ПРОБЛЕМЫ
С& РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ^D
Ю.В. СУХОСТАВСКАЯ,
аспирант, ассистент кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Российского университета дружбы народов,
e-mail: [email protected]
12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
МЕДИАЦИЯ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В статье рассматривается относительно новый для правовой системы Российской Федерации институт медиации. Несмотря на то, что нормативно-правовое регулирование медиативных процедур существует в российском праве ещё с 2010 года, сама процедура медиации развита еще недостаточно. Особое внимание уделяется анализу проблемных аспектов в области использования процедуры медиации в Российской Федерации.
Ключевые слова: медиация, медиатор, конфликт, правовой спор, мировое соглашение, примирительные процедуры.
Yu.V. SUHOSTAVSKAYA,
PhD student, assistant of the Department of Judicial Power, Law Enforcement and Human Rights Activities RUDN University
MEDIATION IN THE RUSSIAN CONDITIONS
Annotation. The article provides the analysis of a new for the legal system of the Russian Federation institute of mediation. Despite the fact that the legal regulation of mediation procedures has existed in russian law since 2010, the mediation procedure itself is not sufficiently developed. Special attention is paid to the analysis of problematic aspects in the use of the mediation procedure in the Russian Federation.
Keywords: mediation, mediator, conflict, legal dispute, settlement, conciliation proceedings.
История медиации уходит своими корнями в глубокую древность. Ещё в древнем Китае Конфуций призывал стороны разрешать конфликтные ситуации и споры путём поиска взаимопонимания. Вместо того, чтобы прибегать к формальным процедурам и обращаться в суд, он рекомендовал участникам спора встретиться в присутствии третьей стороны, которая помогла бы им прийти к согласию [1].
На протяжении многих столетий медиация используется в дипломатии, политике, международной торговле, праве. Среди её преимуществ можно выделить: доступность, экономичность, гибкость, отсутствие длительных бюрократических процедур, конфиденциальность, индивидуальный подход к каждому конкретному случаю. Кроме того, медиатор принимает во внимание интересы каждой стороны, вовлеченной в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018
спор. Именно поэтому применение медиации всё более активно входит в повседневную практику.
Институт медиации получил международное признание после проведения международной конференции по медиации в Австрии в 1999 г. Форум способствовал организационному объединению медиаторов, распространению новой практики, развитию профессиональной идентичности.
В Уставе Организации Объединённых Наций (ООН) медиация отнесена к средствам улаживания споров. Так, ст. 33 гласит: «Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны, прежде всего, стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам
или соглашениям или мирными средствами по своему выбору» [2].
Медиация успела распространиться и внедриться в правовую систему и общественную практику во многих развитых странах - в Европе, США, Канаде, Австралии и др. Причём во многих государствах, где на сегодняшний день медиация является довольно распространённым и востребованным способом урегулирования конфликтов, нормативно-правовая база в данной сфере формировалась уже после длительного накопления практического опыта использования этой процедуры [3].
Как показывает опыт этих государств, медиация - весьма эффективный способ разрешения споров, позволяющий не только урегулировать конфликт между сторонами, но и значительным образом снизить уровень судебной нагрузки. Но применима ли медиация в российских условиях?
Институт медиации - относительно новый правовой институт в нашей стране. В российской литературе в области юриспруденции пока отсутствует классификация способов разрешения споров на мирные и конфликтные. В отечественном праве встречается деление способов улаживания конфликтов на судебные и внесудебные.
Так или иначе, в нашем государстве приоритет отдается, как правило, судебной форме. Мирные способы разрешения споров пока не получили широкого распространения. Среди основных причин, препятствующих развитию медиации в нашей стране, следует выделить: низкий уровень правовой культуры, недостаточную информированность о существующих мирных способах улаживания конфликтов, что также влечет недоверие со стороны граждан к самой процедуре, отсутствие эффективной законодательной базы. Но это не значит, что институт медиации не актуален в России.
2005 год стал знаковым для развития и внедрения института медиации в российскую правовую систему. Во-первых, при поддержке государства была проведена Первая Международная конференция «Медиация. Новый шаг на пути построения правового государства и гражданского общества», которая продемонстрировала весьма высокий профессиональный уровень дискуссий по проблемам становления института медиации в нашей стране. Безусловно, столь масштабное мероприятие способствовало качественному рывку в процессе интеграции медиации в России.
Во-вторых, был учреждён Научно-методический центр медиации и права - первая в России автономная некоммерческая организация,
деятельность которой направлена на интеграцию, популяризацию и утверждение института медиации в нашей стране.
