Научная статья на тему 'Социально-политические размежевания и развитие партийных систем на постъюгославском пространстве'

Социально-политические размежевания и развитие партийных систем на постъюгославском пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
360
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-политические размежевания и развитие партийных систем на постъюгославском пространстве»

Е.Г.ПОНОМАРЕВА

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ РАЗМЕЖЕВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ НА ПОСТЪЮГОСЛАВСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В конце ХХ в. на Балканском полуострове не только произошли стремительные и кардинальные перемены, но и в череде гражданских войн прекратило свое существование самое крупное славянское государство — Югославия. Несмотря на значительные достижения в мирном урегулировании последствий разъединения1, «балканиза-ция» постъюгославского пространства продолжается. Самыми болезненными конфликтными точками остаются Косово и Метохия, южные области Македонии, Босния и Герцеговина. Этнополитиче-ские и социально-экономические проблемы непосредственным образом отражаются на пристрастиях избирателей и партийном ландшафте государств — наследников СФРЮ.

Существуют различные методологические подходы к анализу партийных систем. Одним из наиболее интересных для стран новой демократии является, на наш взгляд, теория социально-политических размежеваний, разработанная С.М.Липсетом и С.Рокканом. В новых европейских демократиях изучение становления и эволюции партийных систем через призму социально-политических размежеваний является приоритетным и востребованным исследовательским на-

1 Термин «разъединение» появился в югославской научной и публицистической литературе в конце 80-х годов ХХ в. и означал процессы, связанные с выходом республик из состава СФРЮ.

правлением. В Венгрии, Польше, Чехии, Румынии, Болгарии, бывших республиках СФРЮ плодотворно работает целый ряд ученых, анализирующих линии «расколов» в своих странах1. Однако говорить о формировании теоретических школ в области партологии еще рано. Невысокой остается и степень эмпирической разработанности данной темы.

Партогенез в странах Восточной и Юго-Восточной Европы является неотъемлемой частью демократического транзита и рассматривается исследователями с двух позиций. Сторонники концепции «чистой доски» («tabula rasa») исходят из неструктурированности и асистемности политического пространства транзитных обществ, что делает электоральное поле открытым, а партийная конкуренция возникает не на программно-идейном уровне2. Другая позиция базируется на констатации приближения изучаемых политий к базовым характеристикам западных образцов, прежде всего, в силу прохождения основных структурных размежеваний по двум осям: правые -левые и либертаризм-авторитаризм3. Аксиологическое измерение размежеваний позволяет объединить социоструктурные характеристики избирателей с их ценностными ориентациями и поведенче-

1 См., например: Lawson K., Rommele A., Karasimeonov G. Cleavages, parties and voters: studies from Bulgaria, the Czech Republic, Hungary, Poland, and Romania. - Westport, CT and London: Praeger, 1999; Evans G. The end of class politics? Class voting in comparative context. - Oxford, 1999; Szczerbiak A. Party structure and organizational development in post-communist Poland //Journal of Communist Studies and Transition Politics. -London. - 2001. - Vol.17. - N 2; Maravall L., Przeworski A. Economic reforms in new democracies: a social-democratic approach. - N.Y, 1993; Dudek A. Pierwsze lata III Rzeczy-pospolitej. 1989-1995. - Krakow, 1997; Zarycki T. Politics in the periphery: political cleavages in Poland interpreted in their historical and international context // Europe-Asia Studies. - Glasgow, 2000. - Vol.52. - N 5; Czubinsri A. Historia Polski ХХ veku. - Poznan, 2000; Smiljkovic R. Politicke partije. - Beograd, 1993; Marjanovic J. Politicke stranke I moderna drzava. - Beograd, 2001.

2 См., например: Smiljkovic R. Politicke partije. - Beograd, 1993; Serbija u mod-ernizacijskim procesima ХХ veka. - Beograd, 1994; Markowski R. Political parties and ideological spaces in East Central Europe //Communist and Post-Communist Studies. - Los-Angeles, 1997. -N 3.

3 Goati V. Politicke partije I izbori u demokratskom poretku. - Beograd, 2001; Parti-jska scena Srbije posle 5 oktobra 2000. - Beograd, 2002; Kitschelt H. Post-communist party systems: competition, representation, and interparty cooperation //Cambridge studies in comparative politics. - N.Y., 1999. - Р. 112- 143.

скими активами. Анализ стратегий политических элит, проблема координации их действий занимает ведущее место в этом подходе1. Эти виды размежеваний дополняют матрицу Липсета-Роккана.

Формирование партийных систем на постъюгославском пространстве зависит, прежде всего, от сущностных, а не структурных конфликтов, хотя последние также имеют место. Размежевания между центром и периферией, государством и церковью, городом и селом, собственниками и рабочими имеют место в изучаемом регионе с момента провозглашения югославянского государства в 1918 г. Утверждение С.М.Липсета и С.Роккана о том, что социальные и политические конфликты, возникающие в критические, переломные моменты развития общества, не всегда превращаются в размежевание на уровне партийной системы, находит эмпирическое подтверждение на постюгославском пространстве. С чисто методологической точки зрения можно констатировать, что «раскол» не идентичен конфликту. Однако раскол центр—периферия является в изучаемых странах конфликтом. Рассмотрим подробнее, как формировались и проявляются размежевания в партийных системах государств постъюгославского пространства.

Особенностью Югославии, в отличие от других социалистических стран Восточной и Юго-Восточной Европы, было заметное размежевание центр—периферия в титовский период. Интересно то, что оно имело место в рамках однопартийной системы. Коммунистическая партия Югославии (с 1952 г. — Союз коммунистов Югославии (СКЮ)), изначально строилась по принципу «демократического централизма», заимствованного из политической теории и практики КПСС. Однако республиканские и краевые парторганизации не были формальными структурами, как в СССР. Конечно, «правила игры», установленные и контролируемые командой И.Б.Тито, как правило, выполнялись. Но постоянно, с самого момента создания социалистической Югославии, не прекращалась работа по расширению полномочий республиканских партий. Особенно активно в этом направлении действовали партийные организации Словении и Хорватии, Косово и Воеводины. Поскольку никакой

1 Коштуница В. Измену силе и праве - косовски записи. - Београд, 2000; Pet-rovic D. Drzavno-pravni polozaj Srbije krajem ХХ veka // Serbija u modernizacijskim proce-sima ХХ veka. - Beograd, 1994. - S. 181- 189; Cox G. Making votes count: strategic coordination in world's electoral systems. - Cambridge, 1996.

