation services creates the basis for creating a safe environment in a particular educational institution.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ МЕДИАЦИИ/ПРИМИРЕНИЯ, КАК ИНСТРУМЕНТА СОЗДАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

_Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ МЕДИАЦИИ/ПРИМИРЕНИЯ, КАК ИНСТРУМЕНТА СОЗДАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ВЛАСЕНКО Мария Сергеевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. E-mail: vlasenkomaria@mail.ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00076.

Краткая аннотация: Целью статьи является анализ международных и отечественных источников правового регулирования применения медиативных и восстановительных процедур, деятельности служб медиации/примирения и направления развития законодательства об обеспечении безопасной среды в образовательных организациях в Российской Федерации. Автор приходит к выводу о том, что полноценное функционирование школьных служб медиации/примирения создает основу для формирования безопасной среды в конкретном образовательном учреждении. В ходе исследования были выявлены проблемы, связанные с применения медиативных и восстановительных процедур, деятельности служб медиации /примирения в образовательных учреждениях, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Abstract: the Article is devoted to the study of the legal regulation of the use of mediation and rehabilitation procedures, the activities of mediation /reconciliation services in educational institutions, organizations for orphans and children left without parental care. The author comes to the conclusion that the full functioning of school mediation/reconciliation services creates the basis for creating a safe environment in a particular educational institution.

Ключевые слова: медиация, служба школьной медиации, школьная служба примирения, безопасность несовершеннолетних.

Keywords: mediation, school mediation service, school reconciliation service, safety of minors.

Актуальность указанной проблематики обусловлена тем, что обеспечение безопасности подрастающего поколения является междисциплинарной проблемой, определяемой в программах государственной политики в качестве приоритетной. Реализация указанных программ должна опираться на современные мировые и национальные тенденции. На сегодняшний день происходит реформирование законодательства по защите прав и интересов детей, предусмотрен комплекс воспитательных мер социально-психологического сопровождения, реализуются меры межведомственного взаимодействия. Но существует необходимость совершенствования правовых норм, направленных на создание безопасной среды в образовательных организациях.

В соответствии со Стандартами восстановительной медиации, разработанными и утвержденными Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г. [21], восстановительная медиация - это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации.

Для реализации программы восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно

опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, произошло постепенное реформирование законодательства по защите прав и интересов детей, предусмотрен комплекс воспитательных мер социально-психологического сопровождения, а также по межведомственному взаимодействию. Одной из ключевых мер стало развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия и организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение психологической обстановки в образовательном учреждении, применение механизмов возмещения ребенком- правонарушителем ущерба потерпевшему, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

Как отмечается в Докладе уполномоченного по правам ребёнка в РФ Анны Кузнецовой, в 2019 году отмечен рост на 29,5 % обращений граждан по проблемам в сфере образования. Помимо обращений заявителей на отсутствие доступности дошкольного образования, нехватку мест в общеобразовательных организациях, заявители просили о помощи в урегулировании конфликтов участников образовательного процесса (между учениками, или между учеником и учителем) [3]. Следовательно, потребность в организации деятельности школьных служб медиации/примирения на сегодняшний день продолжает расти и остаётся актуальной.

Анализ зарубежного опыта применения программ разрешения конфликтов и посредничества в образовательных учреждениях показывает их высокую эффективность [27].

Международно-правовой базой применения медиативных и восстановительных процедур в образовательном процессе являются ст. 13 Европейской конвенции по осуществлению прав детей (ETS N 160), в соответствии с которой в целях профилактики или разрешения споров, затрагивающих интересы детей, применяется осуществление посреднической деятельности либо других методов разрешения споров и заключения соглашения [4]. Согласно ст. 19 Конвенции ООН по правам ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года [6], необходимо принимать комплекс законодательных, административных, социальных и просветительских меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного обращения. Такие меры защиты включают процедуры с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком.

В соответствии с п. 1.3 Минимальных стандартных требований ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятых резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года [10], осуществлению позитивных мер, необходимо организовать полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом.

