Научная статья на тему 'Анализ административных регламентов предоставления государственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации'

Анализ административных регламентов предоставления государственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2004
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственные услуги ПФР / административные регламенты / анализ административных регламентов ПФР / доступность государственных услуг ПФР / public services to the Pension Fund of the Russian Federation / the administrative regulations / analysis of administrative regulations the Pension Fund of the Russian Federation / availability of public services the Pension Fund of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колмаков С. В.

Качество оказываемых государственных услуг зависит в том числе от проработки нормативных правовых актов в этой области и их фактической реализации органами государственной власти и организациями. Оконечным нормативным правовым актом, устанавливающим порядок взаимодействия и стандарт оказания конкретной услуги, является административный регламент. В данной статье проводится исследование административных регламентов оказания государственных услуг Пенсионным фондом Российской Федерации на предмет соответствия федеральным нормативным правовым актам Российской Федерации. Акцент делается на электронную форму взаимодействия государства и человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ADMINISTRATIVE REGULATIONS FOR THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES OF THE PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION

The quality of rendered public services depends, among other things, on the elaboration of regulatory legal acts in this area and their actual implementation by state authorities and organizations. The final regulatory legal act establishing the procedure for interaction and the standard for the provision of a specific service is the administrative regulation. This article examines the administrative regulations for the provision of public services by the Pension Fund of the Russian Federation for compliance with federal regulatory legal acts of the Russian Federation. The emphasis is on the electronic form of interaction between the state and the person.

Текст научной работы на тему «Анализ административных регламентов предоставления государственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации»

электронный научно-экономический журнал стр 14

ш

Анализ административных регламентов предоставления государственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации

Колмаков С. В.

Студент, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Республика Хакасия, г Абакан. e-mail: kolmakov_sergei_2019@mail.ru

Kolmakov Sergey Vladimirovich

Student, «Khakass State University named after N. F. Katanov», the Republic of Khakassia, Abakan e-mail: kolmakov_sergei_2019@mail.ru

Аннотация. Качество оказываемых государственных услуг зависит в том числе от проработки нормативных правовых актов в этой области и их фактической реализации органами государственной власти и организациями. Оконечным нормативным правовым актом, устанавливающим порядок взаимодействия и стандарт оказания конкретной услуги, является административный регламент. В данной статье проводится исследование административных регламентов оказания государственных услуг Пенсионным фондом Российской Федерации на предмет соответствия федеральным нормативным правовым актам Российской Федерации. Акцент делается на электронную форму взаимодействия государства и человека.

Ключевые слова: государственные услуги ПФР; административные регламенты; анализ административных регламентов ПФР; доступность государственных услуг ПФР

ANALYSIS OF ADMINISTRATIVE REGULATIONS FOR THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES OF THE PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The quality of rendered public services depends, among other things, on the elaboration of regulatory legal acts in this area and their actual implementation by state authorities and organizations. The final regulatory legal act establishing the procedure for interaction and the standard for the provision of a specific service is the administrative regulation. This article examines the administrative regulations for the provision of public services by the Pension Fund of the Russian Federation for compliance with federal regulatory legal acts of the Russian Federation. The emphasis is on the electronic form of interaction between the state and the person.

Keywords: public services to the Pension Fund of the Russian Federation; the administrative regulations; analysis of administrative regulations the Pension Fund of the Russian Federation; availability of public services the Pension Fund of the Russian Federation.

Информатизация общества находит свое отражение и в государственном управлении. Несколько лет назад, чтобы записаться на прием к врачу или в школу, необходимо было отстоять очередь. Сейчас это все делается с домашнего компьютера или смартфона посредством портала государственных услуг. Качество услуг (полнота, своевременность, форма и т.д.) зависит не только от организационных мероприятий и технических решений, но также связано с качеством нормативной правовой базы в этой области.

В соответствии с ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [1], органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг (далее Правила), а также Правила проведения экспертизы проектов административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг.

«Регламентом является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, ... устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органами, предоставляющими государственные услуги, в процессе предоставления государственной услуги в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [2].

электронный научно-экономический журнал стр 15

Регламент должен быть разработан и утвержден органом, предоставляющим государственные услуги, если иное не установлено федеральными законами.

При разработке регламентов должна предусматриваться оптимизация (повышение качества) предоставления государственных услуг, в том числе путем предоставления государственной услуги в электронной форме.

Утвержденный регламент размещается в федеральных государственных информационных системах «Федеральный реестр государственных услуг (функций)» (ФРГУ) и «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ) [7]. Доступ к ФРГУ предоставляется ограниченному кругу лиц (организаций).

Проект регламента вместе с пояснительной запиской к нему размещается на официальном сайте regulation.gov.ru в сети интернет для проведения независимой экспертизы и экспертизы Министерства экономического развития. Утвержденный регламент регистрируется в Минюсте.

