Ербатков А. А. студент ВСФ ФГБОУВО «РГУП» Бадлуев Д. А. студент ВСФ ФГБОУВО «РГУП» Научный руководитель: Власова Е.Л., к.п.н.
доцент
ВСФ ФГБОУВО «РГУП» Россия, ¿.Иркутск
СЛИЯНИЕ ПЕНСОННОГО ФОНДА РОССИИ И ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье мы рассмотрели ряд проблем в области слияния Пенсионного Фонда России и Фонда Социального Страхования, в частности проблемы бюджета.
Ключевые слова: Объединенный фонд, пенсии, социальное страхование, законопроект № 127389-8.
Erbatkov A.A. student
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
"Russian State University of Justice" East Siberian branch Badluev D.A. student
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
"Russian State University of Justice" East Siberian branch Scientific adviser:Vlasova E.L., Ph.D.
assistant professor
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
"Russian State University of Justice" East Siberian branch Russia, Irkutsk
MERGER OF RUSSIAN PENSION FUND AND SOCIAL INSURANCE
FUND
Annotation. In this article, we have considered a number of problems in the field of merging the Pension Fund of Russia and the Social Insurance Fund, in particular budget problems.
Key words: United Fund, Pensions, Social Insurance, Bill No. 127389-8.
Тема является актуальной в связи с тем, что с 1 января 2023 года произойдет объединение Пенсионного Фонда России (ПФР) и Фонда Социального Страхования (ФСС) в Социальный фонд России, а также будет установлен единый тариф на социальные взносы.
Государственные внебюджетные фонды являются одним из ключевых в жизни граждан Российской Федерации. Обусловлено это рядом существенных и объективных причин, от качества их деятельности зависит своевременность социальных выплат гражданам. Эти выплаты гарантирует ст. 39 Конституции РФ.
Так вопросом выплаты пенсий занимается Пенсионный Фонд России, также в сферу его деятельности входит и ряд других оказываемых
74
государственных услуг74.
Что касательно Фонда Социального Страхования, он занимается вопросами, например, страхование на случай временной нетрудоспособности, страхование от несчастных случаев на производстве,
75
а также рядом иных вопросов, определенных соответствующими актами . Из этого мы видим, что объедение этих двух фондов является вполне логичным, они выполняют в целом схожие функции по осуществлению страхования различных видов. Из чего следует что их объединение — это процесс положительный. Ещё одним плюсом как мы думаем будет осуществление некоторых функций в едином фонде в формате электронном по средству современных цифровых технологий, то есть удаленно без посещения фонда физически. Особенно актуально это будет для работодателей, которые смогут выплачивать определенные взносы одним платежом в фонд.
Правительством РФ 20 мая 2022 года в Государственную Думу Федерального собрания РФ был внесен законопроект о «Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» за номером № 127389-8. Суть данного законопроекта лежит в объединении ПФР и ФСС в один фонд под единым руководством.
Законопроект провозглашает такие принципы деятельности объединенного фонда как обеспечение финансовой устойчивости (стабильности) и сбалансированности бюджета Фонда, автономность и независимость бюджета Фонда, то мы считаем несомненным плюсом в его деятельности. Однако объединенный фонд получает большое количество
74 Распоряжение Правления ПФР от 12.07.2018 № 352р (ред. от 17.12.2020) «Об утверждении Перечня государственных услуг, предоставляемых Пенсионным фондом Российской Федерации»
75 Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 N 255-ФЗ (последняя редакция)
средств из федерального бюджета76. Что налагает на фонд некоторую зависимость.
Важным вопросом является формирование бюджета объединенного фонда, в ст.8 законопроекта указываются источники финансирования бюджета. К ним относятся: страховые взносы, средства федерального бюджета, доходы от инвестирования средств резервов фонда.
Общий перечень источников в целом сходится с источниками объединяемых фондов, что является на наш взгляд одним из важных критериев, того что средств бюджета объединенного фонда будет достаточно для осуществления социальных выплат. Ещё одним плюсом в пользу объединения является то что, спектр государственных услуг, оказываемых обоими фондами можно будет получить в одном месте -объединенном фонде. Как отмечает председатель союза пенсионеров Валерий Рязанский «Речь идет об упрощении бюрократических процедур. Оба фонда работают с одними и теми же гражданами и запрашивают информацию друг у друга через систему межведомственных запросов. Теперь это будет один фонд, процедуры ускорятся, управленческие
77
расходы сократятся» .
Фонд открывает казначейские счета в Федеральном казначействе в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и хранит на них денежные средства бюджета. Объединенным фондом создаются резервы в целях обеспечения исполнения обязательств перед застрахованными лицами. Однако не определён самим законопроектом порядок и случаи использования этих самых резервов. Как нам видится на первых этапах своей деятельности объединенный фонд может рядом трудностей организационного характера, это может быть высокая нагрузка на аппарат фонда, однако все предпринимаемые действия на наш взгляд не приводят к решению главной проблемы повышения размеров социальных выплат, повышение покупательской способности пенсий. В тоже время вводится новый орган управления объединенного фонда - наблюдательный совет. Который состоит из координаторов различных социально -трудовых отношений. Его полномочия некоторым образом дублируются с полномочиями правления фонда. Заседание данного совета предлагается проводить не реже чем раз в год, а также по мере необходимости. Относительно предлагаемой процедуры назначения председателя фонда то она некоторым образом осложнена, требуется представление руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти и по итогам рассмотрения кандидатуры на указанную должность наблюдательным советом Фонда.
76 Федеральный закон от 06.12.2021 N 391-Ф3 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
77 Объединение ПФР и ФСС: какие изменения ждут россиян, 01.06.2022, https://tass.ru/socialnaya-zaschita/14780341
В заключении хочется сказать, что новый законопроект о создании объединенного фонда решает ряд проблем в области снижения бюрократии между двумя фондами. Концентрация оказываемых государственных услуг в области страхования в одном органе в целом видится нам как хорошая перспектива. Но создание такого фонда не решает проблему в области повышения пенсий. Для повышения эффективности оказываемых государственных услуг, создание такого фонда скажется с благоприятной стороны. Сохраняется ряд проблем в области управления фондом, появляются дублирующие друг друга органы управления объединенного фонда.
Использованные источники:
1) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2) Федеральный закон от 06.12.2021 N 391-ФЭ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
3) Федеральный закон от 06.12.2021 N 393-ФЭ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
4) Распоряжение Правления ПФР от 12.07.2018 № 352р (ред. от 17.12.2020) «Об утверждении Перечня государственных услуг, предоставляемых Пенсионным фондом Российской Федерации»
5) Объединение ПФР и ФСС: какие изменения ждут россиян, 01.06.2022,
://tass.ru/socialnaya-zaschita/14780341