Научная статья на тему 'Проблематизация медиации в системе образования Нижегородской области'

Проблематизация медиации в системе образования Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / МЕДИАТОР / ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ / ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / MEDIATION / MEDIATOR / SCHOOL MEDIATION SERVICE / PROBLEMATIZATION / TEACHERS / EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Ирина Эдуардовна, Плотникова Екатерина Сергеевна

С позиций конструктивистского подхода анализируется школьное насилие и становление школьной медиации. Анализируется процесс депроблематизации конфликтов и процедуры медиации в образовании. Медиация рассматривается как действенная технология профилактики насилия и конфликтов в школе среди всех участников образовательных отношений.Работа основана на данных «пилотного» анкетирования педагогов и результатах экспертного опроса, цель которых состояла в выявлении проблем, связанных с внедрением медиативных технологий в системе образования. На основании результатов исследования выявлены особенности и существующие противоречия становления этого субиститута в Нижегородской области. Эксперты считают, что в настоящее время данная тема нуждается в проблематизации и популяризации. В частности, выявлено, что необходимо прежде всего сформировать обеспокоенность данной ситуацией на публичных аренах (СМИ, образовательные организации, научное сообщество и т.д.). Полученные данные легли в основу общих рекомендаций по актуализации медиативного подхода в системе образования Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIZATION OF MEDIATION IN THE EDUCATION SYSTEM OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION

The authors analyze school mediation and school violence from the point of view of constructivist approach. The article deals with the process of deproblematization of the conflicts and the mediation in education. Mediation is an effective method for resolving conflicts and preventing violence in schools. The article is based on the questionnaire survey of teachers and on the results of an expert interview aimed to identify the problems related to the introduction of mediation technologies in the education system. Our research has revealed some problems and contradictions in the development of this institution in the Nizhny Novgorod region. According to some experts, the subject requires problematization and popularization. The expert opinion is, in particular, necessary to create the public awareness of this situation (in the media, educational organizations, scientific community, etc.). The obtained data have formed the basis for some general recommendations regarding the updating of mediation approaches in the education system.

Текст научной работы на тему «Проблематизация медиации в системе образования Нижегородской области»

144 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Соци альные науки, 2017, № 4 (48), с. 144-150

УДК 316.354

ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2017 г. И.Э. Петрова, Е.С. Плотникова

Петрова Ирина Эдуардовна, к.соц.н., доц.; доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского irinapetrovay@yandex.ru Плотникова Екатерина Сергеевна, к.соц.н.; доцент кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования Нижегородского института развития образования

sirotkinak@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.02.2017 Статья принята к публикации 17.10.2017

С позиций конструктивистского подхода анализируется школьное насилие и становление школьной медиации. Анализируется процесс депроблематизации конфликтов и процедуры медиации в образовании. Медиация рассматривается как действенная технология профилактики насилия и конфликтов в школе среди всех участников образовательных отношений.

Работа основана на данных «пилотного» анкетирования педагогов и результатах экспертного опроса, цель которых состояла в выявлении проблем, связанных с внедрением медиативных технологий в системе образования. На основании результатов исследования выявлены особенности и существующие противоречия становления этого субинститута в Нижегородской области. Эксперты считают, что в настоящее время данная тема нуждается в проблематизации и популяризации. В частности, выявлено, что необходимо прежде всего сформировать обеспокоенность данной ситуацией на публичных аренах (СМИ, образовательные организации, научное сообщество и т.д.). Полученные данные легли в основу общих рекомендаций по актуализации медиативного подхода в системе образования Нижегородской области.

Ключевые слова: медиация, медиатор, школьная служба медиации, проблематизация, педагоги, образовательная организация.

Становление школьной медиации в России

В настоящее время в России происходит становление института медиации. Начало этого процесса связано с вступлением в силу Федерального закона РФ от 27.07.2010 г. № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [1].

Медиация в образовании (школьная медиация) является одним из отраслевых направлений медиативной практики и имеет целью предупреждение и разрешение конфликтов в образовательной деятельности.

Школьные службы медиации создаются в рамках реализации Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р) (далее - Концепция) [2].

В соответствии с руководящими документами медиативные технологии - крайне важная

инновационная технология альтернативного разрешения споров и конфликтов в школе. В Концепции процедура медиации рассматривается в качестве реализации восстановительного правосудия в отношении детей. В этом документе отмечена важность межведомственного взаимодействия в вопросах восстановительной медиации, сертификации деятельности и развития сети таких служб.

