Чибисов В.К. студент 4 курса ВСФ ФГБОУВО РГУП Научный руководитель: Власова Е.Л.
доцент
кафедра общетеоретических и государственно-правовых дисциплин ВСФ ФГБОУВО РГУП
ПФР И ФСС НА ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
Аннотация: В данной статье представлены основные этапы развития Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Раскрыты основные функции государственных фондов, описана характеристика их бюджетов и сформулировано значение социальных институтов для политики государства и населения страны. Предложены основные задачи создания внебюджетных государственных фондов, основной целью которых является осуществление социальных функций государственной политики.
Ключевые слова: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, развитие, бюджет, социальная защита.
Chibisov V.K.
4th year student
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
"Russian State University of Justice" East Siberian branch Scientific adviser: Vlasova E.L.
associate professor
Department of General Theoretical and State-Legal Disciplines Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
"Russian State University of Justice" East Siberian branch
PFR AND FSS AT THE DEVELOPMENT STAGE
Аnnotation: This article presents the main stages in the development of the Pension Fund and the Social Insurance Fund. The main functions of state funds are revealed, the characteristics of their budgets are described, and the significance of social institutions for the policy of the state and the population of the country is formulated. The main tasks of creating extra-budgetary state funds, the main purpose of which is the implementation of the social functions of state policy, are proposed.
Key words: Pension Fund, Social Insurance Fund, development, budget, social protection.
Конституция Российской Федерации основывается на социальное государство, основной целью которого является социальная защита своих граждан. На сегодняшний день социальное обязательное страхование осуществляют три государственных внебюджетных фондов: пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Пенсионный фонд Российской федерации является крупнейшим социальным институтом. Образование в Российской федерации Пенсионного Фонда произошло 22 декабря 1990 года. Благодаря его созданию возник совершенно новый механизм выплаты пособий и пенсий.
С 1990 года ПФР в Российской Федерации является страховщиком государства по пенсионному обязательному страхованию.
С 1990 года по 1994 год происходило формирование Пенсионного фонда Российской Федерации. Стоит отметить, что 12 июня 1990 года Россия получила суверенитет. В связи с этим событием возникла необходимость в создании совершенно новой пенсионной системы, основывающейся на принципах конституции пенсионного обеспечения, гарантированной государством. Вместо пенсионной многоуровневой системы были установлены только два вида выплат пенсионного фонда: социальные и страховые. В 1992 году в регионах РФ были созданы «единые пенсионные службы» [1, с.69].
С 1995 года по 2001 год произошел кризис обеспечения пенсионного фонда. Происходило усугубление проблем в сфере Пенсионного обеспечения. Необходимо было вводить новые изменения в пенсионной системе Российской Федерации. Было предложено два варианта для преодоления кризисной ситуации. Первый вариант включал повышение пенсионных отчислений, способных увеличить доход и досрочно отменить пенсионное обеспечение или увеличить возраст пенсионеров. Стоит отметить, что в то время была очень сильная нагрузка по долгам у руководителей предприятий. Второй вариант основывался на снижении основных расходы ПФР за счет увеличения возраста пенсионеров и досрочной отмены пенсионного обеспечения. 1995 год оказался переломным для пенсионной системы обеспечения. Огромное влияние на снижение покупательной способности пенсий оказали такие показатели как: рост инфляции и ухудшение ситуации на макроуровне в период 19941995 годов. Впервые с введения экономических изменений средний размер пенсии стал ниже прожиточного пенсионного минимума, а минимальный стал меньше 60 % данного показателя. Для решения этой проблемы необходимо было срочное повышение пенсии. В начале 1996 г долг ПФР перед населением стал увеличиваться и составил к концу года около 12 % от его бюджета за год. С помощью замораживания индексированной
пенсии выплатить данный долг получилось только к июлю 1997 года. Эта ситуация существенным образом повлияла на реальный размер пенсии и привела к его снижению. В период 2000 - 2001 гг. произошла индексация всех пенсионных выплат.
С 2001 года по 2016 год происходила реализация пенсионной реформы. В состав пенсии стали включаться три вида выплат: страховые, базовые и накопительные. С 2007 года в обязанности ПФР включалась новая дополнительная задача - выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Пенсионное новое законодательство вступило в силу с 1 января 2015 года. Пенсия трансформируется в страховую и накопительную. Взносы страхования от заработной платы трудящегося гражданина в течение года составляли 22%. Из них 16% тарифа могло идти на формирование страховой пенсии, а оставшиеся проценты могли быть пенсионными накоплениями. Также предусмотрен вариант, чтобы все 22% шли на формирование пенсии.
В настоящее время Пенсионный фонд Российской Федерации является одним из важных социальных институтов страны. В области социального обеспечения представляет собой значимую федеральную систему, которая оказывает государственные услуги, является главным источником выплаты пенсий и играет огромную роль в финансировании социальной сферы населения [2, с.105].
