Научная статья на тему 'Словенские писатели и «Бархатная» революция'

Словенские писатели и «Бархатная» революция Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
254
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО СЛОВЕНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ / ПЕН ЦЕНТР / "БАРХАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОППОЗИЦИЯ / МАЙСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / МНОГОПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Старикова Надежда Николаевна

В статье рассматривается роль писателей в политической и общественной жизни Словении в период подготовки и про ведения «бархатной» революции, создания независимого государства и первые годы государственной самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Slovene writers and the «Velvet Revolution»

The author dwells upon the role of writers in the political and social life of Slovenia during the preparation and the events of the Velvet Revolution, creating an independent state and the first years of political independence.

Текст научной работы на тему «Словенские писатели и «Бархатная» революция»

Н. Н. Старикова (Москва)

Словенские писатели и «бархатная» революция

В статье рассматривается роль писателей в политической и общественной жизни Словении в период подготовки и проведения «бархатной» революции, создания независимого государства и первые годы государственной самостоятельности.

Ключевые слова: Общество словенских писателей, ПЕН-центр, «бархатная революция», политическая оппозиция, Майская декларация, многопартийная система.

Словенские писатели на протяжении всего исторического пути национальной литературы находились в гуще общественной борьбы, воздействовали на умы современников не только как художники, но как политики и общественные деятели. Принципиальную роль сыграли здесь две основные писательские организации Словении: Общество словенских писателей и ПЕН-центр. Первое общество писателей было организовано в 1872 г. этимологом, историком и писателем Д. Трстеньяком в Любляне. На протяжении нескольких десятилетий главной задачей организации была популяризация отечественной художественной продукции. В межвоенный период пальма первенства перешла к учрежденному в 1926 г. словенскому ПЕН-центру, который возглавил выдающийся поэт О. Жупанчич. В том, что словенцы оказались на передовой формирования общеевропейской (а теперь и общемировой) писательской инфраструктуры (к слову, русский ПЕН был создан только в 1989 г.), - огромная заслуга Я. Лаврина (18871986), литературоведа-русиста и журналиста, в 1910-е гг. учившегося и работавшего в России, а затем всю жизнь прожившего в Англии. Международный ПЕН-клуб был создан в октябре 1921 г. в Лондоне по инициативе английских авторов К. Э. Доусон-Скотт и Дж. Голсу-орси как форма международного сотрудничества поэтов, эссеистов и романописцев. Лаврин был лично знаком с возглавившим объединение Голсуорси и с его подачи увлек своих земляков Ив. Цанкара,

Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 15-04-00161а.

Й. Видмара, Ф. Финжгара, Ф. Бевка, Прежихова Воранца, О. Жупан-чича этой идеей. В результате под эгидой словенского ПЕН-центра в середине 1920-х гг. в Любляне объединились представители самых разных идейных взглядов и художественных течений. Во время Второй мировой войны деятельность обеих писательских организаций прервалась, затем с 1945 по 1990 г. Общество словенских писателей функционировало в составе Союза писателей Югославии (решение выйти из него было принято в феврале 1990 г.). ПЕН-центр возобновил свою деятельность в 1962 г., став одним из оазисов инакомыслия в республике. Их членами в разное время были писатели, известные не только своей литературной, но и общественно-политической деятельностью: И. Тавчар (1851-1923), крупнейший прозаик конца XIX - начала ХХ в., глава радикального крыла партии «народня-ков» - словенских либералов, депутат парламента Австро-Венгрии (1901-1907) и скупщины Королевства СХС (1920), мэр г. Любляны (1911-1921); И. Цанкар (1876-1918) - выдающийся прозаик и драматург начала ХХ в., видный деятель словенской социал-демократической партии, выступавший как ее идеолог; Э. Коцбек (1904-1981) -поэт-экспрессионист, лидер партии христианских социалистов, один из основателей ОФ Словении. В 1950-е гг. он за «несвоевременное» внимание к роли интеллигенции в национально-освободительном движении был отлучен от общественной деятельности, а в 1970-е гг. назван словенской оппозицией «совестью» нации. С публикации в 1974 г. сборника документальных материалов «Эдвард Коцбек - свидетель нашего времени», изданного в Триесте А. Ребулой и Б. Па-хором, в Словении началось переосмысление трагических событий национально-освободительной борьбы. Эта почти вековая традиция «хождения» словенских писателей в политику была существенно обновлена в 1980-е гг., в канун словенской «бархатной» революции. Одним из деятелей культуры новой волны, нашедших себя на политическом поприще, безусловно, является писатель и публицист Димитрий Рупел (р. 1946), получивший в это время известность как автор нескольких сатирико-политических романов-пародий и драм, а также кино- и телевизионных сценариев. Уроженец Любляны, он в 1970 г. закончил философский факультет Люблянского университета по специальности «сравнительное литературоведение и социология». Главным вольнодумцем философского факультета в те годы был литературовед Д. Пирьевец (1921-1977), многие будущие творцы словенской «бархатной» революции получили свой первый урок либерализма, будучи его студентами. Об отношениях наставника и

