Научная статья на тему 'ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ И ПРИМИРЕНИЯ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ И ПРИМИРЕНИЯ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1100
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ШКОЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / МЕДИАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ / ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ / ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мигунова А.В.

Участие в урегулировании конфликтных ситуаций, возникающих в образовательной среде, - одна из задач современной российской школы. В ней стали не только применять, но и обучать школьников инновационным технологиям, построенным на идеях сотрудничества и ответственного поведения в конфликте, которые призваны содействовать как предупреждению, так и разрешению споров. Исследуется организационная, правовая, образовательная, практическая, научная и информационно-просветительская деятельность по созданию, распространению и функционированию школьных служб медиации и примирения в России, что позволяет сделать заключение о текущем состоянии развития данных образований. Выводы о перспективах развития медиативной и восстановительной практик в общеобразовательных школах формулируются на основе анализа планируемых мероприятий ближайшего будущего, включенных в документы федерального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL MEDIATION AND RECONCILIATION SERVICES: CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

Participating in the resolution of conflict situations that arise in the educational environment is one of the tasks of the modern Russian school. It began not only to apply, but also to teach students innovative technologies built on the ideas of cooperation and responsible behavior in conflict, which are designed to promote both the prevention and resolution of disputes. The article examines the organizational, legal, educational, practical, scientific and informational activities for the creation, distribution and functioning of school mediation and reconciliation services in Russia. This allows us to make a conclusion about the current state of development of these formations. Conclusions about the prospects for the development of mediation and restorative practices in general education schools are formulated on the basis of an analysis of the planned activities of the near future included in the documents of the federal level.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ И ПРИМИРЕНИЯ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2021, № 4 (64), с. 97-104 97

УДК 316.485.6

DOI 10.52452/18115942_2021_4_97

ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ И ПРИМИРЕНИЯ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

© 2021 г. А.В. Мигунова

Мигунова Арина Владимировна, к.соц.н.; доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского migumva_arina@maü.ru

Статья поступила в редакцию 18.06.2021 Статья принята к публикации 19.10.2021

Участие в урегулировании конфликтных ситуаций, возникающих в образовательной среде, - одна из задач современной российской школы. В ней стали не только применять, но и обучать школьников инновационным технологиям, построенным на идеях сотрудничества и ответственного поведения в конфликте, которые призваны содействовать как предупреждению, так и разрешению споров. Исследуется организационная, правовая, образовательная, практическая, научная и информационно-просветительская деятельность по созданию, распространению и функционированию школьных служб медиации и примирения в России, что позволяет сделать заключение о текущем состоянии развития данных образований. Выводы о перспективах развития медиативной и восстановительной практик в общеобразовательных школах формулируются на основе анализа планируемых мероприятий ближайшего будущего, включенных в документы федерального уровня.

Ключевые слова: конфликт, школьный конфликт, медиация, школьная медиация, восстановительное правосудие, школьная служба медиации, школьная служба примирения.

Введение

24 сентября 2020 г. состоялось Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации, на котором было оглашено, что «в стране создано в общей сложности более 25 тысяч служб школьной медиации и примирения, большинство из которых работают в образовательных организациях. В этих службах задействовано более 75 тысяч специалистов» [1].

Организационно-правовое начало формированию подобных служб в России положила утвержденная в 2012 г. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. [2] и обеспечивающие ее воплощение Планы мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей от 2012 и 2015 г., соответственно [3; 4]. Поддержали становление служб принятые в 2014 г. Концепция развития до 2017 г. (реализация была продлена сначала до 2020 г., а затем 2025 г. - А.М.) сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации [5], и Методические рекомендации 2013, 2015, 2017, 2020 г. по созданию и развитию школьных служб медиации/примирения в образовательных организациях [6-9], а в 2015 и 2019 г. -Межведомственные планы комплексных меро-

приятий по реализации Концепции развития сети служб медиации [10; 11].

Пока еще не продолжительная, но весьма стремительная история внедрения служб медиации/примирения в организациях, работающих с детьми, в том числе в образовательных организациях, становится предметом исследовательского интереса специалистов разного профиля. Подвергается анализу интеграция медиативной и восстановительной практик в работу организаций социального обслуживания семьи и детей, дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, специальных учебно-воспитательных организаций и воспитательных колоний.

