gs4 управление образованием ^d
ГУЛЯНИЦКАЯ Дина Алексеевна,
студентка 4 курса направления «Юриспруденция» Санкт-Петербургского государственного университета,
e-mail: [email protected]
Научный руководитель: КАРАНДАШОВ Иннокентий Игоревич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Санкт-Петербургского государственного университета
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ БУЛЛИНГУ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Аннотация. В статье рассматривается проблема буллинга как социального феномена и особенности его новой «цифровой» формы - кибербуллинга - на примере школьной травли. Автор описывает существующие в России и за рубежом методы реагирования на школьный буллинг, предлагая взять курс на расширение медиативных практик в школах и перенять иностранный опыт внедрения специальной антибуллинговой программы в школе. В целях реализации таких мер выдвигаются идеи о внесении изменений в правовые акты, в частности, в федеральные государственные образовательные стандарты. Автор также полагает, что принятие российскими социальными сетями некоторых технических мер будет также содействовать снижению числа случаев интернет-травли в отношениях между обучающимися.
Ключевые слова: буллинг, кибербуллинг, интернет-травля, право обучающегося на защиту от всех форм физического и психического насилия, медиация, социальные сети, информационные системы, школьная служба медиации, школьная служба примирения.
GULYANITSKAYA Dina Alekseevna,
4th year student of Faculty of Law Saint Petersburg State University
Supervisor: KARANDASHOVInnokenty Igorevich
PhD in law, Associate Professor, Department of International Law
Saint Petersburg State University
COMBATING BULLYING IN RUSSIAN SCHOOLS: LEGAL AND ORGANIZATIONAL MECHANISMS
Annotation. The article deals with the problem of bullying as a social phenomenon and features of its new «digital» form - cyberbullying - in Russian schools. The author describes the existing methods of responding to school bullying in Russia and abroad, offering to take the course to expand mediation practices in schools and adopt foreign experience of implementing a special anti-bullying program in schools. In order to implement such measures, as the author argues, legal acts, in particular, Federal state educational standards, should be amended. The author also believes that the adoption of certain technical measures by Russian social networks will also help to reduce the number of cases of Internet bullying between school students.
Key words: bullying, cyberbullying, Internet bullying, the student's right to protection from all forms of physical and mental violence, mediation, social networks, information systems, school mediation service, school reconciliation service.
Буллинг: история и современность
Интерес к проблеме буллинга вышел на международный уровень в 70-е годы прошлого века. Изначально в научной литературе в результате изучения поведения животных, совершаю-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020
DOI 10.24411/2076-1503-2020-10236
УДК 342.733 ББК 67.400.3
щих атаку на хищника-пожирателя всей стаей, появился термин «моббинг» (от англ. «mob» -«толпа»), подчеркивающий коллективный аспект нападения[7]. Впоследствии такая модель поведения была перенесена на человеческие отноше-
ния: школьный врач Петер-Пауль Хайнеманн написал книгу «Моббинг. Групповое насилие среди детей и взрослых» на основе заметок об играющих во дворе школьниках, между которыми происходило четкое разделение на «свои» и «чужой», когда подростки ополчались против сверстника, превращая его в жертву[9]. Затем был выработан термин «буллинг» как определение преследования «один на один», в отличие от коллективной травли (моббинга)[25]. В настоящее время количество обидчиков перестает быть четким критерием различия указанных понятий, и в русскоговорящей среде более распространенным является термин «буллинг» по отношению к издевательствам над человеком как со стороны другого индивида, так и со стороны коллектива[1, с. 98].
Термин «школьный буллинг» вошёл в обиход российских психологов, бьющих тревогу в связи с печальным лидерством России среди европейских стран по числу детских суицидов[16]. Одной из причин подростковых самоубийств называется отсутствие адекватных взаимоотношений с социумом, со сверстниками, нередко приводящее к издевательствам со стороны одноклассников и как следствие - к суициду. Исследователи в области педагогики отмечают, что буллинг как социальный феномен широко распространен в российских школах: по статистике ОЭСР практически каждый пятый российский мальчик в возрасте 11-15 лет сталкивается с буллингом[1, с. 104]. У этого явления среди подрастающего поколения есть разные причины, как то: желание обидчика самоутвердиться за счет выбранной жертвы, повышенная агрессия, чувство собственного превосходства и многие другие.
В результате распространения информационных технологий, помимо вербальной, физической и эмоциональной травли, постепенно стала формироваться её новая форма - кибербуллинг, осуществляемый в том числе через электронные средства связи и социальные сети[24]. Цифрови-зация бросает новые вызовы имеющимся юридическим механизмам противодействия буллингу.
