Научная статья на тему 'Роль коммуникативной компетенции в эффективной координации профессиональной деятельности учителей начального образования'

Роль коммуникативной компетенции в эффективной координации профессиональной деятельности учителей начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Дилрабо Рустамовна

В данной статье рассматривается роль коммуникативной компетенции в эффективной координации профессиональной деятельности учителей начального образования. Коммуникативная компетенция является надпрофессиональной компетенцией, определяющей способность педагога решать определенный круг задач. Должное внимание уделяется раскрытию содержания базовых понятий «компетенция» и «компетентность», и даются обобщенные характеристики общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль коммуникативной компетенции в эффективной координации профессиональной деятельности учителей начального образования»

РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ЭФФЕКТИВНОЙ КООРДИНАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Абдуллаева Д.Р.

Абдуллаева Дилрабо Рустамовна - преподаватель начальных классов,

Школа № 47,

Джандарский район, Бухарский область, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается роль коммуникативной компетенции в эффективной координации профессиональной деятельности учителей начального образования. Коммуникативная компетенция является надпрофессиональной компетенцией, определяющей способность педагога решать определенный круг задач. Должное внимание уделяется раскрытию содержания базовых понятий «компетенция» и «компетентность», и даются обобщенные характеристики общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций.

Ключевые слова: компетентность, коммуникативная компетенция, начального образования.

В современном образовательном пространстве для достижения наилучших результатов работы, повышения качества образования, достижения поставленных целей педагогу необходимо обратить внимание на свой уровень развития компетенций. Компетентностный подход в образовании - главная составляющая новой парадигмы образования, ориентированной на результат. Об этом и говорит в своих научных трудах И.А. Зимняя [1].

По мнению исследователей (Б. Оскарссон, А.В. Хуторской) [2], коммуникативную компетенцию можно отнести к базовым навыкам - «это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и многообразных ситуациях работы и социальной жизни».

Надпрофессиональные навыки (надпрофессиональные компетенции) -навыки, которые позволяют повысить эффективность профессиональной деятельности. К надпрофессиональным навыкам относятся: целеустремленность и целенаправленность; владение литературной и деловой и письменной речью на родном языке; владение иностранным языком; умение пользоваться компьютерной техникой; знание психологии и этики общения; умение управлять временем; умение работать в команде (лидерские навыки); умение рефлексии; творческое мышление; способность адаптироваться в изменяющихся условиях; способность к саморазвитию и самообразованию; [2].

Коммуникативная компетенция педагога начального общего образования -это интегративное качество личности, предусматривающее ценностное отношение педагога к процессу общения, знания и навыки, необходимые для осознанного эффективного социального взаимодействия (при сохранении индивидуальности каждого элемента социума) с целью передачи, взаимообмена информацией, установления контактов, управления ситуацией с помощью вербальных и невербальных средств. Под интегративным качеством личности (с точки зрения философии) понимается элемент подструктуры личности, обладающий направленностью, способностью к саморазвитию и функционированию. В системе интегративных качеств ведущая роль принадлежит базисным качествам. Интегративные качества связывают личностные качества вокруг направленности личности. Ценностное отношение педагога к процессу общения включает: понимание роли обучающегося как субъекта учебной деятельности, создание отношений сотрудничества с детьми младшего школьного возраста и их родителями,

использование возможностей учебного материала для формирования и развития личности обучающегося.

Сущность коммуникативной компетенции педагога начального общего образования состоит в системных изменениях знаний и умений педагога, направленных на поиск наиболее эффективных способов решения жизненных ситуаций, реализуя приемы, направленные на осуществление неразрушающего взаимодействия между учителем и обучающимся.

По нашему мнению, процесс коммуникации педагога начального общего образования - это не общение ради общения, а общение целенаправленное, управляемое педагогом, имеющее синергетическое начало. Опираясь на теоретические исследования в определении понятий компетентность и компетенция, мы пришли к выводу, что содержание коммуникативной компетенции педагога начального общего образования включает в себя:

- сочетание алгоритмизации деятельности педагога при учете практического опыта;

- психологическая и личная готовность педагога к деятельности, основанная на интеграции теоретических знаний, практических умений и навыков;

- знание методов обучения и реализация их в деятельности.

