ГАБАЗОВ ТИМУР СУЛТАНОВИЧ - старший преподаватель юридического факультета Чеченского государственного университета ([email protected]).
ВИТАЕВ ИЛЬЯС ХАСАИНОВИЧ - студент юридического факультета Чеченского государственного университета. GABAZOV, TIMUR S. - Senior Lecturer of the Law Faculty of the Chechen State University ([email protected]). VITAEV ILYAS Kh. - Student of the Law Faculty of the Chechen State University.
УДК 47.998.72:342.73 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-2-188-196
галустян н.в.
роль медиации как фактора, влияющего на состояние правовой культуры, правосознания и правовой грамотности в современном
гражданском обществе
Ключевые слова: гражданское общество, медиация, процедура примирения, внесудебные средства защиты, правовая культура, правовое сознание, правовая активность, школьная медиация.
В статье исследуется место института урегулирования правовых конфликтов не путем обращения в государственные органы, а на основе добровольного взаимного согласования интересов сторон. Рассматривая медиацию как альтернативный способ урегулирования правовых конфликтов, напрямую зависящий от состояния правовой культуры, правосознания и правовой грамотности граждан, автор соотносит соответствующую практику с особенностями, ролью и местом современного российского гражданского общества в условиях изменяющихся жизненных реалий. В данном контексте рассматривается уровень правосознания и правовой культуры граждан, как важный элемент становления правовой государственности. Проанализировано влияние недостаточной информированности общества о самой медиации, сферах ее применения и преимуществах перед судебным процессом на степень доверия граждан процедурам примирения. На основе изучения опыта применения медиации в различных странах, сделан вывод об универсальности данного института в условиях глобализации, как наднационального способа разрешения споров, урегулирования порядка и сроков проведения примирительной процедуры, конкретизации способов урегулирования споров посредством примирительных процедур.
GALUSTYAN, N.V.
THE ROLE OF MEDIATION AS A FACTOR INFLUENCING THE STATE OF LEGAL CULTURE, LEGAL AWARENESS AND LEGAL LITERACY IN MODERN CIVIL SOCIETY
Key words: civil society, mediation, reconciliation procedure, non-judicial remedies, legal culture, legal consciousness, legal activity, school mediation.
The article researched the place of the institution for the settlement of legal conflicts not by contacting state bodies, but on the basis of voluntary mutual agreement of the interests of the parties. Considering mediation as an alternative way of resolving legal conflicts, which directly depends on the state of legal culture, legal awareness and legal literacy of citizens, the author correlates the relevant practice with the characteristics, role and place of modern Russian civil society in the context of changing life realities. In this context, the level of legal awareness and legal culture of citizens is considered as an important element of the formation of legal statehood. The influence of insufficient public awareness about mediation itself, the spheres of its application and advantages over the judicial process on the degree of citizens' confidence in the reconciliation procedures has been analyzed. Based on the study of the experience of using mediation in various countries, it was concluded that this institution is universal in the context of globalization as a supranational way of resolving disputes, settling the order and timing of the conciliation procedure, concretizing the ways of resolving disputes through conciliation procedures.
Понятие «гражданское общество» в России набирает актуальность с конца ХХ в. В этот период развиваются во всем своем многообразии, закрепленном в нормах российского законодательства, различные институты гражданского общества, особенность которого состоит в обеспечении защиты частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованно жесткой регламентации, прямого вмешательства государства и других политических структур, что может оказаться возможным в связи с внедрением последних в частную жизнь, отмечает Маврин О.В. [1, с.156]. Отдельного внимания в этой части заслуживает и институт урегулирования правовых конфликтов не посредством обращения в судебные инстанции, а на основании взаимного согласования интересов сторон без вмешательства представителей государственного аппарата, с использованием альтернативных способов. Подобным альтернативным способом урегулирования правовых конфликтов, а также одним из инструментов повышения значимости и роли правовой культуры в формировании современного гражданского общества, ее совершенствования является, на наш взгляд, медиация.
Одним из важных критериев определения цивилизованности общества в настоящее время становится уровень правосознания и правовой культуры граждан. На наш взгляд, он имеет первостепенное значение в становлении правовой государственности. Правовое образование, рассматриваемое в качестве элемента системы правового воспитания, является необходимым звеном правовой социализации личности, в рамках которой формируются ее ценностно-правовые ориентации, играющие важную роль в определении правомерного «юридически грамотного» поведения субъекта в жизни, в связи с чем проблема социально-полезного поведения личности и
сформированной на его основе правовой активности представляется нам одной из наиболее актуальных и важных для современного российского общества, которое переживает период своего становления в новом качестве, поскольку устойчивость и эффективность общественного развития демократии в значительной мере определяются поведенческим фоном, правосознанием и правовой культурой личности и всего общества [2, с.20].
Как отмечает Голуб О.Ю., медиация представляет собой новый уровень культуры общения между людьми. Благодаря медиации у сторон конфликта появляется возможность быть услышанными и понять истинные потребности и интересы друг друга, достигнуть согласия, ведь альтернативные способы урегулирования споров в силу своей гибкости и диспозитивности, дают больше возможностей найти наиболее адекватное решение проблемы. Этот процесс способствует укреплению партнерских отношений, формированию правовой культуры мирного и самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций участниками гражданского оборота. Показатель того, насколько распространена и результативна медиация, является критерием оценки уровня зрелости общества, готовности граждан принимать на себя ответственность за свои действия [3, с.459].
