Научная статья на тему 'Сущность и значение следственного осмотра при расследовании мошенничества в сфере автострахования'

Сущность и значение следственного осмотра при расследовании мошенничества в сфере автострахования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1119
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЙ ОСМОТР / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ИНСЦЕНИРОВКА / МОШЕННИЧЕСТВО В СФЕРЕ АВТОСТРАХОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габдрахманов А.Ш., Миролюбов С.Л.

В статье рассматриваются особенности осмотра места происшествия, транспортного средства и следов дорожно-транспортного происшествия в целях выявления следов инсценировки для последующего получения страховой выплаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и значение следственного осмотра при расследовании мошенничества в сфере автострахования»

УДК 343.132.1

А.Ш. Габдрахманов

С.Л. Миролюбов

сущность и значение следственного осмотра при расследовании мошенничества в сфере автострахования

the core of the investigative inspection while investigating fraud

in the field of auto insurance

В статье рассматриваются особенности осмотра места происшествия, транспортного средства и следов дорожно-транспортного происшествия в целях выявления следов инсценировки для последующего получения страховой выплаты.

Ключевые слова: следственный осмотр, транспортное средство, дорожно-транспортное происшествие, инсценировка, мошенничество в сфере автострахования.

In the article the peculiarities of the examination of the scene, the vehicle and traces of traffic accidents in order to identify staging for subsequent receipt of the insurance payment are considered.

Key words: investigative inspection, vehicle, traffic accident, hoax, fraud in the field of auto insurance.

В последнее десятилетие в России наметилась тенденция стремительного увеличения парка автотранспорта. Следствием данного обстоятельства является рост количества преступлений, связанных с автомобилями, в частности мошенничества в области автострахования.

Согласно данным ГИАЦ МВД России, динамика зарегистрированных фактов мошенничества за последние годы нестабильна. Так, в 2011 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 147 468 случаев мошенничества, что было на 7,9% меньше, чем в 2010 г. (160 081), со следующего 2012 г. начался стабильный рост числа зарегистрированных мошеннических действий. Так, в 2012 г. зарегистрировано 161 969 (+9,8%), в 2013 г. - 164 629 (+1,6%) случаев мошенничества; однако в 2014 г. было зарегистрировано меньше случаев совершения мошеннических действий - 160 214 (-2,68%),

при том что, согласно статистическим данным, в 2014 г. доля мошенничества в структуре преступности составила 7,4%. В 2013 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 462, а в

2014 г. - 441 случай мошенничества в сфере страхования, предусмотренного ст. 159.5 УК РФ [1, С. 3]. В

2015 по ч.2-4 ст.159.5 УК РФ - 155, в 2016 - 158 преступлений. На территории Республики Татарстан по ч.2-4 ст. 159.5 УК РФ выявлено в 2013 - 45, в 2014 - 9, в 2015 - 9, в 2016 - 36 преступлений [2].

Методика расследования данного вида преступлений требует постоянного совершенствования в связи с использованием преступниками множества различных схем инсценировки дорожно-транспортного происшествия.

Согласно статистике, при расследовании преступлений предусмотренных ст. 159.5 УК РФ, производятся осмотры места происшествия (при инс-

Габдрахманов Айдар Шамильевич, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России e-mail: aidar191@mail.ru

Миролюбов Сергей Леонидович, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России e-mail: mirolubov2008@yandex.ru © Габдрахманов А.Ш., 2017 © Миролюбов С.Л., 2017

Статья получена: 19.10.2016. Статья принята к публикации: 07.02.2017. Статья опубликована онлайн: 20.03.2017.

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(27)2017

ценировке совершения преступлений различных видов) - 40%; осмотр места страхового события (при инсценировке событий некриминального характера, также являющегося местом совершения преступления) - 60%; осмотр объекта страхования - 80%; осмотр предметов - 75%; осмотр документов - 95% [1, С. 19].

Следует согласиться с определением, предложенным А. П. Онучиным, в соответствии с которым осмотр места происшествия «представляет собой сложное, многостороннее следственное действие, заключающееся в изучении следователем материальной обстановки места дорожного события, транспортных средств, различных следов и иных объектов при помощи системы научно обоснованных непосредственных и опосредованных приемов, методов и способов исследования с целью установления и фиксирования фактических данных, необходимых для выяснения обстановки дорожного происшествия, его механизма и иных обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления» [3, С. 112].

