Научная статья на тему 'Словения: 20 лет независимости'

Словения: 20 лет независимости Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
859
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Slovenica
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Словения: 20 лет независимости»

Н.С. Пилько (ИСл РАН)

Словения: 20 лет независимости

В январе 1990 г. состоялся XIV съезд Союза коммунистов Югославии. Делегации Словении и Хорватии сочли неуместным свое участие в съезде и покинули его. С этого момента Словения начинает открытую борьбу за свою независимость, первым шагом к которой стало проведение многопартийных выборов, состоявшихся в апреле 1990 г. Всего в них приняло участие 34 партии. Победу одержал оппозиционный блок Демократическая оппозиция Словении или ДЕМОС. Он получил 55% голосов и большинство мест в парламенте. Оставшиеся 114 мест поделили между собой Партия демократического обновления (бывший Союз коммунистов Словении), Либерально-демократическая и Социалистическая партии. Что касается программных положений партий, то они не отличались оригинальностью. Каждая из них строилась на готовности защищать интересы Словении, главным из которых была независимость.

Программа Партии демократического обновления не явилась исключением. Лозунг «За европейское качество жизни» стал ее визитной карточкой. Своим избирателям руководство партии обещало разработку новой конституции, «за которую не стыдно было бы ни одному европейскому государству»1. Что касается будущего устройства Словении, то Партия демократического обновления не отрицала возможности участия республики в создании конфедеративной Югославии с рыночной экономикой, демократией и всеми правами человека, но только если она будет «содружеством добровольно объединившихся и равноправных народов, на основе их прав на самоопределение и отделение»2.

В своей речи на первой сессии Скупщины Республики Словения 9 мая 1990 г. лидер Партии демократического обновления и председатель Президиума Словении М. Кучан говорил о решении провести парламентские выборы, как о свершившемся факте. Апеллируя к истории социалистической Югославии, он отметил, что Словения не должна помнить обиды и ущемления прав югославского периода. Она должна начать строить новое общество. В частности он сказал: «Цель примирения..., которое является нашим долгом перед культурой и цивилизацией, состоит в том, чтобы положить конец нашей болезненной одержимости прошлым, ведь мы должны жить дальше; народ, который излишне отягощает себя прошлым, угрожает своему настоящему и отказывается от своего будущего. Те, кого переполняет ненависть, не могут достичь примирения. Мы сможем его достичь только в том случае, если откажемся от разжигания новой вражды на старых пепелищах»3.

Это был призыв, обращенный не столько к словенскому народу, сколько к народам Югославии и в большей степени к Сербии. Это было своего рода упреждение от развязывания вооруженного конфликта, к которому могло привести провозглашение независимости. Далее в своем выступлении Кучан указал на причины, толкавшие Словению к столь решительному шагу. Он отметил: «Мы можем с большой степенью уверенности сказать, что нам после стольких лет пребывания в едином югославянском государстве с другими народами совершенно ясно, что невозможна Югославия, основанная на гегемонии одного народа, ни Югославия, которая основывалась на гегемонии одной политической партии»4. Председатель Президиума Словении заметил, что главной причиной кризиса, в который скатилась страна за последнее десятилетие, является централизм и гегемония. Словения выдвинула ряд предложений по преобразованию СФРЮ. В частности, было предложено создание так называемой «асимметричной федерации», т.е. государства, в котором необязательно, чтобы все республики имели во всем одинаковый статус. В своей речи на первой сессии Скупщины Республики Словения М.Кучан также подчеркнул, что «речь идет не о возобновлении ложного, предписанного или даже насильственного единства, а о естественной, этнически обоснованной необходимости».

Стремление Словении выйти из состава СФРЮ объяснялось его руководством в основном тремя причинами: отсутствием в стране демократии (наличие всего одной партии), навязыванием Сербией своей воли (централизм) и нежеланием республики бросать деньги на ветер (подразумевалась помощь отсталым республикам и краям). Руководство Словении осознавало, что как только республика официально заявит о своем выходе из состава СФРЮ, она окажется лицом к лицу с Югославской народной армией. Поэтому воспользовавшись обострившимся национальным кризисом, словенская политическая элита попыталась углубить его еще больше, сочтя момент как нельзя более подходящим. Стремясь облегчить и обезопасить свой выход из состава Югославии, ее представители подогревали эти же стремления у других республик, взывая к их национальным чувствам. Кучан говорил, что «равные права, которых мы добиваемся для себя, мы признаем за всеми другими народами Югославии. Будущее Югославии, по нашему мнению, может быть основано только на свободном взаимодействии»5. Главным союзником Словении стала Хорватия. Остальные республики сначала не проявляли особого желания стать независимыми, предпочитая решить накопившиеся проблемы, не прибегая к крайним мерам.

Но руководство Словении уже не могло остановиться, оно взяло курс на создание собственного государства. 2 июля 1990 г. новоизбранная Скупщина Словении приняла Декларацию о государственном суверенитете. В Декларации отмечалось, что Словения исходит из права словенского народа на самоопределение. Республика соглашалась выполнять союзные законы и другие союзные нормативные акты на своей территории только в том случае, если они не противоречили Конституции и законам Респу-

блики Словения. Планировалось в течение одного года подготовить текст новой Конституции, в котором особо были бы определены союзные законы неприемлемые для Словении6.

К осени 1990 г. ситуация в стране обострилась. Уже стало очевидным, что, скорее всего, Югославии не избежать распада, если в срочном порядке не будут приняты меры по изменению структуры союзного государства. В руководящих органах страны началась разработка проектов по реформированию государственного устройства. Было представлено два наиболее приемлемых варианта. Первый предусматривал создание конфедерации. Это должен был быть союз независимых государств, где республики сами бы решали, в какой степени позволять центру вмешиваться в их внутренние дела. Согласно второму плану Югославия должна была остаться федерацией, претерпевшей некоторые изменения. При этом центр был бы наделен еще более широкими полномочиями. Приверженцами конфедерации были Словения и Хорватия. Самыми ярыми поборниками федерализма являлись Сербия и Черногория. Остальные республики склонялись к некоему третьему компромиссному варианту разрешения кризиса.

Для того, чтобы придти к какому-либо соглашению, в октябре 1990 г. Президиум СФРЮ направил Скупщине СФРЮ два проекта возможного устройства Югославии. Но сделано это было слишком поздно: Хорватия и Словения уже были слишком далеки от идеи сохранения единого государства. Складывается впечатление, что эти республики использовали время, затраченное на разработку и рассмотрение реформы государственного устройства Югославии для укрепления своих позиций и для подготовки своей армии, на случай если центр не захочет добровольно предоставить им независимость.