Научная новизна и значимость исследования заключаются в том, что на сегодняшний день усложняются социально-экономические отношения, в которых функционирует современное общество, нуждающееся в новых инструментах регулирования, сложившихся в современных жизненных реалиях. Как следствие, происходит изменение множества социальных институтов, которые также касаются и правовой сферы. В частности, кроме состязательных, право ищет другие способы регулирования и разрешения спорных вопросов, где процедура медиации представляет собой некий ответ на социальный запрос по поводу внесудебного, примирительного выстраивания отношений, исходящий от общества. Цель данной статьи - комплексный анализ, выявление и теоретическое обоснование отдельно взятой проблемы переосмысления процесса влияния развития альтернативных способов разрешения споров и конфликтов в виде медиации в качестве одного из инструментов повышения значимости и роли правовой культуры в формировании современного гражданского общества, ее совершенствования, что напрямую связано с влиянием изменений в политико-правовой жизни общества на правовую активность личности, особенности социально-полезного поведения индивида. С помощью изучения содержания норм законодательства и мнения ведущих ученых-правоведов, а также практиков по указанному вопросу, выявляются целесообразность и степень значимости применения процедур медиации, а тем самым и значимости социально-правовых процессов самоопределения личности в современной политике и правовой действительности. В рамках методологии современной коммуникативистики, раскрывается содержание медиации, как особого вида социальной связи, на основе направленной передачи информации, основанной на сложившемся мнении по этому поводу у целого ряда ученых и практиков. При этом подчеркнута необходимость в продолжении серьезной работы и поиске грамотного подхода к вопросу создания механизма реализации процедуры профессиональной информированности общества в указанной сфере.
Прослеживается тенденция прямой зависимости степени эффективности и значимости медиации от правовой культуры конфликтующих сторон, самостоятельного, взвешенного осознания ими возможности мирного цивилизованного выхода из возникшего конфликта (спора) без возможных негативных последствий для репутации каждой из сторон. Это новый уровень культуры общения между людьми в современном обществе, что подчеркивает целесообразность разработки исследуемой темы. Применение процедур медиации направлено на взаимовыгодное разрешение споров, что свидетельствует о развитости правового государства и гражданского общества. Указанная цель предопределила и задачи: анализ особенностей содержания понятия «гражданское общество», исследование медиации с точки зрения разновидности нового уровня культуры общения между людьми, также в контексте составляющей социально-полезного поведения личности на современном этапе развития правовых отношений в обществе; рассмотрение доктринальных диполярных подходов к вопросу о юридической сущности медиации, ее месте в современном обществе; постановка проблем правовой активности личности в указанных отношениях, предложения возможных путей их решения, а также определение степени значимости влияния этих процессов на прогрессивное развитие гражданского общества и государства.
В российской юридической литературе вопросы взаимодействия личности, общества и государства исследовались в работах известных ученых Афанасьева В.Г., Фарбера, Рябко И.Ф., ведущих представителей российской правовой науки Баранова П.П., Бура Н.А., Кожевникова С.Н., Кузнецова Э.В., Сальникова В.А. и ряда других. Имеющиеся подходы в оценке данной категории, тем не менее, уже не могут в достаточной степени раскрыть все закономерности и разнообразные особенности тех взаимоотношений, которыми окружена личность в современном обществе.
Учитывая степень изученности проблемы, необходимо отметить, что существование многообразных точек зрения по поводу процесса становления гражданского общества позволяет более объективно подойти к исследованию данного процесса с учетом ряда противоположных взглядов на проблему. Так, можно согласиться с мнением Рябева В.В. о том, что становление гражданского общества - это сложный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество, и государство, и отношения между индивидом и обществом. Условием такого развития является равновесие всех составляющих гражданского общества - человека, общества, бизнеса и государства. Преобладание одной из них разрушает гражданское общество [4, с. 443].
Очевидно, что разрешение конфликтов на основе насилия и принуждения не соответствует потребностям динамично развивающегося гражданского общества. В подобном случае роль медиации как фактора, влияющего на состояние правовой культуры, правосознания и правовой грамотности граждан не имеет принципиального значения. К тому же существует мнение и о том, что медиация так и не заняла достойное и положенное ей место в вопросах разрешения споров и, тем более, не стала фактором снижения конфликтности в обществе и повышения правовой культуры, указывает в своей работе, например, Башкин А. [5].
Альтернативное разрешение споров способствует осознанию преимуществ и приобретению навыков мирного урегулирования споров и выстраивания долгосрочных партнерских взаимодействий, согласно утверждению Геворкяна Т.В. С другой стороны, для того, чтобы медиация стала востребованной в обществе, необходима как минимум информированность всех участников гражданского оборота о преимуществах медиации, а также стремление конфликтующих субъектов прикладывать собственные усилия для разрешения конфликтной ситуации мирным путем, понимая, что это позволяет не только восстановить партнерские отношения, но и сохранить репутацию [6, с.155].
