YAK 378.016 ББК 74.489.02
H.A. КИСЕЛЕВА
N.A. KISELEVA
К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
TO THE QUESTION OF TEACHING STUDENTS-PHILOLOGISTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY PROJECT ACTIVITY
В данной статье рассматривается система обучения студентов педагогического вуза проектной деятельности. Изложен опыт обучения конструированию урока-проекта по русскому языку, педагогических и социальных проектов на учебных занятиях и во вне-учебной деятельности студентов.
This article examines the system of teaching students of a pedagogical university project activity. The experience of teaching constructing a lesson-project on Russian language, pedagogical and social projects in classrooms and extra-curricular activities of students is given.
Ключевые слова: проектная деятельность, проект, методика обучения, русский язык.
Key words: project activity, project, teaching methods, Russian language.
Умение организовать проектную деятельность обучающихся в современном образовательном процессе является обязательным для будущих учителей русского языка и литературы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) «при разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя их потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации» [9]. Среди возможных видов профессиональной деятельности названы педагогический, проектный, научно-исследовательский, культурно-просветительский виды. Проектный вид деятельности может быть и не выбран вузом для реализации программы бакалавриата, но все же его основами выпускник должен будет овладеть, готовясь как к педагогической, так и к научно-исследовательской и культурно-просветительской работе, поскольку сегодня метод проектов используется практически во всех сферах жизни человека. Предметом данного исследования является проблема обучения студентов педагогического вуза профиля «Русский язык и литература» проектной деятельности.
В соответствии с педагогическим видом деятельности выпускник должен быть готов решать целый ряд профессиональных задач, в том числе «обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов» [9]. В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования (ФГОС ООО), по которым будет работать выпускник, неоднократно отмечается необходимость «формирования у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, лич-ностно и (или) социально значимой проблемы» [10]. И далее: «Программа развития универсальных учебных действий должна обеспечивать повыше-
ние эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т.д.); овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности» [10]. Как видим, в соответствии с ФГОС ВО и ФГОС ООО выпускник педагогического вуза должен уметь организовывать различные формы проектной деятельности школьников.
Рассмотрим систему обучения студентов профиля «Русский язык и литература» проектной деятельности. В вузе обучение проектной деятельности возможно как во время учебной, так и внеучебной деятельности студентов. Обращение к проектам предполагают такие дисциплины базовой части учебного плана, как «Методика обучения русскому языку» и «Методика обучения литературе», которые изучаются студентами в течение четырех семестров. Как уже было сказано выше, современный школьный образовательный процесс должен быть ориентирован на организацию проектной деятельности обучающихся. Проектная деятельность в школе может быть организована в разных формах: урок-проект, итоговый индивидуальный проект (обязательный для выполнения), различные виды учебно-исследовательских и творческих проектов, выполняемые индивидуально или группой по инициативе обучающихся. Следовательно, выпускник вуза должен быть готов к организации этого вида деятельности в различных формах. Курс методики обучения предмету предполагает, прежде всего, овладение методикой проведения урока-проекта, остальные формы проектной деятельности, как правило, в методике не рассматриваются. Основная часть учебников по методике преподавания русского языка, к сожалению, устарела и не ориентирована на ФГОС ООО, методика построения и проведения урока-проекта в них не представлена. Эта методическая лакуна успешно восполняется публикациями в периодических изданиях. Так, в научно-методическом журнале «Русский язык в школе» регулярно освещаются вопросы разработки и проведения уроков-проектов по русскому языку. Статьи таких ученых, как Л.Д. Беднарская [1, 2], М.А. Бон-даренко [3], О.Н. Левушкина [6, 7, 8], А.Р. Чудинова [11, 12] и др., являются главным методическим руководством в вопросах обучения студентов методике проведения уроков-проектов. Работа с научно-методической статьей на занятиях по методике обучения русскому языку может быть организована по-разному: учебная конференция с презентацией материалов публикаций группе; круглый стол с обсуждением проблемных вопросов конструирования и проведения уроков-проектов; анализ этапов урока, приемов работы, способов достижения целей на уроке и т.п.; построение нового урока по образцу и др.
Урок-проект является одним из любимых у студентов, так как отличается нестандартной организацией, дает широкие творческие возможности при его конструировании, а также заряжает творческой энергией школьников. Как отмечает Л.Д. Беднарская, «включение элементов проектной деятельности возможно на любом этапе урока: мотивационном, этапе целепола-гания и формулирования темы урока, этапе первичного предъявления нового материала и, конечно, на всех этапах закрепления и обобщения» [1, с. 6]. Работа над проектом может составлять определенный этап урока, целый урок или несколько уроков. Практика показывает, что данная форма подходит для уроков разных типов: урок открытия нового знания, урок отработки умений и рефлексии, урок общеметодологической направленности. Разнообразна тематика уроков и типы проектных продуктов. Например, студенты 4 курса разработали такие уроки-проекты: урок отработки умений и рефлек-
сии по теме «Деепричастие» в 7 классе, на котором продуктом проектной деятельности является учебное пособие; урок общеметодологической направленности по теме «Имя существительное» в 5 классе, продукт проектной деятельности - интерактивная папка-лэпбук; урок отработки умений и рефлексии по теме «Фразеологизмы» в 5 классе, продукт проектной деятельности - книжка-малышка «Фразеологизмы о человеке», урок открытия нового знания в 5 классе по теме «Орфоэпия», продукт проектной деятельности -орфоэпический минимум; урок отработки умений и рефлексии в 7 классе по теме «Страдательные причастия прошедшего времени», на котором продуктом проектной деятельности является информационная таблица и др. Разработанные уроки-проекты студенты апробируют во время производственной (педагогической) практики в школе.
