ПРИЖЕННИКОВА А.Н.,
кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета
при Правительстве РФ, г. Москва, e-mail: [email protected]
КОЛЯДА Герман Юрьевич,
студент 3-го курса юридического факультета Международной академии бизнеса и управления,
г. Москва, e-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ МЕДИАЦИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Аннотация. Закон о медиации демонстрирует, что в России формируются и реализо-вываются альтернативные формы разрешения споров, целью которых явилось «создание правовых оснований для становления и развития медиации в России, определение условий и оснований применимости медиации как самостоятельного способа урегулирования правовых споров».
Медиация - это не механизм, а именно способ урегулирования спора, в котором медиатор, являясь нейтральной, беспристрастной стороной, не принимает участия в формировании решения. Именно это и есть основная задача медиации. Необходимо стороны поднять до уровня того, чтобы они достигли согласия. Именно медиация способна урегулировать спор и помочь сторонам креативно разрешить его. Использование процедуры медиации при разрешении споров является эффективным средством борьбы с ростом количества судебных дел и, как следствие, способствует повышению качества отправляемого правосудия.
Автор приходит к выводу о том, что изучение практического опыта урегулирования гражданско-правовых споров с участием медиатора, определение преимуществ использования процедуры медиации способствуют ее развитию в сфере применения альтернативных процедур урегулирования споров, поскольку альтернативные средства разрешения споров отличаются гибкостью, простотой, оперативностью.
Ключевые слова: медиация, альтернативные средства разрешения споров, конфликт, медиатор, урегулирование спора.
PRIZHENNIKOVA A.N.,
PhD in Law, associate Professor, associate Professor of the Department of legal regulation economic activities of the Financial University under the Government of the Russian Federation
KOLYADA Herman Yurevich,
the third-year student of the faculty of Law International Academy of business and management
APPLICATION OF MEDIATION IN RUSSIA AND ABROAD:
CURRENT ISSUES
Annotation. The law on mediation demonstrates that alternative forms of dispute resolution are being formed and implemented in Russia, the purpose of which was «to create legal grounds for the formation and development of mediation in Russia, to determine the conditions and grounds for the applicability of mediation as an independent method of resolving legal disputes».
Mediation is not a mechanism, but a way of settling a dispute in which the mediator, being a
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
neutral, impartial party, does not participate in the formation of a decision. This is the main task of mediation. It is necessary to raise the parties to the level that they reached agreement. It is mediation that can settle a dispute and help the parties creatively resolve it. The use of mediation in dispute resolution is an effective means of combating the growing number of court cases and, as a result, contributes to improving the quality of justice.
The author comes to the conclusion that the study of practical experience in the settlement of civil disputes with the participation of a mediator, the definition of the advantages of using the mediation procedure contribute to its development in the field of alternative dispute resolution procedures, since alternative means of dispute resolution are flexible, simple, and prompt.
Key words: mediation, alternative means of dispute resolution, conflict, mediator, dispute resolution.
C1 января 2011 г. в России действует Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Закон о медиации).
Внедрение альтернативных способов разрешения споров (далее - АРС) существенно разгружает судебную систему и повышает уровень ее эффективности.
В международной практике для разрешения правовых конфликтов стали применяться следующие примирительные процедуры, а именно: урегулирование спора самими сторонами путем переговоров (negotiation); урегулирование спора с помощью независимого посредника, который способствует достижению сторонами соглашения (mediation, conciliation); урегулирование спора с помощью посредника-арбитра, который в случае недостижения соглашения уполномочен разрешить спор в порядке арбитража (med-art); урегулирование спора с участием руководителей предприятий, их юристов и третьего независимого лица, возглавляющего слушание дела (mini-trial).
В России медиация обусловлена совокупностью следующих обстоятельств, среди которых можно назвать, во-первых, чрезмерную загруженность судов, которые необходимо было разгрузить, а во-вторых, возможность оперативного разрешения конфликта с помощью медиатора в условиях сохранения конфиденциальности.
Медиатор способствует, помогает, создает сторонам условия для того, чтобы они могли найти решение самостоятельно. Медиация - это не механизм, а именно способ урегулирования спора, в котором медиатор, являясь нейтральной, беспристрастной стороной, не принимает участия в формировании решения. К основным преимуществам медиации относятся добровольность; конфиденциальность процедуры; краткие сроки, что способствует экономии времени и средств; возможность достижения результата, путем переговоров; сокращение служебной нагрузки в судах вследствие уменьшения количества судебных разбирательств; быстрый и доступный способ
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
урегулирования разногласий. Отличительными чертами процедуры медиации в России являются: волеизъявление сторон; добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон, беспристрастность и независимость медиатора; может быть досудебной и судебной; порядок проведения может устанавливаться сторонами; медиативное соглашение есть итоговый акт, завершающий процедуру медиации.
