Научная статья на тему 'Узбекские песенные жанры и музыкальные инструменты'

Узбекские песенные жанры и музыкальные инструменты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1073
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСЕННЫЕ ЖАНРЫ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / МОДИФИКАЦИИ ИНСТРУМЕНТОВ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Батыршин Ф.Ф.

В статье рассматриваются узбекские песенные жанры и музыкальные инструменты, раскрываются содержание и характер исполнения песенных жанров «Каттаашула», «Ялла», «Лапар», которые по-своему разнообразны и имеют древние корни происхождения. Дано определение музыкальных инструментов (дутар, гиджак, рубаб, сурнай, кошнай, карнай, чирманда, нагора, сафаиль). Обращается внимание на достижение превращения узбекских народных музыкальных инструментов в двенадцатиструнный равномерно темперированный строй хроматического звукоряда и на создание новых инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Узбекские песенные жанры и музыкальные инструменты»

Узбекские песенные жанры и музыкальные инструменты

Батыршин Фанис Файзирахманович

аспирант, кафедра социально-культурной деятельности и педагогики, Казанского государственного института, batyrshin.fanis@yandex.ru

В статье рассматриваются узбекские песенные жанры и музыкальные инструменты, раскрываются содержание и характер исполнения песенных жанров «Каттаашула», «Ялла», «Лапар», которые по-своему разнообразны и имеют древние корни происхождения. Дано определение музыкальных инструментов (дутар, гиджак, рубаб, сурнай, кошнай, карнай, чирманда, нагора, сафаиль). Обращается внимание на достижение превращения узбекских народных музыкальных инструментов в двенадцатиструнный равномерно темперированный строй хроматического звукоряда и на создание новых инструментов.

Ключевые слова: песенные жанры, музыкальные инструменты, модификации инструментов, цели и задачи усовершенствования инструментов.

Песенные жанры узбекского народа очень богаты и разнообразны. Во второй половине XIX и начале XX века начинают совершенствоваться и развиваться песенные жанры «КаттаАшулу», «Ялла», «Лапар», которые до наших дней пользуются огромной популярностью среди узбекского народа.

Каттаашула - в переводе на русский язык означает - большая песня, или панысашула (песня с подносом, тарелочкой). Колыбелью этого песенного жанра является Фергана. Характер исполнения этого песенного жанра - речитативно-напевное, с большой декламационной выразительностью. Этот песенный жанр зародился от «зикра». Зикр - это радение дервишей, заключающееся в пении речитативного характера текстов из Корана, в сопровождении своеобразных ритмических телодвижений с гортанными восклицаниями, заглушенными вздохами и выдохами, и танцев. В перерывах зикра, для отдыха радеющих, певцы исполняли напевы, называемые «яккахон-лик», в переводе значит «сольное пение». По мимо посвященных к богу (хамд), пророку Мухамма-ду (с.г.с) (наъат), его соратникам (илхон), государям и полководцам (мадъия), также стихи любовного содержания. Также тексты поэтов классиков А. Яссави, Д. Руми, Фузули, Бедиля, А. Навои, Му-кими, Машраба, Фурката и др., распевались известными хафизами, любовь в таких стихах понималась в переносном смысле (как любовь божеству). Каттаашула исполняются на тексты не только классических поэтов, но и современных -Чусти, Хабиби и др. Наши дни эти напевы изменились в сторону земной любви, земных наслаждений. Каттаашула исполняются без сопровождения музыкальных инструментов, не имеют определенного ритма. Многое зависит в исполнении от настроения певца и его состояния голоса. Поют их сидя, держа в руках обычно поднос, иногда приближая его к лицу для направления звука в ту или иную сторону. При большом помещении, певцы поют стоя, постепенно обходя круг слушателей. Исполнителей бывают от одного до четырех. Начинает петь один певец, затем мелодию подхватывает второй, за ним - третий. В концовке, когда песня достигает ауджа, вступает четвертый. Песню заканчивают все вместе [1, с. 47,4951]. У исполнителей каттаашулачи, любимыми песнями являются: «Биркелинг» (Приди хоть раз), «Куп эрди» (Много было горя), «Адашканман» (Я разлучен), и.т.д.

