Научная статья на тему '«Встречи правды» и сербско-словенский конфликт конца 1980-х гг'

«Встречи правды» и сербско-словенский конфликт конца 1980-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
305
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮГОСЛАВИЯ / YUGOSLAVIA / СЕРБИЯ / SERBIA / СЛОВЕНИЯ / SLOVENIA / НАЦИОНАЛИЗМ / NATIONALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Носов В.А.

Радикальный сербский национализм сыграл значительную роль в обострении кризиса в Югославии конца 1980-1990-х годов, особенно попытками агрессивного распространения своей точки зрения во всей Социалистической Федеративной Республике Югославия, в форме массовых митингов, т.н. «встреч правды», что вызвало отпор со стороны местных элит, обострение экономических проблем и усиление центробежных тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"MEETINGS OF TRUTH" AND SERBIAN-SLOVENE CONFLICT IN THE LATE 1980’S

Radical Serbian nationalism play a significant role in the exacerbating of already acute crisis in Yugoslavia in 1980-1990s, especially by agrressive attempt to spread and impose his point of view in SFRY in the form of so-called “Meetings of Truth”. This was rebuffed by local elites, led to the aggravation of existing economic crisis and strenghtened centrifugal tendencies.

Текст научной работы на тему ««Встречи правды» и сербско-словенский конфликт конца 1980-х гг»

В.А. Носов

аспирант, кафедра истории славянских и балканских стран, исторический факультет, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»

«ВСТРЕЧИ ПРАВДЫ» И СЕРБСКО-СЛОВЕНСКИЙ КОНФЛИКТ КОНЦА 1980-Х ГГ.

Аннотация. Радикальный сербский национализм сыграл значительную роль в обострении кризиса в Югославии конца 1980-1990-х годов, особенно попытками агрессивного распространения своей точки зрения во всей Социалистической Федеративной Республике Югославия, в форме массовых митингов, т.н. «встреч правды», что вызвало отпор со стороны местных элит, обострение экономических проблем и усиление центробежных тенденций.

Ключевые слова: Югославия, Сербия, Словения, национализм.

V.A. Nosov, post-graduate student, St. Petersburg State Univercity, Faculty of History

"MEETINGS OF TRUTH" AND SERBIAN-SLOVENE CONFLICT IN THE LATE 1980'S

Abstract. Radical Serbian nationalism play a significant role in the exacerbating of already acute crisis in Yugoslavia in 1980-1990s, especially by agrressive attempt to spread and impose his point of view in SFRY in the form of so-called "Meetings of Truth". This was rebuffed by local elites, led to the aggravation of existing economic crisis and strenghtened centrifugal tendencies.

Keywords: Yugoslavia, Serbia, Slovenia, nationalism.

События, связанные с политическими и экономическими конфликтами самих республик бывшей Югославии, представляют большой интерес для исследователей и актуальны для исследований отношений между субъектами федераций, особенно в многонациональных федеративных государствах, таких как Российская Федерация. Выяснение роли межреспубликанских конфликтов, особенно первого из них, между Сербией и Словенией, в общей картине югославского кризиса представляется поэтому тем более важным.

В конце 1980-х годов сербский партийный функционер Слободан Милошевич сделал себе имя на защите сербских национальных интересов. Интересно, что незадолго до того и он сам и многие другие будущие видные деятели событий, связанных с распадом Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ), придерживались, на вид, совсем другой точки зрения: Слободан Милошевич лично одобрил публикацию во влиятельной белградской газете «Политика» статьи своего соратника, возглавлявшего белградское телевидение, с критикой меморандума Сербской академии наук и искусств (САНУ), т.е. документально оформленного списка претензий сербских националистов к государственной политике, и будуший лидер сербских националистов в Боснии Радован Караджич назвал, высказываясь по этому поводу, национализм еще большим злом, чем большевизм [6, p.321].

Вместе с тем ситуация изменилась после событий 1987-1988 годов в автономном крае Косово, и вызванного ими роста популярности Милошевича за счет его выступлений в защиту сербского населения края и водворения его в роли главного адвоката сербского национализма. В июле 1988 - весной 1989 он и его сторонники активно проводили так называемые «встречи правды», массовые митинги по всей Сербии, в поддержку требований сербов Косово, всего прошло свыше 100 таких

встреч, имевших большую популярность, посещенных в совокупности примерно 5 млн человек [8, р.45]. На такого рода мероприятия с опасением смотрели и общегосударственные и региональные элиты: в апреле 1989 член политбюро Союза Коммунистов от Боснии выразив озабоченность обострением межнациональных отношений в стране, высказался, что некоторые лидеры «ведут себя на пожаре скорее как поджигатели, нежели как пожарники» [6, р.340].

Показательной стала точка зрения политического руководства Словении, относительно небольшой по численности населения и территории, но очень влиятельной в силу своего прочного экономического положения. В 1980-е годы Словения при 8% населения Югославии давала до трети объемов зарубежного экспорта всей страны [2, р. 149]. Позиция словенского руководства оказалась по отношению к устремлениям Милошевича предсказуемо негативной. Однако вместо корректив в свою политику или поиска консенсусных решений сербская политическая элита пошла другим путем: в ответ на высказывания словенских политиков о необходимости консенсуса по всем спорным вопросам, сербские предприятия стали выводить активы из словенских банков, выдвигалась угроза массового разрыва контрактов, в феврале 1989 года до миллиона человек вышло в Белграде и в других сербских городах протестовать против поведения словенцев в отношении Косово [6, р.364].

