УДК 371 + 19.00.07 М.П. НЕЧАЕВ, Л.А. ПЕРШИНА
ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ КАК РЕСУРС ВОСПИТАНИЯ
Представлен порядок организации и содержания работы служб примирения в образовательных организациях, результаты исследования показателей уровня взаимодействия участников образовательных отношений в образовательной организации, использующей в своей работе метод медиации.
Ключевые слова: метод медиации, служба примирения, процедура медиации, принципы медиации, комфортная психологическая среда, психологический климат, волонтеры-медиаторы, ресурсы воспитания.
The article presents the procedure for organizing and maintaining the work of reconciliation services in educational organizations, the results of a study of indicators of the level of interaction between participants in educational relations in an educational organization that uses the mediation method in its work.
Keywords: mediation method, reconciliation service, mediation procedure, mediation principles, comfortable psychological environment, psychological climate, volunteer mediators, educational resources.
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года министерством образования Московской области издан приказ от 18.09.2019 № 2511 «О создании служб медиации в образовательных организациях», согласно которому всем образовательным организациям Подмосковья до 30 сентября 2019 года было предписано организовать работу школьных служб медиации [2].
Актуальность таких служб усиливается в связи с задачами воспитания, прозвучавшими в «Примерной программе воспитания», разработанной в 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО [1]. Сейчас в школах на ее основе создаются рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы, включаемые в примерные ос© Нечаев М.П., Першина Л.А., 2021
новные образовательные программы, предусмотренные ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [3]. Педагоги осваивают современные технологии воспитательной работы, позволяющие вывести воспитательные системы школ на новый качественный уровень. Педагогическая наука и практика находятся в поиске современных воспитательных ресурсов, одним из которых может и должна стать школьная служба медиации.
На сегодняшний день во всех школах Подмосковья такие службы уже созданы и работают, более того, в целом ряде школ накоплен положительный опыт, который убеждает в эффективности использования метода медиации в управлении возникающими в образовательных организациях конфликтными ситуациями.
На наш взгляд, работа школьных служб медиации способна решить по
крайней мере две педагогические задачи. Первая, ожидаемая, - примирение конфликтующих сторон путем достижения договоренностей. А вторая, естественным образом следующая за первой, - собственно воспитательная, достижение ее возможно путем развития у школьников умения договариваться в эмоционально острых ситуациях. Развитие такого умения сопряжено с формированием эмоционального интеллекта растущих людей, социальная ценность которого уже давно определена и доказана психологами.
Воспитательное значение работы службы медиации определяется и принципами ее применения:
1. Добровольность - участие в медиации происходит по доброй воле конфликтующих сторон, что означает и наличие возможности для них в любое время выйти из процедуры (если что-то пойдет не так).
2. Конфиденциальность - все происходящее подчиняется правилу «здесь и теперь» (при условии, что нет угрозы чьей-либо жизни и здоровью).
3. Взаимоуважение сторон - подразумевает корректность всех участников медиативной сессии, соблюдение правил процедуры медиации, недопустимость деструктивной коммуникации даже в эмоционально сильных ситуациях.
4. Равные права и виноватой, и пострадавшей сторон.
5. Нейтральность и беспристрастность медиатора как гарантия его справедливости по отношению ко всем сторонам конфликта.
6. Прозрачность - понятность для участников правил как процедуры медиации, так и ее последствий.
Воспитательный ресурс метода медиации определяется еще и тем, что
решение о прекращении спора принимается исключительно конфликтующими сторонами, что, несомненно, развивает их личностную ответственность. Роль посредника сводится к грамотной организации примирительного диалога.