Существенный круг исследований посвящен школьным службам медиации и примирения (далее - ШСМ и ШСП, соответственно) в общеобразовательных организациях. Именно здесь медиативная и восстановительная практики, пожалуй, чаще всего приобретают воплощение. Это касается не только сравнения распространения этих технологий в организациях, работающих с детьми, но и в целом в различных сферах применения медиации и восстановительного правосудия, таких как коммерческая, семейная, трудовая, судебная, уголовно-исполнительная.

В данном случае мы разделяем позицию О.П. Вечериной и И.Б. Путаловой, которые, анализируя прошлое, настоящее и будущее российского института медиации, отмечают «существенно разное развитие двух направлений медиации - обычной и школьной». Они выделяют три периода развития структуры института медиации: латентный, эйфории и стагнации -и делают вывод, что «текущее состояние института медиации, при том, что он до сих пор не вышел из «начального» уровня развития, можно охарактеризовать как многолетнюю стагнацию», а также обсуждают возможные риски «предполагаемой радикальной реформы» данного института. И если развитие ШСМ/ШСП находится не на этапе стагнации, хотя деятельность этих служб «пока трудно назвать эффективной» [12], тем не менее нельзя не учитывать указанных авторами проблем, которыми сопровождается внедрение медиации, а также тех, что обусловлены особенностями той области, в которой они функционируют.

Внедрение медиативной и восстановительной практик работы прежде всего со школьниками (хотя участниками внутришкольного конфликта могут быть не только ученик - ученик, но и учитель - ученик, учитель - учитель, учитель - администрация, учитель - родитель, родитель - родитель, родитель - администрация) призвано содействовать профилактике конфликтов и противоправных действий в их среде, снижению количества и остроты конфликтов, разрешению споров, а также формированию ориентированного на сотрудничество и взаимопонимание поведения, ответственной позиции в урегулировании конфликтных ситуаций.

В статье концентрируется внимание на данном типе образовательных организаций, реализующих подобные инновационные технологии. На основе анализа нормативных правовых и программных документов, методических разработок и научных публикаций, а также информационных источников, представленных в сети Интернет по исследуемой теме, предпринята попытка осуществить оценку текущего состояния и перспектив развития ШСМ/ШСП.

Методология

Разъясним используемую в работе ключевую терминологию, а именно: медиация, восстановительное правосудие, школьная служба медиации, школьная служба примирения.

В Методических рекомендациях 2020 г. [9] предлагаются две модели реализации процедур для урегулирования конфликтных и проблемных ситуаций в образовании: медиативная и

восстановительная. Этим моделям соответствуют два типа служб, создаваемых в образовательных организациях:

1) медиативной модели - службы школьной медиации;

2) восстановительной модели - школьные службы примирения.

Медиативная модель предполагает использование медиации (точнее, школьной медиации) и медиативного подхода.

«Медиация - это способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица - медиатора» [9].

Помимо классической медиации, лежащей в основе школьной медиации, с применением ее принципов, правил, процедуры и инструментов, рекомендуется и медиативный подход, базирующийся на принципах медиации, который был разработан АНО «Научно-методический центр медиации и права» (г. Москва) «как способ осмысленного, осознаваемого позитивного взаимодействия в любых ситуациях повседневной, профессиональной и бытовой жизни, позволяющий предупреждать возникновение и эскалацию конфликтов, урегулирование разногласий там, где использование процедуры медиации нецелесообразно и/или не представляется возможным» [13].

Восстановительная модель базируется на идее восстановительного правосудия (как альтернативе карательной), которая направлена «не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве, сообществу и обществу, на осознание и заглаживание вины, восстановление отношений, содействие реабилитации и ресоциализации правонарушителя» [9].

В рамках восстановительной модели Методическими рекомендациями предлагается использовать технологии, которые относят к восстановительным, а именно: восстановительную медиацию, семейные групповые конференции (в русскоязычной научной литературе также употребляются «семейный совет», «семейная конференция») и круги сообществ (в русскоязычной научной литературе также используются «круг сообщества», «круги сообщества»).