Специфика педагога начального общего образования заключается в особом отношении к обучающимся начальной школы с учетом их возрастных, в том числе и психологических особенностей. Именно педагогу важно рассматривать процесс общения в начальной школе как двусторонний, когда все его участники становятся полноправными партнерами. Педагог с развитыми коммуникативными умениями способен организовать такую образовательную среду, благодаря которой у ребенка появляется интерес, желание вместе думать, высказывать различные точки зрения, формулировать идеи, ставить цель. Очень важным является создание педагогом такой среды, которая мотивирует обучающихся на дальнейшие достижения и интеллектуальное развитие.

Уровень развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования виден не только на каждом уроке. Как только учитель заходит в класс, по вербальным признакам еще совсем маленькие ученики интуитивно видят установку учителя. Отсюда и появляются у обучающихся страх или уверенность в своих ответах, действиях, дальнейшее желание учиться. Установки могут быть разные: продуктивные (на успех в деятельности, на самораскрытие, самообразование, на выражение любви к детям, на служении обществу) и непродуктивные (на материальное благополучие, избегание трудностей, самовозвышение за счет других, случайные установки, потребность во власти). Учителю, идущему в своей профессиональной деятельности к ученику, необходимо всегда представлять свою установку каждый урок, каждый момент общения. У любого учителя есть свои приемы результативного общения на уроке: «Удивляй» - интересное начало урока, «Отдыхай» - заранее продуманные возможности для интеллектуального отдыха, переключения на другой вид деятельности, «Запоминай» - необходимо продумать различные приемы повторения учебного материала с целью за-крепления его в памяти. Во всем важно соблюдать принцип меры.

Отношение учеников к учителю складывается не только из результатов общения, важно еще и общее зрительное восприятие (внешний вид, жесты, манеры, взгляд, улыбка), через которое «проглядывает» степень готовности учителя к взаимодействию. Все эти невербальные компоненты слабо осознаются и трудно контролируются самим учителем, однако оказывают сильное влияние на детей, особенно восприимчивы дети младшего школьного возраста. По результатам наблюдений учителя начальных классов знают, что младшие школьники порой копируют внешний облик педагога, его жесты, манеры и т.д. Компетентному педагогу необходимо уделять внимание всем компонентам образа учителя. Как правило,

невербальные признаки подтверждаются вербальными компонентами педагогического общения.

Компетентный педагог считает нужным, как инструмент для лучшего усвоения знаниевой составляющей, использовать результативное общение, формирование доброжелательного эмоционального климата на уроке, позитивную мотивацию школьников к учению. Результативность процесса общения определяется в первую очередь системой ценностей педагога, которая включает: понимание роли обучающегося как субъекта учебной деятельности, создание отношений сотрудничества с детьми, использование возможностей учебного материала для формирования и развития личности обучающегося.

Список литературы

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

2. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования / Б. Оскарссон // Оценка качества профессионального образования. Доклад ; под общ. ред. В. И. Байденко, Дж.В. Зантворта. Европейский фонд подготовки кадров; Проект ДЕЛФИ. М., 2001. 52 с.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Азимова Ф.Р.

Азимова Феруза Рахимовна - преподаватель начальных классов, Школа № 41, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрыты основные формы, методы и технологии, от которых зависит успешность современного урока. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен стать прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Учитель и ученик - это единое целое: учимся вместе, помогаем друг другу. Роль учителя - направлять и осуществлять контроль за деятельностью обучающихся.

Ключевые слова: современный урок, метод, технология, начального образования.

Новые социальные запросы, отраженные в ГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». [1]

Сегодня в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать, писать, но и привить ему очень важные новые умения:

1 группа - это универсальные учебные действия, которые составляют основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно - смысловых и операционных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.