Научная статья на тему 'Формирование компетенций у учащихся в процессе обучения биологии'

Формирование компетенций у учащихся в процессе обучения биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халилова Феруза Маматкуловна

В статье анализируется значение ИКТ в обучении студентов компетенции в преподавании биологии и преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций у учащихся в процессе обучения биологии»

Список литературы

1. Самуйленков Д.Ф. Мастерство, педагогический такт - это авторитет учителя. М.: Просвещение, 1990. 254 с.

2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие / М.: ТЦ Сфера, 2010. 128 с.

3. Атаева Г.И., Тураева Г.Х. Перевод как средство взаимосвязи мировой культуры // Academy. № 12 (51), 2019. С. 65-67.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Халилова Ф.М.

Халилова Феруза Маматкуловна - преподаватель, кафедра методики начального образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется значение ИКТ в обучении студентов компетенции в преподавании биологии и преподавания.

Ключевые слова: модульное обучение, компетенция, интерактивное, проблемное обучение, электронный учебник.

Учитель определяет основные компетенции, обозназначенные в учебной программе для формирования основных компетенций у студентов. Затем он выбирает технологию обучения на основе предмета и компетенций, которые будут сформулированы. Преподавание биологии широко используется в дидактических играх, модульном обучении, совместном обучении, решении проблем, технологиях проектирования и традиционных образовательных технологиях. Образование должно быть активным и интерактивным в формировании компетенций у учащихся. При пассивном подходе учитель описывает тему. Учащийся слушает их и записывает соответствующие части. Читает домашние задания из учебников. При этом между учащимся и учителем устанавливается односторонняя связь. Учащийся приобретает знания в зависимости от своего уровеня способностей, интереса, желания. Это не гарантирует усвоение образовательного контента. Чтобы развить компетенции студентов возможны применения следующих подходов.

Активный подход. Учитель прилагает все усилия, чтобы представить содержание обучения, используя доказательства, наглядные пособия и учебные материалы. Учитель обменивается идеями со студентами и дает им творческую работу и практические задания. Студенты делают свою домашнюю работу, работая самостоятельно.

Интерактивный подход. Студентам предоставляется возможность обмениваться информацией: обсуждать проблемы, которые ждут своего решения, решать их и работать вместе, чтобы найти решение. Они демонстрируют свои знания друг другу на основе информации, которую они получили. Они вдохновляют друг друга. Полное понимание содержания изучаемой темы достигается в процессе обсуждения. Интерактивный подход позволяет студентам полностью развить свои компетенции.

Метод проектирования - это система обучения, в которой учащиеся приобретают знания, навыки и квалификацию при планировании, разработке и выполнении все более сложной задачи. Студенты осуществляют проекты, связанные с проблемными вопросами (творчество, информация, общение и т.д). Модульная технология обучения предполагает применение теоретических знаний на практике. Он включает в себя

разделение изучаемого предмета на относительно небольшие фрагменты мыслительных модулей. Программа модуля предназначена для индивидуальной, небольшой группы, командной работы. У студентов будет самостоятельная учебная деятельность. Таким образом, учитель определяет, какие компетенции используются при формировании компетенций в процессе обучения, в первую очередь по содержанию учебной программы по биологии, а затем при формулировании этих элементов компетенции целенаправленно выбирает одну из технологий и организовывает урок (проект тренировки).

Согласованное использование педагогических и информационных технологий является ключевой задачей в нормативных документах, принятых для повышения эффективности процесса. Действительно, в эпоху глобализации информации важно повысить эффективность обучения с использованием образовательных и педагогических технологий в образовательном процессе. Информационные технологии, используемые в преподавании биологии, имеют следующие функции:

Образовательная: предоставляет студентам всесторонние знания основных и дополнительных материалов по предмету, основных понятий и их интерпретаций, различных таблиц, диаграмм, сложного научного и производственного опыта;

направление образовательной деятельности студентов: поскольку студенты работают с образовательными, модельными и контрольными программами, которые являются продуктами информационных технологий эти программы сочетают учебную деятельность студентов и управление студентами, чтобы получить более глубокие и сильные знания;

иллюстративная: анимационные файлы, которые являются продуктами информационных технологий, в отличие от других инструментов обучения, изображают биологические процессы динамичным образом;

контролирующая: все формы образования: аудиторная, внеклассная деятельность, а также на всех этапах курса; контроль и оценка приобретенных знаний, умений и навыков учащихся;

развивающая: в соответствии с уровнем сложности заданий в контрольных заданиях для контороля приобретённых знаний, умений учащихся: репродуктивный, продуктивный, частичный исследовательский и творческий характер усиливает стремление учащихся к следующему уровню задач в соответствии с их знаниями, потребностями и интересами, а также укрепляет основы науки, содаёт почву и даёт возможность развития личности;

Принимая во внимание вышеупомянутые цели информационных технологий в преподавании биологии, задача состоит в том, чтобы определить способы использования их в образовательном процессе.

