Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ МЕДИАЦИИ (ПРИМИРЕНИЯ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ МЕДИАЦИИ (ПРИМИРЕНИЯ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ (ПРИМИРЕНИЯ) / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачук Ольга Сергеевна, Щигирева Ольга Юрьевна, Смотрова Ирина Викторовна

В статье рассмотрены особенности деятельности школьных служб медиации (примирения) в образовательных организациях Московской области. Представлены результаты исследования, практическая значимость которого заключается в выявлении дефицитов и проблем процедуры медиации, применяемой при разрешении педагогических конфликтов, и определении векторов развития служб медиации образовательных организаций региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY AND PROSPECTS OF MEDIATION (RECONCILIATION) SERVICES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF MOSCOW OBLAST

The article considers the specificity of school mediation (reconciliation) services in educational organizations of Moscow Oblast. The results of the study are presented, the practical significance of which is to identify the deficits and problems of the mediation procedure used in resolving pedagogical conflicts, and to determine the vectors of development of mediation services of educational organizations in the region.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ МЕДИАЦИИ (ПРИМИРЕНИЯ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Образовательный менеджмент

Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 6 (84). С. 75-80. Innovative Projects and Programs in Education. 2022:6(84):75-80.

УДК 37.064

О. С. Ткачук, О. Ю. Щигирева, И. В. Смотрова

Специфика и перспективы деятельности служб медиации (примирения) в образовательных организациях

Московской области

Аннотация

В статье рассмотрены особенности деятельности школьных служб медиации (примирения) в образовательных организациях Московской области. Представлены результаты исследования, практическая значимость которого заключается в выявлении дефицитов и проблем процедуры медиации, применяемой при разрешении педагогических конфликтов, и определении векторов развития служб медиации образовательных организаций региона.

I Ключевые слова: медиация, школьная служба медиации (примирения), педагогический конфликт, воспитание, социализация

Для цитирования: Ткачук О. С., Щигирева О. Ю., Смотрова И. В. Специфика и перспективы деятельности служб медиации (примирения) в образовательных организациях Московской области // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 6 (84). С. 75-80.

O. S. Tkachuk, O. Yu. Shchigireva, I. V. Smotrova

Specificity and prospects of mediation (reconciliation) services in

educational organizations of Moscow Oblast

Abstract

The article considers the specificity of school mediation (reconciliation) services in educational organizations of Moscow Oblast. The results of the study are presented, the practical significance of which is to identify the deficits and problems of the mediation procedure used in resolving pedagogical conflicts, and to determine the vectors of development of mediation services of educational organizations in the region.

I Keywords: mediation, school mediation (reconciliation) service, pedagogical conflict, character formation, socialization

For Citation: Tkachuk, O. S., Shchigireva, O. Yu. & Smotrova, I. V. (2022). Specificity and prospects of mediation (reconciliation) services in educational organizations of Moscow Oblast. Innovative Projects and Programs in Education, 6, 75-80 (In Russian)

Отличительная особенность современного социального взаимодействия — рост конфликтов в различных сферах жизни и общественных институтах. В условиях дестабилизации общества, вызванной пандемией, нарастанием социальной, политической агрессии и тревоги за будущее, для детей и взрослых как субъектов образовательных отношений трудности в осуществлении взаимоотношений зачастую трансформируются в повышение уровня конфликтности в образовательной среде и в системах взаимоотношений «педагог-родитель», «педагог-обучающийся», «об-учающийся-родитель». В конфликтологии подобный тип конфликтов называется педагогическим, так как сфера его зарождения и развития — образовательная среда. Педагогические конфликты возникают вследствие обострения субъект-субъектных социальных и статусных противоречий. Главные причины возникновения подобных противоречий с позиции обучающихся — изменение поведения и реакций на происходящее, связанное с возрастными сензитивными периодами; с позиции педагогов — профессиональное выгорание, повышенная ответственность за качество образования и неудовлетворенность потребности в признании; с позиции родителей — завышенные требования к школе как к социальному институту образования и воспитания. Ведущим негативным последствием затянувшихся конфликтов, помимо ухудшения микроклимата в педагогическом и (или) классном коллективе, снижения производительности труда педагога или успеваемости обучающегося, является неконгруэнтная коммуникация во внутрисемейных отношениях, тогда как обеспечение поддержки семейного воспитания и содействие формированию ответственного отношения родителей (законных представителей) к воспитанию детей — важные задачи стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [1].