Имеет место также мнение других ученых по поводу того, что институт медиации не работает в России по причине низкой правовой культуры. Так Белоусова В. описывает сегодняшнюю ситуацию в своем исследовании. По ее мнению, развитое гражданское общество, благоприятные условия для развития бизнеса и высокий уровень правовой культуры граждан являются неотъемлемыми признаками демократического, правового, конкурентоспособного государства. При этом одной из наиболее важных целей развития российского общества является укрепление стабильности и консолидация, а это возможно только через формирование грамотного гражданского общества, гармонизацию отношений власти, бизнеса и общественных институтов, создание условий для общественного согласия и уменьшения социальных противоречий, разрешение социальных и иных конфликтов путем конструктивного диалога. Белоусова В. также подчеркивает, что одной из главных проблем в развитии медиации является недостаточная информированность общества о самой медиации, сферах ее применения и преимуществах перед судебным процессом [7].
Как подчеркивают Худойкина Т.В. и Егорова Ю.А, Федеральный закон РФ № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием в качестве посредника (процедуре медиации)», вступивший в законную силу с 1 января 2011 года и заложивший правовые основы урегулирования споров с участием медиатора и становление медиации, как социально-правового института, в нормах которого содержится официальное определение процедуры медиации как способа урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения [8], кроме того регулирует отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых и семейных правоотношений. Важно подчеркнуть, что в самом процессе медиации могут участвовать не только юристы, но и
специалисты других отраслей права - экономисты, психологи, социологи, из чего следует, что медиатор может осуществлять свою деятельность как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе [9, с.72].
Заметим, что в указанном направлении уже произошли существенные изменения. Так, Федеральный закон от 26 июля 2019г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» утвердил поправки, одна из которых предоставляет судьям, пребывающим в отставке, право выступать медиаторами или судебными примирителями. Однозначно эта категория практиков относится к опытным, квалифицированным юристам с высокими стандартами корпоративной этики, благодаря привлечению которых институт урегулирования споров посредством примирительных процедур получит признание и вызовет больше доверия у населения.
Также изменения касаются таких важных аспектов, как закрепление прав и обязанностей суда и лиц, участвующих в деле, в отношении примирительных процедур, урегулирования порядка и сроков проведения примирительной процедуры, конкретизации способов урегулирования споров посредством примирительных процедур, регламентации порядка удостоверения медиативного соглашения и т.д. Указанный закон входит в пакет подписанных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным законов, направленных на оптимизацию системы примирительных процедур, применяемых при осуществлении правосудия. Вторым из перечня является закон от 26 июля 2019 г. № З-ФЗ «О внесении изменений с статью 5 Федерального конституционного закона «О верховном Суде Российской Федерации» в связи с совершенствованием примирительных процедур», в котором уточнены полномочия Пленума ВС РФ в части примирительных процедур. Речь идет о наделении его правом принять Регламент проведения судебного примирения, а также сформировать и утвердить список судебных примирителей, что также определяющим образом подчеркивает конкретизацию примирительных процедур. Третий закон, входящий в указанный перечень, содержит нормы по поводу возврата государственной пошлины, что также является прогрессивным шагом законодателя в направлении укрепления доверия населения.
По мнению законодателя, как констатирует Ключевская Н., описывая судебную практику в исследуемом нами направлении, эти корректировки будут стимулировать стороны судебного разбирательства к использованию судебных процедур [10]. Упорядоченные отношения, регулируемые перечисленными нормами, в перспективе вызовут более адекватное восприятие института медиации обществом, но при условии, что гражданам будет доведено содержание перечисленных значительных поправок в порядке правового толкования и информирования. По мнению П. Крашенинникова, перечисленные законы позволят сторонам правового конфликта с большей эффективностью приходить к взаимосогласованному и приемлемому урегулированию споров, что положительно скажется на снижении конфликтности, укреплении социальных и деловых связей, развитии партнерских отношений и повышения правосознания граждан [11].
Медиация появлялась как междисциплинарная область, получившая от других дисциплин многое: общенаучные подходы и теоретические установки. Тесные связи прослеживаются между юриспруденцией, дипломатией, конфликтологией, политологией, менеджментом, психологией и философией. Так каждая из наук формирует тематическую совокупность знаний о медиации. Как предмет прикладных наук, медиация интересна с точки зрения практических средств и методов решения задач, возникающих в процессе работы медиатора, приводит данные в своем исследовании Сычева С.А. [12].
Конфликтология рассматривает медиацию как целенаправленное вмешательство, способное изначально ослабить конфликт, потом подготовить почву для принятия продуманных решений, и разрешить суть конфликта. При не разрешении каких-либо элементов спора, существующий конфликт с помощью медиации может быть лучше понят его участниками и переведен на новый, управляемый уровень [12].
В вопросах, связанных с регулированием и контролем за медиативной деятельностью необходимо учитывать тот факт, что медиация сама по себе не терпит излишнего вторжения, давления. Именно поэтому законодательством предусмотрено создание саморегулируемых организаций. Фундаментом развития и совершенствования медиативной деятельности должно стать саморегулирование. В любой профессиональной деятельности существование общей
площадки, форума, в рамках которого представители профессиональных сообществ могут обмениваться мнениями, опытом, вырабатывать согласованные правила взаимодействия, как внутри корпорации, так и с внешним миром, должно только приветствоваться, что, в частности, подмечено Алборовым С.В. [13, с.62].
