Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПРИРОДА МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ'

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
227
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
медиация / примирение / службы медиации / школа / учащиеся / правовая природа.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлова А.В., Шарапов В.Н., Шарапова А.А.

Медиация (примирение) в рамках отечественного образования является сравнительно новой технологией урегулирования споров. Широкое применение ее принципов в рабочих коллективах, внутри семьи определяет значимость примирительных практик в рамках ликвидации и предупреждения конфликтов в образовательном пространстве современной российской школы. Между тем, особенности медиации в образовательном процессе являются еще недостаточно изученными. В статье автор рассматривает правовую природу медиации в отечественном образовании, анализирует нормативно-правовые акты, регламентирующие возможность учреждения в России служб примирения, делает вывод о значимости их работы с точки зрения снижения конфликтности современных российских школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПРИРОДА МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021-8-149-153 ОРЛОВА Анна Владимировна,

NIION: 2018-0076-8/21-103 кандидат философских наук,

MOSURED: 77/27-023-2021 -08-302 доцент кафедры права

Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета,

e-mail: av.orlova@mpgu.su

ШАРАПОВ Владимир Николаевич,

старший преподаватель кафедры теории и практики начального образования

Института детства Московского педагогического государственного университета,

e-mail: vn.sharapov@mpgu.su

ШАРАПОВА Анна Александровна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ г. Москвы «Школа № 1637», e-mail: nutik.89@gmail.com

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Медиация (примирение) в рамках отечественного образования является сравнительно новой технологией урегулирования споров. Широкое применение ее принципов в рабочих коллективах, внутри семьи определяет значимость примирительных практик в рамках ликвидации и предупреждения конфликтов в образовательном пространстве современной российской школы. Между тем, особенности медиации в образовательном процессе являются еще недостаточно изученными. В статье автор рассматрива-

ет правовую природу медиации в отечественном образовании, анализирует нормативно-правовые акты, регламентирующие возможность учреждения в России служб примирения, делает вывод о значимости их работы с точки зрения снижения конфликтности современных российских школьников.

Ключевые слова: медиация, примирение, службы медиации, школа, учащиеся, правовая природа.

ORLOVA Anna Vladimirovna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Law of the Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow State Pedagogical University

SHARAPOV Vladimir Nikolaevich,

Senior Lecturer,

Department of Theory and Practice of Primary Education

Institute of Childhood Moscow State Pedagogical University

SHARAPOVA Anna Alexandrovna,

teacher of history and social studies, Moscow State Budgetary Educational Institution "School № 1637"

LEGAL NATURE OF MEDIATION IN EDUCATION

Annotation. Mediation (reconciliation) within the framework of domestic education is a relatively new technology for resolving disputes. The widespread application of its principles in work collectives, within the family determines the importance of conciliatory practices in the framework of the elimination and prevention of conflicts in the educational space of the modern Russian school. Meanwhile, the features of mediation in the educational process are still insufficiently studied. In this

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

article, the author examines the legal nature of mediation in domestic education, analyzes the normative legal acts regulating the possibility of establishing reconciliation services in Russia, and concludes that their work is important in terms of reducing conflicts among modern Russian schoolchildren.

Key words: mediation, reconciliation, mediation services, school, students, legal nature.

Исследование медиации в современном обществе обладает подчеркнутой актуальностью в силу того, что она является одним из каналов снижения правонарушений в социуме. Это определяется самой спецификой человеческой деятельности, в особенности - в период учебы, когда она носит преимущественно коллективный характер. Как следствие, взаимодействие людей в группах потенциально формирует условия для возникновения конфликтных ситуаций. Умение работать в команде для школьников предполагает усвоение тех средств, которые необходимы для выстраивания нормальных отношений с окружающими, а также способов урегулирования конфликтных ситуаций.

Институт медиации в Российской Федерации в настоящее время находится на стадии формирования. Основы его развития в российском обществе на законодательном уровне были заложены со вступлением в силу Федерального закона РФ от 27.07.2010 г. № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [1], в положениях которого раскрывались порядок, принципы проведения процедуры медиации, условия ее прекращения и ответственность за нее. Несмотря на сравнительно недолгий срок своего развития в условиях российской действительности, на сегодняшний день медиация в образовании (имеется ввиду школьная медиация) представляет собой одно из перспективных направлений раздела медиативной практики, основная задача которого заключается в профилактике и мирном урегулировании конфликтных ситуаций, которые могут возникать в рамках образовательного процесса.