Более основательную подготовку по организации проектной деятельности студенты получают в рамках дисциплины по выбору «Основы проектной деятельности». Данный курс предполагает теоретический блок занятий с рассмотрением таких тем, как Метод проектирования в педагогической деятельности; Этапы проектирования; Классификации проектов; Структура педагогического проекта; Технология презентации проекта; Технология реализации проекта. Практическая часть курса включает такие формы работы:
1) анализ и рецензирование проектов разных типов, представленных на открытые конкурсы (например, конкурс социальных проектов «Ты нужен людям!»);
2) разработка социального проекта (примеры проектов студентов: фотоконкурс «Все псы попадают в рай», путеводитель по городу Тара, конкурс «История моей семьи», акция «Чистый город» и др.);
3) разработка, презентация и реализация педагогического проекта (примеры проектов: «Неделя родного языка», «Дни студенческой науки как средство интеграции идей молодого учёного», «Дни славянской письменности и культуры», «Служба языка» [4], «Словарь одного слова» и др.);
4) создание методической копилки молодого учителя (подбор интересных методических материалов по организации проектной деятельности в школе).
Еще одним направлением по обучению проектной деятельности студентов-филологов является выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ по данной тематике (примеры тем: «Проектная работа по русскому языку как средство формирования познавательных УУД обучающихся»; «Изучение прецедентных феноменов на уроках русского языка (на примере реализации итогового индивидуального проекта в 9 классе)»; «Формирование исследовательских навыков учащихся 9 класса в процессе подготовки проектов по русскому языку»; «Использование метода проектов на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных УУД» и др.). Данная форма работы, с одной стороны, является индивидуальной, с другой стороны, имеет обязательное условие - информирование общественности о результатах научного исследования в виде докладов на научных конференциях, публикации статей по теме исследования, публичной защиты работы. Таким образом, результаты индивидуального исследования студента становятся доступны всем заинтересованным лицам.
Как уже было отмечено выше, обучение проектированию ведется и во внеучебной деятельности студентов. Одной из эффективных форм обучения проектной деятельности, на наш взгляд, является разработка и реализация группового учебного проекта. Для студентов профиля «Русский язык и литература» таким проектом стала Осенняя гуманитарная олимпиада по русскому языку и литературе для школьников. В разработке и реализации этого проекта ежегодно участвуют преподаватели и студенты 1-5 курсов обучения. Подробнее о реализации данного проекта можно прочитать в статье [5]. Реализация проекта позволяет решить несколько задач: студентам - приобрести
навык работы в команде, проявить себя и попробовать свои силы, и, конечно, получить опыт реализации крупного учебного проекта; преподавателям - выявить и поддержать школьников, интересующихся русским языком и литературой, популяризовать русский язык и литературу как школьные предметы, провести профориентационную работу со старшеклассниками.
Таким образом, обучение проектной деятельности студентов педагогического вуза является необходимым условием подготовки будущего учителя. Наиболее эффективным, по нашему мнению, будет системный подход освоения данного вида деятельности, который предполагает использование всех возможных ресурсов учебного процесса, а также и внеучебной деятельности студентов.
Литература
1. Беднарская, Л.Д. Проектная деятельность на каждом уроке [Текст] / Л.Д. Беднарская // Русский язык в школе. - 2015. - № 4. - С. 6-9.
2. Беднарская, Л.Д. Проектная деятельность на каждом уроке [Текст] / Л.Д. Беднарская // Русский язык в школе. - 2015. - № 5. - С. 3-4.
3. Бондаренко, М.А. Формирование исследовательских навыков учащихся в процессе подготовки проектов «Числительное в письменном тексте» и «Словарь языка писателя» [Текст] / М.А. Бондаренко // Русский язык в школе. - 2015. - № 9. - С. 22-27.
4. Киселева, Н.А. О реализации проекта «Служба языка» [Текст] / Н.А. Киселева // Филологический аспект. - 2015. - № 5. - С. 9.
5. Киселева, Н.А. Реализация проекта «Осенняя гуманитарная олимпиада» (из опыта работы) / Н.А. Киселева // Филологический аспект. - 2016. -№ 1. - С. 5-9.
6. Левушкина, О.Н. Осень глазами художников слова (урок-проект на основе характеристики текста) [Текст] / О.Н. Левушкина // Русский язык в школе. - 2016. - № 7. - С. 23-25.
7. Левушкина, О.Н. Урок-проект (урок развития речи) в VIII классе на тему «Сплошные и несплошные тексты. Сверхтекст» [Текст] / О.Н. Левушкина // Русский язык в школе. - 2017. - № 8. - С. 34-37.
8. Левушкина, О.Н. Урок-проект «Времена года: настроение» (урок характеристики текстов) [Текст] / О.Н. Левушкина // Русский язык в школе. -2016. - № 4. - С. 25-27.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tara.omgpu.ru/sites/default/ files/files/basic/ programmy-bakalavriata/ 44.03.05_ pedagogicheskoe_ obrazovanie_s_dvumya_profilyami_ podgotovki.pdf (дата обращения: 13.10.2017).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn (дата обращения: 01.10.2017).
11. Чудинова, А.Р. Учебный проект «Жанры фиксации и сохранения информации» (VIII класс) [Текст] / А.Р. Чудинова // Русский язык в школе. - 2016. -№ 3. - С. 31-35.
12. Чудинова, А.Р. Учебный проект «Подстили научного стиля» как способ развития коммуникативной компетенции учащихся VIII класса [Текст] / А.Р. Чудинова // Русский язык в школе. - 2015. - № 2. - С. 3-8.