Научная статья на тему 'Проблемы применения процедуры медиации в уголовном судопроизводстве России (на примере Удмуртской республики)'

Проблемы применения процедуры медиации в уголовном судопроизводстве России (на примере Удмуртской республики) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
292
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ / МЕДИАЦИЯ / РЕКОМЕНДАЦИИ КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ / CONFLICT / RESTORATIVE JUSTICE / MEDIATION / RECOMMENDATIONS OF THE COMMITTEE OF MINISTERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абашева Ф.А., Басова О.О.

Aнализируются проблемы применения процедуры медиации в уголовном судопроизводстве России (на примере Удмуртской Республики). В качестве главного условия торжества восстановительного правосудия является соблюдение всеми так называемого«золотого правила поведения», в позитивной форме формулируемого так: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе»; в негативной форме это правило выражается так: «чего в других не любишь, того не делай сам». Проведен сравнительный анализ зарубежного опыта медиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of mediation procedure in criminal proceedings Russia (the case Udmurt Republic)

The article analyzes the problems of application of mediation in criminal trial of Russia (on the example of the Udmurt Republic). As the main conditions of the triumph of restorative justice is the observance of all the so-called «golden rule of behavior» in a positive form formulated as follows: «Do unto others as you would like, they did towards you»; in a negative way, this rule is expressed as follows: «what other do not love, do not do it yourself». Today seems to be we do the first (and quite timid) steps on the way to the Russian criminal trial restorative forms of justice in criminal matters. A comparative analysis of foreign experience mediation. We can not say about the restorative justice ancestor H. Zеehr, who noted that there was a pre-state conditions in the life of society, the so-called «community justice» in the first place to put not«punitive paradigm» and «maintaining good relations, reconciliation».

Текст научной работы на тему «Проблемы применения процедуры медиации в уголовном судопроизводстве России (на примере Удмуртской республики)»

УДК 343.1

Ф. А. Абашева, О. О. Басова

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Aнализируются проблемы применения процедуры медиации в уголовном судопроизводстве России (на примере Удмуртской Республики). В качестве главного условия торжества восстановительного правосудия является соблюдение всеми так называемого «золотого правила поведения», в позитивной форме формулируемого так: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе»; в негативной форме это правило выражается так: «чего в других не любишь, того не делай сам». Проведен сравнительный анализ зарубежного опыта медиации. К л ю ч е в ы е с л о в а: конфликт, восстановительное правосудие, медиация, рекомендации Комитета министров Совета Европы.

PROBLEMS OF MEDIATION PROCEDURE IN CRIMINAL PROCEEDINGS RUSSIA (THE CASE UDMURT REPUBLIC)

The article analyzes the problems of application of mediation in criminal trial of Russia (on the example of the Udmurt Republic). As the main conditions of the triumph of restorative justice is the observance of all the so-called «golden rule of behavior» in a positive form formulated as follows: «Do unto others as you would like, they did towards you»; in a negative way, this rule is expressed as follows: «what other do not love, do not do it yourself». Today seems to be we do the first (and quite timid) steps on the way to the Russian criminal trial restorative forms of justice in criminal matters. A comparative analysis of foreign experience mediation. We can not say about the restorative justice ancestor H. Zеehr, who noted that there was a pre-state conditions in the life of society, the so-called «community justice» in the first place to put not «punitive paradigm» and «maintaining good relations, reconciliation». K e y w o r d s: conflict, restorative justice, mediation, recommendations of the Committee of Ministers.

Поступила в редакцию 13 февраля 2016 г.

Последние десятилетия во всем мире активно ведется поиск более гуманных и эффективных способов разрешения возникающих в обществе социальных конфликтов, особенно уголовно-правовых, влекущих за собой более серьезные правовые последствия, связанные с уголовным преследованием. Среди таких способов значительная роль отводится альтернативным официальному уголовному преследованию программам восстановительного правосудия.

В настоящее время существуют различные способы разрешения уголовно-правовых конфликтов, лежащие в основе восстановительного правосудия, такие как программы примирения жертв и правонарушителей (медиация), семейные конференции, круги правосудия, специальные восстановительные программы по особо тяжким преступлениям1.