В настоящее время получение импульса к развитию современными службами школьной медиации обусловлено целым рядом факторов. В первую очередь, это связано с тем, что в условиях значительного социального расслоения, присутствующего в российском обществе, одновременно отсутствуют механизмы, позволяющие реализовать таланты человека вне зависимости от степени его достатка, положения в обществе. Подобная ситуация неизменно приводит к росту социального напряжения, конфликтности в коллективах, в том числе - начиная со школьной скамьи, когда вопросы социального неравенства становятся значимыми для учащихся. Кроме того, несмотря на то, что Россия исконно являлась государством многонациональным, для страны на

современном этапе характерно обострение межнациональных конфликтов, которые также могут иметь место в школьном коллективе. В этой связи также возрастает роль медиации в образовании, так как она позволяет научиться выстраиванию конструктивного диалога между представителями различных национальностей и культур.

Также в условиях кризиса института семьи стоит отметить повышение роли школы в процессе социализации детей и подростков. Как следствие, отечественные образовательные организации сегодня должны обладать соответствующими ресурсами не только для урегулирования конфликтов, но также для усвоения учащимися способов их успешного разрешения [3]. Значение медиации определяется также ростом детской и подростковой преступности, сравнительно высоким уровнем проявлений девиаций и асоциального поведения среди молодежи, которые по праву признаются исследователями вирусом современного российского общества [7]. Необходимость исследования правовой природы медиации определяется не только негативными социальными тенденциями, связанными с детьми и подростками в Российской Федерации, но также и вовлечением страны в глобальное образовательное пространство, следствием чего становится обязательный переход на нормы и стандарты работы с учащимися, которые действуют на международном уровне. Эта касается, в том числе, и способов урегулирования конфликтов в школьных коллективах.

На сегодняшний день медиация в образовательном процессе успешно применяется в различных странах мира, однако, она, в первую очередь, характерна для государств с высоким уровнем правовой культуры граждан, широким развитием демократических свобод. При этом она выступает в качестве способа урегулирования самых разных межличностных проблем - не только в учебных коллективах, но и на работе, в семье и проч. Данные статистики свидетельствуют об эффективности этого способа урегулирования конфликтов. В частности, в 80-90% случаев применения процедуры медиации достигается медиативное соглашение и свыше 85% данных соглашений затем реализуются сторонами на добровольной основе.

Исследование медиации в России, несмотря на отсутствие ее широкого распространения, что определяется спецификой российского социума,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

тем не менее, продолжает углубляться в силу осознания отечественными учеными необходимости работы с конфликтами, их управлением, которое, однако, не осуществляется в большинстве отечественных школ [4, с. 34]. Безусловно, для активного внедрения данного способа урегулирования конфликтов необходимо не просто декларативное введение основ медиации в образовательный процесс, но также и активное регулирование последнего со стороны взрослых. Только при наличии данного условия подрастающее поколение способно к действительно результативному усвоению поведенческих норм, позволяющих разрешать конфликты цивилизованным образом.

Учитывая, что без конфликтных ситуаций процессы воспитания, образования, а также общения школьников в группах не представляются возможными, задача педагогов состоит, прежде всего, в том, чтобы на практике реализовы-вать основы примирительной политики, не стараясь при этом избежать возникновения конфликтных ситуаций, но решая их в конструктивном ключе. Одним из способов внедрения медиативной практики в школьный коллектив может стать запрет на выполнение учебной деятельности в том случае, если она протекает в ненормальных условиях [8, с. 684] - в состоянии конфликтности, раздражительности, вражды и проч.

Правовая природа медиации в образовании определяется, в частности, в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Согласно данному документу, политика российского государства в целом, а также правовая регламентация общественных отношений, которые складываются в образовательной среде, должны базироваться, в первую очередь, на принципах свободного развития личности, ответственности и уважении друг к другу.

