Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИССИЯ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ СПОРОВ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / СТОРОНЫ КОНФЛИКТА / ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ И ПРИМИРЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕДИАЦИИ / МЕДИАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Биккузина Айсылу Хадисовна, Хайруллина Гузель Хасановна

Авторы анализируют эффективность служб школьной медиации и примирения при решении конфликтных ситуаций в образовательных организациях. На сегодня нет профильного федерального закона, который регулировал бы деятельность указанных служб. Их работа основывается на методических рекомендациях, разработанных Министерством просвещения РФ. Мониторинг деятельности служб за пять лет (2016-2020 гг.) показал рост числа как самих служб, так и проводимых ими примирительных процедур. Такие результаты говорят о положительной динамике внедрения процедур примирения в образовательную сферу. Вместе с тем авторы ставят вопрос: насколько уместно дальнейшее загромождение школ такими дополнительными элементами? Не лучше ли наделить примирительными правами комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, не создавая отдельную службу в образовательной организации? Тем более, необходимость создания комиссий прямо указана в законе «Об образовании в РФ». Результаты. Анализ научной литературы и данных мониторинга деятельности служб школьной медиации и примирения доказал эффективность примирительных процедур в профилактике конфликтов и правонарушений среди несовершеннолетних в общеобразовательных организациях, их положительное влияние на формирование личности обучающихся, а также выявил рост популярности использования мирных способов урегулирования споров в сфере образования. Материалы по применению примирительных процедур в регулировании образовательных отношений могут быть полезны руководителям и педагогическим работникам образовательных организаций, бакалаврам, магистрам, родителям несовершеннолетних обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Биккузина Айсылу Хадисовна, Хайруллина Гузель Хасановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF CONCEPTIONAL PROCEDURES IN REGULATING EDUCATIONAL RELATIONS

The authors analyze the effectiveness of school mediation and reconciliation services in resolving conflict situations in educational organizations. Today there is no specialized federal law that would regulate the activities of these services. Then-work is based on guidelines developed by the Ministry of Education. Monitoring the activities of the services for five years (2016-2020) showed an increase in the number of both the services themselves and the conciliation procedures they conduct. These results indicate a positive trend in the implementation of reconciliation procedures in the educational sphere. On the other hand, how appropriate is the further piling up of schools with additional elements such as services? Wouldn't it be better to give conciliation rights to the commission for the settlement of disputes between participants in educational relations, without creating separate mediation and reconciliation services in the educational organization? Moreover, the need to create commissions is directly indicated in the Federal Law “On Education in the Russian Federation”. Results. An analysis of scientific literatme and data from monitoring the activities of mediation and reconciliation services proved the effectiveness of conciliation procedures in the prevention of conflicts and delinquency among minors in educational institutions, a positive effect on the formation of the personality of students, and also showed the growing popularity of the use of peaceful ways of settling disputes in the field of education. Materials on the use of conciliation procedures in the regulation of educational relations can be useful to teachers, bachelors, masters, parents of underage students.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ PROBLEMS OF SOCIAL PEDAGOGY AND SOCIAL WORK

Педагогическийжурнал Башкортостана. 2021. № 4. С. 144-156. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2021; (4): 144-156.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Научная статья УДК 378.147

DOI 10.21510/1817-3292-2021-94-4-144-156

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Айсылу Хадисоена Биккузина1, Гузелъ Хасановна Хайруллина2

1 Институт развития образования Республики Башкортостан, Уфа, Россия, bikkuzina@bk.ru

2 Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы, Уфа, Россия, hairullina.guzel2011@yandex.ru

Аннотация: Авторы анализируют эффективность служб школьной медиации и примирения при решении конфликтных ситуаций в образовательных организациях. На сегодня нет профильного федерального закона, который регулировал бы деятельность указанных служб. Их работа основывается на методических рекомендациях, разработанных Министерством просвещения РФ. Мониторинг деятельности служб за пять лет (2016-2020 гг.) показал рост числа как самих служб, так и проводимых ими примирительных процедур. Такие результаты говорят о положительной динамике внедрения процедур примирения в образовательную сферу. Вместе с тем авторы ставят вопрос: насколько уместно дальнейшее загромождение школ такими дополнительными элементами? Не лучше ли наделить примирительными правами комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, не создавая отдельную службу в образовательной организации? Тем более, необходимость создания комиссий прямо указана в законе «Об образовании в РФ».

