Научная статья на тему 'Исполнительство на инструменте рубаб прима'

Исполнительство на инструменте рубаб прима Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
518
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУБАБ / РУБАБ ПРИМА / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ОРКЕСТР / ДИАПАЗОН ИСПОЛНЕНИЯ / RUBAB / RUBAB PRIMA / PERFORMANCE / ORCHESTRA / RANGE OF PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гочбакаров Азат Аманович

Исполнительство это процесс, который развивается и совершенствуется изо дня в день, независимо от того, в какой сфере он находится, будь то в театральной или кино, в музыкальной или певческой. В частности, совершенствование исполнительской деятельности в сфере музыкальной инструментальной деятельности предполагает регулярное осуществление в установленном порядке конкретных целенаправленных упражнений. Инструмент рубаб прима это инструмент, в котором есть широта исполнительских и технических возможностей, возможность воспроизводить любые произведения мирового масштаба с уникальными тембрами и звуковыми характеристиками. В данной статье говорится об этом инструменте и его исполнительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE ON THE INSTRUMENT RUBAB PRIMA

Рerformance is a process that develops and improves from day to day, regardless of what sphere it is in, whether it is in theater or cinema, in music or singing. In particular, the improvement of performance in the field of musical instrumental activity involves the regular implementation of specific targeted exercises in the prescribed manner. The rubab prima instrument is an instrument that has a breadth of performing and technical capabilities, the ability to reproduce any works of world scale with unique timbres and sound characteristics. This article talks about this instrument and its performance.

Текст научной работы на тему «Исполнительство на инструменте рубаб прима»

Список литературы / References

1. Мирзаев К.Г. «Роль узбекского национального инструмента гижжака в исполнительском искусстве». «Проблемы современной науки и образования». № 9 (142), 2019.

2. Зияева М. « Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения». «Вестник науки и образования». № 11 (65), 2019.

3. Досимбетов БХ. «Роль современной музыки в развитии мировоззрения молодёжи». Проблемы современной науки и образования». № 8 (141), 2019.

4. Матякубов Ш.Б. «Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционному исполнительству». «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА ИНСТРУМЕНТЕ РУБАБ ПРИМА Гочбакаров А.А. Email: [email protected]

Гочбакаров Азат Аманович - старший преподаватель, кафедра народного инструментального исполнительства, Государственная Консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: исполнительство - это процесс, который развивается и совершенствуется изо дня в день, независимо от того, в какой сфере он находится, будь то в театральной или кино, в музыкальной или певческой. В частности, совершенствование исполнительской деятельности в сфере музыкальной инструментальной деятельности предполагает регулярное осуществление в установленном порядке конкретных целенаправленных упражнений. Инструмент рубаб прима - это инструмент, в котором есть широта исполнительских и технических возможностей, возможность воспроизводить любые произведения мирового масштаба с уникальными тембрами и звуковыми характеристиками. В данной статье говорится об этом инструменте и его исполнительстве. Ключевые слова: рубаб, рубаб прима, исполнительство, оркестр, диапазон исполнения.

PERFORMANCE ON THE INSTRUMENT RUBAB PRIMA Gochbakarov A.A.

Gochbakarov Azat Amanovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT FOLK INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: рег/огтапсе is a process that develops and improves from day to day, regardless of what sphere it is in, whether it is in theater or cinema, in music or singing. In particular, the improvement of performance in the field of musical instrumental activity involves the regular implementation of specific targeted exercises in the prescribed manner. The rubab prima instrument is an instrument that has a breadth of performing and technical capabilities, the ability to reproduce any works of world scale with unique timbres and sound characteristics. This article talks about this instrument and its performance.

Keywords: rubab, rubab prima, performance, orchestra, range of performance.