Достаточно невысокой распространенностью медиация в нашей стране также обязана следующим обстоятельствам, которые зачастую носят чисто организационный характер. Среди них недостаточное количество профессиональных медиаторов, слабый уровень рекламной деятельности в указанном направлении на рынке услуг, отсутствие специальных помещений в зданиях судов для ее осуществления. Экономические причины, возможно, кроются в том, что на фоне кризисных явлений имеет место отсутствие желания сторон конфликта нести лишние затраты, вызываемые стоимостью услуг медиатора. Существующая в современном обществе повышенная конфликтность в отношениях характеризует психологические причины. На наш взгляд, необходимо существенно расширять сферу практического применения процедуры медиации. Тому подтверждением является позиция законодателя по поводу включения споров, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений, закрепленная в нормах упомянутого ныне уже действующего Федерального закона №197-ФЗ [10].
Грамотный подход к разрешению споров об интеллектуальной собственности, применительно к данной позиции, по мнению Новоселовой Л., также предусматривает наличие внесудебных средств защиты. Медиация относится к таким внесудебным методам и всегда должна быть в арсенале юриста в качестве инструмента для урегулирования подобных отношений. Связано это с тем, что данная сфера отношений является во многих случаях весьма деликатной, так как продукт интеллектуальной деятельности авторов имеет значимость как результат их творческих усилий и порой не столь важен с точки зрения их коммерческой ценности. И разрешение спора в накаленной обстановке здесь недопустимо, поскольку необходимо направить стороны на путь конструктивного диалога [14]. По мнению П. Астахова, за медиацией будущее цивилизованного общества. Это как раз та самая процедура, которая учит мириться правильно, на законных основаниях и со взаимной выгодой [15].
Кроме того, это во многом сочетающееся с духом российского общества и его традициями понятие, по своей сути, поскольку у нас всегда считалось одним из лучших способов решения конфликтных ситуаций примирение. Изучение опыта применения медиации в странах мира показывает, что этот институт в условиях глобализации становится универсальным наднациональным способом разрешения споров.
Так, достаточно широкое применение процедуры медиации можно отметить в КНР, для которого характерно стремление «добиться полюбовного разрешения спора». В связи с вышеуказанными факторами, Китай стал единственной страной в мире, где медиация (в китайской специфике конфликтология) закреплена в Конституции (ст. 111) [16]. Благодаря конституционному закреплению, а также в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом КНР, были созданы массовые организации для доступности в реализации процедуры медиации жителями страны, ссылаются Петренко Е.Г., Клец А.О.. Включение института медиации в Конституцию КНР позволило включить эту процедуру в систему государственной исполнительной власти, полностью подчинить ее государству и предать облик государственного института [17, с. 151].
Медиация является самой распространенной судебной примирительной процедурой в США, делает вывод в своем труде Юдинских Е.Е. [18]. В США процедура посредничества попала из Китая. Там небольшое количество дел, возбужденных в суде, доходит до процедуры судебного разбирательства. Остальная масса споров завершается примирением сторон, в том числе, благодаря применению медиации, поскольку «в США законодательно установлена обязанность использовать медиацию» [29]. В штате Мичиган распространена процедура медиации Peer Evaluation. При ее применении создается комиссия из трех человек, один из которых обязательно должен являться практикующим юристом, предлагающий сторонам спора механизм его урегулирования. В случае, если какая-либо сторона уклоняется от компромиссного способа разрешения дела, на нее налагаются штрафные санкции [20].
В Греции с 2012 г. в судах работают судьи-медиаторы, к которым суд направляет стороны спора для его урегулирования при наличии на это их согласия. При этом возможно отложение дела
на срок от 3 до 6 месяцев. Итоговое соглашение сторон, то есть результат проведения медиации, в письменном виде передается судье первой инстанции, он его утверждает и придает юридическую силу для дальнейшего исполнения [21].
В условиях российской действительности у медиации имеются большие перспективы и возможности широкого применения в поликультурном социуме [14].
Полагаясь на приведенные доводы, можно сделать вывод о том, что процедура медиации могла бы стать важным способом защиты интеллектуальной собственности, так как внесудебное разрешение конфликта является одним их цивилизованных методов примирения и его потенциал должен раскрыться в том числе в области интеллектуальной собственности [14].
