УДК 324
ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФРЮ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА МАКЕДОНИЯ (1985-1990 гг.)
© Ягода МИТРЕВСКА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры международных отношений и политологии;
Международный славянский университет Г.Р. Державина, г. Свети Николе, Республика Македония, e-mail: jagoda_mitrevska@yahoo.com © Дмитрий Г ригорьевич СЕЛЬЦЕР Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор политических наук, профессор, директор Академии гуманитарного и социального образования, e-mail: seltser@yandex.ru
Ослабление любого регулярного государства таит опасность его распада. Не стала исключением и Социалистическая Федеративная Республика Югославия. Общую логику процесса, его конкретные политические практики, место Социалистической Республики Македония в ходе распада федеративного государства рассматривают авторы статьи.
Ключевые слова: Социалистическая Федеративная Республика Югославия; Союз Коммунистов Югославии; Социалистическая Республика Македония; Союз Коммунистов Македонии; демократизация; национальные движения; сепаратизм.
Интеллектуалы и инициация национального сепаратизма. 25 мая 1985 г. Сербская академия наук и искусств (САНИ) выступила с меморандумом о политическом, экономическом и культурном положении сербского народа в СФРЮ. На наш взгляд, самая интеллектуальная институция страны развязывала национальный сепаратизм в СФРЮ:
Председатель СФРЮ Милан Кучан поддержал ученых, заявив, что права сербского народа в собственном государстве не соблюдаются (особенно - в автономных провинциях Косово и Воеводина).
Политики и развитие национального сепаратизма. 28 мая 1986 г. Слободан Милошевич был избран Председателем ЦК СКС, а 24 сентября 1986 г. белградская газета «Вечерние новости» объявила Меморандум САНИ политически программным документом Сербии. Между обоими событиями была прямая связь. Национализм в СФРЮ с этого момента приобрел институционально окрашенный характер и динамизм. Инициацию сербов поддержали словенцы. 20 февраля 1987 г. словенская газета «Новая ревия, 57» опубликовала ответ словенских интеллектуалов на меморандум САНИ. Разница в подходах в том, что представители Словении настаивали на необходимости скорейшей независимости всех республик Югославии, в то время как сербские интеллектуалы - на со-
хранении федерации, где главная роль по-прежнему должна была отводиться Сербии.
24 апреля 1987 г. Слободан Милошевич посетил Косово, где встретился с местными сербами. Последние жаловались: они терроризируются албанским большинством. Во время визита тысячи сербов собрались перед зданием, где был Милошевич, и забросали его резиденцию камнями, требуя встречи с первым лицом Сербии. Дошло до конфликта сербского населения с полицией, и Милошевич встал на сторону народа, произнеся известную фразу: «Никто не смеет вас бить». Через несколько месяцев 28 июля 1987 г. Милошевич еще раз посетил Косово. Аналитики охарактеризовали его речь как официальное начало сербской националистической кампании.
14 декабря 1987 г. был смещен со своего поста Председатель Президиума СРС Иван Станболич, находившийся в состоянии прямого конфликта со Слободаном Милошевичем. Этим Милошевич закончил смену власти в Сербии. Меморандум «интеллектуалов» из САНИ начал реализовываться на уровне кадровых политических решений: с ключевых политических позиций стали удаляться сербы, занимающие взвешенные позиции.
В самом начале национализм навязывали сербские и словенские руководители СКЮ.
На 8 заседании ЦК СКС в 1987 г. последовало явное требование ускоренного создания югословенской федерации на централист-ской основе. Дошло до требований коллективной отставки ЦК СКЮ. Политическая ситуация в СФРЮ все более ухудшалась от радикальных настроений и действий Слободана Милошевича. Его давление на Косово было предельно жестким, что только способствовало развитию сепаратизма и в Косово, и в целом в СФРЮ. Президент Словении Милан Кучан даже высказал мысль: «В Косово решается судьба Югославии» [1].
12 февраля 1988 г. группа сербских академиков потребовала создания сербских автономий в Косово, Боснии-Герцеговине и Хорватия. Это был еще один шаг интеллектуальной элиты в сторону национального сепаратизма в СФРЮ.