реальной альтернативы коммунистам после 1948 г. в стране не осталось, борьба периферии с центром проходила в рамках КПЮ-СКЮ.

Конституция СФРЮ 1974 г. юридически закрепила плоды 20-летней работы республиканских и краевых партий. Республики получили статус государств, автономные края — Косово и Воеводина — государственных образований, а, соответственно, региональные партийные структуры превратились в автономные фракции СКЮ. ХХ Пленум ЦК СКЮ в январе 1989 г. в ситуации стремительной демократизации общества вынес на обсуждение вопрос о доверии коммунистической партии, уже через год — 20 января 1990 г. — на последнем Х1У съезде было принято решение о ее самороспуске. Центр в этом конфликте проиграл. На базе периферийных коммунистических организаций сформировались и действуют социалистические, социал-демократические и радикально-националистические политические партии.

Первые многопартийные альтернативные выборы прошли в республиках социалистической Югославии в 1990 г. За 14 лет государствами и обществами постъюгославского пространства накоплен значительный опыт партийного строительства. Обозначены векторы развития партийных систем в бывших республиках СФРЮ — ныне суверенных государствах. Интересный эмпирический материал дает возможность еще раз опробовать методологию теории размежеваний и выявить степень ее универсальности. При этом не следует забывать критику этой теории1. Применение модели Липсета-Роккана на посътюгославском пространстве требует большой осторожности, прежде всего потому, что эта методология предлагалась для анализа классических идеальных моделей.

В Словении (население, по оценкам на 2002 г., — 1997,8 тыс. человек)2 зарегистрировано 30 политических партий, большинство которых карликовые кадровые. За пятьдесят мест в парламенте соревнуются, как правило, шесть наиболее влиятельных. Либерально -демократическая партия (ЛДП) — безусловный лидер партийной системы, получила поддержку населения в начале 90-х годов ХХ в. как главный оппонент коммунистов прежде всего благодаря нацио-

1 См., например: D.-L.Seiler. Peut-on appliquer les clivages de Rokkan à l'Europe centrale?// Partis politiques et démocratie en Europe centrale et orientale /Ed. par De Waele J.-M. - Bruxelles: L'Université de Bruxelles, 2002. - P. 115-144.

2 www.krugosvet.ru - 25.03.2004.

налистическим лозунгам, призывам к отделению от СФРЮ и быстрому вхождению в Европу. Сегодня она является прагматичной центристской партией. Ее лидеры становились президентами республики (Милан Кучан — бывший, Ян Дрновшек — нынешний). Появление этой партии было явным следствием развития социально-политического конфликта центр—периферия, который разрешился выходом Словении из состава СФРЮ. Эволюция ЛДП в новой политической ситуации идет в сторону стандартизирующегося центра. Для современного электората раскол центр—периферия утратил свою актуальность.

К левоцентристским относится Социал-демократическая партия Словении (СДПС), поддерживающая идею государства «всеобщего благоденствия» и равных стартовых возможностей каждого члена общества. Правый центр занимает Словенская народная партия (СНП), она в своей стратегии и тактике руководствуется христианскими ценностями. По ряду вопросов блокируется с Новой Словенией — Христианской народной партией. Существование этих партий отражает размежевание государство — церковь, хотя они пытаются преодолеть его, провозгласив в качестве национальных приоритетов синтез традиционного влияния католической церкви на общество с узкопрагматическими интересами политических и экономических институтов. Определенные источники свидетельствуют об участии Ватикана в финансировании и поддержке этих партий.1

Конфликт город — село на уровне партийной системы не получил институционального выражения. Что же касается размежевания собственники — рабочие, то, с определенными оговорками, самой влиятельной партией, представляющий его, можно считать Демократическую партию пенсионеров Словении (ДППС). Об этом свидетельствует ее активная деятельность по внесению изменений в законодательство страны в соответствии с социал-демократическими установками, выдвижение требований к государству, а не к собственникам. Именно этот раскол не находит достаточного эмпирического подтверждения на постъюгославском пространстве, поэтому мы отмечаем условность применения данного пункта модели Липсе-та-Роккана. В бывших республиках «второй Югославии» размежева-

1 Fink-Hafner D. The Development of Political Parties in Slovenia. - Tuscan, 1997. - S. 28.

ние скорее проходит по вектору проигравшие — выигравшие от социальных реформ. Любая структурная трансформация влечет за собой ухудшение материального положения социально слабых слоев населения, которые составляют основу протестного электората, ностальгирующего по прошлому, по «золотому веку» югославянских на-родов1.

Анализируя современные партийные системы на Балканах, целесообразно, на наш взгляд, использовать понятие проблемные измерения: комплексы проблем, служащих источниками значимых политических разногласий в том или ином обществе. В современной литературе выделяют семь таких комплексов: культурно-этнический, религиозный, город — село, социально-экономический, поддержка режима, внешнеполитический, постматериалистический .

Во всех странах изучаемого региона культурно-этническое измерение так или иначе связано с конфликтом центр — периферия. Совершенно особый случай представляет собой Словения. Как известно, это одна из самых этнически однородных стран мира: 91% ее населения — словенцы. Кроме того, процесс разъединения СФРЮ на территории Словении прошел достаточно спокойно3. Тем не менее в стране есть радикальные, националистические партии. Самой влиятельной является Словенская национальная партия (СНацП), борющаяся за ужесточение визового режима и процедуры получения гражданства. После вступления республики в ЕС партийная активность СНацП направлена на «борьбу» с беженцами с территории Хорватии, Боснии и Сербии.

Более сложным стало партийное строительство в Хорватии (население, по данным на 2002 г., насчитывает 4,4 млн. человек, из которых 81% — хорваты, 12% — сербы)4. На 2003 г. было зарегистрировано 60 политических партий и объединений. В парламенте из них представлены девять, в правительстве — шесть.

1 Чосич Д. Промене. - Нови Сад, 1992. - С.50.

2 Подробнее см.: Голосов Г., Мелешкина Е. Политические партии и выборы. -СПб., 2001. - С.37- 38.

3 «Десятидневная» война между вооруженными добровольческими отрядами Словении и Югославской народной армией (ЮНА), в ходе которой погибло 80 человек, под влиянием мирового сообщества закончилась перемирием 25 октября 1991 г. ЮНА вывела войска с территории этой республики.