Так, очевидными преимуществами АРС являются активная позиция сторон в разрешении спора, конфиденциальный порядок разрешения споров, оперативность и другие особенности.
Необходимо отметить, что идея примирения, заложенная в процедуре медиации, не является новой для российского общества. Так, исторический опыт демонстрирует, что в Новгороде с помощью т.н. мирового ряда решались как частноправовые споры, так и споры между князьями. Примирительные процедуры имели различные названия: мировое, миролюбное соглашение, мировая запись, полюбовная сказка или докон-чальное соглашение. Упоминания о применении примирительных процедур обнаруживаются во всех известных старорусских правовых документах, таких как: Псковская судная грамота (1397 г.), Судебник Ивана III (1497 г.), Соборное уложение 1649 г. Начиная с периода правления Екатерины II и до реформ Александра II, в России существовали губернские совестные суды, которые с использованием процедуры примирения рассматривали гражданские и некоторые уголовные дела. Наибольшее значение имели примирительные процедуры в крестьянских спорах. По мнению Л.И. Земцова, «такой подход... отражал традиционное для русского крестьянства понимание справедливого решения дела, при этом примирение было... трезвым расчетом необходимого возмещения убытков тем лицом, кто признавался виновным». Важно отметить тот факт, что не государство навязывало институт примирения населению, а напротив, само население несло идею примирения как один из главенствующих принципов крестьянского быта, что и нашло отражение в ряде начинаний в рамках реформ 1860-х годов -
создание крестьянского волостного суда, сельского схода. Данные квазисудебные органы включали в свой состав только судей из крестьян, что было крайне важным для отправления правосудия на основе крестьянского понимания справедливости. При этом отмечалось негативное отношение именно к государственному формальному воплощению суда. Об этом пишет Б.М. Кистяков-ский. Как отмечает Л.И. Земцов, «только «свой суд» мог понять ту специфику, те особенности и внутренние аспекты сельской жизни русского крестьянина, которые были непонятны «высшему» государственному суду. Учет интересов другого, даже в случае его неправоты, - лучший исход для того, чтобы продолжить нормальное существование в том коллективе, с которым большинство крестьян было связано всю свою жизнь» [18].
Анализ судебной статистики второй половины XIX в., приведенной в исследовании А.С. Парамонова, показывает на значительное количество дел в судах, которые оканчивались в связи с заключением сторонами мировой сделки. Так, в мировых судах Санкт-Петербурга за 30 лет, в период с 1866 по 1899 г., судебное разбирательство заканчивалось «миром» в среднем в 14% от всех рассмотренных дел, а в некоторые годы эти показатели доходили и до 1/3 всех дел [19, с. 133].
В современной России применение процедуры медиации подтверждают следующие статистические данные по рассмотрению гражданских дел за 2015 - 2017 гг.: в 2015 г. районными судами города Астрахани и Астраханской области рассмотрено 32 963 дела, в 2016 г. - 34 833 дела, в 2017 г. - 21 285 дел. Мировыми судьями за это время рассмотрено 64 015, 76 736 и 95 295 дел соответственно. По 408 гражданским делам, рассмотренным районными судами в 2015 г., применялись примирительные процедуры, в т.ч. и процедура медиации (в 2016 г. - по 434, в 2017 г. - по 467). В 2015 г. мировыми судьями рассмотрено 253 дела с применением примирительных процедур, в 2016 г. - 179 дел, в 2017 г. - 175 дел [20].
Медиация возможна во всех сферах. Медиация в образовании. Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [13].
В образовательной организации проблемы управления конфликтами становятся одной из
актуальных в педагогической деятельности. Проблемы делового общения субъектов образовательного процесса - трудности, нарушения, барьеры - имеют свою специфику и собственные способы разрешения.
В классической системе образования в отношениях между преподавателями и студентами конфликты неизбежны. Так, во-первых, в силу неравенства сторон; во-вторых, в силу того, что субъективные взгляды и личные отношения сторон оказываются первичными по отношению к содержанию и цели взаимодействия сторон; в-третьих, в силу нежелания сторон признать друг друга деловыми партнерами и равноправными субъектами образовательного процесса; в-четвертых, недостаточное внимание к проблемам создания комфортного психологического климата в образовательной среде; в-пятых, объективное состояние психологического здоровья участников межличностного взаимодействия.
Преподаватель-медиатор, как и любой специалист в своем деле, должен иметь достаточный уровень знаний и способность правильно применять их в зависимости от ситуации. Медиатор не только выполняет роль третьей, нейтральной стороны, но и подводит конфликтующие стороны к поиску верного решения, удовлетворяющего их. Человек, планирующий стать посредником, должен осознавать, что, даже пройдя курс обучения и получив сертификат на право работы по специальности, он должен будет постоянно пополнять багаж своих знаний, улучшать приобретенные навыки, проходить переквалификацию, повышая уровень профессиональной компетентности.
Успешная медиация невозможна без обязательного соблюдения следующих принципов.