Центром воспитания и социализации ребенка была, есть и будет школа. В школе ребенок приобретает важный вектор своего развития — способность эффективно и активно взаимодействовать с событиями, явлениями, людьми, быть гибким и эмпатийным. И именно школа, к большому сожалению, часто становится пространством конфронтации участников образовательных отношений, не способных самостоятельно, без посторонней помощи, на принципах равноправия и взаимоуважения решить спорный вопрос, устранить недопонимание, конструктивно разрешить противоречия. Следует отметить, что одним из приоритетных направлений воспитания и социализации обучающихся в Московской области является создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения [3], а пребывание ребенка в ситуации длительного неразрешенного конфликта значительно снижает его шансы комфортно социализироваться. Если же говорить о воспитательной функции медиации, направленной на формирование стратегий поведения в конфликте, а также на целенаправленное развитие личности каждого ребенка, очевидно, что эта функция стимулирует развитие рефлексии, самостоятельности и умения осознавать ценность межличностных отношений.

Медиация — инструмент выбора допустимых вероятных решений конфликта с учетом актуальных инте-

ресов, прав и свобод конфликтующих [2] . Стремительный темп жизни и агрессивные проявления социума способствуют росту конфликтов в образовательных организациях. Всё более узкую специфику приобретают и виды медиативной помощи в педагогических конфликтах. С увеличением численности обучающихся, для которых русский язык не является родным, важным фактором социальной интеграции становится поликультурная медиация [5; 7]. Особого внимания заслуживают обращения за восстановительной помощью в школьные медиативные службы обучающихся с особыми образовательными потребностями и членов их семей [8]. Частично конфликты удается разрешить силами педагогов образовательных организаций с помощью социально-психологических механизмов регуляции, коммуникативных техник (активного слушания, переформулирования, постановки вопросов и др.) [6] и доступных средств воздействия, таких как внушение, собственный пример, подкрепление. Но специалисты констатируют тенденцию роста случаев, когда к объективному рассмотрению ситуации неконструктивного взаимодействия привлекаются специалисты-медиаторы. В последнее время речь также заходит о дистанционной медиации, что, несомненно, облегчает доступ к процедуре, но, по мнению опытного специалиста-медиатора Ц. А. Шамликашвили, «не заменит непосредственного, наполненного всеми красками общения и, конечно же, энергичного дружеского рукопожатия» [10, с. 105].

Деятельность школьных служб медиации интенсивно развивается в образовательных организациях Московской области и регламентируется рядом нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, а также локальными положениями о деятельности школьных служб медиации (примирения). Активно используются в работе специалистов-медиаторов методические материалы, разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации. По данным регионального мониторинга деятельности медиативных служб, в Московской области [4] службы медиации (примирения) успешно функционируют в 100% общеобразовательных организаций региона. Наблюдается значительный рост числа служб медиации (примирения) в организациях среднего профессионального и высшего образования, в центрах психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2021 году, что свидетельствует о повышении интереса к использованию медиативных технологий и необходимости создания условий для оперативного разрешения педагогических конфликтов (рис. 1).

