2. Турдиева Г. Возможности программного обеспечения dreamweaver для создания образовательных сайтов // Научно-методический журнал "ACADEMY" Российский-импакт фактор:0.19. № 5 (44). 2019.
3. Атаева Г.И., Акобирова Л. About role of information technologies in modern education // Молодой ученый, 2016. № 10. С. 1165-1166.
ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЛИКАТНОСТИ
1 2 Баротова Ш.С. , Саидмуродова А.К.
1Баротова Шохида Сайфуллоевна - преподаватель, кафедра дошкольного образования;
2Саидмуродова Анора Камоловна - студент, факультет дошкольного и начального образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: педагогическая деликатность - одно из важных качеств учителя. Деликатность - этическое качество личности, выражающееся как предупредительность, вежливость в обращении с людьми и вещами, мягкость в общении и отношениях к чему бы то ни было. Это качество учителя позволяет педагогу не терять своего самообладания в различных ситуациях, что очень часто вызывает уважение учеников.
Ключевые слова: педагогическая деликатность, поведение, гармоничный человек, требовательность и жесткость, чувство доверия.
Невероятно сложный процесс, когда учитель не может влиться в среду учащихся. Но его педагогическая деятельность ведется непосредственно среди учащихся. Укрепление взаимоотношений с чувством доверия и дружбы требует от учителя серьезной психологической подготовки. Для этого учитель должен, прежде всего, сразу же выразить свое отношение и дать справедливую оценку различным педагогическим ситуациям, которые часто бывают в детском коллективе, в котором собираются дети с разным характером. Учитель должен уметь правильно воспринимать поведение учащихся, предвидеть ситуации, вовремя применять воспитательные методы, проявлять в обращении с учащимися чувство сдержанности, терпения, гуманности и доброты. Эти обязанности возлагаются на учителя, и он должен соблюдать это необходимое условие так называемого педагогического контроля, который является необходимым условием педагогической деятельности.
Педагогическая дисциплина означает, что учитель имеет чувство такта, выражающее морально-нравственный образ, или придерживается правил поведения и нравственности. Педагогический контроль является инструментом организации взаимодействия учителя с учащимися. Говоря психологическим языком, деликатность - это личные человеческие качества, воплощенные в устойчивых представлениях человека в определённой форме.
Нормы педагогического контроля требуют, чтобы учитель, прежде всего, обладал высокими человеческими качествами. Ведь одной из основных целей системы образования и воспитания является воспитание личности, которая является основой будущего государства. Воспитанием образованной, просвещенной молодежи, способной мыслить высоко, самостоятельно занимается учитель. Поэтому нынешний учитель демократического общества должен быть, прежде всего, гармоничным человеком, обладать прекрасными знаниями, профессионалом своего дела. Педагогическая дисциплина в поведении учителя - это процесс, который формируется в определенный период, ее специфика непрерывно меняется в результате развития общества.
94
Педагогическая деликатность достигается за счет того, что учитель дает справедливую оценку каждой ситуации в процессе обучения и воспитания, воспринимает адекватно поведение учащихся, воплощает в себе такие черты, как самообладание, терпение, чувствительность, совесть, порядочность. Учитель, который любит свою профессию в процессе педагогической деятельности, посвящает этому делу всю свою энергию, тепло души и добивается хороших результатов в своей деятельности. Любовь к детям, привязанность к ним - это важные добродетели, которые определяют нравственный облик учителя.
Учитель практически каждый день встречается с учащимися, задает им вопросы, одобряет их хорошее поведение и добрые дела, оценивает их знания, осуждает за неадекватное поведение, при необходимости применяет методы воспитания.
Педагогический контроль требует постоянного поиска, творчества. Учитель, который находится в постоянном творческом поиске, обладает исследовательскими навыками, может свободно мыслить о проблемах науки, воспитательной этике и психологической логике.
