Научная статья на тему 'ШКОЛА ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА ИНСТРУМЕНТА КАШГАРСКОГО РУБАБА: ИЗВЕСТНЫЕ РУБАБИСТЫ'

ШКОЛА ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА ИНСТРУМЕНТА КАШГАРСКОГО РУБАБА: ИЗВЕСТНЫЕ РУБАБИСТЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
63
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционное инструментальное исполнительство / музыка / рубаб / кашгарский рубаб / исполнитель / произведение. / traditional instrumental performance / music / rubab / Kashgar rubab / performer / composition.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдуазимов Ровшан Абдуганиевич

традиционное музыкальное исполнение занимает огромное место в мире узбекской музыки. Множество музыкантов внесли свой вклад в развитие этой индустрии. Среди всего многообразных музыкальных инструментов именно кашгарский рубаб выделяется своей оригинальностью. В разработке инструментального исполнения нa кашгарском рубабе приняли участие многие артисты pубабисты. В данной статье представлена информация о роли кашгарского рубаба в узбекской традиционной музыке. Также был представлен ряд докладов о рубабистах, которые усовершенствовали исполнительства на инструменте кашгарского рубаба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KASHGAR RUBAB INSTRUMENT PERFORMANCE SCHOOL: FAMOUS RUBABISTS

traditional musical performance occupies a huge place in the world of Uzbek music. Many musicians have contributed to the development of this industry. Among all the diverse musical instruments, it is the Kashgar rubab that stands out for its originality. Many artists rubabists took part in the development of instrumental performance on the Kashgar rubab. This article provides information about the role of Kashgar rubab in Uzbek traditional music. A number of reports were also presented on rubobists who improved their performances on the instrument of the Kashgar rubab.

Текст научной работы на тему «ШКОЛА ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА ИНСТРУМЕНТА КАШГАРСКОГО РУБАБА: ИЗВЕСТНЫЕ РУБАБИСТЫ»

ШКОЛА ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА ИНСТРУМЕНТА КАШГАРСКОГО РУБАБА:

ИЗВЕСТНЫЕ РУБАБИСТЫ Абдуазимов Р.А.

Абдуазимов Ровшан Абдуганиевич - доцент, кафедра «Инструментальное исполнительство маком», Институт Узбекского национального музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: традиционное музыкальное исполнение занимает огромное место в мире узбекской музыки. Множество музыкантов внесли свой вклад в развитие этой индустрии. Среди всего многообразных музыкальных инструментов именно кашгарский рубаб выделяется своей оригинальностью. В разработке инструментального исполнения нa кашгарском рубабе приняли участие многие артисты - pубабисты. В данной статье представлена информация о роли кашгарского рубаба в узбекской традиционной музыке. Также был представлен ряд докладов о рубабистах, которые усовершенствовали исполнительства на инструменте кашгарского рубаба.

Ключевые слова: традиционное инструментальное исполнительство, музыка, рубаб, кашгарский рубаб, исполнитель, произведение.

KASHGAR RUBAB INSTRUMENT PERFORMANCE SCHOOL: FAMOUS

RUBABISTS Abduazimov R. A.

Abduazimov Rovshan Abduganievich - Associate Professor, DEPARTMENT OF INSTRUMENTAL PERFORMANCE OF MAKOM, INSTITUTE OF UZBEK NATIONAL MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: traditional musical performance occupies a huge place in the world of Uzbek music. Many musicians have contributed to the development of this industry. Among all the diverse musical instruments, it is the Kashgar rubab that stands out for its originality. Many artists - rubabists took part in the development of instrumental performance on the Kashgar rubab. This article provides information about the role of Kashgar rubab in Uzbek traditional music. A number of reports were also presented on rubobists who improved their performances on the instrument of the Kashgar rubab.

Keywords: traditional instrumental performance, music, rubab, Kashgar rubab, performer, composition.

УДК:787.8

Традиционное инструментальное музыкальное исполнительское искусство занимает весомое место в богатой музыкальной культуре узбекского народа. Великий ученый Аль-Фараби писал в своем "Трактате о музыке": "...инструменты, которые издают звук, самый близкий к человеческому голосу - это рубаб, флейта и труба. Они очень имитируют человеческий голос. Музыкальные инструменты сопровождают пение, образует начальную мелодию пения и инструментальную часть между ними". Функция инструментальных мелодий, описанная Аль-Фараби, сохранилась до сегодняшних дней. Есть некоторая информация о том, когда эти инструменты появились и стали популярными в наших регионах. Согласно «Музыкальному трактату»историка Дервиша Али Чанги, ребоб (то есть рубаб) существовал еще при султане Мухаммеде Хорезмшахе. Даже в то время у рубаба было пять струн, но его четыре струны были шелковыми, а пятый серебрянной.