В ноябре 1990 г. состоялось заседание всех трех палат Скупщины Республики Словения. На нем обсуждался предложенный конституционной комиссией проект о проведении референдума по вопросу независимости. Исполнительное вече поддержало предложение. Решение Исполнительного веча о провозглашении независимости базировалось на конституционных поправках к Конституции Словении, принятых осенью 1989 г. Причиной отделения Словении от Югославии провозглашалось значительное различие в экономическом развитии между Словенией и другими субъектами союзного государства. «По основным показателям экономического развития, - говорилось в решении о провозглашении независимости, -Югославия далека от развитой Европы, в то время как Словения к ней значительно ближе»7. Далее отмечалось, что разрыв в экономическом развитии регионов СФРЮ является препятствием для проведения системных преобразований и обновления экономики республики. В решении также отмечалось, что главной целью независимой Словении станет экономическая и политическая интеграция с западноевропейским пространством.

Исполнительным советом к тому времени была разработана программа сближения Республики Словения с Европой, получившая название «Бе-

лая книга». В решении Исполнительного веча отмечалось, что «Словения не может смириться с тем, что Югославия упустила исторический шанс -первой из бывших социалистических стран включиться в европейское пространство; с тем, что она занимает последнее место среди стран, которые ожидают своей очереди, чтобы присоединиться к Европе»8. Однако, при всем этом, при неразвитости югославской экономики, неэффективности экономического сотрудничества с другими менее развитыми республиками, Словения не планировала окончательного с ними разрыва. Предполагалось, что республика предпримет все возможные действия для того, чтобы избежать последствий одностороннего разрыва связей с Югославией, поскольку это привело бы к утрате имущества в других частях Югославии, к сокращению рынка, к завышенным расходам на создание собственной экономической системы и институтов экономики9. Руководство Словении не могло не понимать, что разрыв с Югославией приведет к колоссальным убыткам, поскольку главными потребителями словенской продукции являлись именно республики СФРЮ.

6 декабря 1990 г. был принят Закон о референдуме по вопросу о самостоятельности Республики Словении. Гражданам предлагалось ответить всего на один вопрос: «Должна ли Республика Словения стать самостоятельным и независимым государством?». Вариантов ответа была два: «да» или «нет»10. 23 декабря в Словении прошел плебисцит. В нем приняли участие 89% граждан, имеющих право голоса11. Согласно официальным данным за независимость высказалось 1 289 369 избирателей (88,5%), против проголосовало 57 800 избирателей (4%)12. 26 декабря 1990 г. председатель Скупщины на совместном заседании обеих палат провозгласил независимость республики.

Но не все видели и хотели видеть реальное положение дел. Поэтому в январе - феврале 1991 г. состоялось три заседания Президиума СФРЮ с целью принятия соглашений, предусматривавших сохранение единого югославского государства; на них присутствовали представители всех республик. Хорватия и Словения не собирались сдавать своих позиций. Для них вопрос представлялся уже решенным. Единственным условием, при котором они были согласны остаться в составе Югославии, являлось создание конфедерации, которая представляла бы собой добровольный союз суверенных государств, объединенных единой границей и общими экономическими интересами. Власть должна была быть представлена парламентом, наделенным совещательными полномочиями, Конфедеративным судом, Исполнительной комиссией и Советом министров. Все субъекты конфедерации получили бы право на создание собственной валюты, армии и дипломатических представительств в других странах13. Выдвигая все новые и новые практически не осуществимые в данный момент предложения по обустройству Югославии, Словения подтверждала свое нежелание находиться в ее составе. Даже если бы было принято некое компромиссное решение, то, вероятнее всего, словенская политическая верхушка, уже по-

чувствовавшая вкус свободы, его бы не приняла. По свидетельству министра иностранных дел Рупела, «Словения уже в апреле 1991 г. погребла надежды на создание конфедерации, хотя хорваты этого еще не сделали, но из-за обремененности сербским национальным меньшинством, это было оправдано»14. Словения стремилась к европейской интеграции, и обуза в виде конфедеративного или федеративного государства только мешала осуществлению ее планов. Тем более что у словенского руководства уже были результаты референдума о независимости, которые могли быть использованы в любой момент. Поэтому все поступающие предложения других республик воспринимались им в штыки.

В конце февраля 1991 г. Словения выступила с резолюцией, в которой уже недвусмысленно заявляла о своем намерении выйти из состава союзного государства. Как один из возможных вариантов она предложила разъединить СФРЮ на два или больше суверенных или независимых государств. Подразумевалось, что Словения при таком раскладе станет независимой. В резолюции особо подчеркивалось, что Словения уведомляет Скупщину СФРЮ о начале процедуры разъединения. Стремясь обеспечить мирный раздел федерации, республика предлагала идти путем соблюдения принципов международного права. Сразу же оговаривались и границы. Они должны были остаться такими, какими были при Югославии, т.е. границы СФРЮ с Республикой Австрией, Республикой Италией и Республикой Венгрией и граница между Республикой Словенией и Республикой Хорватией в рамках бывшей СФРЮ15 сохранялись без изменений.

Залогом успешного отделения Словении от Югославии был союз с Хорватией, которая могла бы послужить буфером для югославской армии в случае начала военных действий. Кроме того, Словения с Хорватией представляли некую весомую силу - останься Словения без хорватской поддержки, ее выход из состава Югославии оказался бы весьма затруднительным. Словения понимала, что вероятность вооруженного столкновения велика. Для того, чтобы суметь подготовиться к противостоянию армии центра, необходимо было еще как минимум полгода. Хорватия несколько отставала в процессе провозглашения независимости, а без нее начинать большую игру было довольно рискованно.

Для того, чтобы заручиться официальной поддержкой и помощью мирового сообщества, руководство Словении прибегло к ставшим традиционными в то время для всех новоявленных государств бывшего социалистического лагеря приемам: признание неэффективности социализма и обвинение коммунистической партии в диктатуре, восхищение западными ценностями и, главное, неоднократно озвученное желание присоединиться к европейскому свободному демократическому обществу. Помимо всего этого необходимо было создать образ врага, что и было сделано. Им стала Сербия. В этом Словению поддержала Хорватия. Сербия обвинялась в антиконституционной и незаконной политике, разрушении экономической системы Югославии и сталкивании страны в бездну экономического

кризиса16. В Меморандуме Исполнительного веча Республики Словении по урегулированию Экономических отношений в Югославии говорилось, что Словения «не исключает для Республики Сербия самостоятельного пути решения экономического кризиса..., но выступает против спасения Сербии путем обворовывания других, что в современном мире не находит аналогов»17.