ученика говорит тот факт, что Рупел, будучи главным редактором литературно-критического журнала «Проблеми», предоставил своему профессору трибуну для открытия общесловенской дискуссии по национальному вопросу, затронувшей такие важные темы, как защита родного языка, национальная идентификация, поиск национальных корней. Эта дискуссия стимулировала рост протестных настроений в среде словенской интеллигенции в период «свинцового» десятилетия 1970-х гг.

Внутриполитическая ситуация в СФРЮ рубежа 1970-1980-х гг. характеризовалась обострением межнациональных и межреспубликанских противоречий, антагонизмом между центром и субъектами федерации, кризисом политической власти. Смерть Й. Б. Тито в 1980 г. только усилила остроту политической борьбы между отдельными республиками. Одними из первых проявили активность деятели словенской науки и культуры. Уже 10 июля 1980 г. представители творческой и научной интеллигенции, среди которых были поэты Н. Графенауэр, С. Макарович, Борис А. Новак, философ Т. Хрибар, литературный критик А. Инкрет, писатель Д. Рупел, обратились к властям с идеей учреждения нового литературно-критического периодического издания - журнала, в котором «затрагивался бы широкий спектр общественных и культурных вопросов»1. На согласование ушло два года - первый номер издания, названного «Нова ревия» («Новый журнал»), увидел свет в мае 1982 г., в роли главного редактора выступили одновременно Рупел и Графенауэр. Журнал продолжил традицию словенских «вольных» изданий конца 1950-х - начала 1960-х гг. - «Ревии 57» и «Перспектив», вокруг которых в годы «оттепели» группировалась либеральная интеллигенция. Несмотря на то, что официально «Нова ревия» имела подзаголовок «культурный ежемесячник», это было издание, не столько обращавшееся к проблемам литературы и искусства, сколько ведущее открытую и яростную полемику по общественно-политическим и национальным вопросам, касающимся как словенского, так и общеюгославского контекста, первая трибуна для публичных политических выступлений и критики режима, фактически - официальный орган словенской политической оппозиции. Сотрудники «Новой ревии» добиваются публикаций материалов, ранее не подлежавших огласке: военных писем Коцбека, дневников Пирьевца, воспоминаний политзаключенного и диссидента Й. Пучника. Именно со страниц «Новой ревии» прозвучали требования демократизации, введения многопартийной системы, установления конфедерации. Журнал стал одним из рычагов

влияния на массовое политическое сознание, катализатором общественных перемен. Так же как и ряд литературных произведений. Широкий резонанс не только в Словении, но и в других республиках СФРЮ получают в начале 1980-х гг. романы Б. Хофмана (1929-1991) «Ночь до утра» (1981) и И. Торкара (1913-2004) «Смерть в рассрочку» (1984), в которых впервые звучит правда о событиях 1948 г. Время действия романа «Ночь до утра» полностью совпадает с названием, то есть длится около восьми часов летней ночи в отдаленном районе Штирии в середине 1960-х гг. Первоначально повествование развивается в детективном жанре: в сельском доме найдена девятнадцатилетняя повешенная девушка Минка Коритник, дочь хозяев, и на место происшествия вызвана следственная бригада. Среди ближайших соседей Коритников, одновременно подозреваемых и свидетелей, два бывших партизана: Йоже, владелец местного кафе, и его неработающий брат Петер, в 1948 г. осужденный по ложному обвинению и отправленный на Голый остров, место, где отбывали наказание политические репрессированные. Один из приехавших следователей - Ковач - вел в свое время дело «предателя» Петера и отличался особо изощренной психологической жестокостью. Встреча палача и жертвы, ставшая основным конфликтом романа, направляет сюжет в политическое русло. Собственный горький опыт «школы социализма» лег в основу автобиографического романа Торкара «Смерть в рассрочку», позднее названного критиком Ф. Задравцем «романом о трагизме социалистической идеи»2. В центре романа - рассказ о судьбе партийного функционера Мартина Певкара (подпольная кличка Габер), охватывающий период до, во время и после Второй мировой войны, в годы так называемых дахаусских процессов над бывшими узниками фашистских концентрационных лагерей Дахау и Заксенхаузен, которым инкриминировалось сотрудничество с оккупантами), и доведенный писателем до второй половины 1970-х гг.

