ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Т.Е. Садило, студент
В.Р. Тахмазян, студент
И.А. Неводова, старший преподаватель
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
Б01: 10.24411/2411-0450-2019-10873
Аннотация: В данной статье выделяются основные проблемы внебюджетных фондов Российской Федерации. Анализируется динамика бюджета ФОМС, ПФР, ФСС на 2019 год и плановый период 2020 и 2021. Рассматриваются перспективы развития внебюджетных фондов.
Ключевые слова: фонд, обеспечение, закон, государство, ПФР, ФСС, ФОМС.
Финансовый кризис и экономические санкции оказывают негативное влияние на развитие социального страхования в России. Основные доходы фондов социального страхования зависят от финансовых ресурсов организаций, поток которых определяется масштабами деятельности хозяйствующих субъектов. При удешевлении национальной валюты происходит обесценивание капиталов предприятий, и соответственно, страховых фондов. При выработке стратегии дальнейшего развития фондов социального страхования необходимо обратить внимание на укрепление финансовой системы страны.
Современная финансовая система России состоит из централизованных и децентрализованных финансов. Централизованные финансы включают в себя финансы федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Также в состав бюджетной системы входят и внебюджетные фонды, реализующие конституционные права граждан и удовлетворение некоторых потребностей социального и экономического характера.
Современная концепция социального страхования предполагает, что взносы на социальное страхование соответствуют степени защиты, необходимой человеку в соответствии с существующими в обществе стандартами уровня и качества жизни; социальные выплаты определяются размерами, сроками и другими условиями уплаты страховых взносов; обязательства по уплате страховых взносов несут солидарно
государство, работодатели и работники [5].
Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения текущего состояния и роли государственных внебюджетных фондов, которые занимают одно из наиболее важных определяющих мест в жизни государства и общества, с помощью которых осуществляется социальное обеспечение граждан Российской Федерации. Одной из форм внебюджетных фондов Российской Федерации является перераспределение национального дохода в пользу определенных социальных групп населения.
Внебюджетные фонды - это финансово-кредитные учреждения, которые созданы для удовлетворения социально-экономических потребностей населения, осуществляющие свою деятельность независимо от государственных бюджетов и публично - правовых образований. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Наиболее важными задачами, которые решают Внебюджетные фонды являются: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Внебюджетные фонды - это неотъемлемая часть финансовой системы страны, в соответствии с этим, им присущи следующие особенности:
- строгая целевая направленность, контролируемая органами власти;
- они обладают общей налоговой природой, все тарифы взносов устанавливаются государством, они обязательны;
- базой финансового формирования фондов являются обязательные отчисления как юридических, так и физических лиц;
- государственные денежные средства фондов являются обособленными и не включаются в бюджетные планы, а также законодательно не подлежат переводу на другие цели.
Внебюджетные фонды функционируют автономно от бюджета, что является их характерной чертой. Не смотря на это, все денежные средства внебюджетных фондов являются собственностью государства, которое регламентирует их деятельность.
В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд соци-
Данные таблицы 1 показывают дисбаланс, при котором невозможно покрыть страховыми взносами страхователей назревшей потребности в медицинском, пенсионном и социальном обеспечении граждан. Необходимо отметить, что большой процент межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, в настоящее время, поступает в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
При этом остается значительной зависимость демографических рисков от получения трансфертов в долгосрочной перспективе с учетом нарастания. В результате чего увеличивается рост финансовых
ального страхования Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования.
Существует два способа создания Внебюджетных фондов. При первом способе происходит выделение из бюджета определенных расходов, имеющих большое значение, для второго способа характерно формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Все решения об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.
Основные параметры закона о бюджете ФОМС, ПФР, ФСС на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов представлены в таблице 1.
трудностей, а также это приводит к необходимости проведения соответствующих реформ для компенсации источников доходов и расходов соответствующих фондов.
В последнее время значительно обновляется законодательная база в сфере пенсионного, социального и медицинского страхования. Также реализуются программы модернизации, но в усовершенствованных системах имеется ряд проблем, требующих особого внимания. Рассмотрим таблицу 2, в которой отражены проблемы внебюджетных фондов РФ.