К основным задачам ПФР следует отнести:
1) назначение и выплату пенсий;
2) выдача сертификатов на материнский семейный капитал;
3) финансирование расходов, аккумуляция страховых взносов и целевой сбор;
4) контроль с помощью налоговых органов за рациональными расходами средств ПФР, за своевременным поступлением страховых взносов;
5) персонифицированный учет всех участников системы пенсионного обязательного страхования и взаимодействие со страхователями;
6) привлечение добровольных взносов, капитализация средств ПФ РФ и управление средствами;
7) реализация Программы государственного финансирования пенсионных добровольных накоплений, а также назначение и реализация социальных выплат отдельным гражданам.
8) администрирование страховых средств, участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан,
9) проведение научно-исследовательских работ, а также разработка и подготовка предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и выполнению социальных программ [4, с.54].
Национальный доход является материальным ^»источником внебюджетного каждого фонда. Преобладающая их часть фондов формируется, когда происходит перераспределение национального дохода. Основные инструменты формирования национального дохода - это специальные сборы и налоги, займы, а также средства из бюджета.
Бюджет ПФР формируются за счет: страховых взносов работодателей; взносов граждан, которые занимаются индивидуальной деятельностью и иных граждан; ассигнований из республиканского бюджета и добровольных взносов.
Благодаря средствам Пенсионного фонда происходит финансирование программ, включающих социальную поддержку инвалидов, детей, пенсионеров; осуществляются денежные единовременные выплаты.
Наибольшее количество расходов тратится на выплаты пособий и пенсий. Часть денежных средств идет на проектные разработки и вложения капитала, на автоматизацию системы фонда, повышение квалификации кадров, функциональное содержание структур Пенсионного фонда, финансирование административной деятельности. В периоды инфляции за счет денежных средств ПФР происходит пересмотр пенсии в сторону повышения. Свободные денежные суммы ПФ РФ могут вкладываться в ценные бумаги. Рассмотрим характеристику бюджета Пенсионного фонда РФ за последние годы [2, с.81].
Таблица 1 - Характеристика бюджета Пенсионного фонда РФ в 2018-2021гг., млрд. рублей
Показатель Годы
2018 2019 2020 2021
Доходы 8169,2 8568,6 8948,9 9245,8
-Собственные доходы 4885,3 5242,5 5529,4 5930,2
-Межбюджетные 3283,9 3326,1 3419,5 3315,6
трансферты
Расходы 8328,2 8470,4 8913,5 9117,4
По данным таблицы видно, что в 2021 году доходы бюджета ПФ РФ увеличились на 1076,6 млрд. рублей, а расходы стали больше на 789,2 млрд. рублей. Стоит отметить, что при определении расходов необходимо учитывать количество получателей пенсии с учетом индексации и размера фиксированной выплаты. При определении доходов необходимо ориентироваться на страховые взносы, формирующие накопительную пенсию. Стоит отметить, что ежегодная индексация страховых пенсий позволяет сделать выше пенсионное обеспечение, чем инфляционный уровень.
На стабилизацию финансового положения ПФР влияют следующие факторы:
1) внедрение системы именных и условно-накопительных 1счетов, позволяющих увеличить сборы страховых взносов;
2) взаимодействие пенсионных выплат и поступлений в Пенсионный
фонд;
3) четкое разграничение обязательств;
4) при назначении пенсии учет ожидаемой продолжительности жизни происходит через систему именных и условно-накопительных именных счетов [4, с.32].
Социальное страхование является неотъемлемой частью государства. Оно реализует различные гарантии для малообеспеченной категории населения.
Социальное страхование при СССР находилось под управлением правительства. В 1933 году образовалась фондовая первая в социальном страховании организация. Все социальные выплаты до распада Советского союза проводились через ФСС. В период перестройки система социального страхования изменилась и приобрела формы западной Европы. Первого января 1991 года был создан Фонд социального страхования. На тот момент в стране отмечался высокий уровень безработного населения, а система здравоохранения требовала существенных перемен. Данные обстоятельства стали причиной принятия в 1991 году законов, касающихся медицинского страхования населения и занятости граждан. Но вступление их в законную силу осуществилось лишь с 1992 года. ГФЗ вначале 2000-х прекратил свое действие. Причиной тому явилась его низкая результативность в решении задач, поставленных правительством. Время повсеместной безработицы ушло, и надобность в содержании ГФЗ потеряла свою актуальность. Вместе с тем социальные права граждан, которые оказались без работы, не остались без внимания. Все установленные им выплаты, осуществлялись из бюджета Федерации. Схожая ситуация действует и в наше время. Страна и по сегодняшний день решает проблемы безработицы за свои средства. С 2000 года было введено обязательное страхование от несчастных случаев. Оно осуществляется ФСС. В современное время социальное страхование является главным инструментом государственной защиты населения.