Результаты. Анализ научной литературы и данных мониторинга деятельности служб школьной медиации и примирения доказал эффективность примирительных процедур в профилактике конфликтов и правонарушений среди несовершеннолетних в общеобразовательных организациях, их положительное влияние на формирование личности обучающихся, а также выявил рост популярности использования мирных способов урегулирования споров в сфере образования. Материалы по применению примирительных процедур в регулировании образовательных отношений могут быть полезны руководителям и педагогическим работникам образовательных организаций, бакалаврам, магистрам, родителям несовершеннолетних обучающихся.

Ключевые слова: комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, стороны конфликта, примирительные процедуры в сфере образования, разрешение конфликтов в образовательной организации, службы школьной медиации и примирения, методические рекомендации по медиации, медиативное регулирование, восстановительное регулирование.

© Биккузина А.Х., Хайруллина Г.Х., 2021

Для цитирования: БиккузинаА.Х., ХайруллинаГ.Х. Применение примирительных процедур при регулировании образовательных отношений // Педагогическийжурнал Башкортостана. 2021. № 4. С. 144-156.

PROBLEMS OF SOCIAL PEDAGOGY AND SOCIAL WORK Original article.

APPLICATION OF CONCEPTIONAL PROCEDURES IN REGULATING EDUCATIONAL RELATIONS

Aisylu Kh. Bikkuzina1, Guzel Kh.Khairullina2

'Institute for the Development of Education of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russia, bikkuzina@bk.ru

2Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia, hairullina.guzel2011@yandex.ru

Abstract: The authors analyze the effectiveness of school mediation and reconciliation services in resolving conflict situations in educational organizations. Today there is no specialized federal law that would regulate the activities of these services. Their work is based on guidelines developed by the Ministry of Education. Monitoring the activities of the services for five years (2016-2020) showed an increase in the number of both the services themselves and the conciliation procedures they conduct. These results indicate a positive trend in the implementation of reconciliation procedures in the educational sphere. On the other hand, how appropriate is the further piling up of schools with additional elements such as services? Wouldn't it be better to give conciliation rights to the commission for the settlement of disputes between participants in educational relations, without creating separate mediation and reconciliation services in the educational organization? Moreover, the need to create commissions is directly indicated in the Federal Law "On Education in the Russian Federation".

Results. An analysis of scientific literature and data from monitoring the activities of mediation and reconciliation services proved the effectiveness of conciliation procedures in the prevention of conflicts and delinquency among minors in educational institutions, a positive effect on the formation of the personality of students, and also showed the growing popularity of the use of peaceful ways of settling disputes in the field of education. Materials on the use of conciliation procedures in the regulation of educational relations can be useful to teachers, bachelors, masters, parents of underage students.

Keywords: commission for the settlement of disputes between participants in educational relations, parties to the conflict, conciliation procedures in education, school mediation, conflict resolution in an educational organization, school reconciliation services, guidelines for mediation, mediation regulation, restorative regulation.

For citation: Bikkuzina A.Kh., Khairullina G. Kh. Application of conceptional procedures in regulating educational relations. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana=Pedagogical journal of Bashkortostan. 2021; 94(4): 144-156.

Введение. Усложнение отношений в рамках образовательной организации, как и расширение круга участников образовательных отношений, ведут к росту конфликтных ситуаций. Причины роста конфликтов связаны со многими факторами: ослаблением роли семьи как

социального института, социальным расслоением, миграционными процессами, развитием негативного информационного воздействия.

Разрешением конфликтов занимаются разные люди - от заместителя директора до психолога. Все они имеют общую цель, но продвигаются к ней разными путями. В результате, даже если «на поверхности» конфликт разрешен, решение не всегда удовлетворяет все его стороны.

Сегодня законодатель предлагает несколько механизмов выхода из конфликтной ситуации, с максимальным учетом интересов конфликтующих сторон. Выбор того или иного способа примирения зависит от конкретной ситуации, участников образовательных отношений и самой образовательной организации.