С целью формирования позитивного уровня правовой активности личности в сфере осуществления участия в процедурах примирения, на наш взгляд, необходимо с школьного возраста, а именно в ту пору, когда прослеживается начальная стадия формирования правовой культуры каждого школьника, разработать программу правового воспитания и правовой пропаганды, в том числе включающей в себя ряд направлений по развертыванию широкой пропаганды деятельности правозащитных организаций, саморегулируемых организаций медиаторов, особенно государственными средствами массовой информации, переработке школьных курсов преподавания дисциплин «Правоведение» и «Обществознание» так, чтобы наряду со знанием содержания Конституции РФ, порядка деятельности правоохранительных органов, применения Закона о защите прав потребителей, учащиеся получали нужные сведения о таких сферах, как внесудебная защита прав граждан, а также правовые основы и сущность процедуры медиации в Российской Федерации. Нужно продолжать практику создания служб школьной медиации во всех регионах Российской Федерации. Это направление деятельности будет способствовать развитию конфликтологической компетентности педагогов и внедрению инновационной технологии медиации в практику образовательных организаций регионов. Помимо прочего, будет иметь практическую значимость для образовательных организаций путем повышения уровня безопасности всех участников образовательных отношений, значительно снизив количество конфликтных ситуаций в образовательной организации. Повысит уровень конфликтологической компетенции педагогов, позволит войти городам всех регионов, а также Республике Крым [22] и городу федерального значения Севастополю в единый общероссийский реестр служб школьной медиации РФ.
Несмотря на обширный теоретический материал по проблеме школьной медиации, регулирование конфликтов, как осознанное действие, в подавляющем количестве школ не осуществляется [22]. В этой связи, на наш взгляд, еще существует необходимость в отдельных регионах осуществлять активную деятельность в рамках региональных пилотных проектов «Развитие и сопровождение школьных служб медиации», предусматривающих работу со службами школьной медиации с целью обучения школьных медиаторов и несовершеннолетних современным и эффективным практикам урегулирования конфликтов в образовательной среде, так как медиация в школе - это эффективный институт по разрешению конфликтов между учащимися, родителями, учителями и иными участниками образовательного процесса. Данный институт надежно зарекомендовал себя во всем мире как способ предотвращения и профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних [23].
Непривычность для россиян такого метода урегулирования спорных ситуации, недостаточное умение находить компромиссы друг с другом и осуществлять самостоятельную защиту своих прав с привлечением авторитетных профессионалов для подтверждения правовой и собственной морально-этической позиции диктует нам необходимость предпринять попытки научиться, начиная со школы, в стенах высшего учебного заведения и после использовать очевидный потенциал возможностей, которые дает медиация в различных сферах жизнедеятельности.
На основе анализа сложившихся мнений по исследуемому вопросу целого ряда ученых и практиков в обозначенном направлении необходимо продолжать серьезную работу по поиску путей грамотного подхода к вопросу создания механизма реализации процедуры профессиональной информированности. При этом, по мнению Яковлева В.Ф., важно помнить и всегда подчеркивать различие между понятиями «медиатор» и «посредник» в спорах, поскольку
последнее в российском обществе воспринимается отрицательно в связи с привязкой к сугубо коммерческому началу в его деятельности [24, с.12].
На этапе становления российской практики использования медиации, вхождение независимых квалифицированных юристов с высокими стандартами корпоративной этики в число профессиональных медиаторов создаст определенные гарантии того, что данный способ урегулирования юридических споров получит необходимое общественное признание и не будет дискредитирован в результате деятельности недобросовестных или неподготовленных лиц. На наш взгляд, такая информированность должна иметь некий систематизированный характер посредством пропаганды в средствах массовой информации, в том числе и в рамках тематики правовых каналов, встреч в студиях с представителями практикующих организаций с целью разъяснения общественности сути процедуры медиации и ее значения в современных правовых реалиях.
Таким образом, в современных экономических и политических условиях институт медиации, являясь эффективным инструментом снижения конфликтности и повышения уровня правовой культуры динамично развивающегося российского гражданского общества, гармонизации экономических отношений и укрепления социального партнерства, требует дальнейшего развития механизма реализации.
Возможно, пока медиация в российском обществе не получает должной степени признания в связи с недостаточным уровнем правовой культуры населения и наличия устоявшихся бытовых стереотипов. Вместе с тем, принудительные методы применения института медиации могут подорвать доверие к нему со стороны общества или вызвать резко отрицательную оценку этого относительно молодого и перспективного способа примирения сторон в споре. Важно учитывать показатель личной заинтересованности участников в урегулировании конфликта, являющийся реальным стимулом дальнейшего перспективного развития примирительных процедур.
Литература и источники
1. Маврин О.В. Медиация как элемент модернизации гражданского общества современной России // Вестник экономики, права и социологии. 2013. №1. С. 156-159.
2. Галустян Н.В. Правосознание и правовая культура - составляющие социально-полезного поведения личности. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2005.
3. Голуб О.Ю. О взаимосвязи медиации и правовой культуры // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16. Вып. 4. С. 459-464.
4. Рябев В.В. Гражданское общество современной России: проблемы и перспективы становления // Вестник МГТУ. 2010. Т. 13. № 2. С. 439-445.
5. Вербовая О.В. Развитие института медиации как инструмента снижения конфликтности и повышения правовой культуры в обществе [Электронный ресурс] URL:https://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2018/dokladi/VerbovajaOV_sec4_rus_ 18.04.18.pdf (дата обращения 16.06.2021)
6. Геворкян Т. В. Медиация как один из альтернативных способов разрешения споров и ее влияние на правовую культуру общества // Вестник Волгоградского ГУ. Сер. 5. Юриспруденция. 2014. № 4 (25). С. 155-158.