П т

Т

Песни жанра Ялла имеют лирическое или юмористическое содержание и исполняются солисткой или солистом (запев) или унисонным хором (припев, обрамляющий запев или чередующим с ним. Пение сопровождается игрой на инструменте дутаре, дойре и танцем, исполняемым певицей или певцом - яллачи, или танцовщицей (танцором). Песни ялла сложены в форме куплета, исполняются тремя-четыремя певцами в унисон. В начальной части песни ялла, поют все певцы вместе, она носит свое название «да-ромат». В средней части песни, построенного в высоком регистре - «уртааудж» (средний аудж», исполняют отдельные певцы. В кульминационную часть - «каттааудж» (большой аудж) начинает один певец, а затем к нему присоединяются остальные певцы. Во второй половине XIX века и в первые годы XX века текстами ялла служили стихи поэта М.Х. Мукими, З. Фурката, и др. Певцы Яллачи очень часто исполняют песни на стихи Мукими, потому что стихи его благозвучны и музыкальны. К числу таких песен относятся: «Эй нозанин» (О красавица), «Улпариваш» (Светлоликая), «Ер фасли» (Свидание с милой) и др.

Одним из распространенных жанров узбекской народной песни является «Лапар». Песни жанра лапар обычно сопровождаются танцами или играми и сроятся как диалог двух певцов, и заканчивают песню оба певца в унисон. По содержанию ла-пары представляют собой лирические, юмористические, сатирические песни. Содержание текстов, звучащих в лапарах, близко повседневной, стихи в них просты, а мелодия легко и быстро запоминается. В народе лапары очень популярны. К ним относятся прежде всего песни «Кора соч» (Черно-косая), «Билагузук» (Браслет) и др. В советский период жанр лапар заметно развивался. Одним из любимых лапаров являлся лапар «Ранг-рум-ранг». Мелодия этой песни старая, но слова новые. Ритм этого лапара, исполняемого хором под танец, очень сложен, но удобен для исполнения. Содержание современных лапаров большей частью являются события трудовой жизни колхозников, насмешка над лодырями, бездельниками и.т.д [2, с. 16-17, 24-26].

Таким образом, узбекские песенные жанры по характеру разнообразны и по-своему оригинальны и любимы народом. Они непосредственно связаны с жизнью народа, и своими корнями уходят в глубокое прошлое. По сей день узбекские народные песенные жанры бережно сохраняются и развиваются при поддержке государства Республики Узбекистан.

Музыкальные инструменты в Узбекистане богаты и разнообразны. Среди струнно-смычковых -гиджак, сато, кобуз, сетор; струнно-щипковых -со домбра, дутар, танбур, уд, рубабы афганские (или < бухарские) и кашгарские; струнно-ударных - чанг; ^ духовых язычковых - сибизик, буламан (балабан), ч- сурнай, кошнай; духовых флейтовых - най, гаджир-® най; медных духовых - карнай; ударных - дойра, сч нагора, чиндаул, сафаиль, кошук и др. [4]. Доста-2 точно широко начали проводиться собирание и

изучение узбекских музыкальных инструментов с XIX и начала XX веков, которые оставили заметный след в истории музыкальной культуры Узбекистана. В. Масальский, исследователь Туркестанского края, писал: «Музыкальные инструменты дутар и кобыз можно встретить почти в каждом доме» [8, с. 395], это говорит о широком распространении домашнего музыцирования в XIX веке, обучение которому осуществлялось на слух. Многие музыканты учились у известных мастеров, объединявшихся в корпорации, каждая корпорация имела свои правила. Все заучивалось «с голоса». По свидетельству Н. Лыко-шина: «Появился заезжий дунганин в Ташкенте, который с двумя прутиками играл не сложные мелодии на не слыханном инструменте для местного населения, вроде похож на гусли; этого музыканта начали приглашать на различные собрания в виде занимательной новинки, затем у дунганина купил инструмент чанг один из местных музыкантов и начал наигрывать не только те песни, которые исполнял дунганин, но и чисто местные мелодии, чем и произвел он на слушателей приятные впечатления. Цимбалиста часто начали приглашать в состав струнного оркестра и на все собрания» [5, с. 328].

