ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ: АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
УДК 343.1
Медиация в уголовном процессе Чешской Республики
Градский Владимир Евгеньевич,
Уральский юридический институт МВД России
e-mail: [email protected]
Журавлева Наталья Михайловна,
Уральский юридический институт МВД России
e-mail: [email protected]
Статья посвящена институту медиации, службе пробации и посредничества. На основе анализа законодательства, статистических данных и практики применения норм, регламентирующих процедуру примирения, рассмотрены вопросы возникновения и развития медиации в уголовном процессе Чешской Республики. Определяя положительные стороны данного института, авторы предлагают внедрить медиацию в отечественное уголовное судопроизводство.
Ключевые слова: уголовный процесс; медиация; служба пробации и посредничества; Республика Чехия; примирение сторон.
Mediation in criminal proceedings in the Czech Republic
Gradsky Vladimir Evgenyevich,
Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Zhuravleva Natalya Mikhailovna,
Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
The article is devoted to the institute of mediation, probation and mediation service. On the basis of the analysis of legislation, statistics and the practice of applying the rules governing the procedure of reconciliation, the issues of the emergence and development of mediation in the criminal process of the Czech Republic are considered. Determining the positive aspects of this institute, the authors propose to introduce mediation in domestic criminal proceedings.
Key words: criminal process; mediation; probation and mediation service; Czech Republic; reconciliation of the parties.
Сведения о наилучших правилах, которыми следует руководствоваться при уголовном судопроизводстве, важнее для человечества всего прочего в мире. Эти сведения уже приобретены в некоторых странах и должны быть усвоены прочими.
Ш. Л. Монтескье
На сегодняшний день тенденцией развития уголовного судопроизводства зарубежных стран является поиск альтернативных способов разрешения уголовно-правового конфликта. Одним из механизмов
урегулирования последнего является медиация. Становление и формирование указанного института в странах мира происходило по-разному. Более активно медиационные процедуры развивались в государ-
ствах с континентальной и англосаксонской системой права. Несмотря на то, что единой универсальной формы либо модели медиации не существует, многообразие ее проявлений объединяет одна цель - достижение компромисса между двумя сторонами при помощи независимой третьей стороны. Представителями отечественного юридического сообщества медиация воспринята настороженно и неоднозначно, и на сегодняшний день она не закреплена в уголовно-процессуальном законодательстве России. Несмотря на то, что Чехия относится к странам романо-герман-ской системы права, опыт адаптации и развития медиативных процедур в указанном государстве можно рассматривать как положительный. Анализ медиации в уголовном судопроизводстве Республики Чехии позволяет сформировать широкое представление о практике применения примирительных процедур, а также предоставит возможность заимствования зарубежного опыта в данной сфере.
Зарождение института медиации в Чешской Республике произошло в 1990 году. Предпосылкой этому стало посещение указанной страны представителями фонда «Partners for Democratic», функционирующего на средства Соединённых Штатов Америки. В нем работали люди с тридцатилетним стажем медиативной практики в Канаде, Америке и ряде европейских стран, использующих процедуры примирения. Они помогли основать «Чешский центр переговоров и решения конфликтов». Основной целью представителей фонда было внедрение в Чехии идей медиации в качестве внесудебного решения споров на образовательном и коммерческом (негосударственном) уровне. Впоследствии данный центр был разделен на три крупных организации - «Partners Czech», «Centrum dohody», «Asocial mediators». На данный момент последняя из перечисленных является главной по отношению к остальным. В целях обеспечения деятельности, связанной с осуществлением примирительных процедур, специалисты «Asocial mediators» разработали «Этический кодекс медиатора», создали образовательные и профессиональные стандарты медиации, организовали собственную аккредитаци-онную систему. В 2003 году указанная компания стала членом «Всемирного форума медиации» (WFM), а в 2007 году - «Инициативы Европейской сети посредников» (EMNI).
