Научная статья на тему 'ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ КАК РЕСУРС ВОСПИТАНИЯ'

ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ КАК РЕСУРС ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОД МЕДИАЦИИ / СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ / ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ / ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ / КОМФОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ВОЛОНТЕРЫ-МЕДИАТОРЫ / РЕСУРСЫ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев М. П., Першина Л. А.

Представлен порядок организации и содержания работы служб примирения в образовательных организациях, результаты исследования показателей уровня взаимодействия участников образовательных отношений в образовательной организации, использующей в своей работе метод медиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL MEDIATION SERVICE AS A RESOURCE OF EDUCATION

The article presents the procedure for organizing and maintaining the work of reconciliation services in educational organizations, the results of a study of indicators of the level of interaction between participants in educational relations in an educational organization that uses the mediation method in its work

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ КАК РЕСУРС ВОСПИТАНИЯ»

УДК 371 + 19.00.07 М.П. НЕЧАЕВ, Л.А. ПЕРШИНА

ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ КАК РЕСУРС ВОСПИТАНИЯ

Представлен порядок организации и содержания работы служб примирения в образовательных организациях, результаты исследования показателей уровня взаимодействия участников образовательных отношений в образовательной организации, использующей в своей работе метод медиации.

Ключевые слова: метод медиации, служба примирения, процедура медиации, принципы медиации, комфортная психологическая среда, психологический климат, волонтеры-медиаторы, ресурсы воспитания.

The article presents the procedure for organizing and maintaining the work of reconciliation services in educational organizations, the results of a study of indicators of the level of interaction between participants in educational relations in an educational organization that uses the mediation method in its work.

Keywords: mediation method, reconciliation service, mediation procedure, mediation principles, comfortable psychological environment, psychological climate, volunteer mediators, educational resources.

В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года министерством образования Московской области издан приказ от 18.09.2019 № 2511 «О создании служб медиации в образовательных организациях», согласно которому всем образовательным организациям Подмосковья до 30 сентября 2019 года было предписано организовать работу школьных служб медиации [2].

Актуальность таких служб усиливается в связи с задачами воспитания, прозвучавшими в «Примерной программе воспитания», разработанной в 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО [1]. Сейчас в школах на ее основе создаются рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы, включаемые в примерные ос© Нечаев М.П., Першина Л.А., 2021

новные образовательные программы, предусмотренные ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [3]. Педагоги осваивают современные технологии воспитательной работы, позволяющие вывести воспитательные системы школ на новый качественный уровень. Педагогическая наука и практика находятся в поиске современных воспитательных ресурсов, одним из которых может и должна стать школьная служба медиации.

На сегодняшний день во всех школах Подмосковья такие службы уже созданы и работают, более того, в целом ряде школ накоплен положительный опыт, который убеждает в эффективности использования метода медиации в управлении возникающими в образовательных организациях конфликтными ситуациями.

На наш взгляд, работа школьных служб медиации способна решить по

крайней мере две педагогические задачи. Первая, ожидаемая, - примирение конфликтующих сторон путем достижения договоренностей. А вторая, естественным образом следующая за первой, - собственно воспитательная, достижение ее возможно путем развития у школьников умения договариваться в эмоционально острых ситуациях. Развитие такого умения сопряжено с формированием эмоционального интеллекта растущих людей, социальная ценность которого уже давно определена и доказана психологами.

Воспитательное значение работы службы медиации определяется и принципами ее применения:

1. Добровольность - участие в медиации происходит по доброй воле конфликтующих сторон, что означает и наличие возможности для них в любое время выйти из процедуры (если что-то пойдет не так).

2. Конфиденциальность - все происходящее подчиняется правилу «здесь и теперь» (при условии, что нет угрозы чьей-либо жизни и здоровью).

3. Взаимоуважение сторон - подразумевает корректность всех участников медиативной сессии, соблюдение правил процедуры медиации, недопустимость деструктивной коммуникации даже в эмоционально сильных ситуациях.

4. Равные права и виноватой, и пострадавшей сторон.

5. Нейтральность и беспристрастность медиатора как гарантия его справедливости по отношению ко всем сторонам конфликта.

6. Прозрачность - понятность для участников правил как процедуры медиации, так и ее последствий.

