Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2889
595
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ / ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ / ОБЪЕДИНЕНИЕ / ЗАКОНОПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агафонова А.А., Мухаметшина К.Р.

Статья раскрывает особенности и проблематику развития Пенсионного фонда и фонда Социального страхования как единого учреждения, именуемого в Федеральном законе от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" как Фонд пенсионного и социального страхования. В статье исследовались плюсы, минусы, тенденции развития объединения двух государственных внебюджетных фондов. На сегодняшний момент данная реформа является наиболее актуальной и обсуждаемой в социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMING OF SOCIAL FUNDS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals the features and problems of the development of the Pension Fund and the Social Insurance Fund as a single institution, referred to in Federal Law No. 236-FZ of 14.07.2022 "On the Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation" as the Pension and Social Insurance Fund. The article investigated the pros, cons, and trends in the development of the merger of two state extra-budgetary funds. At the moment, this reform is the most relevant and discussed in the social sphere.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 347.73

Агафонова А.А. студент Мухаметшина К.Р.

студент

Научный руководитель: Власова Е.Л., к.п.н.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный

университет правосудия» Восточно-Сибирский филиал Россия, г. Иркутск

РЕФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: Статья раскрывает особенности и проблематику развития Пенсионного фонда и фонда Социального страхования как единого учреждения, именуемого в Федеральном законе от 14.07.2022 N 236-ФЭ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" как Фонд пенсионного и социального страхования. В статье исследовались плюсы, минусы, тенденции развития объединения двух государственных внебюджетных фондов. На сегодняшний момент данная реформа является наиболее актуальной и обсуждаемой в социальной сфере.

Ключевые слова: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, объединение, законопроект.

Agafonova A.A. student Mukhametshina K.R.

student

Supervisor: Vlasova E.L., Ph.D.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Russian State University of Justice" East Siberian Branch Russia, Irkutsk

REFORMING OF SOCIAL FUNDS OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Annotation: The article reveals the features and problems of the development of the Pension Fund and the Social Insurance Fund as a single institution, referred to in Federal Law No. 236-FZ of 14.07.2022 "On the

Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation " as the Pension and Social Insurance Fund. The article investigated the pros, cons, and trends in the development of the merger of two state extra-budgetary funds. At the moment, this reform is the most relevant and discussed in the social sphere.

Keywords: Pension Fund of the Russian Federation, Social Insurance Fund of the Russian Federation, association, draft law.

Пенсионный Фонд Российской Федерации является государственным учреждением, который занимается социальным обеспечением населения страны. Указом Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 был учрежден Пенсионный фонд РФ. Его правовое положение устанавливается с учётом Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях»; от 15 декабря 2001 года № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; от 15 декабря 2001 года № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В свою очередь, Фонд социального страхования Российской Федерации занимается управлением средствами государственного социального страхования Российской Федерации [2], о чем говорится в части 1 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 14.07.2021) "О Фонде социального страхования Российской Федерации". Также является юридическим лицом.

Оба вышеуказанных фонда являются государственными внебюджетными фондами. [4] Реформы в области пенсионного и социального обеспечения являются наиболее развивающимися и динамичными. Так, в феврале 2021 года в Правительстве РФ была предложена идея об объединении Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. [6]

Главной целью этой реформы являлось создание наиболее доступных условий для граждан Российской Федерации, например, возможность предоставлять услуги в более короткие сроки, а также реализация Стратегии долгосрочного развития пенсионной структуры РФ (Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 года №2524-р).

Кроме того, преследуется цель реализации Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к области деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ (Распоряжение правительства РФ от 20.02.2021 года №431-р), которая предусматривает необходимость оптимизации деятельности государственных внебюджетных фондов (кроме Фонда обязательного медицинского страхования). [3] Также целью является улучшение деятельности по предоставлению мер, связанных с социальной поддержкой на всех уровнях государственного управления с помощью цифровизации. Для реализации данной реформы понадобился год, чтобы

должностные лица приступили к разработке проекта закона об объединении ПФР и ФСС.

Итак, 20 мая 2022 года законопроект об объединении указанных выше государственных внебюджетных фондов был направлен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации. Проект был рассмотрен в трех чтениях, по результатам которых 8 июля проект был одобрен Советом Федерации РФ. 14 июля 2022 года Президент РФ рассмотрел закон и после был подписан, а позже был опубликован в СМИ (Парламентская газета, официальный интернет-портал и Российская газета).

Учреждение Фонда пенсионного и социального страхования будет расположено в Москве. По документам, фонд не может быть признан банкротом.

