Научная статья на тему 'СЛЕДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТ'

СЛЕДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1731
226
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / РИСУНОК ПРОТЕКТОРА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / СЛЕДЫ ХОДОВОЙ ЧАСТИ / СЛЕДЫ ВЫСТУПАЮЩИХ ЧАСТЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ТРАНСПОРТНАЯ ТРАСОЛОГИЯ / ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дускалиева С. Д.

Данная статья посвящена исследованию следов транспортных средств. В данной статье, основываясь комплексом теоретических и практических исследований научной и методологической литературы, для полного понимания определения и особенностей методологии исследования следов транспортных средств будут теоретически исследованы: понятие исследования следов транспортных средств, его понятие, особенности исследования, его задачи и методика проведения, а также разновидность следов транспортных средств. В настоящее время актуальность данного исследования обусловлена тем, что неточность проведения исследования транспортных следов отрицательно влияет на экспертную практику и качество экспертных заключений. В последнее время значительно увеличилось число транспортных средств в России. Уровень безопасности использования транспортных средств имеет прямое влияние на устойчивость социально-экономического развития, а также на эффективность деятельности транспортной инфраструктуры. Стоит отметить, особое криминалистическое значение исследования следов транспортных средств заключается в возможном установлении определенных и важных обстоятельств дорожно - транспортных преступлений, преступлений против личности, а также преступлений против собственности, при случаях с использованием транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дускалиева С. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRACES OF VEHICLES

This article is devoted to the investigation of vehicle tracks. In this article, based on a set of theoretical and practical studies of scientific and methodological literature, for a full understanding of the definition and features of the vehicle tracing methodology, the concept of vehicle traces, its concept, research features, its tasks and methods, and the variety of tracks Vehicle. Currently, the relevance of this study is due to the fact that the inaccuracy of the study of transport traces adversely affects the expert practice and the quality of expert opinions. Recently, the number of vehicles in Russia has increased significantly. The level of safety of use of vehicles has a direct impact on the sustainability of socio-economic development, as well as on the efficiency of transport infrastructure. It should be noted that the special forensic significance of research on vehicle tracks consists in the possible establishment of certain and important circumstances of road traffic crimes, crimes against the person, as well as crimes against property, in cases involving the use of vehicles.

Текст научной работы на тему «СЛЕДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТ»

УДК 343.9

Дускалиева С.Д. студент 3 курса факультет "Юриспруденция " Волгоградский государственный университет

Россия, г. Волгоград СЛЕДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТ

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию следов транспортных средств. В данной статье, основываясь комплексом теоретических и практических исследований научной и методологической литературы, для полного понимания определения и особенностей методологии исследования следов транспортных средств будут теоретически исследованы: понятие исследования следов транспортных средств, его понятие, особенности исследования, его задачи и методика проведения, а также разновидность следов транспортных средств.

В настоящее время актуальность данного исследования обусловлена тем, что неточность проведения исследования транспортных следов отрицательно влияет на экспертную практику и качество экспертных заключений.

В последнее время значительно увеличилось число транспортных средств в России. Уровень безопасности использования транспортных средств имеет прямое влияние на устойчивость социально-экономического развития, а также на эффективность деятельности транспортной инфраструктуры.

Стоит отметить, особое криминалистическое значение исследования следов транспортных средств заключается в возможном установлении определенных и важных обстоятельств дорожно - транспортных преступлений, преступлений против личности, а также преступлений против собственности, при случаях с использованием транспортных средств.

Ключевые слова: следы транспортных средств, транспортное средство, рисунок протектора, дифференцирование транспортных средств, следы ходовой части, следы выступающих частей транспортного средства, транспортная трасология, трасологическая экспертиза.

Duskalieva S.D. student

3 course, faculty "Jurisprudence" Volgograd State University Russia, Volgograd

TRACES OF VEHICLES

ANNOTATION: This article is devoted to the investigation of vehicle tracks. In this article, based on a set of theoretical and practical studies of scientific and methodological literature, for a full understanding of the definition and features of the vehicle tracing methodology, the concept of vehicle traces, its

concept, research features, its tasks and methods, and the variety of tracks Vehicle.