Еще с начала «встреч правды» выдвигалась идея организовать их и вне Сербии, Косово и Черногории - в Хорватии, Боснии и Словении [10, р. 139]. В конце 1989 года имел место момент самой острой конфронтации: на 1 декабря 1989 сторонники Милошевича собирались завезти в словенскую столицу Любляну, с населением около 250 тыс. чел., около 40 тыс. своих сторонников на автобусах и по железной дороге [9, р.115], дабы провести там «встречу правды», озвучив свою точку зрения на происходящее в Косово, и в Словении опасались, что появление такой массы приведет к дестабилизации обстановке, памятуя о том, как развивались события после массовых собраний в Воеводине и Черногории, закончившиеся смещением местных партийных чинов [7; 10]. Хотя президиум СФРЮ, формально высший орган власти в стране, в силу своего шаткого положения отказался намеченное мероприятие запретить, но хорватская администрация выразила свое понимание возможных проблем у северных соседей, и железнодорожники обеих республик блокировали транспортное сообщение [6, р.366], к чему присоединились сотрудники дорожных служб обеих республик [2, р.77-78], словенское министерство внутренних дел не выдало разрешения на проведение, и в итоге встречу отменили [4, р.126-127].

К сожалению, на этом конфронтация не завершилась, а приобрела новые формы: лично Милошевич высказался, что Сербия «морально обязана ответить жестко» [3, р.41] - иными словами, вместо того, чтобы смягчить националистическую риторику, сербское партийное начальство тех лет решило идти на конфронтацию, и притом не только в политическом плане, но и в экономическом. Как результат, в Сербии был объявлен бойкот всем словенским товарам [1, с.345] и местные предприятия стали разрырвать экономические связи, свыше 400 контрактов и договоренностей было разорвано [6, р.366]. В ответ словенцы перевели свой вклад в

фонд неразвитых регионов прямо провинциальному правительству, вместо того чтобы, как полагалось бы по закону, перевести его сербской администрации [9, р.115], и за этим обменом ударами последовала дальнейшая дезинтеграция единого экономического пространства СФРЮ.

Таким образом, попытка агрессивно навязать свое видение ситуации, путем организации массированного митинга на территории другой республики, привела к чрезвычайно деструктивным результатам. Как и следовало ожидать, следствием стало усиление центробежных тенденций, уже и так хорошо заметных, и повлекших в перспективе серьезные осложнения для государства, наложившиеся на экономический кризис и в значительной степени усугубившие его.

Список литературы:

1. Динкич М. Экономика деструкции // Сербия о себе. С. 339-399. М.: Европа, 2005.- 510 с.

2. Cox J. Slovenia: Evolving Loyalties. London-New York, 2005. - 228 p.

3. Djukic S. Milosevic and Markovic: A Lust for Power. Montreal-Kingston, 2001. - 183 p.

4. Drnovsek J. Escape from Hell. Published as e-book, URL: http://www2.gov.si (дата обращения 30.05.2012).

5. Jeffries I. A Guide to the Economies in Transition. London-New York, 2002. -

816 p.

6. Ramet S. The Three Yugoslavias: State-Building And Legitimation, 1918-2005. Bloomington, 2005. - 817 p.

7. Sell L. Slobodan Milosevic and the Destruction of Yugoslavia. Durham, 2002. - 432 p.

8. Thomas R. Serbia Under Milosevic: Politics in the 1990s. London, 1999. - 443 p.

9. Woodward S. Balkan Tragedy: Chaos and Dissolution After the Cold War. Washington, 1995. - 536 p.

10. Vladisavljevic N. Serbia's Antibureaucratic Revolution. Milosevic, the Fall of Communism and Nationalist Mobilization. London, 2008. - 235 p.

List of References:

1. Dinkic M. Economics of destruction / / Serbia currently. P. 339-399. M.: Europe, 2005. - 510 p.

2. Cox J. Slovenia: Evolving Loyalties. London-New York, 2005. - 228 p.

3. Djukic S. Milosevic and Markovic: A Lust for Power. Montreal-Kingston, 2001. - 183 p.

4. Drnovsek J. Escape from Hell. Published as e-book, доступна онлайн http://www2.gov.si, последнее посещение 30.05.2012.

5. Jeffries I. A Guide to the Economies in Transition. London-New York, 2002. - 816 p.

6. Ramet S. The Three Yugoslavias: State-Building And Legitimation, 1918-2005. Bloomington, 2005. - 817 p.

7. Sell L. Slobodan Milosevic and the Destruction of Yugoslavia. Durham, 2002. - 432 p.

8. Thomas R. Serbia Under Milosevic: Politics in the 1990s. London, 1999. - 443 p.

9. Woodward S. Balkan Tragedy: Chaos and Dissolution After the Cold War. Washington, 1995. -

536 p.

10. Vladisavljevic N. Serbia's Antibureaucratic Revolution. Milosevic, the Fall of Communism and Nationalist Mobilization. London, 2008. - 235 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.