В Методических рекомендациях по организации служб школьной медиации в образовательных организациях «школьная медиация» обозначена как метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров [3].

Министерство образования Нижегородской области в последний год реализации Концепции выпустило Приказ «О создании служб школьной медиации (школьных служб примирения)» №149 от 24.01.2017 г. В приказе представлена цель таких служб - профилактика правонарушений и конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних и содействие социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций. Приказом реко-

мендовано руководителям органов, осуществляющим управление в сфере образования, создать условия для деятельности этих служб [4].

Вместе с тем, несмотря на риторику «рекомендации» в нормативно-правовых документах, педагоги обязаны отражать в отчетах работу по организации школьных служб медиации. Основной принцип медиации - добровольность участников образовательного процесса в принятии решения реализовывать данную технологию, решать конфликтные ситуации. Вразрез с заявленными требованиями в нормативно-правовых документах и научными постулатами на практике медиация становится обязательной и безусловной для исполнения. Профессиональные медиаторы указывают, что медиация - сложный инструмент решения споров и достаточно строго регламентированная процедура, со своими принципами и фазами, и недопустимо их нарушение [5, с. 109].

Долгое время школьная медиация существовала как необязательный инструмент, применяемый в основном энтузиастами от медиации в школах, которые согласились открыть свои конфликты приглашенным специалистам. Принятие новых нормативно-правовых документов - первый шаг в становлении субинститута школьной медиации.

Развитию медиации в образовании мешает, на наш взгляд, сложившаяся традиция депроб-лематизации конфликтов в учреждениях образования, и прежде всего споров между учителями и учениками в школах.

Конструктивистский подход

Конструктивистский подход предполагает обозначение, «маркирование» тех или иных ситуаций как нежелательных. Социальная проблема актуализируется через «деятельность индивидов или групп, выражающих недовольство и выдвигающих утверждения требовательного характера относительно некоторых предполагаемых условий» [6, с.161].

Основные исследовательские вопросы конструктивистского подхода:

- является ли данная проблема предметом общественного внимания и беспокойства;

- кто и каким образом конструирует проблему на публичных аренах;

- насколько успешны данные попытки;

- как общественность и/или властные элиты реагируют на утверждения-требования о необходимости изменения ситуации.

Сторонники конструктивистского подхода анализируют, как конструируется или деконст-руируется проблема на публичных аренах (про-

странство, где происходит их обсуждение, отбор, определение, формулировка, драматизация и т.д.) [7].

По нашему мнению, проблематизация -процесс конструирования (создания) социальных проблем, присутствие их на сцене публичных дебатов и выдвижение «утверждений-требований» заинтересованными лицами (агентами, носителями проблемы) к обществу с указанием на негативные социальные условия, требующие их устранения или изменения.

(Де)конструирование школьного насилия

В 2013 г. нижегородскими учеными было проведено анкетирование несовершеннолетних в школах («Школа: обыденность насилия», под руководством д.и.н., проф. З.Х. Саралиевой). Результаты исследования свидетельствуют, что в школах встречается физическое и психологическое насилие и остаются нерешенными такие проблемы, как конфликты, насилие, преступления среди обучающихся общеобразовательных школ [8, 9].

По данным отчетов Министерства образования Нижегородской области, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, остается высоким [10, 11]. Но данные проблемы также деконструируются и скрываются в образовательных организациях.

Кроме того, анкетирование педагогов школ также показало, что в настоящее время в школах встречаются конфликтные ситуации. В 2013-2015 гг. было проведено пилотное социологическое исследование (опрос слушателей квалификационных курсов ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», работающих в образовательных организациях г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области (#=200)). Согласно данным нашего исследования, почти половина опрошенных педагогов (49%) указали, что чаще всего конфликтуют на работе. В образовательных организациях нередко случаются всякого рода конфликты (часто -7%, иногда - 48%, редко - 43%). 10% школьных учителей часто попадают в конфликтные ситуации с другими людьми, организациями, государственными органами. 72% респондентов утверждают, что такие случаи встречаются редко. И только 11% считают себя неконфликтными людьми и даже не могут вспомнить подобные случаи в своей жизни за последние пять лет.

32% от общего числа педагогов помогают другим людям выходить из конфликтов, и только 7% не видят в этом необходимости. В качестве основной позиции, которую занимают респонденты в конфликтной ситуации, называют

ее избежание (45% педагогов), 14% видят себя «жертвой», столько же опрошенных отметили, что, как правило, выступают миротворцами.

