Научная статья на тему 'Повышение культуры речи будущего учителя как педагогическая проблема'

Повышение культуры речи будущего учителя как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
742
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РИТОРИКА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / КУЛЬТУРА РЕЧИ / КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ / РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ / EDUCATION SYSTEM / REFORM / INTELLECTUAL POTENTIAL / RHETORIC / COMMUNICATIVE COMPETENCE / DEVELOPMENT OF THE SPEECH / STANDARD OF SPEECH / CULTURE OF BEHAVIOR / SPEECH ETIQUETTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халилова Р.Р.

Традиционные формы обучения утрачивают свое значение, все шире используются активные методы обучения, которые вовлекают студентов в активную учебно-познавательную деятельность. Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются по-знавательный интерес и творческое мышление. Они строятся в ос-новном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладе-нии обучающимися знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Характеризуются высоким уровнем активности как обучающихся так и обучаемых. Формируются навыки профессио-нальной деятельности, развивается внимание, речь, творческие спо-собности, умение находить оптимальные решения, предсказывать результат. Активные методы обучения являются универсальным средством профессионально-личностного развития студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF THE STANDARD OF SPEECH OF THE FUTURE TEACHER AS THE PEDAGOGICAL PROBLEM

Traditional forms of education lose the value, all are more widely used active methods of training which involve students in active educational cognitive activity. Active call methods at which use educational activity has creative character, the cognitive interest and creative thinking are formed. They are under construction generally on the dialogue assuming a free exchange of opinions on solutions of this or that problem on independent mastering the trained knowledge in the course of vigorous cognitive activity. Are characterized by the high level of activity as trained and trained. Skills of professional activity are formed, the attention, the speech, creative abilities, ability to find optimum solutions develops, to predict result. Active methods of training are a universal remedy of professional and personal development of the student.

Текст научной работы на тему «Повышение культуры речи будущего учителя как педагогическая проблема»

В сказках просто и естественно ставятся проблемы воспитания у молодежи чувства прекрасного, формирования моральных черт. Сказка внушает детям, что жизнь жестоко наказывает легкомыслие тех, кто не ценит главного в жизни - повседневного, упорного и не понимает основной ценности человека - трудолюбия.

Таким образом, педагогические сокровища народа далеко не исчерпали себя. Более того, они будут постоянно возрастать. В этом бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу.

Haitova N. I. Narodnaja skazka kak sredstvo nravstvennogo vospitanija detej mladshego shkol'nogo vozrasta/ N. I. Haitova // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 1. - 2015. - S. 17-23.

Сведения об авторе.

Насиба Хаитова, преподаватель. Бухарский государственный университет (Бухара, Узбекистан).

© Н. И. Хаитова, 2015.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015. — • —

УДК 37.0

ПОВЫШЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Р. Р. Халилова, Бухарский государственный университет, независимый соискатель (Бухара, Узбекистан) , e-mail: psixologiya_jurnali@rambler.ru

Резюме. Традиционные формы обучения утрачивают свое значение, все шире используются активные методы обучения, которые вовлекают студентов в активную учебно-познавательную дея-

тельность. Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении обучающимися знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Характеризуются высоким уровнем активности как обучающихся так и обучаемых. Формируются навыки профессиональной деятельности, развивается внимание, речь, творческие способности, умение находить оптимальные решения, предсказывать результат. Активные методы обучения являются универсальным средством профессионально-личностного развития студента.

Ключевые слова: система образования, реформа, интеллектуальный потенциал, риторика, коммуникативная компетенция, развитие речи, культура речи, культура поведения, речевой этикет.

"Новое поколение, образованная, свободная от всяких пережитков прошлого молодежь становится сегодня решающей движущей силой демократизации, либерализации, обновления и уверенного прогресса страны", сказал президент Узбекистана Ислам Каримов, выступая на международной конференции "Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны", состоявшейся в Ташкенте. Так же он подчеркнул, что все, что сделано и делается в Узбекистане по реализации программы реформирования системы образования, в первую очередь отвечает долгосрочным интересам, реалиям и особенностям достаточно сложного этапа современного развития страны [4].