Существующие юридические механизмы противодействия буллингу
В Российской Федерации закреплено право обучающегося на защиту от всех форм физического и психического насилия[18, п. 9 ч. 1 ст. 34]. Школа в силу своего статуса как учреждения, выполняющего важную функцию по воспитанию и развитию детей, несет ответственность за обеспечение безопасности обучающихся во время их пребывания в образовательной организации[18, п. 8 ч. 1 ст. 41]. Так, в случае применения одним учеником физического насилия по отношению к другому, школа может понести административную
ответственность1. Однако в случае кибербуллинга или иного психологического насилия со стороны одного учащегося в отношении другого ситуация не так однозначна. Переписки в социальных сетях, как и многие другие действия в интернете, находятся вне зоны контроля учителей в силу личной направленности (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ предусматривает право на тайну переписки). Также учителя не могут ограничить право использования мобильного устройства учеником, если только такой запрет прямо не предусмотрен уставом школы. В связи с этим автор полагает, что вне зависимости от времени и места отправки оскорбительных сообщений - учебного или внеучеб-ного времени, в школе или за ее пределами -ответственность за эти действия в виде возмещения причиненного вреда будут нести обидчики и их родители в соответствии с нормами Гражданского кодекса. Так, за вред, причиненный малолетним, отвечают его родители[4, п. 1 ст. 1073]. Ученики от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред, однако если у них нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, то вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями, если только они не докажут, что вред возник не по их вине[4, п. 1, 2 ст. 1074.].
Недавно с инициативой запретить использование мобильных телефонов на территории школы выступила председатель Совета Федерации В. Матвиенко. К этому предложению много вопросов: как будет обеспечиваться сохранность телефонов (только в единичных российских школах имеются шкафчики учеников для хранения вещей), как родителям связываться с детьми, чтобы быть уверенными в их безопасности, и многие другие. К тому же иногда учителя просят класс использовать телефоны в обучающих целях -найти какую-то информацию в сети Интернет, открыть тексты. Сам запрет без создания условий в школах представляется нерациональным[3].
Помимо норм административного и гражданского законодательства, на волне тревог из-за «суицидальных пабликов» в социальной сети «ВКонтакте», в 2017 г. в Уголовный кодекс РФ были включены ст. 110.1 и 110.2 и внесены изменения в ст. 110, общая направленность которых в первую очередь - защита детей от психического
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. 2001 г. № № 0(2868). Ч. 2 ст. 5.57: «Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020
воздействия, приводящего к самоубийству, в том числе и в интернете1. В пояснительной записке к законопроекту, ставшему основой для указанных изменений, авторы пишут: «Анализ причин [самоубийства, попыток самоубийства] свидетельствует о появлении новых форм преступных действий, оказывающих влияние на сознание ребенка и мотивацию его поведения, которые не охватываются действующими составами Уголовного кодекса Российской Федерации. Новые виды склонения к совершению самоубийства или содействия совершению самоубийства не прогнозировались ранее наукой, не были своевременно оценены криминологами и по факту приняли широкий масштаб, оказавшись вне уголовно-правовой оценки, а, значит, и вне мероприятий правоохранительных органов по выявлению организаторов такой деструктивной деятельности, своевременному пресечению их действий, а также защите потерпевших»[5].
Но может ли проблема школьного буллинга быть решена ужесточением уголовного законодательства? По мнению автора, нет, поскольку нормы уголовного права выполняют скорее карательную функцию, нежели превентивную как таковую. Более того, поскольку буллинг нередко встречается в среде учеников, не достигших 14 лет, их действия в принципе оказываются вне сферы действия уголовного закона.
Что касается отмеченных выше норм гражданского законодательства и законодательства об административных правонарушениях, то они выполняют преимущественно компенсационную и карательную функции соответственно. Так, санкции, установленные нормами КоАП, применяются к школе, в которой были зафиксированы нарушения в отношении прав ученика, или к ее руководителям, а гражданское законодательство предусматривает компенсацию за уже причиненный вред - физический или психологический. Видится, что сами по себе эти меры не способны пресекать деятельность буллера, ведь для преодоления девиантного поведения в первую очередь нужно воздействовать на его первопричины.
1 Ст. 110.1 и 110.2 УК РФ предусмотрены такие составы преступления, как склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства и организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства. Использование сети Интернет выступает квалифицирующим признаком в данных составах преступления. Квалифицированный состав п. «д» ч. 2 ст. 110 УК в ред. Федерального закона от 07.06.2017 № 120-ФЗ предусматривает наказание до 15 лет лишения свободы за доведение до самоубийства путём систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020
Борьба с буллингом: опыт зарубежных стран на примере Финляндии и США
Одна из самых известных в мире антибул-линговая программа для школ, получившая название KiVa («Kiusaamista vastaan» в переводе с финского на русский означает «против издевательств»), была разработана Министерством образования и культуры Финляндии и университетом Турку. Программа включает в себя уроки в классе, направленные на повышение уровня эмпатии, сочувствия к жертве, объяснение роли группы в процессе издевательства над конкретным учеником, вырабатывание стратегии поддержки жертвы. Также KiVa предлагает последовательные инструкции для учителей в целях выработки единообразного подхода и информационные материалы для родителей с рекомендациями по борьбе с буллингом. В связи с заметным усилением влияния информационных технологий на жизнь школы и обучающихся немаловажным является наличие антикибербуллинг-компонента KiVa: на уроках обсуждается травля с использованием информационных систем, предлагаются способы реагирования на подобные действия в интернете. Помимо этого, в рамках программы KiVa созданы онлайн-игры, представляющие собой симулятор школы, в которой играющему ученику предлагается оценить различные действия персонажей игры на предмет наличия буллинга в различных их проявлениях (записки уничижительного характера, устные оскорбления, применение физической силы и др.). В настоящий момент KiVa считается одной из самых успешных реализуемых антибуллинговых программ[29].