В 2020/2021 учебном году деятельность по урегулированию конфликтов и споров в образовательных организациях региона осуществляли 6134 специалиста служб медиации (примирения) [4]. В связи с необходимостью определения специфики деятельности и дальнейшего вектора развития служб медиации (примирения) образовательных организаций Московской области специалистами Центра практической психологии образования Академии социального управления (АСОУ) в июне 2021 года было проведено исследование, в котором приняли участие 600 респондентов из 13 муниципалитетов региона — Балашихи, Бронниц,

Ткачук О. С., Щигирева О. Ю., Смотрова И. В. Специфика и перспективы деятельности служб медиации (примирения) в образовательных организациях Московской области

Воскресенска, Жуковского, Зарайска, Коломны, Красногорска, Луховиц, Химок, Черноголовки, Шатуры, Наро-Фоминска и Талдома. Абсолютное большинство опрошенных (90,7%) — представители общеобразовательных организаций; 83,3% — представители городских, 16,7% — сельских образовательных организаций.

Преобладающий контингент респондентов — родители (255 человек) и педагоги (251 человек), также приняли участие в опросе 60 обучающихся и 34 сотрудника администрации образовательных организаций, при этом 345 респондентов заявили, что знакомы со спецификой деятельности службы медиации; 32 человека сами состоят или ранее состояли в службе медиации.

По результатам регионального мониторинга [4] наблюдается ежегодный прирост просветительских мероприятий медиативной направленности (рис. 2).

О недостаточной эффективности тематического просвещения свидетельствуют следующие результаты опроса:

• более 50% опрошенных не знают, кто является медиатором в образовательной организации, где они работают (учатся, обучаются их дети);

• около половины респондентов затруднились ответить, насколько часто возникают конфликты в их

образовательной организации, при этом о регулярности конфликтов в образовательной организации сообщили 5,5% опрошенных; • более трети респондентов (34,8%) были вовлечены в конфликт в качестве участников или свидетелей. Выявлено, что наиболее часто возникают конфликты в системах «обучающийся—обучающийся», «педагог—родитель», «педагог—обучающийся» и «родитель—родитель». Около 6% опрошенных назвали участниками конфликтов представителей администрации образовательных организаций. Полученные данные близки к результатам исследования, проводимого в 2019 году в образовательных учреждениях Красноярска, в котором также было выявлено, что конфликты между обучающимися преобладают над другими видами конфликтов [9].

Самыми распространенными причинами педагогических конфликтов в Подмосковье были названы: поведение обучающихся, действия родителей и успеваемость обучающихся (рис. 3), что подтверждается тематикой обращений родителей и законных представителей за помощью в разрешении конфликтов на региональном уровне.

50 40 30 20 10

организациях организациях СПО ВО

в центрах ППМСС

специальных УВУ

в иных ОО (в т.ч. для детей-сирот)

I2018/2019 учебный год

2019/2020 учебный год

2020/2021 учебный год

I общеобразовательные организации

организации СПО

организации ВО

I специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

¡территориальные центры

организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

7

6

6

0

в

в

в

Рис.1. Число служб медиации (примирения) в образовательных организациях Московской области

Рис. 2. Количество просветительских мероприятий медиативной направленности, проведенных в образовательных организациях Московской области в 2020/2021 учебном году

Инициаторами конфликтов, по мнению большинства, чаще являются дети и родители, чем педагоги и представители администрации (рис. 4).

434 респондента сообщили, что споры в образовательных организациях региона в большинстве случаев удается решить без привлечения третьих лиц, но в случае необходимости к разрешению педагогических конфликтов привлекаются сотрудники органов управления образованием, отдела по делам несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также сотрудники управления опеки и попечительства и управления социальной защиты населения муниципалитетов.

Анализ данных регионального мониторинга [4] позволяет сделать вывод об успешном урегулировании подавляющего большинства конфликтных ситуаций в образовательных организациях Подмосковья (рис. 5).

Таким образом, по итогам проведения исследования деятельности служб медиации (примирения) образовательных организаций Московской области и анализа данных регионального мониторинга выявлен ряд актуальных проблем и дефицитов:

1. Недостаточный уровень осведомленности участников образовательных отношений о деятельности служб медиации в образовательных организациях.