Словения всеми своими помыслами была уже в Европе. Об этом лучше всего говорит Программа действий по выполнению задач, поставленных референдумом. Одним из ее пунктов, помимо экономических и конституционных вопросов, был план о начале деятельности по включению Республики Словении в международные организации. Словения планировала в кратчайшие сроки вступить в такие ведущие организации как ООН, Совет Европы, ЕАСТ и др.18 Европа еще открыто не одобряла, но и не развеивала ее чаяний.

В Белграде понимали, к чему идет развитие ситуации. И для того, чтобы как-то притормозить становившийся необратимым процесс, было заявлено о возможном мирном исходе кризиса, однако отмечалось, что при необходимости может быть применено и оружие для защиты сербов, проживающих в союзных республиках. Но Словении это касалось мало. Скорее эта угроза несла опасность для Хорватии, где был значительный процент сербского населения. Поэтому заявление было проигнорировано. Тогда Сербия прибегла к экономическому давлению (хотя и оно оказалось малоэффективным), дав оппонентам лишнюю возможность обернуть ситуацию против нее же самой.

Положение особенно обострилось в мае 1991 г., когда истекли полномочия председателя Президиума СФРЮ. На этот пост претендовал представитель Хорватии С. Месич. Однако его кандидатура вызывала нарекания, поскольку были опасения, что он, как ярый поборник отделения Хорватии, будет способствовать дальнейшему развалу страны. Против его кандидатуры выступили представители Сербии, Черногории, Косова и Воеводины. Месич сумел раздуть вокруг этого скандал с привлечением международной общественности. Он обвинил Сербию в ущемлении прав хорватов и стремлении создать Великую Сербию. По мнению Месича, единственное, что могло помешать «захватническим планам» Сербии, был раздел страны. Главная цель была достигнута. Сербия снова предстала в роли диктатора, а скандал отвлек внимание от главного процесса, происходившего в Хорватии и Словении, а именно от подготовки к провозглашению независимости. В итоге под давлением международного сообщества Президиум проголосовал за Месича. 30 июня 1991 г. он стал главой государства. Однако это уже не имело никакого значения, так как и Словения, и Хорватия уже заявили о своем выходе из Югославии.

Осознавая, к чему семимильными шагами идет Словения, Союзное исполнительное вече выступило с предложением по урегулированию отношений в югославском содружестве. В нем, в частности, говорилось, что

Союзное исполнительное вече, исходя из права наций на самоопределение, считает, что осуществление этого права является демократическим процессом, а не односторонним шагом и должно осуществляться только путем совместного договора. «Отделение как односторонний акт означало бы насильственное изменение существующих отношений, т.е. отрицание демократии...»19, - говорилось в Предложении. В нем также отмечалось: «Союзное исполнительное вече считает, что какой-либо и чей-либо договор или одностороннее решение об изменении внешних или внутренних границ страны противоречит мирному и демократическому разрешению кризиса и что таковые должны считаться незаконными... Для такого решения необходим договор всех республик и народов Югославии»20. Но ни это, ни другие предложения не могли уже остановить Словению, которая взяла курс на независимость, почувствовав поддержку Запада и особенно Германии, без чего осуществление ее планов было бы маловероятным.

Государственная самостоятельность Республики Словения и ее отделение от СФРЮ были провозглашены 25 июня 1991 г. В Хартии о самостоятельности и независимости говорилось, что Словения получила право считаться независимым государством согласно проведенному в декабре 1990 г. плебисцита о независимости. Особо отмечалось, что «Республика Словения и ранее по своему конституционному устройству являлась государством и только часть своих суверенных прав осуществляла в СФРЮ»21. Югославия обвинялась в серьезных нарушениях прав человека, национальных прав и прав республик и автономных краев. «Это в свою очередь, - говорилось далее, - не обеспечило разрешения политического кризиса и не дало возможности югославским республикам прийти к соглашению, которое позволило бы им обрести самостоятельность и трансформировать югославское союзное государство в союз суверенных государств»22. Согласно Закону об исполнении основополагающей конституционной хартии о самостоятельности и независимости Словении, республика прекращала деятельность словенских депутатов в Союзном вече Скупщины СФРЮ, Вече республик. Действующий член Президиума СФРЮ согласно хартии получал полномочия представителя республики. На территории Словении после провозглашения независимости продолжали действовать международные договоры, заключенные Югославией в отношении Словении. После обнародования этого Закона произошло то, чего так надеялось избежать руководство республики, - на территорию Словении были введены войска.

Американский посол в Югославии У. Циммерман писал, что отношения между республиками начали ухудшаться в 1989 г., и самыми плохими они были между Сербией и Словенией, хотя у Словении было много причин быть благодарной Югославии. «После Второй мировой войны югославская армия отвоевала для Словении земли, про которые словенцы говорили, что после Первой мировой войны они несправедливо отошли к Италии. Нынешняя независимая Словения третью своей территории обязана

военным действиям ЮНА против Италии. Югославия для Словении была гарантированным рынком для ее товаров, которые вряд ли бы выдержали конкуренцию на западном рынке. Но поскольку Словения «считала свою республику зародышем западной демократии, она решила напасть на Милошевича, не дожидаясь, что он нападет на них», - писал Циммерман23.

Словенское руководство понимало, что центр не захочет добровольно отпустить республику, поэтому оно заблаговременно начало готовиться к вооруженному столкновению. Оружие закупалось за границей, создавалась собственная служба разведки. Постепенно словенская армия выходила из-под контроля ЮНА. 25 июня, когда была провозглашена независимость Словении, словенское руководство взяло под свой контроль границы республики, воздушное пространство, порты. На КПП все югославские государственные символы были заменены словенскими. Союзный парламент выступил с осуждением отделения Словении, признав эти действия незаконными, поскольку независимость была провозглашена в одностороннем порядке. Для того, чтобы закрепить акт провозглашения независимости и привлечь внимание международной общественности, президент Словении Кучан оповестил всех руководителей государств и генерального секретаря ООН о том, что Словения провозгласила независимость. Это стало главной причиной срыва назначенной на 27 июня встречи Кучана и премьер-министра СФРЮ А. Марковича, на которой планировалось обсудить возможное разрешение сложившейся ситуации.