В сравнении с российским подходом по урегулированию конфликтов между учениками законодательство штатов США разительно отличается в сторону расширения прав школы в вопросах воспитательного и даже в чем-то карательного плана. В 2019 г. при поддержке Национального центра по безопасной поддерживающей учебной среде (The National Center on Safe Supportive Learning Environments) был подготовлен сборник, представляющий собой инкорпорацию законов и правил, связанных со школьной дисциплиной, более чем 50 штатов[26]. При изучении этого сборника можно увидеть схожие черты в политике штатов в вопросах борьбы со школьным хулиганством. Так, в нормативно-правовых актах штатов закреплена возможность школы отстранить ученика от занятий за различного рода проступки и даже отчислить в случае совершения преступления на территории школы. В том числе в подобного рода акты включены антибуллинговые нормы[23]. Некоторые штаты разработали свои правила противодействия травли в интернете: к
примеру, статья 32283.5 Образовательного кодекса Калифорнии предусматривает создание и размещение департаментом образования учебного онлайн-модуля, цель которого - распространить знания для всех участников учебного процесса о буллинге, формах его проявления и способах препятствия ему. При этом само понятие «буллинг» включает в себя не только физическое или вербальное действие, но и коммуникацию или иное действие посредством электронных устройств (ст. 48900 Образовательного кодекса Калифорнии).
В исследовании, проведённом преподавателями Стоктонского университета в 2009 году[27, с. 513], было проанализировано 14 школьных стратегий для противодействия кибербуллингу или наказания за его совершение. Для составления указанного далее перечня стратегий авторами исследования были проанализированы законодательство штатов, школьные правила и предложенные в специальной литературе тактики:
1. Наказание для нарушителя в виде запрета использования компьютеров в школе и дома - все задания для школы должны быть сделаны в библиотеке с использованием книг.
2. Отправка нарушителя в другую школу на определенное время в качестве наказания.
3. Родители забирают телефон и личный компьютер нарушителя.
4. Обидчик выплачивает жертве денежную компенсацию из собственных средств (подразумевается, что у нарушителя есть свой заработок).
5. Годовая отсрочка права на получение следующей после школы ступени образования в качестве наказания обидчика.
6. Наказание в виде запрета доступа в социальные сети.
7. Посещение специальных занятий по этикету по субботам на протяжении нескольких недель1.
8. Несколько часов общественных работ в качестве наказания.
9. Запрет посещения внеучебных (культурно-массовых) мероприятий в школе.
10. Нарушитель обязан сделать презентацию о кибербуллинге и его последствиях.
11. Выступление перед своим классом с рассказом, что делать, если кто-то подвергся
травле в интернете (обычно эта тактика выступает в качестве превентивной меры).
12. Установление четких правил и применение наказаний к нарушителям.
13. Написанная школой письменная политика нулевой терпимости к издевательствам.
14. Создание школой программы мероприятий, направленных на превенцию кибербул-линга, с участием учеников на протяжении всего учебного года в целях повышения правовой и психологической грамотности в этом вопросе.
Не вдаваясь в тонкости методики исследования (в его основе лежал опрос школьников в различном их статусе - нарушителя, жертвы, и нарушителя, и жертвы в одном лице), приведем основные выводы, сделанные авторами: нарушители наиболее восприимчивы к наказаниям, связанным с ограничением использования интернета и электронных устройств. Второй важный вывод: родители должны принимать участие и сотрудничать со школой в вопросе применения наказаний за кибербуллинг. В российских реалиях не существуют такой меры воздействия на ученика со стороны школы, как запрет пользования телефоном и личным компьютером, притом, что в свете изложенного ее следует рассматривать в качестве одного из наиболее эффективных способов предотвращения травли в интернете. Тем не менее без полного содействия родителей такая мера не может быть эффективно реализована.
Борьба с буллингом в школах: что предлагают психологи?
Буллинг - явление, имеющее серьезную комплексную подоплеку, в связи с чем необходимо упомянуть разрабатываемые решения проблемы в области педагогики и психологии, в частности, продвижение психологической службы в образовательных учреждениях и метода «Школьной медиации».
Так, после трагедии, случившейся в колледже в Керчи2, Ольга Васильева, занимавшая в тот период пост министра просвещения, призвала ускорить процесс возвращения школьных психологов в каждую школу[10]. Должность школьного психолога предполагает как методическую работу, так и индивидуальные консультации по вопросам различных аспектов учебной деятельности, меж-
1 Программа SMART (Saturday Morning Alternative Reach and Teach) реализуется в некоторых государственных школах США как вид дисциплинарного наказания для уличенных в серьезных нарушениях, в том числе кибербуллинге, учеников. Ellen M. Kraft, Jinchang Wang Effectiveness of Cyber bullying Prevention Strategies: A Study on Students' Perspectives // International Journal of Cyber Criminology. 2009. №3. С. 523.
2 В октябре 2018 г студент четвертого курса политехнического колледжа г. Керчи (республика Крым) взорвал бомбу в образовательном учреждении, после чего открыл стрельбу по учащимся и работникам колледжа. Вместе с подозреваемым погиб 21 человек, 67 человек было ранено. Массовое убийство в Керченском политехническом колледже (2018) // РИА НОВОСТИ URL: https://ria.ru/20191017/1559803779.html (дата обращения: 09.03.2020).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020
личностного общения, эмоционального состояния, проблемных ситуаций, что позволяет вовремя реагировать на возникающие конфликты.