Страхование в своем развитии набирает обороты благодаря стремлению населения обезопасить свою жизнь от различных рисков.
К основным задачам Фонда социального страхования следует отнести:
1) проведение мероприятий для финансовой устойчивости;
2) осуществление социальной защиты населения с помощью различных выплат;
3) совершенствование системы социального страхования;
4) проведение мероприятий, способствующих повышению квалификации работников;
5) совместная работа с организациями данной направленности;
6) формирование предложений, касающихся размеров страховых взносов;
7) формирование и реализация государственных программ по обеспечению охраны здоровья трудящихся.
ФСС является государственным самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Рассмотрим характеристику его бюджета (рисунок 1) [3, с.203].
Бюджет ФСС
Доходы
Добровольные взносы юридических лиц и граждан;
Страховые взносы ИП и предприятий:
Ассигнования из бюджета Российской Федерации на покрытие расходов;
Капитализированные
Рисунок 1 - Характеристика бюджета Фонда социального страхования
Стоит отметить, что бюджет Фонда социального страхования наравне с другими внебюджетными государственных внебюджетных фондов не включается в структуру основного бюджета РФ и действует в рамках самостоятельного федерального закона.
Федеральный ФСС осуществляет контроль за рациональным использованием выделенных средств на социальное страхование, контролирует поступающие взносы и профессиональную деятельность местных фондов социального страхования в различных регионах.
Фонд социального страхования РФ выделяет денежные средства страхователям, которые осуществляют выплаты физическим застрахованным лицам. Выделение финансовых ресурсов происходит с помощью финансирования, осуществляющегося напрямую или путем зачета. Стоит отметить, что выделение финансовых ресурсов путем зачета является основным финансовым методом Фонда социального страхования. Другими словами, страхователи перечисляют в ФСС налоги и взносы
Расходы
1. Санаторно-курортное
лечение;
2. Выплата пособий;
3. Содержание аппарата
управления,
обеспечение трудовой
деятельности;
4. Проведение научно-
исследовательской
работы;
5. Иные мероприятия
страхования от несчастных производственных случаев и от заболеваний, которые получили в ходе трудовой деятельности. Финансирование из Фонда социального страхования в форме зачета может осуществляться совместно с прямым выделением денежных средств. К примеру, если у страхователя не хватает финансовых ресурсов, чтобы осуществить выплаты по страхованию, он имеет законное право обратиться в Фонд социального страхования РФ за недостающей суммой. Кроме того, прямое финансирование предусмотрено для лиц, которые не имеют со страхователем рабочих отношений и для лиц, обладающих правом получить выплаты страхования в случае смерти застрахованного лица. Выплата страховых взносов происходит по всем застрахованным доходам [5, с.127].
Правительство Российской Федерации в феврале 2021 года выдвинули идею об объедении Фонда социального страхования и Пенсионного фонда. Основная цель данной реформы является упрощение процесса получения необходимых государственных услуг и сокращение времени на их оказание. Практически через полгода (14 июля 2022) президентом Российской Федерации был подписан закон «О Фонде социального и пенсионного страхования».
Данный фонд с 2023 года будет оказывать различные социальные услуги населению, и решать вопросы, связанные с выплатами пенсий, пособий, получения материнского семейного капитала и др. Объединение двух государственных институтов позволит сэкономить средства федерального бюджета и сделает более совершенной социальную систему. Для сотрудников организаций существенно сократится количество отчетности.
В ходе проведенного исследования были определены основные задачи создания внебюджетных государственных фондов, основной целью которых является осуществление социальных функций государственной политики:
1) грамотное управление денежными средствами;
2) обеспечение стабильности системы финансовых отношений;
3) закрепление финансового предоставления прав людей на получение необходимых услуг;
4) обязательное исполнение всех обязательств в сфере социальной защиты.
Таким образом, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд РФ играют огромную роль в социальном обеспечении конституционных прав граждан и поддерживают политическую и финансовую стабильность государства.
Использованные источники:
1) Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Времена 2, АСТ, 2017. - 576 с.
2) Дмитриева, О. Пенсионные системы и пенсионные реформы / О. Дмитриева. — М.: Наука, 2020. — 543 с.
3) Ершов В.А. Право социального обеспечения / В.А. Ершов, — М.: ГроссМедиа, 2019. — 312 с.
4) Забозлаев, А. Справочник по пенсионным вопросам / А. Забозлаев. — М.: Издательство ВЦСПС, 2021. — 320 с.
5) Кобзева, С. И. Источники права социального обеспечения России / С.И. Кобзева. — М.: Проспект, 2020. — 266 с.