Первым актом Чешской Республики, закрепляющим процедуру медиации на законодательном уровне, является Закон «О службе пробации и медиации»1, опубликованный в 2000 году. В нем содержится дефиниция уголовно-процессуальной медиации, которая
1 Zakon o Probacnf a mediacnf sluzbe a o zmene zakona c. 2/1969 Sb., o zrfzenf ministerstev a jinych ustrednfch organu statnf spravy Ceske republiky, ve znenf pozdejsfch predpisu, zakona c. 65/1965 Sb., zakonfk prace, ve znenf pozdejsfch predpisu, a zakona c. 359/2000 Sb., o socialne-pravnf ochrane detf (zakon o Probacnf a mediacnf sluzbe) [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakonyprolidi.cz/cs/2000-257 (дата обращения: 09.11.2020).
определяется как внесудебное посредничество с целью разрешения спора между обвиняемым и жертвой; деятельность, направленная на урегулирование конфликтного состояния, выполняемая в связи с уголовным делом. Законодательное закрепление определения медиации в уголовном судопроизводстве представляется нам весьма ценным, так как позволяет отграничить ее от других сфер права.
Согласно ч. 2 § 2 указанного нормативного правого акта применение медиативной процедуры возможно только при наличии согласия и обвиняемого, и потерпевшего. Это указывает на наличие определенной зависимости лица, в производстве которого находится дело, от заинтересованных участников.
Существенным, по нашему мнению, является то, что в вышеназванном законе закреплены требования, предъявляемые к лицу, желающему стать медиатором. Во-первых, данное лицо должно быть «непорочно и дееспособно». Отсутствие судимости и фактов привлечения к иной ответственности свидетельствует о непорочности кандидата. Во-вторых, у него должно быть высшее гуманитарное образование, полученное по окончании обучения в магистратуре. В-третьих, кандидат обязан сдать экзамен, предварительно пройдя программу обучения, определенную службой пробации и медиации. С некоторой оговоркой стать медиатором может дееспособное лицо, получившее высшее образование по соответствующей магистерской учебной программе за границей.
Особенно важным является то, что процедура медиации в Чехии возможна на всех этапах уголовного судопроизводства. Ее цель - создание условий для применения альтернативных решений по уголовным делам. Это в определенной мере может способствовать разрешению конфликтов между потерпевшими и правонарушителем, а также повысить уровень возмещения вреда2.
Следует отметить, что в ходе медиации в процесс разрешения уголовно-правового конфликта вовлекаются все участвующие стороны. При этом роль потерпевшего как участника уголовного судопроизводства усиливается, так как его права максимально удовлетворяются за счет компенсации вреда. В свою очередь правонарушитель, участвуя в медиационных отношениях, не только берет на себя ответственность за свои действия, но и имеет возможность осмыслить наступившие последствия. Таким образом, речь идет не только о восстановлении прав пострадавшего, но и возможном формировании правопослуш-ного поведения у лица, причастного к совершению преступления.
Полагаем, что нельзя оставить без внимания опыт «Службы пробации и медиации», созданной и успешно функционирующей в Республике Чехия. Данная
2 См.: Ситдикова Л. Б., Шиловская А. Л. Особенности восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних в странах Восточной Европы // Международное публичное и частное право. 2017. № 4. С. 41-44.
служба выполняет следующие государственные функции:
1. Разрешение конфликта посредством примирения, что выражается в двух формах: а) альтернативный способ примирения потерпевшего и правонарушителя, б) приостановление уголовного преследования.
2. Пробационный надзор. В рамках законодательства Чешской Республики он не имеет четкой регламентации, но его цель заключается в мотивации правонарушителя вести соответствующий законопослушный образ жизни, чтобы оправдать себя в течение срока пробации.
3. Сбор данных о личности правонарушителя, к которым относится информация о социальном и служебном положении, семье, уровне развития, характеризующий материал и другие данные, имеющие значение для вынесения приговора.
4. Контроль за выполнением общественных работ. Предписание последних представляет собой меру наказания для правонарушителя. При этом сотрудник службы пробации интенсивно работает (взаимодействует) с осужденным в течение всего срока исполнения данного наказания. Задача такого взаимодействия состоит в том, чтобы заставить осужденного вести правильную, законопослушную жизнь и возмещать причиненный им ущерб.
5. Приостановление содержания под стражей. Это является своего рода контрастом для преступника, свобода которого была ограничена. Во-первых, правонарушитель может не только оценить пребывание на свободе, но и переосмыслить свое поведение. Во-вторых, данная функция позволяет сотруднику службы посредничества и пробации реализовать профилактические мероприятия. Особое значение это имеет в тех случаях, когда правонарушитель является несовершеннолетним.