Принцип нейтральности медиатора - медиатор (посредник) не решает, кто прав, а кто виноват, его задача организовать процесс эффективного обсуждения проблемы. Медиатор беспристрастен по отношению ко всем сторонам конфликта и не заинтересован в каком-то конкретном решении. Именно поэтому он не советует и не принимает решений за стороны, а стимулирует их самих к поиску взаимовыгодного выхода из ситуации.
Принцип добровольности - т.е. «третье лицо должно быть самостоятельным и не находиться в зависимости или подчинении у одной из сторон конфликта, а также быть способным к справедливым суждениям, не иметь предубеждения в отношении сторон (одной или обеих) и предмета спора» [4].
Принцип конфиденциальности - медиатор не имеет права разглашать информацию, полученную в ходе медиации, без согласия сторон. Часто стороны при содействии медиатора заклю-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
чают друг с другом соглашение о конфиденциальности, если в этом есть необходимость. Конфиденциальность в медиации помогает сторонам «сохранить лицо» и почувствовать себя защищенными, что очень важно в ситуации конфликта.
Принцип равноправия - каждый из участников имеет равное право высказываться, принимать участие в разработке, обсуждении и принятии конечного решения. Медиатор уделяет каждому равное количество времени и внимания.
Например, в образовательных учреждениях США существует профессиональная медиация. Требования Стандартов к взрослому профессиональному медиатору в США следующие. «Практик-профессионал должен:
1) обладать всеми знаниями и навыками координатора программы;
2) пройти общий подготовительный курс медиации для взрослых;
3) наблюдать или принимать участие в качестве медиатора не менее чем в пяти случаях разрешения конфликтов взрослых людей с помощью медиации;
4) иметь не менее двух лет опыта в качестве эффективного тренера и работать с программами медиации ровесников не менее пяти лет;
5) продолжать получать дополнительную подготовку в сфере медиации ровесников, разрешения конфликтов или медиации взрослых;
6) взаимодействовать с другими тренерами программ по разрешению конфликтов и профессионалами;
7) обеспечить тренерам и координаторам программы доступ к дополнительной информации и ресурсам по таким проблемам, как предотвращение издевательств; образование в сфере разрешения конфликтов; теория разрешения конфликтов; ведение переговоров и фасилитация; разрешение споров через Интернет; миролюбивое образование; методика и навыки решения проблем;
8) обладать глубокими экспертными знаниями в сфере медиации, медиации ровесников, разрешения конфликтов, моделей профессионального роста и/или специального межкультурного образования;
9) располагать собственными методическими материалами, презентациями, подготовленными для различных конференций;
10) демонстрировать понимание систематического процесса подготовки и оценки медиаторов-ровесников, координаторов программы и наставников тренеров;
11) уметь осуществлять текущие мониторинг и оценку программ медиации» [3].
Таким образом, можно прийти к выводу, что медиатор в российской высшей школе должен быть не узкоспециализированным специали-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
стом-конфликтологом, а скорее человеком, поддерживающим принципы и ценности восстановительной медиации при многообразии разночтений в традиционном определении воспитания в высшей школе.
Медиация при разрешении налоговых споров. В Налоговый кодекс РФ были внесены изменения (Федеральный закон от 02.07.2013 г. № 153-Ф3) об обязательной процедуре обжалования до суда всех налоговых споров. Нормы Закона направлены на решение сразу нескольких задач: ускорение процесса рассмотрения жалоб, экономия временных затрат заявителя, снижение нагрузок на суды, обеспечение последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налоговых споров, а также повышение качества работы налоговых органов с одновременным укреплением гарантий налогоплательщиков по защите нарушенных прав.
Таким образом, эффективность досудебного аудита заключается в ускоренном рассмотрении спора (налоговым органам отводится 15 дней на рассмотрение жалобы). Так, срок судебного разбирательства, с учетом обжалования, в среднем составляет от трех месяцев до года и более. Практика демонстрирует, что урегулирование спора в рамках досудебного обжалования имеет огромное значение.
В юридической литературе под налоговыми спорами понимаются «юридические ситуации, связанные с применением законодательства, регулирующего условия, порядок исчисления и уплаты налогов, которые возникают между налоговыми органами и налогоплательщиками» [7, с. 1 -10]; налоговый спор рассматривается «в качестве решаемого уполномоченным государственным органом юридического спора между государством и плательщиками налогов и сборов по вопросам налогового права, факта или налоговой процедуры» [8]; «разногласие, возникающее на основе специфических юридических фактов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и уполномоченным государственным органом (образованием) по поводу рассмотрения законности ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) последнего» [9]; «протекающий в установленной законом форме и разрешаемый компетентным государственным органом юридический спор (спор о субъективном праве) между государством, с одной стороны, и иными участниками налогового правоотношения - с другой, связанный с исчислением и уплатой налогов» [10]; «разногласие, возникающее на основе специфических юридических фактов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и уполномоченным государственным органом (образованием) по поводу рассмотрения законности ненор-
мативного правового акта, решения или действия (бездействия) последнего» [21].
