Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ КАК РЕСУРСА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ КАК РЕСУРСА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ / ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ / ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ВОЛОНТЁРЫ-МЕДИАТОРЫ / РЕСУРСЫ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Н.В., Кирсанова В.Г., Першина Л.А.

Актуальность обусловлена противоречием между значимостью воспитательных ресурсов служб школьной медиации для работы с обучающимися и недостаточным использованием этих возможностей в образовательных организациях.Цель. Статья подготовлена с целью представления результативности работы Службы школьной медиации для использования её опыта образовательными организациями в целях повышения качества воспитательной работы с обучающимися, в частности: для снижения показателей конфликтности и агрессивности участников образовательных отношений (на примере снижения показателей буллинга), формирования у обучающихся рациональных суждений о правильности принятия помощи в сложных ситуациях, воспитания гражданской активности у самих медиаторов.Методы исследования. Методологической основой данного исследования явились: гуманистический подход, обусловливающий понимание человека как уникальной, открытой, активной системы, способной к изменению и развитию в процессе педагогического взаимодействия (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Е. Н. Ильин); современные концепции управления конфликтом, предоставляющие возможность прогнозировать развитие и разрешение конфликтных ситуаций, не переводя их в конфликт (В. И. Андреев, Н. П. Аникеева, А. Г. Большаков, Н. В. Гришина, В. И. Журавлев, A. Л. Крупенин); парадигма современного образования (Б. Г. Гершунский, Э. Д. Днепров, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский). Методы исследования: теоретические - теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта взаимодействия участников образовательного процесса;1эмпирические: анкетирование, опрос.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Систематизированы цели деятельности школьных медиаторов, выявлены основные трудности и препятствия работы Службы школьной медиации, определены показатели эффективности её работы и условия совершенствования её деятельности. В статье представлены новые эмпирические данные, позволяющие сделать выводы о воспитательной результативности работы Службы школьной медиации.Результаты. Работа Службы школьной медиации способствует снижению показателей конфликтности и агрессивности участников образовательных отношений (на примере снижения показателей буллинга), формированию у обучающихся рациональных суждений о правильности принятия помощи в сложных ситуациях, воспитанию гражданской активности у самих юных медиаторов.Выводы. Развитие служб школьной медиации является важной социальной новацией, востребованной жизнью, способствующей нормализации социально-психологического климата в школе. Деятельность службы школьной медиации играет важную роль в профилактике школьных конфликтов. Важно, что обучающиеся учатся брать на себя ответственность за выстраивание позитивных отношений с другими, за культуру взаимодействия, уважают права сверстников и взрослых. При этом существует необходимость совершенствования деятельности самих служб. Условиями совершенствования деятельности служб медиации являются: анализ существующих трудностей через изучение опыта на местах, разработки методических рекомендаций, обучение школьных работников медиативному подходу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EffECTIVENESS OF THE SCHOOL MEDIATION SERVICE AS A RESOURCE FOR EDUCATING STUDENTS

Relevance is due to the contradiction between the importance of the educational resources of school mediation services for working with students and the insufficient use of these opportunities in educational organizations.Aim. The article was prepared in order to present the effectiveness of the work of the School Mediation Service for the use of its experience by educational organizations in order to improve the quality of educational work with students, in particular: to reduce the indicators of conflict and aggressiveness of participants in educational relations (on the example of reducing bullying indicators), the formation of rational judgments among students about the correctness of accepting help in difficult situations, the education of civic engagement among the young mediators themselves.Methodology. The methodological basis of this study was: a humanistic approach that determines the understanding of a person as a unique, open, active system capable of change and development in the process of pedagogical interaction (Sh.A. Amonashvili, I.P. Volkov, E.N. Ilyin); modern conflict management concepts that provide an opportunity to predict the development and resolution of conflict situations without turning them into a conflict (V.I. Andreev, N.P. Anikeeva, A.G. Bolshakov, N.V. Grishina, V.I. Zhuravlev, A.JL Krupenin); the paradigm of modern education (B.G. Gershunsky, E.D. Dneprov, V.I. Zagvyazinsky, V.V. Kraevsky).Research methods: theoretical: theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem; study and generalization of the experience of interaction between participants in the educational process. Empirical: questioning, survey.Scientific novelty / theoretical and / or practical significance. The goals of school mediators’ activities are systematized, the main difficulties and obstacles in the work of the School Mediation Service are identified, the indicators of the effectiveness of the work of the School Mediation Service andthe conditions for improving their activities are determined. New empirical data are presented that allow drawing conclusions about the educational effectiveness of the work of the School Mediation Service.Results of the research. The work of the School Mediation Service serves to reduce the indicators of conflict and aggressiveness of participants in educational relations (on the example of reducing the indicators of bullying), contributes to the formation of rational judgments among students about thecorrectness of accepting help in difficult situations, and contributes to the education of civic activity among the young mediators themselves.Conclusions. The development of school mediation services is an important social innovation, demanded by life, contributing to the normalization of the socio-psychological climate in the school. The activities of the school mediation service play an important role in the prevention of school conflicts. It is important that students learn to take responsibility for building positive relationships with others, for a culture of interaction, respect the rights of peers and adults. At the same time, there is a need to improve the activities of the Services themselves. The conditions for improving the activities of the Mediation Services are: analysis of existing difficulties through the study of local experience, the development of methodological recommendations, and the training of school workers in the mediation approach.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ КАК РЕСУРСА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 37,19.00.07

Б01: 10.18384/2310-7219-2022-3-29-42

оценка результативности работы Школьной службы медиации как ресурса воспитания обучающихся

Гордиенко Н. В.1, Кирсанова В. Г.2, Першина Л. А.2

1 Московский государственный психолого-педагогический университет 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, Российская Федерация

2 Академия социального управления

129345, г. Москва, Староватутинский пр., д. 8, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность обусловлена противоречием между значимостью воспитательных ресурсов служб школьной медиации для работы с обучающимися и недостаточным использованием этих возможностей в образовательных организациях.