Наши предположения о значимости этого довольно нового вида воспитательной работы школ полезно подкрепить мнениями тех, на чье воспитание эта работа направлена. В связи с этим в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов», г.о. Ступино Московской области, где служба медиации работает с 2015 года, педагогом-психологом Н.В. Гордиенко под нашим научным руководством было проведено исследование, направленное на изучение отношения школьников к службе медиации, оценки ими ее целесообразности и роли в устранении возникающих в школьной жизни деструктивных явлений. Выборка составила 305 человек: 98 - учащиеся 5-х классов, 102 - учащиеся 6-х классов и 105 - учащиеся 7-х классов.
Исследование показало, что с конфликтами в школе сталкивались 72,2% учеников, причем 32,8% из них сами являлись их инициаторами (в основном это мальчики). Наиболее часто возникают конфликты между учениками (64,9%), за ними следуют конфликты учеников с учителями (22,2%).
Практически все школьники (95,4%) хорошо информированы о работе школьной службы медиации и ее возможностях, почти пятая часть из них обращались за помощью к медиаторам. Таким образом, проблема разрешения конфликтов для школьников является актуальной, а служба медиации - нуж-
ной (так высказались 70,7% опрошенных учеников).
Востребованность службы примирения вызвана, по мнению учащихся, и проявлениями буллинга, с которым столкнулись 19,7% респондентов. При этом отмечены как случаи истинного буллинга (осознанная травля, которая началась недавно, повторяется по несколько раз в неделю, у жертвы истощены ресурсы для сопротивления), так и симптомов буллинга (случайные события с негативными эмоциональными последствиями). Анализ видов буллинга показал, что преобладает вербальный буллинг («другие ребята мешают свободно говорить, перебивают, критикуют, распространяют слухи, плохо говорят за моей спиной, дают прозвища» и т.п.). Респонденты отмечали, что в буллинге участвуют 2-4 человека (тенденция общая для 2015 и 2019 годов). Как правило, проявления буллинга (преимущественно вербального) встречаются со стороны одноклассников, в 12-13% случаев ребята сталкиваются с буллингом со стороны
других людей (чаще всего это кибер-буллинг).
Исследование показало, что общее число жертв буллинга с начала работы службы медиации снизилось в 1,7 раза, значение индикатора буллинга уменьшилось на 1,5 (с 3,5 до 2,0), к тому же резко сократились случаи изоляции и отвержения ребят одноклассниками. Почти в два раза (с 23,8% в 2015-м до 46,7% в 2019 году) увеличилось количество школьников, которые отметили, что освободились от воздействия буллинга. В 2019 году стало в два раза больше респондентов, которые отметили, что в школе никто их не преследовал. Почти в шесть раз по сравнению с 2015 годом сократилось количество респондентов, отметивших столкновение с группой буллей. В 2019 году буллинг исходил от отдельных одноклассников.
По сравнению с показателями 2015 года резко сократились случаи изоляции, отвержения учеников сверстниками. Более наглядно сказанное представлено на рис. 1.
(слева) - в 2015 году; ^((справа) - в 2019 году
Рис. 1. Сравнительные показатели случаев школьного буллинга в 2015 и 2019 годах: 1 - случаи истинного буллинга; 2 - случаи симптомов буллинга; 3 - общее количество жертв всех видов буллинга
Таким образом, приведенные данные делают очевидной положительную роль школьной службы медиа-
ции в уменьшении проявлений бул-линга в школе. И хотя ребята все еще сталкиваются со случаями буллинга,
но частота его проявления имеет тенденцию к уменьшению. Это обстоятельство может быть результирующим показателем работы службы медиации.
Интересно и то, что работа службы повысила доверие к педагогам школы.
Так, количество учащихся, готовых со своей проблемой обратиться к учителю, увеличилось в 12,6 раза; готовых обратиться к психологу - в 3,5 раза. В 6,3 раза снизилось количество тех, кто отметил, что ему не к кому обратиться (рис. 2).
