Научная статья на тему 'Возможности трасологического исследования следов жидкостей на месте дорожно-транспортного происшествия'

Возможности трасологического исследования следов жидкостей на месте дорожно-транспортного происшествия Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
481
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДЫ ЖИДКОСТЕЙ / ОТДЕЛИВШИЕСЯ ОТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / МЕХАНИЗМ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ / НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / THE FLUIDS SEPARATED FROM THE VEHICLE / THE MECHANISM OF A TRAFFIC ACCIDENT / THE DIRECTION OF MOVEMENT OF THE VEHICLE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Беляев Михаил Вячеславович, Лобанов Роман Юрьевич

Рассматривается ряд вопросов, посвященных изучению механизма следообразования жидкостей транспортных средств, отделившихся в результате дорожно-транспортного происшествия. При помощи серии экспериментов с различными техническими жидкостями транспортного средства установлены и описаны признаки их проявления на дорожном покрытии. Это позволило дифференцировать признаки указывающие на направление движения транспортного средства и судить в вероятной форме о скоростном режиме его перемещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Беляев Михаил Вячеславович, Лобанов Роман Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities trace analyses of fluids at traffic accident

The article discusses a number of issues devoted to the study of the mechanism sledoobrazovaniya liquids vehicles separated as a result dorozhno-transport incident. With the help of a series of experiments with various fluids of the vehicle, installed and describe the characteristics of their manifestations on the ground. This allowed us to differentiate the signs pointing to the direction of movement of the vehicle and to judge in the probable form on speed of its movement.

Текст научной работы на тему «Возможности трасологического исследования следов жидкостей на месте дорожно-транспортного происшествия»

УДК 343.98 ББК 67.52

ВОЗМОЖНОСТИ ТРАСОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДОВ ЖИДКОСТЕЙ НА МЕСТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

МИХАИЛ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ БЕЛЯЕВ,

преподаватель кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: belyaev1975@mail.ru РОМАН ЮРЬЕВИЧ ЛОБАНОВ, Эксперт ЭКЦ УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве E-mail: 6107762@gmail.com Научая специальность: 12.00.12 — криминалистика, судебно-экспертная деятельность и оперативно-разыскная деятельность

Citation-индекс е электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается ряд вопросов, посвященных изучению механизма следообразования жидкостей транспортных средств, отделившихся в результате дорожно-транспортного происшествия. При помощи серии экспериментов с различными техническими жидкостями транспортного средства установлены и описаны признаки их проявления на дорожном покрытии. Это позволило дифференцировать признаки указывающие на направление движения транспортного средства и судить в вероятной форме о скоростном режиме его перемещения.

Ключевые слова: следы жидкостей; отделившиеся от транспортного средства; механизм дорожно-транспортного происшествия; направление движения транспортного средства.

Annotation. The article discusses a number of issues devoted to the study of the mechanism sledoobrazovaniya liquids vehicles separated as a result dorozhno-transport incident. With the help of a series of experiments with various fluids of the vehicle, installed and describe the characteristics of their manifestations on the ground. This allowed us to differentiate the signs pointing to the direction of movement of the vehicle and to judge in the probable form on speed of its movement.

Keywords: the fluids separated from the vehicle; the mechanism of a traffic accident, the direction of movement of the vehicle.

В современном обществе автомобиль играет большую роль в жизни людей, что неизбежно приводит к совершению дорожно-транспортных происшествий.1 Следует констатировать, что несмотря на снижение продаж новых автомобилей в России2 (за 8 месяцев 2016 года в России продано 1,58 млн. новых автомобилей, что на 12,1 % меньше, чем за 8 месяцев 2015 года), ситуация на дорогах страны остается напряжённая.

Увеличение количества ДТП напрямую связано как с плохим техническим состояниям большинства дорог, автомобилей, так и не соблюдением требований правил дорожного движения самими участниками дорожного движения, что сказывается на превышении числа пострадавших в автомобильных происшествиях, над всеми другими видами транспорта.

Чтобы своевременно дать правильную оценку

событию совершения ДТП необходимо оперативно, правильно и детально изучить механизм образования следов на месте происшествия, что в дальнейшем позволит установить ряд частных транспортно-тра-сологических задач: направление движения транспортного средства, место столкновения (наезда), взаимное расположения транспортных средств в момент столкновения, направление удара при столкновении, перемещение транспортного средства после столкновения, взаимное положение транспортного средства и пешехода в момент наезда (переезда) и т.п.