Для решения поставленных в статье вопросов мы не будем углубляться в дискуссию теоретико-концептуального плана о том, как соотносятся медиация и школьная медиация, медиация и восстановительная медиация (см., например, [14]), и стоит ли считать семейные групповые конференции и круги сообществ исключительно восстановительными технологиями.

Кроме того, мы понимаем, что исторически в России возникли и оформились два ядра - два центра, транслирующих и развивающих, соответственно, идеи медиации и восстановительного правосудия на территории нашей страны, чьи разработки были положены в основу общероссийской концепции внедрения ШСМ/ШСП в школах: автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр медиации и права» (г. Москва) [15], основатель которой Ц.А. Шамликашвили, и межрегиональная общественная организация «Общественный центр «Судебно-правовая реформа» (г. Москва) [16], президентом которой является Р.Р. Максудов.

Воспользуемся возможностью консолидации их идей, поэтому ШСМ и ШСП будут употребляться в статье через косую черту как знак видения обеих возможностей и, наконец, их взаимодополнения. Так, реально использование в одной школьной службе разных технологий из числа названных (допустим, медиации и кругов сообществ). Важно знание потенциала и ограничений технологий (например, применимость их при разрешении межличностных или групповых конфликтов только между непосредственно конфликтующими или с привлечением социального окружения; да и не только конфликтов, но проблемных ситуаций в целом, как в случае с семейными групповыми конференциями и кругами сообществ), наличие их в арсенале средств, которыми владеют специалисты школы, или готовность и возможность развивать сотрудничество с другими специалистами и организациями (в том числе некоммерческими) для их применения.

Результаты и обсуждение

Для характеристики текущего состояния развития ШСМ/ШСП мы обратились к анализу организационной, правовой, образовательной, практической, научной и информационно-просветительской деятельности по созданию, распространению и функционированию ШСМ и ШСП. Это позволило зафиксировать следующие результаты.

1. Складываются региональные практики развития ШСМ/ШСП.

Приведем примеры, демонстрирующие особенности той или иной практики. Во многом эти практики зависят от имеющихся (аккумулированных) в том или ином регионе ресурсов и выбранной стратегии действий по развитию ШСМ/ШСП.

В Московской области развивается региональная сетевая модель служб школьной медиации. Научно-методическое сопровождение ре-

ализации данной модели осуществляет Научно-методический центр педагогической рисколо-гии Института педагогической рискологии Академии социального управления (АСОУ).

Представить характеристики данной модели, существующие внутри нее связи и взаимодействия позволяют работы Г.П. Зерновой и Л.В. Ножичкиной [17-19].

В Санкт-Петербурге ГБОУ СОШ № 323 Невского района присвоен статус региональной инновационной площадки по теме «Разработка модели школьной службы медиации». Для развития службы медиации в данной образовательной организации осуществляется социальное партнерство ГБОУ СОШ № 323 Невского района, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, межрегионального некоммерческого партнерства «Лига медиаторов», информационно-методического центра Невского района, центров психолого-педагогического сопровождения Кировского и Василеостровского районов, общеобразовательных учреждений города. В научной публикации Л.А. Флоренковой [20] подробно описан опыт социального партнерства школы, особенно с Лигой медиаторов, по развитию ШСМ в этой образовательной организации.

В Липецкой области существенную роль в развитии ШСП играют судейское сообщество Липецкой области и Институт развития образования Липецкой области. Опыт участия судейского сообщества Липецкой области во внедрении ШСП можно продемонстрировать, в частности, на продвижении данной идеи судейским сообществом г. Ельца. В 2014 г. именно оно было инициатором семинара по теме развития ШСП в г. Ельце. «Целью такого семинара была выработка единой политики в области организации ШСП и определение основных совместных мероприятий, способствующих развитию подобных служб» [21]. Судьи Елецкого городского суда проводили встречи с родителями обучающихся на родительских собраниях, занимались подготовкой тематических ролевых игр для участников ШСП Липецкой области. Научно-методическое сопровождение внедрения ШСП в Липецкой области осуществляется Институтом развития образования Липецкой области, опыт которого представлен в работе Л.А. Черных и О.А. Драгановой [22].

Интересен и опыт г. Саратова, где с инициативой сотрудничества Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области обратился к факультету психологии СГУ им. Н.Г. Чернышевского. В результате появилось предложение об оказании помощи школам в создании на их базах центров примирения.