1 См.: Арутюнян А. А. Медиация в уголовном процессе. М., 2013. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

© Абашева Ф. А., Басова О. О., 2016

Наибольшее распространение среди указанных способов получил институт медиации по уголовным делам. Согласно Рекомендации Комитета министров Совета Европы № R (99) 19, посвященной медиации по уголовным делам (принята Комитетом министров 15 сентября 1999 г. на 679-й встрече представителей Комитета), под медиацией понимается любой процесс, в рамках которого пострадавшему и правонарушителю предоставляется возможность, в случае их добровольного согласия, с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) принимать активное участие в разрешении проблем, возникших в результате преступления. При этом в пояснительной записке к Рекомендации отмечается, что медиацию нужно рассматривать как дополнение к традиционному уголовному процессу или в качестве альтернативы к нему. Если основными действующими лицами «традиционного» уголовного судопроизводства выступают государство и правонарушитель, то в рамках медиации на первый план в качестве сторон в уголовном деле выступают пострадавший и правонарушитель. Таким образом, к числу первостепенных задач медиации относится обеспечение сторонам возможности обсуждать собственный конфликт и урегулировать его к взаимному удовлетворению. Благодаря гибкости и вовлеченности сторон медиация предполагает в большей степени, чем не оснащенная ею система уголовной юстиции, возможность комплексного решения возникших из-за преступления проблем. Участие в процессе медиации позволяет пострадавшему получить извинения и объяснения от обидчика, а также выразить свое отношение к происшедшему. В ходе примирительной встречи пострадавший может в более широком контексте обговорить условия заглаживания причиненного правонарушителем вреда, для того чтобы его потребности были полностью удовлетворены. Что касается правонарушителя, предоставление ему возможности встретиться с пострадавшим лицом к лицу, объясниться с ним и принести ему извинения - есть важное средство дать правонарушителю прочувствовать причиненный им вред, а также боль и страдания, которые он навлек на пострадавшего. К тому же посредничество дает правонарушителю возможность непосредственно участвовать в урегулировании конфликта и в обсуждении условий возмещения ущерба (например, денежной компенсации), что затем может помочь ему восстановить связи с местным сообществом. Так, медиация способствует и социальной реабилитации правонарушителя, и возвращению его в общество. Медиация в уголовных делах должна проводиться только при добровольном согласии сторон; процедура проведения медиации конфиденциальна; медиация в уголовных делах должна быть возможна на любой стадии уголовного судопроизводства; службы медиации должны обладать достаточной самостоятельностью в рамках системы уголовной юстиции. Рекомендовано государствам - членам Совета Европы закрепить в законодательстве программы, позволяющие осуществлять медиацию и способствующие ее осуществлению2.

Европейское сообщество и в дальнейшем рекомендовало внедрение примирительных процедур для повышения эффективности судопроизводства. Так, было принято руководство Европейской комиссии по эффективности правосудия от 7 декабря 2007 г. по улучшению реализации ранее принятой Рекомендации «О медиации по уголовным делам».

Во многих зарубежных странах медиация в уголовном процессе получила законодательное закрепление. При этом способы оформления медиации в разных

2 Рекомендация № К (99) 19 : принята Комитетом министров Совета Европы 15 сентября 1999 г. 1^1.: http://mediators.ru/rus/about_mediation/international_law/eu_council_1 (дата обращения: 18.11.2015).

странах различаются: в законах о ювенальной юстиции (Австрия, Германия, Финляндия, Польша, некоторые штаты в США), в уголовно-процессуальном кодексе (Австрия, Франция, Бельгия, Финляндия, Польша), в уголовном кодексе (Германия, Финляндия, Польша), в специальном законе о медиации (Норвегия, Финляндия, Молдова), в законе о службе пробации (Чехия, Латвия)3.

При этом в зарубежных странах выделяются различные модели медиации в зависимости от соотношения данной процедуры с обычным порядком судопроизводства. В первом случае дело выводится из уголовного процесса на достаточно ранних стадиях либо вообще не возбуждается; во втором - медиация включена в судопроизводство как его составляющая. Здесь медиация не является полной альтернативой уголовному преследованию. Если сторонам удастся прийти к соглашению, то это в дальнейшем будет влиять на результаты судебного разбирательства. Третья модель предполагает, что медиация является дополнительной к традиционному судопроизводству процедурой, проводимой после вынесения судебного решения4.

Однако российскими законодателями рекомендации Комитета министров Совета Европы о закреплении в законодательстве программ, позволяющих осуществлять медиацию в уголовном процессе, остались без внимания. Вступивший в силу с 1 января 2011 г. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»5 распространил процедуру медиации исключительно на сферу гражданского и арбитражного судопроизводства, оставив за пределами регулирования уголовно-правовые конфликты.

