Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ НА БАЗЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ НА БАЗЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
145
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ МЕДИАЦИИ / СЛУЖБА МЕДИАЦИИ / СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ / МЕДИАТОР / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ангеловская Светлана Константиновна

Проблема поиска инновационных механизмов разрешения конфликтных, спорных, иных негативных ситуаций между субъектами образовательной среды в настоящее время все чаще попадает в поле зрения исследователей. В качестве одного из таких механизмов рассматривается технология медиации, т. е. возможность разрешения споров самими сторонами при содействии нейтрального и независимого лица - медиатора. В статье осуществлен анализ нормативных документов, регламентирующих организацию деятельности службы медиации и/или службы примирения на базе профессиональной образовательной организации. Основное внимание в статье автор акцентирует на нормативном обосновании не столько самой возможности создания и функционирования службы медиации в колледже/техникуме, сколько на таких функциональных направлениях ее работы, как создание безопасной среды образовательной организации, благоприятной для развития личности, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE MEDIATION SERVICE ON THE BASIS OF A VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION: REGULATORY AND LEGAL ASPECT

The problem of finding innovative mechanisms for resolving conflict, disputable, and other negative situations between the subjects of the educational environment is now increasingly falling into the field of view of researchers. Mediation technology is considered as one of such mechanisms, i. e. the possibility of resolving disputes by the parties themselves with the assistance of a neutral and independent person - a mediator. The article analyzes the normative documents regulating the organization of the activity of the mediation service and/or the conciliation service on the basis of a professional educational organization. The main attention in the article the author focuses on the normative substantiation not so much of the very possibility of creating and functioning of a mediation service in a college / technical school, but on such functional areas of its work as creating a safe environment for an educational organization that is favorable for the development of an individual who is able to make decisions and be responsible for their own deeds; fostering a culture of constructive behavior in a conflict based on a mediative worldview, positive communication, respect, openness, goodwill, mutual acceptance of each other.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ НА БАЗЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Воспитание и социализация личности

Сведения для цитирования: Ангеловская, С. К. Деятельность службы медиации на базе профессиональной образовательной организации: нормативно-правовой аспект / С. К. Ангеловская // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 2 (34). — С. 111-116.

УДК 377:159.9 ББК 74.47/88.9

деятельность службы медиации НА БАЗЕ профессиональной ОБРАЗОВАТЕЛьНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

С. К. Ангеловская

Проблема поиска инновационных механизмов разрешения конфликтных, спорных, иных негативных ситуаций между субъектами образовательной среды в настоящее время все чаще попадает в поле зрения исследователей. В качестве одного из таких механизмов рассматривается технология медиации, т. е. возможность разрешения споров самими сторонами при содействии нейтрального и независимого лица — медиатора. В статье осуществлен анализ нормативных документов, регламентирующих организацию деятельности службы медиации и/или службы примирения на базе профессиональной образовательной организации. Основное внимание в статье автор акцентирует на нормативном обосновании не столько самой возможности создания и функционирования службы медиации в колледже/техникуме, сколько на таких функциональных направлениях ее работы, как создание безопасной среды образовательной организации, благоприятной для развития личности, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии.

Ключевые слова: медиация, технологии медиации, служба медиации, служба примирения, медиатор, конфликтная ситуация, агрессивное поведение, нормативно-правовое обеспечение.

Важность вопроса организации деятельности служб медиации в профессиональных образовательных организациях (далее — ПОО) обусловлена рядом причин, связанных с новыми тенденциями развития отношений между субъектами образовательного процесса, которые способствуют формированию их агрессивного, конфликтного поведения, а именно: дистанцированием субъектов образовательной среды друг от друга; снижением ценности общения

между педагогами и обучающимися, родителями и обучающимися; использованием при взаимодействии ненормативной лексики; снижением престижа педагогической профессии и авторитета преподавателей; отстаиванием обучающимися неприкосновенности личностного пространства; распространением конфликтов в педагогической среде и учебных коллективах обучающихся; взаимными открытыми угрозами педагогов и обучающихся.

