Научная статья на тему 'Словесное воздействие как коммуникативные способности учителя'

Словесное воздействие как коммуникативные способности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
СЛОВО / РЕЧЬ / ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ / СЛОВЕСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ражабова Ирода Хамидовна, Шукурова Мадина Уктам Кизи

В статье рассмотрены коммуникативные способности учителя, как влияет речевая способность учителя на профессионализм педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Словесное воздействие как коммуникативные способности учителя»

СЛОВЕСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК КОММУНИКАТИВНЫЕ

СПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЯ 1 2 Ражабова И.Х. , Шукурова М.У.

1Ражабова Ирода Хамидовна - преподаватель, кафедра дошкольного образования; 2Шукурова Мадина Уктам кизи - студент, факультет дошкольного и начального образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены коммуникативные способности учителя, как влияет речевая способность учителя на профессионализм педагога. Ключевые слова: слово, речь, профессия педагога, коммуникабельность, словесное воздействие.

Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений

Декарт

Словесное воздействие учителя имеет важное значение, так как показывает культурный уровень учителя в общении с учеником. Потому что, "интеллект, знания и уровень культуры, мышление выражаются в определенной степени в словах. В культуре обращения слово приобретает безумную силу - силу языка" (Азиз Юнусов). Учитель, применяющий словесное воздействие в своей педагогической деятельности на практике, должен обладать навыками управления своими эмоциями, творческим воздействием и выражать свои чувства только для реализации учебно-воспитательной цели, а также не травмировать сердце ученика неуместными словами, не выходить из норм педагогического такта при четком выражении слов. Следующие размышления Декарта о силе слова также напрямую касаются учителей: «Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений».

При этом следует особо отметить, что сладкоречивость учителя может как актерский талант. Учитель не может запоминать готовый текст, как актер, но он творит каждый раз, когда произносит текст на уроке. Словесное воздействие требует от учителя правильного мышления, техники педагогических способностей, творчества.

Жесты и мимика учителя усиливают словесное воздействие. Мимика и жесты должны соответствовать громкости звука в речи. Предупреждающие слова, воздействие на основе искусства общения, указания, побуждающие к выполнению задания, являются словесно влияющими компонентами. Единство жестов и мимических движений в слове должно усиливать объем и выразительность передаваемой информации. При любых обстоятельствах учитель должен иметь специальные слова, которые приведут к разрешению ситуации в классе.

Наглядный пример подготовки учителя к будущему диалогу с учениками класса приводит Д.Ф. Самуйленков в своей книге «Мастерство, педагогический такт - это авторитет учителя» пишет следующее: «Когда я иду из учительской в VIII "б" класс, я сгоняю улыбку с лица. Перед тем как войти в класс, я сознательно останавливаюсь на мгновение и исправляюсь, даю себе серьезный, почти не ничего не выражающий вид. С учениками я разговариваю мало, очень четко, резко. Не допускаю шутливого тона. Я не сажусь, пока объясняю тему, я официально общаюсь с детьми. Мне нелегко поддерживать такой ритм, но я привык к этому, потому что в этот момент я не могу вести себя по-другому в этом классе: класс быстро впечатляется, быстро "выходит из берегов и трудно снова вернуться в русло"». Эти рассуждения ученого до сих пор не утратили своей силы. Он побуждает учителя серьезно размышлять практически перед каждым поступком. Действительно, любая шутка или «прикол» учителя может сразу дать обратную реакцию.

Даже легкий юмор может быть очень «опасным» после того, как ученики класса сконцентрировались на своем теме и создали рабочее настроение.

При словесном воздействии речь учителя должна быть невероятно лаконичной, легкой и вежливой, интонации должны использоваться уместно.

Словесное воздействие в коммуникативных отношениях, возникающих в настоящее время в деятельности учителя, невероятно разнообразно, включает в себя относительно самостоятельное проявление непосредственного педагогического воздействия. Знание, понимание, экспрессивное, социально-традиционное общение, безусловное понимание человеческого состояния - это виды коммуникативных отношений, которые постоянно применяются в педагогической деятельности учителя. При организации воспитательного процесса необходимо предусмотреть их.

Особые требования предъявляются к культуре педагогического обращения и доброму слову воспитателя, что связано со значением слова, особенно при организации педагогического воздействия. В речи нравственность и страсть проявляются как важные человеческие качества, эти качества, составляющие педагогического мастерства учителя. Вежливость - способность учителей и воспитателей в процессе индивидуальной работы в классе организовывать диалог как с учащимися, так и с родителями, с целью достижения определенной воспитательной цели. Учитель должен вести регулярную работу над собой для того, чтобы формировать в себе лучшие человеческие качества, которые имеют важное значение в профессиональном мастерстве учителя.