В последней трети XIX века начали активно собирать, изучать, коллекционировать узбекские музыкальные инструменты военные капельмейстеры, один из них А. Эйхгорн. Он был одним из первых фольклористов второй половины XIX века, который описал каждый музыкальный инструмент и внес значительный вклад в музыкальную науку и музыкальную фольклористику. Он описал узбекские инструменты дутар, гиджак, рубаб, сурнай, кошнай, карнай, чирманда, нагора, сафаиль. Он описывает их так: Инструмент дутар относится к роду лютни, инструмент двухструнный с большим корпусом, имеет форму полгруши. Гиджак имеет подобию с персидским инструментом кеманчи. Инструмент входит в группу струнно-смычковых, имеет три струны. Афганский рубаб и бухарский относятся к роду мандолины. Сурнай - деревянный духовой инструмент с тростниковым пищиком. Кошнай - это двойная тростниковая флейта, узбеки на кошнаях примитивно подражают к пению. Карнай - это среднеазиатский военный инструмент, его используют во время военных походов и при торжественных мероприятиях. Инструмент имеет форму прямой длинной трубы. Чир-манда - это и есть ударный инструмент дойра. Инструмент напоминает древнеегипетские ручные литавры. Узбеки используют дойру для аккомпанирования песням и исполнениям плясовых мотивов. Нагора - ударный инструмент, это две маленькие глиняные литавры с двумя ударными пленками. Сафаиль - инструмент погремушка с кольцами, который пришел из Кашгара. Инструмент чанг является любимым музыкальным инструментом девушек. В коллекции Эйхгорна представлены трехструнный инструмент танбур с плектором и древнейшие музыкальные инструменты най, сарбознай, которые встречаются в египетских памятниках [6, с. 29-30].

Таким образом, в последней трети XIX века впервые в Узбекистане достаточно широко начали проводиться собирание, изучение и коллекционирование узбекских музыкальных инструментов известными капельмейстерами, фольклористами, исследователями узбекской музыки, которые внесли большой вклад в развитие народной инструментальной культуры Узбекистана.

В первой половине ХХ века узбекские народные музыкальные инструменты перешли на новый уровень развития. Бытующие узбекские музыкальные инструменты были усовершенствованы и реконструированы музыкальными мастерами и превращены в двенадцатиструнный равномерно темперированный строй хроматического звукоряда. На смену старым образцам традиционных музыкальных инструментов появились новые инструменты, более современные, отвечающие возросшим исполнительским требованиям. На инструменте чанге и гиджаке прибавилось число струн, что значительно расширило диапазон их звучания. Созданы модификации гиджаков квинтового строя: сопрано, альт, бас, контрабас; чангов: пикколо, прима, тенор, бас; рубабов: прима, кашгарскийрубаб, афганский рубаб; дутаров: прима, секунда, альт, типовой дутар, дутар-бас, дутар-контрабас. Изготовлены детские узбекские народные музыкальные инструменты - дутары и гиджаки, предназначавшиеся для детских музыкальных школ и самодеятельных детских оркестров [7, с. 78].

Основные цели и задачи усовершенствования узбекских народных музыкальных инструментов четко сформулированы в книге Т. Вызго и А.И. Петросянца [3]. «Они заключались в следующем:

1. Установление на струнно-щипковых и струнно-плекторных инструментах равномерного темперированного хроматического звукоряда;

2. Создание семейства узбекских народных инструментов;

3. Улучшение звуковых и тембровых качеств узбекских музыкальных инструментов, увеличение силы звука, расширение диапазона каждого музыкального инструмента;

4. Сохраняя оригинальность тембра и певучести узбекских народных инструментов, облегчить технику звукоизвлечения в целях раскрытия всех художественно-выразительных возможностей каждого инструмента, потенциально в нем заложенных.

