Научная статья на тему 'УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ'

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / КРУГИ СООБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оськина Светлана Владимировна

В научной статье определена связь между воспитательным пространством и конфликтной ситуацией, дано определение конфликтной ситуации с точки зрения событийного подхода. Автор показывает важность восстановительной культуры и применения восстановительного подхода в образовательной организации при урегулировании конфликтных ситуаций; раскрывает содержание ценностного компонента компетентности педагога по урегулированию конфликтных ситуаций; выделяет проблемы, которые обозначают педагоги и учащиеся в процессе обучения восстановительным практикам, и подчеркивает актуальность данной проблематики для образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT RESOLUTION IN THE EDUCATIONAL SPACE OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION: THE VALUE ASPECT

The scientific articLe expLains the reLationship between the educationaL space and the conflict situation, defines the conflict situation from the point of view of the event approach. The author shows the importance of a restorative cuLture and the use of a restorative approach in an educationaL organization when resoLving conflict situations; reveaLs the content of the vaLue component of a teacher’s competence in conflict resoLution; highLights the probLems that teachers and students identify in the process of teaching restorative practices and emphasizes the reLevance of this issue for educationaL organizations.

Текст научной работы на тему «УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 373 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-182-190

ББК Ч424.49

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ

CONFLICT RESOLUTION IN THE EDUCATIONAL SPACE OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION: THE VALUE ASPECT

Оськина Светлана Владимировна

Доцент кафедры теории и методики образования, ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», кандидат педагогических наук E-mail: osw75@yandex.ru

Oskina Svetlana V.

Assistant Professor at the Department of Theory and Methods of Education, Tula State University, PhD in Education E-mail: osw75@yandex.ru

Аннотация. В научной статье определена связь между воспитательным пространством и конфликтной ситуацией, дано определение конфликтной ситуации с точки зрения событийного подхода. Автор показывает важность восстановительной культуры и применения восстановительного подхода в образовательной организации при урегулировании конфликтных ситуаций; раскрывает содержание ценностного компонента компетентности педагога по урегулированию конфликтных ситуаций; выделяет проблемы, которые обозначают педагоги и учащиеся в процессе обучения восстановительным практикам, и подчеркивает актуальность данной проблематики для образовательных организаций.

Abstract. The scientific article explains the relationship between the educational space and the conflict situation, defines the conflict situation from the point of view of the event approach. The author shows the importance of a restorative culture and the use of a restorative approach in an educational organization when resolving conflict situations; reveals the content of the value component of a teacher's competence in conflict resolution; highlights the problems that teachers and students identify in the process of teaching restorative practices and emphasizes the relevance of this issue for educational organizations.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Оськина С. В., 2023

Ключевые слова: воспитательное пространство, педагогическое событие, конфликтная ситуация, ценностный аспект компетентности по урегулированию конфликтных ситуаций, восстановительная культура, восстановительный подход, круги сообщества.

Keywords: educational space, a pedagogical event, a conflict situation, the value aspect of competence in a conflict resolution, a restorative culture, a restorative approach, community circles.

Для цитирования: Оськина С. В. Урегулирование конфликтных ситуаций в воспитательном пространстве образовательной организации: ценностный аспект // Проблемы современного образования. 2023. № 1. С. 182-190. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-182-190.

Cite as: Oskina S. V. Conflict resolution in the educational space of an educational organization: the value aspect. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 1, pp. 182-190. DOI: 10.31862/2218-87112023-1-182-190.

Уровень конфликтности, как показывают социологические исследования последних лет, в образовательных организациях растет. Например, в сентябре 2019 г. агентством «Михайлов и Партнеры. Аналитика» было проведено исследование, в рамках которого были опрошены 1057 респондентов в возрасте от 10 до 18 лет из 52 регионов России. «Оно показало, что 32% респондентов в возрасте от 10 до 18 лет - в первую очередь жалуются на психологическую агрессию и 26,6% - физическую, проявляющуюся в толчках и побоях. Каждый пятый опрошенный (19,7%) говорит о случаях агрессии со стороны учителей. 22% респондентов заявили о буллинге учителей учениками» [1].