Цель. Статья подготовлена с целью представления результативности работы Службы школьной медиации для использования её опыта образовательными организациями в целях повышения качества воспитательной работы с обучающимися, в частности: для снижения показателей конфликтности и агрессивности участников образовательных отношений (на примере снижения показателей буллинга), формирования у обучающихся рациональных суждений о правильности принятия помощи в сложных ситуациях, воспитания гражданской активности у самих медиаторов.

Методы исследования. Методологической основой данного исследования явились: гуманистический подход, обусловливающий понимание человека как уникальной, открытой, активной системы, способной к изменению и развитию в процессе педагогического взаимодействия (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Е. Н. Ильин); современные концепции управления конфликтом, предоставляющие возможность прогнозировать развитие и разрешение конфликтных ситуаций, не переводя их в конфликт (В. И. Андреев, Н. П. Аникеева, А. Г. Большаков, Н. В. Гришина, В. И. Журавлев, А. Л. Крупенин); парадигма современного образования (Б. Г. Гершунский, Э. Д. Днепров, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский). Методы исследования: теоретические - теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта взаимодействия участников образовательного процесса; эмпирические: анкетирование, опрос.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Систематизированы цели деятельности школьных медиаторов, выявлены основные трудности и препятствия работы Службы школьной медиации, определены показатели эффективности её работы и условия совершенствования её деятельности. В статье представлены новые эмпирические данные, позволяющие сделать выводы о воспитательной результативности работы Службы школьной медиации.

Результаты. Работа Службы школьной медиации способствует снижению показателей конфликтности и агрессивности участников образовательных отношений (на примере снижения показателей буллинга), формированию у обучающихся рациональных суждений о правильности принятия помощи в сложных ситуациях, воспитанию гражданской активности у самих юных медиаторов.

© CC BY Гордиенко Н . В . , Кирсанова В . Г. , Першина Л . А . , 2022.

Выводы. Развитие служб школьной медиации является важной социальной новацией, востребованной жизнью, способствующей нормализации социально-психологического климата в школе. Деятельность службы школьной медиации играет важную роль в профилактике школьных конфликтов. Важно, что обучающиеся учатся брать на себя ответственность за выстраивание позитивных отношений с другими, за культуру взаимодействия, уважают права сверстников и взрослых. При этом существует необходимость совершенствования деятельности самих служб. Условиями совершенствования деятельности служб медиации являются: анализ существующих трудностей через изучение опыта на местах, разработки методических рекомендаций, обучение школьных работников медиативному подходу. Ключевые слова: медиация, служба примирения, процедура медиации, принципы медиации, психологический климат, волонтёры-медиаторы, ресурсы воспитания

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE SCHOOL MEDIATION SERVICE AS A RESOURCE FOR EDUCATING STUDENTS

N. Gordienko1, V. Kirsanova2, L Pershina2

1 Moscow State University of Psychology and Education, ul. Sretenka, 29, Moscow 127051, Russian Federation

2 Academy of Social Management,

Starovatutinskiy pr. 8, Moscow 129345, Russian Federation

Abstract

Relevance is due to the contradiction between the importance of the educational resources of school mediation services for working with students and the insufficient use of these opportunities in educational organizations.

Aim. The article was prepared in order to present the effectiveness of the work of the School Mediation Service for the use of its experience by educational organizations in order to improve the quality of educational work with students, in particular: to reduce the indicators of conflict and aggressiveness of participants in educational relations (on the example of reducing bullying indicators), the formation of rational judgments among students about the correctness of accepting help in difficult situations, the education of civic engagement among the young mediators themselves. Methodology. The methodological basis of this study was: a humanistic approach that determines the understanding of a person as a unique, open, active system capable of change and development in the process of pedagogical interaction (Sh.A. Amonashvili, I.P. Volkov, E.N. Ilyin); modern conflict management concepts that provide an opportunity to predict the development and resolution of conflict situations without turning them into a conflict (V.I. Andreev, N.P. Anikeeva, A.G. Bolshakov, N.V. Grishina, V.I. Zhuravlev, A.JL Krupenin); the paradigm of modern education (B.G. Gershunsky, E.D. Dneprov, V.I. Zagvyazinsky, V.V. Kraevsky).

Research methods: theoretical: theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem; study and generalization of the experience of interaction between participants in the educational process. Empirical: questioning, survey.

Scientific novelty / theoretical and / or practical significance. The goals of school mediators' activities are systematized, the main difficulties and obstacles in the work of the School Mediation Service are identified, the indicators of the effectiveness of the work of the School Mediation Service and the conditions for improving their activities are determined. New empirical data are presented that allow drawing conclusions about the educational effectiveness of the work of the School Mediation Service.

Results of the research. The work of the School Mediation Service serves to reduce the indicators of conflict and aggressiveness of participants in educational relations (on the example of reducing the indicators of bullying), contributes to the formation of rational judgments among students about the correctness of accepting help in difficult situations, and contributes to the education of civic activity among the young mediators themselves.

Conclusions. The development of school mediation services is an important social innovation, demanded by life, contributing to the normalization of the socio-psychological climate in the school. The activities of the school mediation service play an important role in the prevention of school conflicts. It is important that students learn to take responsibility for building positive relationships with others, for a culture of interaction, respect the rights of peers and adults. At the same time, there is a need to improve the activities of the Services themselves. The conditions for improving the activities of the Mediation Services are: analysis of existing difficulties through the study of local experience, the development of methodological recommendations, and the training of school workers in the mediation approach.