Методология исследования. Анализ нормативно-правовых актов [1;2;3;4;5;6] и научной литературы по проблеме внутреннего внесудебного урегулирования (разрешения) конфликтов в образовательной сфере показал: если одни авторы видят выход в дальнейшем развитии служб школьной медиации [7; 8; 9; 10], то другие считают излишним загромождение структуры образовательной организации дополнительными институтами [11]. Потенциал комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений не используется в полной мере [12]. Порой примирительные функции по урегулированию конфликтов в образовательной организации берет на себя его руководство [13].

Раннее мы рассматривали правовые возможности как служб школьной медиации и примирения [7], так и комиссий по урегулированию споров [12;13]. Но за последнее время произошло весомое наращивание нормативной базы деятельности указанных институтов и возросло число случаев разрешения ими конфликтов в образовательных организациях. Ниже мы проведем сравнительный анализ деятельности служб школьной медиации и примирения, их эффективности и перспектив развития.

Материалы и методы исследования. При проведении исследования использовались методы теоретического (анализ опыта и его обобщение в научно-методических разработках) и эмпирического (статистический анализ обработки данных) вида.

Результаты эмпирического исследования. Согласно частей 2 и 3 первой статьи Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - закон о медиации), медиация регулирует отношения, связанные со спорами, возникающими из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дела по спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений. Если

споры возникли из иных отношений, то действие закона распространяется только на отношения, связанные с урегулированием таких споров путем применения процедуры медиации в случаях, предусмотренных федеральными законами [1].

Профильным федеральным законом, регулирующим образовательные правоотношения, является закон «Об образовании в РФ» (далее - закон об образовании). Перечень таких правоотношений дан в самом законе, при этом указано, что «в случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления» [2], нормам закона об образовании, применяются нормы цитируемого закона, если не установлено иное. Согласно ст. 45 закона об образовании, конфликты рекомендуется разрешать посредством обращения в комиссию по урегулированию споров по вопросам: 1) реализации права на образование (в том числе при возможности возникновения конфликта интересов педагогического работника); 2) использования локальных нормативных актов; 3) обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания [2].

По требованию законодательства на сайтах образовательных организаций опубликованы Положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Но зачастую они носят шаблонный характер и не отражают особенностей конкретной организации. Кроме того, не все образовательные организации стремятся вынести конфликтную ситуацию на рассмотрение комиссии [12, 11].

Из текста закона о медиации следует, что образовательные правоотношения в перечень регулируемых отношений не входят. Однако образовательные организации часто прибегают к медиации для разрешения конфликтных ситуаций. Возникает вопрос, насколько это правомерно? Также непонятно, на какие правовые источники опираются образовательные организации при реализации медиативной процедуры? Отвечая на этот вопрос, А.Б. Вифлеемский пришел к выводу, что школьные службы медиации действуют без правовой базы, следовательно, незаконно [11, 35].

Данную ситуацию можно исправить, внеся соответствующие изменения в действующее медиативное законодательство. Тем не менее сейчас медиативные процедуры в образовательных организациях применяются. Как правило, для регулирования внутренних вопросов широко применяются локальные нормативные акты организации [13, 34].

По сути, медиативные и восстановительные практики, рекомендуемые для решения проблемных ситуаций в образовании, не являются психологическими, педагогическими, юридическими или правозащитными. Это признает и Министерство просвещения Российской

Федерации, предлагающее документы рекомендательного характера. Так, весной 2020 г. были подготовлены очередные «Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [3]. Отметим, что Министерством образования и науки Российской Федерации и прежде разрабатывались подобные рекомендации [4,5,6].

В рекомендациях 2020 г. подробно регламентируются вопросы документационного обеспечения (нормативной базы) функционирования, состава и требований к специалистам службы. Выведены цели и задачи создания, принципы и особенности организации ее деятельности. Уточняется, что они могут применяться в образовательных организациях дошкольного, общего и профессионального образования. Кроме того, рекомендации распространяются на организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они могут применяться и в деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организациями, заинтересованными во внедрении медиативной и восстановительной практик в работу с несовершеннолетними и их семьями, тем самым расширяя круг участников и область применения.