Реакция Югославии последовала незамедлительно. Рано утром 27 июня к границам Словении выдвинулись танки ЮНА. Однако тогда осталось непонятным, кто именно отдал приказ о наступлении. В одном из своих интервью Маркович отметил: «Что касается отделения Словении и так называемой войны, у меня сложилось очень ясное мнение. Прежде всего, Словения заняла пограничные пункты суверенного государства Югославии, и поэтому интервенция ЮНА была оправданна. Другое дело, как и каким образом, дошло до интервенции. Думаю даже, что речь шла о договоре между руководством Словении и Сербии об инсценировке нападения... О походе танков ЮНА в Словению я узнал только в четверг, 27 июня 1991 г., около пяти часов утра, когда мне, единственному в Белграде, позвонил по телефону Кучан»24. Сейчас уже можно достоверно утверждать, что приказ взять под контроль аэродром Брник, порт Копер отдавался командованием ЮНА в соответствии с решениями правительства. Для этих целей было выделено 1990 военнослужащих, из которых 400 - из подразделений министерства внутренних дел, и 270 таможенников25. По свидетельству очевидцев, начавшая наступление армия была плохо подготовлена и вооружена. Ряд исследователей считает, что это было сделано намеренно с целью дискредитировать ЮНА.

На заседании правительства, проходившем в ночь с 25 на 26 июня, большинство министров высказались за сохранение единства страны. Однако это могло привести к военным столкновениям, что повлекло бы за

собой нежелательные последствия, главным из которых была негативная реакция международного сообщества. По свидетельству министра иностранных дел СФРЮ Б. Лончара, ему звонили министры иностранных дел Италии и Германии - Джанни де Микелис и Ганс-Дитрих Геншер, которые предупредили, что если дойдет до военных столкновений, то единство югославской федерации больше не будет под держиваться международным сообществом26.

Такая позиция международного сообщества была обеспечена во многом стараниями министра иностранных дел Словении Д. Рупела, который в преддверии провозглашения независимости посетил многие европейские страны, где вел переговоры со своими коллегами по внешнеполитической линии. В своих воспоминаниях он писал, что «нас очень волновало отношение заграницы к стремлению обрести независимость, но мы видели хороший знак в поведении сенатора Боба Дола, который предложил США поддерживать только демократические республики, т.е. Словению и Хорватию»27. Словения пыталась заручиться поддержкой Венгрии и Австрии, стран Бенилюкса, Бельгии. На всех встречах словенские представители указывали на тот факт, что республика смогла установить демократию сама, без иностранной помощи. Однако именно это, по словам Рупела, настораживало республику, поскольку «западные друзья не чувствовали за Словению той ответственности, которую несли за Восточную Германию, Польшу и Венгрию»28.

Так почему же страх перед вооруженным нападением Сербии не остановил словенские власти и не отсрочил провозглашение независимости? Несомненно, были опасения, что Сербия может пойти ва-банк ради сохранения целостности государства. Однако по свидетельству министра обороны Словении Янеза Янши, «в июне 1991 г., благодаря скрупулезному анализу ситуации в Югославии и благодаря хорошим разведывательным данным, мы были уверены в том, что части ЮНА не смогут осуществить нападение с привлечением большого количества сил в тот момент, когда Словения и Хорватия провозгласят независимость, и что это будет интервенция и давление на ключевые посты, которое впоследствии может быть обострено путем привлечения резервных сил ЮНА»29.

Судя по воспоминаниям министра обороны, Словения не была полностью подготовлена в вооруженном плане к провозглашению независимости. Еще в десятых числах июня у руководства не было уверенности в том, что заказанное им вооружение поступит в срок. Военный заказ состоял из 5 тыс. автоматических винтовок и 5 млн. комплектов боеприпасов, более 1 тыс. противотанковых снарядов, включая несколько ракет для пусковых установок типа Фагот и несколько десятков противовоздушных ракет типа Стрела 2М 30. Вооружение прибыло 21 июня. «Я до сих пор спрашиваю себя, - пишет Янез Янша, - приняла ли бы служба президента Республики решение о вооруженном сопротивлении 27 июня с чистой совестью, если бы мы не получили вооружения, которое увеличило наши возможности о|а\/зостояния танковому натиску более чем на 100 %»31.

Для обсуждения сложившейся ситуации состоялось совещание Президиума Словении. На нем было принято решение оказать сопротивление югославской армии и довести процесс провозглашения независимости до конца. Все население Словении встало на защиту своей свободы. Причем в некоторых случаях именно словенская сторона первая открывала огонь по ЮНА, которая, судя по всему, не собиралась вести активных боевых действий. С каждым днем становилось все очевиднее, что сохранить целостность страны не удастся. Чтобы избежать настоящей войны, следовало отпустить Словению. Одним из самых напряженных дней стало 2 июля. Вероятность усиления давления военной мощи ЮНА оставалась реальностью, ожидалось, что югославская армия начнет атаку с воздуха. Вернувшись из поездки в Германию, Кучан сообщил, что переговоры с Геншером прошли успешно, последний настаивал на том, чтобы немедленно были прекращены военные действия и начался переговорный процесс с югославской стороной32.

Попытка Сербии вернуть все на круги своя не принесла желаемых результатов. Руководство Словении смогло мобилизовать 35 тыс. добровольцев и силы так называемой «территориальной обороны». В длившихся 10 дней боевых столкновениях погибло 44 военнослужащих ЮНА. Со стороны Словении убитых было трое и 66 раненых. По мнению словенских историков и политиков, эту войну нельзя было считать гражданской, поскольку это не была война одного народа, а интервенция, направленная на подавление стремлений к свободе и демократии.

3 июля стороны заключили перемирие. 4 июля Президиум СФРЮ принял решение о возвращении к состоянию до 27 июня, потребовал возвращения всех пленных и прекращения огня. Большую роль в разрешении конфликта сыграла Германия. Выступая по радио 5 июля, Геншер заявил, что «в случае нарушения условий прекращения огня со стороны ЮНА нужно будет поставить вопрос о признании европейским сообществом независимости Словении и Хорватии. При этом он подчеркнул, что необходимо принять на специальной встрече министров иностранных дел в Гааге решение о введении эмбарго на поставки оружия в Югославию и заморозить сотрудничество в области финансов33. 7 июля состоялась встреча министерской тройки Европейского сообщества с членами Президиума СФРЮ во главе с С. Месичем и представителями всех республик кроме Сербии на острове Бриони. Цель встречи заключалась в создании условий для мирных переговоров. В итоге была принята Декларация о мирном разрешении югославского кризиса. Стороны согласились, что они должны полностью уважать следующие принципы:

- лишь народы Югославии и только они сами могут принимать решения о собственном будущем,

- немедленно, то есть не позднее 1 августа 1991 г., должны начаться переговоры обо всех аспектах будущего Югославии безо всяких предварительных условий, на основании принципов Хельсинского Заключительного акта СБСЕ и Парижской хартии для новой Европы34.