Габер - фигура вымышленная, его судьба типична для поколения словенской интеллигенции, руками которой осуществлялись революционные преобразования. Будучи убежденным марксистом в начале 1930-х гг. и партизаном в начале 1940-х, пройдя через фашистские застенки, герой становится жертвой политических репрессий 1948 г. и «от имени народа» приговаривается к тюремному заключению. После условного освобождения в 1952 г., что само по себе явилось удачей, так как большинство его подельников было расстреляно, Мартин Певкар проходит через все стадии депрессии: от разрушительного алкоголизма до расстройства психики. Одержи-

мый идеей реабилитации безвинно осужденных и погибших товарищей, герой начинает искать свидетелей, которые могут опровергнуть предъявленные «предателям родины» обвинения. Торкар включает в текст подлинные беседы с бывшими заключенными фашистских концентрационных лагерей: писателем Лудвиком Мрзлем (19041971), классиком социального реализма Прежиховом Воранцем (1893-1950). Автор романа собрал обширный материал о подполье в Дахау, предав гласности имена многих антифашистов, судимых впоследствии за «измену родине», таких как лидер сопротивления, чудом уцелевший в аду концлагерей коммунист Мирко Кошир. Его карьера первого секретаря райкома оборвалась в 1948 г., и он сгинул среди тысяч других пленников Голого острова.

Важным шагом к «растабуированию» национальной истории становится дискуссия о национальном примирении, начатая социологом С. Хрибар. В сборнике памяти Коцбека она впервые публично выступила с идеей увековечивания памяти всех павших в годы Второй мировой войны вне зависимости от того, на чьей стороне они сражались, а также призвала к сотрудничеству со словенской эмиграцией. Существенную роль в борьбе с режимом в середине 1980-х гг. начинает играть Общество словенских писателей. В 1985 г. под его эгидой была организована «Комиссия по защите мысли и слова», во главе с поэтом В. Тауфером, которая выступала за отмену цензуры. В 1986 г. Общество писателей, желая быть независимым от Белграда, впервые проводит международный литературный фестиваль авторов Центральной Европы «Виленица» с присуждением одноименной награды.

В феврале 1987 г. группа авторов «Новой ревии» опубликовала в пятьдесят седьмом номере журнала свои предложения стратегии национального развития, содержащие требования не только рыночных преобразований экономики и политического плюрализма, но и государственной независимости Словении, в которой авторы видели демократическое многопартийное государство. Это была, по сути, национальная политическая программа оппозиции. По мнению но-воревиевцев, коммунисты, находящиеся у власти, были не способны провести демократические идеи в жизнь. Предложения словенцев вызвали широкий резонанс и в стране, и за рубежом. При этом реакция югославской и словенской общественности была крайне неоднозначной. По данным, приведенным П. Водопивецем в книге «От грамматики Похлина до самостоятельного государства. История Словении с конца XVIII до конца ХХ в.», согласно социологическому

опросу 1986 г. до 60% респондентов еще доверяло системе социалистического самоуправления и полагало, что выход из политического и экономического кризиса возможен лишь в рамках существующей политической системы СФРЮ3.

К чести тогдашнего словенского руководства, несмотря на нажим со стороны Белграда, журнал не тронули. И центр решил сам усмирить словенцев как носителей «вируса разъединения», используя главный сохранившийся рычаг - армию. ЮНА (Югославская народная армия) в середине 1980-х гг. еще представляла себой «государство в государстве», насчитывая до двухсот шестидесяти тысяч военнослужащих. Весной 1988 г. военный трибунал начал «процесс против четырех» - трех журналистов еженедельника «Младина» и младшего офицера ЮНА, обвиненных в государственной измене: военный предоставил представителям прессы документ, содержащий особо секретную информацию о подготовке армии к принятию политических мер против Словении. Судебный процесс, проходивший в Любляне на сербохорватском языке, вызвал многочисленные публичные выступления словенской общественности, акциями протеста руководил созданный И. Бавчаром «Комитет по защите прав человека» - неформальная организация, в рядах которой впоследствии родились идеи создания новых политических партий. Ежедневно перед зданием суда под лозунгом «Свобода, демократия, правовая безопасность!» проходили манифестации в поддержку обвиняемых, против вмешательства армии в политику. Военный трибунал приговорил журналистов Я. Яншу и Ф. Заврла к полутора годам лишения свободы, их коллегу Д. Тасича - к пяти месяцам, а младшего офицера И. Борштнера - к четырем годам лишения свободы. В целом судебный процесс июля 1988 г. не только усилил протестные настроения в обществе, но и мобилизовал общественность на открытое противостояние властям.