Также отмечает глава нашего государства: «Исторически сложилось так, что на пороге ХХ! века в Республике Узбекистан сформирован интеллектуальный потенциал, который по своему уровню развития, инновационным открытиям, возможностям превосходит сегодня многие развивающиеся страны мира, а во многом и не уступает экономически развитым странам. Без преувеличения можно сказать, что фундамент уникального и прекрасного здания науки, интеллектуального потенциала Узбекистана был заложен много веков назад. Мы вправе с гордостью говорить о том, что отечественная наука восходит к очень древним временам, имеет глубокие и мощные корни. На протяжении столетий она надежно служит узбекской нации, всему человечеству в познании тайн природы, в медицине,

философии, правоведении, теологии, литературоведении и языкознании» [5].

Современная деятельность педагога требует постоянной готовности обеспечивать инновационные творческие процессы. Главная задача, стоящая перед педагогическим коллективом образовательных учреждений, -повышение качества образования, помогать профессиональному становлению специалистов в новых социально-экономических условиях.

На сегодняшний день проблема обучения будущего учителя педагогическому речевому мастерству не утратила своей актуальности, а напротив, приобрела новый статус: обучение будущего специалиста в контексте развития его как коммуникативной личности, развития его индивидуального риторического потенциала.

Особую значимость в условиях решения проблемы обучения педагогическому мастерству приобретает развитие индивидуального стиля профессиональной речи как показателя высшего уровня владения коммуникативными умениями, творческого подхода к своей профессии.

Педагогическая риторика - одна из профессионально ориентированных риторик, основной задачей которой является обучение эффективному педагогическому общению, развитие навыков профессиональной речи, становление профессиональной коммуникативной личности. Индивидуальный стиль речи выступает концептуально важным понятием, одухотворяющим весь процесс риторической подготовки будущего учителя. Особое значение индивидуальный стиль речи имеет для учителя-словесника, так как, во-первых, речь учителя-словесника есть образец речи для учащихся, во-вторых, обучение родному языку и литературе требует вдумчивого и осознанного на индивидуально-творческом уровне отбора эффективных форм приобщения учащихся к языковой культуре общества, воспитания у них бережного отношения к языку, сознательного овладения языком как средством общения.

Крайне необходимой потребностью становится в системе вузовского педагогического образования воспитание творческой личности, способной обеспечивать эффективность педагогической деятельности, совершенствовать свое речевое мастерство, себя как ищущую личность, воспитывать творческую индивидуальность в своих учениках.

Необходимо отметить тенденцию повышения интереса исследователей к проблеме содержания и качества обучения риторике студентов филологических факультетов. Например, А.А.Ворожбитовой разработаны теоретические и практические основы изучения лингвориторики. Так, при

диагностике состояния языковой компетенции обучаемого выявляется уровень развития языковой способности. С помощью попутных вопросов определяется наличие лингвистических знаний и умений. Определение уровня развития языковой компетенции характеризуется следующим:

- уровнем владения фонетическими операциями - проверяется фонематический слух учащегося и навыки произношения;

- уровнем владения лексико-семантическими операциями диагностируется степень сформированности лексического уровня ассоциативно-вербальной памяти учащегося, которому предлагается назвать в прослушанных предложениях слова, определить их количество, подобрать к данным словам синонимы и антонимы, объяснить значения многозначного слова, предложенного изолированно и в разных контекстах; объяснить разницу между паронимами и т.п.;

- уровнем владения морфемно-словообразовательными операциями - ди- агностируется степень сформированности деривационного уровня ассоциа- тивно-вербальной сети учащегося, которому предлагается назвать родственные слова из числа предложенных, найти мотивирующие основы для производных слов, подобрать родственные слова к данным; назвать среди прослушанных (прочитанных) слов слова с одинаковыми морфемами, подобрать к ним одномодельные слова и т.п.;

- уровнем владения морфологическими операциями - диагностируется степень сформированности морфологического уровня ассоциативно-вербальной сети учащегося, которому предлагается назвать среди прослушанных (прочитанных) слов слова одного и того же лексико-грамматического разряда, подобрать к предложенным слова той же части речи, подобрать слова в форме того же рода, числа, падежа, лица, что и предложенные;

- уровнем владения синтаксическими операциями - диагностируется степень сформированности синтаксического уровня ассоциативно-вербальной сети учащегося, которому предлагается прослушать словосочетания разных типов, сгруппировать однотипные (именные, глагольные), продолжить ряд словосочетаний того или иною типа, выделить в предложении пары слов, связанных друг с другом, задать вопрос от главного слова к подчиненному, определить количество предложений в прослушанном тексте, выполнить полный синтаксический разбор предложения и т.п.