В 1936 году в Ташкенте создается ансамбль узбекских народных инструментов. Руководит ансамблем Тухтасин Джалилов. В ансамбле были инструменты, такие как флейта, гиджак, чанг, дутор, танбур, дойра, а рубаб был включен в него позже. Потому что в то время, мелодия рубаба не подходила для ансамбля. [1] Пришедший в ансамбль в 1936 году Мухаммаджон Мирзаев в последствии устранил недостатки рубаба. Он внес значительный вклад в увеличение количества нот рубаба (звукового диапазона), замену струн рубаба струнами из толстой кишки, стальной проволоки и адаптацию звуков нот к ансамблю. Мухаммаджон Мирзаев стал причиной популярности кашкарского рубаба среди узбекского народа. Мастер-исполнитель привлек внимание слушателей своим запоминающимся исполнением. В различных оазисах этот инструмент стал доступной и любимой как для исполнителей-любителей, так и для профессионалов. Следует особо отметить, что исполнительские возможности, характерные для кашкарского рубаба, проявляются в интерпретации музыкальных образцов макома и макомных произведений. Потому что в настоящее время не все возможности кашкарского рубаба используются в достаточной степени при исполнении относительно простых народных мелодий или при использовании певцами в качестве вспомогательного инструмента. Должно быть, поэтому

любительские исполнители рубаба также стремятся исполнять сложные мелодии из репертуара опытных музыкантов.

Кашкарский рубаб в настоящее время занимает ведущее место в узбекских народных ансамблях, как сольный исполнитель. Диапазон кашкарского рубаба варьируется от звука малой октавы "ля" до звука третьей октавы "ля". Из пяти струн кашкарского рубаба четыре сделаны из смеси металлов, а один - из кишки или шелка. [2] Регулировка происходит между квартой и квинтой. То есть первая струна настроена на звук "ля", вторая струна - на звук "ре" или "ми", а третья струна настроена на звук "ля" или "си".

Среди музыкантов, достигших уровня мастерства в исполнении на рубабе, можно назвать Мухаммаджона Мирзаева, Шавката Мирзаева, Ариэль Бобохонова, Орифа Атоева, Сулеймана Тахалова, Адхама Худойкулова, Тахира Раджаби, Рифатиллы Касимова, Абдурахима Мухаммедова, Шомахмуда Шорахметова.

Один из выдающихся учеников Мирзаева, заслуженный артист Узбекистана Кобилжон Усманов, за годы своей творческой деятельности внес большой вклад в развитие исполнительского искусства. Его книга "Учебник для начинающих по инструменту рубаб», которую он впервые создал, послужила основным учебным пособием для следующего поколения рубабистов. За почти 40 лет работы в оркестре народных инструментов имени Д.Закирова он исполнил множество мелодий, на различных концертах, на телевидение и радиоволнах.

Одним из искусных музыкантов, которым есть место в исполнении Кашгарского рубаба, является Адхам Худайкулов. Каждая его мелодия, которая имеет свой собственный стиль исполнения, заслужила внимание музыкантов и слушателей своей технической сложностью, очарованием и завершенностью. Республиканский радиофонд Узбекистана записал много мелодий в исполнении Адхама Худойкулова.

Одним из известных музыкантов кашгарского рубаба в Узбекистане является Ариэль Бобохонов. Во время своего многолетнего преподавания в Бухарском художественном учебном заведении имени Мухтора Ашрафи он, наряду с воспитанием многих зрелых музыкантов-рубобистов, также осуществлял постоянную исполнительскую деятельность. Он является одним из музыкантов, которые, наряду с совершенным мастерством исполнения Шашмакома, также исполнял произведения современных композиторов. Мелодии мастера, такие как "Хуррам", "Феруза", "Бухарская красавица", сочиненные для Кашгарского рубаба, стали очень популярными и одним из самых любимых. Несколько раз он творчески гастролировал по Германии, получая признание немецких слушателей. Многие мелодии, записанные в исполнении Ариэль Бобохонова, хранятся в золотом фонде радио Узбекистана. [3]

Значителен вклад в искусство инструментального исполнения Сулеймана Тахалова, учителя многих музыкантов Республики Узбекистан, бывшего профессора Ташкентской государственной консерватории. Наряду со своей исполнительской деятельностью Сулейман Тахалов воспитал десятки зрелых исполнителей - музыкантов, таких как Т.Раджаби, Р.Касимов, И.Ертоев, Ш.Нуритдинов, Б.Эргашев, Р.Каримов, О.Назаров. С.Тахалов - музыкант, который прекрасно владеет двумя направлениями, а именно, как традиционным направлением перформанса, так и академическим. Мелодии в его исполнении были записаны на грампластинках золотого радиофонда Узбекистана.

Заслуженный артист республики Узбекистан, композитор, известный музыкант-рубабист Шавкат Мирзаев неустанно развивает и продвигает исполнение кашгарского рубаба. Продолжая дело отца М.Мирзаева, он сочинил множество мелодий и песен, а также работает в постоянном сотрудничестве с певцами. Он демонстрировал свое искусство в десятках стран по всему миру.

Особое значение имеет стиль исполнения известного исполнителя рубабиста Тахира Раджаби (заслуженный асртист республики Узбекистан). Он один из артистов, которые наряду с академической линией тщательно осваивал традиционные линии исполнения. В его исполнении более 100 мелодий и песен, а также произведений композиторов записаны на магнитные ленты в сопровождении ансамблей, оркестра народных инструментов и симфонического оркестра эстрады. Т.Раджабий гастролировал по таким странам, как Венгрия, Германия, Россия, и получил признание зрителей своим искусным исполнением.

Список литературы/References

1. Ш.Б. Матякубов «Ансамбль билан ишлаш услубияти дарслиги». Т.2022.

2. А. Одилов «Узбек чолгуларида ижрочилик тарихи». Т. «Укитувчи», 1995

3. Р. Цосимов «Анъанавий рубоб ижрочилиги» Т., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.