Школьная медиация на практике

В настоящее время решением данных проблем может быть только грамотно выстроенная система профилактики, которая включает в себя инновационные технологии воспитания. Одна из таких технологий - медиация. Данная технология рассматривается как эффективная профилактическая работа по предупреждению асоциальных проявлений и правонарушений в детско-юношеской среде. В том числе медиативный подход рассматривается как один из эффективных методов профилактики школьного насилия [12, с. 356].

Сегодня профилактика девиантного поведения в образовательной организации является самым важным направлением работы педагогического коллектива. И интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание этих служб в образовательных организациях способствует достижению поставленных целей в профилактической работе в школе и обеспечению доступа к медиации для детей [3].

Школьная служба медиации - первый и важный шаг внедрения медиативных технологий в образовательные организации. Однако от него зависит успешность ее развития в системе образования. Считаем, что современная школа нуждается в технологии посредничества не только во взаимоотношениях школьников, но и на уровнях «обучающийся - педагог», «педагог -педагог», «администрация - педагог», «педагог - родитель» и т.д.

Школьные службы примирения - российская модель восстановительной медиации в школе [13, с. 33-35]. Данная модель, разработанная А. Коноваловым, включает в себя педагогов-кураторов (команду кураторов), волонтеров (старшеклассников) и приглашенного профессионального медиатора, который консультирует педагогический коллектив.

В нормативных документах основная роль в школьной службе медиации отводится педагогу (социальный педагог, психолог, учитель). Однако, по данным нашего исследования, 73 человека (почти треть опрошенных) не хотят быть медиаторами в школе. Скорее всего, школьную службу медиации рассматривают как дополнительную нагрузку и ответственность, что в настоящее время вызывает недовольство, а порой и раздражение у практиков. Но сложившаяся практика проведения реформ исключительно

«сверху» и минимальная финансовая поддержка, безусловно, замедляют развитие и укоренение этих нововведений. Инновационные технологии сложно приживаются в школах из-за нежелания педагогических кадров что-то изменять в их привычном укладе жизни.

Основные трудности внедрения медиативных технологий в системе образования:

1. Недостаточность ресурсов в образовательной организации (нет моральной и материальной заинтересованности в инновации педагогов).

2. Авторитаризм руководства (назначаются ответственные за реализацию технологии педагоги, исходя из их загруженности, а не профессиональной компетентности).

3. Закрытость образовательной организации (школа остается закрытой системой, неготовой к сотрудничеству с профессиональными медиаторами, потому что существует негласное правило «не выносить сор из избы»). Педагогический коллектив скрывает существующие проблемы, и педагоги справляются с конфликтами собственными силами, а порой и игнорируют их.

4. Формализм и нежелание внедрять инновации. Как правило, у педагогов существует ложная иллюзия, что работа проводится, она результативна и нет необходимости менять что-то в своем укладе. Однако в отчетной документации и планах, программах работы инновации могут быть прописаны, но на практике не быть реализованы.

5. Непонимание ценности технологии, непринятие зарубежных технологий, которые уже апробированы. В связи с жесткими требованиями надзорных органов по отчетам и временным рамкам реализации школьной службы медиации у педагогов нет возможности глубоко вникать и изучать новую технологию. Педагоги не всегда понимают отличия этой службы от совета профилактики и не видят необходимости ее внедрять.

6. Моральная усталость от инноваций в системе образования. В последние десятилетия происходят коренные изменения в сфере образования и реформы коснулись всех направлений школьной жизни. Педагогам сложно ориентироваться в таком потоке информации и внедрять все нововведения в кратчайшие сроки.

Это является одной из основных причин деконструирования проблемы школьного насилия и препятствием внедрения технологии медиации в образовании.

Проблематизация в целом

Публичными аренами, на которых возможна артикуляция медиации, становятся институты

повышения квалификации, Интернет, образовательные организации, научное сообщество и т.д.

Тема разрешения школьных конфликтов с помощью медиации также проигрывает другим социальным проблемам в конкуренции за место в информационном пространстве, формируемом средствами массовой коммуникации. Она не является интересной для средств массовой информации, в нижегородских эфирах не попадает в повестку дня. В сети Интернет выложен лишь один сюжет о школьной службе медиации в Нижегородской области1.

По данным Министерства образования Нижегородской области, на 2015 г. действовало 274 службы, в 2017 г. планируется, что данная служба будет в каждой школе [11]. Поиск материалов, размещенных на сайтах школ Нижегородской области, показал, что эта тема представлена не на каждом интернет-ресурсе2.

