Научная статья на тему 'СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ РАЗРАБОТКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА ЧАНГ'

СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ РАЗРАБОТКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА ЧАНГ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инструмент / чанг / исполнение / музыка / стиль / талант / работа / ученик. / instrument / chang / performance / music / style / talent / work / student.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамадалиев Ахаджон

сегодняшний процесс разработки музыкального инструмента чанг обогащается хорошими результатами. Мы видим, что сегодняшняя молодежь также проявляет особое внимание и интерес к музыкальному инструменту чанг. На них мы и остановимся в нашей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOLLOWING TASKS OF DEVELOPING THE MUSICAL INSTRUMENT CHANG

today's process of developing a musical instrument chang is enriched with good results. We see that today's youth also shows special attention and interest in the musical instrument chang. We will focus on them in our article.

Текст научной работы на тему «СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ РАЗРАБОТКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА ЧАНГ»

СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ РАЗРАБОТКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА ЧАНГ

Мамадалиев А.

Мамадалиев Ахаджон - профессор, кафедра исполнительство на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, Туронской академии наук г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: сегодняшний процесс разработки музыкального инструмента чанг обогащается хорошими результатами. Мы видим, что сегодняшняя молодежь также проявляет особое внимание и интерес к музыкальному инструменту чанг. На них мы и остановимся в нашей статье. Ключевые слова: инструмент, чанг, исполнение, музыка, стиль, талант, работа, ученик.

THE FOLLOWING TASKS OF DEVELOPING THE MUSICAL INSTRUMENT CHANG

Mamadaliev A.

Mamadaliev Akhajon - Professor, DEPARTMENT OF PERFORMANCE ON FOLK INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TURONIANACADEMY OF SCIENCES TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: today's process of developing a musical instrument chang is enriched with good results. We see that today's youth also shows special attention and interest in the musical instrument chang. We will focus on them in our article. Keywords: instrument, chang, performance, music, style, talent, work, student.

Из истории нам известно, что современное исполнительское искусство на узбекских народных инструментах унаследовало многовековые традиции своего развития. Их корни уходят в глубокую древность. Материалы, найденные при археологических раскопках, проведенных в разные годы, свидетельствуют о том, что древние литературные источники опередили себя различными музыкальными инструментами. В начале нашей эры различные народные инструменты использовались в быту, на охоте, в дворцовой жизни, в культурно-праздничных обрядах, на народных гуляниях. Народные инструменты веками развивались и совершенствовались поэтапно, удовлетворяя духовные потребности людей [1].

У каждого народа есть свои инструменты, а также мелодии национальных мелодий. Узбекская нация также богата своими национальными мелодиями, инструментами, мелодиями. Названный среди инструментов "королевой инструментов", чанг также очаровывал слушателей своим неповторимым сленгом, очарованием мелодии [2].

Музыкальное искусство, особенно инструментальное - это постоянно развивающийся процесс. В исполнительской практике детских музыкальных и художественных школ одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является обновление репертуара, обмен опытом, приобретенными исполнительскими навыками и методами, новый подход к учебно-воспитательной работе.

Для того чтобы учитель изначально мог найти способ пробудить у ученика интерес к музыкальному произведению, дать ученику соответствующее представление о характере, психике и художественном содержании инструментальных мелодий, необходимо понимать, что он хорошо воспринимает произведение, в котором играет. В процессе сознательного освоения произведения юному исполнителю педагог должен контролировать исполнительское состояние своего ученика, уделять особое внимание координации бросания палочек, качеству воспроизведения звуков и правильному использованию педального механизма. В связи с этим целесообразно искать новые темы, упражнения, этюды, работы, и развивать методику преподавания с учетом характера юного ученика.

Адаптация и обработка произведений для музыкального инструмента чанг - это не только творческая работа учителя, но и важный инструмент, который очень помогает в процессе обучения. Использование произведений, вошедших в изданные учебники, пособия и сборники для скрипки, ксилофона, цимбал, домры, балалайки, кашкар рубоб, прима рубоб, гижжак, в расширении исполнительского репертуара для духовых инструментов способствует становлению молодого музыканта как образованного, сознательного музыканта, способного отвечать требованиям времени, ценой обогащения не только исполнительской программы, но и его музыкального мировоззрения.