Учитель должен в какой-то мере проникнуть в систему общения учащихся со взрослыми и постараться изучить их внутренние правила детского коллектива. Это делается путем общения с детьми, изучения их характера, наблюдения за их отношениями со сверстниками и взрослыми, совместного анализа различных событий и проблем в жизни детей, изучения их мнений относительно происходящих в их среде событий. При этом учитель будет иметь возможность исследовать скрытые события, которые происходят в сообществе детей, о которых невозможно узнать при наблюдении извне. В результате учитель может привлечь и самих детей к решению стоящих перед ним задач в учебно-воспитательном процессе.
Чтобы добиться положительного результата, учитель должен заслужить доверие детей. Учитель должен использовать вовремя возможности педагогического контроля, чтобы завоевать доверие детей. После установления доверительных отношений дети в трудную минуту обращаются к учителю с просьбой о помощи, делятся с ним своими мыслями. Взаимное доверие даже в неформальных отношениях дает учителю возможность увидеть внутренний мир детей, который дети порой неосознанно показывают учителю. В результате применения педагогической деликатности в отношениях с учащимися:
• учитель хорошо узнает характер, внутренний мир учеников, появляется возможность дружеского общения с учениками;
• учитель по-настоящему сближается со своими учениками, иногда может не слушать секретные разговоры между учениками, потому что подслушивать - это непристойно;
• учитель иногда может не вмешиваться в повседневную работу своей ученической команды, предоставить решение проблем детского коллектива им самим.
Все это устраняет противоречия и разногласия учителя с учащимися.
Естественно, что любой профессионал должен обладать, прежде всего, педагогической нравственностью и деликатностью, но педагогическая грамотность и порядочность - это настоящее мастерство, требующее особых усилий и подхода от учителей. Потому что эти качества формулируются годами только у учителя, обладающего педагогическими способностями и талантами.
В настоящее время интенсивное развитие информационного процесса резко влияет на психику учеников, что приводит к возникновению различных неприятных для учителя ситуаций. Чтобы сохранить своё психическое состояние в одном ритме, от учителя требуется сильная воля, культура обращения и самообладание, использование широких возможностей педагогического мастерства.
Навыки овладения педагогической дисциплиной. Педагогический контроль формируется наряду с педагогическим мастерством с многолетним опытом работы
учителей и исходя из опыта их жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Уровень моральной зрелости учителя достигается за счет овладения навыками общения с учащимися при изучении секретов деликатности, наличия специальных психологических знаний, неустанной работы над собой. Прежде всего, эти знания связаны с тем, что учителя знают возрастные особенности психологии и индивидуальный характер детей.
Список литературы
1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография / Красноярск: КГУ, 1998. 310 с.
2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М: Изд. центр «Академия», 1999. 160 с.
3. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч. 1. М., 1996.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ РОДНОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Муртазоева М.О.
Муртазоева Маржона Олим кизи - студент, факультет дошкольного и начального образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируется компетенция организации уроков родного языка с использованием педагогических технологий для повышения эффективности начального образования.
Ключевые слова: технология, дизайн, методы, оценка, обучение.
В настоящее время «педагогические технологии не предназначены для изучения технических средств обучения или использования компьютера, а скорее для выявления и разработки наиболее подходящих способов обучения посредством анализа факторов, повышающих эффективность образования, создания и применения дорог и материалов и оценки используемых методов исследования».
■ Концептуальная часть - способ освоения более сложных типов и правил техники;
■ Состав образовательной технологии и движущаяся структура - основы прогнозирования и проектирования учебного процесса;
■ Концептуальные основы образовательных технологий - основой любой образовательной технологии является педагогическая идея, выраженная в достижении педагогических и психологических наук;
■ Постановка целей - проектирование учебного процесса, если определены педагогические задачи и унифицированы конечные результаты учебной деятельности и известны условия начала;
■ Постановка целей - проектирование учебного процесса, если определены педагогические задачи и унифицированы конечные результаты учебной деятельности и известны условия начала;
■ Модель обучения. Модель - это набор оптимальных способов (методов и форм) и инструментов - для обеспечения достижения ожидаемых результатов изменения начальных условий объекта в текущих условиях и условиях.
96