С 01.01.2023 года Федеральный закон от 14.07.2022 года №2Э6-ФЗ вступит в силу и внесет изменения в структуру ПФР и ФСС, именуя их как Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Например, первые шаги в области объединения ПФР и ФСС выразились уже в 2022 году. Так, граждане имели право с 1 июня подавать заявления, которые адресованы в ФСС, в отделения ПФР, к примеру, на предоставление санаторно-курортных путевок. Данная возможность действует и наоборот, то есть, заявление, связанное с вопросами доставки пенсии можно подать в ФСС.

Активное исполнение совместных полномочий начнется уже в январе 2023 года. Так, Фонд пенсионного и социального страхования будет исполнять следующие функции:

1. выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет;

2. назначение и выплата различных социальных пособий, в том числе пенсионное обеспечение;

3. осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4. оказание гражданам других социальных услуг, которые раньше оказывали Пенсионный фонд и ФСС.

Говоря о бюджетной составляющей, то в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 14.07.2022 года №236-ФЗ бюджет Фонда пенсионного и социального страхования относится к бюджетной системе РФ. [1] Согласно тому же закону, бюджет будущего фонда будет формироваться за счет доходов, которые определены бюджетным законодательством Российской Федерации, и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Так, в бюджет фонда будут составлять страховые взносы, средства федерального бюджета и доходы от инвестирования средств резервов фонда.

По поводу данной реформы высказывается достаточно Имного различных мнений, поэтому необходимо рассмотреть все аспекты, плюсы и минусы слияния ПФР и ФСС.

Так, по мнению председателя Государственной Думы, Вячеслава Володина, слияние двух фондов позволят предоставить услуги для граждан в более доступной форме, что упростит получение выплат в социальной сфере. Как сообщает Министерство труда, выплаты и их сроки останутся без изменений. Андрей Пудов пояснил, что средства, которые освободятся после рационализации расходов на содержание аппарата и имущества по причине объединения ПФР и ФСС, будут направлены на возрастание пенсий.

Изменения, которые связаны со слиянием ПФР и ФСС в 2023 году, в значительной мере окажут влияние на налоговую базу, то есть, она будет являться единой для всех взносов. [5] В виде количественного ограничения будет выдвинута единая предельная величина, то есть, показатель верхнего лимита, который скорректирован посредством индекса. Данный лимит действует для взносов на обязательное пенсионное страхование в данное время.

На сегодняшний момент предельные базы для начисления взносов по страхованию имеют расхождения. Например, на медицинское страхование и страхование в связи с возможными несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями предельные базы вовсе не определяются.

Законопроектом предусмотрены виды деятельности, которые будет осуществлять Фонд пенсионного и социального страхования:

1. обязательное пенсионное страхование;

2. обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

3. обязательное социальное страхование в случае временной нетрудоспособности, а также в связи с материнством;

4. инвестирование средств пенсионных накоплений;

5. проведение организационных процедур в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации лиц, которые застрахованы;

6. государственное пенсионное обеспечение граждан;

7. дополнительное материнское обеспечение конкретных групп населения, кроме того, дополнительное социальное обеспечение и иные виды обеспечения, которые устанавливаются дополнительно к страховым пенсиям и к пенсиям по государственному пенсионному обеспечению;

8. обеспечение услугами социальной защиты и поддержки гражданам конкретных групп;

9. предоставление инвалидам технических средств реабилитации;

10. обеспечение населения конкретных категорий путевок I на санаторно-курортное лечение с бесплатным проездом в рамках предоставления социальной помощи в виде пакета социальных услуг;

11. финансовое обеспечение оплаты 4 дополнительных выходных дней работающим родителям, опекунам, попечителям с целью осуществления ухода за детьми с инвалидностью;

12. профобучение сотрудников Социального фонда;

13. расчёты тарифных ставок страхования, долгосрочное прогнозирование развития структуры необходимого социального пенсионного страхования, а также анализ и оценка ее финансового состояния;

14. другие виды деятельности, которые предусмотрены международно-правовыми актами и договорами РФ, отечественными актами РФ, документами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативно-правовыми актами РФ.

Если говорить о плюсах создания Фонда пенсионного и социального страхования, то можно отметить следующие:

а) данный фонд позволить сосредоточить на федеральном уровне пакет услуг, которые предоставляются ГВФ;

б) улучшить доступность услуг, которые оказывают ФСС и ПФР, то есть, население имеет право на обращение в единые службы клиентской помощи. Такие службы будут открыты в месте нахождения фонда;

в) ускорится совершенствование цифровых в социальную сферу;

г) создать единые службы помощи клиентов на основе действующей территориальной сети 2 объединяемых фондов, а также улучшить их количество и систему;

д) уменьшение расходных средств на содержание организационной структуры;

е) определить функции, связанные с государственными закупками, бюджетного учета и отчетности, а также кадрового учета;

ж) для населения получение услуг будет происходить в более упрощенном порядке. Например, пособия можно будет получить через сайт Госуслуг, либо обратиться в отделения организаций;

з) лица, работающие по гражданско-правовому договору, смогут получать выплаты социального обеспечения;

и) денежные средства, сэкономленные на содержании реорганизованных фондов, пойдут на пенсионное обеспечение граждан, о чем заявил Андрей Пудов.