В соответствии с п. 5 Руководящих принципов организации объединенных наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), принятых резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года [19], признаётся важность осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних, а также необходимость и важность систематического изучения и выработки мер, избежания криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим.

В 2012 году Указом Президента утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, которой предусмотрено создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружествен-

ного к ребенку правосудия. Развитие служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия и организация служб школьной медиации в образовательных учреждениях входили в перечень первоочередных мероприятий по реализации положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [12]. Минобрнау-ки России 18.11.2013 утверждены Методические рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных учреждениях № ВК-54/07вн [14].

Согласно Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, структура сети служб медиации представляет собой двухуровневую систему:

- на первом уровне находится головная организация системы - Федеральный центр медиации и развития восстановительного правосудия, который является структурным подразделением ФГБУ "Федеральный институт медиации", находящегося в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации;

- на втором уровне находятся службы медиации на региональном и местном уровнях [7].

Распоряжением Правительства РФ от 12.03.2016 «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Министерству образования и науки было поручено подготовить методические рекомендаций по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций [13]. В 29 декабря 2015 году были утверждены Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях и Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях [15]. Таким образом, у образовательных организаций появилось право выбора, во-первых, самостоятельно и добровольно принимать решение создавать или не создавать подобную службу, а, во-вторых, выбор модели (медиативной либо восстановительной) и типа службы.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240, период с 2018-2027 гг. объявлены десятилетием детства [11]. Планом основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375-р, предусмотрена реализация мер по обеспечению психологической помощи обучающимся в образовательных организациях, при-

менению восстановительных технологий и методов профилактической работы с детьми и их семьями, поддержке служб медиации (примирения) в системе образования.

В соответствии со ст. 27 ФЗ «Об образовании в РФ» [25] в образовательной организации может быть создан целый ряд структурных подразделений, в том числе психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения.

28 апреля 2020 года Министерство Просвещения РФ разработало обновлённые Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [16]. Данные методические рекомендации разработаны для использования в деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организациями, заинтересованными во внедрении медиативной и восстановительной практик в работу с несовершеннолетними и их семьями. В рекомендациях проводится чёткое разграничение служб школьной медиации, в основе которой лежит мадиативная модель, и школьных служб примирения, использующих восстановительную модель. В отличие от одного комплексного определения службы школьной медиации, содержащего элементы двух типов служб, которое приводилось в Методических рекомендациях Минобрнауки 2015 года [15], обновлённые методические рекомендации содержат два чётких определения.

Служба школьной медиации - объединение различных участников образовательных отношений (сотрудников образовательной организации или организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся, их родителей (законных представителей) и иных), направленные на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.

Школьная служба примирения - это оформленное объединение ведущих восстановительных программ (взрослых и школьников-волонтеров), которое проводит восстановительные программы в образовательной организации, а также осуществляет иную деятельность в рамках восстановительного подхода в целях профилактики эскалации конфликтов, сложных ситуаций, деструктивного поведения и правонарушений несовершеннолетних в образовательной организации.

Медиативные и восстановительные практики, лежащие в основе деятельности таких служб, не являются психологическими, педагогическими, юридическими или правозащитными и могут использоваться для профилактики и снижения рисков возникновения конфликтных ситуаций и противоправных действий в образовательной среде. В медиативных и восстановительных практиках могут участвовать все участники образовательных отношений.

Основной целью создания школьных служб медиации/примирения является обеспечение защиты прав детей, создание условий для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении, равных возможностей для защиты интересов несовершеннолетних. От служб школьной медиации/примирения следует отличать специально предусмотренные в ФЗ «Об образовании в РФ» комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которые создаются в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. При этом порядок создания указанной комиссии чётко регламентирован. Комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Во многих регионах ассоциациями также разработаны и приняты региональные концепции и рекомендации по развитию служб медиации/примирения, в соответствии с которыми осуществляется их деятельность. В основе метода лежат принципы, получившие закрепление в ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 N 193-ФЗ [26]. Школьная медиация позволяет интегрировать медиативные принципы в систему взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса в целом, что создает основу для полномасштабной профилактической работы. Следует отметить, что в ряде проанализированных Положений о школьных службах медиации образовательных учреждений, не предоставлялась возможность школьникам входить в состав таких служб, была чётко не регламентирована процедура, что, на наш взгляд, является недостатком.