Одной из основных задач преподавателей, работающих в системе образования, является повышение интереса учащихся к изучению основ науки и обеспечение их компетенции в развитии навыков самостоятельного и творческого мышления.

Информационные технологии играют важную роль в решении этих проблем. Уроки с использованием информационных технологий богаты информацией и проходят визуально, интерактивно. Это обеспечивает основу для плодотворного обучения студентов, развивая у них компетенции преподавания уроков биологии. Использование информационных и коммуникационных технологий повышает способность учащихся визуализировать, абстрагировать и запоминать такие процессы, как клетки, ткани, химические элементы, атомы, молекулы, обмен веществ и обмен энергии, фотосинтез и биосинтез белка.

Список литературы

1. Толипова Ю.О., Гафуров А.Т. Методика преподавания биологии. Учебник для вузов. Ташкент. ТГПУ, 2012.

2. Турдиева Г. Возможности программного обеспечения dreamweaver для создания образовательных сайтов // Научно-методический журнал "ACADEMY" Российский-импакт фактор:0.19. № 5 (44). 2019.

3. Атаева Г.И., Акобирова Л. About role of information technologies in modern education // Молодой ученый, 2016. № 10. С. 1165-1166.

ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЛИКАТНОСТИ

1 2 Баротова Ш.С. , Саидмуродова А.К.

1Баротова Шохида Сайфуллоевна - преподаватель, кафедра дошкольного образования;

2Саидмуродова Анора Камоловна - студент, факультет дошкольного и начального образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: педагогическая деликатность - одно из важных качеств учителя. Деликатность - этическое качество личности, выражающееся как предупредительность, вежливость в обращении с людьми и вещами, мягкость в общении и отношениях к чему бы то ни было. Это качество учителя позволяет педагогу не терять своего самообладания в различных ситуациях, что очень часто вызывает уважение учеников.

Ключевые слова: педагогическая деликатность, поведение, гармоничный человек, требовательность и жесткость, чувство доверия.

Невероятно сложный процесс, когда учитель не может влиться в среду учащихся. Но его педагогическая деятельность ведется непосредственно среди учащихся. Укрепление взаимоотношений с чувством доверия и дружбы требует от учителя серьезной психологической подготовки. Для этого учитель должен, прежде всего, сразу же выразить свое отношение и дать справедливую оценку различным педагогическим ситуациям, которые часто бывают в детском коллективе, в котором собираются дети с разным характером. Учитель должен уметь правильно воспринимать поведение учащихся, предвидеть ситуации, вовремя применять воспитательные методы, проявлять в обращении с учащимися чувство сдержанности, терпения, гуманности и доброты. Эти обязанности возлагаются на учителя, и он должен соблюдать это необходимое условие так называемого педагогического контроля, который является необходимым условием педагогической деятельности.

Педагогическая дисциплина означает, что учитель имеет чувство такта, выражающее морально-нравственный образ, или придерживается правил поведения и нравственности. Педагогический контроль является инструментом организации взаимодействия учителя с учащимися. Говоря психологическим языком, деликатность - это личные человеческие качества, воплощенные в устойчивых представлениях человека в определённой форме.

Нормы педагогического контроля требуют, чтобы учитель, прежде всего, обладал высокими человеческими качествами. Ведь одной из основных целей системы образования и воспитания является воспитание личности, которая является основой будущего государства. Воспитанием образованной, просвещенной молодежи, способной мыслить высоко, самостоятельно занимается учитель. Поэтому нынешний учитель демократического общества должен быть, прежде всего, гармоничным человеком, обладать прекрасными знаниями, профессионалом своего дела. Педагогическая дисциплина в поведении учителя - это процесс, который формируется в определенный период, ее специфика непрерывно меняется в результате развития общества.

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.