Научная статья на тему 'Синтез философии и науки'

Синтез философии и науки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
284
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синтез философии и науки»

К 65-ЛЕТИЮ Н. Г. АПУХТИНОИ

В. С. Невелева

СИНТЕЗ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ

Беседу с доктором философских наук Н. Г. Апухтиной ведет доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философских наук Челябинской государственной академии культуры и искусств В. С. Невелева.

Нина Георгиевна Апухтина -

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философских наук Челябинской государственной академии культуры и искусств, заслуженный работник высшей школы

В нашем вузе Н. Г. Апухтина работает более 40 лет, и многие преподаватели академии были ее студентами, аспирантами, соискателями. Нина Георгиевна имеет основательную научную базу, окончив аспирантуру при кафедре философии естественных факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова и докторантуру при кафедре истории философии Уральского государственного университета им. А. М. Горького (ныне -УрФУ им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина). Ее докторская диссертация на тему «Отечественные истоки глобально-экологического мышления: историко-философский анализ» (2000) была рекомендована Президиумом ВАК РФ к монографированию.

С 1983 по 2002 г. Нина Георгиевна возглавляла кафедру философских наук, совмещая преподавательскую, учебную, научно-исследовательскую работу. В эти годы она была инициатором и руководителем крупных коллективных госбюджетных исследований кафедры: «Философия человека в контексте культуры» (с 2000 г.), «Совершенствование теории и практики преподавания социо-гуманитарных дисциплин в вузе культуры и искусства» (1983-2002); ряда региональных и всероссийских научных конференций: «Пути формирования культуры студенческой молодежи» (1991), «Проблема духовности человека в раскрывающихся горизонтах отечественной философии» (1993), «Современная западная философия: мир человека и мир культуры на пороге третьего тысячелетия» (1995), «Философское сознание в постмарксистском состоянии» (1996), «Человек - экология - культура» (1997)и др.

С 2002 по 2006 г. в качестве проректора по научной работе Нина Георгиевна являлась одним из инициаторов и организаторов ряда крупных научных проектов - «Возрождение культуры народов Урала», «Лазаревские чтения», «Природное и культурное наследие Урала», Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура», «Молодежь в науке и культуре XXI века». Некоторые из них на сегодняшний день стали регулярными и являются широко известными научной общественности России и зарубежья. Нина Георгиевна - один из инициаторов открытия в академии аспирантуры по философии и докторского диссертационного совета, уч-

187

реждения периодического научного журнала «Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств». По инициативе Нины Георгиевны с 2006 по 2010 г. в академии работал Региональный институт философских и культурологических исследований (РИФКИ), в составе которого осуществляли подготовку диссертаций по философии и культурологии более двух десятков аспирантов.

Нина Георгиевна - автор нескольких монографий, научный редактор более 75 сборников научных материалов, более 300 научных работ, учебных пособий, учебно-методических изданий; член трех диссертационных советов при Челябинской государственной академии культуры и искусств и Челябинском государственном университете.

В течение пятнадцати лет Нина Георгиевна руководит научной работой аспирантов и соискателей, 20 из которых на сегодняшний день успешно защитили кандидатские диссертации по культурологии и философским наукам в диссертационных советах Челябинска, Магнитогорска, Тюмени, Кемерово, Саранска. За эти годы при ее самом активном участии на кафедре философских наук сложилась научно-педагогическая школа. Многие из ее учеников ныне работают в вузах городов Урала, являются руководителями подразделений, активно продолжают самостоятельные научные исследования.

Об истоках и основных направлениях своей научной деятельности Нина Георгиевна рассказала нам в интервью.

Кого Вы считаете своими наставниками и учителями? Без кого Ваш путь в науку и в науке мог бы не состояться и не быть столь уверенным и успешным?

Истоки жизни каждого человека связаны с возможностями, заложенными родителями, в моем случае отцом Федором Никитиевичем Ро-миным и мамой Зоей Семеновной Вяткиной -людьми трудо- и жизнелюбивыми, оптимистичными, ответственными за любое дело.

