Научная статья на тему 'Проектная технология как вариант организации деятельностного подхода в обучении русскому языку'

Проектная технология как вариант организации деятельностного подхода в обучении русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА / PROJECT WORK / ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / LEARNING THE RUSSIAN LANGUAGE / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСТУПЛЕНИЕ / SPEECH / РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ / SPEECH MATERIAL / СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / STUDENT CONFERENCE / РИТОРИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / RHETORICAL SKILLS / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / PRESENTATION / CREATIVITY / COLLABORATION AND STUDENT TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таштанкулова Женишгул Жээнчороевна

Статья посвящена идее проектного обучения как одному из методов обучения русскому языку. Проектная деятельность является одним из видов творческой самостоятельной работы. Анализируется возможность использования метода проектов при подготовке студентов для участия в научных студенческих конференциях как по специальности, так и по программе «Русский язык и культура речи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таштанкулова Женишгул Жээнчороевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная технология как вариант организации деятельностного подхода в обучении русскому языку»

- по итогам проведенных научных исследований публиковать статьи в высокорейтинговых научных журналах, входящих в такие библиографические базы как Web of Science, Scopus, Web of Knowledge;

- участвовать с докладами на иностранном языке в деятельности международных и национальных научно-практических конференций, публиковать тезисы в сборниках конференций;

- подготавливать и подавать проекты для участия в различных международных конкурсах;

- повышать свою квалификацию по специальности, педагогике и информационно-коммуникационным технологиям путем самостоятельного изучения учебников, учебных пособий, учебных и информационных сайтов сети Интернет, международных научных журналов, а также обучения на краткосрочных курсах зарубежных университетов и учебных центров на иностранных языках, включая массовые открытые онлайн курсы;

- изучать передовой зарубежный опыт в организации процессов обучения и воспитания молодежи и использовать положительные примеры в своей деятельности.

Повышение уровня знаний иностранных языков преподавателей высших образовательных учреждений и их эффективное применение на практике является одним из факторов повышения качества высшего образования в Республике Узбекистан.

Литература

1. Ахунова Е. А. Основные направления деятельности преподавателей высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 14 (56). С. 117-119.

2. Ахунова Е. А. Знание иностранных языков как фактор повышения эффективности деятельности преподавателей высших образовательных учреждений // Вопросы педагогики, 2015. № 9 (10). С. 32-34.

3. Приказ Министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан «Об утверждении «Временных квалификационных требований к профессиональной подготовке педагогических работников высших образовательных учреждений» № 332 от 12 августа 2016 года.

Design technology as a variant of the organization activity approach in

teaching Russian Tashtankulova Zh. Проектная технология как вариант организации деятельностного подхода в обучении русскому языку Таштанкулова Ж. Ж.

Таштанкулова Женишгул Жээнчороевна / Tashtankulova Zhenishgul — старший преподаватель,

кафедра языков,

Нарынский государственный университет им. С. Нааматова, г. Нарын, Кыргызская Республика

Аннотация: статья посвящена идее проектного обучения как одному из методов обучения русскому языку. Проектная деятельность является одним из видов творческой самостоятельной работы. Анализируется возможность использования метода проектов при подготовке студентов для участия в научных студенческих конференциях как по специальности, так и по программе «Русский язык и культура речи».

Abstract: the article is devoted to the idea ofproject-based learning as one of the methods of teaching the Russian language. The project activity is a kind of creative self-study, analyzes the use of a method of projects in the preparation of students for participation in scientific student conferences like the specialty, and the program "Russian language and culture of speech. "

Ключевые слова: проектная деятельность, обучение русскому языку, творческая деятельность, совместная работа преподавателя и студента, выступление, речевой материал, студенческая конференция, риторические умения и навыки, презентация. Keywords: project work, learning the Russian language, creativity, collaboration and student teacher, speech, speech material, student conference, rhetorical skills, presentation.

В настоящий момент происходят значительные преобразования во всех областях человеческой деятельности, когда меняются технологии представления информации, прагматика изучения языка, психологические особенности обучаемых, перед преподавателями высшей школы стоит острая проблема методического обеспечения процесса обучения русскому языку как неродному студентов вузов Кыргызской Республики.