Все югославские стороны обязались оказывать планируемой миссии наблюдателей поддержку, в том числе обеспечить ее членам полную безопасность и свободу передвижения. В приложении 1 Декларации оговаривались дальнейшие формы реализации и подготовки к переговорам. Контроль над словенскими границами передавался в руки словенской полиции, таможенные сборы оставались союзными доходами и должны были взиматься словенскими таможенниками, полученные средства переводились на совместный счет, находящийся под контролем союзного и республиканского министерств финансов и внешних наблюдателей. Что касается границ, то восстанавливалось состояние, существовавшее до 25 июня 1991 г.35. Кроме того, снималась блокада со всех дорог, расформировывались части Территориальной обороны. Что касается захваченных во время боевых действий пленных, то они должны были быть отпущены в кратчайшие сроки.

С принятием Брионской декларации европейские государства получили уникальную возможность вмешаться во внутренние дела суверенного государства и под предлогом восстановления справедливости и демократии поставить разгоравшийся с молниеносной скоростью пожар югославского кризиса под свой контроль. Изначально наблюдатели посылались только в Словению и Хорватию, однако особо оговаривалась возможность расширения ареала их деятельности. Состав миссии не был однородным, в него могли входить как гражданские, так и военные представители. Планировалось, что все они разместятся в так называемом «Координационном центре», откуда в различные сектора будут посылаться небольшие группы, находящиеся под контролем Руководителя Миссии наблюдателей, который должен предоставлять ежедневный отчет о деятельности Миссии Комитету старших должностных лиц через Секретариат СБСЕ в Праге36.

Скупщина Республики Словения приняла все положения Брионской декларации, выразив благодарность министерской тройке Европейского сообщества за оказанную помощь «в миролюбивом разрешении югославского кризиса» и полное доверие «к добрым намерениям Европейского сообщества»37. 12 июля 1991 г. после предварительно заключенного перемирия Президиум СФРЮ принял решение вывести войска из Словении. Окончательно все войска были выведены 29 июля 1991 г. До 8 октября 1991 г. Словения практически приостановила процесс строительства суверенного государства. Но уже в ноябре был принят закон о денационализации, а в декабре - новая Конституция, которая стала первой Конституцией, где Словения провозглашалась независимым государством. Решение о написании нового главного государственного закона было принято еще в конце июня 1990 г. Тогда была создана специальная конституционная комиссия, состоявшая из различного рода специалистов. Изначально планировалось, что Конституция будет готова к концу 1990 г. Однако процесс значительно замедлился. Первый черновой вариант был подготовлен к октябрю 1990 г. В его основе лежали проекты конституций, предложенные ранее писателями Словении в 1988 г., а также проект, предложенный

оппозиционной коалицией ДЕМОС в марте 1990 г.38 После доработки в этот вариант было внесено более ста поправок. Из-за введенного Брион-скими соглашениями трехмесячного моратория, процесс принятия Конституции был приостановлен.

Текст новой Конституции оказался значительно короче текста Конституции 1974 г. Словения провозглашалась демократической парламентской республикой. Главой и Верховным главнокомандующим государства становился президент. Срок его полномочий составляет пять лет. Он может занимать свой пост не более чем два срока подряд. Избирается он гражданами республики. Правительство республики состоит из Председателя и министров. Министры назначаются и смещаются Государственным собранием. Само Государственное собрание состоит из 90 депутатов, избранных гражданами Словении на основе всеобщего, прямого избирательного права на четыре года. В Государственное собрание избирается по одному депутату от итальянского и венгерского национальных меньшинств. Собрание имеет эксклюзивное право принятия законов. Другим органом власти является Государственный совет. Этот орган состоит из представителей различных социальных, экономических, профессиональных слоев, численностью 40 человек, избираемых сроком на пять лет (по четыре представителя от работодателей, наемных работников, крестьян, ремесленников и лиц свободных профессий, шесть представителей непроизводственной сферы и двадцать два представителя местных интересов). В компетенцию Совета входит вынесение законопроектов на рассмотрение Государственного собрания и др.39.

В декабре 1992 г. прошли первые независимые выборы президента и депутатов в Государственное собрание и Государственный совет. На пост главы государства претендовало 8 человек, в итоге президентом был избран М. Кучан. Что касается политических партий, то перед выборами они столкнулись с целым рядом проблем. В первую очередь это были противоречия внутри большинства партий, и, во-вторых, осложненная внутриэко-номическая ситуация. Так, раскол Словенского демократического союза привел к тому, что правящая коалиция ДЕМОС потеряла большинство мест в Парламенте. Кроме того, возникшие в этот период партии в своих программах в большинстве своем говорили только о суверенитете. Но, столкнувшись с проблемами молодого государства, среди которых были падение производства, рост инфляции, снижение уровня жизни и безработица, многие партии оказались неготовыми к их решению. По итогам выборов в парламент прошло восемь партий. Большинство получили Либерально-демократическая партия (22 депутата), ее глава Янез Дрновшек стал премьер-министром, и Словенские христианские демократы (15 депутатов). Третье место заняла Партия демократического обновления. Однако ЛДП не смогла получить большинства на выборах 1994 г. в местные органы власти. Лидером стала Словенская народная партия, получившая на выборах 1992 г. всего 10 мест в парламенте.

Период перехода к рыночной экономике был довольно болезненным для Словении, особенно в первые три года. Во-первых, был потерян главный потребитель словенской продукции - югославский рынок, а словенский рынок был слишком мал для реализации производимой продукции. Многие словенские товары не выдерживали западной конкуренции. Во-вторых, высокий процент инфляции привел к резкому падению уровня жизни населения страны. Изменения в системе оплаты труда привели к тому, что значительная часть населения оказалась за чертой бедности. По некоторым статистическим данным самые низкие зарплаты в 1992 г. были у рабочих металлургической, строительной и перерабатывающей промышленности. Значительно возросла безработица. В 1990 г. число занятых на предприятиях и в других организациях составляло 786 036 человек, в 1992 г. их число снизилось до 656 966 человек, в 1996 г. - до 581 651 человека40. Тяжелым бременем на экономике страны лежала выплата членам Лондонского клуба части долга СФРЮ, который составил 18 %.