Воспитательный ресурс метода медиации определяется еще и тем, что

решение о прекращении спора принимается исключительно конфликтующими сторонами, что, несомненно, развивает их личностную ответственность. Роль посредника сводится к грамотной организации примирительного диалога.

Наши предположения о значимости этого довольно нового вида воспитательной работы школ полезно подкрепить мнениями тех, на чье воспитание эта работа направлена. В связи с этим в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов», г.о. Ступино Московской области, где служба медиации работает с 2015 года, педагогом-психологом Н.В. Гордиенко под нашим научным руководством было проведено исследование, направленное на изучение отношения школьников к службе медиации, оценки ими ее целесообразности и роли в устранении возникающих в школьной жизни деструктивных явлений. Выборка составила 305 человек: 98 - учащиеся 5-х классов, 102 - учащиеся 6-х классов и 105 - учащиеся 7-х классов.

Исследование показало, что с конфликтами в школе сталкивались 72,2% учеников, причем 32,8% из них сами являлись их инициаторами (в основном это мальчики). Наиболее часто возникают конфликты между учениками (64,9%), за ними следуют конфликты учеников с учителями (22,2%).

Практически все школьники (95,4%) хорошо информированы о работе школьной службы медиации и ее возможностях, почти пятая часть из них обращались за помощью к медиаторам. Таким образом, проблема разрешения конфликтов для школьников является актуальной, а служба медиации - нуж-

ной (так высказались 70,7% опрошенных учеников).

Востребованность службы примирения вызвана, по мнению учащихся, и проявлениями буллинга, с которым столкнулись 19,7% респондентов. При этом отмечены как случаи истинного буллинга (осознанная травля, которая началась недавно, повторяется по несколько раз в неделю, у жертвы истощены ресурсы для сопротивления), так и симптомов буллинга (случайные события с негативными эмоциональными последствиями). Анализ видов буллинга показал, что преобладает вербальный буллинг («другие ребята мешают свободно говорить, перебивают, критикуют, распространяют слухи, плохо говорят за моей спиной, дают прозвища» и т.п.). Респонденты отмечали, что в буллинге участвуют 2-4 человека (тенденция общая для 2015 и 2019 годов). Как правило, проявления буллинга (преимущественно вербального) встречаются со стороны одноклассников, в 12-13% случаев ребята сталкиваются с буллингом со стороны

других людей (чаще всего это кибер-буллинг).

Исследование показало, что общее число жертв буллинга с начала работы службы медиации снизилось в 1,7 раза, значение индикатора буллинга уменьшилось на 1,5 (с 3,5 до 2,0), к тому же резко сократились случаи изоляции и отвержения ребят одноклассниками. Почти в два раза (с 23,8% в 2015-м до 46,7% в 2019 году) увеличилось количество школьников, которые отметили, что освободились от воздействия буллинга. В 2019 году стало в два раза больше респондентов, которые отметили, что в школе никто их не преследовал. Почти в шесть раз по сравнению с 2015 годом сократилось количество респондентов, отметивших столкновение с группой буллей. В 2019 году буллинг исходил от отдельных одноклассников.

По сравнению с показателями 2015 года резко сократились случаи изоляции, отвержения учеников сверстниками. Более наглядно сказанное представлено на рис. 1.

(слева) - в 2015 году; ^((справа) - в 2019 году

Рис. 1. Сравнительные показатели случаев школьного буллинга в 2015 и 2019 годах: 1 - случаи истинного буллинга; 2 - случаи симптомов буллинга; 3 - общее количество жертв всех видов буллинга

Таким образом, приведенные данные делают очевидной положительную роль школьной службы медиа-

ции в уменьшении проявлений бул-линга в школе. И хотя ребята все еще сталкиваются со случаями буллинга,

но частота его проявления имеет тенденцию к уменьшению. Это обстоятельство может быть результирующим показателем работы службы медиации.

Интересно и то, что работа службы повысила доверие к педагогам школы.

Так, количество учащихся, готовых со своей проблемой обратиться к учителю, увеличилось в 12,6 раза; готовых обратиться к психологу - в 3,5 раза. В 6,3 раза снизилось количество тех, кто отметил, что ему не к кому обратиться (рис. 2).