Currently, the relevance of this study is due to the fact that the inaccuracy of the study of transport traces adversely affects the expert practice and the quality of expert opinions.

Recently, the number of vehicles in Russia has increased significantly. The level of safety of use of vehicles has a direct impact on the sustainability of socioeconomic development, as well as on the efficiency of transport infrastructure.

It should be noted that the special forensic significance of research on vehicle tracks consists in the possible establishment of certain and important circumstances of road traffic crimes, crimes against the person, as well as crimes against property, in cases involving the use of vehicles.

При раскрытии и расследовании преступлений во многих случаях объектами криминалистического исследования являются следы транспортных средств. Под такими следами определяется материально фиксированные отображения отдельных частей транспорта. Посредством исследования следов транспортных средств, становится возможным решение идентификационных и диагностических задач трасологии.

Стоит отметить то, что транспортные средства бывают двух разновидностей: наземный и подземный транспорт. Криминалистика не занимается исследованием следов воздушного и водного транспорта, а исследует только следы наземного безрельсового транспорта.

Криминалистика подразделяет следы транспортных средств на такие виды, как: следы ходовой части; следы выступающих частей транспортного средства; отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы -предметы). 9

Так, посредством исследования следов транспортных средств, становится возможным:

- выяснение механизма дорожно-транспортного происшествия, как в целом, так и отдельные его элементы;

- определение скорости движения транспортного средства перед началом торможения, его тормозной, а также полный остановочный путь;

- установка модели шины транспортного средства по следу, который остался на дорожном покрытии;

- идентификация транспортного средства по его следам;

- определение технического состояния определенных агрегатов транспортного средства;

- определение вида и марки транспортного средства по ширине колеи и размерам базы;

- установка направления движения транспорта;

- установка наличия в кузове транспортного средства груза и его характер. 10

9 Коновалов Е.Ф. Криминалистика 1-2 часть: Учеб. / М.: Норма, 2006.

10 Иларионов В.А. Дорожно-транспортная экспертиза.: Учеб. - метод. пособие. СПб, 2004

Таким образом, исследование транспортных средств, способствует процессу расследования дорожно-транспортных происшествий и многим преступлениям, связанным с использованием транспортных средств, посредством решения идентификационных и диагностических задач транспортной трасологии.

При исследовании следов ходовой части, которые остаются от безрельсового транспорта (автомобилей, мотоциклов, велосипедов, тракторов, телег, саней) целесообразным является ограничение изучения следов их ходовой части. Наряду с этим, большинство данных являются аналогичными и для других транспортных средств, например мотоцикла, трактора и т.д.

Следы ходовой части транспортных средств различаются на такие виды, как:

1. следы качения, которые появляются в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки транспортного средства;

2. следы скольжения, которые возникают при полной блокировке колес в процессе торможения транспортного средства. 11

Стоит учитывать то, что следы ходовой части разделяются в зависимости от свойств воспринимающей поверхности и бывают:

1) поверхностными:

- следы наслоения (транспортное средство проехало по луже, а далее по сухому асфальту; позитивные — от окрашенных выступающих частей, и негативные — от частиц грязи, которые застряли в углублениях между грунтозацепами колеса);

- следы отслоения (следы, которые остались на загрязненной поверхности).

2) объемными (представляют собой результат остаточной деформации грунта - песка, глины, рыхлой земли, и способны передавать как объемную копию (модель) беговой части протектора, так и данные о боковых его частях).

Помимо этого посредством исследования следов ходой части можно определить:

- направленность и режим движения (торможения, остановки), что определяется диагностической задачей;

- вид, модель автомобиля, а в некоторых случаях при наиболее благоприятных случаях проводят его отождествление, что определяет идентификационную задачу.

Дифференцирование грузовых и легковых автомобилей по их следам осуществляется посредством учета наличия либо отсутствия задних спаренных колес, величины базы автомобиля и ширины колеи.

11 Бастрыкин А. И., «Криминалистика: техника, тактика и методика расследования дорожно-транспортных преступлений: научно-практическое пособие» // юридический центр Пресс — 2010, 495 с.

