Научная статья на тему 'РОЛЬ МОДИФИЦИРОВАННЫХ УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ МОДИФИЦИРОВАННЫХ УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
узбекские народные музыкальные инструменты / создание / модификация / Кашгарский рубаб / Кашгарский концертный рубаб / конструкция / мензура / звукоряд / тембр / исполнительское искусство / система непрерывного образования. / uzbek folk musical instruments / creation / modification / Kashgar rubab / Kashgar concert rubab / construction / scale / scale / timbre / performing arts / continuous education system.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ташматова Азатгул Рахимовна

в статье рассматриваются процессы модификации узбекских народных музыкальных инструментов в соответствии с современными требованиями исполнительского искусства. Подчёркивается их роль и значение в системе непрерывного образования, в частности, в повышении качества Кашгарского рубаба, Кашгарского концертного рубаба, в расширении диапазона и исполнительских возможностей, а также в обогащении новыми тембровыми красками и выразительными средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MODIFIED UZBEK FOLK MUSICAL INSTRUMENTS IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

the article discusses the processes of modification of Uzbek folk musical instruments, in accordance with the modern requirements of the performing arts. Their role and importance in the system of continuous education is emphasized, in particular, improving the quality of the Kashgar rubab, Kashgar concert rubab, in expanding the range and performance capabilities, as well as in enriching with new timbre colors and expressive means.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МОДИФИЦИРОВАННЫХ УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

РОЛЬ МОДИФИЦИРОВАННЫХ УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ташматова А.Р.

Ташматова Азатгул Рахимовна - кандидат искусствоведения, профессор, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются процессы модификации узбекских народных музыкальных инструментов в соответствии с современными требованиями исполнительского искусства. Подчёркивается их роль и значение в системе непрерывного образования, в частности, в повышении качества Кашгарского рубаба, Кашгарского концертного рубаба, в расширении диапазона и исполнительских возможностей, а также в обогащении новыми тембровыми красками и выразительными средствами.

Ключевые слова: узбекские народные музыкальные инструменты, создание, модификация, Кашгарский рубаб, Кашгарский концертный рубаб, конструкция, мензура, звукоряд, тембр, исполнительское искусство, система непрерывного образования.

THE ROLE OF MODIFIED UZBEK FOLK MUSICAL INSTRUMENTS IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION Tashmatova A.R.

Tashmatova Azatgul Rakhimovna - Candidate of Art History, Professor, DEPARTMENT OF PERFORMANCE IN FOLK INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the processes of modification of Uzbek folk musical instruments, in accordance with the modern requirements of the performing arts. Their role and importance in the system of continuous education is emphasized, in particular, improving the quality of the Kashgar rubab, Kashgar concert rubab, in expanding the range and performance capabilities, as well as in enriching with new timbre colors and expressive means. Keywords: uzbek folk musical instruments, creation, modification, Kashgar rubab, Kashgar concert rubab, construction, scale, scale, timbre, performing arts, continuous education system.

Сегодня в мире усовершенствование народных музыкальных инструментов в соответствии с современными требованиями исполнительского искусства является одним из приоритетеных направлений. В этом отношении модификация народных музыкальных инструментов и создание инновационным способом востребованных видов для учащихся детских школ музыки и искусства, общеобразовательных учреждений, студентов высших учебных заведений и профессиональных музыкантов-исполнителей, внедрение в практику имеют огромное значение.

В годы Независимости в Новом Узбекистане значительно возросло внимание к народному инструментально-исполнительскому искусству. В нынешнее время в системе непрерывного образования активно реализуются инициативы, направленные на повышение музыкальных знаний и навыков учащихся, выявление и поддержку молодых талантов. Особенно важно создание на научной основе модифицированных музыкальных инструментов для учащихся младших и старших классов школ, удобных, полностью отвечающих современным требованиям исполнительства. Внедрение их в учебно-педагогическую и концертно-исполнительскую практики является одной из актуальных проблем.

В этом отношении до сих пор существуют проблемы, не получившие своего решения. Главная из них -несоответствие музыкальных инструментов, применяемых на практике, различным возрастным категориям учащихся. Например, талантливые ученики детских школ музыки и искусства обучаются на больших по размеру инструментах предназначенных для студентов и профессиональных исполнителей. Отрицательные результаты этого проявляются в следующем:

- не обеспечивается полноценное музыкальное и физическое развитие учащихся;

- не реализуются эффективные способы развития исполнительского мастерства;

- не достигается свободное владение инструментом;

- не воспроизводится точное, чистое и качественное звучание инструмента;

- не реализуется возможность всесторонне продемонстрировать исполнительское мастерство.

Рис. 1. Кашгарский рубаб

В процессе занятий на больших инструментах, образуется дискомфорт, причиняющий вред здоровью учащихся. Решение данных проблем с учетом физиологии подрастающего поколения создает условия для воспитания физически здоровых, всесторонне развитых детей.

Изготовление на научной основе музыкальных инструментов удобных и учитывающих физиологию возрастных особенностей учеников и внедрение в практику является одной из актуальных задач учёных-специалистов и музыкальных мастеров на сегодняшный день. На практике применяются два вида рубаба. Первый кашгарский рубаб (технический, так называют его исполнители) с легким клепчатым корпусом, накладкой на грифе, механическими колками, который долго держит строй, а второй вид концертный рубаб, с тяжелым долбленным корпусом, без накладки, с деревянными колками для настройки струн, предназначенные для студентов и профессиональных исполнителей.