Главными задачами, которые ставило перед собой правительство, было обуздание инфляции, сокращение безработицы и выход на мировой рынок. В 1996 г. Словения присоединилась к Среднеевропейскому договору о свободной торговле, а также заключила ряд двусторонних договоров о свободной торговле с Латвией, Македонией, Литвой, Болгарией и Эстонией.

В стране были проведены денационализация, приватизация, банковская реформа. После провозглашения независимости Словения ввела временную денежную единицу, на которую обменивали в банках югославские деньги по курсу 1:141. Но уже в октябре 1991 г. Банк Словении ввел государственную постоянную валюту - толар и провозгласил его единственной действующей денежной единицей на территории Словении.

В соответствии с Законом о преобразовании формы собственности предприятий от 11 ноября 1992 г. в целях бесплатного распределения общественного капитала предприятий среди граждан Словении выдавались приватизационные чеки. Чек мог быть использован владельцем для получения акций либо пая на предприятии, где он работал, для приобретения акций предприятий, которые преобразовывали свою форму собственности. При этом стоимость приватизационных чеков была разной и зависела от стажа гражданина, получавшего чек. Самый маленький номинал составлял 200 тыс. толаров, и выдавался лицам, не имевшим стажа, самый высокий номинал составлял 400 тыс. толаров и выдавался тем, кто имел свыше 30 лет трудового стажа42.

Закон о денационализации был принят в декабре 1992 г., а начал реали-зовываться в июне 1992 г. К концу марта 1997 г. было денационализировано более 23 тыс. га крестьянских земель, около 69 тыс. га лесов, 245 тыс. кв. м жилой площади, 312 тыс. кв. м нежилой площади, около 6 млн. кв. м земель, находящихся под постройками43. Кроме того, в процессе денационализации предусматривался возврат имущества физическим лицам, кото-

рое было национализировано в годы существования социалистической Югославии.

В конце 90-х годов правительство Словении начинает активную работу по присоединению к основным европейским экономическим структурам и структурам по обеспечению безопасности. Летом 1996 г. она стала ассоциированным членом Европейского союза. Правительство Словении рассчитывало присоединиться к ЕС в 2003 г. Но для этого необходимо было подогнать экономику страны под евростандарты. Для молодого государства, которое только-только начинало вставать на ноги, это было непростой задачей. Некоторый перелом экономической ситуации произошел в 1994 г. Внутренний валовой продукт вырос более чем на 5%, была несколько снижена инфляция - с 22,9% в 1993 г. до 18,3. А в последнем квартале 1995 г. инфляция впервые не превысила 10 %. Увеличился и экспорт товаров. Объем торговли со странами ЕС достиг 14 млрд. долларов, а в 1995 г. он составил 69% от всей торговли Словении. Более 30% общего объема торговли приходилось на Германию. Серьезными торговыми партнерами Словении стали Италия, Греция, Франция и Австрия44.

В 1996 г. в Республике состоялись вторые парламентские выборы. Либерально-демократическая партия получила 27 % голосов и 25 депутатских мест, Словенская народная партия - 19,4 % голосов и 19 мест, Социал-демократическая партия 16,1% голосов и 16 мест, Словенские христианские демократы 9,6% и 10 мест, Объединенный список социал-демократов -9% и 9 мест45. Выборы практически не изменили расстановку политических сил, оставив у власти левоцентристскую коалицию левых партий. В 1997 г. прошли президентские выборы. Президентом Словении был вновь избран Милан Кучан.

Словения начала вести активную политику на международной арене. После провозглашения независимости ее главной целью было признание Республики другими странами. США и Европейский союз признали Словению в 1992 г. В ООН Республика вступила в мае 1992 г. и стала членом Совета Европы в мае 1993 г. Словения также стремилась стать членом Североатлантического альянса. В марте 1994 г. она стала членом организации «Партнерство во имя мира» и являлась постоянным участником учений в рамках этого документа46. Что касается России, то она признала независимость Словении одной из первых - 14 февраля 1992 г. и установила с ней дипломатические отношения 25 мая 1992 г. Посольство Российской Федерации в Любляне было открыто 14 октября 1992 г. Правовую основу экономических связей между Словенией и Россией составляет подписанное в 1993 г. правительственное Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. В 1994 г. подписано Соглашение о поставках природного газа из РФ в Республику и Конвенция об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, которая вступила в силу в январе 1998 г. В 2000 г. было подписано Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. С 2001 г. контакты между Словенией и Россией активизировались. В янва-

ре того же года в Республику с визитом прибыл спикер Государственной Думы РФ Г. Селезнев, а в феврале состоялась встреча премьер-министра Словении Я. Дрновшека с президентом России В.В. Путиным.

В октябре 2000 г. прошли новые, третьи по счету, парламентские выборы. На них убедительную победу одержала Либерально-демократическая партия, получив 27,5 % голосов избирателей и 25 мест в парламенте. Ее бывшие партнеры по коалиции - Словенские христианские демократы и Объединенный список социал-демократов - потерпели неудачу. Словенская народная партия, выступавшая за замедление процесса вступления Словении в ЕС и НАТО, получила 19 мест в парламенте, а Социал-демократическая партия Словении - 16 мест. Правительство возглавил Я. Дрновшек. Он сумел создать коалиционное правительство, большинство членов которого являлись представителями Либерально-демократической партии. Д. Рупел в третий раз занял пост министра иностранных дел. Его однопартиец А. Гризолд возглавил военное ведомство. Представителю объединенных социал-демократов Р. Бохинцу было поручено руководить министерством внутренних дел, а министерство финансов оказалось в руках А. Ропа47.

В ноябре 2002 г. в Словении прошли президентские выборы. Во второй круг вышли два кандидата: Я. Дрновшек, получивший 44% голосов, и единственная женщина из девяти претендентов - Б. Брезигар, получившая 31%. Второй тур состоялся 1 декабря. На нем уверенную победу одержал премьер-министр Словении Я. Дрновшек, получивший 55% голосов избирателей. Новым премьер-министром стал представитель Либерально-демократической партии А. Роп, которого в ноябре 2004 г. сменил Я. Янша.

