Научная статья на тему 'Локальные стили узбекского музыкального фольклора'

Локальные стили узбекского музыкального фольклора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3181
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ФОЛЬКЛОР / ДАСТАН / ТРАДИЦИИ / ОБРЯДЫ / ЛАПАР / ЯЛЛА / КОШУК / АШУЛА / МАКОМ / БАХШИ / БУЛАМАН / MUSIC / FOLKLORE / DASTAN / TRADITIONS / RITUALS / LAPAR / YALLA / KOSHUK / ASHULA / MAKOM / BAKHSHI / BULAMAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каримжанова Матлюбахон Каримовна

В статье рассматриваются региональные стили узбекского музыкального фольклора. Это Бухара Самарканд, Хорезм, Сурхандарья Кашкадарья, Фергана Ташкент. У каждого региона своеобразные особенности не только в языке, диалекте, но и в музыкальных интонациях. Составной частью музыкально-исторического наследия узбекского народа являются дастаны. Издревле музыка играла важную роль в повседневной жизни населения Узбекистана. Особенно широко и разнообразно она звучала на народных празднествах, массовых гуляниях, в семейных свадебных обрядах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL STYLES OF UZBEK MUSICAL FOLKLORE

The article deals with regional styles of Uzbek musical folklore. These Are Bukhara-Samarkand, Khorezm, Surkhandarya-Kashkadarya, and Fergana-Tashkent. Each region has unique features not only in language and dialect, but also in musical intonations. Dastans are an integral part of the musical and historical heritage of the uzbek people. Since ancient times, music has played an important role in the daily life of the population of Uzbekistan. It sounded especially widely and variously at folk festivals, mass celebrations, and family wedding ceremonies.

Текст научной работы на тему «Локальные стили узбекского музыкального фольклора»

ЛОКАЛЬНЫЕ СТИЛИ УЗБЕКСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО

ФОЛЬКЛОРА

Каримжанова М.К. Email: Karimjanova682@scientifictext.ru

Каримжанова Матлюбахон Каримовна - преподаватель, общеобразовательная школа № 39, Мархаматский район, Андижанская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются региональные стили узбекского музыкального фольклора. Это Бухара - Самарканд, Хорезм, Сурхандарья -Кашкадарья, Фергана - Ташкент. У каждого региона своеобразные особенности не только в языке, диалекте, но и в музыкальных интонациях. Составной частью музыкально-исторического наследия узбекского народа являются дастаны. Издревле музыка играла важную роль в повседневной жизни населения Узбекистана. Особенно широко и разнообразно она звучала на народных празднествах, массовых гуляниях, в семейных свадебных обрядах.

Ключевые слова: музыка, фольклор, дастан, традиции, обряды, лапар, ялла, кошук, ашула, маком, бахши, буламан.

LOCAL STYLES OF UZBEK MUSICAL FOLKLORE Karimjanova M.K.

Karimjanova Matlubakhon Karimovna - Teacher, ELEMENTARY SCHOOL № 39, MARKHAMATDISTRICT, ANDIJANREGION, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article deals with regional styles of Uzbek musical folklore. These Are Bukhara-Samarkand, Khorezm, Surkhandarya-Kashkadarya, and Fergana-Tashkent. Each region has unique features not only in language and dialect, but also in musical intonations. Dastans are an integral part of the musical and historical heritage of the uzbek people. Since ancient times, music has played an important role in the daily life of the population of Uzbekistan. It sounded especially widely and variously at folk festivals, mass celebrations, and family wedding ceremonies.

Keywords: music, folklore, Dastan, traditions, rituals, lapar, Yalla, koshuk, ashula, makom, bakhshi, bulaman.

УДК:373

Обычаи и традиции музыкального фольклора Узбекистана формировались на протяжении длительного исторического периода. Они связаны как с условиями жизни и быта, трудовыми занятиями людей, так и с различными народными обычаями, обрядами и празднествами. Узбекская классическая музыка по своей структуре очень богата, в ней огромное количество песен и мелодий. Они различны по форме, по содержанию и делятся на 4 крупных региональных стиля - локальные циклы. Это Бухара - Самарканд, Хорезм, Сурхандарья - Кашкадарья, Фергана - Ташкент. У каждого региона своеобразные особенности не только в языке, диалекте, но и в музыкальных интонациях.

Под Сурхандарьинско-Кашкадарьинским локальным циклом понимают музыкально-художественные традиции, которые веками складывались и развивались в южном регионе Узбекистана. Для них характерны трудовые и календарно-обрядовые песни, напевы и наигрыши чабанов, эпическое искусство бахши и многие другие народные мелодии. Важно отметить, что зарождение местных музыкальных традиций относится к древнейшим периодам истории. Они появлялись на свет в связи с различными обстоятельствами, связанными с условиями жизни и быта населения, в

частности, с трудовыми процессами, семейными обычаями и обрядами, массовыми народными празднествами и гуляниями. Население Сурхандарьи и Кашкадарьи с древних времен занимается в основном животноводством и земледелием. Поэтому в этих областях сохранилось много песен и чабанских (пастушеских) мелодий, связанных с их работой [1, с. 7].

Составная часть музыкально-исторического наследия узбекского народа являются дастаны. Дастан — это большое эпическое литературно-музыкальное произведение. В нём чередуются прозаические (рассказ), стихотворные, песенные и инструментальные эпизоды, подчинённые общему сюжетному повествованию

Их знатоки — бахши сохранили в памяти множество удивительных сказаний и легенд, которые до сих пор не потеряли своей художественной ценности. Среди традиционных музыкальных инструментов, распространённых в этих областях, выделяются домбра, кобыз, чупон най, сибизик, чангкобуз и дойра [1, с. 7].

