Научная статья на тему 'ОЖИДАЕМЫЙ ЭФФЕКТ ОТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В ФОНД ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ'

ОЖИДАЕМЫЙ ЭФФЕКТ ОТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В ФОНД ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
842
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РФ / СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД РФ / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ / ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чередниченко Д.А., Шилова А.И.

В данной статье рассматривается слияние двух основных фондов Российской Федерации. Среди ключевых факторов социально-экономического развития государства выделяют эффективность деятельности внебюджетных фондов. К 2023 году в Российской Федерации запланировано объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования в единую структуру, что, в свою очередь, требует детального изучения многих аспектов. В работе раскрываются некоторые проблемы, возникающие в процессе создания единой бюджетной и информационной базы внебюджетных фондов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPECTED EFFECT FROM THE CONVERSION OF THE PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE SOCIAL INSURANCE FUND INTO A PENSION AND SOCIAL INSURANCE FUND

His article discusses the merger of two fixed assets of the Russian Federation. Among the key factors of socio-economic development of the state, the effectiveness of the activities of extra-budgetary funds is singled out. By 2023, the Russian Federation plans to merge the Pension Fund and the Social Insurance Fund into a single structure, which, in turn, requires a detailed study of many aspects. The paper reveals some of the problems that arise in the process of creating a unified budget and information base of off-budget funds of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОЖИДАЕМЫЙ ЭФФЕКТ ОТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В ФОНД ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ»

УДК 336.13

Чередниченко Д.А. студент 3 курса Институт экономики и управления ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

Россия, г.Сыктывкар Шилова А.И. студент 3 курса Институт экономики и управления ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

Россия, г.Сыктывкар

ОЖИДАЕМЫЙ ЭФФЕКТ ОТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В ФОНД ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО

СТРАХОВАНИЯ

Аннотация: в данной статье рассматривается слияние двух основных фондов Российской Федерации. Среди ключевых факторов социально-экономического развития государства выделяют эффективность деятельности внебюджетных фондов. К 2023 году в Российской Федерации запланировано объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования в единую структуру, что, в свою очередь, требует детального изучения многих аспектов. В работе раскрываются некоторые проблемы, возникающие в процессе создания единой бюджетной и информационной базы внебюджетных фондов РФ.

Ключевые слова: страховые взносы, внебюджетные фонды РФ, Социальный фонд РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Пенсионная реформа в России.

Cherednichenko D.A.

3rd year student Institute of Economics and Management Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin "

Russia, Syktyvkar Shilova A.I.

3rd year student Institute of Economics and Management Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin "

Russia, Syktyvkar

EXPECTED EFFECT FROM THE CONVERSION OF THE PENSION

FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE SOCIAL INSURANCE FUND INTO A PENSION AND SOCIAL INSURANCE

FUND

Abstract: this article discusses the merger of two fixed assets of the Russian Federation. Among the key factors of socio-economic development of the state, the effectiveness of the activities of extra-budgetary funds is singled out. By 2023, the Russian Federation plans to merge the Pension Fund and the Social Insurance Fund into a single structure, which, in turn, requires a detailed study of many aspects. The paper reveals some of the problems that arise in the process of creating a unified budget and information base of off-budget funds of the Russian Federation.

Key words: insurance premiums, off-budget funds of the Russian Federation, Social Fund of the Russian Federation, Pension Fund of the Russian Federation, Social Insurance Fund of the Russian Federation, Pension reform in Russia.

На сегодняшний день обязательные платежи начисляются в три внебюджетных фонда: Пенсионный (ПФР), Медицинский (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС). Однако с 2018 года ведутся переговоры относительно организационных изменений, направленных на упразднение существующих Фондов. Одними из ключевых аргументов выступили постоянно меняющиеся правила начисления пенсий, периодические реформы в этой области, демонстрирующие нецелесообразность и неэффективность отделения пенсий и других социальных выплат от бюджета в отдельные внебюджетные фонды. Впервые идея была озвучена бывшей главой Счетной палаты - Т.А. Голиковой, утверждавшей, что для реализации задуманного будет организована рабочая группа, деятельность которой будет направлена на разработку законодательного регулирования предстоящих изменений [2].