Задачи службы примирения в школе сообразуются с данными принципами. Цель ее работы -избежать административно-карательных способов урегулирования конфликтных ситуаций между школьниками и перейти на способы, основанные на мирном урегулировании проблем, возникающих во взаимоотношениях учащихся. Безусловно, с правовой точки зрения медиативный подход учитывает приоритет общечеловеческих ценностей, позволяет сохранить уважение к правам человека вне зависимости от того статуса, который он занимает в школе, так как конфликтные ситуации могут вспыхивать не только в ученических коллективах, а также между учеником и педагогом, иным сотрудником школы и т.д. Именно в таких условиях может наиболее безболезненно быть реализовано воспитание гражданственности школьни-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

ков без применения насилия, либо назиданий со стороны старших. В этом смысле внедрение в образовательное пространство школы современных служб медиации сообразуется с государственно-общественным характером управления образованием. Это определяется тем, что сама служба осуществляет работу в государственно-общественной форме [5, с. 223]. Кроме того, внедрение медиации в образование - это явление более чем демократичное, учитывающее интересы многих сторон, и, прежде всего, учащихся.

Формирование службы медитации в образовательном пространстве современной российской школы в правовом плане должно учитывать положения п. 2 ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому образовательная организация способна иметь в своей структуре разные структурные подразделения, благодаря работе которых обеспечивается реализация ее основной цели - образовательной деятельности при учете уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, форм обучения, а также режима пребывания учащихся в конкретном учебном заведении. При этом в данном типе учебных заведений должны действовать психологические и социально-педагогические службы, благодаря которым будет осуществляться адаптация и реабилитация тех школьников, которые испытывают в них потребность [2]. Необходимо отметить, что школьная служба медиации (примирения) может быть сформирована на основании действующих локальных нормативных актов отдельного учебного заведения.

При этом текст ст. 45 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» [2] закрепляет самостоятельность школьной службы медиации, ее отличие от иных служб, деятельность которых направлена на урегулирование конфликтов между воспитанниками. К их числу, в частности, следует отнести такую структуру, как «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений». Безусловно, по ряду направлений их работа может и должна пересекаться, взаимодействие между этими структурами представляется полезным с точки зрения повышения эффективности работы образовательной организации по разрешению конфликтов. В то же время, как подразделения в рамках единого учебного заведения они должны различаться между собой, что, в свою очередь, необходимо законодательно закреплять в локальных актах школы.

Согласно статье 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [2] каждое образовательное учреждение осущест-

вляет свои действия на основании устава, с которым, в свою очередь, должны быть ознакомлены все его работники, обучающиеся, и их родители. В образовательном процессе задействовано большое количество участников, без цивилизованных отношений между которыми он будет существенно осложнен. В уставе любого образовательного учреждения, стремящегося решать свои внутренние вопросы на основе уважения прав и интересов личности, порядок их урегулирования должен быть отражен. При этом мирное улаживание отношений должно соотноситься с правами и обязанностями сторон как участников образовательного процесса. Как следствие, отсутствие противоречий в уставе школы и правилах работы службы медиации должно законодательно закрепляться внутренними документами образовательной организации.

На сегодняшний день действующее законодательство в Российской Федерации разрешает внедрение медиации в образовательный процесс. Осуществление деятельности служб примирения в стране инициируется Межрегиональным общественным объединением Общественный центр «Судебно-правовая реформа» [6]. Работа служб медиации в правовом плане не должна вызывать сомнений в силу ее значимости с точки зрения развития направлений деятельности общественных организаций, усовершенствования форм психологической работы с детьми и подростками, которые реализуются на базе современной школы.

Центр выступил с инициативой создания школьных служб медиации в РФ и разработал их модель, которая на сегодняшний день действует в различных регионах и городах страны. К их числу следует отнести Москву, Пермский край, Волгоградскую область, Томск, Тюмень, Петрозаводск, Великий Новгород, Новосибирск, Казань, где подрастающим поколением были реализованы уже сотни примирительных программ.