При диагностике состояния текстовой компетенции обучаемого выявляется уровень развития текстообразующей способности. С помощью

попутных вопросов определяется наличие речеведческих знаний и текстовых умений. Так, на этапе узнавания определяются:

- уровень владения умением определить тему, основную мысль прочитанного (прослушанного) текста, выделить микротемы;

- уровень владения умением найти вступление, главную часть и заключение в данном тексте, определить порядок следования микротем в главной части, составить план текста;

- уровень владения умением найти в прослушанном (прочитанном) тексте изобразительно-выразительные средства языка (риторические тропы и фигуры: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы, литоты и др.; повтор, единоначатие, параллелизм, антитеза, инверсия и др.).

На этапе продуктивной деятельности оценивается качество умения воспроизводить текст (подробно, сжато, выборочно, с элементами творчества) в устной (письменной) форме после предварительной беседы, направленной на понимание его содержания, композиции, особенностей языкового оформления; возможно использование текста, предлагавшегося ранее для диагностики работы по узнаванию факторов лингвокультуроло-гической компетенции. На этапе продуктивно-творческой деятельности определяется:

- уровень развития ориентировочных и редакционно-рефлексивных умений, проявляющихся при конструировании собственных высказываний заданного типа речи, стиля речи, жанра;

- уровень развития текстовых действий (умение отобрать содержание высказывания, раскрыть тему и провести свою основную мысль);

- уровень развития умения выстроить композицию своего высказывания, располагая содержание в логической или временной последовательности;

- уровень владения умением подобрать точные, яркие, образные слова, необходимые грамматические конструкции.

При диагностике состояния коммуникативной компетенции обучаемого выявляется уровень развития коммуникативной способности. С помощью попутных вопросов определяется наличие речеведческих знаний в области общения, речевого поведения и этикета и соответствующих умений. Так, при анализе диалогической речи оценивается умение участвовать в беседе, соблюдать правила речевого поведения, уместно использовать этикетные формулы, выслушивать собеседника, при необходимости

прервать, извиниться, высказывать и доказывать собственное мнение по предложенному проблемному вопросу.

Анализ монологической (ораторской) речи предполагает оценку умения выступать перед аудиторией с декламацией, пересказом, рассказом (повествованием, описанием, рассуждением), соблюдая требования:

а) вербального поведения (соблюдение норм литературного языка);

б) акустического поведения (требования техники речи: опора на речевое (фонационное) дыхание; звучность, полетность, громкость голоса; четкость дикции);

в) жестово-мимического и пространственного поведения (уместность движений, жестов, мимики, положения относительно аудитории в процессе публичного говорения);

г) степень проявления личностных качеств оратора (чувства уверенности в себе, непринужденного поведения перед публикой, артистизма; умения установить голосовой и зрительный контакт со слушателями, наблюдать за реакцией, поведением и реагировать по ходу выступления, корректируя свое высказывание, изменяя первоначальный замысел; умение отвечать на вопросы, кстати пошутить, рассказать юмореску, относящиеся к теме выступления и т.п.).

А. А. Ворожбитова убедительно доказывает мнение о необходимости научной разработки актуальной проблемы обучения студентов риторике, формирования у будущих учителей лингвориторической компетенции. Так, исследователь отмечает, что степень сформированности коммуникативной компетентности (в основе которой речевые умения и навыки учащихся) далека от требований, как программы, так и социального заказа. Коммуникативному воспитанию и развитию придается особое значение еще и потому, что в реализации этого направления совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.

Процесс овладения родным языком включает минимум три рода деятельности, разноплановые по содержанию и по путям достижения цели:

- изучение основ науки о языке, дающее определенный круг знаний по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису, стилистике, осознание системности языка;

- развитие речи: обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, овладение нормами литературного языка и формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;

- формирование орфографических и пунктуационных навыков (относимое то к «лингвистической», то к «коммуникативной компетенции»).