По заявлению Минтруда, для объединения ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд необходимо внести изменения в их организационно-правовую форму путем предоставления данным формам организации денежных средств статуса публично-правовых компаний. Вопрос вызвал множество дискуссий о необходимости пересмотреть внесенные предложения, поскольку структура и функции ФОМС значительно отличаются от структур ПФР и ФСС. В результате, в 2019 году государственная власть отказалась от идеи объединения трех Фондов и определила конечную дату полного слияния ПФР и ФСС в одно ведомство - 2023 год [1].

Создание Социального фонда России позволит ускорить реализацию цифровой трансформации социальной сферы, сократить расходы на содержание внебюджетных фондов за счет отказа от поддержания разрозненной ^-инфраструктуры и оптимизации имущественного комплекса» [2].

Вместе с объединением фондов будет введен единый тариф для страховых взносов, перечисляться он будет единым платежом. Сейчас работодатели платят за своих работников отдельные взносы в ФСС и ПФР. Различается и круг застрахованных граждан. Если в Пенсионный фонд взносы поступают со всех работающих по найму (за работников, занятых и по трудовым, и гражданско-правовым договорам), то в Фонд социального страхования взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отчисляются только за граждан, занятых по трудовым договорам. Из-за этого оплачиваемый больничный гражданам, которые трудятся по гражданско-правовому договору, не полагается [1].

Социальный фонд будет выступать страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями [1] [3].

Минтруд предлагает ввести обязательное социальное страхование для работников, с которыми заключен гражданско-правовой договор. Размер единого взноса будет зависеть от категории плательщика. Определены три льготные категории. Для малого и среднего бизнеса тариф составит 15% с выплат выше минимального размера оплаты труда, для резидентов особых экономических зон, благотворительных и социально -ориентированных организаций [3].

При этом с 2023 года вырастет облагаемая база с заработных плат от 86 тысяч рублей в месяц и выше, предельный размер нагрузки составит 16 тысяч рублей на сотрудника в год. Благодаря этому в 1,5 раза вырастут социальные выплаты [2].

Например, к 2025 году максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком составит 57,4 тысячи рублей (сейчас - 37,9 тысяч рублей). Это пособие выплачивается в размере 40% от средней зарплаты, но не больше страхуемого заработка. Максимальная сумма пособия по беременности и родам (за 140 календарных дней) составит 660,9 тысяч рублей (при действующей модели - 435,9 тысячи рублей). Максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности при стаже 8 и более лет - 143,5 тысячи рублей (по действующей модели - 94,7 тысяч рублей), - при стаже от 5 до 8 лет - 114,8 тысяч рублей (по действующей модели - 75,7 тысяч рублей), - при стаже до 5 лет - 86,1 тысяч рублей (при действующей модели - 56,8 тысячи рублей)

Таким образом, создаваемая новая структура, позволит сконцентрировать и оптимизировать управление, финансирование и контроль за деятельностью фонда, что весьма актуально в рамках проводимых административных реформ в Российской Федерации.

Использованные источники:

1.Ахметова Д.Р. Анализ пенсионной системы РФ в современных условиях // Академическая публицистика. - 2022. - № 3-2. - С. 33-37.

2.Петрова М.Л, Андреева Л.А. Обязательные социальные фонды в РФ: Проблемы и перспективы // Социальное и пенсионное право. - 2018.- № 4. С. 19-25.

3.Щербакова Е.П, Алина Е.П. Перспективы и единство фондов // В сборнике: Молодёжь Сибири - науке России. Материалы международной научно-практической конференции. Сост. Л.М. Ашихмина. Красноярск, -2022. - С. 90-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.