Ранее, в 2013 году, были утверждены «Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях» [12], где был описан метод «Школьная медиация», предлагающий изучение преподавательским составом и другими участниками образовательного процесса навыков медиативного подхода с использованием различных методик - с проведением систематических собраний, разбором конфликтных ситуаций на практике. Медиация как технология, направленная на добровольное разрешение конфликта между сторонами, поиска взаимоприемлемого решения при участии незаинтересованного лица, в российском обществе в сравнении с западноевропейскими странами находится скорее на начальном этапе своего становления (федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193-ФЗ был принят в 2010 году), что, однако, не мешает набирать ей всё большую популярность в различных кругах общества.
Что касается школьной медиации, то на данный момент школы могут выбирать из двух моделей медиации: разработанной ФГБУ «Федеральный институт медиации» и разработанной специалистами Всероссийской ассоциации восстановительной медиации[11].
В 2015 году был проведен мониторинг деятельности школьных служб примирения, где была проанализирована статистика по 22 регионам[6, с. 202]. Укажем некоторые выводы, сделанные на основе этого мониторинга:
1. Больше всего заявок поступает от самих участников ситуации (46%), на втором месте - переданные от работников образовательной организации (42%). Стоит согласиться с организаторами мониторинга, что это свидетельствует о повышении доверия к такому виду разрешения конфликтов, как медиация (примирение).
2. Результаты обратной связи участников программ по примирению наглядно показывают, что такая форма взаимодействия между конфликтующими сторонами может принести плоды. Приведем примеры: «Помогает объяснить причину, почему так поступил», «Мне было спокойно, поэтому все решилось. Пусть другие ребята тоже пробуют», «Если бы не школа примирения, то последовало бы наказание. А так удалось сохранить дружбу и помириться. Важно решать ссоры не дракой, а словами» (обратная связь от обидчиков). «Ты будешь
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020
чувствовать себя комфортнее, все встанет на свои места», «Мне сложно говорить, я стесняюсь, но в ШСП [школьной службе примирения] я говорила. Мне легче стало», «Мне надоело, что меня обзывали. После того как круг прошел в нашем классе, вроде перестали меня обзывать. Надо чаще собирать» (обратная связь от жертв). Читая такие искренние и непосредственные высказывания, трудно сохранить отстраненное, скептическое отношение к школьной медиации как форме разрешения конфликтов между учениками.
Отметим, что и для участия ученика в медиативной программе в школе, и для посещения школьного психолога необходимо получение согласие родителя1. Исследования, проводимые в отдельных школах, показывают, что зачастую родители «не знакомы с альтернативными способами урегулирования конфликтов с помощью медиатора»[17, с. 72], «не решают конфликтные ситуации в образовательной организации, а идут с жалобами в вышестоящие инстанции, хотя проблему можно было решить на месте»[19, с. 372]. В свете изложенного автор статьи полагает, что на данный момент нет оснований для радикального изменения законодательства в сторону увеличения прав школы и социальных служб в работе со «сложными» учениками и соответствующего ограничения прав родителей на приоритетное принятие решений в вопросах воспитания своих детей, необходимо работать в другом направлении.
Так, в Стратегии развития воспитания РФ на период до 2025 года[15] предусмотрено «развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса». С учетом этого указания, автором предлагаются следующие шаги для развития медиативной практики в российских школах:
1. Повышение осведомленности участников образовательных отношений, в особенности, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, о существовании школьных служб примирения (на данный момент эта задача частично
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 2012 г. № 303(5976). П 6 ч. 3 ст. 44: родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право «получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся».
выполняется направлением писем Министерства образования и науки1 о методических рекомендациях в региональные министерства и департаменты образования, которые пересылаются в районные и городские управления образования, затем - в школы; информационными сообщениями на веб-страницах в школах, плакатами в школах и др.)
2. Создание службы медиации (прими-
рения) в каждой школе. Для этого необходимо создать условия: кадровые и материально-технические. Что касается кадрового вопроса, то на данный момент в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (работников образования)[13] нет должности «Медиатор» (есть «Педагог-психолог»). Эти два специалиста, по мнению автора, не должны заменять друг друга: способы работы у психолога и медиатора отличаются, как может отличаться и результат взаимодействия конфликтующих сторон и третьей стороны[21]. Помимо популяризации медиативной практики в российских школах, стоит задуматься о введении в школьную программу начальной школы специальной учебной дисциплины, направленной на предотвращение буллинга. В развитых странах существуют десятки антибуллинговых программ (ранее была описана одна из них - KiVa), обычно представляющих собой комплексные меры в виде школьной политики. В качестве одной из таких мер может выступать написанный с участием родителей и учеников отдельный документ, в котором определены ожидаемое позитивное поведение учеников, процедура обращения ученика к компетентным лицам в случае, если ученик был подвергнут травле со стороны других учеников, способы реагирования на такое девиантное поведение. Также в рамках такой политики могут проводиться классные занятия, цель которых - обсуждение возникающих конфликтов в школьном сообществе. В тех же целях могут быть созданы онлайн-игры, направленные на выработку понимания, что есть буллинг и почему он недопустим в школьном сообществе. Могут быть разработаны и другие стратегии в рамках школьной программы. К примеру, в некоторых австралийских школах используется «метод общей озабоченности» (Method of shared concern), предполагающий мно-
1 В 2018 году указом Президента от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки Российской Федерации было преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
гоступенчатые меры реакции на наличие травли в школьном сообществе, включая индивидуальные интервью с нарушителем и групповые занятия в поисках решения конфликта[28].