Сегодня актуально реализовать несколько задач для дальнейшего совершенствования игры на музыкальном инструменте чанг. Наиболее важными из них являются:

•воспитание поколения талантливых исполнителей на музыкальных инструментах чанг;

•усиление обеспечения образовательных учреждений специалистами с высшим образованием в области исполнения инструментального исполнительства чанг;

•создание оригинальных новых шедевров для музыкального инструмента чанг;

•подготовка кадров, изучающих исторические, теоретические и практические основы инструментального исполнительства чанг;

•добиться того, чтобы у каждого исполнителя был свой индивидуальный стиль исполнения и другие [3]. Вкусы и культура нашего народа, спрос и потребность в искусстве растут с каждым днем. Поэтому, изучая музыкальное произведение в каждой постановке, необходимо глубоко понимать произведение, которое оно осваивает, и на этом пути неустанно заниматься творчеством, чтобы привлечь к нему внимание публики. Ведь искусство исполнителя достойно аплодисментов публики и способно завоевать сердца нашего творческого народа только тогда, когда оно и народное, и современное, и на высоком профессиональном уровне.

Ведь к XX веку возникла необходимость исследования теоретических и практических вопросов музыкального инструментального исполнительства чанг на основе научных критериев. В связи с этим была проведена значительная работа по следующим направлениям:

•изучение историко-музыкальных произведений, относящихся к игре на музыкальном инструменте чанг; •развитие музыкального инструмента чанг;

•расширение стилей исполнения на музыкальном инструменте чанг; •создание учебной литературы по игре на музыкальном инструменте чанг.

Работа, проделанная нашими учеными и специалистами на протяжении многих лет, и задачи, реализуемые в этих направлениях, приносили свои плоды:

•Появились новые современные формы музыкального инструмента чанг;

•Выросло поколение высококвалифицированных специалистов по игре на музыкальном инструменте чанг; •Сформированы многоголосные коллективные составы, т. е. оркестры и ансамбли; •Были созданы специальные работы с целью расширения программы исполнения на инструменте чанг; •Расширенные возможности исполнения профессионалами в области исполнения музыкальных инструментов чанг [4].

Между тем, сегодня перед нами стоит работа по теории и практике исполнения на музыкальном инструменте чанг, которую необходимо строго выполнять. На наш взгляд, наиболее важными из них являются:

а) Совершенствование традиций наставника-ученика в игре на музыкальном инструменте чанг;

б) Привлечение молодых исполнителей к изучению исторических музыкальных произведений, связанных с игрой на музыкальном инструменте чанг;

в) Анализ проводимых за рубежом исследовательских работ по чанг и аналогичным инструментам в нашей стране и за рубежом;

г) Расширение масштабов подготовки научно-педагогических кадров в области исполнительство музыкального инструмента чанг;

д) Регулярное проведение республиканских и международных конкурсов по инструментальному исполнительству;

е) Поиск и воспитание молодых, талантливых исполнителей на музыкальных инструментах путем организации командировок по местам и т. д.

Это означает, что если вышеуказанные задачи будут выполнены, мы сможем расширить возможности для дальнейшего совершенствования, развития и пропаганды игры на музыкальном инструменте чанг. Между тем, нельзя забывать, что практический аспект игры на музыкальном инструменте чанг будет отличным лучом света, если теоретические знания будут согласованы. Таким образом, целесообразно продолжить более глубокое изучение, воплотив исторический опыт, характерный для игры на музыкальном инструменте, путем проведения широкомасштабных исследований именно в этом отношении.

Список литературы /References

1. А. Мамадалиев "Исполнительство на народных инструментах (чанг)" учебник. 2022 год. Издательство" музыка". Стр. 4 .

2. "Сборник статей Республиканской конференции" Современные факторы исполнения на народных инструментах". Издательство" музыка".2015 г. Стр. 68 .

3. А. Мамадалиев "Исполнительство на народных инструментах (чанг)" учебник. 2022 год. Издательство" музыка". Стр. 12-13.

4. А. Мамадалиев "Исполнительство на народных инструментах (чанг)" учебник. 2022 год. Издательство" музыка". Стр. 13-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.