2. Большое количество конфликтов в системах «об-учающийся-педагог» и «обучающийся-обучающийся» в рамках межличностного и межкультурного взаимодействия.

3. Стабильно высокое число обращений родителей (законных представителей) обучающихся, в частности в адрес уполномоченного по правам ребенка в Московской области, спровоцированное применением неэффективных способов разрешения педагогических конфликтов.

Вероятных причин возникновения перечисленных проблем несколько. Одна из них — формальный подход к организации и проведению просветительских мероприятий — поверхностное информирование участников образовательного процесса о беспристрастности проведения процедуры медиации и соблюдении правовых гарантий при проведении медиативных встреч, о принципах работы и ответственности специалистов-медиаторов.

70 60 50 40 30 20 10 0

причины конфликтов, %

I поведение обучающихся успеваемость обучающихся ¡действия педагогов ¡действия администрации действия родителей

Рис. 3. Наиболее распространенные причины конфликтов в образовательных организациях

Московской области

I обучающиеся

родители (законные представители)

I педагоги I администрация

Рис. 4. Инициаторы конфликтов в образовательных организациях Московской области,%

Ткачук О. С., Щигирева О. Ю., Смотрова И. В. Специфика и перспективы деятельности служб медиации (примирения) в образовательных организациях Московской области

Рис.

I общеобразовательные организации

организации среднего профессионального образования

I организации высшего образования

I специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

¡территориальные центры

организации для детеи-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

5. Доля конфликтных случаев, урегулированных специалистами служб медиации (примирения)

в 2020/2021 учебном году

В процессе формирования навыка конструктивного разрешения конфликтов обучающиеся не получают должной поддержки от родителей и значимых взрослых в образовательной среде. Более того, установки родителей и их резкие суждения о жизненных ситуациях и отношениях внутри социальных групп могут предопределять поступки детей и их реакции. В свою очередь, неконструктивное поведение ребенка в конфликте, как правило, влечет вмешательство родителей, а затем и педагогов, что мешает развитию межличностной и межкультурной компетенции всех субъектов образовательных отношений.

Анализируя причины значительного числа обращений, организаторы исследования пришли к выводу о несформированности приоритетной позиции школьной службы медиации (примирения) как способа урегулирования педагогических конфликтов, а также о рассогласованности механизма принятия решений и алгоритма действий по ряду конфликтных ситуаций в образовательных организациях. Несмотря на достаточный педагогический опыт деятельности школьных служб медиации (примирения), очевидно, что в образовательных организациях региона не завершено формирование целостного представления о процедуре медиации, а значит, говорить о значительном снижении деструктивного влияния возникающих конфликтов и предотвращении неблагоприятных сценариев их развития пока не приходится.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяет одним из принципов воспитательной деятельности принцип совместной деятельности ребенка и взрослого, а также

Список источников

называет важной задачей воспитания «приобретение соответствующего нормам и ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применение полученных знаний и сформированных отношений на практике» [1]. Поддерживая одну из актуальных идей открытости в образовании — идею информационной открытости, для развития и популяризации медиативных процедур целесообразно включить вопросы деятельности школьной службы медиации (примирения) в инвариантный модуль «Профилактика и безопасность» рабочей программы воспитания образовательной организации, а также отразить просветительские и профилактические мероприятия в календарном плане воспитательной работы. При разработке тематических просветительских мероприятий классному руководителю, специалистам службы медиации (примирения) и социально-психологической службы необходимо учитывать особенности социального портрета класса, а также привлекать законных представителей обучающихся к участию в мероприятиях вне зависимости от национальной принадлежности, особенностей семейной ситуации и рекомендованных ребенку образовательных условий.

Перечисленные шаги могут способствовать формированию полноценного представления о проведении процедуры медиации в образовательной организации у обучающихся, педагогов и родителей, а впоследствии повысить эффективность восстановительных процедур и свести к минимуму неблагоприятные сценарии развития педагогических конфликтов.