Македония: «Вевчанский случай». В это непростое для Югославии время македонец Киро Глигоров сказал: «Македония - это все, что мы имеем». В с. Вевчаны, что на юго-западе Македонии, 26 мая 1987 г. произошли столкновения местных жителей с властью по поводу социально-экономических и политических перемен. Это был первый шаг македонского народа в борьбе за демократию.
Вевчанские партийные организации были частью коммунистической партии и должны были бы соблюдать субординацию, но в разговорах с высокопоставленными партийными деятелями СКЮ и СКМ местные руководители настаивали на общей неподготовленности коммунистической партии к преобразованиям. Они говорили и о необходимости формирования новой политической партии, в то время как в Центре - только о «мелочах» (с точки зрения вевчанских коммунистов, разумеется) - «косметическом регулировании» социализма.
Было очевидно, что у политических элит Югославии и Македонии не было темпорального запаса прочности. Перемены существенно опережали их собственные действия. «Вевчанский случай» приобрел общефедеральный резонанс. Чем большую угрозу он представлял для руководства партии, осознаваемую ими, чем больше действий против вевчан они совершали, тем быстрее росли популярность «реформаторов» и число их единомышленников. Случай в Вевчанах перерос в устойчивую тенденцию борьбы за
демократию, развитие которой уже ничто не могло остановить. Он продемонстрировал решимость граждан отстаивать свои права и свободы. Протестные акции населения были направлены против тогдашней власти СФРЮ и СРМ. Случай в Вевчанах, когда народ выступил против коммунистической власти и полиции, был первым демократическим шагом, вызовом власти. «Вевчанский случай» сыграл значительную роль в жизни будущей Македонии: Вевчаны стали центром борьбы за человеческие права, свободы и демократию [2].
15 мая 1989 г. партийное и государственное руководство было вынуждено выйти перед вевчанцами на площадь у здания ЦК СКМ в Скопье и осудить полицейское вмешательство. Македонское партийное руководство нашло силы извиниться за нарушение прав человека. Значительным результатом борьбы вевчанцев было отстранение от власти части партийных и государственных функционеров. В 1996 г. Вевчаны получили статус самостоятельной общины, основанной на принципах самоуправления [3].
«Югославская весна» и усиление Сербии. 12 мая 1988 г. на массовом митинге в Любляне (Социалистическая Республика Слове -ния) был оформлен Словенский сельский союз (81оуеп8ка ктеска 2уе2а) - первый некоммунистический политический союз в СФРЮ. Это событие считается началом «словенской весны».
15 мая 1988 г. из-за несогласия со Слободаном Милошевичем был смещен с поста Союзный секретарь народной обороны Бранко Мамула. На его место пришел Вело Ка-диевич. 4 октября 1988 г. в Бачке Паланке собралась толпа, которая протестовала против областного правительства Социалистической автономной области Воеводина. 5 октября 1988 г. 100 000 человек из Бачке Паланки и Сербии под предводительством Слободана Милошевича и Михаила Кертеза прибывают в Новый Сад с протестом против правительства Воеводины. На следующий день Югославская национальная армия (ЮНА) отказывается разгонять толпу перед зданием Собрания в г. Новый Сад. Правительство Воеводины подает в отставку и заменяется правительством Милошевича. Благодаря этому Сербия получает два места представительства в СФРЮ (руководство
СКЮ было составлено из Председательства, состоящее из 10 человек: 8 членов Союза коммунистов республик и двух членов союза коммунистов областей).
17 октября 1988 г. Председатель Президиума СКЮ Стипе Шувар предпринял неудачную попытку отстранить Милошевича от руководства ЦК СКЮ, за что был отстранен от должности с переходом его голоса к Милошевичу. В тот же день подало в отставку областное правительство Косова во главе с Качуша Яшари и Аземом Власи. На их место были назначены политики, лояльные Милошевичу. Сербия этим действием получила возможность контролировать уже три голоса в СФРЮ.
Столкнувшись с внешним долгом в 21 млн американских долларов, безработицей в 15 % и инфляцией в 250 %, 31 декабря 1988 г. югославское правительство, возглавляемое Бранко Микуличем, подало в отставку.
10 января 1989 г. в Титограде собираются больше 100 тыс. демонстрантов, протестующих против правительства СР Черногория, которое на следующий день ушло в отставку. Новое руководство составлено из союзников Милошевича: Момира Булатовича, Мило Гукановича и Светозара Маровича. После этого Сербия стала контролировать 4 из 8 мест в Председательстве СФРЮ.