4 Mjesenco statisticko izvjesce. - Zagreb, 2002. - 06.

До 1999 г. политические процессы в стране определяла деятельность радикально-националистической организации Хорватское демократическое содружество (ХДС). Не будучи партией в классическом смысле этого слова, ХДС находилась у власти почти десять лет, представляя собой идеальный пример харизматической политической организации1. Со смертью ее основателя и вдохновителя Фра-ньо Туджмана она утрачивает свой политический вес. Последнее десятилетие ХХ в. именно эта партия была проводником базового для Югославии конфликта центр — периферия2, который привел к тяжелейшей гражданской войне, начавшейся именно в Хорватии. Он не завершен ни в одной из бывших югославских республик, за исключением, как это уже отмечалось, Словении.

Еще одной влиятельной партией, существование которой вызвано размежеванием центр — периферия, является Истарский демократический сабор (ИДС). Это региональная партия, похожая на Квебекскую партию в Канаде. Она возникла в исторически специфическом регионе Хорватии и на протяжении последних 13 имела большинство мест в парламенте Истрии. ИДС выступает за федерализацию Хорватии, прекращение жесткого противостояния между сербским и хорватским населением страны, за создание равных условий и возможностей для граждан Хорватии, исходя из принципов правового государства.

Размежевание, формирующееся на базе культурно-этнического и религиозного измерений, самое болезненное и эмоционально нагруженное. Следует отметить, что в Хорватии, Боснии и Сербии этно-конфессиональный конфликт стал фундаментом для формирования партийных расколов, а не наоборот. В стране существует несколько националистических и радикальных партий, предлагающих кардинально противоположные проекты решения этого конфликта. Хотя они не играют значительной роли в политическом процессе, тем не менее, их деятельность создает определенный социально-политический климат, способствующий воспитанию жестко ориентированного нового поколения граждан. Радикализм и отсутствие стремления к компромиссу свойственно и хорватским и сербским

1 ВиЫ N. Рготепе и Б1гисШп Ьгуа1Бке Б1гапаске Бсепе 1995-1998// Раккаще у1аБ11. ЛпаЦга 12Ъога 1995 1 1997. - Zagгeb, 2000. - 8. 38- 56.

2 8тЩкоу1с Я. Ро1Шске райце. - Beogгad, 1993. - 8.59.

политическим организациям. К достаточно известным среди них относятся Акция социал-демократов Хорватии, Социал-демократический союз, Сербская народная партия, Сербская независимая демократическая партия1.

Умеренная правоцентристская Хорватская социально-либеральная партия (ХСЛП) до конца 90-х годов была самой сильной из оппозиционных, а в настоящий момент является правительственной партией. Ее программные положения также свидетельствуют о влиянии размежевания центр — периферия на формирование партийной системы. Эта партия, в отличие от предыдущих, выступает за сглаживание культурно-этнического и религиозного напряжений. ХСЛП, одна из немногих структур в Хорватии, поддерживает требования сербов на автономию, выступает за возвращение к единому сербохорватскому языку, за воспитание толерантных граждан. Мирное решение этноконфессиональных размежеваний — задача центристской Хорватской народной партии (ХНП), один из лидеров которой Стипе Месич является президентом республики с 2000 г.

Парламентские выборы 2000 и 2004 гг. показали значительное изменение в настроении граждан. Коалиция националистических и либерально-демократических партий уступила место социал-демократическим и центристским организациям (ХДС проиграло в 10 из 11 избирательных округов). Современные партийные лидеры — Социал-демократическая партия Хорватии (СДПХ) и Хорватская социально-либеральная партия (ХСЛП) — образуют правящую коалицию. СДПХ — правопреемница Союза коммунистов Хорватии, самая многочисленная в стране партия, полноправный член Социалистического интернационала. В проправительственную коалицию входят также Хорватская крестьянская партия (ХКП), Истарский демократический сабор (ИДС) и Либеральная партия (ЛП), которая появилась в 1997 г. в результате раскола СДПХ.

Как известно, название партии далеко не всегда отражает ее интересы и социальные ориентиры. Так, возникновение ХКП было результатом реакции на размежевание город — село, однако сегодня ее деятельность направлена скорее на реализацию проекта село для города, город для села. Хорватская крестьянская партия — одна из круп-

1 Подробнее см.: Kasapovic M. Politicke stranke I stranacki sustav u Hrvatskoj // Politicka misao. - Zagreb, 1994. - №1. - S. 171- 180.; Biraci I demokracija. - Zagreb, 1998.

нейших и влиятельных в довоенной Югославии - была создана в 1904 г., когда отношения города и деревни вошли в конфликтную фазу, а промышленная революция негативным образом повлияла на развитие сельскохозяйственной отрасли. Тогда партия была выразителем интересов не столько консервативных, сколько реакционных слоев населения. Воссозданная в 1990 г. как правопреемница довоенной партии, ХКП пропагандирует умеренный консерватизм, отстаивает традиционные семейные ценности и видит путь к социально-экономической стабильности в ускоренной модернизации сельскохозяйственной отрасли.

Босния и Герцеговина (БиГ), самое проблемное в социально-политическом отношении государство на постюгославском пространстве. На 2002 г. население насчитывает 4,1 млн. человек, из которых 44% составляют босняки или босанцы (южные славяне, принявшие ислам и получившие в титовской Югославии национальный статус «муслимане»), 31 - сербы, 17% - хорваты. В период гражданской войны страну покинуло около 1 млн. жителей, преимущественно сербов и хорватов1.

Согласно действующей Конституции, содержащейся в Приложении 1У Дейтонского мирного соглашения, достигнутого в США 21 ноября 1995 г. и подписанного в Париже 14 декабря 1995 г. (Парижский мирный договор по БиГ), демократическое государство Босния и Герцеговина состоит из двух образований - мусульманско-хорватской Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской (РС). Каждое из этих образований имеет своего президента, парламент и правительство. Организация управления БиГ в определенной степени является примером попытки решения проблемы многосо-ставности с помощью консоциативного государственного устройства (А.Лейпхарт).

Органы власти на федеральном уровне включают Президиум, Парламентскую ассамблею и Совет министров. Высший орган исполнительной власти - коллегиальный Президиум БиГ. В состав Президиума входят три избираемых населением президента: босниец и хорват от Федерации Босния и Герцеговина и серб от Республики Сербской. Ротация председательствующих в Президиуме БиГ со сроком полномочий четыре года происходит каждые восемь месяцев.

1 www.ft.com - страновые обзоры Нпапаа! ИтеБ.

Правительство во главе с председателем формируется Президиумом и утверждается Палатой представителей.