Однако анализ сайтов дает основание говорить, что информация в сети Интернет необходима для конструирования темы медиации.

Важную роль в конструировании проблемы медиации играет и научное сообщество. Тема медиации - актуальная и востребованная в академических кругах. Освещают тему медиации в образовательных организациях как ученые, так и практики. В последнее время число публикаций по этой теме неизменно возрастает. В системе е-ПЬта^ по поисковому запросу «школьная служба медиации» формируется подборка, превышающая 1125 публикаций. Основные темы данных исследований: теоретический аспект проблемы, анализ нормативно-правовых документов, презентация практического опыта и т.д.

Медиация в Нижегородской области

В Нижегородской области продвижением данной технологии занимаются профессиональные медиаторы-ученые.

Медиаторы - профессионалы, которые выдвигают утверждения-требования относительно депроблематизации медиации. Они в данном случае выступают в роли экспертов и заинтересованных агентов, выражающих недовольство относительно существующих условий в системе образования.

Профессиональные медиаторы проводят исследования, подготавливают публикации, проводят обучающие семинары, выступают на конференциях и т.д.3. Таким образом данные специалисты стараются повлиять на улучшение ситуации, так как это совпадает с их профессиональными интересами.

Одна из основных арен - образовательная организация. Популяризация идеи медиации

среди участников образовательного процесса -важное условие ее успешной реализации.

Исследование

В 2016-2017 гг. был проведен экспертный опрос профессиональных медиаторов и специалистов системы образования (#=10). В качестве экспертов выступили специалисты государственных учреждений (уполномоченный по правам ребенка, институт повышения квалификации педагогов, областной центр для несовершеннолетних, университет, управление образованием). Цель опроса - выявить проблемы становления института школьной медиации и получить рекомендации по актуализации медиативного подхода в системе образования.

Эксперты сошлись во мнении, что сейчас необходимо популяризировать идеи медиации в Нижегородской области, в том числе среди населения:

Сейчас еще никто и не знает толком, что такое медиация. Если бы это было уже массовое понимание, что это такое. Например, если бы об этом людей информировал суд (из интервью с профессиональным медиатором, психологом);

Мы конструируем требования таким образом, что медиация нужна всем. Мы считаем, что нам всех нужно обучить медиации, медиативному подходу (из интервью с профессиональным медиатором (преподавателем факультета социальных наук)).

По данным нашего исследования, несмотря на новые нормативно-правовые документы (социальный заказ), сейчас тема медиации не является предметом общественного внимания:

У нас, медиаторов, принцип добровольности является основным принципом. Люди должны созреть и добровольно прийти к медиации, и это будет один из инструментов разрешения конфликтов в позитивном плане. Но у нас достаточно низкая информированность людей о медиации. ... Например, в США были законы в разных штатах об обязательности процедуры медиации. В настоящее время у нас тоже есть предложения о внесении изменений в закон о медиации в части обязательности данной процедуры по отдельным категориям споров (из интервью с профессиональным медиатором (преподавателем юридического факультета)).

Следующие отрывки из интервью с экспертом подтверждают тезис, что институализация медиации в школе - это длительный по времени процесс. И первый этап - формирование медиативной культуры:

Сейчас в соответствии с указом президента «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» обозначен

первый этап, когда мы создали предпосылки для того, чтобы медиация внедрялась на профессиональной основе. Но он не может решить все проблемы. Сейчас мы понимаем, что это такое, и знаем, куда нужно двигаться, и здесь будут решаться вопросы и об обучении. Уже не просто о знакомстве с этой технологией, а обучении. Должен пройти период, должна сформироваться некая культура вокруг этого понятия (из интервью с уполномоченным по правам ребенка).

Профессиональные медиаторы также, в отличие от других участников образовательных отношений, считают, что существуют недостатки репрезентации этой технологии в системе образования и необходимо ее конструировать:

А другие акторы говорят, что не нужно ничего делать, должно пройти время, чтобы институт установился. Мы подготовим нужные отчеты и т.д. Но мы считаем, что медиативный подход - это явление культуры, которого у нас еще нет. Должно быть знание о медиации, должен быть медиативный подход в головах, в поведении, в поступках. И тогда изменится отношение к конфликту. Для того чтобы институт становился, должна пройти пробле-матизация на публичных аренах (из интервью с профессиональным медиатором (преподавателем факультета социальных наук)).