Существенными признаками налоговых споров, определяющими их правовую природу, являются следующие: 1) объект спора - интерес участников спора; 2) субъектный состав; 3) прохождение в установленной законом форме и разрешение компетентным государственным органом.
Так, в производстве арбитражных судов субъектов Российской Федерации за первое полугодие 2017 г. находилось 16 815 дел, связанных с применением налогового законодательства. По сравнению с показателем за этот же период предыдущего года, количество споров незначительно увеличилось (в 2016 г. в указанный период на рассмотрении в судах находилось 16 719 производств этого типа). Согласно статистике, большинство налоговых споров инициируется фискальными органами и касается взыскания обязательных платежей и санкций. В первом полугодии 2017 г. суды субъектов РФ рассмотрели 10 856 таких дел, а в 2016 г. - 10 047. При этом требования истцов по данным спорам были удовлетворены только в 1/3 рассмотренных случаев. На втором месте по актуальности — дела об оспаривании ненормативных актов налоговых органов и действий должностных лиц. Этот вид налоговых споров, как правило, инициируется субъектами хозяйственной деятельности — предпринимателями и юридическими лицами. Всего в первом полугодии 2017 г. в производстве судов находилось 5587 таких дел [23].
Каковы причины налоговых споров? Анализируя судебную практику, можно прийти к выводу о том, что самыми распространенными являются:
- споры правового характера (незаконности нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов);
- споры по проведению процедуры (налоговый контроль, производство по делу проходит с нарушением);
- споры фактического типа (как правило, рассматриваются арбитражными судами и обязательным основанием является досудебное урегулирование спора).
Таким образом, проведение процедуры медиации для налогоплательщика это возможность скорее закончить конфликт без ущерба для репутации, уменьшить суммы штрафов и платежей, а также возможность своевременного урегулирования вероятных налоговых споров (например, путем заключения предварительных налоговых соглашений о ценообразовании). Для налогового органа это возможность в кратчайшие сроки восполнить налоговую задолженность по платежам, без обращения в суд.
В отечественной правовой науке по вопросу применения процедуры медиации на протяжении
многих лет ведутся дискуссии [5, с. 9-19; 1; 16, с. 29-32; 22; 14]. О применении в Российской Федерации процедур медиации в налоговом споре обсуждают на научно-практических конференциях, мастер-классах.
Представляется важным обратить внимание на Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013 - 2018 годы, утвержденной Приказом ФНС России от 13 февраля 2013 г. № ММВ-7-9/78@ (далее - Концепция) (п. 4.2) [12], задачи досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации включают в себя: повышение качества контроля за законностью и обоснованностью решений, вынесенных нижестоящими налоговыми органами; создании условий и стимулов для разрешения налоговых споров во внесудебном порядке; разработке дифференцированных механизмов разрешения налоговых споров; стимулировании развития примирительных процедур в сфере разрешения налоговых споров; содействии формированию конструктивного взаимодействия между налогоплательщиками (иными лицами) и налоговыми органами.
В соответствии с п. 4.3 [12] основными направлениями развития досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации являются:
- переход от досудебного порядка разрешения налоговых споров к внесудебному, урегулирование споров без участия суда, в т.ч. развитие примирительных процедур;
- дальнейшее сокращение количества жалоб, подаваемых в налоговые органы, в связи с принятием решений по результатам налоговых проверок или в связи с действиями (бездействием) должностных лиц налоговых органов;
- снижение нагрузки на судебную систему;
- совершенствование нормативно-правовой базы, своевременная подготовка предложений по изменению налогового законодательства;
- введение обязательной досудебной процедуры для всех налоговых споров с одновременным увеличением сроков на подачу жалоб (для апелляционных жалоб - до 1 месяца, для иных жалоб - до 1 года);
- разработка дифференцированных механизмов разрешения налоговых споров (в зависимости от стадии, универсальный и упрощенный порядок, мировое соглашение и т.д.);
- совершенствование интернет-сервисов, облегчающих подачу жалоб и отслеживание стадий их рассмотрения, развитие электронных сервисов и услуг. Целевой результат - прием жалоб и документальных доказательств посредством интернет-сервисов на официальном сайте нало-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
гового органа (при аутентификации пользователя), а также участие налогоплательщиков в рассмотрении жалоб (при необходимости) с использованием конференцсвязи;
- информирование налогоплательщиков о преимуществах досудебного порядка разрешения налоговых споров перед судебным разбирательством. Использование механизма обратной связи посредством текущего анкетирования налогоплательщиков;
- надлежащее и оперативное реагирование на допущенные ведомственные нарушения с целью повышения качества налогового администрирования;
- создание информационных баз с основными положениями и позициями решений по жалобам, а также сводными аналитическими материалами, в т.ч., по результатам оперативного анализа судебной практики;
- постоянный мониторинг и анализ содержания налоговых споров, проблем в организации деятельности территориальных налоговых органов;
- развитие института профессионального налогового консультирования.