Keywords: mediation, reconciliation, mediation process, mediation principles, psychological climate, volunteer mediators, educational resources

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших воспитательных задач школы была и остаётся социализация детей и подростков посредством овладения ими конвенциональными способами коммуникации и взаимодействия, основанными на принципах гуманизма [3; 6; 7; 8; 14; 18; 21; 24]. Не последнее место в ряду действенных инструментов для решения этой задачи занимают службы школьной медиации, деятельность которых узаконена в подмосковном регионе приказом Министерства образования Московской области от 18.09.2019 № 2511 «О создании служб медиации в образовательных организациях» [4; 5; 10; 14]. Медиация широко и успешно применяется в современном мире, начиная с 60-х гг. прошлого столетия . Около 90% случаев применения процедуры медиации завершается достижением медиативного соглашения, примерно такой же процент соглашений исполняется [2; 10; 25]. В России процедура медиации используется с 2002 г. , но всё ещё находится в стадии становления На сегодняшний день на территории РФ действуют более 120 территориальных служб медиации, которые ежегодно рассматривают до 3 тыс обращений [9; 10]

В настоящее время мы наблюдаем значительное распространение медиатив-

ных практик в разрешении конфликтов в образовательной среде, рост числа педагогов и обучающихся, вовлечённых в деятельность служб медиации в качестве медиаторов и волонтёров [4; 11; 13; 16; 17; 21; 22]

Между тем в образовательных организациях всё ещё сохраняется противоречие между значимостью воспитательных ресурсов служб школьной медиации для качества работы с обучающимися и недостаточным использованием этих возможностей в практической деятельности [4; 5; 9; 14; 17]. Данным противоречием и обусловлен выбор темы исследования

В рамках пятилетнего исследования эффективности деятельности школьной службы медиации, проведённого в одной из подмосковных школ, нам удалось выявить значительное влияние медиативных практик на социально-психологический климат образовательной организации, качество отношений между учениками и учителями

Материалами для анализа результативности школьной медиации послужили: оценка работы службы медиации учениками средней и старшей ступеней школы, самооценка школьными волонтёрами-медиаторами своей работы, а также изменение в ситуации с буллингом в школе

v1v

Основная цель служб школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе, при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом [14; 15; 19].

В школе служба медиации призвана реализовать следующие функции: восстановительную (восстановление справедливости, взаимоотношений сторон, статуса пострадавшего); образовательную (повышение правовой и коммуникативной компетенций учащихся); воспитательную (стимулирование развития рефлексии, самостоятельности, принятия ответственности на себя, осознание ценности позитивных взаимоотношений с людьми); профилактическую (предотвращение конфликтов, буллинга) [7; 12; 14; 20; 23]. Медиатором может выступать любой участник образовательного процесса, достигший 18 лет и прошедший обучение [4; 13]

Как показал анализ практики организации деятельности школьных служб медиации, процесс создания служб встречает ряд препятствий, в числе которых [1; 5; 14; 19]:

- недостаточная готовность участников образовательного процесса к решению конфликтов с помощью медиатора, обусловленная низкой осведомлённостью о ресурсах медиации и негативными установками родителей;

- формальный подход к организации деятельности служб;

- слабое взаимодействие служб школьной медиации с территориальными службами, КДН, органами опеки;

- отсутствие чётких критериев оценки эффективности деятельности служб (она, как правило, ведётся по количественным показателям - по количеству заявок на проведение процедуры медиации и количеству завершённых дел);

- отсутствие единых сертифицированных программ подготовки медиаторов;

- отсутствие единых подходов к организации деятельности служб;

- путаница в понятиях, описывающих деятельность служб, моделях служб;

- преобладание директивных методов урегулирования споров и конфликтов в школах;

- непостоянство состава медиаторов-волонтёров и др

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Целью исследования явилось определение результативности работы Службы школьной медиации для использования её опыта образовательными организациями в целях повышения качества воспитательной работы с обучающимися, в частности: для снижения показателей конфликтности и агрессивности участников образовательных отношений (на примере снижения показателей бул-линга)

для определения результативности работы Службы школьной медиации, а также для преодоления затруднений в организации и деятельности школьных служб медиации нами была поставлены задачи исследования:

- представить особенности работы Службы школьной медиации на примере одной из школ;

- выявить результативность воспитательного влияния Службы школьной медиации на снижение конфликтности и агрессивности участников образовательных отношений (на примере снижения показателей буллинга);

- раскрыть отношение школьников к деятельности школьных медиаторов;

- определить оценку волонтёрами-медиаторами результативности их труда

Методология и методы исследования. для решения означенных задач был проведён анализ деятельности службы на базе одной из подмосковных школ, где этот инструмент урегулирования школьных конфликтов нашёл активное применение, а работа медиаторов-школьников стала традицией школы. Было важно

определить результативность службы по тому, как относятся к ней обучающиеся, сами волонтёры-медиаторы, а также по наличию позитивных изменений в жизни школы, в частности, по изменению частоты проявлений буллинга [1; 16; 20].

Методологической основой исследования явились: гуманистический подход, обусловливающий понимание человека как активной системы, способной к изменению и развитию в процессе педагогического взаимодействия; современные концепции управления конфликтом [6; 7; 14; 18; 21].

Нами использованы следующие теоретические методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта взаимодействия участников образовательного процесса

В построении эмпирического исследования были использованы: анкетирование и опрос

Анкетирование обучающихся проводилось с использованием анкет «Информация о работе школьной службы примирения», «Оцени себя» (выборка состояла из 324 человек; возраст - 1218 лет, 115 мальчиков и 209 девочек).

для анкетирования волонтёров-медиаторов использована анкета «Самооценка своей работы» (выборка состояла из 16 человек, возраст 14-17 лет, 13 девочек и 3 мальчика).

Был использован также опросник «к кому ты обратишься со своими проблемами?» .