Кроме того, служба пробации и посредничества при необходимости сотрудничает с органами социального обеспечения, школами и учебными заведениями, поставщиками медицинских услуг, зарегистрированными церквями и религиозными обществами, ассоциациями по интересам граждан, фондами и другими учреждениями, преследующими гуманитарные цели, для координации сотрудничества с точки зрения использования пробации и посредничества в уголовном процессе.
В связи с осуществлением пробации и медиации у работников службы есть полномочия обращаться к государственным органам, юридическим и физическим лицам с просьбой сообщить необходимые им данные. При этом данные требования являются обязательными для выполнения. Кроме того, представители обозначенной службы имеют право запросить копию уголовного дела из реестра, который хранится в отделах полиции. В случае получения отказа безвозмездно выполнить соответствующий запрос государственным органом, юридическим или физическим лицом, работник Службы пробации и посредничества передает дело государственному прокурору для
дальнейших действий. Для беспрепятственной работы с лицами, в отношении которых ведется уголовное преследование, обвиняемыми, содержащимися под стражей или в заключении, а также нахождения соучастника либо жертвы Служба пробации и посредничества имеет право посещения указанных лиц.
В своем интервью Йитки Чадова, директор Службы пробации и посредничества, сообщила, что медиацию проводят по каждому девятому уголовному делу в Чешской Республике. Несмотря на то, что 51 % преступников и 56 % жертв в начале процедуры имели сомнения в успешном результате, в 90 % случаев медиация прошла успешно, были заключены взаимные соглашения. В 2017 г. к специалистам Службы пробации и посредничества в Чехии за помощью обратились 8000 человек. Годом раньше это число было меньше на полторы тысячи1.
Исходя из содержания функций и полномочий должностных лиц службы пробации и медиации, можно сделать вывод, что восстановительным процедурам в уголовном судопроизводстве Республики Чехии не чужды идеи ювенального характера. Чешским специалистам совместно с коллегами из-за рубежа удалось в определенной мере адаптировать ме-диационные процедуры под национальное правовое поле. Известно, что в разработке проекта закона о медиации активно участвовали представители Чешской коллегии адвокатов, благодаря чему был достигнут крупномасштабный компромисс между разными профессиональными группами, где адвокатам удалось отстоять «автономность статуса» в области организации и управления медиацией. Это проявилось в двух важных направлениях. Во-первых, у адвокатов появилась возможность иметь статус медиатора совместно с основной профессиональной деятельностью. Во-вторых, экзамен по окончании образовательной программы медиатора у них принимало не министерство юстиции, а Чешская коллегия адвокатов. Соответственно, все дисциплинарные полномочия перешли указанному органу. В ведении министерства юстиции по отношению к адвокатам осталось только полномочие по ведению и заполнению списка действующих медиаторов.
Интерес вызывает и тот факт, что помимо медиаторов, участвующих в разрешении правовых конфликтов в ходе уголовного судопроизводства на профессиональной основе, существуют лица, не внесенные в официальный реестр медиаторов. Преобладающее число таких лиц - это педагоги, психологи, экономисты. В данном случае медиатор осуществляет деятельность безвозмездно, не несет юридической ответственности и, как следствие, соглашение, сформированное таким участником, зачастую применяется только в гражданских и семейных делах, т. е. он не допускается до производства в уголовном процессе.
1 Интервью с директором службы пробации и посредничества в Чешской Республике Йитки Чадовой [Электронный ресурс]. 1Ж1.: https://www.rad¡ogazeta/sluzhba-probac¡¡-те^асп-гика-ротоБИсЫ (дата обращения: 09.11.2020).
Особенностью медиации в Чешской Республике является отсутствие ответственности за содержание медиативного соглашения. Так, по мнению А. В. Феоктистова, профессиональный медиатор обязан нести ответственность за проведение примирительной процедуры и ее юридическое сопровождение, однако установление различных условий для разных групп медиаторов видится не самым подходящим вариантом, исходя как минимум из правовой безопасности сторон конфликта1. Если нельзя требовать от всех медиаторов ответственности за соответствие медиативного соглашения действующему законодательству, ответственными не должны быть ни медиаторы-любители, ни медиаторы-профессионалы.