С 2006 г. публикуется научный журнал «Медиация и право. Посредничество и примирение». В этом же году при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) была учреждена Объединенная служба медиации, а при Торгово-промышленной палате РФ — Коллегия посредников по проведению примирительных процедур.
В 2006 г. в Государственную Думу РФ был внесён законопроект «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)», но, к сожалению, он не прошёл даже первого чтения.
Важным шагом на пути к развитию института медиации в нашей стране стало принятие 27 июля 2010 г. Закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации), вступивший в силу 1 января 2011 г. (далее - Закон) [4]. До его принятия фактически единственной сложившейся формой альтернативного разрешения споров в России было третейское разбирательство [5]. Одним из ключевых ориентиров при разработке Закона стала Директива 2008/52/ЕС относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах [6].
Согласно Закону, применение медиации предусмотрено в гражданских, семейных, коммерческих, трудовых и иных делах.
Закон определяет следующие принципы медиации: добровольность, конфиденциальность, равноправие, сотрудничество сторон, беспристрастность, независимость медиатора (ст. 3).
В отличие от судебного разбирательства, в котором действует принцип публичности, вся информация, обсуждаемая в ходе процедуры медиации, должна быть сохранена внутри процесса.
Стоит отметить, что согласно гражданскому процессуальному и арбитражно-процессу-альному законодательству, медиаторы не могут быть допрошены об обстоятельствах, которые стали им известны в рамках проведения процедуры медиации. Однако данное обстоятельство еще не получило закрепления в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.
Отсутствие подобной нормы в уголовно-процессуальном законодательстве вызывает некоторое недоумение. В связи с этим нами предлагается дополнить Федеральный закон №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», ч. 3 ст. 56 положением, устанавливающим запрет на допрос медиатора об обстоя-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018
тельствах, которые ему стали известны ходе проведения медиативной процедуры.
Тем не менее, Федеральный закон №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» нуждается в доработке, поскольку у многих ученых в области юриспруденции и практикующих юристов остаются вопросы по поводу внедрения института медиации в российскую правовую систему. Во-первых, несмотря на то, что в Законе используются такие понятия, как медиация, медиатор, медиативное соглашение, всё же название Закона не соответствует его содержанию, т.к. о самой процедуре медиации и её технике не сказано даже в самой абстрактной форме. Во-вторых, Закон не определяет основные типы посреднических процедур (например, содействующая медиация, оценочная медиация, переговоры и др.) в отличие от нормативно-правовых актов в области медиации, действующих в западных странах.
Примечателен тот факт, что любой совершеннолетний дееспособный гражданин, не имеющий судимости, может оказывать медиативные услуги (ст. ст. 15, 16 ФЗ №№ 193-Ф3). Конечно, для урегулирования споров важны знания не только в области права, но в психологии, конфликтологии, экономике, педагогике и др. Однако, на наш взгляд, лицо, оказывающее медиативные услуги, должно иметь профессиональное юридическое образование, ведь познания в области юриспруденции ему необходимы в рамках проведения самой процедуры. Даже на практике, безусловно, будут востребованы медиаторы, имеющие определённые знания в области права.
Таким образом, Закон имеет некоторые пробелы, что, в конечном итоге, затрудняет применение медиации на практике в нашей стране.
После вступления в силу Закона о медиации были внесены соответствующие изменения в ряд законодательных актов РФ; был принят ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [7]. Так, согласно ст. 202 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) [8] приостанавливается течение срока исковой давности для судебной защиты прав, если стороны отношений заключили соглашение о проведении процедуры медиации. Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) [9] предусматривает возможность отложения судебного разбирательства дела в случае, если стороны обратились к процедуре медиации (ст. 169). Согласно ч. 2 ст. 138 Арбитражного про-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018
цессуального кодекса РФ (АПК РФ) [10], стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или используя иные примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации. Ст. 6.1 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» [11] гласит, что применение процедуры медиации допускается на любой стадии третейского разбирательства.
Осенью 2017 г. по итогам встречи с российскими бизнесменами В.В. Путин поручил Правительству совместно с Верховным судом усовершенствовать примирительные процедуры в нашей стране.
18 января 2018 г. Верховный суд представил Государственной Думе соответствующий документ [12], согласно которому предлагается использовать примирительную процедуру на любой стадии процесса по ходатайству стороны или по предложению суда.