7. Белоусова В. Популярность медиации зависит от уровня правовой культуры и механизмов исполнения соглашений// Ваш партнер-консультант. 2012. №42 (9458).
8. Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 193- ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (принят ГД ФС РФ 7 июля 2010 г. Одобр. СФ ФС РФ 14 июля 2010 г. // Российская газета. 2010. 30 июля.
9. Худойкина Т.В., Егорова Ю.А. Медиация как альтернативный способ разрешения юридического конфликта // European Research. 2016. №5. С.72-73.
10. Ключевская Н. Усовершенствован порядок урегулирования споров посредством примирительных процедур // Судебная практика. Новости и аналитика [Электронный ресурс] - URL: https://www.garant.ru/news/1284451/ (дата обращения 04.01.2021)
11. Крашенинников П. Приняты законы о совершенствовании примирительных процедур// Новости [Электронный ресурс] -URL: http://duma.gov.ru/news/45722/ (дата обращения 03.01.2021)
12. Сычева С.А. Правовая культура общества во взаимодействии с медиацией [Электронный ресурс] - URL: https://posidpo.ru/syicheva-s-a-pravovaya-kultura-obshhestva/(дата обращения 05.01.2021)
13. Алборов С.В. Саморегулируемые организации медиаторов // Бизнес в законе. 2015. № 5. С.62-66.
14. Новоселова Л. Внесудебное урегулирование споров - самый цивилизованный метод. Интервью 2013. №2. С.32-33. [Электронный ресурс] - URL: http://fedim.ru/wp-content/uploads/2015/12/2013_228_Novoselova_Vnesudebnoe-uregulirovanie-sporov-samyj-tsivilizovannyj-metod.pdf (дата обращения 15.06.2021)
15. Астахов П. За медиацией - будущее цивилизованного общества. Интервью // Медиация и право. 2014. № 3. // [Электронный ресурс] - URL: http://fedim.ru/wp-content/uploads/2015/12/2014_333_Astahov_Za-mediatsiej-budushhee-tsivilizovannogo-obshhestva.pdf (дата обращения 24.12.2020)
16. Законодательство Китая / Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.). URL: http://chinalawinfo.ru/constiMюnal_law/constitutюn(дата обращения 05.01.2021)
17. Петренко Е.Г., Клец А.О. Институт современной медиации в зарубежных странах// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки -2019. №4. С.150-152.
18. Юдинских Е.Е. Зарубежный опыт правого регулирования процедуры медиации в предпринимательской деятельности // Молодой ученый. 2019. № 47 (285). С. 424-427. - URL: https://moluch.ru/archive/285/64380/ (дата обращения: 05.01.2021).
19. Commercial Arbitration Rules and Mediation Procedures [Electronic resource]. Режим доступа: https://www.adr.org/sites/default/files/Commercial %20Rules.pdf (Дата обращения 02.01.2021) Employment Arbitration Rules and Mediation Procedures [Electronic resource]. Режим доступа: https://www.adr.org/sites/default/files/Employment %20Rules.pdf
20. Harris D. R. Unlocking the Learning Potential in Peer Mediation: An Evaluation of Peer Mediator Modeling and Disputant Learning [Electronic resource]: Molestie Ornare Articulis: [website]. Режим доступа: https://ru.scribd.com/document/57205625/Unlocking-the-Learning-Potential-in-Peer-Mediation
21. Wambier T. Mediation (types-qualification-skills) // International Congress of Procedural Law. Athen 11-14 September 2013. Commercial Litigations: Special Cases and Proceedings. Athens-Thessaloniki. P. 24-25.
22. Мельник И.И. Особенности организации и применения медиации в образовательных организациях Республики Крым// Молодая наука. Сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. 2016. Евпатория, 10-11 ноября 2016 г. [Электронный ресурс] - URL: http://xn--d1alhofaa1b.xnp1ai/content (дата обращения 04.01.2021)
23. Севастопольская региональная общественная организация защиты детства и материнства «Севастопольские мамы». Фонд президентских грантов. Проекты. "Все мы люди! Развитие и сопровождение школьных служб медиации»// [Электронный ресурс] - URL: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=e68d4369-f584-4422-bb46-363312e98857 (дата обращения 05.01.2021)
24. Яковлев В.Ф. Медиация: теория, практика, перспективы развития. Первая всероссийская научно-практическая конференция. Москва, 23-24 апреля 2015 г. Большой сбор объединенных сил медиаторов России 2015 // Медиация и право. 2015. № 2 (36). C. 12-19.
References and Sources
1. Mavrin O.V. Mediaciya kak element modernizacii grazhdanskogo obshchestva sovremennoj Rossii // Vestnik ekonomiki, prava i sociologii. 2013. №1. S. 156-159.
2. Galustyan N.V. Pravosoznanie i pravovaya kul'tura - sostavlyayushchie social'no-poleznogo povedeniya lichnosti. Uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: RYUI MVD Rossii, 2005.
3. Golub O.Yu. O vzaimosvyazi mediacii i pravovoj kul'tury // Izvestiya Saratovskogo un-ta. Nov. ser. Ser. Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2016. T. 16. Vyp. 4. S. 459-464.