В рекомендациях по организации службы школьной медиации от 18 ноября 2013 г. подробно расписаны этапы ее внедрения в деятельность образовательной организации [4]. Документ выделил две модели урегулирования конфликтных ситуаций - медиативную и восстановительную. В систему образования они внедрялись в виде медиативной модели - для службы школьной медиации, и восстановительной - для службы примирения. В научно-методической литературе зачастую названия этих служб используются синонимично. Но насколько это правомерно?

Проанализировав все принятые на сегодня методические рекомендации, отметим, что в обеих моделях могут участвовать все участники образовательных отношений. Совпадают и принципы работы служб: добровольность, конфиденциальность, нейтральность, ответственность. Обе модели направлены на мирное урегулирование сложных ситуаций, добровольность, сотрудничество, взаимопонимание и конфиденциальность. Процедуры реализации медиативной и восстановительной моделей предполагают участие независимого третьего лица, задача которого состоит в организации конструктивного диалога. Службы школьной медиации и примирения действуют на основании локального акта образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но есть и различия.

Службы школьной медиации используют способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами взаимоприемлемого

решения при содействии нейтрального и независимого лица - медиатора. Службы примирения применяют восстановительный подход, т.е. использование в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, возмещение материального и морального ущерба. При проведении восстановительной программы по случаю совершенного несовершеннолетним общественно опасного деяния, ведущему восстановительных программ важно понимать юридические последствия ее проведения и информировать участников о способах учета результатов данной работы в комиссии по делам несовершеннолетних и правоохранительных органах или суде. Следовательно, им разрешаются более серьезные конфликты. Поэтому целями школьных служб примирения является не только разрешение конфликтов, но и содействие возмещению ущерба при совершении несовершеннолетними общественно опасных деяний, а также профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. В этих случаях используются другие технологии, чем при медиации [7].

По данным аналитического доклада о деятельности служб медиации в субъектах Российской Федерации за период с 2016 по 2020 годы, их общее количество возросло с 21 270 в 2016/17 г. до 25 802 в 2019/2020 г., то есть количество возросло на 21 %. При этом число служб медиации в образовательных организациях выросло с 11 492 в 2016/17 г. до 15 382 в 2019/20 г. (+ 34%), тогда как число служб примирения за отчетный период незначительно сократилось - с 9 045 до 9 032. Но во всех федеральных округах присутствуют оба вида служб - и медиации, и примирения, хотя их соотношение различается (см. табл. 1).

Таблица 1

Соотношение служб медиации и примирения в РФ и по федеральным округам в

2019/20 г.

Российская Федерация Северо-Кавказский федеральный округ ^^ Приволжский федеральный округ I Уральский федеральный округ ^^ Сибирский федеральный округ I Дальневосточный федеральный округ ^ Северо-Западный федеральный округ ^ Южный федеральный округ Центральный федеральный округ

О 2000 4000 6000 8000 10000 12000 14000 16000 18000 20000 ■ службы примирения ■ службы медиации

Из таблицы видно, что по состоянию на 2019/20 г. наибольшее число служб сосредоточено в Центральном (5911), Приволжском (5175) и Сибирском (4005) федеральных округах. По числу служб медиации лидируют Центральный (4160), Приволжский (2 991) и Южный (2330) федеральные округа, а по числу служб примирения - Приволжский (2113), Сибирский (1695) и Центральный федеральные (1626) округа. Единственный федеральный округ, в котором преобладают службы примирения - Дальневосточный (806 служб примирения и 190 служб медиации в 2019/20 г.) [14].

Во всех округах Российской Федерации основное число служб медиации (примирения) работает в общеобразовательных организациях (см. табл. 2). По всем регионам за период с 2016 по 2020 гг. с 44 547 до 52 893 человек (+19%) выросла численность специалистов служб медиации, тогда как численность специалистов служб примирения сократилась с 26 839 до 26 328 человек [14]. Число родителей несовершеннолетних, участвовавших в работе служб медиации, за тот же период довольно значительно возросло и в службах медиации, и в службах примирения: с 48 938 до 62 422 и с 8 760 до14 690 соответственно [14].