Законопроект четко прописывает принципы примирительных процедур: добровольность, сотрудничество, равноправие, конфиденциальность, а также конкретизирует виды урегулирования споров: переговоры, сверка документов, посредничество, медиация и судебное примирение.
Результаты разрешения конфликта тоже могут быть разными: мировое соглашение в отношении всех или части требований; частичный или полный отказ от иска; частичное или полное признание иска; полный или частичный отказ от жалобы (апелляционной, кассационной, надзорной); признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения; соглашение по обстоятельствам дела.
Если в процессе примирительной процедуры у сторон не получится разрешить конфликт, то судебное разбирательство возобновят. Участники дела смогут на любой стадии рассмотрения спора инициировать медиацию. Но самой главной новеллой является то, что предлагается разрешить судьям в отставке становиться медиаторами или так называемыми судебными примирителями на профессиональной основе. Для этого им надо будет войти в специальные списки, которые будут вести Советы судей субъектов РФ. Судебными примирителями могут быть и работники аппарата суда, которые имеют высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.
Законопроект предлагает использовать примирительные процедуры и по делам, которые рассматриваются в порядке административного судопроизводства. Таким образом, законопроект разрешает медиацию и в спорах с госорганами. Проект отдельно подчеркивает, что суд
не должен принуждать стороны к примирению, а может лишь предложить им попытаться урегулировать спор самим, оценив все плюсы такого способа.
В целом проект получил одобрение Правительства, но с учетом ряда замечаний.
Так, необходимость введения специального судебного примирителя в качестве посредника видится правительству неочевидной по причине того, что уже существует медиатор, независимое лицо, которое примеряет стороны до суда или на стадии судебного процесса.
Кроме этого, механизм, который предложил Верховный Суд по финансированию судебных примирителей из сумм госпошлины, противоречит Бюджетному кодексу. Эксперты также нашли проект спорным, назвав его «стремлением Верховного суда трудоустроить отставных судей» [13]. Тем не менее на данный момент законопроект принят в первом чтении.
Понятно, что внедрение в практику примирительных процедур, в частности, медиации, объясняется необходимостью снижения нагрузки на российские суды. Ввиду сложившейся ситуации закрепление на законодательном уровне категорий дел, по которым использование процедуры досудебной медиации являлось бы обязательным, станет поворотным пунктом на пути развития института медиации.
Кроме того, для эффективного развития данного института необходимо выстроить многоуровневую систему обучения медиаторов, которая бы включала в себя не только специализированные центры, но и специальности и программы подготовки медиаторов на юридических факультетах в российских ВУЗах.
За последние годы в нашей стране были проведены различные курсы, лекции, семинары для профессиональной подготовки специалистов в области юриспруденции, менеджмента, психологии, а также другие научные мероприятия как на региональном, так и международном уровне. Все эти усилия государства были направлены содействие обмену опытом между экспертами в области медиации, в том числе из других стран.
Однако, российское общество на данном этапе все ещё недостаточно осведомлено о новом институте, хотя среди населения ведётся разъяснительная работа. Так, для большинства граждан и представителей бизнеса вступление в силу ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» осталось незамеченным. Предприниматели, как и прежде, предпочитают решать свои споры в арбитражных судах, а граждане, в лучшем случае, идут к мировым судьям. Поэ-
тому необходимо разработать комплекс мер, направленный на популяризацию медиации не только среди граждан, но и в бизнес-сообществах.
Развитие и дальнейшее распространение медиации в нашей стране будет способствовать разгрузке судебной системы, повысит её качество, доступность и ускорит правосудие. Более того, медиация является неотъемлемой чертой гражданского общества, одним из показателей его состояния. Поэтому необходимо совершенствование данной процедуры, учитывающее достоинства, преимущества и возможные недостатки.
Список литературы:
[1] Паркинсон Л. Семейная медиация. М.: Межрегион. центр управл. и полит. консультирования, 2010. С.11.
[2] Устав Организации Объединенных Наций / / Информационно-правовой портал Кон-сультантПлюс. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_121087/ (дата обращения: 02.08.2018).
[3] Федеральный закон от 29.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в РФ» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3019.
[4] Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 N 193-Ф3 (последняя редакция) // Информационно-правовой портал Консультант-Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_103038/ (дата обращения: 04.08.2018).
[5] Шамликашвили Ц.А. Медиация в России. Современное состояние. Справка. - URL: http:// www.mediacia.com/ (дата обращения: 03.08.2018).
[6] Директива 2008/52/EC Европейского парламента и Совета от 21 мая 2008 г. относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах. - URL: http:// www.mediacia. com/files/Documents/ Directive_2008_rus.pdf (дата обращения: 01.08.2018).