При решении диагностической задачи криминалисты используют ряд признаков, отображенные в следах:

- рисунок протектора, который имеет элементы в виде «елочки», он направлен открытой частью в сторону движения транспортного средства;

- при движении транспорта по сыпучему грунту, его частицы расположены на обеих сторонах колеса веером, концы которого направляются в противоположную сторону движения транспортного средства;

- на асфальте при наличии переезда луж, участков рассыпанного сухого грунта в направлении движения остается след влаги или пыли, который сходится на нет;

- капли масла, тормозной жидкости, воды, которые падают в процессе движения транспортного средства представляют собой грушевидную форму, которая обращена узким концом в сторону движения;

- при наличии переезда транспортным средством прутьев, щепок, веток концы последних обращены в сторону движения;

- при наличии движения по траве, ее стебли остаются примятыми в сторону движения. Но, при условии, что отсутствует буксировка транспортного средства;

- камень, который остается вдавленным в грунт после переезда, имеет зазор в следе со стороны, которая противоположна направлению движения;

- на участке поворота увеличен угол расхождения колес;

- ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения.

Торможение оценивают по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. При условии полного торможения имеются следы "юза", то есть скольжения, то их применяют для установления скорости транспортного средства перед его остановкой. В связи с этим измеряется длина следов задних колес либо общая длина следа торможения, из которой вычитают величину базы транспортного средства.

Все перечисленные признаки в обязательном порядке отражаются в содержании протокола.

Далее рассмотрим исследование отделившихся от транспортного средства частей и деталей, то есть следы-предметы

Отделившиеся детали и части, которые обнаружены на месте происшествия используют при розыске транспортного средства, его идентификации, а также для того, чтобы определить участок столкновения либо наезда.

Таким образом, остающиеся на месте происшествия объекты группируют так:

- осколки фарного стекла, органического стекла и других стеклянных составных частей транспортного средства;

- кусочки или частицы лакокрасочного покрытия;

- обломки частей транспортного средства;

- составные части либо крепежные детали отдельных узлов.

Посредством исследования фарных и других осколков можно

осуществить установку типа, модели, марки изделия, а следовательно модель транспортного средства. Такие данные в своей совокупности с иными данными используются для розыска транспортного средства. При условии обнаружения в проверяемом транспортном средстве однородных осколков, проводится экспертиза для установления целого по части.

Посредством частиц лакокрасочного покрытия проводится установка его окраски, и включаются эти данные в определенные розыскные сведения. После того, как транспортное средство обнаружено, проводят следующие экспертизы:

1. трасологическая экспертиза (установка совпадения кусочков по линиям разделения и определение места, где ранее находилась краска);

2. материаловедческая экспертиза (сопоставление химических и физических свойств лакокрасочного покрытия). 12

Обломки частей транспортного средства, которые обнаружены на месте происшествия, в большинстве случаев представляют собой детали, которые крепятся с наружной стороны транспортного средства, такие как: антенна, боковые зеркала, дверная ручка, бампер и многое другое. При условии их обнаружения по их форме, конструкции, а также в зависимости от целевого назначения детали определяется ее вид, а в последствии модель транспортного средства. После установки транспортного средства обязательно проводится его отождествление по отделившейся детали. В связи с этим найденную часть составляют в месте слома с частью, оставшейся на транспортном средстве.

Также рассмотрим исследование следов выступающих частей транспортного средства.

Стоит отметить то, что следы выступающих частей транспортного средства представляют собой следы контактного взаимодействия, то есть следами - отображениями.

Такие следы образуются при наличии:

- столкновения 2-х и более транспортных средств;

- удара по телу (одежде) пострадавшего (наезд);

- переезда через тело человека;

- контакта транспортного средства с объектами окружающей обстановки, например столбом, ограждением, деревом и т.д.

Следы контактного взаимодействия необходимо изучать: при установке транспортного средства, которое скрылось с места происшествия, а также для осуществления реконструкции события дорожно-транспортного либо другого происшествия, то есть определения, какими именно частями, и

12 Кривицкий А.М. Использование специальных познаний в расследовании дорожно-транспортных происшествий / под общ. ред. A.M. Кривицкого - Мн.: Харвест, 2004. С. 7-17.