С учетом описанного зарубежного опыта автором предлагается создать учебную дисциплину, направленную на превенцию буллинга. Для этого, по мнению автора, целесообразно внести изменения в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования обязательную для изучения предметную область - «Основы культуры общения». На основе измененного ФГОС необходимо дополнить Примерную основную образовательную программу начального общего образования^] соответствующими разделами: планируемый результат и содержание образовательной области «Основы культуры общения». В качестве задач и результатов, в частности, можно указать следующие:
- выработка коммуникативных навыков, навыков межличностного взаимодействия;
- формирование доброжелательного отношения друг к другу;
- развитие эмпатии;
- обучение способам разделения ответственности;
- развитие уважения к индивидуальным различиям людей (пол, раса, весовая категория, особенности речи и проч.).
В условиях, когда службы медиации или примирения уже образованы в ряде школ и в их работе в большинстве случаев принимают участие школьники 5-11 классов, установление обязательной для изучения антибуллинговой дисциплины видится необходимым именно в начальной школе - эти два компонента могут гармонично сочетать в себе различные воспитательные элементы современного школьного образования.
Предлагаемые меры могут потребовать финансовых затрат из бюджета как для решения кадрового вопроса, так и для подготовки материально-технических условий в образовательных организациях (в том числе для выделения помещений для службы медиации наравне с иными помещениями, предусмотренными ФГОС, - помещением для питания, помещением медицинского назначения). Однако такие затраты будут оправданы. Дело в том, что исследования по вопросу влияния буллинга на криминальное поведение жертв такого насилия показывают неутешительные цифры: более 20% тех, кто подвергался издевательствам в детстве и подростковом возрасте, были осуждены за преступления, по сравнению с 11% детей, не сталкивавшимися с издевательствами; 16% лиц, подвергавшихся в детстве издевательствам в возрасте до 12 лет, были осуждены
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020
за совершение преступлений, а 13% процентов жертв, над которыми издевались в подростковом возрасте (от 12 до 18 лет), испытали аналогичные правовые последствия в более позднем возрасте1. «Статистика показывает, что около 3/4 «школьных стрелков» по всему миру являлись жертвами травли или школьного буллинга, достаточно длительного и жесткого», - говорит Мария Новикова, психолог, научный сотрудник лаборатории асоциального поведения Института образования ВШЭ[20]. Таким образом, внедрение антибуллин-говых программ в российских школах снизит преступность в перспективе, что делает оправданными издержки на их реализацию.
Информационные технологии и буллинг
в социальных сетях: возможное решение проблемы
В целях предотвращения негативного воздействия современных средств коммуникации могут быть применены технические и организационные меры. В частности, примером может выступить социальная сеть «Facebook», автоматически фильтрующая публикации, которые могут быть расценены как оскорбительные или неприемлемые. С такой задачей - фильтрацией публикаций
- вполне могут справиться современные информационные системы, использующие подходы машинного обучения в области обработки естественных языков (Natural Language Processing). Новая российская социальная сеть Я.Аура тоже планирует использовать такой подход для фильтрации контента - ведь решения из области интеллектуального анализа данных позволяют достичь высокой точности в определении тематики и эмоциональной направленности публика-ций[22]. Недавно и один из главных российских монополистов в области соцсетей - «ВКонтакте»
- обратил внимание на необходимость снижения уровня агрессии при общении между пользователями, предложив им тщательно обдумать свои действия при попытке отправить оскорбительный комментарий[2].
Автор статьи полагает, что в популярные российские социальные сети могли бы быть внедрены средства дополнительного контроля в отношении пользователей, не достигших 14 лет.
1 Исследование проводилось Майклом Тернером, адъюнкт-профессором кафедры уголовного правосудия и криминологии в Университете Северной Каролины, Шарлотт, на основе данных Национального лонгитюдного обследования молодежи 1997 года, проведенного Министерством труда США и Бюро статистики юстиции. Bullied Kids More Likely to Commit Crimes As Adults // LIVESCIENCE URL: https://www.livescience.com/38612-childhood-bullying-criminal-delinquency.html (дата обращения: 12.03.2020).
Кроме того, от возраста пользователя должна зависеть политика фильтрации контента в целях соблюдения федерального законодательства в области защиты детей. С учетом поведения детей и подростков, деперсонализированного характера коммуникации при помощи электронных средств, а также ослабления восприятия ответственности за свои действия в виртуальной среде, необходимы специальные подходы, направленные на предотвращение любых форм агрессивного поведения.
Использование технологий машинного обучения и анализа Больших данных2 для выявления характерных паттернов поведения может помочь в выявлении «нарушителей», указавших недостоверную информацию о своем возрасте ради обхода дополнительного контроля. При достаточной степени уверенности системы в том, что возраст пользователя ниже разрешенного порога, возможна блокировка аккаунта с требованием предоставления фотографии с документом, удостоверяющим личность, в руках. Такой подход для верификации пользователя используется социальной сетью «ВКонтакте» при актуализации личных данных и восстановлении доступа к учетной записи.