Организация исследования и ход работы. Исследование проводилось с 2017 по 2021 гг на базе одной из школ Московской области В исследовании приняли участие 324 человека (115 юношей и 209 девушек), ученика 6-11 классов (возраст 12-18 лет), и 16 человек (возраст 14-17 лет), которые являются действующими волонтёрами-медиаторами

Исследование проводилось в два этапа. Первый этап исследования (2017-

2020 гг ) строился, исходя из следующих задач:

- представления особенностей работы Службы школьной медиации на примере одной из школ;

- выявления результативности воспитательного влияния Службы школьной медиации на снижение конфликтности и агрессивности участников образовательных отношений (на примере снижения показателей буллинга);

- определения отношения школьников к деятельности школьных медиаторов;

- определения оценки волонтёрами-медиаторами полезности их труда

кроме того, выявлялись основные трудности и помехи в работе Службы школьной медиации

Второй этап (2020-2021 гг. ) был по-свящён анализу полученных результатов

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов анкетных данных обучающихся «Информация о работе "Школьной службы примирения"» (6-11 классы) показал, что большинство респондентов (72,2%) сталкивались с конфликтами в школе, 32,8% сами являлись инициаторами или активными участниками конфликтов Положительные ответы преобладают у мальчиков По ответам респондентов, в школе преобладают конфликты между учениками (64,9%), на втором месте оказались конфликты учеников с учителями (22,2%) 95,4% учеников достаточно хорошо информировано о работе службы медиации и своих возможностях в части обращения за помощью Пятая часть ответивших обращалась за помощью к медиаторам Попробовать себя в роли медиатора хотели бы 36,5% юношей и 21,1% девушек (наибольшее количество желающих среди учеников 6 и 7 классов) Опыт работы школьными медиаторами уже имеют 76 человек (23,5%) из числа опрошенных (большинство девушек) Некоторые получили такой опыт, ещё обучаясь в начальной школе Большинство опрошен-

ных (70,7%) считают, что ШСМ нужна в школе (75% девушек и 62% юношей) . Таким образом, проблема разрешения конфликтов для семиклассников является актуальной, работа ШСП, по мнению учеников, нужна и востребована

Анализ результатов самооценки волонтёрами-медиаторами своей работы с использованием анкетирования «Самооценка своей работы в "Школьной службе примирения"» показал следующее: служба школьной медиации (СШМ) - это объединение участников образовательно-воспитательного процесса различных уровней (сотрудников образовательной организации, учеников, родителей и др ), направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности, с помощью медиативного подхода

Работа медиаторов рассматривается как добровольческая (волонтёрская) деятельность В настоящее время служба насчитывает 52 человека (6 педагогов, 2 родителя, 18 волонтёров-медиаторов из 8-11 классов, 14 из 5-7 классов, 12 помощников медиаторов из 3-4 классов)

Медиаторы видят цели своей деятельности:

- в содействии профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций;

- в обучении участников образовательного процесса конвенциональным способам разрешения споров и конфликтов (привлечение посредника, переговоры и т д );

- в помощи участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации

На практике респонденты реализуют такие задачи, как:

- проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов;

- обучение педагогов и школьников методам урегулирования конфликтов;

- организация просветительных мероприятий о принципах и технологии восстановительной медиации

Прежде чем приступить к работе, каждый из волонтёров-медиаторов проходит предварительное обучение принципам восстановительной медиации на семинарах и тренингах в объёме 12 часов по следующей тематике: организация школьной службы примирения; способы эффективного общения; конфликты и способы их разрешения; принципы и технологии работы медиатора; практическое занятие; технологии работы медиатора, коучинг в работе медиатора По итогам прохождения обучения и практического опыта работы не менее года медиатор получает сертификат школы

В Службе медиации применяются следующие формы работы: проведение примирительных встреч по мере востребованности, в том числе, с заключением примирительных соглашений, мониторинг соблюдения соглашения сторон, мониторинг конфликтов на перемене (медиаторы делятся на звенья и 1 раз в неделю дежурят на переменах на 3 этаже, где расположены 1-4 классы), подготовка просветительских мероприятий («Правовой марафон», «День психического здоровья»), участие во встречах медиаторов для обмена опытом, анализа работы (1 раз в 1,5-2 месяца)

Все респонденты отметили, что решили стать медиаторами, т к хотят приносить пользу Для 30% медиаторов важно иметь возможность оказать помощь конкретным людям, а возможность найти новых друзей оказалась ценной для 68,6% респондентов 43,8% отметили пользу от получения новых знаний и наличие возможности стать участником интересных мероприятий Все медиаторы высоко оценили общественную пользу и значимость своего труда (9,3 балла из 10), показатель удовлетворённости своей работой также оказался высоким (9,1 балл), свою актив-

ность в работе респонденты оценили в 7,8 баллов

81,3% респондентов отметили, что, став волонтёрами-медиаторами и выполняя общественно значимую работу, они стали чувствовать себя более счастливыми, а 93,7% удовлетворены своей работой, получают от этого удовольствие

9 школьных медиаторов стали увереннее в себе и нашли новых друзей . У некоторых появились новые цели в жизни и опыт, чтобы справиться со своими жизненными трудностями Приведённые показатели свидетельствуют об осознанном отношении школьников к делу, способности к рефлексии результатов своего труда, что характеризует их личностную зрелость

Заслуживает внимания школьных работников анализ результатов опроса «Оцени себя», показавший, что за время работы службы медиации школьный буллинг хоть и не исчез полностью, но частота этого явления имеет тенденцию к уменьшению . Наглядно это можно увидеть на рисунке 1

Случаи истинного буллинга (бул-линг I) (осознанная, повторяющаяся травля) отметили 19,7% респондентов, что на 7,7% меньше, чем в начале работы Службы (распределение среди мальчиков и девочек сопоставимо; при этом на начало работы Службы случаи буллинга I среди девочек были распространены чаще) Случаи буллинга II (случайные события с негативной оценкой) отметили 6,3% респондентов, это в 2 раза меньше, чем до начала работы Службы . Сохраняется общая тенденция - девочки отмечают эти эпизоды чаще Общее число жертв бул-линга (всех типов) за три года снизилось в 1,7 раза, значение индикатора буллинга уменьшилось на 1,5 (с 3,5 до 2,0).