Таким образом, досудебную стадию налоговых споров необходимо рассматривать как альтернативное разрешение спора.
Возможность договариваться всегда несет огромный позитив, потому что лучше, заплатив сейчас, продолжить работу и в дальнейшем тоже платить налоги. Это невероятно важно для государства и для общества в целом. Существуют такие споры, по которым не существует устоявшейся практики, и многие из которых целесообразно было бы рассмотреть в рамках процедуры медиации, налогового компромисса или другого метода альтернативного разрешения спора.
Зарубежный опыт демонстрирует, в Нидерландах с 1 апреля 2005 г. допускается альтернативное разрешение налогового спора в ходе медиации. В Голландии с 2004 г. налоговые споры успешно разрешаются с помощью процедуры медиации. Например, основным аргументом в пользу медиации являются приводимые голландскими экспертами данные о том, что на каждом случае, по которому применяется процедура медиации, государство экономит в среднем от 20 до 50 тыс. евро. Обязательная процедура медиации, например, предусмотрена в Законодательном декрете Итальянской Республики от 4 марта 2010 г. № 28 «О медиации в гражданских и торговых делах». Суть обязательной процедуры медиации в том, что сторона, намеревающаяся обратиться в суд, обязана вначале предпринять попытку примирения. Документом, подтверждающим попытку примирения, является форма подпи-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
санная медиатором, которая подается вместе с исковым заявлением судье. Стороны могли бы согласовать кандидатуру судьи-медиатора. В Канаде вводили пилотную программу посредничества (2004 г.). Программа медиации в разрешении налоговых споров не была востребована. В Канаде возможны следующие процедуры: процедура урегулирования (Settlement Process for Appeals) - форма переговоров; процедура медиации (Mediation Process for Appeals) более формализована (подается запрос и в письменном соглашении определяется круг проблемных вопросов) [16]. Законодательство стран СНГ отличается большим многообразием по применению медиативных процедур в налоговых спорах. Внедрение данной процедуры в каждой стране имеет свои особенности.
Таким образом, анализируя зарубежный опыт, можно прийти к выводу, что налоговая медиация:
во-первых, это не распространенный правовой институт. Зачастую налоговые споры рассматриваются в суде;
во-вторых, отличается субъектным составом и перечнем видов споров в области налогов, к которым она может применяться;
в-третьих, существенное разнообразие способов законодательного регулирования по применению альтернативных способов проведения споров.
Необходимо отметить, что в странах, где наиболее развит уровень досудебного урегулирования налоговых споров, объем дел, доходящих до суда, как правило, не превышает 10%, при этом объем решений, выносимых в пользу налогоплательщика, - менее 10% от рассмотренных судами дел [2].
Применение медиации наряду с другими альтернативными способами урегулирования споров является признаком развитого гражданского общества, показателем высокого уровня правовой культуры и зрелости экономического оборота.
Правовая культура - это уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым гражданином общества, гаран-тированность прав и свобод человека в социуме. В этой связи, правовая культура предполагает правовую грамотность, умение применять соответствующую норму в практической жизни и соблюдение закона. Правовая культура включает в себя такие явления, как правовое сознание, правовые ценности, науку, образование и т.д.
На формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние такие факторы [6], как характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей; качественный
уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в т.ч. закрепление и развитие у учащихся основ правосознания; распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации; доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране, реализация в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп; доступность для граждан квалифицированной юридической помощи и т.д. [11]
Представляется необходимым усовершенствовать процедуру:
совершенствование правовой базы, регулирующей процедуру медиации, в т.ч. корректировка ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
создание и реализация усовершенствования программ подготовки медиаторов, повышения их квалификации;
введение процедуры медиации в гражданское и отчасти в уголовное судопроизводство, а именно - обязательное соблюдение досудебного способа регулирования споров медиативным соглашением;
выделение специализации медиаторов в зависимости от видов юридических споров; создание большого числа объединений медиаторов (саморегулируемых организаций); принятие Кодекса профессиональной этики медиаторов.
Таким образом, институт медиации необходим в сфере налоговых правоотношений, т.к. в налоговых правоотношениях необходимо преодолевать императивные нормы и вводить диспози-тивные. В этой связи, альтернативные способы разрешения налоговых споров, такие как медиация, будут способствовать выстраиванию отношений на условиях равноправия сторон спора и взаимовыгодного сотрудничества, при котором будут соблюдаться как публичные интересы государства, так и частные интересы налогоплательщика.