Был создан проект, получивший название «Школьные службы примирения (медиации)», целью которого было обучение навыкам медиативного подхода по схеме: «преподаватель -студент - школьник» [23]. То есть профессорско-преподавательский состав СГУ им. Н.Г. Чернышевского осуществлял обучение студентов-психологов медиативному подходу, с тем чтобы они затем передали полученные знания и умения волонтерам-школьникам.

Перспективность идеи использования студенческого волонтерского движения в создании и работе ШСМ/ШСП поддерживают представители и других вузов РФ.

Используется и такой подход, когда на уровне регионов, городов и собственно школ принимаются планы мероприятий («дорожные карты») по созданию и развитию ШСМ/ШСП. Например, в Рязанской области существует подобный план мероприятий [24], в г. Ярославле принята «дорожная карта» [25], в школах Красноярского края есть подобные «дорожные карты» [26]. Они прописывают организационно-содержательное, нормативно-правовое, финансово-экономическое, материально-техническое, кадровое, информационное обеспечение организации деятельности ШСМ/ШСП, а также мониторинг практик данных служб.

2. Разработан алгоритм организации ШСМ/ШСП.

На федеральном уровне подготовлены Методические рекомендации по созданию и развитию ШСМ/ШСП в образовательных организациях. Для ШСМ это осуществил Федеральный институт медиации [27], для ШСП - Всероссийская ассоциация восстановительной медиации [28]. Существуют и региональные разработки. Одна из таких выполнена ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» в рамках регионального инновационного проекта «Развитие кадрового потенциала школьных служб медиации» (г. Ярославль, 2015) [29].

3. Разработана документация, обеспечивающая функционирование ШСМ/ШСП. Она весьма разнообразна и включает, в частности:

- приказ о создании ШСМ/ШСП в образовательной организации;

- положение о ШСМ/ШСП;

- журнал учета обращений в ШСМ/ШСП;

- карту случая;

- бланк медиативного соглашения;

- план работы ШСМ/ШСП на учебный год;

- бланк отчета о деятельности ШСМ/ШСП.

Выпущены сборники, содержащие образцы

подобных документов. Среди таковых - сборник методических материалов «Документация

для школьной службы медиации» [30] и «Пакет материалов для создания ШСП 2021» [31].

4. Реализуются программы подготовки участников ШСМ/ШСП (из числа как сотрудников школ, так и медиаторов-сверстников, реже - родителей обучающихся).

Среди тех, кто активно развивает и проводит программы подготовки сотрудников ШСМ, можно назвать уже упомянутый ранее Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, который занимается разработкой комплекса организационно-педагогических и научно-методических условий развития ШСМ в региональной системе образования.

ННГУ им. Н.И. Лобачевского тоже два года подряд (2019, 2020 г.) проводит обучение по программе дополнительного профессионального образования «Медиация в сфере образования (школьная медиация)» в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» Национального проекта «Образование».

Выпущены и методические пособия, касающиеся подготовки медиаторов-сверстников. Среди них - «Дети-волонтеры в школьной службе примирения: методы и формы привлечения, организации, обучения, мотивации и поддержки (из опыта Волгоградской области)» [32].

5. Транслируется практика работы ШСМ/ШСП.

Опыт работы ШСП в регионах представлен в журнале «Вестник восстановительной юстиции», который содержит соответствующий раздел - «Службы примирения в регионах». Центром «Судебно-правовая реформа» публикуются сборники материалов, содержащие опыт работы школьных служб примирения в России (см., например, [33]).

Издаются и практические руководства, содержащие опыт работы ШСМ того или иного региона. В Краснодарском крае выпущено учебно-методическое пособие, включающее результаты анализа работы краевой площадки передового педагогического опыта ГБОУ ИРО Краснодарского края по теме «Служба школьной медиации в образовательной организации» МБОУ гимназии № 40 г. Краснодара, а также практического опыта школьных медиаторов других образовательных организаций края [34].

6. Выявляются лучшие практики в области применения медиативных и восстановительных технологий в школе, демонстрируются достижения участников ШСМ/ШСП.