Глубокие изменения в обществе предопределили необходимость соответствующей модернизации системы подготовки педагога в вузе, обеспечивающий индивидуальное профессиональное становление будущего учителя, максимальную реализацию его духовных, творческих возможностей. Усиливаются тенденции к изменению содержания образования, методов и форм работы со студентами, связанных, прежде всего, с вновь формирующимися концепциями развития профессиональных учебных заведений. Основным приоритетом профессиональной школы становится подготовка личности специалиста, профессионально грамотного, компетентного, творчески развивающегося, в которой доминируют духовно-нравственные, гуманные личностные качества. В связи с этим возрастает потребность в активизации творчества учителей в процессе использования современных педагогических технологий, которые обеспечат удовлетворение запросов современной педагогической практики. На занятии и вне её современный педагог должен эффективно использовать своё время и время студентов. Занятия должны быть построены на принципах доступности, научности, индивидуальности, преемственности. Во время учебной деятельности преподаватель русского языка должен развивать коммуникативные умения и навыки, логику мышления кыргызских студентов, необходимо использовать воспитательный потенциал каждого занятия, направленный на формирование всесторонне развитой личности.

Использование проектной технологии на занятиях по русскому языку позволяет осуществить следующие задачи: повысить и углубить интерес студентов к русскому языку; развить творческие способности обучающихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (приобщение к чтению, развитие любознательности, расширение кругозора), критического мышления; приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения (видеть проблему и намечать пути её решения), коммуникативные умения (работа в сотрудничестве).

Студент должен уметь пользоваться различными видами информации, социализироваться в обществе. Следовательно, использование проектной технологии является актуальным на сегодняшний день, поскольку для многих информационное пространство является доступным, интересным и полезным. Применяя проектную технологию, преподаватель имеет возможность повысить и углубить интерес учащихся к русскому языку, в свою очередь, студент может работать в инновационных условиях, побуждающих к учению.

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов [1]. Он вписывается в систему личностно-ориентированного обучения. Метод проектов и исследовательская деятельность студентов являются сегодня востребованными образовательными технологиями, которые применяются практически во всех предметных областях, но имеют свои особенности в практике, например, предметов гуманитарного цикла. Задача педагога - дать нужное направление творческому мышлению обучающегося, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску собственных путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления и повышают мотивацию обучения.

В основу проектной деятельности (метода проектов) положена идея, составляющая суть понятия «проект» - прагматическая направленность на результат, получаемый при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, сформировать умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу студентов. В конкретном случае, это выбор темы проекта, выдвижение гипотезы осуществления, сбор информации, анализ материала, представление его в наиболее интересном виде, учет особенностей аудитории (кыргызские и иностранные студенты), выработка или активизация риторических умений и навыков, умение пользоваться голосом в соответствии с русской риторической традицией, адекватное использование мимики и жестов, коррекция фонетических и интонационных ошибок студента и т. д.

Проектная деятельность студентов подчинена определенному алгоритму и является сложной, состоящей из нескольких этапов творческой исследовательской работы. Этим она отличается от работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал; от ролевой игры, дискуссии и т. п., в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления следующего методического замысла: лучшего усвоения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной деятельности студентов. Все указанные методические цели могут присутствовать и при использовании проектной методики, но ей обязательно присуще исследование проблемы, творческая поисковая деятельность, воплощенная в каком-либо конкретном продукте (в выступлении на конференции, в участии в конкурсе по риторике, в подготовке статьи для публикации в сборнике студенческих статей на русском языке).

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяют студентам видеть практическую пользу от изучения русского языка. Это повышает интерес к учебному предмету, исследовательской работе в процессе добывания знаний и их сознательного применения в различных русскоязычных речевых ситуациях, а значит, способствует формированию коммуникативной компетенции студентов, развитию их языковой личности, высокой мотивации обучения.