Описанные механизмы позволят в автоматическом режиме проводить анализ материалов (постов, комментариев), опубликованных, либо предлагаемых к публикации, малолетними пользователями, в результате которого система в случае необходимости сможет применять различные санкции за нарушение правил пользования социальной сетью. Как уже ранее было описано, таким нарушением может стать и выход за рамки «белого» контента для категории пользователей до 14 лет. Также возможно использование подобной системы анализа контента на неприемлемость и в личных сообщениях (персональной переписке и беседах с несколькими участниками, где хотя бы одно лицо младше 14 лет). Использование автоматических систем во многом решает проблему человеческого фактора, потому что соответствующие алгоритмы способны самостоятельно, без участия человека, выявлять данные, подлежащие удалению или блокировке, что позволяет говорить о том, что конституционное право на тайну переписки не будет подвергнуто ограничению.
Регулярно возникают предложения по применению более низкоуровневых в плане абстракции решений. Например, ограничение доступа к
2 Большие данные - это данные, генерируемые онлайн-активностью, количество которых настолько велико, что для их анализа необходимы новые инструменты и методы. Big data // Macmillan dictionary URL: https://www.macmillandictionary.com/dictionaiy/british/big-data (дата обращения: 05.04.2020).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020
соответствующим информационным ресурсам[8] либо запрет на использование средств связи на территории образовательного учреждения, о чем ранее упоминалось в статье. Такой подход, помимо создаваемых им неудобств, в том числе и для образовательного процесса, сопряжен со значительными техническими трудностями. Наряду с совершенствованием средств фильтрации сетевого трафика, таких как DPI (Deep Packet Inspection), разрабатываются и внедряются решения, защищающие пользователя от попыток мониторинга, например, DNS-over-HTTPS, а также видоизменяются основные протоколы сетевого взаимодействия (HTTP/2, HTTP/3). Подобная «гонка вооружений» снижает эффективность попыток регулирования при помощи ограничения доступа, создавая все новые и новые способы обхода запретов. Ярким примером является история блокировки мессенджера «Telegram» Роском-надзором1. Кроме того, даже при применении дорогостоящих систем мониторинга в подсети образовательного учреждения, практически невозможно воспрепятствовать переключению устройств на сети мобильных операторов связи.
Вышеизложенное позволяет заключить, что применение технических решений не способно в полной мере разрешить проблему буллинга не только вследствие возможности их обхода техническими способами, но и потому, что они не влияют на его первопричину, вследствие чего риски проявления буллинга как в цифровой среде, так и за ее пределами сохраняются. Работа над оздоровлением коммуникации детей и подростков должна происходить на более высоких уровнях -когнитивном и поведенческом. Однако в совокупности эти меры - упрочнение позиции службы медиации в школах, введение антибуллинговой программы в младших классах, использование технических средств в целях фильтрации вербальной агрессии в социальных сетях - представляются эффективными средствами предотвращения буллинга. В широком смысле их внедрение будет содействовать формированию атмосферы
1 C 1 июля 2017 года в России вступил в силу «закон Яровой», обязывающий операторов телекоммуникационных услуг хранить записи телефонных сообщений и интернет-трафик их клиентов на протяжении полугода, вследствие этого Telegram обязан хранить ключи для расшифровки переписки пользователей и предоставлять их по запросу ФСБ России. В связи с тем, руководство Telegram настаивало на том, что это требование технически неисполнимо, поскольку ключи хранятся на устройствах пользователей, а сервера мессенджера их не получают, Роскомнадзор обратился в суд с иском о блокировке Telegram. В апреле 2018 года Таганским судом Москвы иск был удовлетворен. На данный момент - март 2020 года - мессенджер до сих пор полноценно функционирует на территории России посредством использования различных обходов блокировки.
взаимоуважения и сохранению общечеловеческих моральных ценностей, таких, например, как человеческое достоинство и неприкосновенность личности, без которых трудно себе представить жизнь в современном обществе.
Автор благодарит Волосникова В. И., студента 1 курса магистратуры СПбГУ по направлению обучения «Процессы управления», за помощь при написании раздела статьи об информационных технологиях.
Список литературы:
[1] Белевич А. А, Кривцова С. В., Шапкина А. Н., Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия // Образовательная политика. 2016. №3 (73). С. 97 - 119.
[2] «ВКонтакте» будет фильтровать оскорбления // Коммерсантъ URL: https://www. kommersant.ru/doc/4148436 (дата обращения: 03.03.2020).
[3] Выйди вон со смартфоном! В российских школах планируют запретить мобильные телефоны: что не так? // Новая газета URL: https://www. novayagazeta.ru/articles/2019/07/06/81150-vyydi-von-so-smartfonom (дата обращения: 28.10.2019).
[4] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14 // Российская газета. 2008 г.
[5] Законопроект № 118634-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» // Система обеспечения законодательной деятельности URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/118634-7 (дата обращения: 05.04.2020).
[6] Коновалов А. Ю. Мониторинг деятельности школьных служб примирения за 2015 год, проводимый в рамках Всероссийской ассоциации восстановительной медиации // Вестник восстановительной юстиции. 2016. №13. С. 202 - 232.
[7] Лоренц К. Агрессия, или Так называемое зло / Конрад Лоренц [пер. с нем. А. Федорова]. М. Изд. АСТ. 2018. 416 с.
[8] Милонов внес в Госдуму закон о запрете соцсетей для детей младше 14 лет // РБК URL: https://www.rbc.ru/society/10/04/2017/58eb49db9a7 94749e015c948 (дата обращения: 08.03.2020).