Ощущая себя всегда частью Европы, Словения всеми силами стремилась как можно быстрее вступить в Европейский Союз. В марте 2003 г. состоялся референдум по вопросу о присоединении к ЕС. В референдуме приняли участие более 60 % населения, 89 % из них проголосовало за вступление в ЕС. Договор о присоединении был подписан в Афинах в апреле 2003 г., а в январе 2004 г. ратифицирован Национальной Ассамблеей Республики Словения. 1 мая 2004 г. Словения стала членом ЕС, а в 2007 г. присоединилась к Европейскому монетарному союзу. Для этого Словении было необходимо выполнить ряд требований, с чем она не совсем успешно, но справилась. 21 декабря 2008 г. Словения вошла в Шен-генскую зону свободного передвижения. В первой половине 2008 г. республика возглавила совет Евросоюза.

По исходу нескольких лет можно смело утверждать, что переходный период Словения пережила наиболее благополучно по сравнению с другими странами, менявшими свое государственное, политическое и экономическое устройство. По официальным данным республика стремительно приближается к уровню развития стран Европейского Союза. В 2004 г. этот уровень достиг 79,5% от среднего ВВП на душу населения с учетом покупательной способности. Первое место в экономике занимают про-с|яиенность, сфера услуг и бытового обслуживания. При этом роль сель-

ского хозяйства значительно снижается, что является естественным процессом для стран-претендентов и новых членов ЕС. Республика Словения смогла восстановить торговые связи со своими естественными партнерами, бывшими республиками Югославии. Наиболее активное сотрудничество ведется с Хорватией. В 2001 г. возобновлена торговля с Сербией, Македонией, Боснией и Герцеговиной.

Сейчас главной задачей Словении является проведение реформ, направленных на достижение уровня развитых стран Европейского союза. В частности, ей необходимо увеличить количество рабочих мест, укрепить социальную защиту, улучшить состояние окружающей среды, создать более прозрачную налоговую систему и более комфортные условия для притока иностранных инвестиций. В конце 2004 г. число предприятий, в которые были вложены прямые иностранные инвестиции, составило 5,3 % от общего числа всех компаний Словении. Несмотря на то, что их процент слишком мал, на их долю в 2004 г. приходилось 16,3% всего капитала, 18,6% всех активов и 13,4% работающего персонала. Большинство инвестиций поступает в Словению из стран ЕС: из Австрии, Голландии, Франции, Германии, Италии и Бельгии48. Из стран, не являющихся членами ЕС, главными партнерами являются Швейцария и Хорватия. Постепенно ведущее место в экономике занимает сфера обслуживания, хотя традиционные отрасли, такие как индустрия и сельское хозяйство, продолжают развиваться49. Наиболее крупными фирмами являются «КРКА», «Истрабенз групп», «Телеком Словения», «Лек». Особое развитие получил туризм. Словения пользуется большой популярностью у туристов из Германии, Италии, Австрии. В меньшей степени ее посещают туристы из Великобритании, Хорватии, Венгрии, России. В июне 2005 г. правительство Республики Словения приняло новую экономическую стратегию развития.

Что касается внешней политики, то Словения стремится к сохранению своей национальной индивидуальности, но в то же время провозгласила принцип открытости миру. Главным приоритетом Словении является членство в Организации экономического сотрудничества и развития. Республика поддерживает стабильные отношения с соседними государствами: Австрией, Италией, Венгрией и Хорватией. Наряду с другими странами Европы принимает участие в работе организации «Центрально-европейской инициативы». 29 марта 2004 г. Словения стала членом НАТО. В связи с этим проводится реформа вооруженных сил, главной целью которой является повышение эффективности и прозрачности словенской системы обороны. Кроме того, Словения принимает активное участие в военных акциях НАТО. Так, например, в феврале 2007 г. правительство Республики Словения одобрило участие Словении в миротворческой операции НАТО в Косово. Численность армии сокращена и составляет приблизительно 14 тыс. человек, часть которых является постоянными служащими, часть - в запасе по контракту. К 2008 г. доля расходов на оборону в рамках ВВП возросла с 1,7% до 2%. До 2002 г. армия была призывной. В настоящее время она стала профессиональной с резервом добровольцев.

11 ноября 2007 г. состоялись очередные президентские выборы. На пост главы государства был избран Данило Тюрк. Премьер-министром в 2004—2008 гг. был Янез Янша, с 21 ноября 2008 г. эту должность занял Борут Пахор. В нынешнем правительстве Словении 19 членов. Из них 15 министров, которые возглавляют министерства финансов, экономики, высшего образования, науки и технологий, здравоохранения, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, труда, семьи и социальных отношений, транспорта, сельского хозяйства, лесоводства и питания, окружающей среды, культуры, образования и спорта, обороны. Настоящее правительство было сформировано 21 ноября 2008 г. Оно было создано на основе коалиционного соглашения, подписанного 14 ноября 2008 г. между Социал-демократами, «Зарес» - новая политика, либеральными демократами Словении и Демократической партией пенсионеров Словении.

21 сентября 2008 г. состоялись очередные парламентские выборы. Места в парламенте распределились следующим образом: Социал-демократы - 29 мест, Словенская демократическая партия - 28 мест, «Зарес» - новая политика - 9 мест, Демократическая партия словенских пенсионеров -7 мест, Словенская национальная партия - 5 мест, Словенская народная партия и Молодежная партия Словении - 5 мест, Либеральная демократия Словении - 5 мест, и по одному представителю от итальянского и венгерского национальных меньшинств.

Что касается культуры и науки, то по уровню их развития Словения, имеющая богатые традиции, не уступает другим странам Евросоюза. Крупнейшим научным центром является Словенская академия наук и искусств. С 1994 г. Академия является автономной. В настоящее время это главное национальное учреждение страны. Наиболее активно Словения участвует в международных научно-исследовательских проектах, проводимых ЕС. В частности, в 1999 г. Словения стала ассоциированным членом пятой программы ЕС по глобальному исследованию и развитию «Ев-роатом». Кроме того, Словения подписала более сорока двусторонних договоров в области научно-технического сотрудничества.

Политика в области культуры разрабатывается министерством культуры. Она строится на стремлении обеспечить условия для развития творческих инициатив, защите уже созданного культурного наследия. Крупнейшими культурными учреждениями в Словении в настоящее время являются: Дом культуры И. Цанкара в Любляне, Национальный театр в Мариборе, Театр оперетты и балета в Любляне, Национальный театр драмы в Любляне, Словенская филармония, Национальная и университетская библиотека в Любляне.