Как правило, проявления буллинга (преимущественно вербального) встречаются со стороны одноклассников На уровне 12-13% сохраняется встречаемость буллинга со стороны других людей (часто имеется в виду кибербуллинг) Больше (почти в 2 раза) семиклассников отметили, что не подвержены воздей-

60,7%

- 2017 г., Щ- 2020 г.

Рис. 1 / Fig. 1. Распространение случаев буллинга в 2017 и 2020 среди семиклассников / Distribu-tionofcasesofbullyingin2017and2020 amongseventhgraders.

Примечание: 1 - случаи буллинга I, 2- случаи буллинга II, 3- общее количество жертв всех видов буллинга

ствию буллинга вообще (46,7% в 2020 г , вместо 23,8% в 2017 г. ). При этом, как правило, респонденты отмечают, чтов буллинге учсствувт2-о чзловека - это набз^о^Л^ениег^с^твопжт епределить круг лиц, охваченных данным явлением, в случае возникновения прецедента

В р0б0г. вп ресоон-

етов ]чкюле

оплто ихче иресплиивае, почэов 6 —оаз сопоаталось косиче—тео чиспондеотов то лраннинию г 2017 г., которые отметили гтчлкпоч—ние с еруппдтеоллеров 1болел 4 челои^к).!]^2Ог.чаще всегп биллинп исходил от лица отдельных одноклассников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аголиз -идовбуллинга попрзлл^тое шпoп»прeoPпрдеeт2еpбaльныИPyл-им»

(«другие ребята мешают мне свободно говорить, перебивают, критикуют, распро-строняютслухи, поэта човоооиза маед срродИ дают прозвища» и о п.). Иижчо, что за время работы Службы резко сократились случаи изоляции, отвержения В качестве причины позитивных из-р^^енлд мегзл выстууиоа иапольочкинос и рюзмажнисти ^аакс^и аааомещьюрвзт2Доым.И эчдвозмож-иостьлтэрыла длп ниxочyжбт мчдиаиои. ОО^ающвесо г^отт^^кои ь по-

cр»коркэ зоо з^^д^ептя влзниклющил чд-дносеай, это сти;( нормой. Так, на вопрос «К кому ты можешь обратиться со своими проблемами?» (рис 2) ^лашинзэчд рдстчндентов демчтзло (о 8,T%ИчтooT ратлусяк cвбтм-иди2»-

Щ- 2017 г., -2020 г.

Рис. 2 / Fig. 2. Результаты опроса «К кому ты обратишься со своими проблемами?» / The results of thesurvey'Towhomdoyouturnwithyourproblems?"

Примечание: 1 -кдрузьям;2- к учителю;3-к старосте класса;4 - к школьномупсихологу; 5 - к директору школы; 6 - к моим родителям; 7 - к другим родственникам; 8- в органы власти; 9 - к другомучеловеку;10-мнене к комуобратиться,нонужентакойчеловек; 11 - мненек кому об-ратиться,и мнениктоне нужен;12-кмедиаторукласса;13-вшкольную службупримирения; 14- другое.

лям (это 2,5 раза больше, чем четыре года назад), а также к друзьям (36,0%), другим родственникам и учителю (29,1%) количество семиклассников, которые готовы обратиться к психологу, выросло за четыре года в 3,5 раза. В 6,3 раза снизилось количество тех, кто отметил, что ему не к кому обратиться . В 12,6 раз выросло количество учащихся, готовых со своей проблемой обратиться к учителю

Обращение к медиатору в классе и обращение в службу медиации выбрали около 20% респондентов

Таким образом, степень доверия и частота обращений респондентов к окружающим, в том числе педагогам школы, стали выше, а также появилась возможность решения проблемы буллинга через обращение к школьным медиаторам

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей статье авторы стремились представить воспитательную результативность работы Службы школьной медиации на примере одной из школ Одним из главных воспитательных результатов деятельности Службы школьной медиации явилось снижение показателей буллинга, что может свидетельствовать о снижении конфликтности и агрессивности участников образовательных отношений (см рис 1)

Можем предположить, что ещё одной причиной таких позитивных изменений явилась сформированная у обучающихся норма обращаться за помощью к взрослым участникам образовательных отношений (см . Результаты опроса «К кому ты обратишься со своими проблемами?»), т к Служба медиации работала в том числе и над искоренением у школьников иррациональных убеждений, что обращение за помощью - проявление слабости

Для самих юных медиаторов работа в Службе оказалась весьма ценной, так как прибавила им уверенности, повлияла на поведенческую мотивацию, помогла найти новых друзей, дала новые знания и

возможность стать участником интересных дел Таким образом, волонтёрская деятельность, т. е . деятельность юных медиаторов, выступает надежной основой для прогнозируемо формирования у них гражданской активности

Решение задачи выявления отношения школьников к деятельности школьных медиаторов, позволяет сделать вывод, что ученики школы хорошо информированы о работе службы медиации и своих возможностях в части обращения за помощью (пятая часть всех обучающихся обращалась к медиаторам) Потенциальным следствием сотрудничества с медиаторами может обретение школьниками новой культуры решения раз конфликтов путём конструктивных переговоров

Подведём итог:

- работа Службы соотносится со значительным снижением случаев буллинга в школе;

- работа Службы школьной медиации нужна и востребована - так считают школьники, при этом многие из них хотели бы попробовать свои силы в качестве школьного медиатора;

- школьники информированы о работе Службы и готовы обращаться к медиаторам за помощью;

- сами волонтёры-медиаторы высоко оценивают свою работу в Службе по критериям полезности для себя и школы, общественной значимости, активности, удовлетворённости своим трудом