Для большинства практиков это всегда было аксиомой: усвоение знаний о языке и развитие речи и культуры человека связаны единым комплексом задач. Эта связь носит объективный характер, так как язык и речь структурно взаимообусловлены, и в этом смысле проблему развития речи можно назвать фундаментальной проблемой педагогики, исходной идеей, обусловливающей взаимозависимость многих компонентов обучения родному языку.

Правильное понимание соотношения язык - речь - культура позволяет сформулировать своеобразное педагогическое кредо: «учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их речи - т.е. умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации». Конкретные задачи в обучении языку, в обучении речи сформулированы давно и достаточно четко. Развитие речи означает конкретные направления работы учителя, который должен уметь профессионально:

- учить умению слушать (понимать сказанное, говоримое);

- учить умению читать (понимать написанное);

- учить умению говорить (передавать информацию устно);

- учить умению писать (передавать информацию письменно).

Эти направления обозначены во всех программах, и все же учителя полностью принимают лишь второе и четвертое направления (т.е. чтение и письмо), а умение слушать (аудирование) и умение говорить (монологическая и диалогическая речь) специальной работы зачастую не удостаиваются. Это положение на протяжении десятилетий является проблемой практики развития речи и обучения студентов технологиям развития языковой личности. Развивая речь детей, учитель учит их умению воспринимать мысли, впечатления, чувства и передавать разнообразную информацию в устной и письменной форме. В связи с тем, что информация в своем законченном виде передается оформленной в текст, задачу учителя можно сформулировать еще, как обучение детей умению правильно воспринимать чужой текст и создавать свой, отражающий уровень владения не только культурой речи, но и культурой поведения, культурой межличностных отношений.

Новый аспект видения проблемы культуры речи с позиции эстетического мироощущения значительно обогащает возможности обеспечить положительную мотивацию работе по культуре речи школьников.

При разработке экспериментальной методики учитывалось, что описание речевого этикета широко использовалось выдающимися педагогами К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым, И. Яковлевым, В. Сухомлинским, К. Насыри, развивавшими идеи народной педагогики, утверждавшими необходимость взаимодействия и взаимовлияния национальных языков и этно-культур. Важным представляется то, что необходимость системного изучения культуры речи, культуры поведения, речевого этикета признается нашими современниками, демократические нормы этикета интернационалистичны по своей сути, поскольку они опираются на демократические элементы народной культуры. «Мудрый Коменский понимал, что многочисленные советы, как есть и пить, как здороваться и прощаться, каковы должны быть речь и осанка, не сблизят людей сами по себе. Поэтому он советует: «Считай всех товарищей по ученью за друзей и братьев». Без товарищества не обойтись было в его многонациональной, многоязыковой школе. Тем более, нужно оно и сегодня в нашем большом мире».

Литература:

1. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М.,

1995.

2. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.

3. Ворожбитова А.А. Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. Монография. Сочи, РИО СКУТ и КД, 2000

4. URL : http://www.trend.az/news/politics/1993767.html

5. http://www.academy.uz/ru/activities/part 1.php

6. URL:

http://www.narodnoe.org/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_ didakt.pdf

INCREASE OF THE STANDARD OF SPEECH OF THE FUTURE TEACHER AS THE PEDAGOGICAL PROBLEM

Abstract: Traditional forms of education lose the value, all are more widely used active methods of training which involve students in active educational cognitive activity. Active call methods at which use educational activity has creative character, the cognitive interest and creative thinking are formed. They are under construction generally on the dialogue assuming a free ex-

change of opinions on solutions of this or that problem on independent mastering the trained knowledge in the course of vigorous cognitive activity. Are characterized by the high level of activity as trained and trained. Skills of professional activity are formed, the attention, the speech, creative abilities, ability to find optimum solutions develops, to predict result. Active methods of training are a universal remedy of professional and personal development of the student.

Keywords: education system, reform, intellectual potential, rhetoric, communicative competence, development of the speech, standard of speech, culture of behavior, speech etiquette

Halilova R. R. Povyshenie kul'tury rechi budushhego uchitelja, kak pedagogicheskaja problema / R. R. Halilova // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 1. - 2015. - S. 23-30.

Сведения об авторе.

Рухсора Рауповна Халилова, преподаватель. Бухарский государственный университет (Бухара, Узбекистан).

© Р. Р. Халилова, 2015.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015. — • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.