в какой последовательности оставлялись данные следы.

Кроме этого, необходимо отметить, что следы по своей разновидности могут быть: статическими и динамическими.

Для определения таких видов следов транспортного средства необходимо провести осмотр, соблюдая определенную последовательность: изначально осматривают переднюю поверхность транспортного средства, далее левую боковую, заднюю и правую боковую поверхность транспортного средства. После осматривают крышу и нижнюю часть транспортного средства, которая обращена к дорожному покрытию.

Необходимо уделять особое внимание на поверхности, участвующие в образовании контактных следов. Характерными при наличии наезда на пешехода в большинстве случаев являются фары, крылья, облицовка радиатора. При наличии переезда пешехода в основном характерны выступающие части переднего и заднего моста, коробка скоростей, карданный вал и т. д.

Следы от выступающих частей транспортного средства необходимо заносить в содержание протокола. При этом, необходимым является фиксирование их месторасположения, вида, величины, формы, высоты от дорожного покрытия. Также необходимо фотографировать следы совместно с объектом, на котором они обнаружены, так и отдельно от него, с расположенной рядом масштабной линейкой. Возможно использовать схематичную зарисовку форм, размеров и локализации следов.

С небольших следов, необходимых для идентификации необходимы слепки, которые делают посредством полимерных соединений и других пластических масс. Помимо этого, посредством кусочка липкой пленки необходимо сделать отпечатки с поверхностных следов одежды потерпевшего, которым характерно лакокрасочное покрытие транспортного средства.

Использованные источники:

1. Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистки // М., 2011, 353 с.

2. Бастрыкин А. И., «Криминалистика: техника, тактика и методика расследования дорожно-транспортных преступлений: научно-практическое пособие» // юридический центр Пресс — 2010, 495 с.

3. Головин А.Ю. Теоретические основы и актуальные проблемы криминалистической систематики на современном этапе развития криминалистики: дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2003.

4. Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики.// М., 2002.

5. Джалавян В. В. Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф.— Казань: Бук, 2016. — С. 262-265.

6. Иларионов В.А. Дорожно-транспортная экспертиза.: Учеб. - метод.

пособие. СПб, 2004.

7. Коновалов Е.Ф. Криминалистика 1-2 часть: Учеб. / М.: Норма, 2006.

8. Кривицкий А.М. Использование специальных познаний в расследовании дорожно-транспортных происшествий / под общ. ред. A.M. Кривицкого -Мн.: Харвест, 2004. С. 7-17.

9. Кульмашев Ф.Х. Криминалистическая характеристика способов угона и краж автотранспортных средств // «Черные дыры» в Российском Законодательстве, 2004. №3. С. 229-233.

УДК 338.5

Дядечко В.В. студент магистратуры, 1 курс направление «Экономика предприятия» ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» научный руководитель: Иваненко И.А., доктор педагогических наук

доцент

Россия, г. Стерлитамак ПРОЯВЛЕНИЕ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ НА ТОРГОВЫХ

РЫНКАХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация: в настоящей работе рассматривается проявление ценовой дискриминации на торговых ранках. Тематика актуальна, т.к. на российском рынке проявления ценовой дискриминации явление достаточно частое.

Ключевые слова: ценовая дискриминация, рынок, монополизм, товар, антимонопольная политика, спрос.

Dyadechko V. Student

1 course in the direction of "Economics of enterprise"

Of the "Bashkir state University" Russia, Sterlitamak Scientific supervisor: I. A. Ivanenko Doctor of pedagogical Sciences, associate Professor A MANIFESTATION OF PRICE DISCRIMINATION IN COMMERCIAL MARKETS Abstract: this paper examines the manifestation of price discrimination in the trading markets. Themes relevant since in the Russian market manifestation of price discrimination phenomenon is quite frequent.

Key words: price discrimination, market, monopoly, commodity, competition policy, demand.

В большинстве экономических исследований содержится информация о том, что все формы ценового поведения доминирующей компании прямо влияет не только на состояние рынка в настоящем времени, но и на изменение его структуры - на усиление монополизации, на появление новых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.