Ретроспективно восстановить структуру объектов, сложные процессы их взаимодействия, структурные связи в расследуемом событии возможно только на основе аналитического подхода и использования реконструкции и моделирования [4, С. 4] реальной обстановки и механизма преступления. Реализация таких действий достаточно сложна, так как обстановка места преступления является многоэлементной, то есть выделяют три ее иерархические составляющие: статическая часть обстановки, так называемое пространственное положение участка, и конструктивные особенности его обустройства, непостоянная часть обстановки места происшествия, включающая в себя условия метеообстановки, а также состояние дорог, их освещенности и наличия следов восстановительных работ. И третью часть, представленную в виде остаточных явлений, появившихся в результате преступления, сопутствующих ему или случайных (например, местоположение поврежденного автомобиля, других транспортных средств, отделившихся деталей, следов и пр.) [5, С. 47-48].

Рабочий этап осмотра места происшествия должен быть объемным и включать такие действия группы, как осмотр близлежащей местности, участка дорожного полотна, транспортного средства и предметов, косвенно указывающих на фальсификацию страхового случая.

Значительно отличаться могут и особенности при осмотре места происшествия, как, например, в случае уличения мошенников на месте сфальсифицированного ДТП работниками страховой организации, при получении страхового возмещения

или получения следователем информации о неоднократном мошенничестве или в случае получения заявления о мошенничестве по истечении определенного времени, а также в случаях вымогательства на месте инсценированного ДТ П или в случае вымогательства путем фальсификации обстоятельств ДТП на месте передачи денежных средств.

Стоит отметить, что каждый из перечисленных выше случаев может обладать своими неповторимыми особенностями, ведь осмотр места происшествия наиболее результативен при непосредственном уличении мошенников или вымогателей на месте фальсификации или инсценировки ДТП, и разумно было бы проводить следственный осмотр при наличии транспортных средств на месте ДТП, а кроме осмотра участка дорожного полотна, транспортных средств и предметов или следов, стоило бы проводить и первичный осмотр документов.

В ходе осмотра места происшествия очень важно обнаружить признаки взаимодействия сле-дообразующего и следовоспринимающего объекта, которые и будут служить доказательством их контакта [3, С. 41-42]. В таких случаях считаем необходимым внимательно осмотреть внешние соприкасающиеся слои контактных поверхностей в целях обнаружения признаков их контактного взаимодействия, как то следы наслоения и отслоения лакокрасочного покрытия, а также царапин на ме-талличе ских изделиях и иных материалах.

Наличие или отсутствие таких следов обязательно должно быть зафиксировано с помощью фото-, видеосъёмки и изъятия следов. Отсутствие таких следов динамичного взаимодействия с предметами или агрегатами транспортного средства стоит рассматривать как косвенные признаки, указывающие на инсценировку обстоятельств ДТП.

Предварительное исследование таких следов, как волосы, волокна или иные следы биологического происхождения, а также фрагменты лакокрасочного покрытия, может позволить ответить на вопросы: «Находилось ли данное лицо за рулем транспортного средства в момент ДТП или нет?», «Имело ли место динамичное взаимодействие двух транспортных средств?», «В результате каких действий было разбито боковое стекло?», «К скольким видам транспортных средств относятся изъятые осколки?» и т.п. Результаты таких исследований позволяют проверить уже выдвинутые следственные версии и получить сведения, способствующие организации новых следственных версий или тактических приемов. Проведение предварительного исследования позволяет также точнее определить вид экспертизы и необходимые образцы, конкретизировать задание эксперту, облегчает выдвижение и проверку следственных версий [6, С. 176-177].

Часто следователю для выяснения всех обстоятельств расследуемого события не хватает знаний и опыта в различных узкоспециализированных областях техники или требований техниче ских условий и стандартов на детали транспортного средства, его материалов или узлов, и именно в таких случаях следователю стоит привлекать специалистов автотехников, а также назначать криминалистические экспертизы по интересующим его вопросам.

При работе специалиста-криминалиста на месте происшествия знание возможностей, которые могут дать нетрадиционные виды экспертиз, может оказать помощь следователю в подготовке и назначении комплексной автотехнической экспертизы

Еще одной из важнейших структурных составляющих технико-криминалистического обеспечения расследования по делам о мошенничестве в области автострахования является применение в такой деятельности фотограмметрических методов фиксации информации. Говоря о фотограмметрических методах фиксации информации, стоит отметить, что при осмотре мест происшествий, наряду с протоколом осмотра, изготавливаются и фототаблицы, а также зарисовываются и составляются схемы, которые позволяют лучше сориентироваться и разобраться в происшествии, более точно и быстро установить виновность или невиновность его участников. Чаще всего схемы зарисовываются рукой следователя, и именно поэтому обладают рядом неточностей и недостатков, так как сказываются субъективные психологические особенности восприятия действительности следователем, либо вмешиваются особенности погодных условий, времени суток и иные внешние факторы, однако основным недостатком проведения измерений таким способом является невозможность осуществить дополнительные измерения без непосредственного выезда на само место происшествия.