Далее рассмотрим минусы данной реформы.

Одним из минусов является необходимость внесения многочисленных изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации. Что касается организаций и индивидуальных

предпринимателей, то им предстоит разобраться в новой отчетности, так как будут предусмотрены новые формы документов.

Как было указано выше, лица, осуществляющие работу по гражданско-правовому договору, будут иметь право получать пособия. Однако для работодателей здесь также присутствует еще один минус -выплачивать социальные взносы за работников организаций. На данный момент такие взносы работодателями в ФСС не уплачиваются (по нетрудоспособности и материнству).

Третьим минусом, по нашему мнению, является то, что объединение двух фондов может негативно сказаться на качестве управления, так как в компетенции Социального фонда войдет вдвое больше обязанностей и полномочий в процессе работы.

Итак, мы считаем, что слияние ПФР и ФСС имеет как свои положительные стороны для населения, так и отрицательные по отношению к бизнесу и работодателям. Конечно же, полный анализ работы будущего фонда стоит проводить после начала его полного функционирования с 2023 года. Решение выше указанных проблем на данный момент представляется сложным, так как нельзя оценить деятельность Фонда, который еще не начал работу в полном объеме. Неизвестно, с какими еще проблемами может столкнуться Социальный фонд, когда начнет осуществлять свои полномочия.

Говоря о структуре, то, скорее всего, в Фонд пенсионного и социального страхования будут входить управленческие органы, центральный аппарат, контрольно-ревизионная комиссия,

территориальные подразделения. Управление фондом будет осуществляться наблюдательным советом, что подчеркивает принцип публичности. Всего в структуру будет входить 35 человек, которые будут осуществлять свою деятельность на безвозмездной основе. Заседания предполагается проводить не реже одного раза в три месяца. Размер зарплаты сотрудников будет устанавливаться Правительством РФ.

Наблюдательный совет является отличительной чертой, поэтому в обязанности Правительства РФ входит разработка нормативно-правового документа, связанного с регламентацией деятельности указанного органа. Принимать участие в наблюдательном совете смогут представитель Государственной Думы РФ, Совета Федерации и другие.

Итак, в статье было рассмотрено объединение ПФР и ФСС на основе Федерального закона "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" от 14.07.2022 N 236-Ф3, Распоряжения Правительства РФ от 25.12.2012 года №2524-р, Пояснительной записке к проекту федерального закона "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" и других нормативно-правовых актов. Безусловно, такое объединение позволит улучшить систему пенсионного и социального обеспечения, внедрить различные технологии,

в том числе цифровые. Что касается граждан, то они смогут получать выплаты и пособия в более упрощенной и доступной форме. Работодатели же будут обязаны изменить отчетности и выплачивать страховые взносы для лиц, которые осуществляют работу по гражданско-правовому договору.

Таким образом, объединение государственных внебюджетных фондов имеет как свои плюсы, так и минусы.

Использованные источники:

1. Федеральный закон "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" от 14.07.2022 N 236-Ф3 (последняя редакция) // Официальный интернет-портал правовой информации - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421786/

2. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 14.07.2021) "О Фонде социального страхования Российской Федерации"// Официальный интернет-портал правовой информации - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3197/c532f3dda1a6cf286 2017031722a6ad960a6e88b/

3. Распоряжение Правительства РФ от 20.02.2021 N 431-р (ред. от 07.06.2021) «Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года» // Официальный интернет-портал правовой информации - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378135/

4. Колесник А.П. Пенсионная система: перманентная реформа // Стратегии бизнеса. 2022. №3. URL: https://cyberlenrnka.ra/artide/n/pensionnaya-sistema-permanentnaya-reforma (дата обращения: 02.12.2022).

5. Садило Т.Е., Тахмазян В.Р., Неводова И.А. Внебюджетные фонды в современной экономике России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vnebyudzhetnye-fondy-v-sovremennoy-ekonomike-rossii-1 (дата обращения: 12.02.2022).

6. Яковенко Н. А. Негосударственные пенсионные фонды: перспективы развития в России // Право и практика. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/negosudarstvennye-pensionnye-fondy-perspektivy-razvitiya-v-rossii (дата обращения: 29.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.