Под Бухарско-Самаркандским локальным стилем музыки понимаются традиции, характерные для народного музыкального искусства Бухары, Самарканда и их областей. Здесь, в древних культурных центрах региона, широкое место занимают как фольклорные песни и инструментальные мелодии, так и профессиональная музыка устной традиции—дастаны, искусство созанда, макомы.

Одна из отличительных особенностей местного песенного стиля - двуязычие, то есть использование в музыке стихов на узбекском и таджикском языках. Это же характерно и для вокальных частей цикла Шашмаком, который является классическим образцом профессиональной музыки устной традиции узбекского и таджикского народов [1, с. 14].

В Бухарско-Самаркандском локальном музыкальном стиле сложилось своеобразное искусство созанда. Оно непосредственно связано с творческой деятельностью женщин. Солистка-созанда исполняет куплеты песни и одновременно танцует, отстукивая в кайрак (плоские гальки-кастаньеты) или позванивая в занг (колокольчики). Ансамбль же, состоящий из двух-трёх исполнительниц на дойрах, сопровождает выступление припевами [1, с. 19].

Под Фергано-Ташкентским локальным музыкальным стилем понимается совокупность характерных музыкальных традиций, сложившихся на территории Ферганской долины, города Ташкента и столичной области. В нём получили своё характерное отражение такие жанры народной музыки, как куй, терма, лапар, ялла, кошук, ашула, а также жанры профессиональной музыки — дастан, катта ашула, маком.

В Фергано-Ташкентском локальном музыкальном стиле заметное место занимает детский фольклор и песенное творчество женщин. В частности, для этого стиля характерны такие детские песни, как «Бойчечак» («Подснежник»), «Ёмгир ёгалок» («Дождик, лейся»), «Лайлак келди» («Прилетели аисты»), «Офтоб чикди» («Взошло солнце») «Чучвара кайнайди» («Закипели пельмени»). Они пользуются популярностью не только в данном регионе, но и по всей республике [1, с. 25].

Эти детские песни настолько распространенные, что даже взрослые знают наизусть. Песни очень яркие, создают благоприятную атмосферу, но в то же время, следует отметить, что слова песни написаны простым, доступным языком.

А среди женщин особой известностью пользуются лапары и ашула, а из свадебно-обрядовых — «Ёр-ёр» («Милый») и «Келин салом» («Приветствие невесты»), что без этих песен невозможно представить узбекские свадебные обряды до настоящего времени.

В Фергано-Ташкентском локальном музыкальном стиле представлены известные бахши Хайдар Ота Байчиев, Джу- мабай-бахши, Раззок-бахши Казакбаев, Кабилбай-бахши, которые поют в сопровождении домбры. Их репертуар состоит, в основном из дастанов «Алпамыш», «Рустамхан», «Авазхан», «Ширин и Шакар» и других.

В Фергано-Ташкентской музыкальной практике присутствуют почти все национальные музыкальные инструменты, а именно: дутар, танбур, рубаб, чанг, сато, гиджак, най, кошнай, дойра, нагора и другие. Конечно, в искусстве узбекского народа каждый национальный музыкальный инструмент имеет своё место и роль, за ним закрепились специальные мелодии.

Хорезмский локальный музыкальный стиль складывается из характерных для данного региона народных песен и лапаров, различных обрядовых и танцевальных мелодий, дастанов, ашула и макомных профессиональных традиций. Являясь органичной частью узбекской музыкальной культуры, музыка Хорезма ярко своеобразна. В известной мере можно говорить о её близости к туркменской и азербайджанской музыке. Своеобразие местного музыкального стиля можно видеть и на примере распространённых народных музыкальных инструментов. Здесь используется духовой инструмент буламан, что не характерно для других областей. Буламан изготавливается из тутового дерева, по форме напоминает сурнай. На нём играют как сольно, так и в составе инструментального ансамбля [1, c. 36].

Существенное место в Хорезмском музыкальном стиле занимает вокальная и инструментальная музыка, связанная с танцем. В свою очередь, танцевальные мелодии могут иметь несколько разновидностей:

• пьесы популярного характера. Среди них, в основном, «Лазги», «Ганжи корабог», «Уфари» и другие;

• игровые мелодии представлений дарбазов-канатоходцев. Это «Елпазаланди», «Уфари Елпазаланди» и другие;

• игровые мелодии представлений кизикчи и масхарабозов (острословов, юмористов-пересмешников). Их представляют «Чоголлок», «Аз-аз», «Аз-азнинг тези», «Хоразмча», «Юз бир», «Сурнай йули» и другие [1, c. 37].

Вокальное искусство в Хорезме развивалось издревле. Важная особенность песен ашула состоит в том, что в их основе лежат классические стихотворения.

Таким образом, мы рассмотрели четыре регионального стиля узбекского музыкального искусства, которые резко отличаются друг от друга своими определенными особенностями. Важно отметить, что эти стили узбекского музыкального фольклора сложились в древности, и самое главное - сохранились и воспроизводятся до настоящего времени.

Список литературы /References

1. Ибрагимов О. Музыка. Учебник для 7 класса общеобразовательных школ.

Ташкент, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.