При осмотре места ДТП важной задачей специалиста-трасолога является обнаружение, фиксация и изъятие следов оставленных транспортными средствами, следов и повреждений на транспортных средствах, а также следов возникающих на одежде и обуви пострадавших и т.д.

Выезжая на места ДТП в составе следственно-оперативной группы и анализируя действия специалистов, стоит отметить, что последнее время все реже применяются криминалистические знания о следовой картине ДТП, так как все действия специалиста сужаются до как можно большего обнаружения и соответственно последующей фиксации и изъятии следов, что неоправданно вычеркивает само предварительное исследование следов непосредственно на месте происшествия.[1, 151-153.] Иногда знания о следовой картине места происшествия помогает следственным органам, как можно быстро установить событие происшествия, что более эффективно отражается на ранней стадии расследования преступлений.

Следует обратить внимание, что при расследовании ДТП важное значение имеет определение направления движения и последовательность образования следов транспортных средств участвовавших в происшествии.

Практический опыт экспертов — трасологов позволяет утверждать, что направления движения транспортных средств наиболее точно устанавливается по следам от элементов ходовой части транспортных средств. Следы данной категории обнаруживаются на местах ДТП чаще других следов и содержат наибольший объем информации [2, 142-146].

В рамках данной статьи мы хотели бы обратить внимание на особенности образования следов жидких веществ отделившихся (отслоившихся) от транспортного средства.

В первую очередь нами обращено внимание, что проехав колесом по красящему веществу (масло, краска и пр.), по мере дальнейшего передвижения наблюдается уменьшение интенсивности окраски поверхностного следа качения колеса, что свидетельствует о направлении движения транспортного средства. В указанной ситуации разбрызгивается жидкость, капли которой распространяются в сторону движения транспортного средства.

Стоит отметить, что уменьшение интенсивности окраски поверхностного следа качения колеса, зависит также от скорости движения транспортного средства и степени износа шин (см. таблицу № 1).

По мере увеличения скорости движения транспортного средства и степени изношенности шины интенсивность окраски поверхностного следа качения колеса уменьшается. [3]

Так же следует отметить, что в криминалистической литературе указывается, что жидкие вещества, отделившиеся от транспортных средств (моторное масло, охлаждающая жидкость, вещества тормозной системы и пр.) и попавшие на дорожное покрытие, образуют следы каплеобразной формы, острые окончания которых направлены в сторону движения транспортных средств.

Однако проведенные нами неоднократные экспериментальные работы по установлению направления движения транспортного средства по жидким веще-

ствам, отделившихся от транспортного средства, позволили сделать вывод о том, что формы, размерные характеристики следов жидких веществ различны и не всегда имеют каплеобразную форму, на что влияет различные погодные условия, дорожное покрытие, скорость движения транспортного средства, агрегатное состояние жидкости и пр.

Таблица 1

Поверхностные следы качения колёс

Скорость Новые шины (толщина протектора - 8 мм) Наполовину изношенные шины (толщина протектора - 4 мм) Полностью изношенные шины (толщина протектора -1,6 мм)

5 км/ч SmSi 100% 100% гШ 100%

75 км/ч Ш 74% 1 ш 58% 1 ? 16%

125 км/ч ш 47% ! ; 11% г 1 6%

Для проведения экспериментальной работы по установлению направления движения транспортного средства по жидким веществам, отделившимся от транспортного средства брались следующие жидкие вещества, как неиспользованном, так и в использованном состоянии: вода, масло для гидравлического усилителя руля, моторное масло, охлаждающая жидкость (антифриз), тормозная жидкость, трансмиссионное масло).

Жидкие вещества помещались в идентичные условия (пластиковые тары), имитирующие различные полости расположений в транспортном средстве и помещались на внешней поверхности транспортного средства на расстояние 400 мм от дорожного покрытия. Отделение жидких веществ происходило через идентичные отверстия, расположенные в пластиковых тарах, имитирующие их повреждение. Полученные результаты приведены в нижеследующих таблицах №2,3,4,5,6,7.