В феврале 2001 г. было сформировано коалиционное правительство из представителей Социал-демократической партии БиГ, Партии демократического прогресса, Новой хорватской инициативы, партии «За Боснию и Герцеговину», Сербского народного союза. Премьер-министр и два его заместителя должны быть разных национальностей. Заседания правительства проводятся попеременно то в Сараево, то в его предместье, находящемся на территории Республики Сербской.

Не могу согласиться с утверждением, что модель Липсета-Роккана не может быть использована при анализе партогенеза в Боснии и Герцеговине потому, что партийные структуры в этой стране строятся на патриархальных связях1. Действительно, и не только в Боснии, а также в Сербии, Черногории, Македонии продолжают существовать элементы патримониального государства и патриархального общества. Эти страны не могут рассматриваться как идеальные казусы в методологии С.М.Липсета и С.Роккана, однако этнокон-фессиональные и социально-экономические проблемные измерения определяют векторы и типы размежеваний. Современное политическое устройство отражает и одновременно поддерживает главный конфликт этого региона центр—периферия, обусловленный историческими, культурно -религиозными, геополитическими, социально-экономическими особенностями. Поэтому и партийная система остается достаточно сложной и конфликтной. На данный момент не существует ни одной общегосударственной политической партии2. Все они изначально формируются по региональному принципу: в сербской или хорвато-мусульманской части.

1 D.-L.Seiler. Peut-on appliquer les clivages de Rokkan à l'Europe centrale? // Partis politiques et démocratie en Europe centrale et orientale /Ed. par De Waele J.-M. - Bruxelles: L'Université de Bruxelles, 2002. - P. 115- 144; Vukomanovich D. A Short History of Political Parties // Elections to the Federal and Republican Parlaments of Yugoslavia 1990- 1996 -Berlin, 1998; Toka G. Political Parties and Democratic Consolidation in East Central Europe. - Glasgow, 1997; Srbija izmedu proslosti I buducnosti. - Beograd, 1995.

2 Подробнее об этом см.: Biraci I demokracija. - Zagreb, 1998; Slavujevic Z., Mihailovic S. Dva ogleda o legimitetu. - Beograd, 1999; Никифоров К. Между Кремлем и Республикой Сербской. - М., 1999.

Среди наиболее значимых, влиятельных партий националистического толка отметим следующие. Слога (Союз. - Е.П.) коалиция состоит из Социалистической партии, Сербского народного союза и НСДП. Хорватское демократическое содружество БиГ (ХДС БиГ) -боснийское ответвление «материнской» ХДС - предлагает различные варианты этнической автономии: от легализации мусульманско-хорватской федерации до образования конфедеративной структуры с Хорватией, поддерживает децентрализацию государства БиГ на политическом, экономическом и культурном уровнях. Имея определенный вес в стране, после насильственной смерти партийного лидера Йожо Леутара все лидеры ХДС тем не менее приняли решение выйти из федеральных, региональных и локальных структур власти. Сербская демократическая партия (СДП), основанная разыскиваемым ныне Международным трибуналом Радованом Караджичем, придерживается националистических ориентаций. Сербская радикальная партия РС (СРП РС) - дочерняя структура аналогичной партии в Сербии, основанная Воиславом Шешелем, - выступает за международное признание Республики Сербской в качестве независимого государства.

Акцентирует свою деятельность на религиозном измерении конфликта центр—периферия Партия демократического действия (ПДД) - крупнейшая мусульманская партия не только в федерации БиГ, но и на постюгославском пространстве. Созданная в 1990 г. Алией Изетбеговичем и Хашимом Силайджичем, она постепенно трансформировалась из полиэтнической и федералистской в этническую и мусульманскую партию. С начала гражданской войны БиГ выступает за политическое и экономическое единение страны при доминирующем положении мусульман. Однако ее лидеры в политических заявлениях не исключают возможность культурной автономии для этнических групп. Близка по духу к ПДД партия «За Боснию и Герцеговину» (создана в 1996 г. бывшим премьер-министром и со-основателем ПДД Х.Силайджичем), которая имеет ярко выраженную исламскую направленность и удерживает сильные позиции на таких урбанизированных территориях, как Тузла и Сараево.

Было бы неверным представлять становление партийной системы Боснии и Герцеговины исключительно как конфликтное. В республике существуют партии, которые исходят из принципов консенсуса и мирного сосуществования представителей разных этниче-

ских и конфессиональных групп. Возникновение этих партий также является следствием конфликта центр—периферия, однако они после подписания Дейтонских соглашений пытаются занимать центристскую позицию. В социалистической Югославии Боснию называли «самой толерантной республикой»1. Некоторые партии стремятся если не возродить «золотой век» Югославии в рамках отдельно взятого государства, то хотя бы приблизиться к нему. В данном контексте можно рассматривать деятельность таких институтов, как Хорватская крестьянская партия (ХКП), Демократический народный союз (ДНС), Сербский гражданский комитет (СГК), Независимая социал-демократическая партия (НСДП). Боснийская организация (БО) — полиэтническая и поликонфессиональная либеральная партия, которая выступает против любого этнического доминирования, за возвращение беженцев на места прежнего проживания, за трансэтническое и межэтническое сотрудничество. Сербский народный союз Республики Сербской (СНС РС) прошел эволюцию от националистической до центристской партии (основатель и лидер СНС РС — Биляна Плавшич). Однако все эти партии не имеют значительного политического влияния и скорее всего в ближайшие десятилетия не будут определять вектор политического развития страны и приоритеты партийного строительства.

Первые парламентские выборы в Македонии на многопартийной основе прошли в ноябре-декабре 1990 г., еще в рамках СФРЮ. В них приняли участие 18 партий. В 1994 г. в этой стране было зарегистрировано 60 политических партий и объединений, 15 из которых представляли интересы национальных меньшинств. Для такого небольшого как в географическом (25,7 тыс.кв.км), так и в демографическом (2 млн. человек) плане государства это показатель наличия значительных этнических проблем. «Закон о политических партиях»2 был принят накануне первых после обретения суверенитета выборов (октябрь — ноябрь 1994 г.). 38 политических партий, которые боролись за депутатские мандаты, можно разделить на следующие группы. В правящий блок «Союз за Македонию» вошли социал-демократы, либеральные и социалистические партии. Националистический блок возглавила возрожденная Внутренняя македонская

1 1оу1с В. робМщД dani 8РШ. ЬъоП и, dnevnika. - Beograd, 1995. - 8. 67.