На Кашгарском рубабе, применяемом на практике, из-за короткой мензуры не было возможности извлекать качественный и полноценный звук. В верхнем регистре звук инструмента был сухим и жестким, ему недоставало мягкости. Простое расширение грифа инструмента, может привести к неправильному расположению ладов. Поэтому, для обеспечения правильного расположения мензуры инструмента и разбивку ладов, целесообразно разработать на научной основе.

Основная цель изобретения - создать и рекомендовать к применению модифицированный инновационный Кашгарский рубаб для учащихся младших классов школ, полностью отвечающий современным требованиям. Модифицированный Кашгарский рубаб, с клепчатым корпусом, расширенными исполнительскими возможностями, в нижнем и верхнем регистрах приобретает качественный и полноценный звук. Он отличается от инструмента до модификации новой мензурой и широким расстоянием между ладами, нежным тембром и приятным звукоизвлечением. Сегодня данный модифицированный инструмент широко применяется учащимися 1 -3 классов детских школ музыки и искусства.

Таким образом, модифицированный Кашгарский рубаб апробирован учащимися младших классов детских школ музыки и искусства и рекомендован к практике: Справка Министерства культуры Республики Узбекистан от 8 января 2021 года. В результате, создан модифицированный инновационный Кашгарский рубаб в соответствии с физиологией учащихся 1-3 классов, полностью отвечающий требованиям сегодняшнего дня, не оказывающий негативного влияния на здоровье детей. На данном инструменте учащиеся на основе правильной постановки имеют возможность демонстрировать свои исполнительские способности, достигать чистого и качественного звука.

Концертный рубаб, изготовленный для студентов и профессиональных исполнителей, создаёт неудобство учащимся детской школы музыки и искусства в исполнительской практике, что может привести к ряду неблагоприятных осложнений. Следствием этого является то, что данный инструмент имеет длинный гриф и тяжелый долбленный корпус. При игре на нем у учащихся различного возраста наблюдается перегиб тела на правую сторону. Это неблагоприятное положение может навредить здоровью и привести к искривлению позвоночника.

Рис. 2. Концертный рубаб до модификации

Рис. 3. Модифицированный Кашгарский концертный рубаб

Длинная мензура, широкое расстояние между ладами, недоступность пальцев к определенным ладам приводят к фальшивому звучанию и не способствуют полноценному раскрытию исполнительского мастерства учащихся. Простое уменьшение размера грифа инструмента приведет к неправильному расположению ладов. Поэтому мензуру инструмента и разбивку ладов необходимо разработать с учетом модификации. В связи с этим, на научной основе разработана новая мензура и разбивка ладов для создания модифицированного инновационного народного музыкального инструмента Кашгарский концертный рубаб для учащихся старших классов детских школ музыки и искусства, а также специализированных школ искусств.

На модифицированном Кашгарском концертном рубабе учащиеся на основе правильной постановки имеют возможность полностью продемонстрировать свое исполнительское мастерство. Самое главное - за счет уменьшении расстояния между ладами дети свободно владеют инструментом и воспроизводят чистое и качественное звучание. Данный инструмент апробирован учащимися старших классов детских школ музыки и искусства, а также специализированных школ искусств и рекомендован к применению на практике: Справка Министерства культуры Республики Узбекистан от 8 января 2021 года. В результате, создан модифицированный инновационный Кашгарский концертный рубаб для учащихся старших классов школ в соответствии с их физиологией. По тембровым качествам он не отличается от инструмента, предназначенного для студентов и профессиональных исполнителей.

Созданные в течение многолетней научно-исследовательской и научно-практической деятельности автора данный статьи инновационные инструменты, отвечающие современным требованиям исполнительства, то есть модифицированные, способствуют расширению исполнительских возможностей инструментов, качественному и чистому звучанию. Тем самым достигается повышение исполнительского

мастерства музыкантов, участвующих в престижных международных конкурсах и завоевывающих призовые места, выступающих на мировых сценах, пропагандирующих узбекские народные музыкальные инструменты. Наряду с этим, модифицированные инструменты служат бесценным источником для разработки новых научно-исследовательских трудов по направлению «Инструментоведение».

Модифицированные инструменты имеют важное значение, в развитии инструментального исполнительского, и, в целом, национального музыкального искусства Узбекистана. А самое главное, впервые созданные модифицированные инновационные узбекские народные музыкальные инструменты восполняют существующий до сегодняшнего дня пробел начального звена обучения, являющегося фундаментом в системе непрерывного образования. Кашгарский рубаб для учащихся 1-3 классов, с клепчатым корпусом и увеличенным грифом, наряду с целесообразным распределением и установлением ладов на мензуре, приобретает новые качества звукоизвлечения.

Кашгарский концертный рубаб для учащихся старших классов, всесторонне отвечающий современным требованиям исполнительства с мензурой и разбивкой ладов на научной основе, приобретает совершенно новое, неповторимое и качественное звучание.

В заключение следует подчеркнуть, что модифицированные музыкальные инструменты необходимы для учащихся младших и старших классов школ в системе непрерывного образования. Их роль велика в полноценном развитии подрастающего поколения на основе правильной постановки, обеспечивающей воспитание физически здоровых, духовно богатых и всесторонне развитых личностей.

Список литературы /References

1. Петросянц А. Инструментоведение. Узбекские народные инструменты. Т., 1990.

2. Ливиев А. История узбекского национального музыкального инструментария. Т., 2005.

3. Ташматова А. Каталог музея музыкальных инструментов. Т., 2006.

4. Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.