Следы воды, отделившиеся от транспортного средства на дорожное покрытие, не имеют четких границ, незначительно растекаясь и впитываясь в дорожное покрытие. По мере увеличения скорости транспортного средства, изменяется форма следа, а также размерные характеристики в сторону уменьшения. При значительном скоплении рядом расположенных следов воды по мере увеличения скорости транспортного средства, капли воды, отделившиеся от транспортного средства дробятся на более мелкие, образуя вытянутую треугольную форму, где направлением движения транспортного средства является значительное расположение мелких капель, по отношению к незначительно увеличенным каплям.

Следы масла для гидравлического усилителя руля, отделившегося от транспортного средства на дорожное покрытие, имеют четкие границы, растекания, и значительное впитывание в дорожное покрытие отсутствует. По мере увеличения скорости транспортного средства, изменяется форма следа, а также размерные характеристики в сторону уменьшения. На скорости транспортного средства 40 км/ч следы образуются от овальных до округлых без каких-либо сужений, что существенно усложняет определение направления движения транспортного средства. Все следы масла для гидравлического усилителя руля имеют яркий темный окрас. При значительном скоплении рядом расположенных следов масла по мере увеличения скорости транспортного средства, капли масла, отделившиеся от транспортного средства, дробятся на значительно более мелкие образуя вытянутую треугольную форму, где направлением движения транспортного средства является значительное расположение мелких капель, по отношению к незначительно увеличенным каплям.

Следы моторного масла, отделившегося от транспортного средства на дорожное покрытие, имеют четкие границы, растекания, и значительное впитывание в дорожное покрытие отсутствует. Основная часть следов имеет овальную форму с незначительным сужением в сторону направления движения. По мере увеличения скорости движения транспортного средства, следы моторного масла имеют тенденцию к удлинению. Все следы моторного масла довольно густые и имеют яркий темный окрас. При скорости транспортного средства 20 км/ч масло растекается, образуя следы неопределенной формы, что затрудняет определение направления движения транспортного средства.

Следы охлаждающей жидкости (антифриз), отделившиеся от транспортного средства на дорожное покрытие, не имеют четких границ, незначительно растекаясь и впитываясь в дорожное покрытие. По своей форме все следы схожи, имеют овальное очертание с незначительно вытянутым сужением в сторону направления движения транспортного средства. По мере увеличения скорости транспортного средства, форма в основном остается схожа (овальная), а лишь изменяются размерные характеристики в сторону уменьшения.

Следы тормозной жидкости, отделившиеся от транспортного средства на дорожное покрытие, не имеют четких границ, незначительно растекаясь и впитываясь в дорожное покрытие. По своей форме все следы схожи, имеют округлое очертание с незначительно вытянутыми выступами в сторону направления движения транспортного средства. По мере увеличения скорости транспортного средства, форма в основном остается схожа (округлая), а лишь изменяются размерные характеристики в сторону уменьшения.

Следы трансмиссионного масла, отделившегося от транспортного средства на дорожное покрытие, име-

ют четкие границы, растекания, и значительное впитывание в дорожное покрытие отсутствует. По мере увеличения скорости транспортного средства, изменяется форма следа, а также размерные характеристики в сторону уменьшения. На скорости транспортного средства 40 км/ч следы образуются округлые следы без каких-либо сужений, что затрудняет определение направления движения транспортного средства. Все следы трансмиссионного масла имеют яркий темный окрас. При значительном скоплении рядом расположенных следов масла по мере увеличения скорости транспортного средства, капли масла, отделившиеся от транспортного средства, дробятся на значительно более мелкие образуя вытянутую треугольную форму, где направлением движения транспортного средства является значительное расположение мелких капель, по отношению к незначительно увеличенным каплям.

Полученные экспериментальные результаты доказывают то, что при определённых обстоятельствах и условиях, специалист, руководствуясь знаниями о механизме образования следов жидких веществ, отделившихся от транспортных средств в вероятной форме может сделать вывод о том или ином направлении движении транспортного средства. Как показали результаты, в основной части все экспериментальные жидкости имели либо округлую, либо овальную форму с незначительными сужениями в сторону направления движения. В зависимости от ускорения транспортного средства, размеры следов жидких веществ меняются, но форма в некоторой степени сохраняется. По мере увеличения скорости движения транспортного средства, размер следов жидких веществ уменьшается. На 20 км/ч, как правило, следы жидких веществ имеют больше аморфную форму, что значительно затрудняет определение направления движения транспортного средства на месте происшествия. По мере увеличения скорости движения транспортного средства, следы вытягиваются, и сужающимся концом указывают на направление движения транспортного средства.