Глава II Правил устанавливает Требования к регламентам. В соответствии с п. 14 Требований, стандарт предоставления государственной услуги должен содержать в том числе «...особенности предоставления государственной услуги в электронной форме. При определении особенностей предоставления государственной услуги в электронной форме указываются виды электронной подписи, которые допускаются к использованию при обращении за получением государственной услуги, в том числе с учетом права заявителя - физического лица использовать простую электронную подпись, в соответствии с Правилами определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг» [3].

Таким образом, в административном регламенте должны быть указаны виды электронной подписи, которые допускаются к использованию при обращении за получением государственной услуги.

Перечень государственных услуг, предоставляемых ПФР утвержденный Распоряжением Правления ПФР от 12.07.2018 № 352р «Об утверждении Перечня государственных услуг, предоставляемых Пенсионным фондом Российской Федерации» [4] (без подуслуг) представлен в табл. 1.

Таблица 1

Перечень государственных услуг, предоставляемых Пенсионным фондом Российской Федерации

№ п/п Наименование государственной услуги

1 Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»

2 Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства

3 Прием от застрахованных лиц заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»

4 Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению

5 Выплата страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению

6 Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации

7 Выплата пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации

8 Установление федеральной социальной доплаты к пенсии

9 Установление и выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией

10 Установление и выплата дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности

11 Предоставление компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

12 Предоставление компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, находящимся на их иждивении

электронный научно-экономический журнал

№ 11 (67) 2019

стр 16

13 Установление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации

14 Информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

15 Осуществление ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы

16 Осуществление компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами

17 Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал

18 Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала

19 Информирование граждан о размере материнского (семейного) капитала (его оставшейся части)

20 Прием от страхователей реестров застрахованных лиц о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»

21 Прием, рассмотрение заявлений (уведомления) застрахованных лиц в целях реализации ими прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений и принятие решений по ним

22 Прием заявления застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений

23 Прием от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование

24 Информирование граждан, признанных в установленном порядке инвалидами, о сведениях, содержащихся о них в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов»

25 Информирование граждан о сведениях, содержащихся о них в федеральной государственной информационной системе «Единая государственная информационная система социального обеспечения»

26 Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста

Анализ соответствия административных регламентов услуг ПФР и проектов административных регламентов, размещенных на сайте regulation.gov.ru [5], требованиям Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373, по состоянию на 01 июня 2019 года показал, что:

- требованию о разработке и утверждении регламентов органом, предоставляющим государственные услуги (в данном случае ПФР), удовлетворяют регламенты только по услугам № 2, 4 и 21;

- на сайте regulation.gov.ru представлены проекты регламентов государственных услуг, разработанные ПФР Проекты регламентов предполагают утверждение их ПФР;

- не утверждены регламенты по услугам № 19, 24, 25 (на сайте regulation.gov.ru представлен проект регламента по услуге № 19, услуги № 24 и № 25 вообще не представлены на ЕПГУ и сайте ПФР);

Анализ административных регламентов предоставления государственных услуг ПФР на применение ЭП заявителем, по состоянию на 01 июня 2019 года говорит о том, что:

- в действующих регламентах только для услуг № 4, № 12 и № 26 предусмотрено направление заявления на услугу с использованием простой ЭП (далее ПЭП). Для услуги № 22 предусмотрена подача заявления с усиленной квалифицированной ЭП (далее УКЭП). Для услуги № 26 предусмотрена подача сведений в форме электронного документа, заверенного УКЭП. В остальных действующих регламентах явно не указан вид ЭП;

- в проектах регламентов предусмотрено направление заявления на услугу с использованием ПЭП, кроме услуг № 11, 13, 14, 21, 22 (20 и 23 услуга для работодателя, подача заявления гражданином не предусмотрена). Для услуги № 11 предусмотрена подача заявления с ЭП, вид которой в регламенте не определен. Для услуги № 13 предусмотрена подача заявления с ЭП, в том числе с УКЭП. Для услуги № 21 предусмотрена подача заявления с ЭП, со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 25.06.2012 № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг» для определения вида ЭП, использование которой допускается;

- оказание государственных услуг через работодателя с УКЭП предусмотрено в услугах № 2-5, 9, 10, 15, 16. Причем регламенты допускают подачу заявления и документов в электронном виде с использованием УКЭП работодателя, но не обязывают работодателя принимать участие.

Таким образом, на основании исследования действующих регламентов услуг ПФР и их проектов можно сказать, что:

1. Большинство действующих регламентов государственных услуг ПФР не удовлетворяют требованиям о разработке и утверждению органом, предоставляющим услуги, но их проекты проходят экспертизу.

2. Для двух услуг (№ 24 и № 25) отсутствуют и действующие регламенты, и их проекты.

3. Только в четырех действующих регламентах явно указан вид ЭП, с использованием которой заявитель вправе обратиться за предоставлением услуги.