Целями служб школьной медиации являются: принятие позиции активного участия и вклада по отношению к развитию благоприятной среды для духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; созда-

ние условий, при которых становится возможным самостоятельно восстановить нарушенные отношения; развитие участниками образовательных отношений знаний, умений и навыков конструктивного поведения в конфликте,

Целям школьных служб примирения являются: содействие возмещению ущерба при совершении общественно опасных деяний несовершеннолетними; разрешение конфликтных ситуаций; профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;

нормализация взаимоотношений участников образовательных отношений на основе восстановительного подхода.

Еще одним инструментом обеспечения безопасности в образовательных учреждениях являются психологические службы. В целях обеспечения доступности психологической помощи в образовательных организациях была утверждена Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Министром образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2017 г.) [8]. Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляют комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями. Таким образом, деятельность психологических служб в образовательном учреждении будет дополнять и оказывать значительную помощь в реализации программ восстановительной школьной медиации.

На основании данных мониторинга деятельности школьных служб примирения за 2018 год, проведенный в рамках всероссийской ассоциации восстановительной медиации [5, с. 164], в 17 субъектах РФ действуют 419 школьных служб примирения в рамках ассоциации восстановительной медиации. В год в среднем одна школьная служба примирения проводит шесть восстановительных программ. 74% из них составляют программы медиации. На втором месте идут восстановительные профилактические программы [5, с. 166]. Отмечается значительное улучшение психологического климата в образовательном учреждении, улучшаются отношения участников образовательного процесса, у детей отмечается чувство защищённости,

неравнодушия к их проблемам, увеличивается количество социально активных детей. Многочисленные исследования в сфере применения медиативных и восстановительных технологий в образовательной среде показывают, что школьные службы медиации/примирения положительно оцениваются участниками и организаторами образовательного процесса [2, с. 84; 18, с. 86; 9, с. 66; 20, с. 73-74]. Отмечается и ряд проблем, например, формирование медиативной компетентности педагогов [17, с. 149; 22, с. 117].

Таким образом, создание служб медиации/ примирения в образовательных учреждениях является основным инструментом создания безопасной среды воспитательного процесса, способствующий снижению уровня подростковой преступности. Результатом медиативных и восстановительных процедур является снижение риска повторного совершения несовершеннолетним правонарушения и создания конфликтной ситуации. Но необходимо учитывать тот факт, что создание школьных служб примирения является добровольным для образовательной организации, что снижает вероятность создания «формально существующих» служб. Учитывая положительный опыт, необходимо способствовать дальнейшему развитию системы школьных служб примирения в других регионах РФ, поощрять образовательные учреждения, на базе которых постоянно действуют такие структурные подразделения. Необходимо в дальнейшем развивать нормативно-правовую базу по обеспечению безопасности несовершеннолетних на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, усиление федерального и регионального контроля за обеспечением безопасности несовершеннолетних; расширить полномочия по контролю за безопасностью несовершеннолетних комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на всех уровнях, уполномоченного по правам ребёнка. Необходимо разработать Примерное (типовое) положение о службах школьной медиации/примирения, где конкретизировать требования к составам служб (предоставить возможность школьникам входить в состав служб медиации после специального обучения примирительным процедурам), регламентировать процедуру, предусмотреть способы усиления профилактической работы, предусмотреть условия для эффективной организации взаимодействия служб медиации с органами и учреждениями системы профилактики.

Библиография:

1. 2.

3.

Акчурин Т.Ф., Максудов Р.Р. Школьная медиация в России: основания, опыт, перспективы правового регулирования/ Т.Ф. Акчурин, Р.Р. Максудов // Вестник экономики, права и социологии. 2009. №2. С. 53-62.