Организуются фестивали и конкурсы в области применения медиативных и восстановительных технологий в школах. Они носят городской, региональный, межрегиональный характер.

В Московской области проводится региональный фестиваль служб школьной медиации Московской области «Мы вместе!» (организатор - Научно-методический центр педагогической рискологии Института педагогической рискологии АСОУ). Он позволяет юным медиаторам соревноваться за звание лучших.

Среди региональных можно назвать областной фестиваль служб медиации образовательных организаций «Азбука медиации» в Воронежской области, проводится подобное мероприятие и в Иркутской области. Есть и городские фестивали, как, например, в г. Красноярске.

Центр «Судебно-правовая реформа» и Всероссийская ассоциация восстановительной медиации совместно проводят Межрегиональный конкурс для участников ШСП «Мастерство юных медиаторов (медиаторов-ровесников)», в том числе публикуя сборники, содержащие конкурсные работы [35].

7. Образуются ассоциации ШСМ/ШСП.

На базе Института развития образования Липецкой области создана Ассоциация служб примирения образовательных организаций Липецкой области, куда входят кураторы школьных служб примирения города и области, медиаторы АНО «Служба урегулирования конфликтов». В Иркутской области действует Ассоциация служб школьной и социальной медиации Иркутской области.

8. Организуются научно-практические площадки для обсуждения вопросов внедрения ШСМ/ШСП.

Проведено немало конференций в области школьной медиации, осмысливающих накопленный опыт внедрения в образовательных организациях ШСМ/ШСП. Они носят статус и международных, и всероссийских, и межрегиональных. Сборники материалов по их итогам часто представлены в открытом доступе. Среди них:

- I Международная научно-практическая конференция «Медиация в современном образовательном пространстве» (организатор - ФГБНУ «Психологический институт Российской Академии Образования», Москва, 2018) [36];

- Международная научно-практическая конференция «Потенциал служб школьной медиации в концепции устойчивого развития общеобразовательной организации» (организаторы -ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» совместно с академической площадкой МБОУ «Лицей №3» им. Главного маршала авиации А.Е. Голованова, г. Дзержинский, Московская область, 2018);

- Всероссийская научно-практическая конференция «Школьная медиация: теория, практика, перспективы развития» (организатор -

КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», Киров, 2018) [37];

- Межрегиональная конференция педагогов-психологов и работников служб примирения «Восстановительный подход и медиативные технологии в образовании: опыт, проблемы, перспективы» (организатор - ГАУ ДПО Липецкой области «Институт развития образования», Липецк, 2020).

Организованы разнообразные региональные семинары/вебинары, круглые столы, мастер-классы и форумы в области школьной медиации.

Среди регулярных можно назвать форум служб школьной медиации Московской области. В 2020 г. прошел уже IV Межрегиональный форум служб школьной медиации «Школьная медиация: вчера, сегодня, завтра» (организатор -Научно-методический центр педагогической рискологии Института педагогической рисколо-гии АСОУ), материалы которого доступны в видеоформате [38].

Наконец, одним из самых значимых мероприятий последнего времени можно назвать Первое Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации, состоявшееся 24 сентября 2020 г. в онлайн-формате. Его организаторами выступили:

- Министерство просвещения Российской Федерации;

- ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»;

- ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кута-фина» (МГЮА).

Сборник материалов по итогам данного совещания размещен на специализированной странице на сайте ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» (подведомственное учреждение Министерства просвещения РФ) [1]. Данная страница призвана обеспечить информационно-методическую поддержку специалистов ШСМ/ШСП.

Охарактеризовав текущее состояние ШСМ/ ШСП, перейдем к обсуждению перспектив их развития. Они во многом определяются Межведомственным планом комплексных мероприятий по реализации «Концепции развития сети служб медиации ... до 2025 года», утвержденным Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав 25 сентября 2019 г., и предложениями Итоговой резолюции Всероссийского совещания школьных служб примирения и медиации и носят нормативно-правовой, организационный, образовательный, методический и информационный характер.

Анализ данных документов позволяет сделать вывод, что включенные в них мероприятия имеют целью систематизацию и унификацию, актуализацию, масштабирование, организационное совершенствование (с акцентом на эксперти-

зе и координации действий как на федеральном, так и региональном уровнях и оценке эффективности) и повышение доступности опыта внедрения медиативной и восстановительной практик в системе школьного образования.