Медиация при разрешении трудовых споров. Важным составляющим в сфере применения
разрешения трудовых споров указанной процедуры следует отметить усеченные сроки урегулирования конфликта, поскольку нет необходимости собирать доказательства, привлекать свидетелей, назначать экспертизы и т.п. В отличие от судебного разбирательства в медиации не может быть третьих лиц, заявляющих или не заявляющих самостоятельных требований. Все субъекты, чьи права затронуты спорным правоотношением, могут принимать участие в медиации, но уже как равноправные участники переговорного процесса. Медиатор при этом не является субъектом спорного правоотношения и не может быть представителем одной из сторон.
Медиацию возможно применить при рассмотрении коллективных трудовых спорах. Так, в Канаде медиация является обязательным элементом урегулирования коллективного трудового спора. Федеральная служба медиации и примирения Канады не только проводит процедуры медиации, но и оказывает услуги по предупреждению спора, проводя тренинги по ведению коллективных переговоров и по совместному урегулированию конфликтов. При возникновении спора министр труда может назначить медиатора в любое время по своей инициативе либо по требованию одной или обеих сторон. Почти во всех случаях медиация обеспечивается сотрудниками Федеральной службы медиации и примирения Канады [15].
Медиация в сфере социального партнерства широко используется в скандинавских странах, но принципы ее применения несколько отличаются от остальной Европы. Например, в Норвегии и Дании сложилась традиция, когда парламент вмешивается в трудовые споры, угрожающие жизненно важным интересам общества. Вмешательство происходит после процедуры медиации и может принимать форму обязательного арбитража, как в Норвегии, или утверждения отвергнутого предложения медиатора, как это принято в Дании. Услуги медиатора финансируются государством и бесплатны для сторон спора. Поэтому, в отличие от стран континентальной Европы, участники рынка труда в скандинавских странах до недавнего времени не стремились создавать собственный пул посредников-медиаторов. Исключением является Швеция, где стороны иногда приглашают медиаторов-«частников» для урегулирования споров, связанных с реализацией коллективных договоров.
Таким образом, включение медиации в систему урегулирования трудовых споров отвечает цели повышения стабильности трудовых отношений и стимулирует работников и работодателей к поиску баланса интересов.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
Медиация при разрешении споров по интеллектуальным правам. По отношению к праву интеллектуальной собственности медиацию можно определить как альтернативный, внесудебный способ разрешения спора между субъектами интеллектуальных прав: правообладателями (в частности, соавторами), а также между правообладателями и пользователями при помощи авторитетного посредника.
Преимуществом медиативной процедуры являются оперативность, конфиденциальность (условия сделки, достигнутой сторонами, а также результаты деятельности в области интеллектуальной собственности и информация, передаваемая в рамках этих сделок, как правило, не подлежат разглашению, а оформляемая при этом документация не должна стать общедоступной), результативность, которая позволит сторонам достичь взаимовыгодных решений.
В этой связи, использование процедуры медиации в праве интеллектуальной собственности возможно при разрешении преддоговорных споров (в частности, связанных с порядком заключения лицензионного договора, договора об отчуждении исключительного права, договора авторского заказа). Так, медиация необходима для урегулирования условий договора.
Применение процедур медиации возможно в ситуациях, когда разногласия возникают в отношениях между правообладателями (патентообладателями, соавторами), в этом случае целесообразно как можно более оперативно и конфиденциально разрешить спор, не обращаясь в суд за разрешением спора.
Медиацию в праве интеллектуальной собственности, возможно, применить в спорах работника (автора) с работодателем в отношении прав и порядка использования служебного произведения. В этом случае, медиация способна эффективно урегулировать спор, т.к. конфликт может отрицательно отразиться в отношении работника (увольнение), а для работодателя - потеря ценных кадров, способных создавать результаты интеллектуальной деятельности.
Таким образом, реализация принципов института медиации на рынке исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности направлена на выработку решений для урегулирования разногласий, в основном складывающихся в процессе заключения и исполнения различных договоров.
Подводя итоги, необходимо отметить, что медиация в настоящее время выступает одним из эффективных способов разрешения споров, позволяющим оперативно, качественно и без существенных финансовых затрат урегулировать возникший конфликт. Использование процедуры
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
медиации позволяет сохранять деловую репутацию между участниками спорной ситуации. Однако необходимо совершенствовать материальные и процессуальные нормы права для более широкого использования в правоприменительной практике.
Список литературы:
[1] Абакумова О.А. К вопросу о возможности применения института медиации в налоговых спорах. URL: http://ideas.repec.org (дата обращения: 29.01.2019).
[2] Аракелова М.В. Медиация как способ урегулирования налоговых споров // Финансовое право. - 2015. - № 6 // СПС «КонсультантПлюс».
[3] Коновалов А.Ю. Медиация в системе образования: обзор разных стран // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu. ru». - 2014. - № 3.
[4] Коробкин А.В. Понятие и принципы гражданско-правовой медиации // Человек: преступление и наказание. - 2011. - № 3.
[5] Овчар О.В. Необходимо развивать механизмы альтернативного разрешения налоговых споров // Налоговед. - 2013. - № 9. - С. 9-19.