1. Стратегия развития воспитания на период до 2025 г.: распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 966-р // Российская газета. — 2015. — 8 июня. — URL: https://rg.ru/documents/20l5/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 20. 10. 2022).

2. Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. №ДГ-375/07. - URL:https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=K0B8T1TCgCY5LiPF&cacheid=7369 1AAD43C24749DB5454C5A674BDB9&mode=splus&rnd=bdOcEg&base=LAW&n=352492#9tG8T1TqIMoZZN6M1 (дата обращения: 29.03.2022).

3. Положение о региональной системе организации воспитания и социализации обучающихся в Московской области: распоряжение Министерства образования Московской области от 20 июля 2021 г. № Р-500. — URL: http://momos.ru/uploads/ posts/2021-07/210720_esoko2021_23-2-poloj_svs500.pdf (дата обращения: 29.03.2022).

4. Выписка из протокола заседания рабочей группы по сбору и разработке материалов по системе организации воспитания и социализации обучающихся в Московской области от 25 июня 2021 г. № 6. — URL: http://www.momos.ru/uploads/posts/2021-07/210726-esoko2021_23_rez-mon06_klassn-ruk.pdf (дата обращения: 29.03.2022).

5. Дорофеева, Д. М. Поликультурная медиация / Д. М. Дорофеева, Н. В. Федоренко // Научный вектор: сборник научных трудов. — Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2021. — С. 238-241.

6. Коновалов, А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / А. Ю. Коновалов; под общей редакцией Л. М. Карнозовой. — 2-е изд., дораб. — Москва: Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. — 306 с. — ISBN 978-5-901075-33-3.

7. Коповой, А. С. Межнациональная толерантность как основа нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы / А. С. Коповой, О. В. Коповая // Научный потенциал. — 2011. — № 2. — С. 23-25.

8. Назарова, И. Г. Воспитывающая направленность восстановительной медиации в условиях инклюзивного образования / И. Г. Назарова // Образовательная панорама. — 2018. — № 2(10). — С. 53-58.

9. Смолянинова, О. Г. Дефициты компетенций педагогов в контексте использования технологии медиации в образовании / О. Г. Смо-лянинова, Ю. В. Попова // Образование и саморазвитие. — 2019. — Т. 14, № 3. — С. 127-139. — DOI 10.26907/esd14.3.12.

10. Шамликашвили, Ц. А. Медиация в эпоху бесконтактного рукопожатия / Ц. А. Шамликашвили // Перспективы науки. — 2020. — № 9(132). — С. 100-106.

References

1. (2015, June 8). Strategiya razvitiya vospitaniya na period do 2025 g.: rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 29 maya 2015 g. № 966-r [Strategy for the development of education for the period up to 2025: Decree of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 966-r]. Rossiiskaya Gazeta. Retrieved October 20, 2022, from https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. (S.d).Metodicheskie rekomendatsii po razvitiyu seti sluzhb mediatsii (primireniya) v obrazovatelnykh organizatsiyakh i v organizatsiyakh dlya detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei: pismo Ministerstva prosveshcheniya Rossiiskoi Federatsii ot 28 aprelya

2020 g. №DG-375/07 [Guidelines for the development of a network of mediation (reconciliation) services in educational institutions and in organizations for orphans and children left without parental care: letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated April 28, 2020 No. DG-375/07]. ConsultantPlus. Retrieved March 29, 2022, from https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts= K0B8T1TCgCY5LiPF&cacheid=73691AAD43C24749DB5454C5A674BDB9&mode=splus&rnd=bd0cEg&base=LAW&n=352492#9tG8 T1TqIMoZZN6M1

