Научная статья на тему 'Узбекские народные музыкальные инструменты в инновационных разработках'

Узбекские народные музыкальные инструменты в инновационных разработках Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
949
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЗБЕКСКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИННОВАЦИОННАЯ РАЗРАБОТКА / МОДИФИКАЦИЯ / КАШГАРСКИЙ РУБАБ / РУБАБ ПРИМА / АФГАНСКИЙ РУБАБ / УД / КАНУН / ЧАНГ / НАЙ / РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ КАТЕГОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ / UZBEK FOLK MUSICAL INSTRUMENTS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / MODIFICATION / KASHGAR RUBAB / PRIMA RUBAB / AFGHAN RUBAB / OUD / EVE / CHANG / NAI / PERFORMERS OF DIFFERENT AGES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ташматова Азатгул Рахимовна

В статье рассматриваются процессы инновационных конструкций узбекских народных инструментов, разработанных в соответствии с современными требованиями музыкального исполнительства в научно-производственной экспериментальной лаборатории «Миллий чолғу» Государственной консерватории Узбекистана. Обосновывается необходимость создания новых моделей модифицированных узбекских народных инструментов на основе современных технологий, обеспечивающих комфортность практического применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UZBEK FOLK MUSICAL INSTRUMENTS IN INNOVATIVE DEVELOPMENTS

The article discusses the processes of innovative designs of Uzbek folk instruments, developed in accordance with modern requirements of musical performance in the scientific and production experimental laboratory "Milliy Cholgu" of the State Conservatory of Uzbekistan. The necessity of creating new models of modified Uzbek folk instruments based on modern technologies that ensure the convenience of practical application is substantiated.

Текст научной работы на тему «Узбекские народные музыкальные инструменты в инновационных разработках»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УЗБЕКСКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТКАХ Ташматова А.Р. Email: Tashmatova17146@scientifictext.ru

Ташматова Азатгул Рахимовна - кандидат искусствоведения, профессор, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются процессы инновационных конструкций узбекских народных инструментов, разработанных в соответствии с современными требованиями музыкального исполнительства в научно-производственной экспериментальной лаборатории «Миллий чолгу» Государственной консерватории Узбекистана. Обосновывается необходимость создания новых моделей модифицированных узбекских народных инструментов на основе современных технологий, обеспечивающих комфортность практического применения. Ключевые слова: узбекские народные музыкальные инструменты, инновационная разработка, модификация, кашгарский рубаб, рубаб прима, афганский рубаб, уд, канун, чанг, най, разновозрастные категории исполнителей.

UZBEK FOLK MUSICAL INSTRUMENTS IN INNOVATIVE

DEVELOPMENTS Tashmatova A.R.

Tashmatova Azatgul Rakhimovna - PhD in History of Arts, Professor, DEPARTMENT PERFORMING ON FOLK INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the processes of innovative designs of Uzbek folk instruments, developed in accordance with modern requirements of musical performance in the scientific and production experimental laboratory "Milliy Cholgu" of the State Conservatory of Uzbekistan. The necessity of creating new models of modified Uzbek folk instruments based on modern technologies that ensure the convenience of practical application is substantiated.

Keywords: Uzbek folk musical instruments, innovative development, modification, Kashgar rubab, prima rubab, Afghan rubab, oud, eve, chang, nai, performers of different ages.

УДК 078

Первые инновационные разработки узбекских народных инструментов восходят к концу 30-х годов ХХ века. Они проводились опытными мастерами научно-исследовательской экспериментальной лаборатории под руководством заслуженного деятеля искусств Узбекистана, учёного - инструментоведа, профессора Ашота Петросянца [1, с. 5]. Производство инструментов в данной лаборатории осуществлялось по апробированной и качественной технологии, разработанной талантливыми узбекскими мастерами, сумевшими накопить опыт на протяжении более полувека, в результате чего были созданы оркестры узбекских народных инструментов [2, с. 9].

В настоящее время продолжается на новом качественном уровне процесс модификации узбекских народных музыкальных инструментов в научно-производственной экспериментальной лаборатории «Миллий чолгу» Государственной консерватории Узбекистана, в рамках прикладного гранта «Оркестр узбекских народных инструментов в контексте музыкальной культуры Узбекистана XX-XXI веков».

Рис. 1. Разновидности детских кашгарских рубабов

В научно-производственной экспериментальной лаборатории «Миллий чолгу» разработаны новые модели узбекских народных инструментов. Так, в частности, для молодого поколения созданы два вида кашгарского рубаба с клёпчатым корпусом, механическими колками для детей начальных классов и с долбленным корпусом, деревянными колками для старших классов. Благодаря уменьшению длины грифа на этих инструментах, стало доступным максимальное удобство для полноценного музицирования. Играя на таких инструментах, будущие музыканты станут не только духовно развитыми, но и физически здоровыми.

Традиционный дутар имеет большой корпус и длинный гриф. При исполнении дети сидят на половине стула и корпус инструмента ставят на вторую половину, что создаёт определённые неудобства для процесса игры. При этом дети непроизвольно наклоняются на правую сторону, что может привести к искривлению позвоночника, деформации внутренних органов и в итоге к неправильному физическому развитию организма ребёнка. Учитывая эти недостатки, мы разработали традиционный дутар с учётом младшей возрастной категории учащихся детских школ музыки и искусств (ДШМИ). На данном инструменте дети с удовольствием играют узбекские народные мелодии, песни и танцы, используя разнообразные исполнительства приёмы и штрихи.

