К 70-летию Н. Г. Апухтиной
Нина Георгиевна АПУХТИНА
Доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Специалист в области методологии науки, истории отечественной философии, глобалистики. Рецензент научного журнала «Вестник культуры и искусств»
УДК 378
Р. В. Пеннер
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Южно-Уральский государственный университет E-mail: penner.r.v@gmail.com
СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ...
Каким образом слово становится ценностью? Это происходит на уровне тела. Теория телесного слова сформулирована в «Миш-ле»: словарь этого историка, таблица его слов-ценностей имеют своим организующим началом физический трепет, пристрастие... к тем или иным историческим телам. Тем самым, проходя через более или менее сложные опосредования, образуются слова «любимые», «благоприятные» (в магическом смысле), «чудесные» (радостно сияющие).
Барт Р. Ролан Барт о Ролане Барте. М., 2002. С. 101.
Каким образом описать в слове своего учителя? Вот он, реальный человек, стоящий перед тобой, излучающий тепло своей улыбкой. И вот оно слово, такое гибкое и пластичное, встраиваемое в различные дискурсы и выстраивающее дискурсы вокруг себя...
Первое слово описания своего учителя — это само слово учитель. Кажется, что в философском дискурсе возможен лишь один учитель, и им должна быть истина. Но что есть истина? И кто может назвать себя истиной обученным? А вот учитель — это тот, кто
приоткрывает перед тобой завесу. Кажется, в этом мире все так просто и ясно: предметы расставлены по местам, у каждого есть свое имя. Но проникает в нашу «пещеру» учитель, и показывает, что есть тень, а что реальность. И получается, что само слово учитель приоткрывает столькие смыслы, которые как бы иммобильно и законсервировано присутствовали в нем.
Учитель — это «взрослое» слово. И вместе с тем кажется, что оно блуждает между двумя полюсами: с одной стороны, учительница — та, что дает мне базовую кальку этого мира; а с другой — мудрец, что открывает мне истину. Так вот, учитель не является ни тем, ни другим. Он что-то срединное между готовой картиной и необъятной мудростью.
Пришедшие в Челябинскую государственную академию культуры и искусств (на тот момент), мы, аспиранты Нины Георгиевны Апухтиной, были «застрявшими» между готовой картиной мира с ясными ответами,
Научный профиль К 70-летию Н. Г. Апухтиной
упакованными в знаниевой парадигме (чем больше знаешь слов, тем умнее), и каким-то в то время не отрефлексированным зовом к чему-то большему, тому, что за «ширмой». И Нина Георгиевна сразу приняла нас как своих. Хотя на тот момент «своими» мы не были. Да, мы изучали философию в университете, но это изучение не было профессиональным. Мы двигались к философии, ясно не представляя себе, к чему же ведет это движение.
Ощущения и впечатление от первой встречи с человеком остаются с тобой многие годы. Ты пришел на эту встречу из совсем другого мира со своими «большими» идеями, проектами, со своей юношеской заносчивостью. А тебя так просто усаживают напротив и внимательно выслушивают, не перебивают, не осмеивают, что-то уточняют. И ты понимаешь, что, наверное, твои проекты не такие гениальные, какими казались час назад, но что-то в твоих идеях есть, и это что-то можно развернуть в нечто большее. Потом ты выступаешь на круглых столах и конференциях, проговариваешь со своим научным руководителем ключевые аспекты, не можешь ответить на ее вопросы, ищешь ответы сам, долго ищешь, задаешь вопросы. И вот когда нашел ответы, твой руководитель становится для тебя самой сильной опорой в научном мире, ключевой поддержкой. Это учитель, который не просто вывел тебя на свет ис-
тины, но помог адаптироваться к этому новому миру в свете солнца.
И вот теперь встает вопрос, каким же учителем стала для нас Нина Георгиевна? Это настоящий учитель, не только в науке, но и в жизни. Нина Георгиевна — удивительно гармоничный человек, добрый и сильный. Кажется, что эта гармония проявляется во всем: ее словах, жестах, улыбке, а главное — в ее поступках.
Трудно не вспомнить наставления Сенеки: «У выступающих с речами перед публикой и желающих добиться от нее похвал одно намеренье, у старающихся пленить слух молодежи и бездельников — другое. Философия же учит делать, а не говорить. Она требует от каждого жить по ее законам, чтобы жизнь не расходилась со словами и сама из-за противоречивых поступков не казалась пестрой. Первая обязанность мудрого и первый признак мудрости — не допускать расхождения между словом и делом и быть всегда самим собою» (Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Письмо XX).
В свое время нам посчастливилось прийти учиться в Челябинскую государственную академию культуры и искусств, поступить в аспирантуру, проникнуться живой атмосферой рождения и становления философской мысли на кафедре философских наук и повстречать мудрого учителя философии, такого целостного и настоящего, нашего научного руководителя Нину Георгиевну Апухтину!
Вниманию научного сообщества!
В Челябинском государственном институте культуры готовится к изданию
в 2020 году монография Нины Георгиевны Апухтиной
ОТ ИСТОКОВ К ОСНОВАНИЯМ ГЛОБАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ
Исследуются истоки и основания современной глобально-экологической культуры мышления, которые весьма интенсивно вырабатывались отечественной мыслью со второй половины XIX в. до наших дней. Активный поиск оптимальных путей выхода из сложившейся катастрофической ситуации на планете отличает именно российскую философию и науку, несмотря на многообразные препятствия, имевшие место в их истории. Адресовано философам, преподавателям социально-гуманитарных дисциплин, аспирантам и студентам вузов.