[7]Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 N 194-ФЗ» (последняя редакция) // Информационно-правовой портал КонсультантПлюс. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_103039/ (дата обращения: 06.08.2018).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018
[8] Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) // Информационно-правовой портал КонсультантПлюс. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 02.08.2018).
[9] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-Ф3 (ред. от 03.08.2018) // Информационно-правовой портал КонсультантПлюс. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_39570/ (дата обращения: 08.08.2018).
[10] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-Ф3 (ред. от 03.08.2018) // Информационно-правовой портал КонсультантПлюс. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37800/ (дата обращения: 07.08.2018).
[11] Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002 N 102-Ф3 (последняя редакция) // Информационно-правовой портал КонсультантПлюс. - URL: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37831/ (дата обращения: 07.08.2018).
[12] Постановление Верховного Суда Российской Федерации. Законопроект № 421600-7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество». - URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/421600-7 (дата обращения: 02.10.2018).
[13] Правительство поддержало законопроект ВС о медиации // ПравоРу. URL: https:// pravo.ru/news/200952/ (дата обращения: 01.10.2018).
Spisok literatury:
[1] Parkinson L. Semejnaya mediaciya. M.: Mezhregion. centr upravl. i polit. konsul'tirovaniya, 2010. S. 11.
[2] Ustav Organizacii Ob»edinennyh Nacij // Informacionno-pravovoj portal Konsul'tantPlyus. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121087/ (data obrashcheniya: 02.08.2018).
[3] Federal'nyj zakon ot 29.07.2002 № 102-FZ «O tretejskih sudah v RF» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2002. - № 30. - St. 3019.
[4] Federal'nyj zakon «Ob al'ternativnoj procedure uregulirovaniya sporov s uchastiem posrednika (procedure mediacii)» ot 27.07.2010 N 193-FZ (poslednyaya redakciya) / / Informacionno-pravovoj portal Konsul'tantPlyus. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_103038/ (data obrashcheniya: 04.08.2018).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018
[5] SHamlikashvili C.A. Mediaciya v Rossii. Sovremennoe sostoyanie. Spravka. - URL: http:// www.mediacia.com/ (data obrashcheniya: 03.08.2018).
[6] Direktiva 2008/52/EC Evropejskogo parlamenta i Soveta ot 21 maya 2008 g. otnositel'no nekotoryh aspektov mediacii v grazhdanskih i kommercheskih delah. - URL: http://www. mediacia.com/files/Documents/Directive_2008_ rus.pdf (data obrashcheniya: 01.08.2018).
[7] Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v svyazi s prinyatiem Federal'nogo zakona «Ob al'ternativnoj procedure uregulirovaniya sporov s uchastiem posrednika (procedure mediacii)» ot 27.07.2010 N 194-FZ» (poslednyaya redakciya) // Informacionno-pravovoj portal Konsul'tantPlyus. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_103039/ (data obrashcheniya: 06.08.2018).
[8] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (GK RF) // Informacionno-pravovoj portal Konsul'tantPlyus. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (data obrashcheniya: 02.08.2018).
[9] Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14.11.2002 N 138-FZ (red. ot 03.08.2018) // Informacionno-pravovoj portal Konsul'tantPlyus. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (data obrashcheniya: 08.08.2018).
[10] Arbitrazhnyj processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii» ot 24.07.2002 N 95-FZ (red. ot 03.08.2018) // Informacionno-pravovoj portal Konsul'tantPlyus. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/ (data obrashcheniya: 07.08.2018).
[11] Federal'nyj zakon «O tretejskih sudah v Rossijskoj Federacii» ot 24.07.2002 N 102-FZ (poslednyaya redakciya) // Informacionno-pravovoj portal Konsul'tantPlyus. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37831/ (data obrashcheniya: 07.08.2018).
[12] Postanovlenie Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii. Zakonoproekt № 421600-7. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v svyazi s sovershenstvovaniem primiritel'nyh procedur // Sistema obespecheniya zakonodatel'noj deyatel'nosti Gosudarstvennoj avtomatizirovannoj sistemy «Zakonotvorchestvo». - URL: http:// sozd.parliament.gov.ru/bill/421600-7 (data obrashcheniya: 02.10.2018).
[13] Pravitel'stvo podderzhalo zakonoproekt VS o mediacii // PravoRu. URL: https://pravo. ru/news/200952/ (data obrashcheniya: 01.10.2018).