2 Model 2акопа о роШсМт райцата. - Podgorica, 2002.

революционная организация (ВМРО) в тесном союзе с Демократической партией македонского национального единства (ДПМНЕ)1. К этому блоку присоединилась Демократическая партия. Особую группу составляли национальные албанские партии (легальные албанцы - это 22,7% населения страны).

«Союз за Македонию» получил 85 мест из 120, сформировав безоппозиционный парламент и правительство. Политика этого партийного блока была социал-демократической, однако состоял он преимущественно из старой политической элиты, что непосредственным образом отражалось на принимаемых решениях.

Следующий электоральный цикл начался в 1998 г. с победы оппозиционных партий - ВМРО - ДПМНЕ и Демократической альтернативы, которые поддержала Демократическая партия албанцев. Однако либерально ориентированная риторика противоречила сложнейшему социально-экономическому положению (Македония и в социалистической Югославии была дотационным регионом наравне с Косово и Черногорией). Безработица, сопровождающая социально-экономические кризисы, является «великолепной» почвой для маргинализации населения, особенно в среде демографически «успешных» этнических групп. В начале ХХ1 в. Македония пережила гражданскую войну, в которую были втянуты албанцы и македонцы.

В настоящий момент острым остается конфликт центр—периферия, в основе которого культурно-национальные и религиозные проблемные измерения. Произошла резкая радикализация деятельности национальных македонских и албанских партий после кровопролитных событий 2001-2002 гг. В настоящий момент парламентские партии ведут дискуссию о кантонизации Македонии или отделении южных территорий, населенных преимущественно албанцами. Эта ситуация является почти зеркальным отражением эволюции косовского конфликта.

На анализе партийного ландшафта Сербии остановимся подробнее. Это центральная и самая крупная республика постюгослав-ского пространства. Из 10 млн. граждан, проживающих в стране, 62,6% - сербы, 16,5 - албанцы, другие национальности составляют от общего числа 12,6%2. До февраля 2003 г. Сербия была лидером

1 Гуськова Е. История югославского кризиса (1990-2000). - М., 2001. - С.619.

2 %'%гй'.с1а^оу/с1а/риЬИсаиошДасШоок.

Союзной Республики Югославия. Это государство оказалось втянутым во все конфликты и войны на территории бывшей СФРЮ. Вместе с Черногорией Сербия пережила 1584 дня санкций и подверглась агрессии НАТО в марте-июне 1999 г. Все это непосредственно отразилось на политической трансформации государства.

Как и в других республиках Югославии, в Сербии после крушения «реального социализма» были условия для формирования представительной демократии, специфика которой во многом определяется влиянием политических партий на принятие решений. Почти во всех европейских странах социалистической ориентации первые или вторые альтернативные выборы привели к власти демократические, либеральные партии. В Сербии это произошло только в 2000 г., в Черногории — в 1998 г.

Быстрое, почти молниеносное крушение правящего режима в 1989—1990 гг. во «второй Югославии» не означало для Сербии и Черногории конца «старого общества»1; на его основе были созданы ключевые политические институты «плюралистического» режима (политические партии, парламент, СМИ, альтернативные выборы и т.д.). По разным оценкам, до 1995 г. 60% политической элиты Сербии были членами СКЮ, а 39,5% имели более 10 лет партийного стажа2. Похожая ситуация из стран Юго-Восточной Европы остается только в Болгарии.

В становлении и эволюции партийной системы Сербии можно выделить четыре основных этапа: 1990—1992 гг., 1992—1997 гг., 1997— 2000 гг., 2000—2003 гг. Победа на президентских выборах в июле 2004 г. лидера Демократической партии (ДП) Сербии Бориса Тадича и формирование коалиционного правительства после декабрьских 2003 г. выборов в парламент определили начало нового этапа в политическом развитии страны.

Первые многопартийные выборы в Сербии (было зарегистрировано 60 политических партий и объединений) прошли в 1990 г. по мажоритарной системе.

1 Ооай V. РаЩ|е 8гЬце I Сгпе Ооге и ро1ШсИт ЬогЬата od 1990 do 2000. - Ваг, 2000. - 8.21.

2 АпШше 8. ЭетокШца I роШска е1Иа и 8гЬщ // 8г^ка ро1Шска т1зао. -Beograd, 1995. - Vo1.II. - N 1. - 8.51-53.

Таблица 1

Итоги выборов в Скупщину Сербии 1990 г.*

Название партии, блока Лидер Количество мест в

Скупщине

(250 мест)

Социалистическая партия Сербии Слободан Милошевич 194

Сербское движение обновления Вук Драшкович 19

Демократическое объединение вое-

водинских венгров 8

Демократическая партия Зоран Джинджич 7

Партия демократических действий 3

Союз крестьян Сербии, Союз ре-

форматорских сил Югославии (Вое- По 2 места

водина)

Партия югославов, Демократическая

реформистская партия мусульман,

Народная крестьянская партия,

Сербская демократическая партия,

объединение «Сербская демократи-

ческая инициатива», Партия демо-

кратических действий, Демократиче-

ский союз хорватов в Воеводине По 1 месту

* ЬЪоп 1990 и 8гЪЩ // ЯериЬИсИ zabod 2а statistiky 8гЪуе. - Beograd, 1991.

После распада СФРЮ и принятия Конституции Союзной Республики Югославия (СРЮ) в апреле 1992 г. партийный ландшафт в Сербии изменился. По новому закону о выборах устанавливалась пропорциональная система. Кроме того, на основании резолюции СБ ООН № 757 были введены санкции против СРЮ. Отличительными особенностями второго этапа можно назвать следующие. Во-первых, у власти остались реформированные коммунистические партии. Во-вторых, в стране отсутствовали приватизационные процессы. В-третьих, ярко выраженная эт-нотизация политической борьбы препятствовала толерантной трансформации. В-четвертых, имел место дефицит легитимности.

Гражданские войны в Хорватии, Боснии и Герцеговине, массовые потоки беженцев (до настоящего момента нет точных цифр: от 350 тыс. до 845 тыс. человек1) усиливали национальную поляризацию в Сербии, которая исторически была гетерогенным обществом. Причем до подписания Дейтонских соглашений вне зависимости от идеологической ориентации в сербском обществе преобладали имперские настроения2.

С большой долей уверенности можно констатировать, что ни Сербия, ни Черногория не были плюралистическими обществами в начале 90-х годов. Тем более они не являются таковыми после обострения косовского кризиса в 1999 г. и вследствие постоянных вспышек этнических конфликтов как в самом автономном крае, так и на юге Сербии и Черногории. Реформированные коммунистические партии в этих республиках остались у власти в силу обострения конфликта центр—периферия по этноконфессиональному принципу, многие новые партии и движения заработали политический вес и авторитет благодаря этому размежеванию.