[6] Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан // Росс. газ. - 2011. - 14 июля. URL: http://www.rg.ru (дата обращения: 14.02.2018).
[7] Приженникова А.Н. Альтернативные способы разрешения споров: актуальные вопросы // NB: Вопросы права и политики. — 2013. - № 12. -С. 1-10. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.12.10280. URL: http://enotabene.ru/lr/article_10280.html
[8] Приженникова А.Н. Медиативные процедуры: российские проблемы: сб. материалов XXVII Междунар. науч.-практ. конф. «Экономические и правовые процедуры управления преодоления социального кризиса», Лондон (Великобритания) и Киев (Украина). - 2012.
[9] Приженникова А.Н. Медиация в административном судопроизводстве: быть или не быть? // Административное право и процесс. - 2014. - № 6 // СПС «КонсультантПлюс».
[10] Приженникова А.Н. Медиация в России: актуальные вопросы // В мире научных открытий. № 11.2. - Красноярск: НИЦ, 2012. - № 6.1.
[11] Приженникова А.Н. Формирование правовой культуры в России: актуальные вопросы // Аллея науки. Науч.-практ. электронный журнал [Электронный научный ресурс]. - 2018. - № 3(19).
[12] Приказ ФНС России от 13.02.2013 г. № ММВ-7-9/78@ «Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской
Федерации на 2013-2018 годы» // СПС «Консуль-тантПлюс».
[13] Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
[14] Федосеева С.А., Баранова Л.Я. Проблемы досудебного урегулирования налоговых споров // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по материалам XLVII Междунар. науч.-практ. конф. № 3(47). - Новосибирск: СибАК, 2015.
[15] Филиппова И.А. Медиация в коллективных трудовых спорах: ограничения и возможности (с учетом зарубежного опыта) // Журнал росс. права. - 2018. - № 5 // Collective Bargaining. Employment and Social Development Canada // Government of Canada. URL: https://www.canada. ca/en/employment-social-development/services/ labour-relations/ collective-bargaining.html
[16] Хаванова И.А. К вопросу об альтернативных способах разрешения налоговых споров в США и Канаде // Финансовое право. - 2015. - № 9 // СПС «КонсультантПлюс».
[17] Хаванова И.А. О внесудебном урегулировании налоговых споров с участием субъектов малого бизнеса // Финансы. - 2008. - № 12. - С. 29-32.
[18] Цит. по: Ситдикова Л.Б., Шиловская А.Л. К вопросу о развитии института примирения в отраслях права России // Росс. судья. - 2017. - № 11 // СПС «КонсультантПлюс».
[19] Цит. по: Ситдикова Л.Б., Шиловская А.Л. К вопросу о развитии института примирения в отраслях права России // Росс. судья. - 2017. - № 11 // Парамонов А.С. Мировая сделка (Замечания на главу XXV проекта Гражданского Уложения об обязательствах) (Начало): Март // Вестник Права: Март. Журнал Юридического Общества при Императорском С.-Петербургском Университете. -СПб.: Сенат. тип., 1900. - № 3. - С. 133 // СПС «КонсультантПлюс».
[20] Цит. по: Беляков А.А. Практика применения законодательства о медиации в судах общей юрисдикции и перспективы его развития // Судья. - 2018. - № 8 // Статистика приведена по данным официального интернет-сайта Управления Судебного департамента по Астраханской области // http://usd.ast.sudrf.ru // СПС «КонсультантПлюс».
[21] Чухнина Г.Я. Налоговые споры и проблемы их разрешения // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - Т. 16. - Вып. 21.
[22] Шаманова Р.А. Некоторые проблемы реализации медиации в России. URL://www. publishing-vak.ru (дата обращения: 29.01.2019).
[23] Рассмотрение дел Арбитражными судами в 2017 году [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: http://www.aif.ru/boostbook/ nalogovye-spory.html (дата обращения: 29.01.2019).
Spisok literatury:
[1] Abakumova O.A. K voprosu o vozmozhnosti primeneniya instituta mediacii v nalogovyh sporah. URL: http://ideas.repec.org (data obrashcheniya: 29.01.2019).
[2] Arakelova M.V. Mediaciya kak sposob uregulirovaniya nalogovyh sporov // Finansovoe pravo. - 2015. - № 6 // SPS «Konsul'tantPIyus».
[3] Konovalov A.Yu. Mediaciya v sisteme obrazovaniya: obzor raznyh stran // Elektronnyj zhurnal «Psihologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu. ru». - 2014. - № 3.
[4] Korobkin A.V. Ponyatie i principy grazhdansko-pravovoj mediacii // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. - 2011. - № 3.
[5] Ovchar O.V. Neobhodimo razvivat' mekhanizmy al'ternativnogo razresheniya nalogovyh sporov // Nalogoved. - 2013. - № 9. - S. 9-19.