Политическая оппозиция искала юридические пути изменения государственного статуса Словении, ее положения и роли в составе СФРЮ. Одним из таких направлений стала работа над проектом новой (альтернативной) конституции республики. Им начали заниматься созданные на базе Общества писателей Словении и Словенского социологического общества комиссии, в состав которых вошли писатели, социологи и юристы. В течение 1988 г. Союз деятелей культуры Словении провел в Любляне несколько круглых столов по вопросу о суверенитете республики. 11 января 1989 г. была учреждена первая оппозиционная партия Словении - Словенский демокра-

тический союз; в ее создании активное участие приняли тогдашний председатель Общества словенских писателей Р. Шелиго и редактор журнала «Нова ревия» Рупел, который и возглавил СДС. В дальнейшем оба писателя занимали ключевые посты в разных правительствах Словении (Шелиго - министра культуры, Рупел - министра иностранных дел). В мае 1989 г. на многотысячном митинге в центре Любляны была принята так называемая Майская декларация - политическое заявление оппозиции, возглавляемой обществом писателей Словении и СДС, в защиту национального суверенитета, зачитанное известным поэтом и прекрасным переводчиком русской литературы Т. Павчеком. Декларация провозглашала право словенцев на создание «суверенного государства словенского народа... которое будет базироваться на. уважении прав и свобод человека, демократии, включая политический плюрализм, на общественном строе, который будет гарантировать духовное и материальное благополучие в соответствии с естественными потребностями и человеческим потенциалом граждан Словении»4. В сентябре словенский парламент принял дополнения к республиканской конституции, согласно которым Республика Словения возвращала себе суверенные права, переданные ею федеративной власти при образовании СФРЮ; десятая поправка гласила: «Социалистическая Республика Словения находится в составе Социалистической Федеративной Республики Югославии на основе постоянного, целостного и неотъемлемого права словенского народа на самоопределение вплоть до отделения и объединения»5.

Оппозиционное движение словенской творческой и научной интеллигенции конца 1980-х гг. привело к образованию ряда политических партий: партии христианских демократов (СХД), партии Словенский крестьянский союз (СКС, с 1992 г. Словенская народная партия), партии Словенский демократический союз (СДС), Либеральной партии, Социал-демократической партии (СДПС) и партии зеленых. В идейном смысле первые две (СХД и СКС) опирались на католическую традицию, СДС и ЛП отстаивали общедемократические либеральные ценности, СДПС - идеи социал-демократов. В конце 1989 г. они объединились в коалицию «Демократическая оппозиция Словении» («ДЕМОС»), которая стремилась «осуществить два важнейших требования словенского народа: гражданское общество с правовым государством и плюралистической демократией и национальный, политический и экономический суверенитет»6. На первых многопартийных демократических выборах в национальный парламент в апреле 1990 г. более половины голосов избирателей обеспечили по-

беду коалиции «ДЕМОС». Главой правительства был избран лидер партии Словенских христианских демократов (СХД) Л. Петерле, председателем президиума республики стал недавний глава Союза коммунистов Словении М. Кучан. В июле 1990 г. словенский парламент принял Декларацию о суверенитете Словении, согласно которой югославские законы являлись действительными для Словении лишь в том случае, если не противоречили Конституции республики и новому законодательству. Обретение независимости и выход из состава Югославии начались для Словении с проведения 23 декабря 1990 г. плебисцита по вопросу о самостоятельности государства. За образование самостоятельного словенского государства проголосовало 88,5% опрошенных. Закон о плебисците предписывал провозглашение независимости через шесть месяцев после голосования -Республика Словения была провозглашена 25 июня 1991 г.