Многие ежегодные культурные мероприятия в разных городах Словении стали традиционными и приобрели международную известность. Среди них - Международное биенале графики. Ежегодный международный музыкальный «Летний фестиваль» в Любляне собирает на своих площадках известных музыкантов со всего мира. Известен и театральный фести-

валь «Борштинковосречанье» в Мариборе. В 1999 г. известный в Словении и за ее пределами хореограф М. Фарич образовал танцевальный коллектив «Флота» (Flota). Им поставлены такие спектакли как «Терминал» (Terminal), «10° ниже 0» (2000), «Искушение» (Pohujsanje) (2001).

Определенных успехов Словения достигла и в области кинематографии. В 1994 г. был организован Фонд кинематографии, который занимается распределением субсидий. Среди режиссеров, получивших международное признание, И. Штрек, снявший фильм «Любляна», о жизни молодежи, а также представивший в 2008 г. короткометражный фильм «Каждый вздох, который ты делаешь» (Every breath you take) на Венецианском фестивале, в 2009 г. вышел его психологический детектив «9:06». Другой не менее известный режиссер - Я. Бургер. Его авторству принадлежат такие фильмы как «На солнечной стороне Альп» (2007), получивший признание на кинофестивале в Триесте, «На холостом ходу» (Uleru) (1999). Я. Цвит-кович, снявший такие фильмы как «Хлеб и молоко» (Krüh in mleko) (2001), «Сердце - кусок мяса» (Srce je kos mesa) (2003), «От могилы к могиле» (Od groba dogroba) (2005), М. Певец «Кармен» (Karmen) (1995), «Под ее окном» (Pod njenim oknom) (2003), «Эстрелита» (Estrelita) (2007), драма «Весенний хит» (Hit poletja) (2008).

В Словении работает около 45 галерей и 800 выставочных залов. Главными являются: Галерея современного искусства в Любляне и Галерея искусств в Мариборе50. В словенском современном изобразительном искусстве особое место занимает группа авангардных художников «Ирвин». Своими корнями эта группа уходит в 80-е годы. В то время ее члены пытались найти новые формы искусства, свободные от давления идеологии. Международную известность приобрели и другие словенские художники. Среди них Й. Барши, В. Чосич, Д. Креух.

Таким образом, Словения - это страна, сумевшая преодолеть с наименьшими потерями тяготы и трудности переходного периода, сохранив при этом все положительное, что было приобретено в годы ее пребывания в составе Югославии. При этом Республика открыта для инноваций во всех областях деятельности. Несомненно, членство в ЕС диктует свои правила развития не только экономики, но и других сфер жизни, что не всегда приносит положительные результаты, но Словении удалось не только сохранить свою самобытность и культуру, но и сделать все для ее преумножения и популяризации в мире.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Из предвыборной программы CK Словении - партии демократического обновления // Югославия в огне. М.,1992. С. 41.

2 Там же.

3 Речь председателя Президиума Республики Словения Милана Кучана на первой сессии Скупщины Республики Словении //Словения. Путь к самостоятельности. М., 2000. С. 149.

4 Там же. С. 151.

5 Там же. С. 152.

6 Декларация о государственном суверенитете Республики Словении //Словения. Путь к самостоятельности. С. 163-165.

7 Решение Исполнительного веча Республики Словении о провозглашении независимости Республики Словении // Словения. Путь к самостоятельности. С. 169.

8 Там же. С. 172.

9 Там же. С. 174.

10 Закон о референдуме по вопросу о самостоятельности и независимости Республики Словении // Словения. Путь к самостоятельности. С. 183-185.

" Центрально-европейские страны на рубеже ХХ-ХХ1 веков. М., 2003. С. 185.

12 Сообщение Республиканской избирательной комиссии о результатах референдума // Словения. Путь к самостоятельности. С. 188—189.

13 Подробнее см.: Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса (1990-2000). М., 2001. С. 100-101.

14 Rüpel D. Srecanja in razhajanja. Ljubljana, 2001. S. 128.

15 Резолюция о предложении согласительного разъединения СФРЮ // Словения. Путь к самостоятельности. С. 203.

16 Меморандум о позиции Исполнительного Веча Республики Словении по урегулированию экономических отношений В Югославии // Словения. Путь к самостоятельности. С. 190.

17 Там же. С. 191.

18 Из оценки Скупщины Республики Словении ситуации после референдума // Словения. Путь к самостоятельности. С. 200.

19 Из предложения союзного Исполнительного веча по решению кризиса и урегулированию отношений в югославском содружестве // Югославия в огне. С. 88-89.

20 Там же.

21 Хартия о самостоятельности и независимости // Словения. Путь к самостоятельности. С. 235-236.

22 Та же. С. 236.

23 Zimmerman W. Izvori jedne katastrofe. Zagreb, 1996. S. 312; Цит. по: Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса (1990-2000). С. 107.

24 Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса (1990-2000). С. 112.

25 Там же. С. 113.

26 Подробнее см.: Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса (1990-2000). С. 113.

27 Rupel D. Op.cit. S. 118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 Ibidem. S. 128.

29 Jansa J. The making of the Slovenian state. 1988-1992. Ljubljana, 1994. S. 139.

30 Ibidem. S. 142.

31 Ibidem. S. 142.

32 Подробнее см.: Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса (1990-2000). С. 117.

33 Там же. С. 116.

34 Брионская декларация // Словения. Путь к самостоятельности. С. 245-247.

35 Там же. С. 247.

36 Там же. С. 247-248.

37 Решение и заявление Скупщины PC по поводу Совместной декларации //Словения. Путь к самостоятельности. С. 251-252.

38 Cepic Z. Ustava Republike Slovenije // Slovenska novejäa zgodovina 1848-1992. Ljubljana, 2005. S. 1363.

39 Конституция Республики Словения // Словения. Путь к самостоятельности. С. 252-290.

40 Natek К., NatekM. Op.cit. S. 163.

41 Ibidem. S. 187.

42 Закон о преобразовании формы собственности предприятий // Словения. Путь к самостоятельности. С. 522-523.

43 Natek К., Natek M. Slovenija. Geografska, zgodovinska, pravna, politicna, ekonomska in kulturna podoba Slovenije. S. 169-170.

44 Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса (1990-2000). С. 626.

45 Центрально-европейские страны на рубеже XX-XXI веков. С. 186.

46 Там же. С. 189.

47 Там же. С. 187.

48 Факты о Словении 2006. Любляна, 2006. С. 65.

49 Facts about Slovenija. Ljubljana, 2008. S. 41-53.

50 Факты о Словении 2006. С. 108-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.