[9] Моббинг, или когда работа превращается в «филиал ада» // Республиканское унитарное предприятие «Научно-практический центр гигиены» URL: https://www.rspch.by/node/119 (дата обращения: 30.03.2020).
[10] Ольга Васильева: Психолог должен быть в каждой школе // Российская газета URL: https://rg.ru/2018/10/25/olga-vasileva-psiholog-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020
dolzhen-byt-v-kazhdoj-shkole.html (дата обращения: 02.05.2019).
[11] Письмо Министерства образования и науки России «О направлении методических рекомендаций» от 18.12.2015 № 07-4317 // СПС Кон-сультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_256446/ (дата обращения: 23.02.2020).
[12] Письмо Министерства образования и науки России «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» от 18.11.2013 № ВК-54/07вн // СПС Консуль-тантПлюс.
[13] Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 26.08.2010 № 761н // Российская газета. 2010 г. № 237(5316).
[14] Примерная основная образовательная программа начального общего образования // Кон-сультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_220258/ (дата обращения: 10.03.2020).
[15] Распоряжение Правительства Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05.2015 № 996-р // Российская газета. 2015 г. № 122(6693).
[16] Российская газета: «Детский ужас. Россия лидирует по числу суицидов несовершеннолетних» // Следственный комитет РФ URL: https:// sledcom.ru/press/smi/item/508473/ (дата обращения: 02.05.2019).
[17] Семенова Н. В, Цубина Т. В. Дошкольная и школьная медиация: дань моде или способ формирования безопасной школьной среды // Национальная ассоциация ученых. 2015. №6-1 (11). С. 71 - 74.
[18] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 2012 г. № 303(5976).
[19] Шишмакова Е. А., Исмагилова Л. И Опыт реализации проекта «Школьная служба примирения (медиации)» // Современная психология образования: проблемы и перспективы развития. Электронный ресурс: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2017. С. 369 - 372.
[20] Школа насилия // ИЗВЕСТИЯ URL: https://iz.ru/701940/elena-loriia-nataliia-berishvili-angelina-galanina/shkola-nasiliia (дата обращения: 12.03.2020).
[21] Школьная медиация: что это и как ее организовать // Activityedu URL: https://activityedu.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020
ru/Blogs/psy/rebyata-davayte-zhit-druzhno/ (дата обращения: 09.03.2020).
[22] «Яндекс» запретил материться в «Ауре» и попросил не называть полицейских «мусорами» // TJournal URL: https://tjournal.ru/tech/90596-yandeks-zapretil-materitsya-v-aure-i-poprosil-ne-nazyvat-policeyskih-musorami (дата обращения: 03.03.2020).
[23] Bully Police USA // URL: http://bullypolice. org (дата обращения: 28.10.2019).
[24] Bullying // Annual Review of Law and Social Science URL: https://www.annualreviews.org/ doi/10.1146/annurev-lawsocsci-102811-173820 (дата обращения: 02.05.2019).
[25] Davenport, Noa Mobbing: Emotional Abuse in the American Workplace. Civil Society Publishing, 1999.
[26] Discipline Laws and Regulations Compendium // National Center on Safe Supportive Learning Environments URL: https:// safesupportivelearning.ed.gov/school-discipline-compendium (дата обращения: 02.03.2020).
[27] Ellen M. Kraft, Jinchang Wang Effectiveness of Cyber bullying Prevention Strategies: A Study on Students' Perspectives // International Journal of Cyber Criminology. 2009. № 3. P. 513 - 535.
[28] Method of shared concern // Bullying. No Way! URL: https://bullyingnoway.gov.au/ RespondingToBullying/ HowAustralianSchoolsRespond/ RestoringRelationships/Pages/Method-of-shared-concern.aspx (дата обращения: 08.03.2020).
[29] Successful anti-bullying program identified by UCLA // University of California URL: https://www. universityofcalifornia.edu/news/successful-anti-bullying-program-found-ucla (дата обращения: 28/10/2019).
Spisok literatury:
[1] Belevich A. A, Krivcova S. V., Shapkina A. N., Bulling v shkolah mira: Avstrija, Germanija, Rossija // Obrazovatel'naja politika. 2016. №3 (73). S. 97 - 119.
[2] «VKontakte» budet fil'trovat' oskorblenija // Kommersant# URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4148436 (data obrashhenija: 03.03.2020).
[3] Vyjdi von so smartfonom! V rossijskih shkolah planirujut zapretit' mobil'nye telefony: chto ne tak? // Novaja gazeta URL: https://www.novayaga-zeta.ru/articles/2019/07/06/81150-vyy-di-von-so-smartfonom (data obrashhenija: 28.10.2019).
[4] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraja) ot 26.01.1996 № 14 // Rossijskaja gazeta. 2008 g.
[5] Zakonoproekt № 118634-7 «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i
stat'ju 151 Ugolovno-processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii v chasti ustanovlenija dopolni-tel'nyh mehanizmov protivodejstvija dejatel'nosti, napravlennoj na pobuzhdenie detej k suicidal'nomu povedeniju» // Sistema obespechenija zakonod-atel'noj dejatel'nosti URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/118634-7 (data obrashhenija: 05.04.2020).
[6] Konovalov A. Ju. Monitoring dejatel'nosti shkol'nyh sluzhb primirenija za 2015 god, provodimyj v ramkah Vserossijskoj associacii vosstanovitel'noj mediacii // Vestnik vosstanovitel'noj justicii. 2016. №13. S. 202 - 232.
