Научная статья на тему 'Метод проектов как средство формирования и развития коммуникативной и информационной компетенций студентов на уроках русского языка'

Метод проектов как средство формирования и развития коммуникативной и информационной компетенций студентов на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА / ВЫСТУПЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таштанкулова Женишгул Жээнчороевна

В статье представлен анализ метода проектной технологии с точки зрения оптимальности его применения для достижения реализации целей и задач обучения русскому языку на современном этапе. Определена особенность проектной деятельности как одного из лучших способов творческой самостоятельной работы студентов. Раскрыта роль развития у студентов коммуникативной и информационной компетенций на уроках русского языка. Проектная деятельность рассмотрена как эффективный элемент инновационного преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод проектов как средство формирования и развития коммуникативной и информационной компетенций студентов на уроках русского языка»

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Таштанкулова Ж.Ж.

Таштанкулова Женишгул Жээнчороевна - старший преподаватель, кафедра языков, факультет филологии, Нарынский государственный университет им. С. Нааматова, г. Нарын, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье представлен анализ метода проектной технологии с точки зрения оптимальности его применения для достижения реализации целей и задач обучения русскому языку на современном этапе. Определена особенность проектной деятельности как одного из лучших способов творческой самостоятельной работы студентов. Раскрыта роль развития у студентов коммуникативной и информационной компетенций на уроках русского языка. Проектная деятельность рассмотрена как эффективный элемент инновационного преподавания. Ключевые слова: проектная деятельность, обучение русскому языку, творческая деятельность, совместная работа преподавателя и студента, выступление, инновационное преподавание, исследовательская деятельность, самостоятельная работа.

УДК: 372.881.161.1(575.2) (043.3)

Образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но и умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применять имеющиеся знания в любой ситуации. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «учить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «учить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Одной из технологий, способствующих развитию активности обучающихся на уроке, позволяющих поднять качество обучения, сформировать и коммуникативную и информационную компетенции является технология проектного обучения [1, 2, 3, 4].

Гуманитарные предметы предоставляют большие возможности для внедрения технологии проектного и исследовательского обучения, так как тексты русской классической литературы выводят на дискуссию, заставляют думать, спорить, высказывать собственную точку зрения. Обращаясь к художественному тексту, студент вступает в диалог, новый диалог - диалог с писателем, временем, культурой, познаёт неистощимый потенциал слова, окунается в удивительный мир чувств, в котором мировоззрение становится мироощущением и переживанием. На уроках русского языка использование технологии проектного и исследовательского обучения возможно практически на любом уроке. Главная цель любого занятия -воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, написанное, услышанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формулировать свой взгляд на мир, одним словом, воспитание человека, не боящегося мыслить.

Если системно использовать проектную технологию на уроке русского языка, то можно активизировать мыслительную деятельность студентов, научить их:

• исключать лишнее, выделять главное;

• логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи;

• обобщать, классифицировать, систематизировать материал;

• формулировать проблемные вопросы.

Традиционная методика преподавания, к сожалению, не всегда позволяет создать в аудитории творческую атмосферу для каждого студента. Инновационное преподавание - это, прежде всего, поиск таких методов работы, которые позволили бы создать на уроках русского языка атмосферу мыследеятельности и творчества. Современные студенты не любят читать, не хотят отвечать на вопросы преподавателей, не пишут сочинения, а механически переписывают чужие мысли. Заученное правило не сделает грамотным, а выученные даты жизни писателя не помогут понять то или иное произведение. Применение на уроках технологии проектного обучения способно решить эту проблему. Именно поэтому работа на уроках в рамках этой технологии кажется интересной.

Использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли преподавателя. Преподаватель должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение студентам новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (преподаватель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду).

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования и саморефлексии. Метод дает простор для творческой инициативы студентов и преподавателей, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию студентов к учёбе. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если студент получит в вузе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, будет жить творческой жизнью.

Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

• высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

• обсуждение возникших идей;

• перечисление интересующих тем проектов;

• формулирование темы проекта для группы студентов.

Необходимым условием для выполнения студентами проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность студентов в выборе темы проекта и в его выполнении.

Проектно-исследовательская деятельность не заменяет, а дополняет систематическое обучение, она основана на личностно-ориентированном подходе; деятельностном подходе; обеспечивает практическую ценность приобретаемых знаний; организована не взамен, а дополнительно к творческому и интеллектуальному развитию на основе системного подхода и преемственности.

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы

(для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Результат проектной деятельности: альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ, стенгазета, киносценарий, видео, диафильм или слайд-фильм, комментарии к тексту художественного произведения, буклет, презентация, веб-сайт.

Педагогическая значимость проектной и исследовательской деятельности:

• открывает возможности формирования жизненного опыта.

• стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

• выводит процесс обучения и воспитания из стен вуза в окружающий мир.