Официальная статистика государственных и общественных организаций, результаты научных исследований, наблюдения членов педагогического сообщества и родителей, информация СМИ подтверждают высокий уровень агрессивности и конфликтности среди детей и подростков. Например, по данным 2019 г. в ОВД за совершение преступлений и правонарушений доставлено более 250 000 подростков; около 300 000 подростков стояли на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел [1]. За последние пять лет можно привести примеры как минимум двух громких и резонансных преступлений, совершенных обучающимися ПОО: 2018 г — массовое убийство в Керченском политехническом колледже, совершенное студентом колледжа (21 человек погиб, 67 — пострадали); 2019 г — стрельба в Амурском колледже строительства и коммунального хозяйства в Благовещенске (один человек убит, трое ранено, преступник застрелился). Согласно данным Управления правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии за 2020-2021 гг., превысило 30 000. В этом числе есть и обучающиеся профессиональных образовательных организаций.

В связи с этим одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации в настоящее время обозначена защита прав каждого ребенка, создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей [2].

Для достижения обозначенных в нормативных документах (в частности, в Указе Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [2]) результатов, на наш взгляд, необходимо внедрять в деятельность образовательных организаций инновационные технологии, способствующие формированию нового социального интеллекта, в основе которого находится менталитет сотрудничества и социального партнерства. К числу таких инновационных технологий ряд исследователей относит метод медиации, направленный на оказание помощи людям в освоении конструктивных моделей поведения в кризисных жизненных ситуациях (стрессы, проблемы, конфликты, жизненные противоречия) [3].

В настоящее время метод медиации все чаще начинает применяться для разрешения конфликтов и споров между субъектами обра-

зовательной среды, заменяя административный подход, в котором участники конфликта удалены от окончательного решения спорной ситуации. В медиации стороны конфликта непосредственно участвуют в решении вопроса по существу спора или конфликта, а медиатор выступает нейтральным посредником, организатором и помощником в диалоге между ними. При этом деятельность медиатора направлена на достижение взаимопонимания и взаимоприемлемых результатов, восстановление отношений между участниками конфликта (восстановительная медиация). Процедуру примирительной восстановительной медиации медиатор организует на основе добровольного согласия обеих сторон спора или конфликта и в их интересах; он в равной степени поддерживает стороны в желании разрешить конфликтную ситуацию; помогает участникам диалога снизить негативный эмоциональный настрой, понять друг друга, самим найти выход из конфликтной ситуации, перейти в будущем к конструктивному взаимодействию.

В настоящее время создана достаточная нормативно-правовая база для организации деятельности служб медиации на базе ПОО. Рассмотрим некоторые из них.

Конституция Российской Федерации в статье 67.1 определяет, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» [4].

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 2 определяет, что «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства...» [5]; в пункте 2 статьи 27 указанного закона говорится, что «образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (.методические и учебно-методические подразделения... психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие

социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения)» [5]. То есть деятельность службы медиации ПОО может быть оформлена на основе локальных нормативных актов.

Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. № ДГ-375/07 определяют необходимость использования медиативных и восстановительных практик при решении проблемных ситуаций, возникающих в образовательных организациях; типы служб (служба медиации и/или служба примирения); описывают ситуации, в которых рекомендуется использовать медиативные и восстановительные практики (конфликтная ситуация, возникшая между участниками образовательных отношений; совместная деятельность участников образовательных отношений, требующая согласования действий и решений; сложная/проблемная коммуникация в классе/группе; ситуации с причинением вреда, квалифицируемые как общественно опасные деяния несовершеннолетних; конфликты между родителями и детьми, влияющие на образовательный процесс) [6].

Служба медиации ПОО не только непосредственно занимается разрешением споров, конфликтов между субъектами образовательной среды, но и проводит социальную, реабилитационную, психологическую работу со всеми сторонами конфликта (правонарушения), а также отвечает за оказание на них воспитательного воздействия, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение психологического климата в образовательной организации.

Поэтому, на наш взгляд, на работу службы медиации распространяют свое действие нормативные акты, определяющие приоритеты воспитательной работы в ПОО. Рассмотрим их более подробно.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р, одной из задач определяет «формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности», в составе основных направлений развития воспитания обозначает «содействие

разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности» [7]. В Стратегии отмечено, что духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется также за счет «оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных» [7]. В число ожидаемых результатов реализации Стратегии входит «утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии... снижение уровня негативных социальных явлений. снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей» [7].

Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства от 22.03.2017 № 520-р, определяет необходимость совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включающей комплекс социальных, правовых, психолого-педагогических, медико-социальных, воспитательных, в том числе правовоспитательных, и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

В данной Концепции «обеспечение организационно-методической поддержки развития служб медиации в образовательных организациях» [8] обозначено как необходимая составляющая образовательной среды, нацеленной на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Обратим внимание на основные документы, устанавливающие требования к уровню подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций, — федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, которые определяют в качестве результата формирование таких общих компетенций, как «ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам; ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; ОК 05.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения» [9].

В ПОО реализуются также федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413, изменения от 11.12.2020). Необходимо отметить, что данные стандарты закладывают в личностные характеристики выпускника готовность к сотрудничеству, осознание себя личностью, социально активной, уважающей закон и правопорядок, осознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством; уважающей мнение других людей, умеющей вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. Личностные результаты должны отражать и такие характеристики, как «6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 12) бережное, ответственное и компетентное

отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей...» [10], а метапредметные — «2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей» [10].

Таким образом, в настоящее время нормативно закреплены основы деятельности службы медиации в ПОО не только в части непосредственного урегулирования конфликтов между субъектами образовательной среды, но и в части реализации воспитательного потенциала, в том числе: создание безопасной образовательной среды, благоприятной для развития личности; развитие умений принимать решения и отвечать за свои поступки; формирование стратегий конструктивного поведения в конфликте, основанных на техниках медиации; признание ценности человеческой жизни; принятие, уважение права каждого на защиту своих интересов.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что в Российской Федерации создана необходимая и достаточная нормативно-правовая основа для организации деятельности служб медиации (служб примирения) на базе профессиональных образовательных организаций. При этом, несмотря на то, что в ПОО организована работа с детьми группы риска (созданы службы психолого-педагогической поддержки, советы профилактики, в штатах есть педагоги-психологи, социальные педагоги), такой аспект, как примирение в конфликтах, мирный выход из кризисных ситуаций (личных и профессиональных), противостояние проблемам и трудностям, до сих пор проработан не в полной мере; недостаточен опыт эффективной организации деятельности службы медиации; крайне низким остается число специалистов, владеющих техникой медиации.

Библиографический список

1. Агрессивное поведение в образовательной среде: анализ результатов теоретических и эмпирических исследований по проекту «Разработка современной концепции комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной среде» : аналит. доклад // Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ» : [сайт]. — Москва, 2020. — URL: https:// xn--48-mlc2ax2eva.xn--p1ai/wp-content/uploads/2021/01/agressivnoe-povedeme-v-obrazovatelnoj-srede-analit.-doklad.pdf (дата обращения: 13.03.2022).

2. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства : Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288278/ (дата обращения: 22.03.2022).

3. Медиация: теория, практика, перспективы развития : сб. материалов научно-практической конференции (13-14 апреля 2017 г., Москва) / Отв. ред. О. П. Вечерина. — Москва : ФГБУ «ФИМ», 2017. — 178 с.

4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 18.03.2022).

5. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-ФЗ [принят Государственной думой 21.12.2012 : одобрен Советом Федерации 26.12.2012] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.03.2022).

6. Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : [письмо Минпросвещения России от 28.04.2020 № ДГ-375/07] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. — 2022. — URL: https://docs. cntd.ru/document/564920705 (дата обращения: 04.04.2022).

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : [утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 18.02.2022).

8. Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года : [утв. распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_214734/ (дата обращения: 27.03.2022).

9. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования // ФГОС : [сайт]. — 2022. — URL: https://fgos.ru/search/spo/ (дата обращения: 10.03.2022).

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования : [приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020)] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_131131/ (дата обращения: 10.03.2022).

For citation: Angelovskaya, S. K. Activities of the mediation service on the basis of a vocational educational organization: regulatory and legal aspect / S. K. Angelovskaya // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 2 (34). — P. 111-116.