28 февраля 1989 г. в здании союза писателей Франо Тугман (Хорватия) представил политическую программу Хорватского демократического союза (ХДС), что считается началом радикальных политических перемен в СРХ.
В марте 1989 г. в условиях тяжелого хозяйственного кризиса премьером югославского правительства стал Анте Маркович. Он требовал больших полномочий от правительства для проведения им хозяйственных реформ, которые, по его мнению, привели бы к выходу из кризиса. Маркович не получил ожидаемой поддержки со стороны республик.
«Македонский случай». В 1989 г. во всех югославских республиках началась подготовка к проведению очередного конгресса СКЮ. На повестке дня - усиление кризиса. 10-й Конгресс македонских коммунистов был проведен ранее других - в ноябре 1989 г. Петар Гошев, экономист и член правительства РМ, был обязан подготовить экономическую платформу. Профессор Шкарич, юрист
и член правительства РМ, должен был подготовить политическую платформу для обновленной политической системы. В дебатах для подготовки документов конгресса доминировали два вопроса:
1. Как быть с общественной собственностью.
2. Как формировать политический плюрализм.
В дебатах македонских коммунистов по экономическим вопросам победила позиция беспрепятственного существования частной собственности. Но в тот период еще невозможно было сказать, что необходимо отменить общественную собственность, поэтому были узаконены все виды собственности как равноправные.
В дебатах о политической системе победила позиция «нового демократического социализма» и «свободы политических организаций и ассоциаций». Однако нигде не была декларирована многопартийная система. В канун 10-го Конгресса СКЮ член СКМ Пе-тар Гошев в интервью хорватскому государственному телевидению выступил за введение многопартийной системы. Он акцентировал внимание на плюрализме интересов в рамках социалистического союза [4, с. 62]. Таким выступлениям функционера СКМ руководители СФРЮ были удивлены: в этот период никто официально не делал таких заявлений; даже коммунисты Хорватии и Словении, известные как ярые сторонники этой идеи.
Македонские коммунисты первыми в СФРЮ провели альтернативные выборы Председателя партии (СКМ). Выбор был между двумя кандидатами: Михаилом Даневым и Петаром Гошевым. Новым председателем стал Петар Гошев. СКМ, в отличие от других республик Югославии, показал возможности использования демократических процедур.
Наконец, на конгрессе были вынесены решения о департизации СРМ и деэтатиза-ции СКМ. Прекращалась работа партийных организаций на предприятиях, в судах, полиции, органах государственного управления. СКМ отказался от производственного принципа деятельности партии и перешел к территориальному принципу. Кроме того, СКМ отказывалась от контроля (подбора и расстановки) кадров. Наконец, конгресс заявил о
прекращении сбора членских взносов для финансирования партии [5].
Этими решениями 10-го конгресса закончилась монополия СКМ и началась подготовка к формированию многопартийной системы, парламентской демократии, построение департизированной администрации. Все политические субъекты декларировались как равноправные.
Большое внимание привлекло решение сформировать Комиссию по проведению реформ в государстве. В ее состав было включено много научных работников, политиков, деятелей культуры. В работе комиссии приняли участие Киро Глигоров (позже - первый председатель самостоятельной РМ), Никола Клюсев (позже - первый председатель правительства РМ), Любомир Фрчковски (позже - разработчик конституции РМ, министр полиции и министр иностранных дел), Лазар Китановски (позже - министр обороны), Димитар Димитров (позже - министр культуры и посол в России), Коле Чашуле (писатель), Денко Малевски (позже - министр иностранных дел в первом и втором правительствах РМ) [6].
Задача комиссии состояла в том, чтобы открыть дискуссию о парламентской демократии, какой парламент больше подходит РМ (однопалатный или двухпалатный), о преимуществах и недостатках избирательных моделей, которые могут применяться в РМ.
Разрушение Берлинской стены и проведение 10-го конгресса СКМ символично совпали (ноябрь 1989 г.). Это вызвало большую уверенность у македонских коммунистов в том, что начинаемые ими реформы обязательно будут успешными. Между тем, в документах конгресса отражалась их позиция «политического плюрализма в рамках социалистического союза». При этом было записано и отрицание монополии СК во всех областях жизнедеятельности государства.