I I (слева) - в 2015 году; ^((справа) - в 2019 году
Рис. 2. Результаты опроса «К кому ты обратишься со своими проблемами»: 1 - к друзьям; 2 - к учителю; 3 - к старосте класса; 4 - к школьному психологу; 5 - к директору школы; 6 - к моим родителям; 7 - к другим родственникам; 8 - в органы власти; 9 - к другому человеку; 10 - мне не к кому обратиться, но нужен такой человек; 11 - мне не с кому обратиться, но мне никто не нужен; 12 - к медиатору класса; 13 - в школьную службу примирения; 14 - другое
По результатам исследования, опыт работы школьными медиаторами за четыре года приобрели 76 человек. Хотели бы себя попробовать в этой роли 36,5% юношей и 21,1% девушек. Наибольший интерес к работе медиатора проявляют ученики 5-7-х классов, некоторые из них получили опыт юного медиатора, еще обучаясь в начальной школе, другие были вдохновлены примером сверстников.
Для всех юных медиаторов важно иметь возможность оказать помощь конкретным людям, а возможность найти новых друзей оказалась ценной для 68,6% респондентов. 43,8% медиаторов отметили пользу от получения
новых знаний и наличие возможности стать участником интересных мероприятий. Все медиаторы высоко оценили общественную пользу и значимость своей деятельности (в среднем 9,3 балла из 10), их удовлетворенность своей работой также находится на высоком уровне (9,1 балла). Свою активность в работе респонденты оценили в 7,8 балла. 81,3% респондентов отметили, что, став волонтерами-медиаторами и выполняя общественно значимую работу, почувствовали себя более счастливыми. Большинство школьных медиаторов стали увереннее в себе и нашли новых друзей. У некоторых ребят появились новые цели в жизни
и опыт, чтобы справиться со своими жизненными трудностями. Таким образом, работа в службе медиации позволила школьникам обрести именно те поведенческие паттерны, которые являются смыслообразующими для формирующейся личности.
Показательным, на наш взгляд, стало и улучшение психологического климата в ученических классах на 2019 учебный год. Большинство учащихся 5-7-х классов (77,3%) оценивают климат как благоприятный. Высокую благоприятность отметили 28,5% учеников, среднюю - 48,8%. Неблагоприятность климата для себя отметили 10,5% учеников. Значения в разных классах отличаются, но все же положительные характеристики психологического климата преобладают в оценках всех учеников. Качественный анализ ответов школьников показал, что более 57% респондентов удовлетворены взаимоотношениями в классе.
Таким образом, пятилетний опыт работы службы медиации в отдельно взятой школе достаточно убедительно продемонстрировал ее положительное воздействие на следующие показатели:
• формирование у школьников значимых личностных качеств;
• установление благопритяного психологического климата в ученических классах;
• усиление доверия к взрослым участникам образовательных отношений;
• повышение качества взаимодействия школьников, проявившееся в снижении показателей случаев буллинга;
• повышение альтруистической направленности школьников, демонстрируемой их готовностью стать волонтерами-медиаторами.
Следует сказать, что в последующих исследованиях мы планируем проанализировать влияние деятельности медиаторов-волонтеров на развитие их социального интеллекта, который, несомненно, является одним из важней-щих показателей воспитанности растущего человека.
Итак, признание школьниками положительной роли службы медиации в улучшении школьной жизни очевидно. А полученные результаты позволяют с уверенностью характеризовать школьную медиацию как весомый ресурс воспитательной работы, что может стать дополнительным основанием для развития сети служб медиации в школах нашей страны.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Апробация и внедрение примерной программы воспитания. URL: http://form.instrao.ru (дата обращения: 18.12.2020).
2. О создании служб медиации в образовательных организациях: приказ Министерства образования Московской области от 18.09.2019 № 2511. URL: https://mo.mosreg.ru/dokumenty/ deyatelnost-sistemy-obrazovaniya/profilaktika-asocialnyh-yavleniy/14-04-2020-18-56-14-prikaz-ministerstva-obrazovaniya-moskovskoy-oblast (дата обращения: 18.12.2020).
3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. от 08.12.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.12.2020).