I I (слева) - в 2015 году; ^((справа) - в 2019 году

Рис. 2. Результаты опроса «К кому ты обратишься со своими проблемами»: 1 - к друзьям; 2 - к учителю; 3 - к старосте класса; 4 - к школьному психологу; 5 - к директору школы; 6 - к моим родителям; 7 - к другим родственникам; 8 - в органы власти; 9 - к другому человеку; 10 - мне не к кому обратиться, но нужен такой человек; 11 - мне не с кому обратиться, но мне никто не нужен; 12 - к медиатору класса; 13 - в школьную службу примирения; 14 - другое

По результатам исследования, опыт работы школьными медиаторами за четыре года приобрели 76 человек. Хотели бы себя попробовать в этой роли 36,5% юношей и 21,1% девушек. Наибольший интерес к работе медиатора проявляют ученики 5-7-х классов, некоторые из них получили опыт юного медиатора, еще обучаясь в начальной школе, другие были вдохновлены примером сверстников.

Для всех юных медиаторов важно иметь возможность оказать помощь конкретным людям, а возможность найти новых друзей оказалась ценной для 68,6% респондентов. 43,8% медиаторов отметили пользу от получения

новых знаний и наличие возможности стать участником интересных мероприятий. Все медиаторы высоко оценили общественную пользу и значимость своей деятельности (в среднем 9,3 балла из 10), их удовлетворенность своей работой также находится на высоком уровне (9,1 балла). Свою активность в работе респонденты оценили в 7,8 балла. 81,3% респондентов отметили, что, став волонтерами-медиаторами и выполняя общественно значимую работу, почувствовали себя более счастливыми. Большинство школьных медиаторов стали увереннее в себе и нашли новых друзей. У некоторых ребят появились новые цели в жизни

и опыт, чтобы справиться со своими жизненными трудностями. Таким образом, работа в службе медиации позволила школьникам обрести именно те поведенческие паттерны, которые являются смыслообразующими для формирующейся личности.

Показательным, на наш взгляд, стало и улучшение психологического климата в ученических классах на 2019 учебный год. Большинство учащихся 5-7-х классов (77,3%) оценивают климат как благоприятный. Высокую благоприятность отметили 28,5% учеников, среднюю - 48,8%. Неблагоприятность климата для себя отметили 10,5% учеников. Значения в разных классах отличаются, но все же положительные характеристики психологического климата преобладают в оценках всех учеников. Качественный анализ ответов школьников показал, что более 57% респондентов удовлетворены взаимоотношениями в классе.

Таким образом, пятилетний опыт работы службы медиации в отдельно взятой школе достаточно убедительно продемонстрировал ее положительное воздействие на следующие показатели:

• формирование у школьников значимых личностных качеств;

• установление благопритяного психологического климата в ученических классах;

• усиление доверия к взрослым участникам образовательных отношений;

• повышение качества взаимодействия школьников, проявившееся в снижении показателей случаев буллинга;

• повышение альтруистической направленности школьников, демонстрируемой их готовностью стать волонтерами-медиаторами.

Следует сказать, что в последующих исследованиях мы планируем проанализировать влияние деятельности медиаторов-волонтеров на развитие их социального интеллекта, который, несомненно, является одним из важней-щих показателей воспитанности растущего человека.

Итак, признание школьниками положительной роли службы медиации в улучшении школьной жизни очевидно. А полученные результаты позволяют с уверенностью характеризовать школьную медиацию как весомый ресурс воспитательной работы, что может стать дополнительным основанием для развития сети служб медиации в школах нашей страны.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Апробация и внедрение примерной программы воспитания. URL: http://form.instrao.ru (дата обращения: 18.12.2020).

2. О создании служб медиации в образовательных организациях: приказ Министерства образования Московской области от 18.09.2019 № 2511. URL: https://mo.mosreg.ru/dokumenty/ deyatelnost-sistemy-obrazovaniya/profilaktika-asocialnyh-yavleniy/14-04-2020-18-56-14-prikaz-ministerstva-obrazovaniya-moskovskoy-oblast (дата обращения: 18.12.2020).

3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. от 08.12.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.