УДК 787.8

Несмотря на то, что инструмент прима рубаб - это вновь созданный инструмент, сегодня занимает особое место в исполнении узбекских мелодий. В 1948 году в Ташкентской государственной консерватории состоялось открытие «отдела народных инструментов» в составе факультета оркестра, где первые три студента Ахмад Одилов, Валентина Борисенко и Феоктист Васильевы учились на инструменте чанг, прима рубаб и кашкар рубаб. В дальнейшем они стали основой в подготовлении профессиональных исполнителей данного направления. После окончания учебы, будучи доцентом, В.Я.Борисенко (1919-1990 гг.) преподавала в консерватории студентам по инструменту рубаб прима и в течение многих лет стала наставником десятков умелых музыкантов. Среди них есть такие талантливые исполнители, как А. Маликов, Г. Салева, Б. Юлдошев, М.Рахимов А. Азимов, Ш. Жанайдаров, А. Дадамухаммедов. В первую очередь надо отметить, что старшие наставники, музыканты

имеют свой исполнительский стиль, своеобразную школу. На этом основании ученики, любящие их искусство, стремящиеся к изучению исполнительского стиля, напрямую связаны с этими учителями [1].

Одним из драгоценных источников для истории узбекской музыки является «Трактат о музыке» Дервиша-Али. Большой интерес представляет раздел музыкальных инструментов, где Дервиш-Али рассматривает исторические музыкальные инструменты. По свидетельству автора, рубаб получил распространение при Султане Мухаммаде Хорезмшахе. Дервише-Али упоминает таких исполнителей на рубабе, как: Мавлоно Косими Раббони, Шайх Шамси Раббони и многих других [2]. В 1943-1948 годах под руководством профессора И.В. Петросянца многие инструменты были усовершенствованы и переработаны, как опыт были созданы семья инструментов, их новые виды, в том числе и семья рубабов. То есть на основе традиционного рубаба появились рубаб прима, мецо сопрано и альт видов данного инструмента. Разработанный мастером С.Е. Диденко (1911-1988) рубаб прима имеет громкость в верхнем регистре, большой диапазон громкости и широкую исполнительскую способность и входит в число воспроизводимых мелодий с помощью мизроба.

Что касается исполнения рубаб прима, то можно особо отметить, что этот процесс тесно связан непосредственно с оркестровым исполнением. Так как одной из основных целей создания новых видов инструментов является расширение диапазона оркестров узбекских народных инструментов и его исполнительских возможностей. Рубаб прима не только расширил возможности и диапазон исполнения оркестра, но и обогатил характеристики его тембра. Академический оркестр узбекских народных инструментов имени Т. Джалилова за многолетнюю деятельность узбекское исполнительское искусство демонстрировалось во многих городах СНГ и зарубежных странах на высоком профессиональном уровне. В этом коллективе работали несколько талантливых исполнителей прима рубаба, например, Ш. Зияев, А. Мубораков, Н. Шарипов, А. Юсупов, О. Акбаров, М. Атахужаев, О. Самадов, Н. Турсунова, А. Гочбакаров, Н. Содикова и др. Эти музыканты внесли большой вклад в формирование и обогащение исполнительских концертных программ, развивая музыкальную исполнительскую деятельность на рубабе прима, полностью раскрывая его исполнительские возможности. В Частности под руководством Ш.Зияева заслуживают внимания выступления ансамбля в виде дуэта, квартета исполнителей на рубабе прима. В результате регулярной концертной исполнительской деятельности ансамбля несколько произведений были написаны на грампластинке в исполнении в 1983 году Ш.Зияева и в 1990 году победителя международных и республиканских конкурсов М. Ортикхужаева. Кроме того, большое влияние оказало сотрудничество с композиторами Узбекистана в обогащении репертуара исполнения. В результате появились специальные произведения, созданные для инструмента рубаб прима. Например, "Песня и танец", "Токката" (М. Махмудов), "Накш и тарона" (Х. Рахимов), "Концерт для рубаб прима и фортепиано" (А. Варелас), "Концертная пъеса" (О. Абдуллаева), "Уфари Навруз" (Н. Норхужаев) и др. В то же время на инструменте рубаб прима с большим мастерством исполняются произведения композиторов мировых и братских народов. В частности, "Венецианский карнавал" Н.Паганини, "Концертная пъеса" С.Кужамярова, переделанная Дителем русская народная мелодия "Коробейники", руминская народная мелодия "Мартовский хоровод" прочно занял место в репертуаре оркестра. На сегодняшний день музыкальное исполнение на инструменте рубаб прима продвигается не только в Узбекистане, но и за рубежом. Это можно увидеть во многих международных конкурсах и фестивалях в достижениях наших исполнителей. В том числе М. Отахужаев в 1986 году занял первое место в конкурсе в Баку под названием У. Ходжибекова. Н. Ибрагимов в 2010 году был признан победителем в номинации «Лучший исполнитель» в конкурсе «Жубанов куклами» в г. Актобе, Казахстан [3].