Гугуева Д.А, Еремина А.С. Медиация в образовательной среде/ Д.А. Гугуева, А.С. Ерёмина // Обзор. НЦПТИ. - 2018. - №1 (12). - С.80-85.

Доклад о деятельности уполномоченного по правам ребёнка в РФ за 2019 г. [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://deti.gov.ru/detigray/upload/documents/May2020/5IYpevfVd8zvvDAvGE47.pdf (дата обращения 5.09.2020 г.)

Европейской конвенции по осуществлению прав детей (ETS N 160) //Официальные документы в образовании. - N 27. - 2005.

5. Коновалов А.Ю. Мониторинг деятельности школьных служб примирения за 2018 год, проведенный в рамках Всероссийской ассоциации восстановительной медиации // Вестник восстановительной юстиции. - № 16. - 2019. - С. 149-181.

6. Конвенция ООН о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР. - Выпуск XLVI, 1993.

7. Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р) (в редакции от 01.12.2018) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420211300 (дата обращения 5.09.2020 г.)

8. Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Министром образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2017 г.) [Электронный ресурс] Режим досту-па:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287411 (дата обращения 5.09.2020 г.)

9. Машарова Т.В. Медиация как средство по разрешению конфликтов в современной образовательной среде / Т.В. Машарова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - №4 (77). - С. 62-66.

10. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила") (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г.) [Электронный ресурс]https://base.garant.ru/1305342/ (дата обращения 5.09.2020 г.)

11. Об объявлении в Российской Федерации Десятелетия детства: Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954 (дата обращения 05.09.2020 г.)

12. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - 4 июня (№ 23). - Ст. 2994.

13. Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р: Распоряжение Правительства РФ от 12.03.2016 № 423-р // Собрание законодательства РФ. - 2016. - 28 марта (№ 13). - Ст. 1852.

14. О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях»: письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07вн // Вестник образования. - 2014. - Февраль (№ 4)

15. О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях методическими рекомендациями по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях: письмо Минобрнауки России от 18.12.2015 N 07-4317[Электронный ресурс] Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18122015-n-07-4317-o-napravlenii/ (дата обращения 10.09.2020 г.)

16. О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей": письмо Минпросвещения России от 28.04.2020 N ДГ-375/07 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-28042020-n-dg-37507-o-napravlenii/ (дата обращения 10.09.2020 г.)

17. Петрова И.Э, Плотникова Е.С. Проблематизация медиации в системе образования Нижегородской области 2017 г. / И.Э. Петрова, Е.С. Плотникова// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2017. - № 4 (48). - С. 144-150.

18. Рудакова Ю.Н. Развитие медиации как формы профилактики буллинга в России / Ю.Н. Рудакова // Скиф. 2017. №11. С. 80-88.

19. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. N 45/112 "Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде)" [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/12123837/ (дата обращения 5.09.2020 г.)

20. Семенова Н.В., Цубина Т.В. Дошкольная и школьная медиация: дань моде или способ формирования безопасной школьной среды/ Н.В. Семенова, Т.В. Цубина // Национальная ассоциация ученых (НАУ). - 205. - № VI (11). - С. 71-74.

21. Стандарты восстановительной медиации, утвержденые Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г. [Электронный ресурс ] Режим доступа: https://sch2114uz.mskobr.ru/files/standarty_vosstanovitel_noj_mediacii.pdf (дата обращения 10.09.2020 г.)

22. Хорошевская И.В. Формирование медиативной компетентности будущих педагогов как психолого-педагогическая проблема // Известия ВГПУ. - 2019. - №1 (134). - С. 113-118.

23. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. -1998. - № 31. - Ст. 3802.

24. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" //Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.

25. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (часть I). - Ст. 7598.

26. ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 N 193-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2010 г. - N 31. - Ст. 4162.

27. David W Johnson, Tangmit Johnson Conflict Resolution and Peer Mediation Programs in Elementary and Secondary Schools: A Review of the Research// Review of Educational Research Vol. 66, № 4. Pp. 459-506.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.