Предполагается сведение в систему, например, сведений об организациях, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов в области медиации и восстановительных технологий для системы образования.

Приведение к единообразию выражается в предложении разработать единую специальную комплексную типовую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации по подготовке специалистов в области медиации и восстановительных технологий для системы образования.

Обновлять планируется, в частности, методические рекомендации по развитию сети служб медиации и примирения в образовательных организациях и форму мониторинга деятельности служб школьной медиации.

Масштабирование, например, находит отражение, на наш взгляд, в рекомендации провести Всероссийский конкурс на лучший реализованный проект практической деятельности ШСМ/ ШСП.

Возможность экспертизы и координации действий как на федеральном, так и региональном уровнях дает создание экспертного совета при Департаменте государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ по развитию служб медиации и примирения в образовательных организациях и координационных рабочих групп в регионах по вопросам применения процедуры медиации в отношении несовершеннолетних.

Выявлять эффективность применения восстановительных программ и медиации в школах призваны регулярный мониторинг деятельности служб медиации в субъектах РФ, а также выезды в субъекты РФ с целью оценки внедрения системой образования этих технологий в практику предупреждения конфликтов среди участников образовательных отношений.

Повышению доступности как для участников ШСМ/ШСП, так и для обучающихся и их родителей информации о медиативной и восстановительной практиках и опыте их внедрения в системе школьного образования будет способствовать наличие разрабатываемого единого информационного ресурса о них в сети Интернет.

Заключение

Текущее состояние школьных служб медиации и примирения характеризует наличие складывающихся региональных практик развития ШСМ/ШСП, разработанных алгоритма их орга-

низации и документации, обеспечивающей функционирование ШСМ/ШСП, программ подготовки участников ШСМ/ШСП. Транслируется практика работы ШСМ/ШСП, выявляются лучшие из них, демонстрируются достижения. Образуются ассоциации ШСМ/ШСП. Организуются научно-практические площадки для обсуждения вопросов внедрения ШСМ/ШСП.

Перспективы развития медиативной и восстановительной практик в общеобразовательных школах, задаваемые федеральными властями, отражают стремление систематизировать и унифицировать, актуализировать, масштабировать, организационно совершенствовать и повышать доступность накопленного опыта.

Список литесатусы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Всероссийское совещание служб примирения и медиации // Официальный сайт Центра защиты прав и интересов детей. URL: https://fcprc.ru/mediatsiya_ page/ (дата обращения: 12.12.2020).

2. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». URL: https://base.garant. ru/70183566/ (дата обращения: 15.12.2020).

3. Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1916-р «О плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.». URL: https://www.gar ant.ru/products/ipo/prime/doc/70142628/ (дата обращения: 12.12.2020).

4. Распоряжение Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 167-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015-2017 гг. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.». URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70763474/ (дата обращения: 12.12.2020).

5. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р (ред. от 01.09.2018) «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации». URL: https://docs.cntd.ru/ document/420211300 (дата обращения: 12.12.2020).

6. Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн). URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70447852/ (дата обращения: 12.12.2020).

7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2015 г. № 07-4317 «О направлении методических рекомендаций». URL: https://legalacts. ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18122015-n-07-43 17-o-napravlenii/ (дата обращения: 12.12.2020).

8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2017 г. № 07-7657 «О направлении методических рекомендаций». URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71777356/ (дата обращения: 12.12.2020).

9. Письмо Минпросвещения России от 28.04.2020 № ДГ-375/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). URL: https://docs.cntd.ru/document/5649 20705 (дата обращения: 12.12.2020).

10. Межведомственный план комплексных мероприятий по реализации Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (Утвержден Поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 8 мая 2015 г. № 0Г-П4-3106). URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/10/29/plan_raz vitiya_sluzhb_mediatsii_v_rf.pdf (дата обращения: 12.12.2020).

11. Межведомственный план комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2025 года (Утвержден Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав 25 сентября 2019 г.). URL: http://fedim.ru/services-of-mediation/mezhvedomstvennyj-plan-kompleksnyh-mero priyatij-po-realizatsii-kontseptsii/ (дата обращения: 12.12.2020).