Несмотря на отсутствие законодательной регламентации, в России с конца 90-х гг. ХХ столетия ведутся работы по разработке и внедрению программ восстановительного правосудия в уголовном процессе.

С 1997 г. общественный центр «Судебно-правовая реформа» распространяет в России идею и технологию восстановительного правосудия. Правда, использование медиации по уголовным делам ограничивается пока только сферой правосудия в отношении несовершеннолетних. Центр занимается также обучением навыкам ведения восстановительных программ.

В 2000 г. начали действовать региональные организации и группы в Иркутске, Тюмени, Дзержинске, Великом Новгороде, Новосибирске и др.

В 2009 г. создана Всероссийская ассоциация восстановительной медиации. Членами ассоциации разработаны стандарты восстановительной медиации6, которые служат руководством для продвижения восстановительного правосудия в России.

В 2009-2012 гг. в Москве, Тюмени, Волгограде, Новосибирске, Перми, Кирове, Красноярске, Казани, Самаре, Липецке, Череповце и Чебоксарах созданы региональные ассоциации медиаторов, которые работают с ситуациями преступлений и уголовно наказуемых деяний несовершеннолетних, а также поддерживают создание школьных служб примирения7.

3 См.: КарнозоваЛ. М. Медиация по уголовным делам в российской правовой системе. URL: http://www.sprc.ru (дата обращения: 15.11.2015).

4 См.: Там же.

5 Рос. газета. 2010. 30 июля.

6 Стандарты восстановительной медиации : разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г. URL: http://sprc.ru (дата обращения: 18.11.2015).

7 См.: Максудов Р. Р. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций : от уникальных эпизодов к заживлению социальной ткани. М., 2012. С. 126.

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в соответствии с которой в рамках формирования дружественного к ребенку правосудия как системы гражданского, административного и уголовного судопроизводства, которая гарантирует обеспечение прав ребенка в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, прежде всего Конвенции ООН о правах ребенка, одним из основных принципов становится приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия, а развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия предусматривается в числе мер, направленных на поэтапное введение дружественного к ребенку правосудия8.

По данным проводимого Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации мониторинга, в России на 2013 г. действовали 35 служб в 12 регионах, в 2014 г. - 41 служба в 14 регионах, среди которых наибольшее число восстановительных программ проводится в Пермском крае, Архангельской области, Москве, Республике Татарстан9.

В Удмуртской Республике вопрос о внедрении восстановительных программ, в том числе медиации, является актуальным, однако до настоящего времени речь в основном идет о введении медиативных технологий в образовательных организациях в целях разрешения и профилактики возникающих в школьной среде конфликтов. В Удмуртии обращение к медиаторам достаточно редкое явление, особенно по делам, подсудным мировым судьям. Институт медиаторства для республики - явление достаточно новое, практически не урегулированное, роль медиаторов чаще всего выполняют адвокаты. В связи с этим полагаем, что институт медиаторства большого распространения в России иметь не будет как по уголовным делам, подсудным мировым судьям, так и по тем делам, которые могут рассматриваться на уровне районных федеральных судов, особенно в периферийных регионах России.

Парадигма восстановительного правосудия возрастных ограничений не знает, она в равной степени применима как для несовершеннолетних, так и для взрослых лиц, совершивших преступление.

В соответствии с Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 декабря 2012 г. № 623 утверждена «Региональная стратегия действий в интересах детей в Удмуртской Республике на 2013-2017 годы»10, в которой в числе мер, направленных на развитие дружественного ребенку правосудия, предусмотрено обобщение и распространение на территории Удмуртской Республики положительного опыта работы специалистов восстановительного правосудия других регионов по внедрению ювенальных технологий; внедрение технологий восстановительного подхода для реализации примирительных программ и применения механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, создание службы примирения в целях реализации восстановительного правосудия. В целях реализации Региональной стратегии составлен план на 2013-2017

8 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012 г. № 23. Ст. 2994.

9 См.: Вестник восстановительной юстиции. 2014. Вып. 11. С. 137 ; Вып. 12. С. 130-131.

10 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

годы (Приложение № 2 постановления Правительства УР от 28.12.2012 № 623), из которого следует, что на 2015 г. запланирована организация школьных служб примирения, решающих вопросы конфликтов в образовательных учреждениях, профилактика правонарушений несовершеннолетних.