Таблица 1. Параметры закона о бюджете ФОМС, ПФР, ФСС на 2019 год и плановый
период 2Q2Q и 2021
Показатель 2Q19 г. проект 2Q2Q г. проект 2Q21 г. проект
Пенсионный фонд Российской Федерации
Доходы, всего 8 612 681 894,3 8 995 455 127,8 9 294 310 292,9
Расходы 8 635 915 305,1 9 017 418 749,8 9 328 125 525,6
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+) 23 233 410,8 21 963 622,0 33 815 232,7
Фонд социального страхования Российской Федерации
Доходы, всего 752 953 223,3 782 728 190,3 792 555 843,0
Расходы 741 007 841,4 787 439 052,8 823 915 961,6
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+) 11 945 381,9 4 710 862,5 31 360 118,6
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
Доходы, всего 2 098 172 370,7 2 349 925 265, 5 2 495 797 857,5
Расходы 2 190 422 049,8 2 350 456 250,1 2 501 474 122,1
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+) -92 249 679,1 -530 984,6 -5 676 264,6
Таблица 2. Проблемы внебюджетных фондов РФ
Наименование фонда Проблемы Фонда
Пенсионный фонд РФ - не продуман порядок налогообложения НПФ; - отсутствует качественное информирование населения; снижена доля пенсионного страхования в системе обязательного пенсионного страхования в той страховой части пенсии, которая зависит от заработка и стажа; - низкий размер пенсий; - не проработан правовой статус Пенсионного фонда; - отсутствует полноценная нормативно-правовая база; - дефицит средств.
Фонд социального страхования - снижение уровня социальной защиты застрахованных лиц; - сокращение бюджетных выплат, которые направляются в социальную сферу; - низкие возможности для граждан в трудоустройстве; - значительное снижение доходов социально незащищенных прослоек, нарастание количества маргинальных групп.
Федеральный фонд ОМС - уровень и качество предоставления медицинских услуг; - доступность предоставляемых услуг; - нарастание платности медицинской помощи; - дефицит кадров; - недофинансирование системы; - практически полное отсутствие унификации правил и стандартов по разным территориям страны; - отсутствие единой информационной системы отрасли.
Ряд проблем, с которыми сталкивается ПФР, обусловлен тем, что Фонд выполняет функции за пределами своих компетенций. Отсутствие единого закона сказывается отрицательно на правовом режиме функционирования Пенсионного фонда, а также на него оказывают влияние демографические факторы и растущий дефицит. Фонд социального страхования стал-
кивается с такими проблемами, как снижение уровня социальной защиты застрахованных лиц, сокращаются бюджетные выплаты, направляемые в социальную сферу, следовательно, возникает проблема с трудоустройством граждан [6].
Рассмотрим перспективы внебюджетных фондов, представленные в таблице 3.
Таблица 3. Перспективы развития внебюджетных фондов
Наименование фонда Перспективы развития Фонда
Пенсионный фонд РФ - расширение услуг предоставляемых населению в электронной форме; - продление действия программы «материнский капитал»; - повышение уровня пенсионного обеспечения нынешних пенсионеров; - повышение социальных выплат; - пенсионная реформа.
Фонд социального страхования - принятие мер в части совершенствования механизмов социального страхования; - переориентация с уравнительных принципов начисления пособий на страховые; - поэтапное повышение минимальных размеров страховых пенсий и пособий; - развитие интерактивных форм взаимодействия Фонда, страхователей и застрахованных лиц; - создание на уровне отделений Фонда специальных групп по работе с организациями разных форм собственности; - снижение детской заболеваемости; - модернизация системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Федеральный фонд ОМС - построение единой системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи; - изменение сложившихся механизмов финансирования; - увеличение тарифов на ОМС; - законодательное закрепление размеров взноса на ОМС для неработающего населения; - разработка и принятие ряда законодательных актов на уровне федерации; - обеспечение одинакового качества предоставляемых медицинских услуг на всей территории страны; - перевод здравоохранения исключительно на страховое финансирование; - принятие единого страхового полиса, с которым гражданин сможет обратиться как в государственную больницу, так и в частную клинику.
Несмотря на ряд проблем, в перспективе ПФР планирует повысить пенсии и социальные выплаты, а также расширить объем предоставляемых услуг в электронной форме и другое [3].