Подробно изучая полученные результаты, основываясь на закономерности отображения следов жидких веществ, их форм и размерных характеристик, также можно судить о вероятной скорости движения транспортного средства в интервальных пределах (20 — 40 — 60 км/ч).

Особо стоит отметить то, что при значительном скоплении рядом расположенных следов жидких веществ по мере увеличения скорости транспортного средства, капли жидких веществ, отделившиеся от транспортного средства, дробятся на значительно более мелкие образуя различные вытянутые формы, где направлением движения транспортного средства является значительное расположение мелких капель, по отношению к незначительно увеличенным каплям. По мере увеличения скорости транспортного средства, расстояние и разброс вытекающей жидкости увеличивается, что можно судить о предположительной скорости движения транспортного средства.

Таблица 2

Наименование жидкого вещества Цвет жидкого вещества Скорость разгона автомобиля (км/ч) Форма следа и его размерные характеристики (мм)

Вода Бесцветный 20 40 60 Округлая с незначительным сужением в сторону направления движения; диаметр от 86 мм до 93 мм. Округлая с незначительным сужением в сторону направления движения; диаметр от 79 мм до 85 мм. Овальная с незначительным сужением в сторону направления движения; размеры от 29х8 мм до 14х9 мм.

Таблица 3

Состояние — неиспользованное жидкое вещество

Наименование жидкого вещества Цвет жидкого вещества Скорость разгона автомобиля (км/ч) Форма следа и его размерные характеристики (мм)

Масло для гидравлического усилителя руля Бесцветный 20 40 60 Овальная с незначительным сужением в сторону направления движения; размеры от 51х14 мм до 47х19 мм. От овальной до округлой; размер от 44х14 мм до 39х16 мм; диаметр от 13 мм до 20 мм. Овальная с незначительным сужением в сторону направления движения; размеры от 31х8 мм до 21х7 мм.

Таблица 4

Состояние — неиспользованное жидкое вещество

Наименование жидкого вещества Цвет жидкого вещества Скорость разгона автомобиля (км/ч) Форма следа и его размерные характеристики (мм)

Моторное масло Бесцветный 20 40 60 Неопределённая; имеющиеся размеры от 190х150 мм. Округлая с незначительным сужением, образуя каплеообразную форму; размер от 19х14 мм. Овальная с незначительным сужением в сторону направления движения; размеры от 23х8 мм до 25х8 мм.

Таблица 5

Наименование жидкого вещества Цвет жидкого вещества Скорость разгона автомобиля (км/ч) Форма следа и его размерные характеристики (мм)

Охлаждающая жидкость (антифриз) Бесцветный 20 40 60 Неопределённая вытянутая; имеющиеся размеры от 111х32 мм. Овальная с незначительным сужением в сторону направления движения; размеры от 42х11 мм до 47х13 мм. Овальная с незначительным вытянутым сужением в сторону направления движения; размеры от 37х12 мм до 39х11 мм.

Таблица 6

Наименование жидкого вещества Цвет жидкого вещества Скорость разгона автомобиля (км/ч) Форма следа и его размерные характеристики (мм)

Тормозная жидкость Бесцветный 20 40 60 Округлая с незначительным вытянутым сужением; размер от 37х16 мм. Округлая с незначительным вытянутым выступом; размер от 34х15 мм. Округлая с незначительным вытянутым сужением; размер от 24х14 мм.

Таблица 7

Наименование жидкого вещества Цвет жидкого вещества Скорость разгона автомобиля (км/ч) Форма следа и его размерные характеристики (мм)

Трансмиссионное масло Бесцветный 20 40 60 Неопределенная с вытянутым сужением; размер от 69х15 мм. Округлая; диаметр от 25 мм. Овальная с незначительным вытянутым сужением в сторону направления движения; размеры от 22х13 мм.

Литература

1. Демидова Т.В. Некоторые недостатки осмотра места происшествия по делам о ДТП и способы их устранения // В сб.: Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: материалы науч.-практ. конф. — М.: Московский университет МВД России, 2008.

2. Дёмин К.Е. Особенности составления заключения эксперта при выполнении трасологи-

ческих экспертиз: учебное пособие — М.: Юридический институт МИИТ, 2016. 3. http://crimlib.info (последняя дата обращения 12.09.2016.)

1 Далее по тексту — ДТП

2 Статистические данные ГУ ГИБДД МВД России. URL: http://www.gibdd.ru/stat/, дата об-ращения 01.08.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.