В настоящее время отсутствуют четкая региональная политика и план мероприятий по развитию программ восстановительного правосудия в Удмуртской Республике и внедрению медиации в уголовное судопроизводство, а также их методическое и организационное обеспечение. Представляется, что для внедрения соответствующих технологий в рассматриваемом регионе требуется изучение опыта регионов, в которых успешно действуют программы восстановительного правосудия, разработка методических рекомендаций по организации деятельности служб примирения, принципов и порядка их функционирования и взаимодействия с судами, прокуратурой, субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, следственными органами и другими учреждениями.

Внедрение процедуры медиации в уголовное судопроизводство в Удмуртской Республике осложняется также отсутствием организационных и кадровых ресурсов, наблюдается отсутствие реальной заинтересованности административных органов и общественных организаций в развитии и поддержке новых технологий в сфере восстановительного правосудия. Просветительская работа с гражданами по вопросам возможного урегулирования конфликта при помощи профессионального посредника не проводится. Подготовка профессиональных медиаторов в республике также практически не осуществляется. Так, в Удмуртском государственном университете проводится обучение бакалавров и магистров-конфликтологов, на базе Ижевского юридического института (филиала) РПА Минюста России проводится переподготовка по программе подготовки медиаторов «Медиация. Базовый курс», срок обучения по которой составляет один месяц. Ожидается подготовка медиаторов на базе Международного института мира, конфликта и медиации11. Очевидно, что этих ресурсов недостаточно для подготовки профессиональных медиаторов. Успешное внедрение восстановительных технологий, на наш взгляд, невозможно без корпуса квалифицированных посредников, имеющих юридическое образование, способных не просто оказать содействие сторонам в разрешении спора, но и разобраться в правовой сущности конфликта, а также эффективно взаимодействовать с правоохранительными органами, судами и другими учреждениями. В связи с этим полагаем, что подготовка медиаторов должна проводиться на базе юридических факультетов (институтов), обладающих высококвалифицированными и опытными преподавателями, необходимыми методиками и материальной базой.

Нельзя не отметить, что проблемы по введению медиации в уголовное судопроизводство кроются довольно глубоко, и их решение возможно только на государственном уровне, в том числе путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, касающихся как введения процедуры медиации в уголовное судопроизводство, так и требований к медиаторам и их подготовке. Но для этого необходимо также исследование различных аспектов данной процедуры, основанное на изучении опыта зарубежных государств, применяющих медиацию и другие восстановительные программы для разрешения уголовно-правовых конфликтов.

11 1^1.: http://gorodfm.net/news/obrazovanie/obrazovanie_5191.html?template=129? (дата обращения: 19.11.2015).

Представляется справедливой позиция А. А. Арутюняна, что «на сегодняшний день отсутствует целостная концепция медиации в российском уголовном процессе»12. Автор полагает, что концепция медиации в российском уголовном процессе должна содержать следующие положения: 1) понятие медиации в уголовном судопроизводстве; 2) место медиации в современном уголовном процессе; 3) модель медиации, применимая в российской правовой системе, и правовое регулирование медиации в уголовном судопроизводстве; 4) круг дел, по которым возможно применение медиации; 5) статус медиатора, его права и обязанности; 6) предложения по поэтапному внедрению медиации в российское уголовное судопроизводство13. С указанной точкой зрения можно согласиться.

Итак, для того чтобы медиация стала эффективным правовым институтом в уголовном судопроизводстве России, действующим во всех регионах страны, способствующим повышению качества осуществления правосудия по уголовным делам, необходим комплексный подход, включающий в себя разработку модели медиации, ее законодательную регламентацию, поэтапное внедрение в профессиональную деятельность, подготовку высококвалифицированных специалистов (юристов-медиаторов), а также информирование граждан о возможности применения процедуры медиации при разрешении уголовно-правовых конфликтов. Указанная совокупность мероприятий, на наш взгляд, будет способствовать поэтапному внедрению медиационных технологий в правовую действительность Российской Федерации и их успешному применению в Удмуртской Республике.

12 Арутюнян А. А. Указ. соч.

13 См.: Там же.

Удмуртский государственный университет Абашева Ф. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и правоохранительной деятельности Басова О. О., аспирант кафедры уголовного процесса и правоохранительной деятельности

Udmurt State University Abasheva F. A., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Criminal Process and Law Enforcement Activity Department Basova O. O., Post-graduate Student of the Criminal Process and Law Enforcement Activity Department E-mail: kafedrauppd@mail.ru Теl.: 8 (3412) 91-60-07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.