ФСС в перспективе следует принять меры по совершенствованию механизмов социального страхования, также следует переориентироваться на страховые принципы начисления пособий, развить интерактивные формы взаимодействия Фонда, страхователей и застрахованных лиц и другое [2].
Федеральному Фонду ОМС для решения проблем необходимо: разработать единую систему персонифицированного учета оказания медицинской помощи, принять ряд законодательных актов на уровне федерации, перевести здравоохранение на страховое финансирование, изменить сложившиеся механизмы финансирования [1].
В связи с несовершенством финансовой системы России, системы обязательного страхования и обеспечения также не являются совершенными. Поэтому одной из актуальных задач финансовой системы России, на данный момент времени, является развитие социального страхования. На несовершенства социального обеспечения могут оказывать влияние ряд причин, а именно: существенное изменение в демографической структуре населения; невысокие доходы физических лиц; несовершенство финансового рынка, где должна прирастать накопительная часть пенсии (относительно пенсионного обеспечения) и так далее. И в то же время, существенное повышение зарплаты работников не в интересах бизнеса, так как это окажет существенное на повышение нагрузки по социальному страхованию.
Изменение условий занятости, прежде всего, может привести к росту неформальной (в так называемом теневом секторе) и неполной занятости, а также возрастанию проблем трудоустройства (особенно молодежи), существенно снизятся возможности зарабатывания страховых прав на долгосрочной и стабильной основе. Эти обстоятельства требуют создания механизмов, которые позволят увеличить охват пенси-
онными системами и включить в них занятых в «ненаблюдаемой экономике», самозанятого населения и лиц, которые имеют отличные от традиционной формы занятости.
При проведении модернизации существующей пенсионной системы в Российской Федерации главная задача заключается в том, чтобы создать условия для гармонизации и увязки страховых пенсионных механизмов, системы заработной платы, механизмов занятости населения и демографической политики. Ее базовым элементом, потенциал которого еще только предстоит формировать, должен стать институт обязательного социального пенсионного страхования. Ведь именно он в наиболее полной мере адекватно отвечает интересам работников, работодателей и государства.
Финансово-экономический кризис выявил, что только при условии гибкого и адекватного реагирования, есть возможность введения систем социального страхования как важного элемента антикризисного управления. Инновационным считается использование систем социального страхования в целях, лежащих за пределами традиционного круга проблем, которые эти системы решали до кризиса. При выходе из него должна формироваться государственная политика по усилению страховых начал в данной сфере. Отсутствие механизма эффективного баланса интересов между бизнесом (как страхователями) и наемными работниками (как застрахованными) является одной из важных причин несовершенства социального страхования. При этом условия социального страхования должны быть не настолько «тяжелыми» для бизнеса, чтобы он уходил в тень. Все эти условия должны быть достаточными для успешной реализации социальных задач государства.
Таким образом, с помощью внебюджетных фондов возможно: влиять на процесс производства путем субсидирования, финансирования, кредитования отечественных предприятий; оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в це-
лом; обеспечить природоохранные меро- тавлять займы, в том числе зарубежным приятия, финансируя их за счет специаль- партнерам, включая иностранные государ-но определенных источников и штрафов за ства. загрязнение окружающей среды; предос-
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ (в ред. от 29.07.2018) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
2. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах обязательного социального страхования» // СПС «КонсультантПлюс»
3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
4. Левчаев, П.А. Внебюджетные фонды. Учебное пособие. Гриф МО РФ / П.А. Левчаев.
- М.: ИНФРА-М, 2017. - 901с.
5. Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - М.: КноРус, 2017. - 480 с.
6. Трофимов А.А. О государственных внебюджетных фондах // Финансы. - 2015. - №10.
- С. 20-24.
EXTRABUDGET FUNDS IN MODERN THE ECONOMY OF RUSSIA
T.E. Sadilo, student V.R. Tahmazyan, student I.A. Nevodova, senior lecturer Trubilina Kuban state agrarian university (Russia, Krasnodar)
Abstract. This article highlights the main problems of extrabudgetary funds of the Russian Federation. The dynamics of the budget of the FOMS, the PFR, the FSS for 2019 and the planned period 2020 and 2021 are analyzed. The prospects for the development of extra-budgetary funds are considered.
Keywords: fund, collateral, law, state, PFR, FSS, FOMS.