Ряд исследователей считают, что руководство Сербии еще в конце 80-х годов ХХ в. способствовало расколу общества, приняв в марте 1989 г. поправки к Конституции Сербии, а затем и новую Конституцию 1990 г.3 На этом основании автономия Косово была значительно сужена, что, однако, не привело к стабилизации ситуации в крае. Именно с этого момента можно говорить о регионализации Сербии, о формировании анклавного общества. Оппозиционная Албанская альтернатива (АА) бойкотировала выборы 1990 г. в Скупщину и перепись населения в 1991 г., в сентябре 1991 г. провела нелегальный референдум «За суверенное и независимое Косово». По словам организаторов, из 89,3% пришедших на участки «за» высказались 87%4. Кроме того, АА организовала параллельные структуры в политической, социальной, культурной сферах, значение которых для роста самосознания албанского общества было огромным. Правящие политические партии на протяжении семи лет (!) не уделяли должного внимания деятельности этих параллельных структур, пока не

1 Страны и регионы мира 2003. Экономико-политический справочник / Под ред. А.Булатова - М.,2003. - С.171; Уисейс 8. и кщ>и poraza. - Beograd, 2000; МШаПоую 8. РоШска I 8итапаска identiíikacija //1аупо тпеще 8гЪуе. - Beograd, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Goluboviс 2., Кттапоис В., Vasoviс М. Эги^ует кагаЙег I drustveni рготепе и svety пасюпа1пШ БикоЪа. - Beograd, 1995.

3 Ц^йка prava и Jugos1aviji. - Beograd, 1999.

4 Рай^М mozaik 8Лце 1990- 1996. - Beograd, 1997. - 8.115.

началось вооруженное сопротивление хорошо подготовленных отрядов Освободительной армии Косова.

Один из самых авторитетных исследователей партийных систем балканских государств Владимир Гоати считает, что обострение размежевания центр — периферия, замешанное на культурно-национальных и религиозных противоречиях, стало возможным вследствие прихода к власти «ультранационалистической партии» — Социалистической партии Сербии (СПС) во главе с Слободаном Милошевичем1.

Размежевание собственники — рабочие не имело места в Сербии вплоть до начала ХХТ в., прежде всего потому, что приватизация по образцу других посткоммунистических стран в тот период не проводилась. Социалистическая партия главную свою цель видела в строительстве «демократического социализма» как некой комбинации политической демократии и «общественной (реально — государственной) собственности»2. Дело в том, что после разрыва отношений с СССР в 1948 г. Югославия начала серию реформ по созданию модели «самоуправленческого социализма»3, в результате которых к началу 70-х годов вся собственность формально находилась в руках работников через сложнейшую систему общественных организаций. Получалось, что работники самостоятельно управляли своей же собственностью, поэтому вся собственность считалась общественной. Соответственно, сохранив эту схему, СПС и ее союзникам удалось приостановить конфликт собственники—рабочие.

Правительство Зорана Джинджича, следуя указаниям МВФ, МБРР, а также Парижского и Лондонского клубов, в 2001 г. начало приватизационный процесс. Кабинет Воислава Коштуницы пытается, прежде всего, привлечь иностранных инвесторов, что создает почву для развития этого размежевания. Дело в том, что практически все предприятия Сербии нуждаются в серьезной модернизации. Кроме того, все они имеют «раздутые» штаты — наследие социалистического самоуправления, которые следует сокращать. Неминуемые следствия модернизации — увольнения, сокращение денежных

1 Goati V. Partije Srbije I Crne Gore u politickim borbama od 1990 do 2000. - Bar, 2000. - S.30.

2 Slavujevic Z., Mihailovic S. Dva ogleda o legitimitetu. - Beograd, 1999.

3 Подробнее см.: Пономарева Е., Дикевич В. Крах югославской Федерации // Бизнес и политика. - М., 1996. - №5(18); Пономарева Е.Распад югославской модели федерализма // Мир политики: теория и практика. - М., МГИМО,1997.

выплат, бессрочные отпуска — увеличивают электоральную базу социалистических и радикальных партий.

Особенностью третьего периода становления партийной системы в Сербии стала потеря лидерства СПС, это заставило ее лидеров искать и создавать союзников. На парламентские выборы 1997 г. СПС выходит в союзе с Югославскими левыми (ЮЛ), лидером которых была жена С.Милошевича Мира Маркович, и Новой Демократией (НД) и набирает 44% голосов. Обострение ситуации вокруг Косово отбрасывает демократические партии, казалось бы, в небытие. Дело в том, что к коалиции СПС-ЮЛ-НД присоединяются всегдашние оппоненты С.Милошевича и антисоциалисты Сербская радикальная партия (СРП) Воислава Шешеля и Сербское движение обновления (СДО) Вука Драшковича. Объединение произошло исключительно на этноконфессиональной основе.

Поражение Сербии в 78-дневной войне с НАТО привело к поражению реформистских политических партий. Однако это совершенно не означает замораживания конфликта центр — периферия. Косовский конфликт продолжает жить самостоятельной жизнью. Самым плачевным итогом его реализации в партийной и политической борьбе является то, что основная часть населения Сербии внутренне смирилась с утратой исторической родины. Де-факто это уже произошло: в автономном крае проживает около 2 млн. албанцев и чуть более 100 тыс. сербов, безопасность которых гарантирована только присутствием войск КФОР1. Вопрос сохранения Косово теперь уже вряд ли будет использоваться политическими партиями и лидерами как лозунг в борьбе за избирателя.

Последние парламентские выборы в Сербии (28 декабря 2003 г.) были внеплановые, так как очередные не привели к избирательным урнам необходимое количество избирателей2. В этих выборах приняли участие 58,75% от общего числа избирателей и 19 партий и общественно-политических движений.

1 См.: Пономарева Е. Вспышка миротворчества // Политический журнал. -М., - №11(14). - С.38-41.

2 По избирательному закону Сербии сначала проводятся выборы Президента республики, которые не состоялись в 2002 г. Парламентские выборы должны были проходить в конце 2004 г. Из-за несостоявшихся президентских выборов Скупщина -парламент Сербии была распущена на год раньше конституционного (четырехлетнего) мандата.

Таблица 2

Участие в избирательной кампании в Скупщину Сербии 2003 г.