4. В большинстве проектов регламентов указан вид ЭП. В проекте для одной услуги предусмотрено обращение как с простой ЭП, так и с усиленной квалифицированной ЭП, а в проекте для другой,

электронный научно-экономический журнал стр 17

для определения вида ЭП, идет отсылка к Постановлению Правительства РФ от 25.06.2012 № 634. Нам представляется, что вид ЭП все-таки необходимо указывать непосредственно в регламенте, т.к. есть опасения, что заявитель неверно это сделает самостоятельно. Автором статьи проведен анализ доступности государственных услуг ПФР на ЕПГУ и сайте ПФР, а также возможность оценить результат полученных услуг на сайте «Ваш Контроль» [6] по состоянию на 01 июня 2019 года. Услуга считалась доступной, если она есть в перечне услуг на соответствующем портале (сайте). Результат представлен в табл. 2.

Таблица 2

Анализ доступности государственных услуг ПФР на ЕПГУ и сайте ПФР, а также возможность подать жалобу на сайте «Ваш Контроль»

№ п/п Наименование государственной услуги Сайт ПФР ЕПГУ «Ваш Контроль»

1 Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» + + +

2 Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства + + +

3 Прием от застрахованных лиц заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» - + +

4 Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению + + +

5 Выплата страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению + + +

6 Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации - + +

7 Выплата пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации - + +

8 Установление федеральной социальной доплаты к пенсии + + +

9 Установление и выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией + + +

10 Установление и выплата дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности + + +

11 Предоставление компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях + + +

12 Предоставление компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, находящимся на их иждивении + + +

электронный научно-экономический журнал

№ 11 (67) 2019

стр 18

13 Установление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации + + +

14 Информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг - + +

15 Осуществление ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы + + +

16 Осуществление компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами + + +

17 Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал + + +

18 Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала + + +

19 Информирование граждан о размере материнского (семейного) капитала (его оставшейся части) - + +

20 Прием от страхователей реестров застрахованных лиц о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» - + -

21 Прием, рассмотрение заявлений (уведомления) застрахованных лиц в целях реализации ими прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений и принятие решений по ним - + -

22 Прием заявления застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений - + -

23 Прием от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование - + +

24 Информирование граждан, признанных в установленном порядке инвалидами, о сведениях, содержащихся о них в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов» - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Информирование граждан о сведениях, содержащихся о них в федеральной государственной информационной системе «Единая государственная информационная система социального обеспечения» - - -

26 Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста + - -

«+» - услуга доступна, «-» - услуга недоступна Составлено автором по материалам исследования.

Через ЕПГУ доступны все услуги, включенные в перечень услуг ПФР, кроме № 24 и № 25 (всего недоступно 2 из 26 услуг).

Через сайт ПФР доступны все услуги, кроме № 3, 6, 7, 14 и № 19-25 (всего недоступно 11 из 26 услуг).

Оценка результатов полученных услуг на сайте «Ваш Контроль» недоступна для услуг № 20, 21, 22, 24, 25, 26.

Выявленные в работе недостатки не являются критичными, они свидетельствуют о процессе развития механизма предоставления государственных услуг ПФР в электронной форме, однако ряд вопросов требует доработки, в том числе положения административных регламентов предоставления государственных услуг ПФР.

Для получения большего количества услуг можно рекомендовать использовать ЕПГУ. Там же можно оценить и обжаловать результат предоставленной услуги.

Список литературы

1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федер. Закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 7 июля 2010 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июля 2010 г.: в ред. Федер. Закона от 01 апреля 2019 г. № 48-ФЗ // Российская газета - 2010, 30 июля; www.pravo.gov.ru - 2019. - 01 апр.

2. О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг: Постановление Правительства Рос. Федерации от 16 мая 2011 № 373: в ред. Постановления Правительства Рос. Федерации от 03 ноября 2018 г. № 1307 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011/№ 22, ст. 3169; www.pravo.gov.ru - 2018. - 09 ноя.

3. О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг: Постановление Правительства Рос. Федерации от 25 июня 2012 г. № 634: в ред. Постановления Правительства Рос. Федерации от 27 августа 2018 г. № 996 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. № 27, ст. 3744; www.pravo.gov.ru - 2018. - 30 авг.

электронный научно-экономический журнал стр 19

4. Об утверждении Перечня государственных услуг, предоставляемых Пенсионным фондом Российской Федерации: Распоряжение Правления ПФ РФ от 12 июля 2018 г № 352р: в ред. Распоряжения Правления ПФ РФ от 04 фев. 2019 г. № 37р // опубликован не был.

5. Официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения: [Эл. ресурс] URL: https://regulation.gov.ru (дата обращения 01.06.2019).

6. Сайт «Ваш контроль» [Эл. ресурс] URL: https://vashkontrol.ru (дата обращения 01.06.2019).

7. Единый портал государственных услуг [Эл. ресурс] URL: http://gosuslugi.ru (дата обращения 01.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.