Можно порекомендовать следующие системы личного самообразования, связанные с коммуникабельностью, касающимися педагогической деятельности учителя.

1. Осуществление самореализации с точки зрения профессиональной деятельности (выявление в общении положительных и слабых сторон личных мнений в процессе взаимного обмена мнениями) и на этой основе разработка программы самообразования на основе взаимного обмена мнениями.

2. Оценивать свою профессиональную деятельность желательно по следующим направлениям: анализировать впечатления, полученные после общения с людьми, анализировать последние случаи общения с учащимися, анализировать свои достижения и недостатки в общения, иметь представление о том, как оцениваются ваши возможности в общении с окружающими (коллектив учителей, родителей, учащихся).

3. Работа на основе специализированных саморегулируемых «аутогенных» упражнений по развитию в себе основных особенностей гуманизма.

4. Формирование навыков общения с учащимися и родителями в ведении различных общественных работ, обмене мнениями.

5. Создание системы ситуаций, которые формируют опыт преодоления негативных настроений при словесном воздействии и развивают доброжелательные отношения.

6. Умение грамотно и лаконично составлять предложения является одним из самых необходимых коммуникативных навыков для каждого преподавателя предмета, изучаемого в образовательных учреждениях.

На основе этой предлагаемой системы педагогическая деятельность формирует гуманизм и вежливость, которые являются одним из личностных качеств учителя, которые определяют мастерство педагога. Во время профессиональной деятельности педагог совершенствует силу воздействия речи. Он стремится использовать всё богатство слова - красоту, выразительность, впечатляющее воздействие. Ведь умение красиво и выразительно говорить - это тоже искусство и профессионализм учителя, во многом определён этим умением. Независимо от того, какой предмет преподается, основным оружием учителя является слово, которое демонстрирует коммуникативные способности, основанные на силе слова.

Список литературы

1. Самуйленков Д.Ф. Мастерство, педагогический такт - это авторитет учителя. М.: Просвещение, 1990. 254 с.

2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие / М.: ТЦ Сфера, 2010. 128 с.

3. Атаева Г.И., Тураева Г.Х. Перевод как средство взаимосвязи мировой культуры // Academy. № 12 (51), 2019. С. 65-67.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Халилова Ф.М.

Халилова Феруза Маматкуловна - преподаватель, кафедра методики начального образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется значение ИКТ в обучении студентов компетенции в преподавании биологии и преподавания.

Ключевые слова: модульное обучение, компетенция, интерактивное, проблемное обучение, электронный учебник.

Учитель определяет основные компетенции, обозназначенные в учебной программе для формирования основных компетенций у студентов. Затем он выбирает технологию обучения на основе предмета и компетенций, которые будут сформулированы. Преподавание биологии широко используется в дидактических играх, модульном обучении, совместном обучении, решении проблем, технологиях проектирования и традиционных образовательных технологиях. Образование должно быть активным и интерактивным в формировании компетенций у учащихся. При пассивном подходе учитель описывает тему. Учащийся слушает их и записывает соответствующие части. Читает домашние задания из учебников. При этом между учащимся и учителем устанавливается односторонняя связь. Учащийся приобретает знания в зависимости от своего уровеня способностей, интереса, желания. Это не гарантирует усвоение образовательного контента. Чтобы развить компетенции студентов возможны применения следующих подходов.

Активный подход. Учитель прилагает все усилия, чтобы представить содержание обучения, используя доказательства, наглядные пособия и учебные материалы. Учитель обменивается идеями со студентами и дает им творческую работу и практические задания. Студенты делают свою домашнюю работу, работая самостоятельно.

Интерактивный подход. Студентам предоставляется возможность обмениваться информацией: обсуждать проблемы, которые ждут своего решения, решать их и работать вместе, чтобы найти решение. Они демонстрируют свои знания друг другу на основе информации, которую они получили. Они вдохновляют друг друга. Полное понимание содержания изучаемой темы достигается в процессе обсуждения. Интерактивный подход позволяет студентам полностью развить свои компетенции.

Метод проектирования - это система обучения, в которой учащиеся приобретают знания, навыки и квалификацию при планировании, разработке и выполнении все более сложной задачи. Студенты осуществляют проекты, связанные с проблемными вопросами (творчество, информация, общение и т.д). Модульная технология обучения предполагает применение теоретических знаний на практике. Он включает в себя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.