«Последние дни». Двумя месяцами позже, 20-23 января 1990 г., в Белграде состоялся известный 14-й конгресс СКЮ, на котором столкнулись приверженцы «твердой коммунистической линии» и «либералы». Полемизировали делегаты Сербии и Словении. Сербы вели разговор о перемене политической системы. Их предложения были приняты большинством голосов, в то время как предложения о реорганизации югослав-
ской партии и политической системы СФРЮ голосованием были отклонены. Сербское руководство быстро отклонило словенское предложение о создании асимметричной федерации. Позже было отклонено совместное предложение Словении и Хорватии о создании конфедерации. После двух дней словесных баталий словенская делегация во главе с председателем СК Словении Миланом Куча-ном покинула конгресс. Хорватская делегация была против продолжения конгресса без словенской делегации и тоже ушла. После них ушли делегации СКМ и СК Боснии-Герцеговины. Председатель ЦК СКЮ Милан Панчевски сказал, что конгресс продолжит свою работу в следующие дни, что не случилось. Этим событием закончилось сорокапятилетнее правление СКЮ, что автоматически стало одной из главных причин распада СФРЮ. После неудач 14-го конгресса СКЮ в федерации появилась доминантная идея о многопартийной плюралистической системе как главной основе движения к системе парламентарной демократии [7].
В 1990 г. во всех югославских республиках были проведены многопартийные выборы. Коммунистическая партия потеряла власть в четырех республиках (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония), в то время как в Сербии и Черногории остались у власти коммунистические партии Слободана Милошевича и Мило Гукановича [8].
Новое политическое лицо Югославии в основном создавали люди, представлявшие различные взгляды. В РМ на председательское место пришел Киро Глигоров, бывший коммунист [9].
Распад СФРЮ и все политические события осуществлялись в течение 14 месяцев (декабрь 1990 г. - февраль 1992 г.), что констатировал Совет безопасности ООН (резолюция 821), согласно которой, «государство, известное как СФРЮ, перестало существовать» [10].
1. Распадот на СФРJ (студии и сведоштва). Скоще, 2000. С. 138, 216.
2. Раjковик Ж. Вевчани: ко] ке ги измие рацете. Белград, 1988. С. 101, 102, 120.
3. Раjковик Ж. Хронологща на настаните «Вев-чански случаі»: Метафора за непокорот. Белград, 1998.
4. Интерв]у со Петар Гошев // Зборник «Македонща». Скоще, 2001.
5. Архивски документи од Х Конгрес СКМ // «Комунист». Документи. Универзитетска библиотека. Скоще, 1989.
6. Хронологща на состо]бите во СФРJ, 1980— 1992 // Политика. Белград, 1994.
7. Архивски документи Конгрес на СКТ-14, Комунист - Докумети. Скоще, 1990.
8. Jовик Б. Последни дани СФРJ Стенографски снимки и записи од. Политика. Белград, 1995.
9. Груевски Т. Распадот на СФРJ (студща и све-доштва). Скоще, 2003.
10. Хронологща на настаните на СФРJ. 19801992. Белград, 1994.
Поступила в редакцию 7.12.2Q11 г.
UDC 324
DISINTEGRATION PROCESSES IN SOCIALISTIC FEDERAL REPUBLIC OF YUGOSLAVIA AND SOCIALISTIC REPUBLIC OF MACEDONIA
Yagoda MITREVSKA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Postgraduate Student of International Relations and Politology Department; International Slavic University of G.R. Derzhavin, Sveti Nikole, Republic of Macedonia, e-mail: jagoda_mitrevska@yahoo.com
Dmitriy Grigoryevich SELTSER, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Politics, Professor, Director of Humanitarian and Social Education Academy, e-mail: seltser@yandex.ru
Weakening of any regular state fraughts with danger of its breakup. Social Federal Republic of Yugoslavia is no exception. The authors of the article consider the general logic of the process, its concrete political practices, the place of Socialistic Republic of Macedonia during the breakup of federal state.
Key words: Federal Republic of Yugoslavia; Communist Union of Yugoslavia; Socialistic Republic of Macedonia; Communist Union of Macedonia; democratization; national movements; separatism.