Таким образом, развитие служб школьной медиации является важной социальной новацией, востребованной жизнью, способствующей нормализации социально-психологического климата в школе деятельность школьной службы медиации играет важную роль в профилактике школьных конфликтов . Важно, что обучающиеся учатся брать на себя ответственность за выстраивание позитивных отношений с другими, за культуру взаимодействия, уважают права сверстников и взрослых При этом

существует необходимость совершенствования деятельности самих служб . И важнейшим условием для этого является анализ существующих трудностей через изучение опыта на месте, разработка методических рекомендаций и, конечно, обучение школьных работников медиативному подходу

В данной статье представлены далеко не все позитивные изменения в школе, которые обусловлены деятельностью

Службы медиации . Но даже представленные демонстрируют её воспитательные возможности, свидетельствуют в пользу создания подобных служб

Представленные в статье содержательные и организационные трудности могут стать подсказкой, которая укажет, на что обратить внимание при создании служб медиации

Статья поступила в редакцию 12.07.2022

литература

I. Андронникова О . О . Исследования представлений школьников об эффективности школьной службы медиации // Медиация в образовании: поликультурный контекст: материалы II Международной конференции / Красноярск, 24-26 сентября 2020 г. / под ред. О . Г. Смоляниновой . Красноярск: Издательство Сибирского федерального университета, 2020. С. 6-12 .

2 . Альтернативное разрешение споров: учебное пособие / под ред . Е. А . Борисовой . Москва: Горо-

дец, 2019 . 416 с.

3 . Борисова Т. С. Формирование и реализация социального потенциала молодёжи как соци-

ально-педагогическая проблема // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы IX Международной научно-практической конференции / Москва, 20-22 апреля 2016 г. Москва: Издательство Российского университета дружбы народов, 2016. С. 278-281. 4. Белоусова О . А . , Елисеева Л . Н . Служба школьной медиации в образовательных учреждениях // Медиация в современном мире: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Курск, 30 апреля 2019 г. Курск: Издательство Юго-Западного государственного университета, 2019 . С. 35-37.

5 . Бураго М . Е. , Гужва Е. А . Школьная медиация . Пути интеграции в систему воспитания образо-

вательных учреждений // Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации: сборник материалов / под ред. Г. В . Гордийчука. Москва: Центр защиты прав и интересов детей, 2020 С 29-35

6 . Волосовец Т. В . Основные положения Стратегии развития воспитания в Российской Феде-

рации до 2025 года // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: материалы IX Международной научно-практической конференции / Москва, Пушкино, 6-7 апреля 2016 г./ под ред. Г. П . Новиковой . Москва; Пушкино: Издательство Института развития образовательных технологий, 2016 . С. 51-56 .

7 Волосовец Т В Стратегические приоритеты развития воспитания детей и молодёжи // Воспитание и социализация: развитие социальной активности детей и молодёжи: сборник научных статей / под ред И В Вагнера Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2018 . С. 4-11.

8 . Воронцов Д . Б . Особенности буллинга в школе // Вестник Череповецкого государственного

университета. 2020. № 2 (95). С. 129-137. ЭОЬ 10.23859/1994-0637-2020-2-95-10.

9 . Выдрина И . П . , Хардикова Е. Л. Разрешение конфликтов в образовательной среде // Медиация

в современном мире: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Курск, 30 апреля 2019 г. Курск: Издательство Юго-Западного государственного университета, 2019 С 60-62

10 . Гринь Е. А. , Кобылинская С. В. Зарубежный и отечественный опыт использования процедуры

медиации и перспективы её применения Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2019 69 с

II. Гусейнов А. З . Педагогические особенности реализации медиации в разрешении школьных конфликтов // Развитие института медиации как инструмента повышения правовой культуры граждан: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции / Саратов, 30 октября 2020 г. Саратов: Наука, 2020. С. 10-12 .

12 . Жекулина Т. М . Травля в школе . Нарративный подход к работе с проблемой . Москва: Генезис,

13 . Ивченко И . И . Медиация как основной способ предупреждения и разрешения конфликтов среди детей школьного возраста // Вестник науки и образования . 2018 . №5 (41). Т. 2 . С. 115-117. 14. Коновалов А . Ю . Роль восстановительной медиации и службы примирения в рабочей программе воспитания образовательной организации // Медиация в образовании: поликультурный контекст: материалы II Международной конференции / Красноярск, 24-26 сентября 2020 г. / под ред. О. Г. Смоляниновой. Красноярск: Издательство Сибирского федерального университета, 2020 С 40-46

15 . Коряковцева О . А. Медиация в образовании: системный подход // Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации: сборник материалов / под ред . Г. В . Гордийчука . Москва: Центр защиты прав и интересов детей, 2020. С. 75-82. 16. Кривцова С. В. Вместе против насилия в школе. Организационная культура школы для профилактики насилия в ученической среде. Москва: Русское слово, 2018. 95 с.

17 . Машарова Т. В . Школьная медиация как условие реализации обучающимся доминанты пове-

дения // Развитие института медиации как инструмента повышения правовой культуры граждан: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции / Саратов, 30 октября 2020 г. Саратов: Наука, 2020. С. 200-203.

18 . Метлик И . В . Российские традиционные ценности в воспитании учащихся российской школы

// Воспитание и социализация: развитие социальной активности детей и молодёжи: сборник научных статей / под ред. И . В . Вагнера. Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2018 . С. 42-80.

19 . Мигунова А . В . Школьные службы медиации и примирения: текущее состояние и перспективы

развития // Вестник Нижегородского университета им. Н . И . Лобачевского . Серия: Социальные науки. 2021. № 4 (64) . С. 97-104. DOI: 10.13884/2310-7235-2018-3-97-114.

20 . Нестерова А. А. Предикторы школьной травли в отношении детей младшего подросткового

возраста со стороны сверстников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018 . № 3 . С. 97-114. DOI: 10.18384/2310-7235-20183-97-114

21. Савотина Н . А. Развитие социальной активности молодёжи в системе образования и воспитания // Воспитание и социализация: развитие социальной активности детей и молодёжи: сборник научных статей / под ред И В Вагнера Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2018 . С. 110-117.