Ранее в апреле 2018 г. по инициативе общероссийского профсоюза образования проводилась конференция «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений», где были представлены исследования, доказывающие рост числа конфликтов в образовательной среде [2].

В научной психолого-педагогической литературе понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация» достаточно раскрыты (Ю. Л. Астраханцева, М. В. Главатских, М. М. Кашапов, Н. И. Леонов, А. А. Мясоедов, А. А. Николаева, И. И. Рыданова и др.). Но не совсем верно рассматривать конфликтные ситуации, возникающие в образовательной организации, вне контекста, создаваемого в образовательной организации воспитательного пространства (Н. М. Борытко, А. В. Гаврилин, Д. В. Григорьев, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, М. В. Шакурова, И. Ю. Шустова и др.).

М. В. Шакурова, опираясь на нефизикалистское понимание пространства, отмечает, что для единого образовательного пространства «на первый план выходит интеграция усилий объектов (представителей этих объектов, отдельных инициируемых и поддерживаемых практик) по удержанию связей и отношений, их событийность, взаимозначимость» [3, с. 189]. Она, основываясь на теории воспитательных систем, характеризует структуру в том числе воспитательного пространства, выделяя следующие элементы: субъекты отношений (социальные роли воспитанника и воспитателя), характер воспитательных отношений, системность [3, с. 190]. М. В. Шакурова определяет, что

особенность воспитательного пространства «в его "рукотворности" и субъектной позиции ребенка по отношению к нему» [4, с. 87].

В такой же логике нефизикалистского подхода рассуждают об образовательном и педагогическом пространстве М. А. Невзорова и Т. Ю. Селихова: «"Пространство" является результатом совместной деятельности субъектов и являет собой порождаемые в процессе рефлексии новые смыслы, ценностные ориентиры и установки субъектов» [5, с. 310].

Исходя из вышеизложенных характеристик, пространство - это то, что создается субъектами того или иного сообщества, отношения в котором строятся на основе определенных ценностей. Отличительным признаком воспитательного пространства являются позиции воспитателя и воспитанника и, соответственно, воспитательные отношения между ними. Педагог выступает носителем ценностей, демонстрируя их в процессе профессиональной деятельности. Одним из эффективных инструментов передачи ценностей является педагогическое событие.

Событийному подходу в воспитании были посвящены работы Д. В. Григорьева. Он отталкивался от современных идей физики и философии. Так, тезис американского физика Дж. Чу, что «материальная Вселенная рассматривается как динамическая сеть взаимосвязанных событий» [цит. по: 6], дала возможность определить также понятие «пространство» и использовать идеи Дж. Чу о «мелком событии», порождающем не глобальные, но «локальные изменения» в педагогике.

Д. В. Григорьев формулировал, что «педагогическое пространство основано на событиях - "встречах" ребенка и взрослого, в которых появляются новые смыслы». По определению ученого, «педагогическое событие - момент реальности, в котором происходит развивающая целе- и ценностно-ориентированная встреча ребенка и взрослого» [7, с. 103]. По мнению автора, педагог имеет возможность проектировать педагогические ситуации как вероятные события. В этом случае «педагог выстраивает как свою деятельность, так и желаемое качество общения, отношений с воспитанником, обязательно предполагая личностное самоопределение ребенка в общении, отношениях, взаимодействии с педагогом. Педагогические ситуации являются открытыми, непред-решенными» [7, с. 105].

В современной лингвистике понятие «ситуация» рассматривается как «комплекс взаимосвязанных событий, протекающих в определенном месте и времени» [8, с. 64]. Ориентируясь на данные сущностные признаки, мы можем понимать конфликтную ситуацию как вид ситуации, характеризующийся событием(ями), ведущем к накалу противоречий между участниками ситуации и непосредственно самому конфликту.