В наше время было в ходу понятие любимый учитель; для меня это целая плеяда школьных учителей - Мария Даниловна Семахина, Семен Григорьевич Шор, Исаак Григорьевич Кляйнершехет, Раиса Филипповна Петрачен-кова и мн. др. Во время учебы в Челябинском педагогическом институте для профессии, жизни многое мне помогли понять и освоить, как ни парадоксально, «обществоведы» -Э. А. Ершова, Р. П. Ратникова, Ф. Е. Губниц-кий, В. Н. Лежнев, Е. Н. Алешко. Это они ковали характер, трудолюбие, добросовестность, тягу к новому. Непосредственные помощники в моем научном становлении - доктор философских наук, профессор П. Е. Сивоконь (МГУ им. М. В. Ломоносова) и доктор философских наук, профессор, академик РАЕН Б. В. Емельянов (УрГУ им. А. М. Горького).

Как бы Вы определили магистральную линию в Ваших научных интересах? Какие из Ваших собственных научных достижений (идей, работ) Вы считаете наиболее значимыми?

Центральной темой, очевидно, стала тема связи философии и науки (на материале современной биологии), когда серьезному анализу был подвергнут принцип редукционизма, возобладавший во второй половине ХХ в. и тормозивший становление теоретической биологии. В докторском исследовании связь философии и науки была также центральной. Именно этот синтез позволил понять становление глобально-экономической культуры мышления в конце ХХ в. и доказать глубокую укорененность проблематики в отечественной философии и науке начиная с середины XIX в. Это убеждение позволило критически пересмотреть гипертрофированную оценку «Римского клуба», теоретиков ряда экологических движений мира. Глобальные проблемы современности получили развернутый анализ причин, понятийный статус, оптимальную классификацию и т. д.

Каковы другие направления Вашей научной деятельности? Чем обусловлен интерес к тем темам, проблемам в науке, которые в разное время становились или являются сейчас значимыми для Вас?

188

Раскрытые в диссертационных исследованиях темы настолько широки и с точки зрения современности обладают повышенным метафизическим смыслом, содержанием и функционированием, что исчерпать их не представляется возможным. Это фронтальная тема, захватившая не только меня, но и большинство моих учеников (М. П. Меняева, Л. И. Бахтеева, И. А. Сапожникова, Н. Ф. Герман, Л. Д. Александрова, В. К. Биче-оол, П. Ф. Сумской, Е. П. Емченко, Я. В. Криво-спицкая и др.).

Вы давно и успешно руководите научной работой аспирантов и соискателей. Что для себя в этой работе Вы считаете наиболее важным, с какими сложностями, трудностями она для Вас сопряжена?

Начиная работу, даже знакомство с аспирантом, я стремлюсь очертить круг его интересов, любопытств, несогласий со сложившейся в науке или практике позицией. Это позволяет ему уточнить целый веер тем, определить актуализм, выбрать наиболее значимую с точки зрения науки проблему и начать ее освоение. Моих аспирантов отличают четкие формы работы, предоставление ее в срок и даже раньше, своевременная защита, причем не только в академии, но и в

диссоветах других вузов и городов (Магнитогорск, Тюмень, Кемерово, Саранск). Работа над текстом, кристаллизация идей, яркое выступление на защите, краткие и четкие ответы на вопросы членов диссовета, как правило, приводят к успешной и блестящей защите, беспроблемному утверждению ВАКом.

Как бы Вы обозначили перспективы собственной научной деятельности? С чем Вы их связываете?

Конечно, одна из проблем - продолжение собственных изысканий. Так, неожиданно энтропийные события в Украине актуализировали вопросы глобализации, геополитики, сдвига цивилизации с индустриального состояния к потребительско-досуговому. Актуализированы вопросы о границах и возможностях толерантности, сегодняшнем содержании духовной составляющей человека и социума. Для различных поисков еще в самом начале 2000-х гг. была создана программа «Философия человека в контексте культуры», составившая основу научно-педагогической школы, в которую с 2003 г. входят доктор философских наук, профессор Н. Г. Апухтина, доктор философских наук, профессор В. С. Невелева и более 30 учеников.

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.