Использование следователем измерительной фотографии и видеосъемки при осмотре мест происшествий дает ряд преимуществ, к примеру, фотографии, полученные в ходе выполнения измерительным способом, могут дать потенциальную возможность использования их в дальнейшем процессе расследования как одного из основных источников информации.

Материальные следы по местонахождению (месту локации) стоит сгруппировать следующим образом. К первой группе комплекса следов на проезжей части дорожного полотна следует относить факты отсутствия или несоответствия расположения следов на дорожном полотне от выпирающих агрегатов транспортного средства, которые в данной ситуации должны быть характерны для такого вида ДТП. Также к первой группе стоит отнести

факты отсутствия следов торможения, юза или заноса транспортного средства, добавив к этому и факты отсутствия следов скольжения покрышек при заносе транспортного средства, которые должны указывать направление его движения.

Необходимо также отметить, что появление в России транспортных средств с антиблокировочной системой тормозов осложняет фиксацию такого показателя, как наличие следов тормозного пути при экстренном торможении.

Отсутствие на проезжей части дорожного полотна следов подтека технологических жидкостей транспортного средства, вытекающих из поврежденных агрегатов автомобилей (при наличии повреждений данных агрегатов), или несоответствия химического состава таких жидкостей может быть установлено только в условиях проведения судебной экспертизы.

Ко второй группе следов относятся такие следы, которые могут оставаться на придорожных объектах в результате динамичного взаимодействия с таким объектом транспортного средства. К ним относятся следы повреждения на придорожной грунтовой насыпи или ограждениях и деревьях либо на опорах освещения, которые могут быть расположены на определенном расстоянии от места происшествия и образованы в результате динамичного взаимодействия агрегатов, деталей или узлов транспортного средства с такими объектами. Такие возникшие повреждения на транспортных средствах могут выдаваться мошенниками за повреждения, полученные в результате столкновения с другим транспортным средством или в случае фальсификации ДТП.

К третьей группе следов обычно относят комплекс следов на самих транспортных средствах и отделившихся от них частях. К ним причисляют повреждения агрегатов и деталей транспортных средств.

Признаками инсценировки обстоятельств является полное либо частичное отсутствие или несоответствие размеров, характера и локализации повреждений и следов с теми, которые логически или технологические должны были бы быть. К примеру, это может быть несоответствие следов повреждений на транспортном средстве и объекте, с которым транспортное средство динамично соприкоснулось. К этому примеру следует отнести и несоответствие размеров повреждений, их локализация и характер на двух транспортных средствах, участвовавших в происшествии.

К следам и объектам, отделившимся от транспортного средства, стоит относить осколки боковых, лобовых, ветровых, фонарных стекол, отдельные агрегаты транспортного средства, части интерьерной отделки салона транспортного средства, следы лакокрасочного покрытия, а также

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(27)2017

фрагменты иных узлов и агрегатов автомобиля.

Стоит отметить, что признаком, указывающим на инсценировку обстоятельств происшествия, является также несоответствие характера разброса и местоположения осколков стекольных изделий транспортного средства, его деталей, узлов, агрегатов, которые отделились от транспортного средства, направлению разноса, сопутствующему направлению движения транспортного средства. К подобным выводам приводит и несоответствие количественного показателя осколков, разбросанных на проезжей части дорожного полотна, а также их общей площади поврежденного остекления транспортного средства. При совершении мошенничества в области автострахования мошенники могут добавлять следы, имеющие происхождение от других происшествий, то есть мошенники могут просто подбросить такие детали на проезжую часть дорожного полотна. К примеру, у транспортного средства разбито ветровое стекло, а на месте происшествия обнаружены следы стекла, по количеству, цвету и иным характеристикам не соответствующие разбитому ветровому стеклу.

Говоря о четвертой группе, стоит определить, что к ней относят повреждения, возникшие на пострадавших после происшествия. То есть повреждения на теле трупа, а в случае, если потерпевший не погиб, такие следы выявляются в ходе медицинского освидетельствования потерпевшего.