№ Название партии Кол- В том Возглав- Главный

п/ во кан- числе ляет спи- лозунг

п дида- жен- сок пар- кампании

тов щин тии

1 2 3 4 5 6

1. G17 плюс М.Лабус 249 53 М.Динкич Сербия на

1-м месте!

2. Сербская радикальная партия 250 23 В.Шешель Радикаль-

но - луч-

ше!

3. Демократическая партия Сербии 250 33 В.Кошту- Народ -

ница знает.

Коштуни-

ца

4. Демократическая альтернатива 247 48 Н.Чович Когда

тяжело -

Чович!

5. Демократическая партия (Б.Тадич) 250 56 Д.Мичу- Будущее

нович сегодня!

6. Сербское движение обновления -

Новая Сербия (ВДраудет, В.Илич) 248 26 В.Драшко Вместе за

вич Сербию

7. Сопротивление 250 63 Ч.Чупич Время

борьбы

8. Блок «За народное единство» (Партия Д.Марков У нас все

сербского единства, Народная кре- ич будет

стьянская партия, Наш дом Сербия, хорошо!

Сербская партия) 228 34

9. Социалистическая партия Сербии 25 2 С.Мило- Сербия

10. Блок «Независимая Сербия» (Де- шевич победит!

мократическая партия Сербии, Незави-

Демократическая партия «Отече- симая

ство», демдвижение «За возвра- Сербия -

щение Сербии», Крестьянская другого не

партия, Сербская правда) 250 43 В.Батич дано

Продолжение табл. 2

1 2 3 4 5 6

11. Правда и защита - В.Обрадович и М.Живой- Правда и

В.Борович (Социал-демократия, нович (ж) борьба

Народная партия «Правда», Партия

рабочих и пенсионеров, Социал-

демократическая партия зеленых) 246 43

12. «Вместе за толерантность» 250 55 В.С.Кова- Должен

чевич быть ус-

лышан

голос

каждого

из нас

13. Сербские либералы 249 37 Д. Михай- Лояльная

14. Реформистская социал-демократи- лович Сербия

ческая партия Воеводины 250 99 М.М.Иса- Чтобы

ков можно

было жить

на зарпла-

ту и пен-

сию

15. Социалистическая народная пар- 218 47 Д.В.Буди- Соглаше-

тия - народный блок (генерал мирович ние вме-

Н.Павкович) сто разде-

ления -

такая

Сербия

нам нужна

16. Промышленная сила Сербии и ди- 170 30 З.Милин-

аспора (Б.Драгаш) кович

17. Лейбористская партия Сербии 250 77 Д.Мило- Сдвинем

18. Союз Сербов Воеводины ванович Сербию!

(Д.Салатич) 39 10 М.Милич

19. Югославские левые - ЮЛ 101 19 Д. Станое- ЮЛ еще

вич стоит

* ЬЪоп и 8гЪЩ, 2003 // Pregled 8гЪща I Сгпа Оога. - Вес^гаа, 2003. - № 4. -

8.46, 49.

Результаты выборов, несмотря на политический пессимизм граждан, можно назвать неожиданными. У населения остались ярко выраженные радикально-националистические настроения. Однако самое главное то, что Социалистическая партия Сербии по-прежнему остается на ведущих позициях в политической системе страны. Многие аналитики объясняют такой успех социалистов и национал-радикалов тем, что «сербы голосуют против Гаагского трибунала»1. Центристскими партиями себя провозглашают ДПС и ДП. «Красно-коричневую» коалицию по многим вопросам создают СРП, СДО-НС, СПС и 017 плюс М.Лабус.

Таблица 3

Итоги выборов в Скупщину Сербии 2003 г.*_

№ п/п Название партии Количество подданных голосов от общего числа избирателей Количество мест в парламенте

1. Сербская радикальная партия (В.Шешель) 27,61% 82

2. Демократическая партия Сербии (В.Коштуница) 17,72% 53

3. Демократическая партия (Б.Тадич) 12,58% 37

4. О 17 плюс М.Лабус 11,46% 34

5. Сербское движение обновления - Новая Сербия (В.Драшкович-В.Илич) 7,66% 22

6. Социалистическая партия Сербии (С.Милошевич) 7,61% 22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* ЬЪоп и 8гЪ1)1, 2003 // Pregled 8гЪща I Ста Оога. - Вес^гаа, 2003. - № 4. -

8.46, 49.

Необходимо обратить внимание еще на одну особенность формирования партийной системы в Сербии. С. Милошевич для большинства сербов был (и остается для определенных слоев) носителем харизмы. В силу этого именно с ним и его политической партией олицетворяется политический режим. Поэтому для партийного строительства Сербии, как ни для какой другой страны постъюгославского пространства, при анализе важным является измерение поддержки режима.

1 Ооай V. РагЩе I рай^Ы и 8гЪщ1. - 2004. - 8.209.

Особо следует отметить, что на территории Косово, которое юридически остается территорией Сербии, действует несколько политических партий и объединений. Самыми значительными являются Демократическая лига Косово (ДЛК), лидер которой Ибрагим Ру-гова — президент автономного края, и Демократическая партия Ха-шима Тачи — лидера Освободительной армии Косова.

До 1997 г. в Черногории политическая трансформация была зеркальным отражением ситуации в Сербии. Реформированный Союз коммунистов стал называться Демократическая партия социалистов (ДПС), которая была тесно связана с Социалистической партией С.Милошевича. После выборов в Союзную скупщину СРЮ, которые черногорская политическая элита охарактеризовала как «великую избирательную кражу», начался раскол. Дело в том, что левая коалиция СПС-ЮЛ-НД и демократическая коалиция «Вместе» (СДО, ДП, ДПС и Гражданский союз Сербии), по сути, лишили мандатов черногорские партии и прежде всего неизменного союзника СПС — Демократическую партию социалистов. Более того, ни для кого сегодня не является секретом, что руководство Черногории пошло на сепаратные переговоры со странами Северо-атлантического альянса еще в момент бомбардировок1. Поэтому прекращение существования союзного государства в феврале 2003 г. представляется закономерным.