22 . García-Raga L. , Grau Vidal R. , Boqué Torremorell M. C. School Mediation under the Spotlight: What

Spanish Secondary Students Think of Mediation // Journal of Educational, Cultural and Psychological Studies. 2019 . № 19 . P. 41-60 . DOI: 10.7358/ecps-2019-019-garc.

23 . Georgakopoulos A . , Duckworth C , Silverman Y. Supporting literacy and peace education with youth:

A community mentorship study // Peace Studies Journal. 2017 . № 10 (2). P. 24-41. 24. Gong T. , Ren Y. , Wu J. The associations among self-criticism, hopelessness, rumination, and NSSI in

adolescents: A moderated mediation model // Journal of adolescence . 2019 . № 72 . P. 1-9 . 25 . Samara M. , Burbidge V. , Asam A . E . Bullying and cyberbullying: Their legal status and use in psychological assessment // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2017. Vol. 14 (12). P. 149 . DOI: 10.3390/ijerph14121449.

1. Andronnikova O. O. [Research of schoolchildren's ideas about the effectiveness of school mediation services]. In: Smolyaninova O . G . , ed. Mediaciya v obrazovanii: polikul'turnyj kontekst: materialy II Mezhdunarodnoj konferencii / Krasnoyarsk, 24-26 sentyabrya 2020 g. [Mediation in education: a multicultural context: materials of the II International Conference / Krasnoyarsk, September 24-26, 2020]. Krasnoyarsk, Siberian Federal University Press Publ . , 2020, pp. 6-12 .

2 . Al'ternativnoe razreshenie sporov: uchebnoe posobie [Alternative dispute resolution: textbook]. Mos-

cow, Gorodec Publ. , 2019 . 416 p.

3 . Borisova T. S . [Formation and implementation of the social potential of youth as a socio-pedagogical

problem]. In: Vysshaya shkola: opyt, problemy, perspektivy: materialy IXMezhdunarodnoj nauchno-

2020 184 с

references

prakticheskoj konferencii / Moskva, 20-22 aprelya 2016g. [Higher school: experience, problems, prospects: materials of the IX International scientific and practical conference / Moscow, April 20-22, 2016]. Moscow, Publishing House of the Peoples' Friendship University of Russia, 2016, pp. 278-281. 4. Belousova O . A . , Eliseeva L. N . [School mediation service in educational institutions]. In: Mediaciya v sovremennom mire: problemy i perspektivy: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Kursk, 30 aprelya 2019g. [Mediation in the modern world: problems and prospects: materials of the All-Russian scientific and practical conference / Kursk, April 30, 2019]. Kursk, Southwestern State University Press Publ. , 2019, pp. 35-37.

5 . Burago M. E. , Guzhva E. A . [School mediation . Ways of integration into the system of education of

educational institutions]. In: Gordijchuk G . V. , ed. Vserossijskoe soveshchanie shkol'nyh sluzhb prim-ireniya i mediacii: sbornik materialov [All-Russian meeting of school services of reconciliation and mediation: collection of materials]. Moscow, Center for the Protection of the Rights and Interests of Children Publ. , 2020, pp. 29-35.

6 . Volosovec T. V. [Basic provisions of the Strategy for the development of education in the Russian

Federation until 2025]. In: Novikova G . P , ed. Innovacionnaya deyatel'nost' v doshkol'nom obrazova-nii: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Moskva, Pushkino, 6-7 aprelya 2016 g. [Innovative activity in preschool education: materials of the IX International scientific and practical conference / Moscow, Pushkino, April 6-7, 2016]. Moscow, Pushkino, Publishing House of the Institute for the Development of Educational Technologies, 2016, pp. 51-56.

7 . Volosovec T. V. [Strategic priorities for the development of education of children and youth]. In: Vag-

ner I . V , ed. Vospitanie i socializaciya: razvitie social'noj aktivnosti detej i molodyozhi: sbornik nauchnyh statej [Education and socialization: the development of social activity of children and youth: a collection of scientific articles]. Moscow, Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education Publ. , 2018, pp. 4-11.

8 . Voroncov D. B . [Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy

of Education]. In: Vestnik Cherepoveckogogosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Cherepovets State University], 2020, no . 2 (95), pp. 129-137. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-2-95-10.

9 . Vydrina I . P , Hardikova E . L. [Conflict resolution in the educational environment]. In: Mediaciya v

sovremennom mire: problemy i perspektivy: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Kursk, 30 aprelya 2019 g. [Mediation in the modern world: problems and prospects: materials of the All-Russian scientific and practical conference / Kursk, April 30, 2019]. Kursk, Southwestern State University Press Publ. , 2019, pp. 60-62.

10 . Grin' E. A . , Kobylinskaya S . V. Zarubezhnyj i otechestvennyj opyt ispol'zovaniya procedury mediacii i

perspektivy eyo primeneniya [Foreign and domestic experience in using the mediation procedure and prospects for its application]. Krasnodar, Kuban State Agrarian University Publ. , 2019. 69 p. 11. Gusejnov A . Z . [Pedagogical features of the implementation of mediation in resolving school conflicts]. In: Razvitie instituta mediacii kak instrumenta povysheniya pravovoj kul'tury grazhdan: sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Saratov, 30 oktyabrya 2020 g. [Development of the institution of mediation as a tool for improving the legal culture of citizens: collection of materials of the VI International Scientific and Practical Conference / Saratov, October 30, 2020]. Saratov, Nauka Publ. , 2020, pp . 10-12 .

12 . Zhekulina T. M. Travlya v shkole. Narrativnyj podhod k rabote s problemoj [Bullying at school. Narra-

tive approach to problem solving]. Moscow, Genezis Publ. , 2020. 184 p .