ACTIVITIES OF THE MEDIATION SERVICE ON THE BASIS OF A VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION: REGULATORY AND LEGAL ASPECT

S. K. Angelovskaya

The problem of finding innovative mechanisms for resolving conflict, disputable, and other negative situations between the subjects of the educational environment is now increasingly falling into the field of view of researchers. Mediation technology is considered as one of such mechanisms, i. e. the possibility of resolving disputes by the parties themselves with the assistance of a neutral and independent person — a mediator. The article analyzes the normative documents regulating the organization of the activity of the mediation service and/or the conciliation service on the basis of a professional educational organization. The main attention in the article the author focuses on the normative substantiation not so much of the very possibility of creating and functioning of a mediation service in a college / technical school, but on such functional areas of its work as creating a safe environment for an educational organization that is favorable for the development of an individual who is able to make decisions and be responsible for their own deeds; fostering a culture of constructive behavior in a conflict based on a mediative worldview, positive communication, respect, openness, goodwill, mutual acceptance of each other.

Key words: mediation, mediation technologies, mediation service, reconciliation service, mediator, conflict situation, aggressive behavior, legal support.

References

1. Agressivnoe povedenie v obrazovatel'noy srede: analiz rezul'tatov teoreticheskikh i empiricheskikh issledovaniy po proektu «Razrabotka sovremennoy kontseptsii kompleksnoy profilaktiki agressivnogo povedeniya v obrazovatel'noy srede»: analit. doklad, Tsentr razvitiya semeynykh form ustroystva, sotsializatsii detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley, i profilaktiki sotsial'nogo sirotstva «Sem'Ya», 2020, available at: https://xn--48-mlc2ax2eva.xn--p1ai/ wp-content/uploads/2021/01/agressivnoe-povedenie-v-obrazovatelnoj-srede-analit.-doklad.pdf (accessed: 13.03.2022). (In Russian)

2. Ob ob"yavlenii v Rossiyskoy Federatsii Desyatiletiya detstva : Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 29.05.2017 № 240, Konsul'tantPlyus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_288278/ (accessed: 22.03.2022). (In Russian)

3. Vecherina O. P. (ed.) Sb. materialov nauchno-prakticheskoy konferentsii «Mediatsiya: teo-riya, praktika, perspektivy razvitiya» (13-14 aprelya 2017 g., Moskva) [Materials of the scientific and practical conference "Mediation: theory, practice, development prospects" (April 13-14, 2017, Moscow)]. Moscow, FGBU «FIM», 2017, 178 p. (In Russian)

4. Konstitutsiya RF (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odo-brennymi v khode obshcherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020), Konsul'tantPlyus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (accessed: 18.03.2022). (In Russian)

5. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Feder. zakon № 273-FZ [prinyat Gosudarstvennoy dumoy 21.12.2012: odobren Sovetom Federatsii 26.12.2012], Konsul'tantPlyus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 27.03.2022). (In Russian)

6. Metodicheskie rekomendatsii po razvitiyu seti sluzhb mediatsii (primireniya) v obrazovatel'nykh organizatsiyakh i v organizatsiyakh dlya detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley: [pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot 28.04.2020 № DG-375/07], Elektronnyy fond pravovykh i nor-mativno-tekhnicheskikh dokumentov, 2022, available at: https://docs.cntd.ru/document/564920705 (accessed: 04.04.2022). (In Russian)

7. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda : [utv. raspo-ryazheniem Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 № 996-r], Konsul'tantPlyus, 2022, available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (accessed: 18.02.2022). (In Russian)

8. Kontseptsiya razvitiya sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershenno-letnikh na period do 2025 goda: [utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 22.03.2017 № 520-r], Konsul'tantPlyus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_214734/ (accessed: 27.03.2022). (In Russian)

9. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty srednego professional'nogo obrazovaniya, FGOS, 2022, available at: https://fgos.ru/search/spo/ (accessed: 10.03.2022). (In Russian)

10. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obshchego obrazovaniya: [prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.05.2012 № 413 (red. ot 11.12.2020)], Konsul'tantPlyus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/ (accessed: 10.03.2022). (In Russian)

Ангеловская Светлана Константиновна,

заместитель директора ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С. В. Хохрякова», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, Челябинская область, г. Копейск, e-mail: angelovskajask@yandex.ru

Angelovskaya Svetlana Konstantinovna,

Deputy Director, Kopeysky Polytechnic College named after S. V. Khokhryakov, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk Region, Kopeysk, e-mail: angelovskaya@kpk74.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.