Определенному месту положения пострадавшего в автомобиле будут соответствовать определённые телесные повреждения (травмы, ранения), которые соотносятся с конструктивными особенностями салона автомобиля и его де формацией при ДТП [7, С. 51]. Отсутствие таких телесных повреждений или наличие нехарактерных повреждений тем, которые обычно причиняются в случае происшествия участнику этого происшествия, может указывать на факт фальсификации обстоятельств или инсценировки этого происшествия. Назначение в дальнейшем на последующем этапе расследования судебно-медицинской экспертизы позволит установить причины телесных повреждений и их связь с происшествием [8, С. 64].

Кроме того, стоит упомянуть осмотр транспортного средства, ведь нам представляется, что осмотр транспортного средства, осуществляемый при заключении договора страхования со страховой организацией, позволил бы существенно минимизировать количество мошеннических действий, но поскольку в страховом законодательстве такие требования отсутствуют, то осмотр транспортных средств возможно проводить только с согласия страхователей, что в случае с мошенниками довольно проблематично. Однако страховым аген-

там следует использовать все возможности для осмотра транспортных средств при одновременном страхования и по ОСАГО, и по добровольному страхованию транспортного средства.

Осмотр транспортного средства с целью обнаружения и изучения повреждений на нем позволяет выявить механизм возникновения таких повреждений, а также причины происшествия и возможность предварительно оценить материальный ущерб, причиненный владельцу такого транспортного средства.

При осмотре транспортного средства с явными следами участия в ДТП или при наличии предположения об этом стоит зафиксировать все видимые повреждения на корпусе машины, ее ходовой части, механизме рулевого управления и торможения, материалах интерьерного оснащения салона (так как в престижных транспортных средствах бизнес-класса стоимость материалов интерьера может составлять значительные суммы), кресел, особенно, если они обшиты дорогой кожей или иными дорогостоящими материалами. Обязательно следует выяснить техническое состояние всех основных механизмов и автоматических систем транспортного средства, особенно тех, которые непосредственно влияют на безопасность пассажиров или движения самого транспортного средства.

При криминалистическом же исследовании повреждений очень важно исключить все те повреждения, которые образовались на транспортном средстве до его динамичного столкновения с объектом, и в этом отношении вышеописанные рекомендации по осмотру транспортного средства при заключении договора страхования могут помочь следователю и криминалисту в определении таких повреждений. К таким следам относятся следы, например, некачественного или повторного ремонта, следы, возникшие до происшествия или уже после него, или в иных происшествиях, в которых участвовало осматриваемое транспортное средство. Следует также выяснить, могут ли поврежденные агрегаты, детали, узлы или части сниматься и заменяться самостоятельно или при ремонте транспортного средства. Довольно часто, совершая мошенничества в отношении страховой организации, завышают сумму оплаты ремонтных услуг, когда ранее поврежденные узлы, детали и агрегаты были установлены на транспортное средство и выдаются за поврежденные в ДТП, а затем, после получения страховых выплат, меняются на родные исправные, а в случаях когда на заменяемой детали присутствует серийное или идентифицирующее номерное обозначение, мошенники используют возможности по изменению, порче или замене таких обозначений.

Таким образом, осмотр места происшествия и

транспортного средства требует тщательной подготовки, применения всех известных науке тактических приемов и использование широкого спектра современных технико-криминалистических средств

и методов. От качества проведенного следственного осмотра зависит последующее выявление самого факта мошенничества в сфере автострахования.

список литературы

1. Трубкина О.В. Особенности первоначального этапа расследования мошенничества в сфере страхования совершенного в отношении материальных интересов страховых компаний : автореферат дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.12. Ростов-на-Дону, 2015. 27 с.

2. По данным ГИАЦ МВД России. Электронный ресурс (дата обращения : 27.02.2017).

3. Онучин А.П. Обстановка места автодорожного происшествия как предмет криминалистического исследования // Следственные действия (криминалистические и процессуальные аспекты). Свердловск, 1983. 427 с.

4. Путивка С.Н. Криминалистическое моделирование для реконструкции неочевидных обстоятельств при расследовании дорожно-транспортных происшествий : дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. 188 с.

5. Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов. Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1987.187 с.

6. Ищенко П.П. Получение розыскной информации в ходе предварительного исследования следов преступления. М., 1994. 189 с.

7. Поль К. Д. Естественнонаучная криминалистика (Опыт применения научно-технических средств при расследовании отдельных видов преступлений) : пер. с нем. М: Юрид. лит., 1985. 489 с.

8. Волгин ВВ. После ДТП. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Ось-89, 2014. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.