Значение школьной примирительной службы состоит в том, что она является одним из каналов, позволяющим внедрять нормы цивилизованного общения в школьные коллективы, тем самым, дополняя социализирующую функцию семьи, окружения ребенка и т.д. При этом работа службы реализуется как между детьми, так и через детей, так как они, воспринимая и усваивая нормы поведения, позволяющие легко урегулировать конфликт, являются их проводниками.

Подводя итоги, следует отметить, что, несмотря на отсутствие отдельного законодательного акта, целью которого было бы регулирование работы служб медиации в отечественных школах, значимость их наличия проистекает из положений законов, напрямую не связанных с примирением,

однако, регламентирующих учебную деятельность. Наличие таких служб следует считать значимым шагом в рамках демократизации российского общества, ухода от практики насилия и принуждения в школе.

Правовая природа медиации в образовании определяет значение данного института в деле поддержки нормальных отношений между детьми и подростками в школе, несмотря на постоянно меняющиеся внешние условия. Отказ от авторитарной организация внутри школьного коллектива позволяет формировать и развивать нравственные ценности личности, самоорганизацию детей, чувство ответственности за свои поступки, толерантность и уважение к окружающим.

Список литературы:

[1] Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-Ф3 (посл. ред.). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_103038/ (дата обращения: 17.07.2021).

[2] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.07.2021).

[3] Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 № ВК-54/07вн) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_155557/ (дата обращения: 17.07.2021).

[4] Акчурин Т.Ф., Максудов Р.Р. Школьная медиация в России: основания, опыт, перспективы правового регулирования // Вестник экономики, права и социологии. 2009. № 3. - С. 33-40.

[5] Восстановительная ювенальная юстиция в России. Модели работы в регионах / Науч. ред. и сост. Р.Р. Максудов. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2008. - 244 с.

[6] Межрегиональный Общественный Центр «Судебно-правовая реформа». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://old.prison. org/help/ngo/doc014.htm (дата обращения: 17.07.2021).

[7] Нортман А.Р. Девиация - вирус современного общества // Молодой ученый. 2020. № 27.1 (317.1). - С. 61-63.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

[8] Щедровицкий Г.П., Надежина Р.Г. Развитие детей и проблемы организации нравственного воспитания // Избранные труды. - М.: Шк. Культ. Полит., 1995. - 759 с.

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon «Ob al'ternativnoj procedure uregulirovaniya sporov s uchastiem posrednika (procedure mediacii)» ot 27.07.2010 № 193-FZ (posl. red.). [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_103038/ (data obrashcheniya: 17.07.2021).

[2] Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossi-jskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (data obrashcheniya: 17.07.2021).

[3] Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 18.11.2013 № VK-844/07 «O napravlenii metodicheskih rekomen-dacij po organizacii sluzhb shkol'noj mediacii» (vmeste s «Rekomendaciyami po organizacii sluzhb shkol'noj mediacii v obrazovatel'nyh organizaciyah», utv. Minobrnauki Rossii 18.11.2013 № VK-54/07vn)

[Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_155557/ (data obrashcheniya: 17.07.2021).

[4] Akchurin T.F., Maksudov R.R. SHkol'naya mediaciya v Rossii: osnovaniya, opyt, perspektivy pravovogo regulirovaniya // Vestnik ekonomiki, prava i sociologii. 2009. № 3. - S. 33-40.

[5] Vosstanovitel'naya yuvenal'naya yusticiya v Rossii. Modeli raboty v regionah / Nauch. red. i sost. R.R. Maksudov. - M.: MOO Centr «Sudebno-pravo-vaya reforma», 2008. - 244 s.

[6] Mezhregional'nyj Obshchestvennyj Centr «Sudebno-pravovaya reforma». [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://old.prison.org/ help/ngo/doc014.htm (data obrashcheniya: 17.07.2021).

[7] Nortman A.R. Deviaciya - virus sovremen-nogo obshchestva // Molodoj uchenyj. 2020. № 27.1 (317.1). - S. 61-63.

[8] Shchedrovickij G.P., Nadezhina R.G. Razvi-tie detej i problemy organizacii nravstvennogo vospi-taniya // Izbrannye trudy. - M.: SHk. Kul't. Polit., 1995. - 759 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.