В Приволжском федеральном округе количество служб медиации в образовательных организациях устойчиво растет (с 1425 до 2991), тогда как число служб примирения практически не меняется (2169 в 2016/17г. и 2113 в 2019/20г.). Наибольшее количество специалистов работает в Оренбургской (2579 человек), Саратовской (1840 человек) областях и Республике Башкортостан (1807 человек) [14].

Таблица 2

Соотношение служб медиации (примирения) в общеобразовательных организациях к общему числу служб медиации (примирения) по федеральным округам в 2019/20 г.

Российская Федерация

Северо-Кавказский федеральный округ В

Приволжский федеральный округ щ

Уральский федеральный округ ш

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ 1

Северо-Западный федеральный округ г

Южный федеральный округ ■

Центральный федеральный округ ■

0 5000 10000 15000 20000 25000 30000

■ всего "службы в общеобразовательных организациях

Численность специалистов служб примирения в рассматриваемом периоде сократилась с 9258 до 6597 человек. Но значительно выросло число проведенных за исследуемый период мероприятий (с 10 174 до 17 535, т.е. на 72 %), направленных на профилактику агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей, профилактику преступности среди несовершеннолетних. Лидеры в сфере профилактики - Оренбургская область (5 305), Пермский край (5 082) и Нижегородская область (2 359) [10].

В Республике Башкортостан основное число служб медиации (примирения) действует в общеобразовательных организациях. Их число устойчиво растет (с 271 до 538), тогда как число служб примирения уменьшается (169 в 2016/17 г. и 127 в 2019/20 г.) (табл. 3). Из той же таблицы видно, что число проведенных мероприятий, направленных на профилактику агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей, а также профилактику преступности среди несовершеннолетних в рамках деятельности службы медиации (примирения) с2016по 2018 гг. сначала возросло, но затем снизилось.

Отметим, что к службам школьной медиации и примирения не предъявляется требование строгой отчетности о количестве проведенных процедур и их направленности, поскольку их деятельность носит рекомендательный характер. Но вышеприведенные статистические данные свидетельствуют, что они не только контролируются соответствующими органами исполнительной власти, но и регулярно отчитываются перед ними. Данные собираются со всех субъектов Российской Федерации для мониторинга «с целью обобщения и анализа опыта применения медиации и технологий восстановительного правосудия» [14] в отношении несовершеннолетних обучающихся (воспитанников).

Таблица 3

Статистические данные по процедурам медиации (примирения) в Республике Башкортостан за 2016-2020 годы.

2016/17 2017/18 2018/19 2019/20

Число служб медиации (примирения) 453 581 614 669

Число служб медиации в общеобразовательных организациях 271 390 484 538

Число служб примирения в общеобразовательных организациях 169 176 127 127

Численность специалистов служб медиации 1115 1262 1642 1807

Численность специалистов служб примирения 916 561 493 857

Число случаев, в отношении которых службами медиации (примирения) применялся медитативный и (или) 832 1009 429 449

восстановительные подходы

Число случаев, связанных с правонару- 113 233 128 129

шениями несовершеннолетних, в отношении которых был применен в медиативный и (или) восстановительный подходы

Число проведенных службами медиации (примирения) мероприятий, направленных на профилактику агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей, профилактику преступности среди несовершеннолетних в рамках деятельности службы медиации (примирения) 1211 1960 1396 1369

Число проведенных службами медиации (примирения) мероприятий по популяризации медиации, медиативного и восстановительного подходов (конференции, форумы, семинары, фестивали, совещания, круглые столы) 152 264 286 321

Число просветительских мероприятий по медиации, медиативному и восстановительному подходам, проведенных службами медиации (примирения) с представителями родительского сообщества несовершеннолетних 252 344 209 282

Кроме того, деятельность служб медиации и примирения стала за отчетный период массовой и носит характер превенции конфликтов в образовательной среде. По мнению О.В. Закревской, организация в школах служб медиации на основе медиативного подхода и с участием самих обучающихся представляет собой один из инструментов, направленных на коррекцию поведения, формирование учебной мотивации, достижения результатов образования в соответствии с федеральными образовательными стандартами [8, 4].