Таким образом, конфликтная ситуация неизбежно становится частью воспитательного пространства и в процессе ее регулирования порождает новые смыслы и идеи. Риск конфликтных ситуаций в том, что они могут разрушать воспитательное пространство, особенно когда педагог вовлечен в конфликтную ситуацию, но воспринимает ее неадекватно (случай неадекватно воспринятого конфликта, случай ложного конфликта) [9, с. 108].

Н. И. Леонов выделял 4 вида педагогических ситуаций (конфликта): учебной деятельности (отказ выполнять учебное задание), поведения или поступков (ошибки со

стороны педагога в оценке поступков ученика), отношений (неумелое разрешение конфликтных ситуаций приводит к трудностям во взаимодействии между учеником и учителем, обоюдной неприязни) [10, ^ 192]. Обратим внимание: автор особо отмечал, что «за каждую конкретную ситуацию учитель несет профессиональную ответственность, и его профессиональная позиция в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности» [10, с. 194].

Поэтому задача педагога - выявить положительный потенциал конфликтной ситуации, перенаправить ее развитие в позитивное русло.

Когда Д. В. Григорьев писал о проектировании педагогических ситуаций, то считал, что «среди сценариев развития ситуации - события должен быть и такой, который допускает возможность негативного по отношению к взрослому самоопределения ребенка. В этом случае отсутствует результат взаимодействия, но есть эффект поступка, что для воспитания не менее, если не более важно» [11, с. 130]. Тогда процесс проектирования является одним из механизмов регулирования предполагаемых конфликтных ситуаций. Возможность проектирования конфликтных ситуаций у педагога возникает тогда, когда он является носителем восстановительной культуры.

Восстановительная культура на основе идей Г. П. Щедровицкого понимается как «деятельность по восстановлению и реализации системы ценностей взаимопонимания, сотрудничества и поддержки, принятия активной ответственности» [12, с. 34]. Восстановительная культура - это культура взаимоотношений, характеризующаяся поиском взаимопонимания, ориентированная не просто на восстановление нарушенных потребностей, прав, а на трансформацию отношений, влекущую за собой личностный рост участников конфликтной ситуации [13].

Мы предполагаем, что восстановительная культура «усиливает» воспитательное пространство, позволяет грамотно и эффективно выстраивать воспитательные отношения в образовательной организации любого уровня от дошкольного учреждения до вуза. Восстановительная культура формируется тогда, когда у субъектов образовательного процесса появляется устойчивое позитивное отношение к вышеуказанным ценностям.

Понятие «восстановительная культура» употребляется в связи с восстановительным подходом к урегулированию конфликтных и криминальных ситуаций, предполагающим разработку и применение восстановительных программ [14]:

• процедура восстановительной медиации (способ урегулирования конфликта между сторонами конфликта с помощью нейтрального лица);

• круги сообщества и конференции (урегулирование групповых конфликтов),

• семейная конференция (урегулирование семейных конфликтов).

Главный смысл всех программ - это технологичное (конструктивное) обсуждение возникающих проблем в отношениях, в том числе между воспитателем и воспитанником, вхождение в состояние рефлексии. Анализируются позиции сторон, их чувства, нарушенные потребности, идет поиск взаимовыгодных решений, согласование действий при принятии решений и проектирование будущего. Принципы восстановительного подхода - это гуманистические принципы, тесно связанные с идеями педагогики

сотрудничества [15]: восстановление способности договариваться, взаимная ответственность каждого участника конфликтной ситуации за происходящее и будущее ее развитие, разделение проблемы и человека на основе практики языка экстернализации.

Таким образом, одна из важных компетентностей педагога - готовность и способность регулировать конфликтные ситуации, тем самым способствуя развитию воспитательного пространства.