5. Выработка новой технологии изготовления музыкального инструментария, чтобы получить при массовом производстве прочные и качественные музыкальные инструменты» [3, с. 2223].

Таким образом, в первой половине ХХ века узбекские народные музыкальные инструменты приобрели новый облик, улучшилось качество звуков, расширился диапазон инструментов. Созданы новые модели узбекских музыкальных инструментов, которые способствовали созданию различных многоголосных инструментальных ансамблей, а также народных оркестров.

Сегодня на различных концертах, конкурсах самодеятельные музыкальные коллективы повсюду играют на реконструированных и усовершенствованных узбекских народных инструментах, а также на этих инструментах играют и исполнители профессиональной музыки устной традиции.

Литература

1. Акбаров И. Узбекская народная музыка / И. Акбаров // Вопросы музыкальной культуры Узбекистана. - Ташкент: Гос. изд. худ. лит. Уз ССР, 1961. - 344 с.

2. Акбаров И. Успенский В.А. Статьи, воспоминания, письма. - Ташкент: лит. и искусства, 1980. - 384 с.

3. Вызго Т., Петросянц А. Узбекский оркестр народных инструментов / Т. Вызго, А. Петросянц. -Ташкент: изд-во ГослитиздатУзССР, 1962. - 140 с.

4. Интернет портал «Узбекская музыка». - Режим доступа: http://www.belcanto.ru/uzbek.html

5. Лыкошин Н. Полжизни в Туркестане / Н. Лы-кошин // Очерки быта туземного населения. -Сбп.: изд-во АН СССР, 1917. - 343 с.

6. Лутфуллаев А. История исполнительства на узбекских народных музыкальных инструментах / А. Лутфуллаев. - Ташкент: «Musiqa», 2010. - 154 c.

7. Ливиев А. История Узбекского национального музыкального инструментария / А. Ливиев. -Ташкент: Музыка, 2005. - 296 с.

8. Масальский В.И. Туркестанский край / В.И. Масальский. - Сбп.: изд-во А.Ф. Девриена, 1913.

Uzbek traditional songs and musical instruments Batyrshin F.F.

Kazan state institute

In article the Uzbek national song genres and musical instruments are considered, contents and the nature of execution of song genres «Kattaashula», «Yalla», «Lapar», which are in own way various and have ancient roots of origin. Definition of musical instruments is given (dutar, gidjak, rubab, surnay, koshnay, karnay, chirmanda, nagora, safail). Address attention to achievement of transformation of the Uzbek national musical instruments into twelve-string evenly tempered system of a chromatic sound row and to creation of new tools. Keywords: national song genres, musical instruments, modifications of tools, purposes and problems of improvement of tools. References

1. Akbarov I. Uzbek folk music / I. Akbarov // Questions of musical

culture of Uzbekistan. - Tashkent: Gos. ed. thin. lit. Uz SSR, 1961. - 344 p.

2. Akbarov I. Uspensky V.A. Articles, memoirs, letters. - Tashkent:

lit. and Art, 1980. - 384 p.

3. Vyzgo T., Petrosyants A. The Uzbek Folk Instruments Orchestra

/ T. Vyzgo, A. Petrosyants. - Tashkent: Goslitizdat Publishing House of the USSR, 1962. - 140 p.

4. Internet portal "Uzbek music". - Access mode: http://www.belcanto.ru/uzbek.html

5. Lykoshin N. Polzhizni in Turkestan / N. Lykoshin // Sketches of

the life of the native population. - Sbp .: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1917. - 343 p.

6. Lutfullaev A. The history of performance on Uzbek folk musical

instruments / A. Lutfullaev. - Tashkent: "Musiqa", 2010. - 154 c.

7. Liviev A. History of the Uzbek National Musical Instrumentation /

A. Liviev. - Tashkent: Music, 2005. - 296 p.

8. Masalsky VI Turkestan Territory / V.I. Masalsky. - Sbp .: publish-

ing house A.F. Devriena, 1913. - 861 p.

n m

Т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.