• реализует принцип сотрудничества, сочетая коллективное и индивидуальное.

• ведет студентов по ступенькам роста личности от проекта к проекту, от исследования к исследованию.

Этап исследовательской работы студентов и самостоятельного получения новых знаний:

• уточнение намеченной цели и задач;

• поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта;

• обмен информацией с другими лицами (преподавателями, родителями, консультантами и т.д.);

• интерпретация данных;

• сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

• систематизация полученных данных;

• построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

• презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности студентов;

• осмысление полученных данных и способов достижения результата;

• обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне вуза, города и т.д.).

Применяя метод проектов на практическом курсе русского языка, преподаватель стремится повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности студентов. При этом приоритет отдаётся активным, интерактивным, игровым методам творческого самовыражения.

Преподаватель создаёт проблемно-мотивационную среду на уроке разными формами: беседой, дискуссией, «мозговым штурмом», самостоятельной работой, организацией «круглого стола», консультацией, семинаром, групповой работой, ролевыми играми.

Практический курс русского языка как учебная дисциплина - плодотворная почва для проектной технологии обучения. Мы, преподаватели, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди студентов, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает студентам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а преподавателю - решать вышеперечисленные проблемы.

Организуя проектную технологию, преподаватель предлагает «Правила успешной проектной технологии», которые должны выполнятся участниками проекта:

• В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

• Команды не соревнуются.

• Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, что они вместе выполняют проектное задание.

• Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

• Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих» партнеров.

• Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий, обучающихся в проекте»:

• Выбор темы проекта (исследования).

• Ставится цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

• Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение-гипотезу (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

• Выбирается метод (Что нужно сделать, чтобы получить результат? Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

• Собираются данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

• Получаем результаты (Если что-то не удалось - это тоже результат).

• Анализируем результаты (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

• Делаем выводы (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действия в группе.

• Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают студентам успешно двигаться к достижению цели -созданию проекта. Деятельность в проекте можно представить в следующей схеме-плане конспекта, где учтены все необходимые моменты проектной технологии на уроке и во внеурочной работе. Применяя метод проектов, преподаватель ставит цели к заданиям, упражнениям:

«С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?» Нужно учить определять конечный результат, формулировать устно.

Предлагая такие задания, как сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам, составить словарик фразеологизмов, обучающимся дается возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

Важно в учебной деятельности дать каждому студенту возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировка, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

Обязательные условия при этом - четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении студенты учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.

Чтобы у студентов выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения переработки информации, нужно организовать взаимодействие, которое включает в себя связки «студент-студент», «студент-преподаватель», «преподаватель-студент», «студент-группа», при помощи методов, фиксирующих

внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировка, обсуждения.

Можно создать проблемно-мотивационную среду на уроке разными формами: беседой, дискуссией, «мозговым штурмом», самостоятельной работой, организацией «круглого стола», консультацией, семинаром, групповой работой, ролевыми играми. А также давать выполнять более сложные проекты: создать наглядные пособия, написать информационные рефераты, научно-исследовательские работы.

Целью проектной технологии на уроке русского языка является развитие творческого потенциала студентов. Студенты учатся пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; работая в творческих группах и индивидуально, приобретают коммуникативные умения; став исследователями, учатся выявлять проблемы. Вести сбор необходимой информации, наблюдать, анализировать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения. В процессе работы над проектом развивается системное мышление студентов.

Применяя метод проектов на уроке русского языка нужно стремиться повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности студентов, самообразования, что даёт условия для реализации творческих возможностей студентов.

Создавая игровые ситуации на уроках русского языка, можно развивать внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь, вносить разнообразие и эмоциональную разрядку. Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов по теме - это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт - свой проект.

Разумно и уместно используя подобного рода занятия наряду с традиционными формами, преподаватель увлекает студентов и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Список литературы

1. Ахметова Н.А., Дуйшонбекова Г. Формирование коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов вуза в процессе развития речевой культуры на основе развития письменной речи на занятиях русского языка. Педагогический опыт: теория, методика, практика, 2015. № 4 (5). С. 156-159.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.

3. Ахметова Н.А., Таштанкулова Ж.Ж. Использование метода проектов при обучении устному общению на русском языке как неродном. Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. Выпуск № 3 (8), 26.10.2016.

4. Ахметова Н.А., Таштанкулова Ж.Ж. Метод проектов и его функции в обучении устному общению на русском языке студентов бакалавров. Материалы XII МНПК «Перспективы развития научных исследований в 21 веке». Махачкала, 30 октября 2016 г.

5. Таштанкулова Ж.Ж. Проектная технология как вариант организации деятельностного подхода в обучении русскому языку. Проблемы современной науки и образования, 2016 г. № 37 (79).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.