12. Вечерина О.П., Путалова И.Б. Структура российского института медиации: настоящее, прошлое, будущее // Юридические исследования. 2020. № 9. С. 47-63. URL: https://nbpublish.com/library_read_ article.php?id=34287 (дата обращения: 10.06.2021).

13. Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 2. C. 26-33. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=21774779 (дата обращения: 10.06.2021).

14. Карнозова Л.М. Восстановительная медиация: базовые идеи и направления развития (заметки к обсуждению темы) // Вестник восстановительной юстиции. 2010. № 7. С. 18-28. URL: http://ig pran.ru/public/articles/Karnozova.Vosst.pravosudie.pdf (дата обращения: 10.06.2021).

15. Официальный сайт АНО «Научно-методический центр медиации и права». URL: https://me diacia.com (дата обращения: 14.12.2020).

16. Официальный сайт МОО «Общественный центр «Судебно-правовая реформа». URL: http://sprc.ru (дата обращения: 14.12.2020).

17. Зернова Г.П., Ножичкина Л.В. Перспективы развития сетевой региональной модели служб

школьной медиации // История и педагогика естествознания. 2018. № 1. С. 16-20. URL: https:// istoriaipedagogika.ru/media/1 -2018/perspektivy-razvitiya-setevoj-regionalnoj-modeli.pdf (дата обращения: 13.12.2020).

18. Ножичкина Л.В. Реализация сетевой модели служб школьной медиации Московской области, или Как медиация завоевывает сердца подмосковных педагогов. URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/ konf/12-12-2017/14-12-17 -pedsov-Nozhichkina.pdf (дата обращения: 13.12.2020).

19. Ножичкина Л.В. Как медиация завоевывает сердца подмосковных педагогов // Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2018. № 1. С. 89-96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35077950 (дата обращения: 13.12.2020).

20. Флоренкова Л.А. Использование возможностей социального партнерства как ресурса для успешного внедрения служб медиации в общеобразовательных организациях // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2017. № 2 (36). С. 45-50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp? id=30634460& (дата обращения: 13.12.2020).

21. Соседова М.В. Опыт работы судейского сообщества Елецкого городского суда в области развития школьных служб примирения // Роль юридического сообщества и педагогических вузов в развитии медиации и школьных служб примирения (на примере Липецкой области): Материалы научно-практической конференции (29 ноября 2016 г.) / Под ред. канд. юр. наук, доцента Е.В. Калининой, ст. преподавателя Н.А. Шатуриной. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. С. 90-95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29920072&pff=1 (дата обращения: 13.12.2020).

22. Черных Л.А., Драганова О.А. О научно-методическом сопровождении служб примирения образовательных организаций Липецкой области // Роль юридического сообщества и педагогических вузов в развитии медиации и школьных служб примирения (на примере Липецкой области): Материалы научно-практической конференции (29 ноября 2016 г.) / Под ред. канд. юр. наук, доцента Е.В. Калининой, ст. преподавателя Н.А. Шатуриной. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. С. 96100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=2992 0073 (дата обращения: 13.12.2020).

23. Романова Н. Модель подготовки волонтеров школьной службы примирения (медиации). URL: http://fimvestnik.ru/wp-content/uploads/2017/10/Roma nova_3_2017.pdf (дата обращения: 13.12.2020).

24. Распоряжение Правительства Рязанской области от 10 августа 2017 года № 355-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию служб школьной медиации в Рязанской области». URL: http://docs.cntd.ru/document/450297168 (дата обращения: 13.12.2020).

25. Приказ Департамента образования мэрии города Ярославля «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») по развитию школьных служб медиации в муниципальных образовательных организациях города Ярославля до 2020 года». URL:

http://gc-pmss.ru/files/pdf2017/polozhenie_dorozhnaya_ karta.pdf (дата обращения: 13.12.2020).

26. Дорожная карта по развитию службы медиации в МБОУ «СОШ 14» как одной из дополнительных мер профилактики асоциального поведения несовершеннолетних. URL: https://mou14.3dn.ru/ 2017/mediacia/utverzhdaju.pdf (дата обращения:

13.12.2020). '

27. Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях. URL: http://fedim.ru/wp-con tent/uploads/2019/11/2.1 .Metodicheskie-Rekomendatsi i_Sluzhby-SHM.pdf (дата обращения: 12.12.2020).

28. Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях. URL: http://www.8-926-145-87-01.ru/wp-content/uploads/2018/01/merged-1-1.pdf (дата обращения: 12.12.2020).

29. Методические рекомендации по организации деятельности школьных служб медиации: Учебно-методическое пособие / Авторы-составители: С.Б. Чер-нецова, М.А. Юферова, О.А. Коряковцева и др.; под ред. М.А. Юферовой. Ярославль: Изд-во ИРО, 2018. URL: https://school66.edu.yar.ru/rip_doc/gotoviy_pro dukt.pdf (дата обращения: 12.12.2020).

30. Сборник методических материалов для специалистов службы сопровождения образовательного учреждения «Документация для школьной службы медиации». Выпуск 30. СПб., 2016. URL: http:// www.kirov.spb.ru/SC/ppms/images/docs/Infomaciya_dl ya_0U/mediacia/2016-2017/dokum_dla_sluzhby_media cii.pdf (дата обращения: 14.12.2020).

31. Пакет материалов для создания ШСП 2021. URL: https://disk.yandex.ru/d/CCZTFD4jIyxayw?fbclid =IwAR07ldq8BWMgECa3v0dZc-5HAesdpPP8yLqmmt MGaFtz22jqhmoou3VRHzw (дата обращения:

10.06.2021).

32. Дети-волонтеры в школьной службе примирения: методы и формы привлечения, организации, обучения, мотивации и поддержки (из опыта Волго-

градской области). URL: http://www.iro.yar.ru/ fileadmin/iro/k_opip/2018/Posobie-Deti-volontery.pdf (дата обращения: 14.12.2020).

33. Опыт работы школьных служб примирения в России: Сборник материалов. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. 148 с.

34. Рыженко С.К., Маркова Л.М. Служба школьной медиации: практическое руководство: Учеб. -метод. пособие. Краснодар, 2017. 47 с. URL: http:// iro23.ru/sites/default/files/posobie_po_mediacii.pdf (дата обращения: 14.12.2020).

35. Конкурс «Мастерство юных медиаторов». URL: https://www.8-926-145-87-01.ru/клуб/конкурс-мастерство-юных-медиаторов (дата обращения: 14.12.2020).

36. Медиация в современном образовательном пространстве: Электронный сборник материалов I Международной научно-практической конференции / Под ред. Т.А. Поповой, И.И. Маниной. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2018. URL: https://www.pirao.ru/upload/iblock/38c/Mediatsiya-v-obrazovatelnom-prostranstve.pdf (дата обращения: 14.12.2020).

37. Школьная медиация: теория, практика, перспективы развития: Всероссийская научно-практическая конференция (Киров, 29 ноября 2018 года): Сборник материалов / Сост. М.С. Давыдова; авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». Киров: ООО «Типография «Старая Вятка»», 2018. 99 с. (Серия «Медиация»). URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=36993715 (дата обращения: 14.12.2020).

38. IV Межрегиональный форум служб школьной медиации «Школьная медиация: вчера, сегодня, завтра». URL: https://asou-mo.ru/news/29-10-2020-iv-mezhregionalnyi-forum-sluzhb-shkolnoi-mediatsii-shko lnaia-mediatsiia-vchera-segodnia-zavtra (дата обращения: 14.12.2020).

SCHOOL MEDIATION AND RECONCILIATION SERVICES: CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

A. V. Migunova

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

Participating in the resolution of conflict situations that arise in the educational environment is one of the tasks of the modern Russian school. It began not only to apply, but also to teach students innovative technologies built on the ideas of cooperation and responsible behavior in conflict, which are designed to promote both the prevention and resolution of disputes. The article examines the organizational, legal, educational, practical, scientific and informational activities for the creation, distribution and functioning of school mediation and reconciliation services in Russia. This allows us to make a conclusion about the current state of development of these formations. Conclusions about the prospects for the development of mediation and restorative practices in general education schools are formulated on the basis of an analysis of the planned activities of the near future included in the documents of the federal level.

Keywords: conflict, school conflict, mediation, school mediation, restorative justice, school mediation service, school reconciliation service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.