[6] Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v sfere razvitiya pravovoj gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan // Ross. gaz. - 2011. - 14 iyulya. URL: http://www.rg.ru (data obrashcheniya: 14.02.2018).
[7] Prizhennikova A.N. Al'ternativnye sposoby razresheniya sporov: aktual'nye voprosy // NB: Voprosy prava i politiki. — 2013. - № 12. - S. 1-10. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.12.10280. URL: http:// enotabene.ru/lr/article_10280.html
[8] Prizhennikova A.N. Mediativnye procedury: rossijskie problemy: sb. materialov XXVII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Ekonomicheskie i pravovye procedury upravleniya preodoleniya social'nogo krizisa», London (Velikobritaniya) i Kiev (Ukraina). -2012.
[9] Prizhennikova A.N. Mediaciya v administrativnom sudoproizvodstve: byt' ili ne byt'? // Administrativnoe pravo i process. - 2014. - № 6 // SPS «Konsul'tantPlyus».
[10] Prizhennikova A.N. Mediaciya v Rossii: aktual'nye voprosy // V mire nauchnyh otkrytij. № 11.2. - Krasnoyarsk: NIC, 2012. - № 6.1.
[11] Prizhennikova A.N. Formirovanie pravovoj kul'tury v Rossii: aktual'nye voprosy // Alleya nauki. Nauch.-prakt. elektronnyj zhurnal [Elektronnyj nauchnyj resurs]. - 2018. - № 3(19).
[12] Prikaz FNS Rossii ot 13.02.2013 g. № MMV-7-9/78@ «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya dosudebnogo uregulirovaniya nalogovyh sporov v sisteme nalogovyh organov Rossijskoj Federacii na 2013-2018 gody» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[13] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[14] Fedoseeva S.A., Baranova L.Ya. Problemy dosudebnogo uregulirovaniya nalogovyh sporov // Ekonomika i sovremennyj menedzhment: teoriya i praktika: sb. st. po materialam XLVII Mezhdunar.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
nauch.-prakt. konf. № 3(47). - Novosibirsk: SibAK, 2015.
[15] Filippova I.A. Mediaciya v kollektivnyh trudovyh sporah: ogranicheniya i vozmozhnosti (s uchetom zarubezhnogo opyta) // Zhurnal ross. prava.
- 2018. - № 5 // Collective Bargaining. Employment and Social Development Canada // Government of Canada. URL: https://www.canada.ca/en/ employment-social-development/services/labour-relations/ collective-bargaining.html
[16] Havanova I.A. K voprosu ob al'ternativnyh sposobah razresheniya nalogovyh sporov v SShA i Kanade // Finansovoe pravo. - 2015. - № 9 // SPS «Konsul'tantPlyus».
[17] Havanova I.A. O vnesudebnom uregulirovanii nalogovyh sporov s uchastiem sub»ektov malogo biznesa // Finansy. - 2008. - № 12.
- S. 29-32.
[18] Cit. po: Sitdikova L.B., Shilovskaya A.L. K voprosu o razvitii instituta primireniya v otraslyah prava Rossii // Ross. sud'ya. - 2017. - № 11 // SPS «Konsul'tantPlyus».
[19] Cit. po: Sitdikova L.B., Shilovskaya A.L. K voprosu o razvitii instituta primireniya v otraslyah prava Rossii // Ross. sud'ya. - 2017. - № 11 //
Paramonov A.S. Mirovaya sdelka (Zamechaniya na glavu XXV proekta Grazhdanskogo Ulozheniya ob obyazatel'stvah) (Nachalo): Mart // Vestnik Prava: Mart. Zhurnal Yuridicheskogo Obshchestva pri Imperatorskom S.-Peterburgskom Universitete. -SPb.: Senat. tip., 1900. - № 3. - S. 133 // SPS «Konsul'tantPlyus».
[20] Cit. po: Belyakov A.A. Praktika primeneniya zakonodatel'stva o mediacii v sudah obshchej yurisdikcii i perspektivy ego razvitiya // Sud'ya. - 2018. - № 8 // Statistika privedena po dannym oficial'nogo internet-sajta Upravleniya Sudebnogo departamenta po Astrahanskoj oblasti // http://usd.ast.sudrf.ru // SPS «Konsul'tantPlyus».
[21] Chuhnina G.Ya. Nalogovye spory i problemy ih razresheniya // Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet. - 2013. - T. 16. - Vyp. 21.
[22] Shamanova R.A. Nekotorye problemy realizacii mediacii v Rossii. URL://www.publishing-vak.ru (data obrashcheniya: 29.01.2019).
[23] Rassmotrenie del Arbitrazhnymi sudami v 2017 godu [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa. URL: http://www.aif.ru/boostbook/nalogovye-spory. html (data obrashcheniya: 29.01.2019).
4
ЮРКОМПАНИ
^ www.law-books.ru
Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:
• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.
• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.
/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019