Мы предполагаем, что в ценностный компонент компетентности педагога по урегулированию конфликтных ситуаций можно включать следующее содержание:

• осознание и признание развития конфликтной ситуации, причем себя как участника этой конфликтной ситуации;

• проявление профессиональной смелости в признании другим, что конфликтная ситуация существует, и в случае собственного психоэмоционального напряжения приглашение нейтрального посредника для урегулирования конфликтной ситуации;

• мотивация к урегулированию конфликтной ситуации, то есть проявления позиции в этой ситуации каждого участника, обнаружение и восстановление их нарушенных потребностей, рассмотрение конфликта как основы для рождения новых смыслов, ценностей, которые закрепляются в нормах;

• мотивация к самоизменению и профессиональному росту, например, освоение медиативных технологий и восстановительных практик,

• постоянная рефлексия происходящих событий в процессе конфликтной ситуации, в том числе своей изменяющейся позиции;

• профессиональная ответственность за происходящие события в процессе конфликтной ситуации.

Ценностный аспект состоит не только в мотивации педагога к урегулированию конфликтных ситуаций, но и в проявлении своей профессиональной позиции как носителя восстановительной культуры.

В Тульской области реализуются несколько проектов, направленных на активное применение восстановительного подхода в образовательных организациях. В 2021/22 учебном году прошли краткосрочные курсы для 180 педагогов, администраторов и родителей (12 групп по 15 человек) в рамках проекта «Командная медиация». Одно из занятий курсов было посвящено проектированию школьной службы примирения (медиации), которая выступает проводником восстановительной культуры. В процессе наблюдения и опроса педагогов были выявлены первоочередные проблемы, связанные с регулированием конфликтных ситуаций на принципах восстановительного подхода:

• документарная загруженность и учебная нагрузка педагога препятствует рефлексии осознаваемых конфликтных ситуаций, освоению восстановительных практик (техника постановки вопросов, рефрейминг, отражение чувств);

• педагогами недостаточно осознается, что традиционные методы и формы (вызов родителей, воспитательная беседа, совет профилактики и др.) показывают лишь внешнюю результативность, то есть в ходе применения этих методов не происходит смысловых приобретений у участников конфликтной ситуации;

• невысокий уровень замотивированности на освоение, а самое главное - на реализацию восстановительных практик, непонимание результатов и эффектов от такой работы.

Высокий уровень мотивации к проектированию и системному рассмотрению проблемы урегулирования конфликтных ситуаций наблюдается у тех команд центров образования, для которых проектная деятельность является повседневной, или в тех случаях, когда образовательная организация прошла через сложный конфликт, вышедший за ее пределы, то есть когда обычные средства урегулирования конфликта не помогли.

Перспектива - в решении этих проблем в «гибкой» алгоритмизации действий педагога, столкнувшегося с конфликтной ситуацией, расширением и углублением программ повышения квалификации, которые будут способствовать формированию прежде всего ценностного компонента компетентности по урегулированию конфликтных ситуаций.

Также в г. Туле в нескольких центрах образования обучаются волонтеры - старшеклассники (7-11-й класс) школьных служб примирения (медиации) [16]. Школьники быстрее и с большим интересом осваивают восстановительные практики. По итогам курса волонтеры также обозначали проблемы, отвечая на вопрос: что мешает в образовательной организации при возникновении конфликтных ситуаций использовать восстановительные программы?

Первая проблема - большая затратность по времени. Волонтеры отмечают, что, например, проведение кругов сообщества должно быть системным и постоянным.

Второе - по мнению учеников, не все педагоги и ученики заинтересованы таким образом решать конфликты, проще использовать административные меры.

В будущем мы ставим задачу объединять занятия взрослых и учащихся, так как они равные члены команды школьной службы примирения (медиации), и как раз здесь в полной мере реализуется принцип сотрудничества.