4. Ryabev V.V. Grazhdanskoe obshchestvo sovremennoj Rossii: problemy i perspektivy stanovleniya // Vestnik MGTU. 2010. T. 13. № 2. S. 439-445.
5. Verbovaya O.V. Razvitie instituta mediacii kak instrumenta snizheniya konfliktnosti i povysheniya pravovoj kul'tury v obshchestve [Elektronnyj resurs] URLhttps://www.hhachev.m/pic/site/files/lihcht/2018/dokladi/VerbovajaOV_sec4_rus_ 18.04.18.pdf (data obrashcheniya 16.06.2021)
6. Gevorkyan T. V. Mediaciya kak odin iz al'ternativnyh sposobov razresheniya sporov i ee vliyanie na pravovuyu kul'turu obshchestva // Vestnik Volgogradskogo GU. Ser. 5. YUrisprudenciya. 2014. № 4 (25). S. 155-158.
7. Belousova V. Populyarnost' mediacii zavisit ot urovnya pravovoj kul'tury i mekhanizmov ispolneniya soglashenij// Vash partner-konsul'tant. 2012. №42 (9458).
8. Federal'nyj zakon RF ot 27 iyulya 2010 g. № 193- FZ «Ob al'ternativnoj procedure uregulirovaniya sporov s uchastiem posrednika (procedure mediacii)» (prinyat GD FS RF 7 iyulya 2010 g. Odobr. SF FS RF 14 iyulya 2010 g. // Rossijskaya gazeta. 2010. 30 iyulya.
9. Hudojkina T.V., Egorova Y.A. Mediaciya kak al'ternativnyj sposob razresheniya yuridicheskogo konflikta// European Research. 2016. №5. S.72-73.
10. Klyuchevskaya N. Usovershenstvovan poryadok uregulirovaniya sporov posredstvom primiritel'nyh procedur // Sudebnaya praktika. Novosti i analitika [Elektronnyj resurs] - URL: https://www.garant.ru/news/1284451/ (data obrashcheniya 04.01.2021)
11. Krasheninnikov P. Prinyaty zakony o sovershenstvovanii primiritel'nyh procedur// Novosti [Elektronnyj resurs] - URL: http://duma.gov.ru/news/45722/ (data obrashcheniya 03.01.2021)
12. Sycheva S.A. Pravovaya kul'tura obshchestva vo vzaimodejstvii s mediaciej [Elektronnyj resurs] - URL: https://posidpo.ru/syicheva-s-a-pravovaya-kultura-obshhestva/(data obrashcheniya 05.01.2021)
13. Alborov S.V. Samoreguliruemye organizacii mediatorov // Biznes v zakone. 2015. № 5. S.62-66.
14. Novoselova L. Vnesudebnoe uregulirovanie sporov - samyj civilizovannyj metod. Interv'yu 2013. №2. S.32-33. [Elektronnyj resurs] - URL: http://fedim.ru/wp-content/uploads/2015/12/2013_228_Novoselova_Vnesudebnoe-uregulirovanie-sporov-samyj-tsivilizovannyj-metod.pdf (data obrashcheniya 15.06.2021)
15. Astahov P. Za mediaciej - budushchee civilizovannogo obshchestva. Interv'yu // Mediaciya i pravo. 2014. № 3. // [Elektronnyj resurs] - URL: http://fedim.ru/wp-content/uploads/2015/12/2014_333_Astahov_Za-mediatsiej-budushhee-tsivilizovannogo-obshhestva.pdf (data obrashcheniya 24.12.2020)
16. Zakonodatel'stvo Kitaya / Konstituciya KNR 1982 g. (s izm. 1988, 1993, 1999, 2004 gg.). URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_ law/constitution (data obrashcheniya 05.01.2021)
17. Petrenko E.G., Klec A.O. Institut sovremennoj mediacii v zarubezhnyh stranah// Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki -2019. №4. S.150-152.
18. Yudinskih E.E. Zarubezhnyj opyt pravogo regulirovaniya procedury mediacii v predprinimatel'skoj deyatel'nosti // Molodoj uchenyj. 2019. № 47 (285). S. 424-427. - URL: https://moluch.ru/archive/285/64380/ (data obrashcheniya: 05.01.2021).
19. Commercial Arbitration Rules and Mediation Procedures [Electronic resource]. Rezhim dostupa: https://www.adr.org/sites/ default/files/Commercial %20Rules.pdf (Data obrashcheniya 02.01.2021) Employment Arbitration Rules and Mediation Procedures [Electronic resource]. Rezhim dostupa: https://www.adr.org/sites/default/files/Employment %20Rules.pdf
20. Harris D. R. Unlocking the Learning Potential in Peer Mediation: An Evaluation of Peer Mediator Modeling and Disputant Learning [Electronic resource]: Molestie Ornare Articulis: [website]. Rezhim dostupa: https://ru.scribd.com/document/57205625/Unlocking-the-Learning-Potential-in-Peer-Mediation
21. Wambier T. Mediation (types-qualification-skills) // International Congress of Procedural Law. Athen 11-14 September 2013. Commercial Litigations: Special Cases and Proceedings. Athens-Thessaloniki. P. 24-25.