Еще один обсуждаемый вопрос - это исполнение медиативного соглашения. «Медиативное соглашение не должно быть непосредственно приводимо в исполнение», - говорится в законе о медиации Чешской Республики. То есть не существует обязательности учета судом принятого в ходе медиации решения. Данный выбор применения медиации не встречается в других европейских законодательствах. Лица, принимающие участие в проекте закона, ссылаются на сохранение единообразия полномочий, делегируемых медиатору, вне зависимости от официальности его статуса. Представители Чешской коллегии адвокатов продвигали идеи о том, чтобы медиативное соглашение, составленное медиатором-профессионалом, приводилось в исполнение. Однако данная просьба была отклонена Министерством юстиции со ссылкой на общие компетенции статуса медиатора.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что применение процедур примирения обусловлено менталитетом населения и особенностями исторического развития той или иной местности2. Однако общим для стран Восточной Европы является включение в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство института медиации; не стала исключением и Чешская Республика. Тем не менее, страна адаптировала данную процедуру под национальное законодательство. Из особенностей стоит выделить: возведение медиации в ранг государственной службы, налаженное взаимодействие с другими государственными органами, законодательное закрепление возможности получения доступа к материалам уголовного дела лицу, проводящему примирительную процедуру, допуск медиатора к лицу, находящемуся под стражей. Интересным является то, что большую роль в становлении статуса медиатора сыграла Чешская коллегия адвокатов совместно с Министерством юстиции Республики Чехия, что значительно повлияло на статус медиатора в целом, его полномочия и требования, предъявляемые для получения официального статуса. Анализ законодательства данного
1 См.: Феоктистов А. В. Медиация как способ урегулирования конфликтов // Концепт. 2014. № 1. С. 15.
2 См.: Аблямитова С. Ш. О примирительных процедурах в уголовно-процессуальном законодательстве зарубежных стран // Российская юстиция. 2019. № 7. С. 30.
государства важен для применения опыта импле-ментации процедур примирения в нашей стране. Это обусловлено тем, что Чехия как страна социалистического лагеря долгое время руководствовалась советскими установками в правовой сфере, в том числе и в области уголовного процесса. Несмотря на это, процедура медиации в указанном государстве, в отличие от нашего законодательства, введена и успешно действует.
Библиографический список
1. Аблямитова С. Ш. О примирительных процедурах в уголовно-процессуальном законодательстве зарубежных стран / С. Ш. Аблямитова // Российская юстиция. - 2G19. - W 7. - С. 30-33.
2. Интервью с директором службы пробации и посредничества в Чешской Республике Йитки Ча-довой [Электронный ресурс]. - URL: https://www. radiogazeta/sluzhba-probacii-mediacii-ruka-pomoshchi (дата обращения: G9.11.2G2G).
3. Ситдикова Л. Б. Особенности восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних в странах Восточной Европы / Л. Б. Ситдикова, А. Л. Шиловская // Международное публичное и частное право. - 2017. - W 4. - С. 41-44.
4. Феоктистов А. В. Медиация как способ урегулирования конфликтов / А. В. Феоктистов // Концепт. -2014. - W 1. - С. 15-17.
Bibliograficheskij spisok
1. Ablyamitova S. SH. O primiritel'nyh procedurah v ugolovno-processual'nom zakonodatel'stve zaru bezhnyh stran / S. SH. Ablyamitova // Rossijskaya yusticiya. - 2019. - W 7. - S. 30-33.
2. Interv'yu s direktorom sluzhby probacii i posrednichestva v CHeshskoj Respublike Jitki CHadovoj [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.radiogazeta/ sluzhba-probacii-mediacii-ruka-pomoshchi (data obrashcheniya: 09.11.2020).
3. Sitdikova L. B. Osobennosti vosstanovitel'nogo pravosudiya v otnoshenii nesovershennoletnih v stranah Vostochnoj Evropy / L. B. Sitdikova, A. L. SHilovskaya // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. - 2017. -W 4. - S. 41-44.
4. Feoktistov A. V. Mediaciya kak sposob uregulirovaniya konfliktov / A. V. Feoktistov // Koncept. -2014. - IW 1. - S. 15-17.