Педагоги, родители и администраторы в итоговом эссе, а учащиеся в процессе заключительного круглого стола обозначали значимость восстановительных практик для образовательной организации. Все высоко оценивают круги сообщества. Тем более что в процессе курсов волонтеры и педагоги их проводят самостоятельно. За первое полугодие 2022 г. при нашей поддержке было проведено шесть профилактических кругов сообщества в разных классах (от 3-го до 7-го). Именно в этой восстановительной программе участники курсов видят потенциал для урегулирования конфликтных ситуаций в группе. Члены активно работающих команд школьной службы примирения (медиации) отмечают, что с реализацией восстановительного подхода атмосфера в том или ином классе начинает меняться в лучшую сторону.

Конечно, исследование данной проблемы продолжается, но уже сейчас мы можем сделать вывод, что внедрение восстановительного подхода по урегулированию конфликтных ситуаций способствует формированию восстановительной культуры, а значит, выстраиваемое воспитательное пространство увеличивает объем позитивного влияния на воспитанника, дает ему возможности личностного роста и полноценного самоопределения при столкновении с теми или иными конфликтными ситуациями на

всех уровнях. Педагог в этом процессе играет ключевую роль: обладая компетентностью по урегулированию конфликтных ситуаций, он, несомненно, повышает качество

своей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Каждый второй подросток заявил об агрессии в школе // Политика. 30.10.2019. URL: https://www.rbc.ru/politics/30/10/2019/5db06c549a794759933165b2 (дата обращения: 31.07.2022).

2. Профсоюз инициировал конференцию «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений» // Общероссийский профсоюз образования. Чувашская республиканская организация. 04.04.2018. URL: http://www. eseur.ru/chuvashia/Profsouz_iniciiroval_konferenciu_Nasilie_v_obrazovatelnoy_srede._ Prichini_tendencii_obostreniya_poisk_resheniy._/ (дата обращения: 09.02.2022).

3. Шакурова М. В. Социокультурное и воспитательное пространство образовательной организации: общее и особенное // Гуманизация образовательного пространства. М.: Перо, 2018. С. 188-194.

4. Шакурова М. В. Рафинированное воспитательное пространство: к характеристике феномена // Изв. Саратовского ун-та. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2017. № 1. С. 85-89.

5. Невзорова М. А., Селихова Т. Ю. О соотношении «образовательного пространства» и «педагогического пространства» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 2. С. 309-312.

6. Капра Ф. Уроки мудрости. М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1996. 318 с. C. 60. URL: https://vikent.ru/enc/679/ (дата обращения: 31.07.2022).

7. Григорьев Д. В. Развитие культуры воспитания в образовании. М.: Перо, 2022. 492 с.

8. Доброва В. В. Виды ситуаций и их событийная структура // Вестн. Ун-та Российской академии образования. 2015. № 3. С. 69-70.

9. Данакин Н. С. К определению конфликтной ситуации // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 11. С. 106-109.

10. Леонов Н. И. Конфликтология: общая и прикладная: учебник и практикум для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022. 395 с.

11. Григорьев Д. В., Сигунов Н. В. Нужна педагогика сотрудничества // Народное образование. 2015. № 10. С. 128-133.

12. Пентин А. А. Восстановительная культура в школе. Продолжение дискуссии // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/ Pentin.phtml (дата обращения: 05.08.2022).

13. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практ. руководство. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. 306 с.

14. Максудов В. В. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций: от уникальных эпизодов к заживлению социальной ткани. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. 256 с.

15. Оськина С. В. Подготовка волонтеров для школьной службы примирения: теоретические и практические аспекты // Воспитание школьников. 2019. № 5. С. 19-20.

16. Гребенкина Л. К., Копылова Н. А. Педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра (теория, опыт): моногр. Рязань, 2010. 220 с.

17. Сергеева А. Н. Применение категории «пространство» в научно-педагогических исследованиях // Известия ВГПУ. 2009. № 6 (40). С. 15-19.

References

1. Kazhdyy vtoroy podrostok zayavil ob agressii v shkole. Politika. 30.10.2019. Available at: https://www.rbc.ru/politics/30/10/2019/5db06c549a794759933165b2 (accessed: 31.07.2022).