3. (S.d.). Polozhenie o regionalnoi sisteme organizatsii vospitaniya i sotsializatsii obuchayushchikhsya v Moskovskoi oblasti: rasporyazhenie Ministerstva obrazovaniya Moskovskoi oblasti ot 20 iyulya 2021 g. № R-500 [Regulations on the regional system for organizing character formation and socialization of students in Moscow Oblast: Decree of the Ministry of Education of Moscow Oblast dated July 20,

2021 No. R-500]. Modernizatsiya sistemy obrazovaniya moskovskoi oblasti. Retrieved March 29, 2022, from http://momos.ru/uploads/ posts/2021-07/210720_esoko2021_23-2-poloj_svs500.pdf

4. (S.d).Vypiska iz protokola zasedaniya rabochei gruppy po sboru i razrabotke materialov po sisteme organizatsii vospitaniya i sotsializatsii obuchayushchikhsya v Moskovskoi oblasti ot 25 iyunya 2021 g. № 6. [Extract from the minutes of the meeting of the working group on the collection and development of materials on the system for character formation and socialization of students in Moscow Oblast dated June 25, 2021 No. 6]. Modernizatsiya sistemy obrazovaniya moskovskoi oblasti. Retrieved March 29, 2022, from http://www.momos.ru/uploads/ posts/2021-07/210726-esoko2021_23_rez-mon06_klassn-ruk.pdf

5. Dorofeeva, D. M. & Fedorenko, N. V. (2021). Polikulturnaya mediatsiya [Multicultural mediation]. In Nauchnyi vektor: sbornik nauchnykh trudov [Scientific vector: collection of scientific papers], (pp. 238-241). Rostov-na-Donu: Rostovskii gosudarstvennyi ekonomicheskii uni-versitet «RINH».

6. Konovalov, A. Yu. (2014). Shkolnaya sluzhba primireniya i vosstanovitelnaya kultura vzaimootnoshenii: prakticheskoe rukovodstvo [School reconciliation service and restorative relationship culture: a practical guide], 2nd ed. Moskva: TSentr «Sudebno-pravovaya reforma».

7. Kopovoy, A. S. & Kopovaya, O. V. (2011). Mezhnatsionalnaya tolerantnost kak osnova nravstvennogo vospitaniya v usloviyakh obshcheo-brazovatelnoi shkoly [Interethnic tolerance as the basis of moral education in a general education school]. Nauchnyipotentsial, 2, 23-25.

8. Nazarova, I. G. (2018). Educative focus of restorative mediation in inclusive education. Obrazovatelnaya Panorama, 2, 53-58. (In Russian)

9. Smolyaninova, O. G. & Popova, Yu. V. (2019). Teacher competence deficiencies in the use of mediation technology in education. Obrazo-vanie i Samorazvitie, 14 (3), 127-139. DOI 10.26907/esd14.3.12. (In Russian)

10. Shamlikashvili, Ts. A. (2020). Mediation in the age of contactless handshaking. Perspektivy Nauki, 9, 100-106. (In Russian)

Информация об авторах

Ольга Сергеевна Ткачук1, Ольга Юрьевна Щигирева2, Ирина Викторовна Смотрова3

1 2 3 Академия социального управления (АСОУ), Центр практической психологии образования

1 младший научный сотрудник, Москва, Россия, tkachuk_os@asou-mo.ru

2 старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук, Москва, Россия, shchigireva_oy@asou-mo.ru

3 старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент, Москва, Россия, smotrova_iv@asou-mo.ru

About the authors

O. S. Tkachuk1, O. Yu. Shchigireva2, I. V. Smotrova3

1 2 3 Academy of Public Administration (ASOU), Center for Applied Educational Psychology

1 Junior researcher, Moscow, Russia, tkachuk_os@asou-mo.ru

2 Senior Researcher, PhD in Education, Moscow, Russia, shchigireva_oy@asou-mo.ru

3 Senior Researcher, PhD in Education, Associate Professor, Moscow, Russia, smotrova_iv@asou-mo.ru

P

P

P

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.