При обучении русскому языку студентов филологических факультетов вуза, проектная деятельность - это во многом совместный труд преподавателя и студента. Обычно ее результатом является сравнительный анализ некоторого языкового или речевого материала, например: «Особенности речевого этикета в русской и кыргызской речевой культуре», «Русский и китайский языки как представители разных языковых семей», «Перевод классической кыргызской поэзии». При работе над такими проектами преподаватель помогает студентам в поиске нужных источников, сам является источником информации, координирует весь процесс, поощряет обучающихся, поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы над проектом. Интересным и эффективным оказываются, например, риторические выступления, подготовленные и представленные несколькими участниками, как представителя одной культуры, так и представителями разных культур (два или более выступающих, например, кыргызские и турецкие студенты).

Однако работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда студенты готовы или способны осуществить проектную деятельность на русском языке: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т. д. Неизбежны и языковые ошибки, поэтому повторение и обобщение грамматического и лексического материала должно предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом. Например, тема «Речевой этикет». Анализ языковых и социальных проблем, связанных с историей возникновения, функционированием и исчезновением определенных речевых формул в том или другом языке, например, формул обращения («Господа!», «Товарищи» и др.), позволяет активизировать говорение (как вид речевой деятельности), давая возможность студентам научиться различать и составлять такие виды текстов, как повествование, рассуждение, участвовать в дискуссии.

Целью обучения русскому языку является совершенствование всех компонентов русскоязычной коммуникативной компетенции студента в процессе русскоязычной речевой деятельности, мобилизация творческих способностей и личностного потенциала обучающегося. В соответствии с поставленной целью содержанием обучения русскому языку и использованием проектной методики являются лингвистические и социокультурные знания, формирующиеся у студентов в процессе овладения новым языковым материалом по теме проекта и поиска значимой информации из русскоязычных источников.

Группа навыков и умений включает интеллектуальные (умения работать с информацией, систематизировать знания, выделять главную мысль; умение вести поиск новой информации; умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами); творческие (находить идею, варианты решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений; умение видеть новую проблему); коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль); а также навыки и умения, связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности и методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере и т. д.). Названные навыки и умения должны быть взаимосвязаны и должны дополнять друг друга, а также должны быть изложены на русском языке.

Ведущие принципы, реализуемые в ходе обучения русскому языку с помощью проектной методики: принцип коммуникативности, принцип ситуативной обусловленности, принцип проблемности, принцип совместного изучения языка и культуры; принцип автономности.

Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на студентов, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию [2, 3]. Следовательно, организация любого учебного проекта предполагает организацию творческой деятельности обучающихся, что является главным условием ее становления. Проектная методика предполагает овладение коммуникативной компетенцией при условии личностно-деятельностного подхода в процессе русскоязычной речевой деятельности.

Коммуникативно-познавательная потребность студента при личностно-ориентированном обучении становится внутренним мотивом его речевой деятельности, при этом язык выступает в своей главной функции - формирования и формулирования мыслей.

Главной целью работы над проектом является приобретение новых знаний и их развитие, но, тем не менее, результат работы должен быть представлен в таком виде, чтобы его могли оценить другие. Авторы проекта представляют и обосновывают актуальность, значимость, новизну и логику своего проекта, отвечают на вопросы студентов на русском языке, а это предполагает не только владение определенной суммой языковых знаний в области лексики, грамматики и фонетики русского языка, но и умения выбирать языковые средства, подходящие контексту деятельности, умения выстраивать свою речь логично, последовательно, убедительно. На этом же этапе оценивается значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике; корректность использованных методов исследования и обработки полученных результатов; глубина проникновения в проблему; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проведенного проекта; умение отвечать на вопросы, аргументированность ответов.

Таким образом, проектная деятельность студентов как образовательная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов организации учебного процесса. Задача преподавателя - использовать эту деятельность для оптимизации процесса обучения русскому языку.

Литература

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.

2. Ахметова Н. А., Таштанкулова Ж. Ж. Использование метода проектов при обучении устному общению на русском языке как неродном/ Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. Выпуск №3 (8), 2016.

3. Ахметова Н. А., Таштанкулова Ж. Ж. Метод проектов и его функции в обучении устному общению на русском языке студентов бакалавров / Материалы XII МНПК «Перспективы развития научных исследований в 21 веке». Махачкала, 30 октября 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.