Эксперты признают необходимость надлежащего информирования педагогической общественности, родителей (законных представителей) о преимуществах медиации, обеспечив при этом корректное понимание сути и ценности этой технологии:

Донести информацию до педагогического сообщества можно, организовывая семинары для руководящего состава (директора, заместители директоров), такие же ознакомительные семинары с педагогами. Но они должны быть не только информационными, нужно сделать так, чтобы люди поверили в эту технологию. Пока нет доверия. Вся эта информационная беседа должна проходить через личностную проработку. Тогда это будет эффективно (из интервью с профессиональным медиатором (преподавателем юридического факультета));

На мой взгляд, нужно было людей сначала обучить, всех, а потом уже говорить о внедрении технологии. Нельзя допускать до работы неподготовленных людей. Нужно, чтобы люди прочли необходимую литературу, знали основы конфликтологии, психологии общения и понимали, о чем идет разговор (из интервью с зав. кафедрой института повышения квалификации педагогов);

Трудности встречаются с родителями, потому что родители не всегда принимают что-

то новое и непонятное. Необходимо согласие родителей. Для решения конфликтной ситуации также необходимо согласие родителей. Необходимо проводить большую просветительскую работу среди родителей (из интервью с заместителем директора областного центра для несовершеннолетних).

Несмотря на проблематизацию медиации профессиональными медиаторами, учеными, в качестве одной из основных арен, на которых возможно конструирование проблемы, эксперты называют средства массовой информации:

- Если это указ президента, то возможно привлечь СМИ, подготавливать видеосюжеты. Что это не просто исподтишка где-то делается, а это общая тенденция. Так как медиация необходима нашему современному обществу. Я считаю, что в этом направлении нужно работать (из интервью с заместителем директора областного центра для несовершеннолетних);

Мы как носители информации хотим, чтобы институт установился. Везде, где только можем, мы кричим о медиации. И на публичных аренах она немножко проигрывает. Приведу пример. Мы задали вопрос эксперту в новостных агентствах о медиации. Он уточнил, что это альтернативное разрешение споров, и тему закрыл, так как посчитал ее неинтересной (из интервью с профессиональным медиатором (преподавателем факультета социальных наук)).

В качестве перспектив дальнейшей проблема-тизации медиации, в том числе школьной, эксперты указывают информирование населения, освещение данной темы в средствах массовой информации, профессиональное обучение и т.д.:

Перспектив здесь очень много. Тем более сейчас, если будет много поддерживающих, интересующихся людей, верящих в это (из интервью с профессиональным медиатором (преподавателем юридического факультета));

Хорошо, что начинают со школ, детей учат решать маленькие межличностные конфликты в классе, в этой микрогруппе, если в школе есть медиатор... И когда они станут взрослыми, мы надеемся, что они смогут разрешать конфликты в своей взрослой жизни (из интервью со специалистом из аппарата уполномоченного по правам ребенка).

Выводы

Немногочисленные пока социологические исследования и данные министерства образования определенно указывают на то, что характерные проблемы образовательных организаций могут быть разрешены с помощью метода школьной медиации. Технология медиации на-

правлена на решение таких часто встречающихся ситуаций, как внутришкольные конфликты и преступления несовершеннолетних. Этот способ урегулирования споров возможно применить в решении конфликтов всех участников образовательных отношений. По результатам проведенного анализа можно указать, что сложившаяся традиция депроблематизации конфликтов и деконструирования медиации в системе образования вызывает беспокойство у ученых и профессиональных медиаторов. В случае успешного конструирования проблемы школьных конфликтов и школьной медиации следует ожидать позитивной реакции со стороны руководства школы, педагогической и родительской общественности по изменению сложившейся ситуации.

Социологический анализ процесса пробле-матизации медиации позволил не только выявить тормозящие факторы формирования субинститута медиации в Нижегородской области, но и определить векторы его развития. Становление института - это трудный и длительный процесс. На первой предынституциональной стадии важно представить данную технологию в пространстве публичных дискурсов. В настоящее время, по мнению профессиональных медиаторов, в Нижнем Новгороде еще только формируется медиативная культура - особый взгляд на конфликты и способы их предотвращения и разрешения. В общественном сознании пока не сформированы корректный образ и понимание сущности медиации, происходит путаница и подмена понятий, медиацию приравнивают к примирению, не выделяя ее сугубой специфики.

Конструирование проблем школьных конфликтов в публичном пространстве встречает вполне ожидаемое сопротивление всех без исключения участников образовательного процесса. Медиатор как нейтральный посредник, не зависящий от школьного начальства, представляет собой некую угрозу сложившимся в школе отношениям и «чести мундира».