Рис. 2. Детский дутар

Канун является одним из самых красочных по звучанию инструментов, который отличается своеобразными способами звукоизвлечения. Оригинал данного инструмента имеет тройные струны. Для учащихся ДШМИ вначале был изготовлен инструмент меньшего размера с двойными струнами. Как показала практика, во время игры у детей между струнами застревали медиаторы, с омощью которых извлекается звук, в связи с чем возникла необходимость применить одинарные струны. На таком кануне дети получают возможность играть не только узбекские народные мелодии, песни и танцы, но и зарубежную музыку.

Рис. 3. Детский канун

Концертный рубаб, использующийся на практике с кожаной мембраной, особенно подвержен погодным изменениям, в связи с чем меняет свой строй: при жаркой погоде - строй повышается, а при холодной погоде - строй понижается. В результате инструмент не звучит, по причине деформации кожи. Учитывая эти недостатки, мы разработали инструмент с искусственной кожей, которая не реагирует на погоду. На данном инструменте по краям корпуса установлен ободок с винтами для натяжки искусственной кожи, внизу корпуса, установлен механизм для микронастройки струн и звукосниматель для усиления звука. Над корпусом

расположен эквалайзер для изменения спектра звука высоких и низких частот. Инструмент предназначен для профессиональных исполнителей.

Рис. 4. Концертный рубаб с искусственной кожей эквалайзером и звукоснимателем

Рубаб прима является вновь созданным инструментом, имеет самый высокий регистр в семействе рубабов и отличается резким тембром от других инструментов [2, с. 45]. При игре на рубабе приме пальцы исполнителей зачастую не помещались на лады в верхнем регистре и трудно было воспроизводить качественный звук. В связи с этим мензура инструмента была удлинена, в результате чего рубаб прима стал звучать мягче и лучше сливаться с другими инструментами данной группы.

Рис. 5. Рубаб прима с удлинённой мензурой

Афганский рубаб является инструментом, который близок тембру человеческого голоса. Он имеет матовый и бархатный звук [2, с.55]. Из-за своеобразной формы на нём трудно воспроизводить звуки в верхнем регистре. В связи с этим был расширен диапазон, то есть на основе пятиструнного инструмента изготовлен семиструнный, на котором можно свободно без каких-либо затруднений исполнять узбекскую и

зарубежную классику, а также произведения современных композиторов любой степени сложности.

Рис. 6. Пятиструнный и семиструнный афганский рубаб

Чанг является одним из самых сложных инструментов по способу звукоизвлечения. Каждая струна чанга тройная, поэтому она не может долго сохранять чистоту строя из-за цельной боковой части инструмента, где находятся колки для настройки. В целях улучшения качества звучания была изменена конструкция инструмента. Боковая часть, где настраиваются струны, стала изготовляться пятислойным способом. Это позволяет надолго сохранять чистоту строя. Чанг является как сольным, так и ансамблевым, в частности аккомпанирующим инструментом.

Рис. 7. Чанг с изменённым корпусом

Инновационные инструменты изготовляются в модифицированном виде для того, чтобы соответствовать современным требованиям музыкального исполнительства, способствовать повышению исполнительского мастерства музыкантов, развитию

молодого поколения на основе современных технологий, обладающей творческим мышлением и богатым художественным воображением. Благодаря этому наши студенты получают возможность участия в престижных зарубежных конкурсах, где занимают призовые места, а также пропагандируют узбекские народные музыкальные инструменты на международной арене. Апробированные на практике, модифицированные узбекские народные инструменты получают высокие отзывы специалистов и экспертов. Всё это содействует широкому развитию народного инструментального исполнительского искусства в Узбекистане.

Процесс инновационных разработок бесконечен, как само творчество непрерывного обновления в соответствии с запросами современного общества и меняющейся жизнью. Узбекские народные инструменты, сохраняя свою самобытность, идут в ногу со временем, органично соединяя в себе прошлое и современное, традиционное и инновационное.

Список литературы /References

1. Петросянц А. Инструментоведение. Узбекские народные инструменты. Ташкент,

1990.

2. Ташматова А. Каталог музея музыкальных инструментов. Ташкент, 2006.

ОРКЕСТРЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В

УЗБЕКИСТАНЕ Тихонов А.С. Email: Tikhonov17146@scientifictext.ru

Тихонов Анатолий Степанович - старший преподаватель, кафедра исполнительство на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: у каждого народа мира есть свои национальные традиции, корнями уходящие в глубь веков. Это касается музыки, литературы, живописи и других видов творчества. Со средних веков развивается светская музыка, которая была доступна не всем. Исполнялась она в аристократических кругах. Духовная музыка была приоритетом церкви. Самым древним видом искусства является народное творчество-фольклор. Исполнители на народных инструментах преследовались государством. Но, несмотря на гонения, народные инструменты дожили до наших дней.

Ключевые слова: музыка, искусство, инструмент, творчество, ансамбль, оркестр, балалайка, фольклор, концерт.

ORCHESTRAS OF RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS IN

UZBEKISTAN Tikhonov A.S.

Tikhonov Anatoliy Stepanovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT PERFORMING ON FOLK INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: еach nation of the world has its own national traditions, rooted in the depths of centuries. This applies to music, literature, painting and other types of creativity. Since the Middle Ages secular music has been developing, which was not accessible to everyone. It was performed in aristocratic circles. Sacred music was a church priority. The oldest form

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.