22. Mel'nik I.I. Osobennosti organizacii i primeneniya mediacii v obrazovatel'nyh organizaciyah Respubliki Krym// Molodaya nauka. Sbornik nauchnyh trudov nauchno-prakticheskoj konferencii dlya studentov i molodyh uchenyh. 2016. Evpatoriya, 10-11 noyabrya 2016 g. [Elektronnyj resurs] - URL: http://xn--d1alhofaa1b.xnp1ai/content (data obrashcheniya 04.01.2021)
23. Sevastopol'skaya regional'naya obshchestvennaya organizaciya zashchity detstva i materinstva «Sevastopol'skie mamy». Fond prezidentskih grantov. Proekty. "Vse my lyudi! Razvitie i soprovozhdenie shkol'nyh sluzhb mediacii»// [Elektronnyj resurs] - URL: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=e68d4369-f584-4422-bb46-363312e98857 (data obrashcheniya 05.01.2021)
24. Yakovlev V.F. Mediaciya: teoriya, praktika, perspektivy razvitiya. Pervaya vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Moskva, 23-24 aprelya 2015 g. Bol'shoj sbor ob"edinennyh sil mediatorov Rossii 2015 // Mediaciya i pravo. 2015. № 2 (36). C. 12-19.
ГАЛУСТЯН НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры правоведения Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиала) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Севастополь. GALUSTYAN, NATALIA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Jurisprudence, Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky ([email protected]).
УДК 349.2 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-2-196-199
сапфирова а.а.
к вопросу о материальной ответственности работников перед
работодателями: практика применения законодательства
Ключевые слова: материальная ответственность, ущерб, причиненный работодателю, моральный вред, затраты на обучение работника.
Статья посвящена практике применения законодательства о материальной ответственности. Рассматриваются как случаи привлечения к материальной ответственности, споры, по которым выносятся очевидные решения, так и ситуации, когда возможно вынесение решений с учетом правовой природы возникших правоотношений. Исследуются вопросы прямого действительного ущерба, в частности, включение в его состав штрафа, который выплачивает работодатель за нарушения законодательства. Автором изучаются проблемы взыскания с работника ущерба в регрессном порядке, делается вывод о незаконности взыскания с работника сумм морального вреда, которые были ранее взысканы судом с работодателя.
SAPFIROVA, A.A.
ON THE QUESTION OF THE MATERIAL RESPONSIBILITY OF EMPLOYEES TO EMPLOYERS: PRACTICE OF APPLICATION OF THE LEGISLATION
Key words: material responsibility, damage caused to the employer, moral damage, the cost of training an employee.
The article is devoted to the practice of applying the legislation on material liability. The article considers both cases of bringing to financial responsibility, disputes on which obvious decisions are made, and situations when it is possible to make decisions taking into account the legal nature of the legal relationship that has arisen. Issues of direct actual damage are investigated, in particular, the inclusion in its composition of a fine that is paid by the employer for violations of the law. The author studies the problems of recovering damages from an employee in a recourse manner, concludes that it is illegal to recover from an employee the amounts of moral damage that were previously recovered by the court from the employer.
Материальная ответственность сторон трудового договора влечет за собой претерпевание для одной из сторон негативных последствий, которые эта сторона хотела бы избежать. Привлечение к ответственности - это всегда негативный фактор, имеющий место в трудовых отношениях. И если дисциплинарная ответственность влияет на моральное состояние работника, то материальная ответственность - на его денежное содержание, включая заработную плату, из которой в определенных законом случаях возможно удержание в пользу работодателя за ущерб, ему причиненный. В теории трудового права вопросы привлечения к материальной ответственности исследовались многими учеными [1, 2, 3].
Несмотря на относительную стабильность действующего законодательства в области привлечения к материальной ответственности сторон трудового договора, на практике возникает множество вопросов. Часть из этих вопросов уже нашла устоявшиеся ответы, понятные всем правоприменителям. Например, в соответствии с п.8 ст.243 Трудового кодекса РФ полная материальная ответственность предусмотрена в случае причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей. Вопрос, неоднократно возникавший на практике, заключается в том, что суды часто считали эти правоотношения регулируемыми не трудовым, а гражданским законодательством. В результате применялись нормы гражданского права и взыскивались с работника не только прямой действительный ущерб, но и упущенная выгода [4]. Понятно, что фраза «не при исполнении работником трудовых обязанностей» для не специалиста в области трудового права означает отсутствие трудовых обязанностей. Однако это не так. Это всего лишь свидетельствует о том, что, будучи работником, он не исполняет трудовые обязанности в момент причинения ущерба. С этой позиции Верховный Суд РФ в постановлении обратил внимание судов на то, что споры о возмещении ущерба в этих случаях разрешаются районными судами на основании Трудового кодекса РФ [5], что влечет за собой не возможность взыскания с работника упущенной выгоды.
Решение другой части вопросов применения законодательства о материальной ответственности настолько очевидна, что не понятно, почему суды игнорируют действующее законодательство и разъяснения, в том числе и Верховного Суда РФ. Например, организация попыталась взыскать не только ущерб, но и неустойку за просрочку выплаты с сотрудника, с