Именно поэтому мы считаем необходимым продолжать исследования школьной медиации в Нижнем Новгороде и области, а также содействовать формированию медиативной культуры в нижегородском социуме и развитию медиации как процедуры урегулирования конфликтов.

Примечания

1. На сайтах региональных средств массовой информации (ТК «Волга», http://www.volga-tv.ru/static/poisk.html; «ННТВ», http://nntv.tv; «Левый берег», http://biabor.info) размещен только один сюжет по теме школьной медиации: А. Ганин, М. Го-

родников, «ОбъективНО», ННТВ. К 2017 году во всех школах Нижегородской области будут работать медиаторы. Доступ через http://nntv.tv/?id=114076. Видео «Школьная служба медиации» (923 просмотра). Доступ через https://www.youtube.com/watch?v =tc9f6VWNRQM.

2. Например: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 123» города Нижнего Новгорода, доступ через https://www. school123nn.ru; муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 184», доступ через Ы!р://гимназия184-нн.рф.

3. Например: Соловьева С.В., Ершова Е.В. Школьная служба медиации как институт восстановительного правосудия // Вестник ННГУ. 2014. №3-2. С. 212-217; Исакова И.А., Мигунова А.В. Медиация для молодежи: возможность или необходимость? // Личность. Культура. Общество. 2016. Том XVIII. Вып. 3-4 (№№ 91-92). С. 103-111.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14 8723/ (дата обращения: 20.09.2016).

2. Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: government.ru/media/files/41d4f737 efc862673fa1.pdf (дата обращения: 20.09.2016).

3. Методические рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях № ВК-54/07вн от 18 ноября 2013 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: oupush.omr. obr55.ru/files/2013/12/Информация.pdf. (дата обращения: 20.09.2014).

4. Приказ Министерства образования Нижегородской области «О создании служб школьной медиации (школьных служб примирения)» №149 от 24.01.2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minobr.government-nnov.ru/?id=90332 (дата обращения: 01.02.2017).

5. Исакова И.А., Мигунова А.В. Медиация для молодежи: возможность или необходимость? // Личность. Культура. Общество. 2016. Том XVIII. Вып. 3-4 (№№ 91-92). С. 103-111.

6. Спектор М., Китсьюз Дж. Конструирование социальных проблем // Контексты современности - II. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2001. С. 161-163.

7. Ясавеев И.Г. Конструкционистский подход к социальным проблемам // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 4. С. 533-546.

8. Кутявина Е.Е., Курамшев А.В. Проблема насилия в школе глазами учителей // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4 (32).

9. Егорова Н.Ю., Сизова И.Л. Насилие над детьми: от проблем семьи к проблемам школы // Регионология. 2016. №1 (94). URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/ nasilie-nad-detmi-ot-problem-semi-k-problemam-shkoly (дата обращения: 15.02.2017).

10. Поляшова Н.А. О преступности несовершеннолетних - обучающихся образовательных организаций и состоянии профилактической работы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minobr.government-nnov.ru/?id=59220 (дата обращения: 29.01.2017).

11. Шмонина Л.В. Реализация Указа Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761, «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» в

Нижегородской области. 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minobr.government-nnov.ru/ ?id=56131 (дата обращения: 29.01.2017).

12. Мигунова А.В. Медиация в ситуации школьного насилия. Социокультурные корни насилия в современном обществе / Под общ. ред. проф. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2013. 659 с. С. 355-358.

13. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: Практическое руководство / Под общ. ред. Л.М. Карно-зовой. Изд. 2-е, дораб. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. 306 с.

PROBLEMATIZATION OF MEDIATION IN THE EDUCATION SYSTEM OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION

I.E. Petrova1, E.S. Plotnikova2

'National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod 2Nizhny Novgorod Institute for Education Development

The authors analyze school mediation and school violence from the point of view of constructivist approach. The article deals with the process of deproblematization of the conflicts and the mediation in education. Mediation is an effective_me-thod for resolving conflicts and preventing violence in schools. The article is based on the questionnaire survey of teachers and on the results of an expert interview aimed to identify the problems related to the introduction of mediation technologies in the education system. Our research has revealed some problems and contradictions in the development of this institution in the Nizhny Novgorod region. According to some experts, the subject requires problematization and popularization. The expert opinion is, in particular, necessary to create the public awareness of this situation (in the media, educational organizations, scientific community, etc.). The obtained data have formed the basis for some general recommendations regarding the updating of mediation approaches in the education system.

Keywords: mediation, mediator, school mediation service, problematization, teachers, educational organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.