13 . Ivchenko I . I . [Mediation as the main way to prevent and resolve conflicts among schoolchildren]. In:

Vestnik nauki i obrazovaniya [Bulletin of science and education], 2018, no. 5 (41), vol. 2, pp. 115-117. 14. Konovalov A . Yu. [The role of restorative mediation and reconciliation service in the working program of education of an educational organization] In: Smolyaninova O G , ed Mediaciya v obrazovanii: polikul'turnyj kontekst: materialy II Mezhdunarodnoj konferencii / Krasnoyarsk, 24-26 sentyabrya 2020 g. [Mediation in education: a multicultural context: materials of the II International Conference / Krasnoyarsk, September 24-26, 2020]. Krasnoyarsk, Siberian Federal University Press Publ. , 2020, pp. 40-46. 15 . Koryakovceva O . A . [Mediation in education: a systematic approach]. In: Gordijchuk G . V. , ed. Vserossijskoe soveshchanie shkol'nyh sluzhb primireniya i mediacii: sbornik materialov [All-Russian meeting of school services for conciliation and mediation: collection of materials]. Moscow, Center for the Protection of the Rights and Interests of Children Publ. , 2020, pp . 75-82.

16 . Krivcova S . V. Vmeste protiv nasiliya v shkole. Organizacionnaya kul'tura shkoly dlya profilaktiki nasili-

ya v uchenicheskoj srede [Together against school violence . Organizational culture of the school for the prevention of violence in the student environment]. Moscow, Russkoe slovo Publ. , 2018. 95 p.

17 . Masharova T. V. [School mediation as a condition for students to implement the dominant behav-

ior]. In: Razvitie instituta mediacii kak instrumenta povysheniya pravovoj kul'tury grazhdan: sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Saratov, 30 oktyabrya 2020 g. [Development of the institution of mediation as a tool to improve the legal culture of citizens: collection of materials of the VI International Scientific and Practical Conference / Saratov, October 30, 2020]. Saratov, Nauka Publ . , 2020, pp . 200-203.

18 . Metlik I . V. [Russian traditional values in education of students of the Russian school]. In: Vagner I . V. ,

ed. Vospitanie i socializaciya: razvitie social'noj aktivnosti detej i molodyozhi: sbornik nauchnyh statej [Education and socialization: the development of social activity of children and youth: a collection of scientific articles]. Moscow, Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education Publ. , 2018, pp. 42-80.

19 . Migunova A . V. [School mediation and reconciliation services: current state and development pros-

pects]. In: Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki [Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky. Series: Social Sciences], 2021, no. 4 (64), pp. 97-104. DOI: 10.13884/2310-7235-2018-3-97-114.

20 . Nesterova A. A. [Predictors of school bullying in relation to children ofyounger adolescence by peers].

In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychological sciences], 2018, no. 3, pp. 97-114. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-3-97-114. 21. Savotina N. A. [The development of social activity of youth in the system of education and upbringing]. In: Vagner I . V. , ed. Vospitanie i socializaciya: razvitie social'noj aktivnosti detej i molodyozhi: sbornik nauchnyh statej [Education and socialization: the development of social activity of children and youth: a collection of scientific articles]. Moscow, Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education Publ. , 2018, pp. 110-117.

22 . García-Raga L . , Grau Vidal R. , Boqué Torremorell M. C. School Mediation under the Spotlight: What

Spanish Secondary Students Think of Mediation . In: Journal of Educational, Cultural and Psychological Studies, 2019, no. 19, pp. 41-60 . DOI: 10. 7358/ecps-2019-019-garc.

23 . Georgakopoulos A . , Duckworth C. , Silverman Y. Supporting literacy and peace education with youth:

A community mentorship study. In: Peace Studies Journal, 2017, no . 10 (2), pp . 24-41. 24. Gong T. , Ren Y. , Wu J. The associations among self-criticism, hopelessness, rumination, and NSSI in

adolescents: A moderated mediation model. In: Journal of adolescence, 2019, no . 72, pp. 1-9 . 25 . Samara M. , Burbidge V. , Asam A . E . Bullying and cyberbullying: Their legal status and use in psychological assessment. In: International Journal of Environmental Research and Public Health, 2017, vol. 14 (12), p. 149 . DOI: 10.3390/ijerph14121449.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

информация об авторах

Гордиенко Наталья Валентиновна - кандидат биологических наук, доцент кафедры общей психологии Института экспериментальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета; e-mail: gordienko . centr@mail. ru

Кирсанова Вероника Геннадиевна - кандидат психологических наук, заведующий кафедрой методики воспитания и дополнительного образования Академии социального управления; e-mail: kirsanova. v@bk. ru

Першина Людмила Алексеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры методики воспитания и дополнительного образования Академии социального управления; e-mail: lap0710@mail. ru

information about the authors

Natalia V. Gordienko - Cand. Sci. (Biological Sciences), Assoc. Prof, of the Department of General Psychology of the Institute of Experimental Psychology, Moscow State Psychological and Pedagogical University;

e-mail: gordienko . centr@mail. ru

Veronika G. Kirsanova - Cand. Sci. (Psychological Sciences), Head of the Department of Methods of Education and Additional Education, ASOU; e-mail: kirsanova . v@bk. ru

Lyudmila A. Pershina - Cand. Sci. (Psychological Sciences), Assoc . Prof, of the Department of Methods of Education and Additional Education, ASOU e-mail: lap0710@mail. ru

Гордиенко Н . В . , Кирсанова В . Г. , Першина Л . А . Оценка результативности работы школьной службы медиации как ресурса воспитания обучающихся // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика . 2022. № 3 . С. 29-42. ЭО!: 10.18384/2310-7219-2022-3-29-42

Gordienko N . V. , Kirsanova V. G . , Pershina L . A . Evaluation of the effectiveness of the school mediation service as a resource for educating students . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2022, no . 3, pp . 29-42. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-3-29-42

правильная ссылка на статью

for citation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.