При этом можно особо отметить, что камерный оркестр народных инструментов "Согдиана" в своей 22-летней деятельности пропагандирует узбекские народные инструменты в частности инструмент рубаба прима во многих странах мира. На сегодняшний день в музыкальных лицеях республики у самоотверженных учителей обучаются несколько специалистов инструмента рубаб прима. Можно особо отметить таких педагогов как А. Юсупов, О. Акбаров, А. Ирисов (Ташкент), Б. Юсупов, Р. Абдуллаев (Наманган), О. Хужаев, А. Тураев (Ургенч), К. Аймбетов, Б. Эрниязов, Э. Каримов (Нукус), А. Омонов (Самарканд), Ш. Шодиев (Кашкадарья), А. Ульмасов, Р. Кипчаков (Фергана), которые преподают первые уроки исполнительства и вносят свой вклад в его развитие. Большое место в исполнительском развитии занимает конкурс молодых исполнителей, проводимый в нашей республике. Эти

конкурсы стали не только открытием ярких талантливых музыкантов, но и фактором открытия новых горизонтов исполнения.

Список литературы / References

1. Матякубов Ш.Б. «Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционному исполнительству». «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.

2. Абдуазимов Р.А. «Наследия, исполняемые на узбекском музыкальном инструменте рубаб»., «Проблемы науки и образования». № 11 (131), 2018.

3. ГочбакаровА. «Рубоб прима чолгу ижрочилиги». «Мусиыка». Тошкент, 2015.

В.А. УСПЕНСКИЙ - ОСНОВАТЕЛЬ ПЕРВОГО НОТНОГО СБОРНИКА

УЗБЕКИСТАНА Имамов О.У. Email: [email protected]

Имамов Ойбек Улугбекович - старший преподаватель, кафедра струнных инструментов, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: нотный сборник «Шашмаком» Виктором Александровичем Успенским (18791949) - важнейший музыкальный документ эпохи, которому трудно найти аналогию. В.Успенский профессионал высокого класса, выпускник Петербургской консерватории, беспредельно влюбленный в музыкальную сокровищницу Средней/Центральной Азии. Для него творческие интересы были превыше всего. Он не думал ни о какой славе и наживе. Наоборот, выезжая в Бухару, он даже рисковал своим пошатнувшимся здоровьем.

В.Успенский интеллектуал высокого порядка с редкой феноменальной музыкальной памятью, в общем-то, не имея каких-либо теоретических знаний о Шашмакоме, благодаря здравому чутью и трезвому уму, смог правильно разобраться в своем предмете исследования, уловить логику ладового и ритмического строения Шашмакома. Сегодня знакомясь с нотными текстами В.Успенского можно только удивляться их профессиональному качеству, как он ориентировался в сложных ладовых и ритмических конструкциях макомов. Ключевые слова: сборник, музыка, документ, текст, лад, ритм, маком, канон, вербальный.

V.A. USPENSKY - FOUNDER FIRST MUSIC COLLECTION OF

UZBEKISTAN Imamov O.U.

Imamov Oybek Ulugbekovich - Senior Teacher, DEPARTMENT STRING INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: musical collection "Shashmakom" by Viktor Aleksandrovich Uspensky (1879-1949) is the most important musical document of the era, which is difficult to find an analogy. V. Uspensky is a high-class professional, a graduate of the St. Petersburg Conservatory, infinitely in love with the musical treasury of Central / Central Asia. For him, creative interests were above all. He did not think of any glory and profit. On the contrary, traveling to Bukhara, he even risked his shaky health. V. Uspensky, an intellectual of a high order with a rare phenomenal musical memory, in general, without any theoretical knowledge of Shashmakom, thanks to his sound instinct and sober mind, was able to correctly understand his subject of research, to catch the logic of the modal and rhythmic structure of Shashmakom. Today, getting acquainted with the musical texts of V. Uspensky one can only be surprised at their professional quality, how he was guided in the complex modal and rhythmic designs of the macoms.

Keywords: collection, music, document, text, fret, rhythm, poppy seed, canon, verbal.

УДК 078

За годы в Узбекистане произошли колоссальные преобразования, связанные с построением независимого, демократического государства, активным вхождением искусства республики в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.