[7] Lorenc K. Agressija, ili Tak nazyvaemoe zlo / Konrad Lorenc [per. s nem. A. Fedorova]. M. Izd. AST. 2018. 416 s.
[8] Milonov vnes v Gosdumu zakon o zaprete socsetej dlja detej mladshe 14 let // RBK URL: https:// www.rbc.ru/society/10/04/2017/58eb49d-b9a794749e015c948 (data obrashhenija: 08.03.2020).
[9] Mobbing, ili kogda rabota prevrashhaetsja v «filial ada» // Respublikanskoe unitarnoe predprijatie «Nauchno-prakticheskij centr gigieny» URL: https:// www.rspch.by/node/119 (data obrashhenija: 30.03.2020).
[10] Ol'ga Vasil'eva: Psiholog dolzhen byt' v kazhdoj shkole // Rossijskaja gazeta URL: https://rg. ru/2018/10/25/olga-vasileva-psiholog-dolzhen-byt-v-kazhdoj-shkole.html (data obrashhenija: 02.05.2019).
[11] Pis'mo Ministerstva obrazovanija i nauki Rossii «O napravlenii metodicheskih rekomendacij» ot 18.12.2015 № 07-4317 // SPS Konsul'tantPljus URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_256446/ (data obrashhenija: 23.02.2020).
[12] Pis'mo Ministerstva obrazovanija i nauki Rossii «O napravlenii metodicheskih rekomendacij po organizacii sluzhb shkol'noj mediacii» ot 18.11.2013 № VK-54/07vn // SPS Konsul'tantPljus.
[13] Prikaz Ministerstva zdravoohranenija i social'nogo razvitija RF «Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej ruk-ovoditelej, specialistov i sluzhashhih», razdel «Kvali-fikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovanija» ot 26.08.2010 № 761n // Rossijskaja gazeta. 2010 g. № 237(5316).
[14] Primernaja osnovnaja obrazovatel'naja programma nachal'nogo obshhego obrazovanija // Konsul'tantPljus URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_220258/ (data obrashhenija: 10.03.2020).
[15] Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii «Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» ot 29.05.2015 № 996-r // Rossijskaja gazeta. 2015 g. № 122(6693).
[16] Rossijskaja gazeta: «Detskij uzhas. Rossija lidiruet po chislu suicidov nesovershennoletnih» // Sledstvennyj komitet RF URL: https://sledcom.ru/
press/smi/item/508473/ (data obrashhenija:
02.05.2019).
[17] Semenova N. V, Cubina T. V. Doshkol'naja i shkol'naja mediacija: dan' mode ili sposob formirovanija bezopasnoj shkol'noj sredy // Nacion-al'naja associacija uchenyh. 2015. №6-1 (11). S. 71 - 74.
[18] Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ // Rossijskaja gazeta. 2012 g. № 303(5976).
[19] Shishmakova E. A., Ismagilova L. I Opyt realizacii proekta «Shkol'naja sluzhba primirenija (mediacii)» // Sovremennaja psihologija obrazovanija: problemy i perspektivy razvitija. Jelektronnyj resurs: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 2017. S. 369 - 372.
[20] Shkola nasilija // IZVESTIJa URL: https:// iz.ru/701940/elena-loriia-nataliia-berishvili-angeli-na-galanina/shkola-nasiliia (data obrashhenija:
12.03.2020).
[21] Shkol'naja mediacija: chto jeto i kak ee organizovat' // Activityedu URL: https://activityedu.ru/ Blogs/psy/rebyata-davayte-zhit-druzhno/ (data obrashhenija: 09.03.2020).
[22] «Jandeks» zapretil materit'sja v «Aure» i poprosil ne nazyvat' policejskih «musorami» // TJour-nal URL: https://tjournal.ru/tech/90596-yandeks-za-pretil-materitsya-v-aure-i-poprosil-ne-nazyvat-po-liceyskih-musorami (data obrashhenija: 03.03.2020).
[23] Bully Police USA // URL: http://bullypolice. org (дата обращения: 28.10.2019).
[24] Bullying // Annual Review of Law and Social Science URL: https://www.annualreviews.org/ doi/10.1146/annurev-lawsocsci-102811-173820 (дата обращения: 02.05.2019).
[25] Davenport, Noa Mobbing: Emotional Abuse in the American Workplace. Civil Society Publishing, 1999.
[26] Discipline Laws and Regulations Compendium // National Center on Safe Supportive Learning Environments URL: https://safesupportivelearning. ed.gov/school-discipline-compendium (дата обращения: 02.03.2020).
[27] Ellen M. Kraft, Jinchang Wang Effectiveness of Cyber bullying Prevention Strategies: A Study on Students' Perspectives // International Journal of Cyber Criminology. 2009. № 3. P. 513 - 535.
[28] Method of shared concern // Bullying. No Way! URL: https://bullyingnoway.gov.au/Responding-ToBullying/HowAustralianSchoolsRespond/Restorin-gRelationships/Pages/Method-of-shared-concern. aspx (дата обращения: 08.03.2020).
[29] Successful anti-bullying program identified by UCLA // University of California URL: https://www. universityofcalifornia.edu/news/successful-anti-bully-ing-program-found-ucla (дата обращения: 28/10/2019).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020