Условия организации и проведения медиации и примирения требуют значительных усилий и квалификации ее специалистов, дополнительной траты времени. Кроме того, сами обучающихся и их родители, как участники службы медиации (примирения), имеют довольно поверхностное понимание тонкостей переговорного процесса, что предполагает привлечение штата профессионалов (юристов, психологов, социальных педагогов). Однако это дополнительные расходы, незапланированные бюджетом большинства образовательных организаций. С другой стороны, у образовательных организаций есть административно-правовой инструмент решения конфликтов, связанных с вопросами реализации права на образование - комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Но многоаспектность отношений в сфере образования диктует широкий круг вопросов, не входящих в компетенцию комиссий. Для разрешения этой ситуации возможно расширение их полномочий.

Заключение. В дальнейшем при применении примирительных процедур можно выбрать один из двух вариантов. Первый - менее затратный как финансово, так и по привлекаемым специалистам -использование того ресурса, которым образовательные организации наделил закон об образовании, а именно использовать потенциал комиссий по урегулированию споров. В рамках предоставляемых законом возможностей можно расширить переговорную, согласительную, примирительную компетенцию комиссий. Как предлагают отдельные авторы, можно, «не отказываясь от сохранения квазиюрисдикционных функций комиссий, [...] создать условия для полноценного, настоящего, действительно мирного урегулирования конфликтов между участниками образовательных отношений с использованием переговорных технологий» [9, 167].

Второй - сохранить параллельное функционирование как служб школьной медиации и примирения, так и комиссий по урегулированию споров, поскольку у каждого из них свой предмет регулирования. Но в этом случае стоит обосновать правовую базу школьных служб, внеся соответствующие поправки в действующий закон о медиации. Этот вариант, на наш взгляд, более конституционен, поскольку наличие различных способов мирного урегулирования споров в образовательной организации предоставляет возможность выбора того или иного механизма, более соответствующего характеру конфликта. Такая система отвечает интересам всех участников образовательных отношений и будет способствовать предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов.

Список источников

1. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-Ф3 (ред. от 26.07.2019). - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/ (дата обращения: 01.11.2021).

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021). - URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 01.11.2021).

3. О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей): письмо Минпросвещения России от 28.04.2020 № ДГ-375/07. - URL: https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-28042020-n-dg-37507/metodicheskie-rekomendatsii-po-razvitiiu-seti/ (дата обращения: 01.11.2021).

4. О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 № ВК-54/07вн): письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155557/ (дата обращения: 01.11.2021).

5. О направлении методических рекомендаций (Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях): письмо Минобрнауки России от 18.12.2015 № 07-4317. - URL : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_155557/ (дата обращения: 01.11.2021).

6. О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций»): письмо Минобрнауки России от 26.12.2017 № 07-7657. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_293621/^aTa обращения: 01.11.2021).

7. Арсентьева Н.А., ХайруллинаГ.Х. Особенности примирительных процедур в сфере образования II Правовое государство: теория и практика. 2015. № 4 (42). С. 7276. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 25238951(дата обращения 01.11.2021).

8. Закревская О.В. Методические рекомендации по организации и содержанию работы школьной службы медиации. Екатеринбург, 2018. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16257262 (дата обращения: 01.11.2021).

9. Носырева Е.И., Филъченко Д.Г. Правовые возможности урегулирования конфликтов в системе высшего образования II Третейский суд. 2021. № 1. С. 161-168. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45630898 (датаобращения: 01.11.2021).

10. Куров С.В., Панферова Н.А. Медиация как средство защиты прав в сфере образования II Право и образование. 2021. № 11. С. 4-14. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47207338 (дата обращения: 28.11.2021).

11. Вифлеемский А.В. Служба школьной медиации vs комиссия по спорам между участниками образовательных отношений II Народное образование. 2018. № 5. С. 34-43. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35213589 (дата обращения: 01.11.2021).

12. Биккузина АХ. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений: необходимый инструмент или навязанная фикция? II Право и образование. 2019. № 5. С. 9-15. -URL : https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=37310081 (датаобращения: 01.11.2021).

13. БиккузинаА.Х. Административно-правовое регулирование конфликтов между участниками образовательных отношений: новые методы управления II Современная эффективная образовательная организация: новый дизайн: материалы Всероссийской научно-практической оффлайн-конференции. Уфа, 2021. С. 32-37. -URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46274086 (датаобращения: 01.11.2021).