В состав первого правительства независимой Словении (19901993) вошли прозаики А. Цапудер в качестве министра культуры и Д. Рупел, возглавивший министерство иностранных дел. На этом посту он приложил немало усилий для международного признания независимости Словении, ее вступления в ООН и ОБСЕ. Первой, 25 июня 1991 г., Словению признала Хорватия, затем страны Балтии - Латвия, Литва и Эстония. В середине января 1992 г. Словению признали государства - члены ЕС, 12 февраля 1992 г. - Российская Федерация, в мае 1992 г. при непосредственном участии Д. Рупела были установлены дипломатические отношения с Россией и открыты посольства. В 1990-е гг. Рупел становится депутатом парламента, после распада «ДЕМОСа» демократическая партия, возглавляемая им, на правах фракции входит в партию «Либеральная демократия Словении» (ЛДС). В качестве главы парламентского комитета по науке и образованию Рупел с 1994 по 1997 г. руководит политсоветом ЛДС, затем становится мэром города Любляны. Одновременно происходит его возвращение в литературу в качестве публициста - широкое признание получают книги Рупела «Словенский путь к независимости и признанию» (1992), «Политические убеждения: словенец» (1992), «Расколдованная Словения» (1993), «Время политики» (1994). «Расколдованная Словения» - самое популярное произведение своего времени, написанное очевидцем и одновременно аналитиком, это рассказ о первых шагах молодого независимого государства на международной арене, о том, как складывалась внешнеполитическая стратегия Словении, о словенских геополитических и ментальных особенностях и связанных с

ними трудностях, которые приходилось преодолевать. Автор видит одной из приоритетных задач новой власти создание «национального проекта, в основе которого было бы сочетание европейской

образованности с "выведением" новой научной, культурной и по" 7

литической элиты»'.

В 1997 г. писатель был назначен послом Словении в США, затем в 2000 г. вновь возглавил МИД Словении и оставался на этом посту, несмотря на смену правительства, до 2008 г. В качестве приоритетов внешней политики он выделял вступление Словении в ЕС, развитие отношений с ведущими европейскими государствами, тесное сотрудничество с США и Россией. Так, в ходе визита в Москву в декабре 2007 г. в качестве главы МИДа страны, председательствующей в ОБСЕ, он назвал Россию «стратегическим партне-ром»8 Словении. В общей сложности Рупел пробыл на должности министра иностранных дел более десяти лет. Сейчас он вновь пишет романы в своей излюбленной иронически-сатирической манере -политический триллер «Президент, или так, как это было» (2009) начинается смертью кандидата на высший пост в государстве. Несмотря на вымышленность фабулы, имен и фактов, очевидна авторская сверхзадача - воссоздать в произведении атмосферу двух десятилетий после словенской «бархатной» революции. Ее герои и антигерои, решения и шаги, сопровождавшие смену политического режима, - все это непременно станет предметом осмысления и художественного освещения в литературе, в том числе благодаря творчеству писателей, принимавших участие в борьбе за суверенное будущее Словении непосредственное участие.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Slovenska novejsa zgodovina 2. Od programa Zedinjena Slovenija do mednarodnega priznanja Republike Slovenije.1848-1992. Ljubljana, 2005. S. 1155.

2 Zadravec F. Romani o tragiki socialisticne ideje // Srce in oko. 1992. № 36. S. 158.

3 Vodopivec P. Od Pohlinove slovnice do samostojne drzave. Sloven-ska zgodovina od konca 18. stoletja do konca 20. stoletja. Ljubljana, 2007. S. 475.

4 Майская декларация 1989 г. (8 мая 1989 г.) // Словения. Путь к самостоятельности. М., 2001. С. 106-107.

5 Из конституционных поправок к Конституции Социалистической Республики Словении (27 сентября 1989 г.) // Словения. Путь к самостоятельности. М., 2001. С. 117.

6 Демократическая оппозиция Словении (ДЕМОС) // Словения. Путь к самостоятельности. М., 2001. С. 293.

7 Rupel D. Odcarana Slovenija. Ljubljana, 1993. S. 173.

8 Рупел Д. Культура диалога и диалог культур // Международная жизнь. 2007. № 12. С. 28.

Starikova N. N. Slovene writers and the «Velvet Revolution»

The author dwells upon the role of writers in the political and social life of Slovenia during the preparation and the events of the Velvet Revolution, creating an independent state and the first years of political independence.

Keywords: The Association of Slovene Writers, PEN-Centre, «Velvet Revolution», political opposition, May declaration, multi-party system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.