Размежевание собственники — рабочие в Черногории не получило значительно развития по нескольким причинам. Во-первых, это достаточно отсталая в промышленном отношении страна. В рамках СРЮ удельный вес этой республики не превышал 5%. В буквальном смысле приватизировать было нечего. Даже сельскохозяйственной продукцией Черногория обеспечивает себя на 6%2. Исторически дотационная территория и сегодня существует преимущественно на кредиты. Во-вторых, приватизационная схема была достаточно свободной. До 1992 г. приватизация проходила через акционирование предприятий работниками. К концу 1996 г. все «общественные предприятия» перешли под контроль государственных фондов, в результате чего в стране не осталось «той» общественной собственности. Однако была предложена самая широкая схема приватизации: от

1 Goati V. Partije I izbori u demokratickom poretku. - Beograd, 2001.

2 Vukotic V. Privatizacija I razvoj trzista kao dio programa economskih reformi u Crnoj Gori // Finansijska trzista, mesto I uloga u novim economskim reformi u Crnoj Cori. -Beograd, 1999. - S. 11-17.

простой продажи акций до замены долга на акции и совместного управления1.

Итак, проблемные измерения как методологическая основа исследования партийно-политического ландшафта постъюгославского пространства позволяют выявить ряд закономерностей. На этапе формирования основ партийных систем государств-наследников СФРЮ определяющим было, а для Хорватии, Боснии, Сербии и Македонии остается, размежевание центр—периферия, базирующееся на культурно-этническом и религиозном проблемных измерениях. Следующая важная причина раскола - социальные и экономические факторы развития, самым непосредственным образом связанные с социалистическим наследием, процессами европейской интеграции и глобализации.

Результаты проведенного анализа помещены в таблицу, где численным значением «1» оцениваются существенные для партийной системы разногласия, а «0,5» - менее важные.2 Полученная цифра означает уровень проблемных измерений и, соответственно, конфликтности общества и партийной системы.

Несмотря на специфику партийного строительства в странах постюгославского пространства, на базе методологии теории размежеваний можно выделить ряд закономерностей.

Во-первых, там, где имели место столкновения на религиозной, этнической и, шире, цивилизационной основе, партийное членство, программные положения, лозунги определялись и определяются принципами национальной и культурной принадлежности. Однако, несмотря на то, что религиозный фактор является в политическом процессе на постъюгославском пространстве одним из определяющих, церковь не сыграла какой-то особой роли в формировании общественно-политических и партийных структур, как это имело место в Польше (в виде поддержки «Солидарности»). Католическая церковь на сегодняшний момент - самый активный конфессиональный институт, однако именно Балканы меньше всего подвержены ее влиянию. Более успешна и продуктивна деятельность ислама. Такие государства, как Саудовская Аравия, Иран, Турция,

1 Подробнее см.: Ооай V. РаЩ|е 8гЪце I Сгпе Ооге и роШсМт ЪогЪата od 1990 do 2000. - Ваг, 2000. - 8.34- 36.

2 Голосов Г., Мелешкина Е. Политические партии и выборы. - СПб., 2001. -

С.38.

оказывают непосредственную поддержку исламистски ориентированным партиям Боснии и Герцеговины и Косово.

Во-вторых, после краха в начале 90-х годов политической системы, созданной И.Б.Тито, в бывших республиках Югославии на гребне мощной волны национализма (сербского, словенского, хорватского, босан-ского, албанского) к власти пришли радикальные националистические элитные группы. В Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Македонии антикоммунистические настроения соединились с антисербиз-мом, что определило не столько идеологическое размежевание, сколько национальное и конфессиональное. В этих республиках практически не произошло мутации коммунистической партии. Только две республики - Сербия и Черногория - смогли сохранить кадровый состав некогда правящей партии, слегка при этом подретушировав программные документы и изменив название.

В-третьих, размежевания город — село и собственники — рабочие на постъюгославском пространстве выражены пока неярко в силу исторической специфики региона как преимущественно аграрного и затянувшейся приватизации. Из-за своего социально-экономического содержания они не проявляются во всей полноте в изучаемых обществах и, соответственно, не определяют партийный ландшафт - модернизационные процессы только начинают набирать силу. В странах региона конфликт развивается вокруг ценностей, унаследованных от социалистического прошлого, происходит политизация социально -культурных и социально-этнических размежеваний, а не социально-экономических.

В-четвертых, процесс институциональных размежеваний в бывших республиках СФРЮ далеко не завершен и имеет явно выраженную персонализацию. Существенную, а иногда и определяющую роль в партийном строительстве играют политические лидеры, которые актуализируют выгодные им размежевания и «замораживают» ненужные с их точки зрения конфликты. Именно по такому принципу строились и работают наиболее влиятельные партии данного региона - Хорватское демократическое содружество (Ф.Туджман), Социалистическая партия Сербии (С.Милошевич), Сербская радикальная партия (В.Шешель), Партия демократического действия (А.Изетбегович).

Таблица 4

Сводная таблица количественных показателей проблемных измерений для стран постъюгославского пространства и Косово (1991-2003 гг.)

Название Куль- Религи- Изме- Соци- Под- Внеш- Пост- Всег

страны турно- озное рение ально- держ- не- мате- о

этни- изме- «го- эко- ка поли- риали-

ческое рение род- номи- режи- тиче- стиче-

изме- село» ческое ма ское ское

рение измерение измерение измерение

Словения 0,5 - 0,5 1 - 0,5 0,5 3

Хорватия 1 1 0,5 1 - 0,5 0,5 4,5

Босния и

Герцего-

вина 1 1 0,5 1 1 0,5 - 5

Македо-

ния 1 1 0,5 1 0,5 1 - 5,0

Сербия 1 0,5 - 1 0,5 1 0,5 4,5

Черного-

рия 0,5 0,5 - 0,5 0,5 0,5 - 2,5

Косово 1 1 1 1 1 1 6,0

В-пятых, явное преобладание размежевания центр—периферия в странах постъюгославского пространства связано с «имперским» наследием, изначальной, с момента возникновения единого государства, борьбой определенных социальных слоев за широкие полномочия и автономию. Обострение этого конфликта в 90-е годы объясняется нерешенностью задач строительства национальных государств (исключение представляет Словения), отсутствием у политической элиты и общественных структур адекватных планов, идей преодоления этого размежевания.

В заключение следует отметить, что ключевые различия, как и сходства, в процессе формирования партийных систем в постъюгославских политиях определяют рамочную модель Липсета-Роккана как рабочую, хотя и неуниверсальную. Тем не менее именно эта методология позволяет выявить факторы, определяющие партийное

строительство в гетерогенных, многосоставных обществах Юго-Восточной Европы. При всей дискуссионности понятий «раскол» и «размежевания» они позволяют установить продуктивный вектор исследования трансформирующихся политических систем. Получение же объективной и полной картины системной модернизации возможно только при использовании комплексной методологии, в которой одно из важных мест занимает теория социально-политических размежеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.