14. Мониторинг деятельности служб медиации в субъектах Российской Федерации: аналитический доклад. - URL : https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2021/03/Monitoring-2020-goda (дата обращения: 01.11.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. The Federal Law No. 193-FZ of 27.07.2010 (as amended on 26.07.2019) "On Alternative Dispute Settlement Procedure with the Participation of an Intermediary (mediation procedure)". - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/(applied by 01.11.2021). (In Russ)

2. The Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 02.07.2021) "On Education in the Russian Federation". - URL : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_103038/(applied by 01.11.2021). (In Russ)

3. Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 28.04.2020 No. DG-3 75/07 On the direction of methodological recommendations (together with Methodological Recommendations for the development of a network of mediation (reconciliation) services in educational organizations and organizations for orphans and

children left without parental care).-URL: https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-28042020-n-dg-37507/ metodicheskie-rekomendatsii-po-razvitiiu-seti/ (applied by 01.11.2021). (In Russ)

4. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 18.11.2013 No. VK-844/07 "On the direction of methodological recommendations on the organization of school mediation services" (together with "Recommendations on the organization of school mediation services in educational organizations", approved. Ministry of Education and Science of Russia 18.11.2013 № VK-54/07 vn). - URL : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_155557/(applied by 01.11.2021). (In Russ)

5. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 18, 2015 No. 07-4317 "On the direction of methodological recommendations" (Methodological recommendations for the creation and development of school mediation services in educational organizations). - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_155557/(applied by 01.11.2021). (In Russ)

6. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 26, 2017 No. 07-7657 "On the direction of methodological recommendations" (together with "Methodological recommendations for the introduction of restorative technologies (including mediation) in the educational activities of educational organizations") .-URL: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293621/ (applied by 01.11.2021). (In Russ)

7. Arsentyeva N.A., Khairullina G.Kh. Features of conciliation procedures in the field of education. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika=The Rule of Law State: Theory And Practice. 2015; 42(4): 72-76. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25238951(applied by 01.11.2021). (In Russ)

8. Zakrevskaya O. V. Methodological recommendations on the organization and content of the work of the school mediation service. Yekaterinburg, 2018. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16257262(applied by 01.11.2021). (In Russ)

9. Nosyreva E.I., Filchenko D.G. Legal possibilities of conflict resolution in the system of higher education. Tretejskij sud=Arbitration court. 2021; (1): 161-168. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45630898(applied by 01.11.2021). (In Russ)

10. Kurov S.V., Panferova N.A. Mediation as a means of protecting rights in the field of education. Pravo i obrazovanie=Law and Education. 2021; (11): 4-14. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 47207338 (applied by 28.11.2021). (In Russ)

11. Vethlehemsky A.V. School mediation Service vs Commission on disputes between participants in educational relations. Narodnoe obrazovanie=Public Education. 2018; (5): 34-43. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35213589(applied by 01.11.2021). (In Russ)

12. Bikkuzina A.Kh. The councils of conciliation between the parties of educational relations: a necessary tool or imposed fiction?. Pravo i obrazovanie=Law and Education. 2019; (5): 9-15. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37310081(applied by 01.11.2021). (In Russ)

13. Bikkuzina A.Kh. Administrative and legal regulation of conflicts between participants in educational relations: new management methods. Modern effective educational organization: new design: materials of the All-Russian scientific and practical offline conference. Ufa, 2021. Pp. 32-37. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46274086(applied by 01.11.2021). (In Russ)

14. Analytical report "Monitoring the activities of mediation services in the subjects of the Russian Federation". - URL : https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2021/03/Monitoring-2020-goda (applied by 01.11.2021). (In Russ)

Заявленный вклад авторов статьи:

Авторы внеслиравный вклад в подготовку статьи.

The declared contribution of the authors of the article:

The authors contributed equally to the preparation of the article.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариантрукописи. Authors read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 08.11.2021; одобрена после рецензирования 28.11.2021; принята к публикации 17.12.2021.

The article was submitted 08.11.2021; approved after reviewing 28.11.2021; accepted for publication 17.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.