2. Profsoyuz initsiiroval konferentsiyu "Nasilie v obrazovatelnoy srede. Prichiny, tendentsii obostreniya, poisk resheniy". In: Obshcherossiyskiy profsoyuz obrazovaniya. Chuvashskaya respublikanskaya organizatsiya. 04.04.2018. Available at: http://www.eseur.ru/chuvashia/ Profsouz_iniciiroval_konferenciu_Nasilie_v_obrazovatelnoy_srede._Prichini_tendencii_ obostreniya_poisk_resheniy._/ (accessed: 09.02.2022).

3. Shakurova M. V. Sotsiokulturnoe i vospitatelnoe prostranstvo obrazovatelnoy organizatsii: obshchee i osobennoe. Gumanizatsiya obrazovatelnogo prostranstva. Moscow: Pero, 2018. Pp. 188-194.

4. Shakurova M. V. Rafinirovannoe vospitatelnoe prostranstvo: k kharakteristike fenomena. Izv. Saratovskogo un-ta. Novaya seriya. Ser.: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. 2017, No. 1, pp. 85-89.

5. Nevzorova M. A., Selikhova T. Yu. O sootnoshenii "obrazovatelnogo prostranstva" i "pedagogicheskogo prostranstva". Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2015, No. 2, pp. 309-312.

6. Kapra F. Uroki mudrosti. Moscow: Izd-vo Transpersonalnogo in-ta, 1996. 318 p. P. 60. Available at: https://vikent.ru/enc/679/ (accessed: 31.07.2022).

7. Grigoryev D. V. Razvitie kultury vospitaniya v obrazovanii. Moscow: Pero, 2022. 492 p.

8. Dobrova V. V. Vidy situatsiy i ikh sobytiynaya struktura. Vestn. Un-ta Rossiyskoy akademii obrazovaniya. 2015, No. 3, pp. 69-70.

9. Danakin N. S. K opredeleniyu konfliktnoy situatsii. Sotsialno-gumanitarnye znaniya. 2017. No. 11, pp. 106-109.

10. Leonov N. I. Konfliktologiya: obshchaya i prikladnaya: uchebnik i praktikum dlya vuzov. Moscow: Yurayt, 2022. 395 p.

11. Grigoryev D. V., Sigunov N. V. Nuzhna pedagogika sotrudnichestva. Narodnoe obrazovanie. 2015, No. 10, pp. 128-133.

12. Pentin A. A. Vosstanovitelnaya kultura v shkole. Prodolzhenie diskussii. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014, No. 1. Available at: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Pentin.phtml (accessed: 05.08.2022).

13. Konovalov A. Yu. Shkolnaya sluzhba primireniya ivosstanovitelnaya kultura vzaimootnosheniy: prakt. rukovodstvo. Moscow: MOO Tsentr "Sudebno-pravovaya reforma", 2014. 306 p.

14. Maksudov V. V. Programmy vosstanovitelnogo razresheniya konfliktov i kriminalnykh situatsiy: ot unikalnykh epizodov k zazhivleniyu sotsialnoy tkani. Moscow: MOO Tsentr "Sudebno-pravovaya reforma", 2012. 256 p.

15. Oskina S. V. Podgotovka volonterov dlya shkolnoy sluzhby primireniya: teoreticheskie i prakticheskie aspekty. Vospitanie shkolnikov. 2019, No. 5. 19-20.

16. Grebenkina L. K., Kopylova N. A. Pedagogika sotrudnichestva: vchera, segodnya, zavtra (teoriya, opyt): monogr. Ryazan, 2010. 220 p.

17. Sergeeva A. N. Primenenie kategorii "prostranstvo" v nauchno-pedagogicheskikh issledovaniyakh. Izvestiya VGPU. 2009, No. 6 (40), pp. 15-19.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 1

Статья поступила в редакцию 11.08.2022 The article was received on 11.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.